Загадки по этикету для подростков
Обновлено: 05.11.2024
1.Кто должен здороваться первым: старший по возрасту или младший? Младший .
2. Сколько цветов одновременно можно сочетать в своей одежде? Не более 3 цветов .
3. Что делать с чайной ложкой, после того как вы размешали в чашке сахар? Вынуть и положить на блюдце.
4. Когда гости садятся к столу? Когда своё место за столом заняла хозяйка дома
5. Кто должен пройти первым: входящий в магазин или выходящий в это же время из него? Говорят, что уступает дорогу тот, кто лучше воспитан. А вообще при выходе входящий должен пропустить выходящего.
6. Можно ли войти в магазин с собакой? С собаками нельзя входить ни в одно общественное здание .
7. Если начало спектакля или концерта задерживается, нужно ли аплодировать, чтобы поторопить артистов? Нет. Если начало задерживается, значит, возникли непредвиденные проблемы. Как только они будут решены, действие начнётся без каких-либо напоминаний.
8. Нужно ли аплодировать после поднятия занавеса? Да, если надо одобрить декорации.
9. Нужно ли обмениваться во время спектакля впечатлениями друг с другом? Нет. Это можно сделать во время антракта или после спектакля.
10. Как идти вдоль сидящих в ряду к своему месту: лицом к ним или спиной? Лицом .
11. Какой стороны надо держаться, когда идёшь по улице: правой или левой? Правой.
12. С какой стороны нужно обходить прохожих? Идущих навстречу – справа, идущих впереди – слева .
13. Что нужно сделать, если вы случайно столкнулись с кем-нибудь? Извиниться.
14. Можно ли заглядывать в книгу, журнал сидящего или стоящего рядом человека? Нет.
15. Должны извениться первым, если поругались с другом или подругой. Да и попросить прощения
16. В какое время можно звонить кому-либо по телефону? С 9 до 22 час. если заранее об этом договорились
17. Сколько следует ждать, если на ваш телефонный звонок никто не отвечает? 6 – 7 гудков, потом вешайте трубку .
10.С какого слова звонящий должен начинать разговор? Со слова «Здравствуйте!»
11. Кто перезванивает , если во время разговора телефон внезапно отключился? Тот, кто звонил.
12.Кто первым должен заканчивать разговор по телефону? \ Женщина при разговоре с мужчиной .
Старший при разговоре с младшим. При равных условиях – тот, кто звонил.
13. Как правильно произносить слова «звонишь», «звонит»? С ударением на «и».
14. Какой стороны надо держаться , когда идешь по улице: правой или левой? Правой.
15. Что нужно сделать, если вы случайно столкнулись с кем-нибудь? Извиниться .
16. Где должен находиться мужчина, когда он спускается с дамой по лестнице? На одну-две ступеньки впереди дамы.
17. А когда поднимаешься? На одну-две ступеньки позади.
18.Можно ли заглядывать в книгу, журнал сидящего или стоящего рядом с вами в транспорте пассажира? Нет .
19. Кто должен здороваться первым: старший по возрасту или младший ? Младший .
20. А подавать руку для рукопожатия? Старший.
21. Мужчина первый приветствует даму. А в каких случаях первой здоровается женщина? Если надо приветствовать мужчину, который намного старше её, руководителя, группу знакомых людей.
22. При входе в транспорт, кто заходит первым и выходит первым? Женщины, пожилые люди, дети .
23.Если к вам домой пришли друзья и вы хотите познакомить их с родителями – кого кому представлять? Друзей родителям.
24. Сколько цветов одновременно можно сочетать в своей одежде? Не более трех цветов.
25. Нужно ли застегивать пиджак на все пуговицы? Нет, не надо застегивать нижнюю пуговицу на пиджаке.
26. Может ли мужчина снять пиджак и остаться в жилете? Нет, жилет в таком случае также надо снимать.
27. Почему нельзя надевать нечищеные ботинки? Это придает их владельцу неопрятный внешний вид .
28. Можно ли опаздывать, идя в гости? Это недопустимо.
29. Как, сидя за столом, нужно держать вилку и нож ? Когда вы едите овощные блюда – держите вилку в правой руке , когда же мясо- вилку в левой , а нож в правой.
30. Как нужно брать хлеб: вилкой или рукой? Только рукой.
31. Что делать с чайной ложечкой, после того как вы размешали в чашке или стакане сахар? Вынуть и положить на блюдце. Ни в коем случае нельзя оставлять ложку в чашке или стакане и так пить чай либо другой напиток)
Следующая загадка
Вежливый ребенок – «визитная карточка» родителя. С ним приятно находиться в транспорте, безопасно посещать общественные места, легко ходить в гости и комфортно приглашать гостей к себе. И, согласитесь, любой маме больно, когда ей делают, пусть даже взглядом, замечание: «Твой ребенок такой невоспитанный».
А как научить детей вежливости, правилам этикета, вежливому общению? Давайте попробуем заботливо и без давления привить детям созидательные манеры поведения.
книга Людмилы Васильевой-Гангнус «Азбука вежливости» . Чудесное сказочное знакомство с этикетом и ненавязчивое обучение следовать его правилам.
Также обучаем малыша бережно относиться к печатным изделиям:
- Не заламывать углы
- Не рвать страницы
- Возвращать книги на место
- Не рисовать
- Анализировать прочитанное
- Делиться прочитанным с другими членами семьи
- Спрашивать разрешения, прежде чем взять чью-то книгу
3. Песочная терапия.
Говорят, что этикет начинается с песочницы. Учите ребенка выстраивать свои границы, оберегать их и уважать чужие. Фразы в помощь:
- Давай поменяемся: я тебе ведро, а ты мне пасочку
- Я поиграю сам, а потом дам тебе
- Мне не нравится (неприятно, больно), когда ты….
- Пожалуйста, перестань делать….
- Можно я поиграю твоей лопаткой, а ты можешь взять мою машинку
- Давай вместе строить тоннель
- Перейди, пожалуйста, в тот угол, я здесь начал строить.
- Присоединяйся, вместе веселее!
Увлекательные факты и игры, которые можно использовать в песочной терапии, читайте в статье «Секреты и упражнения песочной терапии».
4. Фольклор.
Поведенческие нормы формировались веками и передавались из поколения в поколение. Фольклор может оказаться хорошим помощником для родителей. Обязательно обратите внимание на пословицы и поговорки и старайтесь, как можно чаще использовать их в речи:
Этикет в пословицах и поговорках
- Сперва подумай, а потом скажи.
- Лучше недоговорить, чем переговорить.
- Говорить не думая, что стрелять не целясь.
- Береги одёжу снову, а честь смолоду.
- Не тем богат, что есть, а тем богат, что рад.
- Часом опоздал, годом не вернёшь.
- Не стыдно молчать, когда нечего сказать.
- В чужом доме не будь приметлив, а будь приветлив.
- Когда больше двух, говорят вслух.
- Умей сказать — умей и смолчать.
- В чужой монастырь со своим уставом не ходят.
- На ласковое слово не кидайся, на грубое – не гневайся.
- Напои, накорми, а после расспроси.
Насыщая свою речь народным колоритом, стоит помнить, что пословицы и поговорки – хоть простые, но сильные фразы. Они исподтишка влияют на картину миру. Создают в подсознании фундаментальные убеждения о себе, о других, о ценностях и правилах поведения. Поэтому тщательно отбирайте только созидательные народные изречения.
5. Сказки.
Куда без сказок? — Вежливый Колобок. Гостеприимный Журавль. Непослушный Петушок. Заносчивый Заяц. Кажется, в сказках прячется весь необходимый ребенку этический курс:
- Ходить в гости с пустыми руками неприлично
- Открывать дверь незнакомым людям в отсутствии родителей опасно
- Хвастаться нехорошо
- Принимать в свою компанию тех, кому одиноко
- Предлагать помощь нуждающемуся
6. Мамины истории.
Сочиняйте их сами! Это очень ценно – сказки под маминым авторством. Выберите героя, близкого вашему ребенку, и пусть он попадает в самые разные ситуации:
7. Обсуждения.
Разговаривайте с детьми о том, что зацепило их на детской площадке, в садике, школе, в гостях, магазине. Стимулируйте мышление. Задавайте вопросы: «А как ты думаешь? Как, по-твоему, было бы лучше?». Здесь есть одна особенность: мы обговариваем поступки, а не людей, поэтому ярлыки «плохой мальчик», «некультурная девочка» недопустимы.
8. Личный пример.
А теперь о самом главном. Без теплых отношений и качественного родительского примера уроки вежливости не состоятся. Ну, невозможно передать то, чего не имеешь сам!
Смотрите и другие уроки вежливости для детей:
И помните, этика – это не чтение моралей, это область философского знания! А философия не терпит дилетантов.
Современная мультиндустрия создала не один десяток поучительных мультфильмов о вежливости и правилах поведения. Приглашаю посмотреть один из них прямо сейчас:
Следующая загадка
( Совокупность правил поведения, принятых в обществе).
2. Как переводится с французского языка слово «этикет»?
(. Слово «этикет» имеет два значения:
а) ярлык, этикетка. б) церемониал.)
3. Какие существуют виды этикета?
.( Деловой, дипломатический, военный, педагогический, врачебный, поведениев общественных местах.)
4. Что значит слово «вежливость»?
.( Слово «вежливость» происходит от славянского слова «веже» – знаток, то есть быть вежливым – это знать, как себя вести.)
5. Одинаков ли этикет в разных странах мира?
(Нет, неодинаков, а порой и абсолютно различен)
6. Когда появился этикет?
(Зачатки этикета в виде обычаев и ритуалов существовали еще в первобытном обществе.)
7. Менялись ли правила этикета с течением времени?
(Да, конечно. Многое из того, что было принято, скажем, в прошлом веке, сейчас неприемлемо. Но лучшие традиции сохраняются на протяжении веков.)
8. Где должен находиться мужчина, идущий с женщиной, – слева или справа от нее?
9. Кто должен пройти первым: входящий в магазин или выходящий в это же время из него?
(Говорят, что уступает дорогу тот, кто лучше воспитан. А вообще при выходе (не только из магазина) входящий должен пропустить выходящего.)
10. Можно ли войти в магазин с собакой?
.( Ни в коем случае, даже если это магазин, торгующий товарами для животных. С собаками нельзя входить ни в одно общественное здание.)
11. Можно ли есть в фойе или зрительном зале театра?
(Нет. Для этого существует буфет.)
12. Если начало спектакля или концерта задерживается, нужно ли аплодировать, чтобы поторопить артистов?
(Нет. Если начало задерживается, значит, возникли непредвиденные проблемы. Как только они будут решены, действие начнется без каких-либо напоминаний.)
13. Нужно ли аплодировать после поднятия занавеса?
(Да, если надо одобрить декорации)
14. Что можно рассматривать в театре в бинокль?
(Только сцену. Рассматривать зрительный зал и публику недопустимо)
15. Нужно ли обмениваться во время спектакля впечатлениями?
.( Нет. Это можно сделать во время антракта и после окончания спектакля.)
16. Как идти вдоль сидящих в ряду к своему месту: лицом к ним или спиной?
(Лицом и только лицом.)
17. В какое время можно звонить кому-либо по телефону?
(С 9 до 22 ч, если вы не оговорили более раннее или позднее время звонка особо.)
18. С какого слова звонящий должен начинать телефонный разговор?
.( Со слова «Здравствуйте!»)
19. Кто перезванивает, если во время разговора телефон внезапно отключился?
20. Кто первым должен заканчивать разговор по телефону ?
.( Женщина при разговоре с мужчиной.
– Старший при разговоре с младшим.
– При равных условиях – тот, кто звонил)
21. Сколько следует ждать, если на ваш телефонный звонок никто не отвечает?
(Если на 6–7-й гудок никто не отвечает – вешайте трубку.)
22. Как правильно произнести слова «звонишь», «звонит»?
(С ударением на «и».)
23. Какой стороны надо держаться, когда идешь по улице: правой или левой?
24. С какой стороны нужно обходить прохожих?
(Идущих навстречу – справа, идущих впереди – слева)
25. Что нужно сделать, если вы случайно столкнулись с кем-нибудь?
26. Где должен находиться мужчина, когда он спускается с дамой по лестнице?
(На одну–две ступеньки впереди дамы.)
27. А когда поднимается?
(На одну–две ступеньки позади.)
28. Мужчина всегда дает возможность даме первой войти в дверь. А если эта дверь – вращающаяся?
(Во вращающуюся дверь первым входит мужчина и придерживает ее для дамы.)
29. Можно ли заглядывать в книгу, журнал сидящего или стоящего рядом с вами в транспорте пассажира ?
30. Кто должен здороваться первым: старший по возрасту или младший?
31. А подавать руку для рукопожатия?
32. Мужчина первым приветствует даму. А в каких случаях первой здоровается женщина?
(Если надо приветствовать:
– Мужчину, который намного старше ее.
– Группу знакомых людей.)
33. Должны ли снимать перчатки мужчины перед рукопожатием? (Да.)
34. А женщины? (Нет.)
35. Кого надо представить первым при знакомстве: младшего старшему или наоборот?
36. Как поступить в такой же ситуации с мужчиной и женщиной?
. (Мужчину представляют даме.)
37. Если к вам домой пришли друзья и вы хотите познакомить ихс родителями – кого кому представлять?
38. Сколько цветов одновременно можно сочетать в своей одежде?
(Не более трех цветов)
39. Нужно ли застегивать пиджак на все пуговицы?
(Нет, не надо застегивать нижнюю пуговицу на пиджаке)
Нет, не надо застегивать нижнюю пуговицу на пиджаке
40. Может ли мужчина снять пиджаки остаться в жилете?
(Нет, жилет в таком случае также надо снять.)
41. Почему нельзя надевать не начищенные ботинки?
(Это придает их владельцу неряшливый вид.)
42. Когда можно надевать босоножки?
(Только на отдыхе.)
43. Можно ли дарить цветы в горшке?
(Да, если Вам точно известно, что их любит тот, кому подарок предназначен.)
44. Сколько цветов должно быть в букете, который вы собираетесь подарить?
(От одного до… В этом вопросе надо исходить из финансовых возможностей и здравого смысла. Не принято дарить букеты, состоящие из четного количества цветов.)
45. Можно ли приходить в гости без предупреждения ?
46. Можно ли опаздывать, идя в гости?
47. Как, сидя за столом, нужно держать вилку и нож?
(Когда вы едите овощные блюда – держите вилку в правой руке, когда же мясо – вилку в левой, а нож в правой.)
48. Как нужно брать хлеб: вилкой или рукой?
49. Ч то делать с чайной ложечкой, после того как вы размешали в чашке или стакане сахар?
(Вынуть и положить на блюдце. Ни в коем случае нельзя оставлять ложку в чашке или стакане и так пить чай либо другой напиток.)
Подписи к слайдам:
Викторина « Знатоки этикета »
Этикет – установленные правила поведения человека среди других людей
Слова приветствия Здравствуйте Доброе утро Добрый день Добрый вечер Привет Приветствую вас Рад приветствовать вас
Слова просьбы Если вас не затруднит Будьте добры Будьте любезны Пожалуйста Прошу вас Разрешите пожалуйста
Слова прощания До встречи До свидания Прощайте Всего доброго Счастливо оставаться Пока
Слова извинения Простите Извините Прошу прощения Виноват Мне очень жаль
Слова благодарности Спасибо Благодарю Очень вам признателен
1) мужчина подходил к женщине и просил её разрешения пригласить на танец, слегка кланяясь 2) мужчина из далека показывал жестами женщине своё желание потанцевать с ней 3) мужчина подходил к женщине и, не спрашивая её согласия, брал за руку для танца Определи классические правила приглашения на танец .
Что нужно сделать юноше после окончания танца? Проводить девушку до места и поблагодарить
Должна ли девушка объяснить партнёру свой отказ потанцевать с ним? Обязательно, чтобы не огорчить его
Столовый этикет Вы за столом. Где должны находиться руки до еды? На коленях Для чего нужна бумажная салфетка? Вытирать пальцы и губы Для чего нужна матерчатая салфетка? Кладут на колени, чтобы не испачкать одежду
Пригласительный этикет Можно ли приглашать на день рождения по телефону? Можно , но только очень близкого друга. Если по какой – то причине ты не можешь принять приглашение, как поступить, чтобы не обидеть приглашающего ? Извиниться и обязательно назвать причину отказа. Когда нужно приглашать на день рождения: за несколько часов до празднования или заранее? Это необходимо сделать заранее, за несколько дней. Ведь у ваших друзей могут быть другие планы, к тому же гостям нужно успеть купить подарок.
Ситуативные задачи Ситуация 1. Хозяин, хозяйка встречают гостей. Гости проходят в дом. Дарят коробку с подарком хозяйке, та, не взглянув на него, быстро благодарит гостей, приглашает всех снять верхнюю одежду и сесть за стол. Очень большой букет цветов, подаренный гостями, хозяйка ставит в вазу на праздничный стол. Вскоре все сидят за столом.
Ситуативные задачи Ситуация 2. Мальчик крикнул прохожему: «Скажите, сколько сейчас часов?» Обращаясь к прохожему мальчик допустил четыре ошибки. Какие?
Ситуативные задачи Ситуация 3. Два мальчика столкнулись в дверях подъезда и никак не могут разойтись. Кто из них должен уступить дорогу, если возраст мальчиков 8 и 11 лет?
Ситуативные задачи Ситуация 4. Мальчик звонит другу и приглашает в гости – поиграть в новую игру, а тот не может прийти. Как он должен ответить, чтобы не обидеть друга.
Предварительный просмотр:
Открытое занятие объединения «Этикет».
Викторина «Знатоки этикета».
Цель: закрепить знание правил поведения и речевого этикета.
- Формировать умения применять полученные знания.
- Формировать умения анализировь ситуации.
- Способствовать формированию навыков конструктивного общения и поведения;
- Отработка навыков коллективного взаимодействия.
- Развить интерес к этикету.
- Расширить кругозор обучающихся.
- Воспитать уважительное отношение к себе, к своим сверстникам и окружающим людям;
- Формировать культуру поведения;
- Воспитать потребность к повышению своего культурного уровня;
Музыкальное оборудование. Песня на слова Залужной Т. «У друзей нет выходных».
Мультимедийная установка, экран.
Слайд №3. Дети заходят под музыку.
Здравствуйте ребята, у нас сегодня на занятии присутствуют гости. Давайте поприветствуем их.
- Включение в занятие .
Сегодня у нас обобщающее занятие, мы с вами покажем, всё то, что уже узнали по культуре поведения. Занятие будет проходить в форме викторины «Знатоки этикета». Слайд №4 .
Давайте вспомним что же такое этикет? ( Ответы детей: вежливое отношение к другим людям, достойное поведение в обществе, уважение и т.д.).
Когда мы используем эти правила поведения? Ответы детей.
А сейчас мы вспомним вежливые слова? Я уверена, что вы знаете много таких слов. Давайте по – очереди их назовём.
Слова приветствия ( добрый день, добрый вечер; здравствуйте, доброе утро);
Слова просьбы (будьте добры, будьте любезны; если вас не затруднит);
Слова прощания (до встречи, до свидания, прощайте);
Слова извинения (простите, извините, очень жаль).
Слова благодарности (Спасибо, благодарю, очень признателен, пожалуйста).
Какие вы вежливые, вы знаете так много волшебных слов.
Прежде, чем мы перейдём к вопросам викторины, необходимо разделиться на команды. Ребята разбирают розовые , жёлтые, зелёные полосочки бумаги и делятся на команды по цвету.
А сейчас перейдём к вопросам викторины.
Задания для викторины.
1-ая часть викторины блиц конкурс в котором надо очень быстро ответить на вопрос. На ответ даётся всего 1 минута.
Вы любите танцевать? А сейчас мы вспомним правила танцевального этикета. Каждая команда отвечает на свой вопрос. Остальные команды внимательно слушают ответ и могут его дополнить.
- Танцевальный этикет. Слайд №11.
Ведущий по очереди задаёт вопросы командам, команды сразу отвечают.
- Должна ли девушка объяснять партнёру свой отказ потанцевать с ним? (Обязательно – чтобы не огорчить его ) Слайд №12.
- Что нужно сделать юноше после окончания танца? (Проводить девушку до места и поблагодарить) Слайд №13.
- Определи классические правила приглашения танец. ( Мужчина подходил к девушке и просил её разрешения пригласить на танец, слегка кланяясь) Слайд №14.
Молодцы, а сейчас я предлагаю вспомнитькак правильно себя вести за столом.
- Столовый этикет. Слайд №15.
- Вы за столом. Где должны находиться руки до еды? (На коленях)
- Для чего нужна бумажная салфетка? (Вытирать пальцы и губы)
- Для чего нужна матерчатая салфетка? (кладут на колени, чтобы не испачкать одежду)
Замечательно! С правилами столового этикета вы знакомы хорошо.
Переходим к пригласительному этикету.
- Пригласительный этикет. Слайд №16.
Часто ли вам приходилось приглашать кого-нибудь в гости или ноборот, принимать от кого-либо приглашения?
А насколько вы хорошо знаете правила пригласительного этикета мы сейчас узнаем.
- Можно ли приглашать на день рождения по телефону? (Можно, но только очень близкого друга)
- Если по какой – то причине ты не можешь принять приглашение, как поступить, чтобы не обидеть приглашающего? (Извиниться и обязательно назвать причину отказа)
- Когда нужно приглашать на день рождения: за несколько часов до празднования или заранее? (Это необходимо сделать заранее, за несколько дней. Ведь у ваших друзей могут быть другие планы, к тому же гостям нужно успеть купить подарок).
И с этим заданием вы справились! Молодцы! А теперь я предлагаю вам поработать экспертами (Исследователями).
Раздать материал всем командам с ситуативной задачей №1.
5. Ситуативные задачи. Слайд №18.
«Приём гостей дома».
Хозяин, хозяйка встречают гостей. Гости проходят в дом. Дарят коробку с подарком хозяйке, та, не взглянув на него, быстро благодарит гостей, приглашает всех снять верхнюю одежду и сесть за стол. Очень большой букет цветов, подаренный гостями, хозяйка ставит в вазу на праздничный стол.
Вскоре все сидят за столом.
Найдите ошибки, которые допушены в данной ситуации. Вам будет дано три минуты на обсуждение. Затем один представитель команды расскажет, что у вас получилось. Остальные команды могут дополнять ответ.
- Хозяйка обязательно должна развернуть подарок, а потом поблагодарить гостей.
- Большой букет на стол ставить нецелесообразно. Он мешает всем общаться, да и места занимает много. На стол можно поставить только маленький букетик. В данном случае, приняв букет, надо было его поставить в вазу где-то в комнате.
- Гостям необходимо предложить пройти в ванную комнату, чтобы те смогли привести себя в порядок – вымыть руки, причесаться и т.д.
- Ситуация 2. Слайд №18.
Мальчик крикнул прохожему: «Скажите, сколько сейчас часов?»
Обращаясь к прохожему мальчик допустил четыре ошибки. Какие?
Правильный ответ: «Извините пожалуйста, не могли бы вы сказать. который час? После ответа надо сказать: «Спасибо!» Не кричать.
- Ситуация 3. Слайд №19 .
Два мальчика столкнулись в дверях подъезда и никак не могут разойтись. Кто из них должен уступить дорогу, если возраст мальчиков 8 и 11 лет?
Ответ: дорогу первым уступает тот, кто вежливее.
- Ситуация 4. Слайд №20.
Мальчик звонит другу и приглашает в гости – поиграть в новую игру, а тот не может прийти. Как он должен ответить, чтобы не обидеть друга.
Викторина «Знатоки этикета» закончилась. Все команды показали себя достойно. Молодцы!
Что бы вы ни делали, вы всегда должены помнить, что живёте на свете не одини. Вас окружают люди, ваши близкие, ваши товарищи. Вы должны вести себя так, чтобы им было легко и приятно жить рядом с вами. Именно в этом и состоит подлинное воспитание и подлинная вежливость.
А сейчас я предлагаю посмотреть небольшой фильм. Киножурнал «Ералаш» «День вежливости».
Ребята, вы же понимаете, что так себя надо вести каждый день и не только в школе.
Что сегодня на занятии вам запомнилось больше всего, что удивило?
Слайд №21 . Спасибо за внимание!
Предварительный просмотр:
Следующая загадка
Методическая разработка открытого занятия по программе "Этикет" для учащихся начальной школы - Викторина "Знатоки этикета".
Вложение | Размер |
---|---|
Сценарий открытого занятия | 63 КБ |
Приложение к открытому занятию - Викторина "Знатоки этикета" | 360.11 КБ |
Читайте также: