Загадки по балету щелкунчик
Обновлено: 04.11.2024
Детские загадки про Щелкунчика с ответами. Щелкунчик - это сказочный персонаж, интересная игрушка, которую подарил на Рождество маленькой девочке Мари ее крестный отец.
Загадки про Щелкунчика
Стоит смирно, как солдат,
Деревянный, как столбяк.
Щелкает орешки,
Ну и кто же пешка?
Ответ: Щелкунчик
Мы «Щелкунчика» смотрели,
Сцена, занавес блестели.
Все актеры так играли —
Обо всем мы забывали.
Лишь не видно было крыс
Из-за бархатных.
Ответ: Кулис
Понравилось? Расскажи об этой странице друзьям!
Следующая загадка
- Познакомить музыкой и сюжетом сказки, знакомить с вальсами из балета.
- Чувствовать характер музыки, различать средства музыкальной выразительности.
- Передавать характер музыки мимикой и движением в импровизациях.
- Пополнять знания детей о балете
- Развивать коммуникативные навыки
- Продолжать знакомить с музыкальными инструментами, различать тембры музыкальных инструментов.
Актуальность: Сказка Гофмана "Щелкунчик и мышиный король" заслужено считается классикой детской литературы, занимая почетное место среди творений Г. Х. Андерсена, Ш. Пьеро, А. Милна и других писателей, чьи персонажи знакомы каждому ребенку.
"Щелкунчик" был написан в 1816 году и до сих пор пользуется неизменной популярностью. Эта сказка - о волшебном мире детства, наполненном яркими красками и подлинными чудесами, об извечном противостоянии добрых и злых сил и о победе прекрасных чувств. Это самая известная рождественская сказка, любимая многими поколениями.
Увлекательный сюжет "Щелкунчика" лег в основу произведений других видов искусства. Многочисленные постановки, спектакли, экранизации свидетельствуют о неиссякаемом интересе к сказке Гофмана. По мотивам "Щелкунчика" был создан балет, который уже более столетия считается классическим произведением. Во многих странах режиссеры используют данную постановку в своих спектаклях.
Ход занятия: Под музыку «Вальс цветов» П. Чайковского дети парами входят в зал и рассаживаются на свои места.
Вместе с музыкой хорошей
К нам приходит волшебство.
Не вспугнуть бы нам его!
Здравствуйте, ребята! А вы знаете, что в Новогоднюю ночь происходят чудеса? Сказочные герои оживают. Одна из таких ночей описана в сказке Э. Гофмана «Щелкунчик», а музыку к этой сказке сочинил великий русский композитор П. И. Чайковский.
Мы с вами уже много раз слушали разные произведения Петра Ильича Чайковского. Сегодня я вас познакомлю с музыкой и сюжетом сказки-балета «Щелкунчик». Это прекрасная музыка рассказывает про новогоднюю ночь и события, которые происходят с героями сказки.
Ребята, что такое балет?
Дети: «Балет» - это спектакль, в котором соединяются музыка и танец.
Муз.руководитель: Да, ребята. В балете никто не разговаривает, не поёт. Там только танцуют под музыку. Но артисты так хорошо танцуют, что всё, о чём рассказывается в сказке, становится понятным.
А кто же такой Щелкунчик? Щелкунчик – это деревянная игрушка, которая умеет щёлкать орехи. Так что же случилось с этим деревянным человечком и другими героями сказки в эту Новогоднюю ночь?
Украшение и зажигание елки
Действие происходит в старинном немецком городке в начале 19 века. Вечер. Накануне рождества на улице оживлённо и празднично. Ярко освещён дом Штальбаума- у него ожидается много гостей. Хозяева дома и гости украшают рождественскую елку. Слуги разносят угощение. Среди приглашённых на ёлку – старый чудак, изобретатель и мастер игрушек, друг детей – Дроссельмейер. Первыми появляются родители и, увидев, что к празднику всё готово, начинают кружиться в танце, словно в детстве. Наконец, в гостиную входят дети. Они останавливаются, с восторгом любуясь украшениями и ярким светом. Хозяин дома велит играть марш и приступает к раздаче подарков.
Представьте себе, нарядная елка, много подарков, дети, весело и радостно марширующие под звуки «детского марша». Вслушайтесь внимательно, и вы услышите легкие, грациозные шаги девочек, и задорные шаги мальчиков. Музыка звучит волшебно, сказочно, как будто обещает что-то необыкновенное.
Звучит «Марш»
Музыкальный руководитель: Какой это марш по характеру?
Дети: Весёлый, шуточный.
Музыкальный руководитель: Да, он напоминает игрушечный, шуточный марш – отрывистый, лёгкий, весёлый. Мы слышим, как шагают игрушечные солдатики - смело, бодро, легко.
После раздачи подарков начинаются танцы.
Последним приходит Дроссельмейер в маске. Он может оживлять игрушки. Но когда он снимает маску, Мари и Фриц узнают своего любимого крёстного. Он дарит Мари куклу, а её брату – солдатика.
Мари хочет поиграть с подаренными куклами, но их уже убрали. Мари огорчена. Чтобы успокоить девочку, крестный дарит ей Щелкунчика – куклу, которая может раскусывать орехи (щипцы для колки орехов в форме солдатика). Новая игрушка особенно нравится Мари, она чувствует жалость и нежность к неуклюжему Щелкунчику, она хотела бы забрать его и не отдавать никому. Но родители разъясняют, что кукла принадлежит не ей одной. Мари с ужасом смотрит, как Фриц засовывает Щелкунчику в рот большой орех и зубы бедной деревянной куклы с треском ломаются. Фриц со смехом бросает игрушку. Мари поднимает своего любимца и старается утешить его.
Отъезд гостей. Ночь
Детям пора спать. Мари просит позволения взять с собой больного Щелкунчика, но ей отказывают. Она заботливо укутывает любимую куклу и с грустью уходит. В спокойной и ласково - «сонной» музыке звучит тема колыбельной Мари.
Звучит «Колыбельная».
Опустевшую комнату освещает льющийся из окна лунный свет. В доме уже все улеглись, но Мари хочет еще раз взглянуть на больного Щелкунчика и тихо пробирается в гостиную. Она взяла его на руки и начала с ним разговаривать, утешая его. Вдруг Щелкунчик ожил. Он рассказал Мари, что не всегда был таким смешным и некрасивым, что его заколдовала злая королева мышиного царства Мышильда. Спасти его может только любовь девушки и победа над мышиным королём.
Вдруг под предводительством Мышиного короля появляются мыши. Отважный Щелкунчик ведёт солдатиков в бой с ними, но армия мышей превосходит армию солдатиков.
(Мальчики исполняют «Танец солдатиков» под»Марш» из балета «Щелкунчик»).
Мари в отчаянии снимает с себя туфельку и бросает её в Мышиного короля. Он убегает вместе со своей армией. Солдатики победили! Они на плечах несут Мари к Щелкунчику. Вдруг лицо Щелкунчика начинает меняться: он перестаёт быть уродливой куклой и превращается в прекрасного Принца. Теперь колдовство было разрушено. Принц взял Мари за руку, и они отправились в его королевство.
Вальс снежных хлопьев
Падают крупные хлопья снега. Поднимается вихрь, и снежинки быстро кружатся.
Музыкальный руководитель: Я предлагаю девочкам исполнить «Танец снежинок».
(Девочки исполняют «Танец снежинок»).
Постепенно метель утихает, свет луны искрится на снегу.В этом эпизоде танцевальный характер соединяется с яркой картинностью: музыка рисует легкое и немного призрачное в рассеянном свете луны кружение снежинок. Вместе с тем это и «картина настроения», где выражены тревога и очарование волшебного сна Мари. Замечательна главная, беспокойно мелькающая тема вальса. Средняя часть вальса ярко контрастна. Сумрак тревожной ночи вдруг рассеивается, и звучит чудесное светлое пение детских голосов (хор за сценой).
Дворец сластей Конфитюренбур
Королевство, куда отправились Мари и принц было не обычное, а сказочное царство сластей, в котором можно увидеть человечков из сахара и шоколада, апельсиновый ручей, лимонадную реку. Началу действия предшествует симфоническое введение. Праздничная музыка переливается радужной игрой красок и воздушными струящимися пассажами арф и челесты. Развитие этой музыки, все более и более светлеющей и искрящейся, иллюстрирует следующую сцену. В сказочном царстве сластей ожидают возвращения принца Щелкунчика вместе с его избавительницей Мари. Готовится пышный праздник. Фея Драже, сопровождающий ее принц Коклюш и свита выходят из сахарного павильона. Феи и различные сласти кланяются ей, серебряные солдатики отдают ей честь. Повелительница фей просит оказать гостям достойный прием.
Звучит «Танец Феи Драже».
Музыкальный руководитель: Какая эта музыка?
Дети: Волшебная, нежная.
Музыкальный руководитель: Она вся переливается, звенит. Таково необычное звучание у музыкального инструмента, который называется челеста. Это французский музыкальный инструмент, похожий на фортепиано, но у него нежный и звенящий звук.
Танец феи Драже изящный, грациозный, искрящийся светом, волшебством.
Прибытие Мари и Щелкунчика. Дивертисмент
По реке из розовой воды в золотой ладье приплывают Мари и принц Щелкунчик. Звучание оркестра создает впечатление сверкающих на солнце водяных струй.Композитор описал эту сцену так: «Река розовой воды начинает заметно вздуваться и на ее бушующей поверхности показывается Мари и благодетельный принц в колеснице из раковины, усеянной каменьями, сверкающей на солнце и ведомой золотыми дельфинами с поднятыми головами. Дельфины выбрасывают вверх столбы сверкающих струй розовой влаги, падающих вниз и переливающихся всеми цветами радуги».
Итак, в сказочном королевстве был устроен замечательный праздник. Танцевали сказочные человечки. Принц танцевал с Мари.
Муз.руководитель: Ребята, послушайте эту музыку! Какая она?
Звучит «Танец мари и принца».
Дети: Музыка радостная, нежная!
Музыкальный руководитель: Да, музыка эта счастливая, восторженная, радостная, ликующая и нежная. Зло побеждено. Доброта, преданность, любовь восторжествовали.
Звучат на празднике и несколько других танцев.
Шоколад: испанский танец
Испанский танец (шоколад)- быстрый, задорный, заводная, слышны щелкания кастаньет. Бравурный, блестящий танец в испанском стиле. Главная тема у солирующей трубы.
Кофе: арабский танец
Арабский танец (кофе)- медленный, плавный, нежный. На монотонном, едва мерцающем фоне (выдержанные квинты у виолончелей и альтов) вырисовывается нежная мелодия скрипок, слышен слегка играющий бубен.
Чай: китайский танец
Китайский танец (чай)- игривый, прыгающий, шуточный Отрывистые терции у низких фаготов и на этом фоне пронзительно свистящая мелодия флейты пикколо с колким и прыгающим продолжением у струнных pizzicato. Кажется, будто пляшут смешные фарфоровые статуэтки.
Трепак: русский танец
Живой, ярко-темпераментный танец в русском народном стиле. К концу убыстряется и заканчивается настоящим вихрем плясового движения.
Музыкальный руководитель: Под воздействием этой волшебной музыки принц и Мари захотели превратиться в маленьких изящных бабочек и кружиться над цветами. Я предлагаю вам превратиться в бабочек и полетать над цветочной поляной в ритме вальса.
Дети танцуют под «Вальс цветов» (импровизация).
Музыкальный руководитель: Сегодня мы вспомнили замечательную сказку Э. Гофмана «Щелкунчик» и послушали красивую музыку П. И. Чайковского. Скажите, кто из героев сказки вам понравился больше всего?
Дети: Мне понравилась Мари, потому что она добрая и смелая, помогала Щелкунчику победить мышиного короля.
- А мне понравился храбрый Щелкунчик, не испугавшийся злого короля.
- Но если бы у Щелкунчика не было столько верных друзей, он бы не смог победить мышиного короля!
Музыкальный руководитель: Правильно, ребята. Дружба помогает нам совершать великие дела и подвиги. Я желаю вам всегда быть добрыми, отзывчивыми и дружными. Я очень рада, что вы получили удовольствие от этого занятия. Спасибо всем, до свидания.
(Звучит «Вальс цветов» П. И. Чайковского, дети выходят из зала).
Публикации по теме:Доминантное занятие по творчеству для подготовительной группы «Девочка Дюймовочка» «Девочка - Дюймовочка» Доминантное занятие по творчеству для подготовительной группы Задачи: -слышать и чувствовать начало и конец музыкального.
«Музыка в балетах Чайковского». Доминантно-тематическое занятие (подготовительная группа) Цель: формирование основ музыкальной и духовной культуры через ознакомление детей с жизнью и творчеством П. И. Чайковского. Задачи: -накапливать.
Доминантное занятие по слушанию музыки в старшей группе «В гостях у Феи-Музыки» Конспект доминантного занятия по слушанию музыки в старшей группе «В гостях у Феи-Музыки» МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида№ 6» Музыкальный.
Доминантное занятие «Путешествие в лукоморье» (подготовительная группа) Цель: 1. Развитие звуковысотного и тембрового слуха 2. Подготовка голосового аппарата к точному интонированию и выразительному пению 3.
Доминантное занятие с использованием орф-подходов для детей подготовительной группы «Музыкальный сундучок Феи Игралочки» Открытое музыкальное доминантное занятие с ипользованием орф-подходов для детей подготовительной группы» Музыкальный сундучок феи Игралочки».
Интегрированное занятие к 175-ю со дня рождения П. И. Чайковского в подготовительной группе (слайд 1)Под музыку марша из балета «Щелкунчик» дети заходят в музыкальный зал. Ведущая:Ребята, сегодня к нам на занятие пришли гости, что.
Сценарий новогоднего праздника для старшей и подготовительной групп по мотивам балета П. И. Чайковского «Щелкунчик» Новогодний утренник для старших и подготовительных групп «Щелкунчик» Под музыку дети красиво вбегают в зал, становятся на свои места для.
Тематическое занятие для детей 6–7 лет. Балет П. И. Чайковского «Щелкунчик» (1 часть) Тема: Балет П. И. Чайковского «Щелкунчик» (1 часть) Цели занятия: Познакомить детей с балетом П. И. Чайковского «Щелкунчик», формировать интерес.
Доминантное занятие по развитию певческих навыков в младшей группе «В гости к Маше в деревню» Доминантное занятие по развитию певческих навыков в младшей группе Музыкальный репертуар: 1. «Поезд» Т. И. Суворовой (диск «Танцуй, малыш!».
Следующая загадка
Цели занятия: Познакомить детей с балетом П. И. Чайковского «Щелкунчик», формировать интерес к театру у воспитанников. Приобщать детей к музыкальной культуре. Воспитывать художественный вкус и обогащать музыкальные впечатления детей. Развивать у детей интерес к музыке, желание ее слушать, вызывать эмоциональную отзывчивость при восприятии музыкальных произведений, определять её характер и настроение. Развивать словарный запас для определения характера музыкального произведения, пополнять знания детей о музыкальных инструментах.
Предварительная работа: Просмотр с детьми мультфильма «Щелкунчик» 1973 года, беседа о сказке Гофмана «Щелкунчик и Мышиный король».
План занятия:
1. Напоминание детям о сказке «Щелкунчик и Мышиный король», о главных героях сказки и о музыке, которая звучала в мультфильме.
2. Рассказ о композиторе, его произведении, и истории его создания.
3. Слушание «Рождественская Ёлка».
4. Определение характера и настроения музыки.
5. Слушание «Битва Щелкунчика с Мышиным Королём»
6. Определение характера и настроения музыки.
7. Самостоятельная деятельность детей (рисование под музыку)
Сегодня дети, мы познакомимся с композитором Петром Ильичом Чайковским. Это русский композитор, дирижёр, педагог, музыкально-общественный деятель, музыкальный журналист. Пётр Ильич считается одним из величайших композиторов в истории музыки, он сочинял музыку для фортепиано, романсы (для голоса и фортепиано, а также музыку для оркестра, оперы и балеты.
Однажды, Чайковский прочитал сказку немецкого писателя Эрнста Теодора Амадея Гофмана…
…«Щелкунчик и Мышиный король».
Она ему понравилась. Пётр Ильич решил написать балет по мотивам этой сказки, и назвал его «Щелкунчик».
На этих картинках вы видите фотографии, сделанные в театре, во время показа балета «Щелкунчик». (просмотр фотографий для создания общего представления детей о жанре балета)
В канун Рождества советник медицины Штальбаум собирает в своем доме гостей.
В уютном доме идёт подготовка к празднику.
Дети с нетерпением ждут рождественские подарки
Вспыхнула елка разноцветными огнями, начались танцы взрослых и детей.
Давайте теперь послушаем часть балета, которая называется «Рождественская ёлка», определим характер и настроение этой музыки. (Слушание музыки, ответы детей)
Музыка начала сцены передает веселую и уютную атмосферу домашнего праздника. Сам хозяин и его жена с детьми – Мари и Фрицем, приветливо встречают пришедших на праздник.
Слуги разносят угощение. Все время прибывают новые гости, их встречают хозяева и оживление усиливается.
Бьет девять. При каждом ударе сова на часах хлопает крыльями.
Звучит тема боя часов с таинственными аккордами и причудливыми ходами бас-кларнета.
Наконец, елка украшена и освещена. Шумной гурьбой вбегают дети. Они останавливаются, с восторгом любуясь украшениями и ярким светом.
Хозяин дома велит играть марш и приступает к раздаче подарков.
Звучит марш, который вам хорошо известен. (Слушание музыкального фрагмента)
В зале появляется новый гость — советник Дроссельмейстер, крёстный Мари.
Дроссельмейстер показывает фокусы, а затем достает Щелкунчика и начинает рассказ об истории этой куклы. Мари просит подарить ей Щелкунчика. В этот момент Фриц отнимает куклу и ломает её.
Дроссельмейстер чинит Щелкунчика и дарит его Мари.
Праздничный вечер заканчивается, исполняется последний танец. Гости расходятся. Елка гаснет. Мари пробирается в опустевшую гостиную, чтобы еще раз взглянуть на Щелкунчика, оставшегося под елкой.
Вместе с боем часов, словно по волшебству, появляется Дроссельмейстер.
Вокруг все начинает преображаться: елка растет, и вместе с ней комната превращается в огромный зал. Щелкунчик и игрушки тоже увеличиваются и оживают.
Вдруг в комнате появляются мыши во главе с Мышиным королем.
Давайте послушаем часть балета под названием «Битва Щелкунчика с Мышиным королём» и определим характер и настроение этой музыки. (Слушание музыки, ответы детей)
Мышиной армии противостоит отважный Щелкунчик с немногочисленным войском ёлочных игрушек.
Начинается бой: Щелкунчик храбро сражается с мышиной армией, но силы не равны. Еще немного… и Мышиный король одержит верх.
Король вступает в единоборство с Щелкунчиком и уже готов убить его, но….
…в этот момент Клара бросает в Мышиного короля башмак, а Щелкунчик, воспользовавшись замешательством врага, вонзает в него свою шпагу. Мышиное войско в страхе разбегается.
Чары рассеялись: Мари видит перед собой прекрасного Принца.
Взявшись за руки, Мари и Принц присоединяются к волшебному хороводу снежинок и через звездное небо спешат в королевство Принца.
Публикации по теме:Балет «Репка» в детском саду Видео В своей работе, я большое внимание уделяю музыкально-ритмическим движениям. Балет "Репка" поставлен для городского конкурса "Неразлучные.
Интегрированное занятие к 175-ю со дня рождения П. И. Чайковского в подготовительной группе (слайд 1)Под музыку марша из балета «Щелкунчик» дети заходят в музыкальный зал. Ведущая:Ребята, сегодня к нам на занятие пришли гости, что.
Календарно-тематическое планирование на 2015–2016 учебный год. Младшая группа (1 часть) Часть 2 Календарно - тематическое планирование на 2015-2016 учебный год Младшая группа №1 № п/п Тема Развернутое содержание работы Период.
Календарно-тематическое планирование на 2015–2016 учебный год. Младшая группа (2 часть) Часть 1 9 Зима Расширять представления о характерных особенностях зимней природы (холодно, идет снег). Знакомить детей с зимними видами.
Новогодний сценарий «Щелкунчик» для детей подготовительной группы Сценарий новогоднего утренника в подготовительной группе «Щелкунчик» Звучит музыка, в зал входят дети, становятся на места. 1 реб. Все мы.
Развивающая игровая ситуация для детей второй младшей группы «Балет невылупившихся птенцов» Цель:активизация и развитие творческого воображения в процессе восприятия музыкальных произведений. Задачи:- Обогащение представлений детей.
Сценарий новогоднего праздника для старшей и подготовительной групп по мотивам балета П. И. Чайковского «Щелкунчик» Новогодний утренник для старших и подготовительных групп «Щелкунчик» Под музыку дети красиво вбегают в зал, становятся на свои места для.
Тематическое занятие «Игрушки в гостях у детей» Тематическое занятие «Игрушки в гостях у детей» средняя группа Цель: развивать эмоциональную отзывчивость, совершенствовать музыкально.
Тематическое занятие по ПДД для детей 5–6 лет. «Пешеходный переход» Цель: продолжать знакомить детей с правилами дорожного движения. Задачи: - рассказать детям о видах пешеходных переходов и способах передвижения.
Тематическое планирование занятий в подготовительной группе (часть 1) Тематическое планирование занятий в подготовительной группе (часть 1) Формирование элементарных математических представлений (2 раза в неделю)№.
Следующая загадка
Цель урока: закрепление теоретических знаний, вокально-хоровых навыков по теме четверти.
- Образовательная:
- закрепление знаний о музыкальных жанрах – “песня”, “балет”, введение музыкального понятия “ритм”.
- развитие вокально-хоровых и ритмических навыков.
- воспитание доброго и бережного отношения к семье, игрушкам.
- Музыкальные попевки: “Колокольчик нам поёт…” – начало урока; “До свидания” – окончание урока.
- “Мой папа” – сл. В. Иванова, муз. Е. Бриской.
- “Марш” из “Детского альбома” – муз. П.И. Чайковского.
- “Испанский”, “Арабский”, “Китайский”, “Русский” – танцы из балета “Щелкунчик” П.И. Чайковского; видеосюжет балета “Щелкунчик” (запись 2004 г.)
ТСО: видеомагнитофон, аудиозаписи, СD-диски, магнитная нотная доска.
Музыкальные инструменты: фортепиано.
I. Организационная часть урока
1. Музыкальное приветствие
Учитель аккомпанирует хоровому исполнению традиционного начала урока и пропевает приветствие: “Здравствуйте”.
Колокольчик нам поёт,
Всех на “Музыку” зовёт.
Слышишь тонкий голосок,
Нам пора начать урок:“Динь-дон” (пропевает учитель),
“Динь-дон” (пропевают ученики),
“Здравствуйте” (пропевает учитель),
“Здравствуйте” (пропевают ученики).2. Учитель объявляет тему урока и опрашивает ребят об основных признаках музыкальных жанров.
Учитель. Песня и балет. Для “кита” песня – основной деятельностью является исполнение голосом (вокал), а для балета движение (танец). Балет – это “музыкальная страна”, которая находится в театре, на сцене, где артисты с помощью танцев рассказывают сюжет.
4. Учитель наигрывает мелодию песни, просит тех, кто узнает – начать петь.
Умеет папа делать всё
И знает всё на свете.
Ему вопросы задают
И взрослые, и дети.
Он может ездить на коне,
А может на машине,
Рассказывает сказки мне,
Мои игрушки чинит.Со мной он любит поиграть,
Он мне читает книжки,
И может ёжика собрать
Мне из сосновой шишки.
Он скажет: “Туча дождь несёт” -
И, правда, дождь закапал.
А почему он знает всё -
Мой потому что папа!И знает папа, почему
Тот гром такой гремучий,
И знает кактус почему
Всегда такой колючий.
И заяц почему косой,
А мишка косолапый.Девочки:
Когда ты вырастешь большой,
Ты тоже будешь папой.Мальчики:
Когда я вырасту большой,
Я тоже буду папой.- вспомнить и пропеть хором вторую часть каждого куплета, с целью повторения слов: “Он может ездить на коне…”; “Он скажет: “Туча дождь несёт”…”; “И заяц почему косой…”;
- работа с магнитной нотной доской, исполнение восходящих интонаций со словами каждого куплета: “Ему вопросы задают…”, “И может ёжика собрать”, “И знает кактус почему…”;
- концертное хоровое исполнение песни с образно-ритмическими движениями и ролевым исполнением 3 куплета.
5. Смысловая связка-блиц.
Учитель предлагает кратко ответить на вопросы хором:
– Что является важным для песенного жанра? (Голос)
– Какие игрушки названы в песне? (Косолапый мишка, заяц, ёжи)
II. Основная часть урока
Учитель предлагает отгадать учащимся стихотворную загадку, в которой говорится об основных моментах сюжета “Щелкунчика”.
Сначала жил я в сказке,
Что Гофман написал.
Затем стал музыкальным –
Уже в балет попал.
Придумал же Чайковский –
И я затанцевал.
И с дядей Дроссельмейром
Был приглашён на бал.
Среди других игрушек.
Я был не слишком мил:
Уродлив, непригляден,
Огромный рот, мундир…
И для забавы ради
Колол орехи я,
Врагами были мыши -
Солдатики – друзья.
Лишь сердце трепетало:
“Когда же, наконец,
Исчезнут злые чары,
Придёт мышам конец?”
И победить проклятье
Поможет только та,
Чьё сердце отзовётся
На зов любви, добра.Блиц – опрос по сюжету балета:
- Назовите имя этой игрушки. (Щелкунчик)
- Как звали героиню сказки? (Мари)
- Какое имя у этой героини в балете? (Клара)
- Как помогла Хансу-Пéтеру Клара в решающей битве? (С помощью башмачка, который бросила в Короля мышей)
- В какую волшебную страну отправил Дроссельмейр детей? (В Страну сладостей)
Просмотр видеосюжета балета “Щелкунчик. Учитель предлагает вспомнить название танцев, которые исполняли гости на балу у Феи Драже, с помощью видеофрагментов балета и заполнения кроссворда.
Название танцев из балета заполняется по демонстрируемым видеофрагментам каждого танца.По вертикали:
Для этого танца характерна резкость движений и преобладание красного цвета в одежде.
- Для этого танца необходима гибкость и плавность движений.
- Название танца – бодрящий утренний напиток.
- Танец восточной страны – основа движений – высокие прыжки.
- Название танца – утренний напиток, может быть чёрным и зелёным.
- В этом танце – удаль, задор, основа движений – присядки.
- Название танца родилось в России в XIX веке, Мужская пляска – соревнование.
3. Первичное обобщение материала
Учитель предлагает закончить мысль.
– Этот танец был медленным . (Арабский).
– Это парный танец . (Испанский).
– В этих танцах солируют танцоры-мужчины . (Китайский и Русский).
– В музыкальную страну "Балет" мы попали благодаря “киту”. (Танец).III. Обобщающая часть урока
1. Смысловая связка
Учитель: Для исполнителей любых музыкальных жанров и, в частности, для балета очень важно слышать музыкальное время, например: 1-2-3, 1-2-3-4.
2. Определение ритма (с учётом возрастного восприятия)
Ритм – это короткие и длинные звуки, которые строго подчинены определённому музыкальному времени (пульсу).
Ритмическая разминка – смена видов деятельности, двигательная активность.
3. Повторение детьми ритмических движений под счёт 1-2-3-4
- хлопки руками на счёт 1-2-3-4, 1-2-3-4;
- повороты головой на счёт 1-2 – направо, 3-4 – прямо; 1-2 – налево, 3-4 – прямо;
- маршевый шаг на счёт 1-2-3-4, 1-2-3-4;
- прыжки (руки на пояс) на счёт 1-2-3-4, 1-2-3-4.
IV. Итог урока
1. Совместные выводы учителя и учащихся:
– На уроке мы говорили о музыкальном жанре – … (балет).
– Балет – это … (музыкальная страна, которая находится на сцене в театре, где играют на музыкальных инструментах в оркестре, а главное – артисты с помощью танца рассказывают нам сюжет).
– Для танцоров очень важно чувство … (ритма).
– Ритм состоит из … (коротких и длинных звуков, которые строго подчиняются музыкальному времени).
– В балете “Щелкунчик” мы увидели танцы: … (Испанский, Арабский, Китайский, Русский).
– В балет нас привёл “кит” … (танец).
– Для “кита”- танец важны … (движения), а для “кита” - песня – … (голос).
– Какие игрушки “живут” в песне, а какие в балете? (В песне – косолапый мишка, заяц, ёжик; в балете – Щелкунчик, конь и т. д.)
Учитель выборочно просит назвать свою любимую игрушку и обязательно спрашивает о том, как дети относятся к своей любимой игрушке.
2. Анализ работы учащихся, попевка
Учитель: До свидания.
Ученики повторяют музыкальную фразу: “До свидания”.
Анализ этапов урока
Урок построен на 3 основных этапах: организационная, основная, обобщающая часть урока, каждая часть предполагает свои пункты работы.
Организационная часть (организация внимания, определение темы урока, подготовка корпуса, голоса, дыхания).
Урок начинается с традиционного приветствия “Колокольчик…”. Данное распевание написано учителем для удобства организации начала урока и подготовки певческого аппарата для исполнения песенного репертуара.
Повторение теоретических основ адаптировано для первоклассников, музыкальный жанр – балет сравнивается с “музыкальной страной”.
“Мой папа” – на уроке включена как региональный компонент (знакомство с творчеством волжского поэта Виталия Иванова), а также как песенный материал, удобный в тесситурном, возрастном, жанровом отношении и являющийся воспитательным моментом для учащихся. Для ребят этого класса сложно сразу вспомнить и воспроизвести слова, мелодию и характер песни от начала до конца, поэтому сначала работа построена над текстом второй части каждого куплета (вспоминаем слова), затем воспроизводстве восходящего движения мелодии со словами, помогая движениями рук. Только выполнив эти этапы работы, песня исполняется стоя, “как на концерте”. В процессе работы помогают образные движения рук, нотная запись на магнитной доске.
Основная часть урока (раскрытие темы урока, выполнение поставленных задач, использование различных приёмов и методов обучения, микрообобщения по теме).
Начало этой части – стихотворная загадка. Она позволяет сосредоточить внимание, сменить активный двигательный этап на интеллектуальную работу. Кроме того, данный приём рассчитан на “забегание вперёд” (по программе Д.Кабалевского) и свидетельствует о взаимопроникновении литературного и музыкального жанров. Далее сложный период урока, в котором детям предложена видеозапись танцев из балета П.И. Чайковского и анализ музыкального характера танца. Для того, чтобы внимание ребят было постоянным, название танца, характеристика даётся сразу после просмотра одного танца и поэтапное заполнение кроссворда на доске. На данном этапе вводится понятие “ритма”, повторение жанровых основ “балета” и сюжетного развития. Заканчивается эта часть микрообощением, в котором повторяются основные моменты.
Обобщающая часть урока (проверка усвоения знаний учащихся, закрепление музыкальной традиции урока, анализ работы учащихся на уроке)
Начинается сменой деятельности – с интеллектуальной на двигательную. Выбрана форма игры “ритмической разминки”. Она позволяет в игровой форме усвоить понятие “ритм” и является “физкультпаузой”. Ребята считают вслух и стоя выполняют ритмическую последовательность движений. После этого подводится итог урока, который строится на совместных выводах. Ребятам сложно сформулировать ответы с начала до конца, поэтому фразы начинаются учителем и завершаются хоровыми ответами учеников.
Материал урока содержит авторские сочинения: текст и мелодия музыкального вступления к уроку “Колокольчик”, песня “Мой папа”, загадка “Щелкунчик” в стихотворной форме, кроссворд, формулировки терминов “Балет” и “Ритм” с учётом восприятия младших школьников.
Сайт развития ребенка Умные дети
На сайте развития ребенка вы найдете полезную информацию о обучение детей, о развивающих игр для детей, о раннем развитии ребенка, и нтересные статьи, а также полезные материалы для обучения. Все это на портале развития ребенка Умные дети .
Читайте также: