Почему эта загадка называется сказкой
Обновлено: 04.11.2024
Задачи: закрепить знания о последовательной смене времен года, дни недели. Продолжать учить участвовать в беседе по содержанию произведения, понимать основную мысль. Развивать произвольное внимание, связную диалогическую речь, умение рассуждать. Воспитывать интерес к миру природы, уважительное отношение к книге, самостоятельность.
Словарная работа:уточнить значения слов: знойный, жать рожь.
Материалы и оборудование: книга В. И. Даля «Старик – годовик», фишки, презентация с ответами на загадки.
Подзываю к себе детей. Помогите мне отгадать загадку.
-На одном боку цветы расцветают,
На другом - листы опадают,
На третьем – плоды созревают,
На четвёртом - сучья подсыхают.
О чем эта загадка? (о временах года). Бок на котором цветы расцветают – это весна. Там, где листы опадают – осень, плоды созревают – летом, а кусты замерзают – зимой.
Посмотрите в окошко.
Какое сейчас время года? (зима)
А что на это указывает? (ответы детей) Какие признаки весны вы знаете? (мороз на улице, окна замерзают, снег кругом)
Молодцы, ребята, давайте пока присядем на стульчики.
-Ребята, теперь я прочту вам сказку-загадку, написанную Владимиром Ивановичем Далем. Владимир Даль очень любил и уважал русский язык, составлял словари. Писал стихи, рассказы, сказки для детей и взрослых.
Я принесла вам книгу, она много лет стояла у меня на книжной полке, ее читали моя бабушка и отец, ведь автор написал ее более 100 лет назад. Мы книгу бережем, берем аккуратно, только чистыми руками, страницы листаем осторожно, пользуемся закладкой.
-Сядьте красиво и правильно, слушайте внимательно.
Вышел старик-годовик. Стал он махать рукавом и пускать птиц. Каждая птица со своим особым именем. Махнул старик-годовик первый раз — и полетели первые три птицы. Повеял холод, мороз.
Махнул старик-годовик второй раз — и полетела вторая тройка. Снег стал таять, на полях показались цветы.
Махнул старик-годовик третий раз — полетела третья тройка. Стало жарко, душно, знойно.
-Ребята, кто знает, что означает слово «знойно»? (означает «горячо», «душно», знойный воздух трудный для дыхания).
Мужики стали жать рожь.
Как вы понимаете выражение «жать рожь»? (означает срезать под корень стебли ржи серпом или специальными машинами).
Махнул старик-годовик четвертый раз — и полетели еще три птицы. Подул холодный ветер, посыпал частый дождь, залегли туманы.
А птицы были не простые. У каждой птицы по четыре крыла. В каждом крыле по семи перьев. Каждое перо тоже со своим именем. Одна половина крыла белая, другая — черная. Махнет птица раз — станет светлым-светло, махнет другой — станет темным-темно.
Посмотрите иллюстрации: вот чудесные птицы, а вот и сам старик – годовик. Иллюстрировала книгу художница Юлия Устинова.
-Ребята, но на этом сказка-загадка не заканчивается, Владимир Иванович Даль приготовил нам вопросы, на которые нужно ответить.
-Что за птицы вылетели из рукава старка – годовика? (времена года)
-Какие это четыре крыла у каждой птицы? (зима, весна, лето, осень).
-Почему семь перьев в каждом крыле? (дни недели). Вспомните и назовите дни недели? (понедельник, вторник, среда, четверг, пятница, суббота, воскресенье).
-Вы догадались, почему у каждого пера одна половина белая, а другая – черная? (день, ночь).
Молодцы, вы ответили правильно на все вопросы Владимира Ивановича Даля.
-Ребята, так кто же такой старик – годовик? (волшебник)
-Что помогает нам проследить за ходом времени, не дает забыть или перепутать, какое число, время года, день недели? (календарь).
Правильно, это календарь. Вы в группе тоже ведете свой календарь, где каждый день отмечаете погоду, меняете дату.
-Давайте выполним с вами задание, а называется оно «Закончи предложение». Я начну говорить, а вы заканчивайте, подбирайте нужные слова.
-Осенью бывает холодно, а зимой еще (холоднее)
-Весной бывает жарко, а летом… (еще жарче)
-Осенью ветер дует сильно, а зимой… (еще сильнее)
-Весной много цветов, а летом… (еще больше)
-Осенью дни короткие, а зимой… (еще короче)
-Весной дни длинные, а летом… (еще длиннее)
Хорошо, я предлагаю вам отдохнуть. Давайте встанем с вами.
-Ветер дует нам в лицо
Ветерок все тише – тише,
Деревцо все выше – выше.
-Как вы думаете почему это произведение названо сказкой – загадкой? (потому что оно сказочное).
-А что в нем сказочного? (ответы детей)
-Как вы думаете, для чего В. И. Даль написал такую интересную сказку – загадку? (ответы детей).
-Чему хотел научить? (любить природу и много знать о ней)
-Какую поговорку можно подобрать к этому произведению? (Декабрю год кончает, а январь начинает. Март с водой, апрель с травой).
Я приглашаю вас поиграть. По примеру писателя, я тоже приготовила загадки.
Правила игры такие, если правильно отгадаете загадку, появится картинка, а отгадавший получит фишку. Выиграет тот, у кого больше фишек.
-Я соткано из зноя,
Несу тепло с собою,
Я реки согреваю,
И любите за это
Вы все меня. Я. (лето). Появляется картинка, отгадавший получает фишку.
-Утром мы во двор идём-
Листья сыплются дождём,
Под ногами шелестят
И летят, летят, летят. (осень). Появляется картинка, отгадавший получает фишку.
- Дел у меня немало-
Я белым одеялом
Всю землю укрываю,
В лёд реки убираю,
Зовут меня. (зима). Появляется картинка, отгадавший получает фишку.
- Я раскрываю почки,
В зелёные листочки
Зовут меня. (весна). Появляется картинка, отгадавший получает фишку.
-Мокнет земля, стынут поля, дождь поливает – когда это бывает? (осенью). Появляется картинка, отгадавший получает фишку.
-Солнце печет, липа цветет, день прибывает – когда это бывает? (летом). Появляется картинка, отгадавший получает фишку.
Ваши глазки, смотрели на экран, надо им отдохнуть.
Раз – налево, два – направо,
Три – вверх, четыре – вниз,
А теперь по кругу смотрим,
Чтобы лучше видеть мир.
-Что нового и интересного вы сегодня узнали? (ответы детей).
-С каким автором и произведением вы сегодня познакомились? (В. И. Даль – «Старик – годовик»)
-С какими новыми словами вы познакомились? (знойный, жать рожь).
-Что понравилось (ответы детей).
-О чем вы расскажете своим друзьям и родителям? (ответы детей).
Я оставлю в группе у вас книгу, чтобы вы еще раз смогли послушать сказку и посмотреть иллюстрации, я уверена, что вы будете пользоваться книгой так же как я – бережно и аккуратно.
Публикации по теме:Фотоотчёт празднования Дня рождения «Старик Хоттабыч и потерянная карта» Фотоотчёт празднования Дня рождения "Старик Хоттабыч и потерянная карта" Празднование Дней рождения детей – один из видов деятельности,.
Конспект непосредственно-образовательной деятельности в средней группе «Знакомство с произведением К. И. Чуковского «Телефон» Конспект непосредственно - образовательной деятельности с детьми средней группы. ТЕМА: «Знакомство с произведением К. И. Чуковского «Телефон».
Конспект НОД «Знакомство с мужскими профессиями» Цель. Формировать у детей целостные представления о профессиях. Задачи. Расширить представление детей о разнообразии профессий, конкретных.
Конспект НОД «Знакомство с профессией почтальона» Открытый просмотр образовательной деятельности по познавательному развитию (формирование целостной картины мира) в средней группе "Знакомство.
Конспект занятия «Знакомство с цифрами 1 и 2» Задачи. Продолжать учить детей соотносить цифру с количеством предметов. Учить понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно, высказывать.
Ознакомление детей с художественной литературой для средней группы «Чтение сказки В. Даля «Лиса — лапотница» Конспект НОД по ознакомлению детей с художественной литературой для средней группы Чтение сказки В. И. Даля "Лиса - лапотница "ЦЕЛИ:.
Сценарий Дня рождения «Старик Хоттабыч и потерянная карта» Сценарий Дня рождения «Старик Хоттабыч и потерянная карта» Музыка. Дети входят в зал Вед: На Назара вы взгляните, Как нарядно он одет.
Конспект занятия «Знакомство со звуком [Й]» Знакомство со звуком Й. Цель: уточнение правильной артикуляции звука Й, его характеристика. Цель применения ИКТ: активизация речевой деятельности.
Следующая загадка
Как быстро выучить стихотворение наизусть? Запоминание стихов является стандартным заданием во многих школах.
Как научится читать по диагонали? Скорость чтения зависит от скорости восприятия каждого отдельного слова в тексте.
Как научится говорить грамотно и правильно? Общение на хорошем, уверенном и естественном русском языке является достижимой целью.
Следующая загадка
Как быстро выучить стихотворение наизусть? Запоминание стихов является стандартным заданием во многих школах.
Как научится читать по диагонали? Скорость чтения зависит от скорости восприятия каждого отдельного слова в тексте.
Как научится говорить грамотно и правильно? Общение на хорошем, уверенном и естественном русском языке является достижимой целью.
Следующая загадка
Цель: выяснение понятий «круглый год», «сказка – загадка».
-Подвести к определению понятий «круглый год» и сказка – загадка».
-Обобшить знания о периодичности сезонных изменений природы, о месяцах сезонов.
-Закрепить названия месяцев, дней недели, о количестве недель в месяце.
-Уточнить знания о литературных жанрах: сказка, загадка.
-Закреплять умение делить круг на 4 части.
-Воспитывать умение сообща добиваться поставленной цели.
Предварительная работа: игра «Детективное агентство находит признаки ранней весны»
Материал: видеообращение, презентация, 2 ватмана, бумага, карандаши, фломастеры, почтовый ящик.
-Ребята, мы получили посылку. Посмотрим, что в ней находиться? (флешнакопитель)
Просмотр видео «Обращение к детективным агентам с просьбой выяснить, что такое круглый год и может ли произведение быть сказкой – загадкой.
- Из каких источников детективные агенты могут собрать информацию? (интернет ресурсы, наблюдения, литература)
- Мы просмотрели с вами видеообращение, но здесь еще есть презентация, посмотрим?
Просмотр презентации по произведению В. Даля «Старик - годовик»
-В каком случае литературное произведение является сказкой, а в каком случае загадкой?
-Как вы понимаете выражение «круглый год»?
-Почему у птиц по 4 крыла?
-Почему по 7 перьев на каждом крыле, что это может обозначать?
-Можно ли о произведении Владимира Даля сказать, что это одновременно и сказка, и загадка?
Физминутка под музыку из кинофильма «Следствие ведут знатоки»
- Мы с вами разобрались, что такое круглый год и что произведение может быть сказкой – загадкой, а как мы можем это доказать?
-Например, как можно доказать, что год круглый? (нарисовать).
Самостоятельная деятельность детей.
-А как можно доказать, что сказки – загадки существуют? Вот, например, у нас есть девочки и мальчики в группе, есть два листа ватмана, фломастеры, что можно придумать?
(дети разбиваются на 2 команды. Каждая команда рисует любой предмет и составляет о нем сказку – загадку. Воспитатель записывает сказки – загадки).
Формируется посылка в которую вкладываются рисунки детей и записанные воспитателем сказки – загадки.
-Удалось ли нам собрать доказательства?
- Как вы думаете, почему мы справились?
Фотоотчёт «Ты прекрасна, земля Бажова!» (Радкевич В.) То приветлива, то сурова Сходит с каменных гор заря. Ты прекрасна, земля Бажова, Трудовая Урал-земля! Павел Петрович.
Фотоотчёт «Весна-праздник!» Весна - время множества праздников. И мы с нашими ребятами решили поздравить наших близких и родных. Тех, за чью руку мы держались делая.
Читайте также: