Загадки первобытных рисунков 5 класс сообщение

Обновлено: 25.12.2024

Изобретение письменности - одно из самых грандиозных достижений человеческой мысли за всю историю. Это высочайшая технология, с которой не сравнится блокчейн, Интернет, атомная энергетика. Её величие заключается в простой функции: служить для людей внешней памятью.

Наскальные рисунки, созданные, вероятно, племенами, населявшими современный Алжир и территории близ пустыни Сахара несколько тысяч лет назад. Наскальные рисунки, созданные, вероятно, племенами, населявшими современный Алжир и территории близ пустыни Сахара несколько тысяч лет назад.

Изобретение письменности позволило цивилизациям древности совершить рывок в своем развитии, за счет сохранения и приумножения человеческого опыта, который раньше мог быть передан лишь при личном общении.

Занимаясь изучением иностранных языков, особенно таких необычных, для европейского человека, как японский или китайский, знакомясь с различными системами письма, невольно начинаешь интересоваться: как же это всё возникло. В свое время я получил понятный и хорошо структурированный ответ на этот вопрос, в голове сложился паззл, и я получил истинное удовольствие.

Чтобы поделиться им с теми, кто ещё не в курсе, я и начинаю этот цикл статей о том, как зарождались различные системы письма, и как фонетические алфавиты, такие как кириллица и латиница, покорили мир своей эффективностью и стали использоваться большей частью населения Земли.

Первой стадией зарождающейся письменности, стали рисунки, а именно наскальная живопись, появившееся у Homo Sapiens в эпоху палеолита. Рисунки - это, конечно, ещё не текст, но это уже способ фиксировать информацию где-то ещё, кроме собственной памяти! Нужно прочувствовать важность появления наскальной живописи - ни один биологический вид, кроме людей, доселе не делал ничего подобного.

Охота - самый популярный сюжет! Охота - самый популярный сюжет!

Большинство наскальных рисунков содержат сюжеты охоты, войны и изображения каких-нибудь животных. Информация, зафиксированная на них, имеет примерно такой смысл: "круто мы поохотились" или "было бы круто удачно поохотиться".

Но были и исключения, как например "Пещера Рук", найденная в Аргентине, рисунок на сводах которой определённо имеет черты современного искусства. Но были и исключения, как например "Пещера Рук", найденная в Аргентине, рисунок на сводах которой определённо имеет черты современного искусства.

Со временем люди научились рисовать множеством разных способов, используя разные материалы. Вполне возможно, что до нас просто не дошли рисунки, выполненные, например, на дереве, или других материалов, способных сохраняться лишь недолго.

Рисование начало менять мир, и приблизило человека на шаг к обретению полноценной письменности. Следующим шагом стало появление рисунков-знаков, но об этом расскажу в следующий раз .

Следующая загадка

Первобытный человек отличался от современного не только внешне, но и образом жизни, приоритетами в выживании, а в древнем обществе людей были иные порядки и уклады. Детские рисунки древних людей содержат в себе изображения охоты на мамонтов, добычу огня и другие особенности первобытных потомков.

Рисунок первобытного человека.

Около пещеры.

Простой рисунок охоты на мамонта.

Детские рисунки древнего человека на охоте.

Приготовление пищи.

Около костра.

На урок истории в 5 класс.

Картинка жизни.

Простым карандашом.

Как древние люди изображали себя.

Первобытные люди у костра.

Следующая загадка

Искусство представляет собой одно из древнейших проявлений человеческого духа. Творить человек начал почти одновременно с тем как появился на свет. Даже в каменных орудиях первобытности можно увидеть определенную эстетику – не просто так, человек обтачивал камень с двух сторон делая его симметричным. Ведь наличие острых краев с двух сторон не давала особого преимущества в техническом плане. Иногда даже наоборот. А значит что-то другое возбуждало чувство в первобытном человеке, когда он придавал симметрию своим орудиям.

Но тем не менее, главным проявлением первобытного искусства остается наскальная живопись. Именно о ней мы сегодня и поговорим. Именно исследование декорированных пещер дало археологам и историкам большинство материалов по первобытной живописи. В географическом плане пещеры, содержащие на своих стенах рисунки, расположены на территории между Атлантическим океаном и Уралом. Наибольшее их количество приходиться на Францию и Испанию. Но есть пещеры и на территории России, в которых есть роспись, петроглифы. Поговорим сначала именно о России, а потом перейдем к общим замечаниям о пещерной живописи. Тут нужно сразу оговориться, что говорить мы будем о наскальной живописи в целом, а не только о росписях на стенах пещер.

Петроглифы на территории России зачастую называют писаницами, то есть росписями камней, стен пещер. Особенностью первобытной живописи в России является то, что зачастую росписи находятся на открытых местах, а не в пещерах. Наскальные изображения в России встречаются повсюду: на Алтае, Урале, в Якутии, Забайкалье и Карелии. Впервые росписи на территории России были открыты в начале XIX века, в ходе разведки полезных ископаемых.

Чаще всего наскальная живопись в России обнаруживается на берегу водоемов. У озера Байкал, у Онежского озера, на Белом море. Как правило, и ниже мы поймем почему, в качестве места для нанесения рисунка избиралось какое-то укромное местечко – гроты или небольшие пещеры. В качестве краски художники первобытных времен использовали чаще всего охру, в которую добавлялись животные жир и кровь, что делало рисунок более долговечным. Наиболее часто встречаются росписи красного цвета (в чем вы убедитесь посмотрев на соответствующие рисунки). Другие цвета встречаются намного реже. Охра хорошо впитывалась в скальную породу и именно поэтому рисунки смогли сохраниться до наших дней. Тематика росписей на скалах в России в целом такая же как и в Европе – сцены охоты или ритуальных действий. В качестве объектов, наносимых на скалы выступали не только люди но также и звери, рыбы, всевозможные (в том числе и геометрические) символы. В целом на стены пещер и открытые участки скал и камни переносилось само мировосприятие первобытного человека, где весь космос оказывался взаимосвязан, одухотворен, а человек по представлениям древних находился в мистической, либо же родственной связи с животными.

К самым известным местам с петроглифами на территории Росси относятся:

А также многие другие.

При нанесении наскальных рисунков человек пользовался разнообразными техниками – скалывая, царапая или высекая формы на скале. Человек воспринимал объекты окружающего мира достаточно реалистично, верно передовая пропорции. В целом всему комплексу наскальной живописи присуща некая единая стилистическая манера, что говорит об определенных базовых культурных выражениях у древних людей.

Рисунки из Каповой пещеры Рисунки из Каповой пещеры

Теперь перейдем к рассмотрению общих характеристик наскальной и пещерной живописи. В отношении пещерной живописи известный исследователь Леруа-Гуран сделал следующее замечание: «исключительное сходство художественного содержания: образы очевидно заимствованного характера остаются неизменными с 30 по 9 тысячелетие до н.э. и на пространстве от Астурии до Дона».

А теперь вернемся к вопросу о расположении рисунков в укромных местах. Это же относится и к пещерной живописи. Рисунки в пещерах, как правило, находятся на значительном расстоянии от входа в пещеры. По этой причине исследователи решили, что эти пещеры, оформленные рисунками, имели для первобытных людей значение своего рода святилищ, сакральных мест, где можно было встретиться с духами, поговорить с предками и вообще проводить особые ритуалы. Это воззрение только подтверждается тем фактом, что многие из пещер, в которых были обнаружены рисунки были просто на просто необитаемы. Зачастую, чтобы добраться до расписных стен, необходимо пройти сотни метров, иногда спускаться по веревки и прочие сложности. Именно такими (сложными) являются расписные пещеры Кабаре, Ньо, Ласко и Трех братьев. Именно в пещере Ласко вам бы пришлось воспользоваться веревкой, чтобы сквозь глубокую шахту попасть в нижнюю галерею, где располагаются палеолитические росписи.

Рисунки из пещеры Ньо Рисунки из пещеры Ньо

Ученые сходятся в одном – изображения на скалах и стенах пещер обладают определенным смыслом. Но каким? Что представляют собой наскальные росписи: образы, которые возникали у древнего человека, когда он сталкивался с чудом окружавшего его мира, как бы оно не проявлялось, или же символы, скрывающие за собой какой-то высокий смысл?

Открытия новых пещерных рисунков происходит до сих пор. Вот что написал по поводу важного археологического открытия журнал Science 20 октября 2000 года:

«На севере Италии были обнаружены следы того, что вполне может оказаться древнейшей в мире пещерной росписью. В пещере Фумане, расположенной к северо-западу от Вероны, группа итальянских археологов раскопала каменные плиты с изображениями животного и еще одного существа — полузверя-получеловека. Плиты, разрисованные красной охрой, выпали некогда с потолка и оказались впечатаны в пол пещеры. Обнаружены они были в слое осадочных пород, возраст которых составляет от 32 до 36,5 тысячи лет»

Рисунок из пещеры Ласко Рисунок из пещеры Ласко

В качестве претендента на звание старейшей росписи в мире иногда представляют комплекс рисунков с юга Франции, из грота Шове. В качестве краски местные художники использовали эмульсию каменного угля, которая содержала органические отложения, благодаря чему рисунки удалось проанализировать радиоуглеродным методом. В результате специалисты пришли к выводу, что местным рисункам от 30 до 32,5 тысяч лет.

Образцы палеолитического искусства можно найти и на территории Германии. Вот как описывает местные произведения искусства Грэм Хэнкок в своей книге «Сверхъестественное. Боги и демоны эволюции»: «Древнейшее искусство Германии датируется примерно тем же периодом, что и териантропы Фумане и Шове: 30–35 тысяч лет назад. Образцы этого искусства встречаются главным образом в пещерах Фогельхерд, Холенштайн-Штадель, Гайсенклостерле и Холе-Фельс. Все эти пещеры расположены в горах Швабская Юра на юго-западе страны. Несмотря на то что в этих местах можно встретить остатки наскальных росписей, главный интерес для ученых представляют не они, а 19 небольших статуэток, вырезанных из бивней мамонта. Главным образом это изящные миниатюры, редко превышающие в длину 5 сантиметров. Некоторые из них просверлены насквозь, так что их можно носить на шее в качестве подвески. Минимальный возраст этих вещиц, установленный по возрасту слоя, в котором они были обнаружены, составляет около 32 тысяч лет. Судя по всему, однако, некоторые статуэтки были изготовлены намного раньше. В частности, одна из них находилась в слое осадочных пород, верхний предел датировки которых составляет 36,8 тысячи лет. В число этих статуэток входят изображения лошадей, медведей, птиц, нескольких мамонтов, четырех животных из семейства кошачьих, двух бизонов, двух "антропоморфов", отдаленно напоминающих людей, и одного четвероногого существа, которого ученым так и не удалось идентифицировать. Подавляющее большинство фигурок было найдено в жилых помещениях пещеры. И все же одна статуэтка, обнаруженная в Холенштайн-Штаделе, представляется в данном случае особенной. Весит она почти три четверти килограмма и достигает в высоту 29,6 сантиметра, что почти в пять раз больше любой другой из обнаруженных фигур. Эта статуэтка была найдена в нише, расположенной в самой глубине пещеры. По мнению археологов, первобытные люди лишь изредка заходили в этот отдаленный уголок».

"Великий волшебник" из Пещеры Трех Братьев "Великий волшебник" из Пещеры Трех Братьев

К числу самых известных наскальных рисунков относится тот, который аббат Брейль, священник, интересовавшийся археологией обнаружил в пещере Трех Братьев. На стене пещеры Брейлем был обнаружен рисунок странного существа (по видимо либо духа-покровителя, либо шамана) совмещавшего в себе признаки человека и многочисленных животных, в том числе клюв и глаза совы, оленьи рога и так далее.

Наверное, рисунок этого существа, которое аббат Брейль назвал «Великим волшебником» является самым известным примером наскальной росписи первобытных времен.

Перечислять все сокровища палеолитического искусства можно бесконечно долго, но пространство текста должно быть весьма ограничено. Нет сомнений, что наскальная живопись являлась выражением особого отношения человека к окружающему его миру, в этом отношении сплетались анимистических и мистические мотивы. Человек через искусство стремился установить связь с миром, который порой представал перед ним в столь пугающей форме.

Следующая загадка


Задолго до изобретения письменности люди начали искать способы передачи своего видения мира. Рассказывать о переживаниях, привлекать удачу в охоте, делиться сценами из жизни они стали с помощью петроглифов. Так называют наскальные рисунки древних людей, которые выбивали на камнях или наносили краской начиная с эпохи палеолита. Название происходит от двух древнегреческих слов: πέτρος — камень и γλυφή — резьба.

Наскальная живопись первобытных людей найдена по всему земному шару – в 120 странах обнаружено более 35 миллионов петроглифов. Археологические открытия сделаны в Испании, Италии, Германии, Англии, Алжире. В России древние рисунки можно увидеть в Карелии, Мурманской и Воронежской областях, Башкирии, Хакасии (Боярская и Сулекская писаницы). Исследования продолжаются и в наши дни, а уже обнаруженные петроглифы до сих пор хранят немало тайн.

Первые наскальные рисунки


Настоящей сенсацией в научном мире стало открытие древней живописи в пещере Гибралтара. По оценкам ученых, найденные тут изображения сделаны около 40 тысяч лет назад. Это значит, что наши представления о древнем человеке ошибочны – неадертальцы не были примитивными дикарями. Наши далекие предки нашли способ передавать свое восприятие мира, нанося рисунки на скалы.

Первым петроглифы нашел Марселино де Саутуола. В 1879 году вместе с дочкой они исследовали пещеру Альтамира в Испании. Археолог-любитель обнаружил внутри то, что взбудоражило ученых всего мира – рисунки, выполненные в эпоху палеолита. Находка настолько шокировала исследователей, что они сочли древнюю живопись фальсификацией. Однако скоро научному сообществу пришлось взять свои слова обратно и отказаться от обвинений – петроглифы были обнаружены в пещерах других стран.

О чем говорят наскальные рисунки

Изучение петроглифов помогает больше узнать о мире прошлого. Петроглифы – это древние наскальные изображения, уникальные источники информации для научных дисциплин от антропологии до зоологии. Наскальные рисунки первобытных людей говорят о тяге человека к творчеству. С их помощью ученые больше узнают о культуре и быте наших предков, а иногда даже знакомятся с историей местности, где были нанесены рисунки.

Одна из главных археологических достопримечательностей Северной Африки находится в Сахаре. В 1933 году на скалах и в пещерах в Тассилин-Аджере и Акакусе обнаружены петроглифы, которые помогли лучше узнать о прошлом пустыни. Как выяснилось, в эпоху неолита тут был совершенно другой климат и богатая экосистема. Наскальные изображения помогли установить примерные сроки появления новых видов животных – например, верблюдов.

Ученые сравнивают петроглифы с рассказами, с помощью которых древние художники передавали свое видение мира, делились новостями. Важно понимать, что это не рисунки с натуры, а сцены из жизни, переработанные сознанием человека, что они неразрывно связаны с верованиями и обрядами. Исследователи предполагают, что таким искусством наши предки пытались привлечь удачу перед охотой или рыбалкой, задобрить духов, предупредить соплеменников об опасности.

Чаще всего изображали животных: оленей, лошадей, кабанов, лисиц. С помощью наскальных рисунков можно познакомиться с видами, которые в наши дни уже не существуют, например, мамонтами и саблезубыми тиграми. Художники эпохи неолита делились сценами из повседневной жизни. Их мысли занимала охота, сражения и обряды. Примечательно, что чем древнее рисунки, тем тщательнее они выполнены. Поздние петроглифы аккуратностью исполнения не отличаются, нередко они даже не завершены. После изобретения бумаги необходимость высекать изображения отпала.

Знаменитые наскальные рисунки

Один из самых известных памятников археологии находится в Испании. Пещера Альтамира, в которой можно увидеть объемные изображения животных, в наши дни закрыта для посещения туристами. Это вовсе не прихоть ученых, а необходимость. Все дело в том, что изображения на сводах пещеры нанесены растительными красками, на которые оказывают губительное воздействие разные неблагоприятные факторы.

Туристы со всего мира стремились увидеть своими глазами древнюю живопись. Это не лучшим образом сказалось на влажности и температуре внутри пещеры. Рисунки покрылись плесенью. Власти Испании сначала ограничили посещение объекта, а затем и вовсе его закрыли. Однако все желающие познакомиться с петроглифами Альтамиры могут побывать в музее, расположенном недалеко от пещеры.

Быки пещеры Альтамира

В разных уголках нашей страны от Красноярского края до Карелии обнаружено немало мест с наскальной живописью. В России петроглифы называют обычно «писаницы». Древние художники не всегда творили в пещерах, излюбленные места – под открытым небом, например, на скалистых берегах рек и озер. Предполагают, что такие места имели для наших предков сакральное значение, рядом с ними проводили обряды и ритуалы.

Капова пещера

С каждым годом интерес к древней живописи растет. Все больше туристов хотят прикоснуться к миру прошлого, полному тайн и загадок. В России можно познакомиться с Беломорскими петроглифами, наскальной живописью Каповой пещеры, Шалаболинской писаницей, петроглифами Канозера и другими памятниками археологии. Не все рисунки можно хорошо рассмотреть в наши дни из-за разрушительного воздействия неблагоприятных факторов. Однако работа по сохранению наскальной живописи и ее изучению ведется непрерывно.

Петроглифы — писаницы или наскальные изображения

Петроглифы (писаницы или наскальные изображения) — это нарисованные краской или выбитые изображения на каменной основе (от др.-греч. πέτρος — камень и γλυφή — резьба). Могут иметь самую разную тематику — ритуальную, мемориальную, знаковую.

Также петроглифами называют все изображения на камне древнейших времён, с палеолита вплоть до Средневековья, за исключением тех, в которых достоверно присутствует хорошо разработанная система письменных знаков. Абсолютно однозначного определения не существует. Петроглифами называют как первобытные пещерные наскальные живописные рисунки, так и более поздние рисунки и гравировки, например, на специально установленных камнях, мегалитах или на скалах.

Техника выполнения и материалы

Каждый древнейший памятник живописи особенный. Способы нанесения рисунков, инструменты и краски, выбранные для творчества объекты – все это серьезно различается.

Художники древности использовали для выдалбливания изображений твердые и острые предметы. Во время раскопок археологи находят разные инструменты. Например, на стоянке древних людей Ле Рок де Сер обнаружен каменный резец. Им делали прорези, в которые потом наносили специальную краску.

Древний человек постепенно оттачивал мастерство, пробуя все новые способы и техники. В эпоху палеолита начали использовать штриховку и комбинированную роспись.

Краска древнего человека – охра разных оттенков, марганцевая руда и древесный уголь. Древние художники также использовали мел. Самый, пожалуй, необычный компонент по современным меркам – гуано летучих мышей. Все ингредиенты тщательно растирали камнями, а затем к полученному порошку добавляли животный жир и тщательно перемешивали. Для хранения использовали полые части костей.

После того, как краску заливали внутрь, необычный тюбик «закрывали» – кости с двух сторон запечатывали с помощью затвердевшего жира. Наносили изображения острыми палочками с расщепленными концами. Прообраз современной кисти – кость, к которой прикреплен маленький кусочек шерсти. Обычно сначала выводили контур, а потом закрашивали изображение. Древние художники не останавливались на достигнутом, постоянно экспериментировали и изобретали все новые способы. Например, разбрызгивали краску через тростинку.

Художники древности не уделяли должного внимания композиции и пропорциям тела. Некоторые животные непропорционально большие по сравнению с другими, некоторые – напротив крошечные. Однако все это скорее особенность, чем недостаток. Наши предки нередко создавали детальные и мастерски выполненные объемные изображения, используя рельеф скал для большей выразительности. Воображению, таланту и изобретательности древнего человека можно только позавидовать.

Читайте также: