Загадки по истории 6 класс
Обновлено: 04.11.2024
Цели: 1) обобщить знания учащихся по истории Средних веков.
2) развивать умения и навыки учащихся при работе с понятиями, датами и логическими задачами.
3) воспитывать чувство коллективизма
Оборудование: оформление доски, кроссворды, карточки
I. Вступительное слово о целях игры.
Представление жюри. Представление команд.
Команды по очереди отвечают на вопросы
(за каждый правильный ответ – 1 балл)
1) По какой лестнице никто никогда не ходил? (По феодальной)
2) Когда в истории воевали цветы? (В Англии война Алой и Белой розы)
3) Если в названии места, где ремонтируются суда, изменить одну букву, то получится состязание средневековых рыцарей. (Турник – турнир)
4) Первый слог – нота, второй – установленный образец одежды, целое – изменение в обществе, преобразование. (Ре-форма – реформа)
5) Первый слог – домашние птицы, второй местоимение, целое – участники общенародной освободительной борьбы против засилья немцев и католической церкви в одной европейской стране в XV в. (Гуси-ты – гуситы)
6) Откуда произошло слово «брюки»? (Шерсть и сукно, из которого шилась эта одежда, производились в городе Брюгге)
7) Название каких войн указывает на их продолжительность? (Семилетняя, Тридцатилетняя, Столетняя)
2. Конкурс «Крылатые выражения»
Нужно объяснить смысл выражения и рассказать об истории его возникновения.
- «Жить на широкую ногу» - жить пышно, богато, с размахом и щедростью.
Это выражение возникло благодаря английскому королю Генриху II Плантагенету. На большом пальце правой ноги короля вырос уродливый нарост, вследствие чего монарх вынужден был носить длинные башмаки с загнутыми кверху носами. Знатные богатые люди, подражая ему, также стали носить огромную обувь. Чтобы такие ботинки не сваливались с ног, модникам приходилось набивать их сеном. Обыкновенным гражданам разрешалось носить башмаки с носком не длиннее 15 см.
- «Ломать копья» - бороться за что-либо, с жаром спорить о чём-либо .
Происхождение выражения относится ко временам рыцарских турниров XII – XIII вв. Каждый рыцарь, выходя на турнир, объявлял свою даму сердца самой прекрасной и вешал на своё копьё платок, подаренный ею. Это своё утверждение рыцари отстаивали в поединке, в буквальном смысле ломая копья.
- «Ходить в Каноссу» - унижаться перед кем-либо, поступаться своей гордостью, признавать себя побеждённым.
Германский император Генрих IV вёл политическую борьбу с папой римским Григорием VII. В результате этой борьбы Генрих IV низложил Григория VII, а тот, в свою очередь, отлучил Генриха IV от церкви. Знать, боровшаяся за власть, воспользовавшись этим, вышла из-под контроля. Простой народ, взбудораженный проповедями монахов, тоже отвернулся от императора. Покинутый всеми, Генрих IV не выдержал и в 1077 году отправился к папе в замок Каноссу в Северной Италии. Три дня он простоял босым на морозе в одежде кающегося грешника перед воротами замка, и только тогда папа позволил ему пасть в ноги и получить прощение.
- «Круглый стол» - совещания, переговоры, любой обмен мнениями, где все имеют равные права и полномочия.
Выражение восходит к циклу средневековых английских романов о короле Артуре. Волшебник Мерлин предложил отцу Артура, Уотеру, создать рыцарский орден Круглого стола: его члены должны были сидеть везде за круглым столом, чтобы чувствовать себя равными. В международных совещаниях круглый стол стал частью дипломатических церемоний – так подчёркивается равноправие сторон. Выражение приобрело более широкое значение как всякий обмен мнениями, где беспристрастно и терпимо знакомятся с точкой зрения других.
- «Крестовый поход» - беспощадная и настойчивая борьба с кем-либо или чем-либо.
В XI – XII вв.западноевропейские рыцари неоднократно предпринимали крестовые походы с целью освободить от мусульман Иерусалим и другие святые места Палестины, где, по преданию, родился, жил, умер и был погребён Христос. На плащах этих рыцарей были нашиты кресты, что и дало название «крестовые походы». Истинной целью крестоносцев было стремление к добыче в странах Азии и Индии. Выражение «крестовый поход» до сих пор означает беспощадную войну с целью физического или духовного порабощения.
- «Философский камень» - скрытая суть вещей.
В Средневековье алхимики пытались создать не существующее в природе вещество, которое обладало бы чудодейственными свойствами: могло превращать неблагородные металлы в золото и серебро, излечивало от всех болезней, возвращало молодость и удлиняло человеческую жизнь. Называли такое вещество философским камнем. С возникновением научных основ химии его поиски прекратились, и выражение «философский камень» стали переносно использовать в значении начало всех вещей, скрытая их суть».
3. Конкурс «Знаменитые события и даты»
Команды получают листы, где перечислены события периода Средневековья. Ребята должны указать даты.
- Падение западной Римской империи. Начало эпохи Средневековья (476 г.)
- Начало Реконкисты (718 г.)
- Образование империи Карла Великого (800 г.)
- Распад империи Карла Великого (843 г.)
- Образование Священной Римской империи (962 г.)
- Нормандское завоевание Англии (1066 г.)
- Начало Крестовых походов (1096 г.)
- «Великая хартия вольностей» (1215 г.)
- Возникновение парламента в Англии (1265 г.)
- Созыв Генеральных штатов во Франции (1302 г.)
- Столетняя война (1337 – 1453 гг.)
- «Золотая булла» (1356 г.)
- Жакерия во Франции (1358 г.)
- Восстание Уота Тайлера в Англии (1389 г)
- Падение Константинополя (1453 г.)
- Война «Алой и Белой роз» (1455 – 1485 гг.)
4. Конкурс архитекторов.
(выполнить проект нашей гимназии 1 команда – в романском стиле,
2 команда – в готическом стиле на ватмане)
Каждая команда презентует свой проект нашей школы в романском или готическом стиле и характеризует основные элементы этого стиля.
5. Конкурс «Человек – загадка»
1) Каждая команда описывает известную историческую личность эпохи Средневековья. Соперники должны определить, о ком идёт речь.
Следующая загадка
Эту викторину я использовала в качестве внеклассного мероприятия ко "Дню Истории".
Просмотр содержимого документа
«Викторина "Загадки истории" для 6-х классов»
«ЗАГАДКИ ИСТОРИИ»
ИЗОБРЕТЕНИЯ!
В какой стране впервые
стали пить чай из
фарфоровых чашек
и писать на бумаге?
Ответ: Бумага и фарфор
были изобретены в Китае
Как называются
цифры, которыми
мы пользуемся?
Где их изобрели?
Ответ: Мы пользуемся
цифрами, которые были
изобретены в Индии,
а в Европу они пришли
с арабами, поэтому их стали
называть арабскими.
Какое блюдо в 18
веке изобрел
Марко Арони?
Ответ: Макароны
Зонтик был изобретен дважды: первый раз в Древнем Китае, второй в Англии. Чем отличался английский зонтик от китайского?
Ответ: Английский
от дождя, Китайский
В первом веке нашей
эры человек по имени
Цзай Лун растолок
в воде листья конопли.
Что он изобрел?
Ответ: бумагу
Назовите фамилию
изобретателя зубной
Ответ: Колгейт
Древние египтяне смазывали
волосы на голове жиром.
В дни траура посыпали голову
пеплом. Если в такие дни шел
дождь, волосы на голове покрывались пеной. Что было изобретено на основе этого эффекта?
Ответ: Мыло
Создан футбольный мяч,
издающий во время
игры непрерывные звуки.
Для кого он изобретен?
Ответ: Для слепых людей
Раунд 2. История в городах И лицах
Во время Второй Мировой
Войны ей присвоили звание
полковника гвардейских
войск. А в наши дни она –
мать четырех детей, бабушка шести внуков и двух правнуков
Ответ: Королева Англии
Елизавета II
Символом Рима является
волчица, Берлина –
медведь, а что является
символом Копенгагена?
Ответ: Русалочка – героиня, сказки Ганса Христиана Андерсона, - датского писателя. Столицей Дании является Копенгаген.
Какой кровеносный сосуд
является столицей
европейского госдарства?
Ответ: Вена – столица
Этот международный
фестиваль искусств
ежегодно проходит
Ответ: «Славянский Базар»
Этот русский поэт проезжал Витебск, Могилев и Гомель на пути в южную ссылку.
Следующая загадка
Цель: закрепление знаний учащихся по истории средних веков.
Оборудование : презентация, конверты с загадками, два кроссворда, вопросы «Блиц – турнира».
Участники: ведущий, две команды по семь участников, жюри, болельщики.
Домашнее задание: придумать название, герб, девиз своей команды, выбрать капитана.
Подготовка к конкурсу.
Определяются участники команд из двух классов.
Заранее дается домашнее задание:
каждая команда готовит название, герб, девиз, эмблему, выбирает капитана.
«История — свидетель прошлого,
свет истины, живая память ,
учитель жизни, вестник старины»
Ход конкурса.
Вступительное слово учителя.
Ребята, мы с вами завершили изучение очередного этапа истории, который носит названия «Средние века». Уже в самом названии, как считают многие ученые, заложена отрицательная оценка Средневековья. Так и в истории закрепился обзор «темных веков», времени бесконечных войн и разрушений, жестоких обычаев и кровавых расправ с вольнодумцами. Даже сейчас иногда можно услышать определение «средневековый» в значении «дикий», «невежественный». Действительно, дикости, жестокости и невежества тогда хватало – как, впрочем, и в любую другую историческую эпоху.
Но отметим другое. Средние века были временем трудолюбивых крестьян и искусственных ремесленников, благородных рыцарей и мудрых государей, вдохновенных поэтов и художников. В Средние века совершались далекие путешествия, строились величественные соборы, происходили великие открытия. Светлого и радостного, прекрасного и мудрого в той эпохе было ничуть не меньше, чем в другой.
И сегодня я предлагаю вам вспомнить о том, что происходило в эту эпоху (слайды 1-3)
Учитель читает правила игры.
Правила игры.
1. Не выкрикивать с места.
2. Не спорить с членами жюри.
3. Внимательно слушать друг друга.
4. В команде уважать мнение каждого.
5. Окончательный выбор ответа – за капитаном.
6. За нарушение правил баллы команды снимаются.
Сегодня у нас будут соперничать две команды (представление команд и капитанов) . Давайте пожелаем им удачи и поддержим аплодисментами!
Представляем строгое, но объективное жюри (представление жюри) .
А начнём мы викторину с
1.Конкурса – разминки.
1. Что такое инквизиция? (церковный суд)
2. Где находится Иерусалим? (Палестина)
3. Когда произошло восстание под предводительством Уота Тайлера? (1381 г.)
4. Что такое сословия?
5. Где произошла Жакерия? (Франция)
6. Что такое цех? (союз мастеров одной специальности)
7. В каком городе была сожжена на костре Жанна де Арк? (г.Руан)
8. Что такое барщина?
9. Когда был подписан Верденский договор? (843 г.)
10. Где рыцари показывали свою ловкость и силу? (на турнирах)
11. Как называется парламент во Франции? (Генеральные штаты)
12. Центр ремесла и торговли? (город)
13. Что такое мозаика? (картина из цветных камешков или смальты)
14. Союз купцов 70 немецких городов? (Ганза)
2 . Конкурс: Соотнеси исторические понятия и определения:
1. Государство, где власть передаётся по наследству.
2. Эксплуататорский класс, владельцы промышленных предприятий.
3. Военный слуга
4. Огромные окна, снизу доверху заполненные картинами или узорами из кусочков цветного, прозрачного стекла.
5. Последователи Яна Гуса, выступавшие против засилья немецких феодалов и католической церкви в Чехии.
6. Все служители церкви.
7. Жилище феодала.
8. Религия, возникшая в VII веке, основатель – Мухаммед.
9. Высшее в католической церкви звание после Папы Римского.
10. Крупное промышленное предприятие, основанное на ручном труде и разделении труда.
11. Высокая башня, с которой верующих созывали на молитву.
12. Человек, который отрёкся от “мирской суеты” и посвятил свою жизнь служению богу.
13. Человек, возглавляющий городской совет, глава городского самоуправления.
14. Платежи крестьян феодалу продуктами и изделиями своего хозяйства.
15. Глава православной (восточной) церкви.
16. Ряд прав, которые имели только представители 1 и 2 сословия.
17. Движение, направленное на реформу, переустройство католической церкви.
18. Конный воин с тяжёлым вооружением.
19. Наиболее решительная часть гуситов.
20. Состязание рыцарей в силе и ловкости.
21. Высшие учебные заведения, которые появились в Европе в XII веке.
22. Наследственное земельное владение.
23. Большие плавильные печи, для плавки металла.
24. Картины, написанные на сырой штукатурке.
25. Глава факультета.
26. Странники, ходившие на поклонение “святыням” в разные места.
27. Вещь, предназначенная для продажи.
28. Молитвенные дома мусульман.
А) Гуситы
Б) Замок
В) Кардинал
Г) Ислам
Д) Университет
Е) Мэр
Ж) Монах
З) Рыцарь
И) Паломники
К) Буржуазия
Л) Минарет
М) Феод
Н) Патриарх
О) Реформация
П) Монархия
Р) Табориты
С) Мануфактура
Т) Витраж
У) Товар
Ф) Привилегии
Х) Вассал
Ц) Домны
Ч) Турнир
Ш) Декан
Щ) Мечети
Э) Оброк
Ю) Духовенство
Я) Фрески
3. Конкурс капитанов.
Определить, о ком идет речь
*Коварный и хитрый, он мечтал стать единственным правителем франских племен. С этой целью он приказал истребить всех военных вождей и своих родственников, являвшихся его соперниками. «Горе мне, что я остался чужим среди чужестранцев, и нет у меня никого из родных, которые могли бы мне чем-либо помочь в минуту опасности», притворно жаловался он своим приближенным….( Хлодвиг)
*По описанию современников , король был высоким человеком крепкого телосложения. У него были большие выразительные глаза, довольно крупный нос, живое и веселое лицо, походка его была твердой, облик – мужественный, а голос – звучный. Франский правитель выказывал большое уважение науке. Значительную часть своей жизни своей он провел в седле, совершив более 50 военных походов. ( Карл Великий)
*В молодости он был простым крестьянином, но сумел достичь императорского престола. Женой императора стала умная и властная актриса Феодора… (Юстиниан 1)
*Они родились в семье знатного военачальника в греческом городе Фессалоники. Младший из братьев был отправлен ко двору византийского императора, где обучался с его сыном. Уже в молодые годы он демонстрировал необычайные способности к изучению наук и христианского учения. Впоследствии, они стали христианскими просветителями славян. (Кирилл и Мефодий)
*Из племени курейшитов происходит челок, которому предстояло прославить не только родной город, но и всех арабов. Позже ему явился архангел Джебраил(Гавриил) и возвестил о том, что он избран единым богом –Аллахом – быть его пророком. ( Мухаммед)
*Она была простой, неграмотной пастушкой. Услышав голос Бога, встала на защиту своей страны, одев мужской костюм. Ее героизму восхищались рыцари, в нее поверил сам король. В народе ее назовут- «Орлеанской Девой». ( Жанна Дарк)
4. Конкурс «Блиц - опрос»
1. Имя легендарного короля Англии, героя рыцарских романов (Артур)
2. Жилище крупного феодала (замок)
3. Военный слуга феодала – сеньора (вассал)
4. Как называли людей, исповедовавших ислам (мусульмане)
5. Военное состязание рыцарей (турнир)
6. Религия, начало которой было положено Мухаммедом (ислам)
7. Грамота, дающая отпущение грехов (индульгенция)
8. Человек, выступавший против учения католической церкви (еретик)
9. Участник завоевательных походов на Восток в XI – XIII вв. (крестоносец)
5. Конкурс «В какой стране?»
Каждая команда из предложенного списка должна выбрать слова, названия и имена, которые относятся к Англии, Франции, Византийской империи.
3. Правление Юстиниана
4. Вильгельм Завоеватель
6. Генеральные штаты
9. торговый путь «из варяг в греки»
10. Храм Святой Софии
14. Филипп IV Красивый
15. Столетняя война
16. Орлеанская дева
17. Война Алой и Белой розы
18. Великая хартия вольностей
21. Генеральные штаты
6. Конкурс «…Эти люди делают историю».
Определить, о ком идет речь (показ слайдов 13-20)
*Коварный и хитрый, он мечтал стать единственным правителем франских племен. С этой целью он приказал истребить всех военных вождей и своих родственников, являвшихся его соперниками. «Горе мне, что я остался чужим среди чужестранцев, и нет у меня никого из родных, которые могли бы мне чем-либо помочь в минуту опасности», притворно жаловался он своим приближенным….(Хлодвиг)
*По описанию современников , король был высоким человеком крепкого телосложения. У него были большие выразительные глаза, довольно крупный нос, живое и веселое лицо, походка его была твердой, облик – мужественный, а голос – звучный. Франский правитель выказывал большое уважение науке. Значительную часть своей жизни своей он провел в седле, совершив более 50 военных походов. (Карл Великий)
*В молодости он был простым крестьянином, но сумел достичь императорского престола. Женой императора стала умная и властная актриса Феодора… (Юстиниан 1)
*Они родились в семье знатного военачальника в греческом городе Фессалоники. Младший из братьев был отправлен ко двору византийского императора, где обучался с его сыном. Уже в молодые годы он демонстрировал необычайные способности к изучению наук и христианского учения. Впоследствии, они стали христианскими просветителями славян. (Кирилл и Мефодий)
*Из племени курейшитов происходит челок, которому предстояло прославить не только родной город, но и всех арабов. Позже ему явился архангел Джебраил(Гавриил) и возвестил о том, что он избран единым богом –Аллахом – быть его пророком. (Мухаммед)
*Она была простой, неграмотной пастушкой. Услышав голос Бога, встала на защиту своей страны, одев мужской костюм. Ее героизму восхищались рыцари, в нее поверил сам король. В народе ее назовут- «Орлеанской Девой». (Жанна Дарк)
7. Конкурс : соотнеси дату и событие.
А) 500 г.
Б) 630 г.
В) 800 г.
Г) 843 г.
Д) 1066 г.
Е) 1096 – 1099 гг.
Ж) 1204 г.
З) 1265 г.
И) 1302 г.
К) 1337 – 1453 гг.
Л) 1358 г.
М) 1381 г.
1. Завоевание Англии герцогом Нормандии.
2. Захват крестоносцами Константинополя.
3. Жакерия во Франции.
4. Возникновение парламента в Англии.
5. Распад империи Карла Великого.
6. Образование Арабского государства.
7. Созыв Генеральных Штатов во Франции.
8. Первый крестовый поход.
9. Возникновение государства у франков.
10. Восстание Уота Тайлера в Англии.
11. Столетняя война.
12. Провозглашение Карла Великого императором.
8. Конкурс «Угадай».
Вносится поднос с неизвестным предметом. Команде дается 1 мин на обсуждение. Отвечает один участник, его назначает капитан.
1. Этот предмет появился на столе европейцев только в 14 веке. Его привезли крестоносцы. Но простые люди им не пользовались, он был только на столах знатных людей ( вилка ) .
2. Этот предмет стал известен европейцам с 13-14 вв. Но крестьяне его в глаза не видели. В гор оде это висело на здании ратуши ( часы ) .
3. Эту пряность европейцы сыпали во все кушанья. Но стоила она очень дорого. Ее привозили в Европу венецианские и генуэзские купцы ( перец ) .
Итак, сегодня вы продемонстрировали свои знания об удивительной эпохе Средних веков. Как вы уже знаете, об этой эпохе написаны десятки тысяч книг и статей, но это вовсе не означает, что все уже выяснено и все вопросы решены. Ведь история всегда тесно связана с современностью, и потому каждое поколение историков задает прошлому новые вопросы и получает на них новые ответы. Средневековье по-прежнему небезразлично людям. Его познание продолжается. Мы с вами еще не прощаемся со Средневековьем; встретимся с этой эпохой при изучении истории Отечества.
Подведение итогов викторины.
Объявляются баллы, набранные командами. Выявляется победитель. Награждение команд.
Следующая загадка
Ночной режимНовинки
Популярное
Вы здесь:  Исторические загадкиИспользование загадок про историю положительно сказывается на успеваемости в школе. Ведь это вам не обычные лекции и зубрежка, а увлекательная игра, в которой просыпается азарт, желание докопаться до ответа и опередить одноклассников. Отличная гимнастика для ума!
Процессы в обществе, природе,
И мироздания, Земли,
О том, что было с человечеством,
В ней обусловливать должны!
Аристотель, Теофраст,
Стояли у истоков,
Исследованиями эмпирическими,
Проложили науке дорогу!
Он заставил подняться народ
На буржуев и всяких господ.
И «Аврору» заставил стрелять,
Чтобы солнцу свободы сиять!
То кукурузой удивлял,
То целиной, то коммунизмом,
То первый космос покорял,
Глядя на мир наш с оптимизмом.
Она носила имя Марта,
Но в плен была однажды взята,
И стала сразу, Боже мой!
Вдруг императора женой.
Он снял со всех постов Хрущёва,
С Америкой продолжил спор,
Война в дома пришла к нам снова
Афганским ветром из-за гор.
Это предки всех слонов,
Но огромнее, лохмаче.
Для охотников, тем паче,
Нет желаннее добычи.
Назови это занятье,
Когда целый день-деньской
Плоды, ягоды, коренья –
Что имеет вид съестной,
Люди первые искали
Стадом всё потом съедали.
Несчастный князь, в плену проведший годы,
Наказан был за гордость пред врагом.
Не веря знакам рока и природы
Он был затменьем Солнца побеждён!
Маршал Победы – званье его!
Смело сражался с проклятым врагом!
Бил под Москвою врага и под Курском.
Бил богатырски, а значит по-русски!
Соседями жили,
О прошлом рядили.
Земля только общей
Для них всех была.
(Соседская община)
Походить может на кол,
Но для древних не прикол…
Для них это бог иль дух.
Назови что это вслух.
Отчизны, слыша смертный стон.
Поднял народ на бой с врагом,
Ему пришлось свой дом продать,
Чтобы с полякам совладать.
Он создал армию в России,
В Полтавской битве победил,
Он флот построил самый сильный,
Окно в Европу прорубил!
Что за ясное светило?
В лодке золотом горя
На Востоке появилось
И зажглась заря.
Лодка по небу проходит.
Египтяне глаз не сводят.
Рады Богу своему.
О, хвала! Хвала ему!
Бомбы водородной – он отец родной,
Но решил поспорить он с самой войной!
Власти же решили: «Это не пройдёт!»
Был отправлен в ссылку академик тот!
«Войну и мир» писал писатель тот,
Живя на поле Бординском.
И верил, что в романе оживёт
Народа подвиг исполинский!
Собрав сородичей и всех друзей-
Решил он с ними поживиться.
Чужое племя он ограбил побыстрей-
Добычею с друзьями поделился.
С виду будто человек:
Его лик, как и у всех.
Туловище, как у львицы.
Охраняет вход в гробницу.
Древние греки ей занимались,
События, факты в пергамент вписали,
Основы рассказов дотошно вели,
И это начало было пути!
«Бурлаки на Волге» тащат баржу
Тянут лямку и клянут судьбу.
Был художник этот смелым и отважным,
Показав России голытьбу.
Девушка эта была в партизанах,
Ей не пришлось возвратиться с войны.
Она назвалась перед смертью Татьяной,
И стала героем великой страны.
С античных времён,
Наука известна,
Все факты в основе,
Лежат повсеместно!
Реформу церкви проводил,
Искореняя древние обряды.
Но сам в темницу угодил
За монастырские ограды.
Читайте также: