Загадки памятника петру 1

Обновлено: 22.11.2024

Мало кто знает о том, что памятник первому российскому императору обрел свое законное место у парадного входа в Михайловский замок далеко не сразу. Прежде, чем оказаться на мраморном пьедестале около резиденции Павла I, ему пришлось поменять множество мест обитания. В нашей сегодняшней статье мы расскажем Вам о нелегкой судьбе памятника, о истории его создания и, конечно же, о легендах, которые с ним связаны.

Памятник Петру I у Михайловского (Инженерного) замка Памятник Петру I у Михайловского (Инженерного) замка

История монумента началась в далеком 1709 году, когда Петр I одержал победу под Полтавой и по этому поводу решил оставить потомкам свой вполне рукотворный памятник из бронзы. По задумке императора, он должен был быть изображен в полный рост на любимом жеребце Лизетте. Сразу идее сбыться не пришлось, так как полным ходом шла Северная война и на памятник просто не было средств.

К задуманному Петр вернулся лишь в 1716 году, пригласив работать над своим бронзовым образом российского архитектора итальянского происхождения Бартоломео Растрелли, который около двух лет трудился над изготовлением глиняной модели коня. С воссозданием точной копии лица императора пошло проще – Растрелли просто снял с лица Петра I гипсовую маску, которая в дальнейшем стала основой и для воскового бюста императора, сейчас хранящегося в Эрмитаже .

Прижизненная гипсовая маска Петра I Прижизненная гипсовая маска Петра I

Итоговый результат работы архитектора пришелся самодержцу по душе, но памятник не успели отлить в бронзе. Дело в том, что в 1725 году Петр I скончался, а его наследникам последующие десять лет было совсем не до монумента. Судите сами: Растрелли получил оплату за свою работу только в 1734 году и не смог увидеть свое детище на постаменте - мастер скончался 18 ноября 1744 года.

Архитектор памятника - Бартоломео Расстрелли Архитектор памятника - Бартоломео Расстрелли

В итоге работы по отливке памятника взял на себя в 1747 году его сын - Франческо-Бартоломео Растрелли по приказу дочери Петра I – императрицы Елизаветы Петровны. Она решила установить памятник отцу перед Зимним дворцом. И вот незадача – мир вновь не увидел монумента. Причина проста – Елизавете Петровне он не приглянулся. Императрица решила, что памятник совсем не соответствует вкусам нового времени.

Час памятника настал, когда на престол вступил Павел I. Сначала новый император повелел установить монумент в Кронштадте, а через некоторое время перевез его к фасаду своей резиденции – Инженерному (Михайловскому) замку. Именно Павел приказал сделать на постаменте надпись - «Прадеду Правнук 1800». Не находите, что она явно перекликается с надписью «Петру I Екатерина II Лета 1782», выбитой на гром-камне Медного всадника?

Надпись на постаменте памятника Надпись на постаменте памятника

Постамент памятника Петру I у Михайловского замка выполнен из розового мрамора и по обеим сторонам украшен бронзовыми барельефами, рассказывающими историю двух самых значимых сражений Северной войны. С восточной стороны находится «Полтавская баталия», а с западной – «Бой при Гангуте».

На барельефе «Полтавская баталия» Петр I указывает шпагой на убегающих шведов, рядом с ним - предводитель конницы Меншиков. Над ними парят фигуры гениев Победы, трубящие славу и венчающие лаврами головы победителей. В облаках изображен рак - знак Зодиака, символизирующий месяц июнь, в который произошло знаменательное сражение.

Барельеф "Полтавская баталия" Барельеф "Полтавская баталия"

На барельефе «Гангутский бой» изображен Петр I на флагманском корабле, командующий «Авангардией». С облаков к нему спускается гений Победы с лавровыми венками и пальмовыми ветвями в руках. Справа - плененный шведский корабль, на который уже вступили русские, подняв флаг Российской империи. Еще минута, и та же участь постигнет другие вражеские корабли, помещенные на заднем плане. На этом барельефе в облаках изображен лев - знак Зодиака, соответствующий месяцу июль, в который произошел Гангутский бой.

Барельеф "Гангутский бой" Барельеф "Гангутский бой"

Интересный факт: если чуть-чуть отойти от памятника и внимательно посмотреть на копыта лошади, можно узреть интересную особенность – конская нога постепенно превращается в изящную женскую ножку в сапоге на высоком каблуке. Романтики верят, что это ножка возлюбленной скульптора, реалисты же утверждают, что никакой женской ноги там нет - это всего лишь оптическая иллюзия. Какой версии придерживаться – решать, конечно же, вам.

Вид на "женскую ножку" Вид на "женскую ножку"

Когда рассматриваешь барельефы, то в глаза сразу же бросаются отполированные до блеска копыта коней, нога Петра и пятка тонущего моряка. Городская легенда гласит, что, если подержаться за пятку моряка – никогда не утонешь: ни в воде, ни в жизненном круговороте, ни на экзамене, а если потереть ботфорт императора, либо копыто коня – непременно нарвешься на удачу.

Легенда вторая – «Бедный, бедный Павел!»

Эта легенда повествует о том, что Павел I, на Сенатской площади встретил странную фигуру на коне, укутанную в черный плащ: «бедный, бедный Павел. Скоро ты снова увидишь меня здесь». Это был призрак Петра.
Павел был в отъезде, когда узнал об открытии памятника Петру. Очевидцы событий, рассказывают, что Павел, узнав эту новость побледнел как полотно. После этого предчувствие близкой смерти не покидало его. Став императором, он даже установил свой памятник Петру с надписью «прадеду от правнука», только это его не спасло. Он был убит в своем Михайловском замке.

Змея спасительница

Согласно другому преданию, когда Петр Первый был в лихорадочном бреду, ему померещилось, что наступают шведы. Царь вскочил на коня и ринулся к Неве. Но тут выползла змея, обвила ноги коня, и не дала прыгнуть в воду, чем спасла Петра от гибели.

Змея также является частью скульптурной композиции памятника. Но ее ваял не Фальконе, а русский скульптор Гордеев. Змея является третьей точкой опоры скульптуры.

Противо-стояние императоров

Петр Первый изображен скульптором, указывающим рукой в сторону Швеции, кто был в те времена главным врагом России. И в центре Стокгольма стоит памятник Карлу XII, основному противнику Петра, который указывает рукой в сторону Санкт-Петербурга.

Валун Конь

По этому поводу существует еще одна легенда. Огромный валун в Лахте назывался Конем. Когда-то на Ладоге был остров Коневец, который закрывал собой проход в иной мир. Чтобы задобрить нечистую силу, каждый год местные жители приносили на нем в жертву коня. Так длилось до тех пор, пока в середине XIV века на остров не прибыл инок Арсений с Валаама. Он помолился около камня, окропил его святой водой, а на вершине установили крест. Потом из-под камня начали вылетать бесы, превращаться в ворон и селиться на выборгском берегу. Они нашли себе приют на другой скале, которая впоследствии образовалась в форме коня. Вот на её-то, якобы, и указал Семен Вишняков.

Следующая загадка

Памятник Петру I «Медный всадник», который стал символом Санкт-Петербурга, окружает множество легенд и тайн. Вот некоторые из них.

Без Лизетты не обошлось

Согласно еще одному преданию, в скульптурной композиции "Медного всадника" Петр I восседает на своем любимом жеребце по имени Лизетта. Этого коня царь купил у повстречавшихся купцов, когда возвращался из Великого посольства. За него он переплатил "100 голландских червонцев". Петру Первому очень понравилась эта лошадь бурого окраса. И сразу же он назвал ее Лизеттой, что, кажется, необычно для коня. Петр Первый, якобы, назвал ее в честь девушки, которая служила при дворе Саксонского короля. И поговаривали, что у царя была с этой девушкой связь. Лизетта была "лошадью одного хозяина", Петра слушалась беспрекословно, но конюхи с ней мучились. Конь прослужил хозяину около 10 лет, а когда умер, Петр приказал сделать чучело. Оно до сих пор хранится в Зоологическом музее.

"Всадник Апокалипсиса"

Когда в 1782 году открыли памятник "Медный всадник", старообрядцы Санкт-Петербурга назвали его "Всадником Апокалипсиса". И сказали про него, что этому памятнику "… имя смерть; и ад следовал за ним; и дана ему власть над четвертой частью земли - умерщвлять мечом и голодом, и мором, и зверями земными". Старообрядцы не могли принять петровские преобразования, а видели в них библейские пророчества.

Следующая загадка

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

Нет аккаунта? Зарегистрироваться Монументальная пропаганда Монументальная пропаганда

«Прадеду Правнук» и год установки – 1800. Больше никаких надписей. И одна большая загадка! Сразу скажу: это не факт, просто мнение. Так что не бейте ;)

В детстве думал, что все знают эту загадочную фишку. Потом на многие годы забыл про неё. Недавно был несказанно удивлён. Выросло целое поколение даже не слышавших об этом. Даже Википедия ничего не говорит. Читающей публике известна она, благодаря трудам Синдаловского. Думал, что знатоки города уж конечно знают сию тайну. Ан, нет! Столкнулся с незнанием, поэтому расскажу… Кто знает эту фишку, не обижайтесь за повтор! Может быть и свои версии приведёте.

Павел приказал установить памятник Петру I перед входом в замок. И надпись придумал. Сам, правда, полюбовался на него недолго – через 40 дней был убит. Знал ли он одну особенность памятника или нет, не знаю. А то, что большинство искусствоведов, пишущих о памятниках нашего города этого не видят и не знают – странно…

Зато очень часто говорят о таинственном знаке: число букв в надписи на фронтоне равно годам, прожитым Павлом.

Краткая справка:
История этого конного монумента насчитывала к тому времени уже несколько десятилетий. Памятник своему отцу хотела установить еще Елизавета Петровна, и по ее приказу Растрелли - старший, который много работал над бюстами и статуями Петра Великого, создал новый конный памятник великому российскому императору. Скульптор провел все подготовительные стадии для отливки монумента, но умер, не закончив работу. Дело отца продолжил сын Франческо Растрелли, в то время уже известный архитектор. Он планировал установить памятник Петру I на Дворцовой площади после окончания строительства Зимнего дворца. Но Елизавета умерла, к работе Растрелли все потеряли интерес, а Екатерине II уже готовая скульптура и вовсе не понравилась, и для работы над новым памятником Петру она пригласила французского скульптора Фальконе. О забытой статуе Петра вспомнил лишь Павел, он и приказал установить монумент перед Михайловским замком.

А теперь внимательно смотрим на коня. Отходим подальше, наезжаем объективом… Смотрим на переднюю левую ногу коня… Видите? Это не конская нога! Там не копыто! Это – женская ножка…

Когда поднимите свою упавшую челюсть, броситесь искать разгадку.

Единственное, что я смог найти, различные рассказы про коня Императора:

«Известно, что на протяжении долгих лет Петру I верно служил конь, носивший, как ни странно, женское имя Лизетта. Впервые Петр I увидел этого стройного жеребца персидской породы в военном лагере под Ригой, у маркитантов — мелких торговцев, сопровождавших армию в походах. С первого же взгляда конь пленил царя. Петр I тут же выменял его па свою лошадь, дав небольшую придачу.

С той поры Петр I редко расставался с этим конем, который оказался на редкость выносливым: он пробегал в день по полутораста верст “без всякого при том себе вреда и надсады” 23, хотя нес всадника ростом более двух метров.

А случалось, что, когда Петр сидел в палатке или на открытом воздухе за столом среди своих офицеров, Лизетта подходила к шумной компании и охотно пила и ела то, чем ее угощали с царского стола.

На Лизетте император совершил Персидский поход, был в сражении на реке Прут, в знаменитой Полтавской баталии. А после победы Петр I верхом на Лизетте принимал в Москве триумф фельдмаршалов Б. П. Шереметева и А. Д. Меншикова.

Когда лошадь пала, чучело ее 19 августа 1741 года поступило в кунсткамеру — первый музей Петербурга — в том же убранстве, какое было на ней при Петре I: седло из темно-зеленого бархата с золотой вышивкой и золотой же бахромой; под седлом (и поверх потника) надет для украшения матерчатый чепрак из такого же зеленого бархата и тоже с золотой вышивкой и бахромой по краю. Железные стремена висели низко, напоминая о высоком росте хозяина.

Сейчас чучело лошади Лизетты можно увидеть в Зоологическом музее Академии наук СССР»

Чучело покажу:

Связь коня с именем Лизетта и женской ножкой проследить можно. Если учесть, что он – конь, ситуация становится не очень ясной. Для сексуальных меньшинств – ясной, для остальных не очень…

Честно говоря, ответа я не знаю.
Под Петром не реальная Лизетта, она была мельче и не такая представительная. Аллегорическая фигура. Кто-то говорит, что это шутка скульптора, есть версия, что это мелкая месть, что автору ничего не заплатили. Есть красивая версия, что это ножка возлюбленной скульптора… Реалисты прямо говорят - обман зрения, там реальное копыто и нога конская. Ответа нет у меня.

И ещё одной загадкой больше в любимом городе!

***
Ещё небольшое дополнение. Для любителей мистики и примет.

Большие бронзовые барельефы, помещенные на боковых гранях пьедестала, изображают важнейшие эпизоды Северной войны - битвы при Гангуте и под Полтавой. Их созданием руководил М. И. Козловский. Внимательно обойдите постамент и приглядитесь к барельефу, изображающему Гангутскую битву. Видите отполированную до блеска пятку одного из моряков? Это потому, что тысячи туристов прикасаются к ней в надежде, что их мечта исполнится. Мне в голову никакая морская мечта не приходит, кроме того, чтоб не утонуть ;)

В мистическом мире петербургского городского фольклора этот памятник занимает значительное место. Время от времени он “оживает”. Существует городское поверье. Если пристально вглядеться в него белой ночью ровно в три часа, то можно заметить, как он шевелится.

Белые ночи уже скоро. Три часа ночи. Сходим?

Хранитель города

В годы Великой Отечественной войны ленинградцы считали, что, пока памятники Петру Первому и великим полководцам Суворову, Кутузову и Барклаю де Толли стоят на своих местах не укрытые, враг не войдет в город. Так и произошло, несмотря на 900 дней блокады гитлеровские войска так и не смогли взять Ленинград. А сами памятники сохранились невредимыми. Только "Медного всадника" укрыли от немецких бомб.

Легенда четвертая - «Медный всадник» Пушкина


Мистики Медному всаднику прибавила одноименная поэма Пушкина, в которой некоторые пытливые натуры, разглядели схожесть с откровениями Иоанна Богослова, где описывается всадник апокалипсиса. Именно так называют этот памятник питерские старообрядцы.

Однако, петербуржцы искренне верят, что Петр защищает свой город. Это подтверждает бережное сохранение памятника Петру в самый тяжелый период для жителей города, в блокаду. «Покуда я на месте, моему городу нечего опасаться».

Если вам понравилась статья, ставьте лайки и подписывайтесь на канал «Домик у Дороги» . Будет еще много интересного!

Легенда третья – Гром-камень

Петр I сам благословил

Этьен Фальконе всю жизнь мечтал о создании монументального произведения. Воплотить эту мечту ему удалось в России. Императрица Екатерина II поручила скульптору создать конный памятник Петру I. После приезда мастера в Россию в 1766 году началась работа над гипсовой моделью.

Фальконе усердно работал над образом Петра, собирал исторический материал, засиживался в архивах, изучал документы, встречался с людьми, которые общались с императором лично. Как гласит одна из легенд, скульптор провел ночь в спальне государя в его дворце в Летнем саду.

Когда он спал, к нему явился дух Петра Первого. И мастер пообещал, что он будет служить царю верой и правдой, и создаст памятник, достойный великого государственного деятеля.

Нашли Гром-камень

Когда Фальконе начал работать над созданием памятника, возникла проблема. Он думал, где можно найти подходящий камень для постамента. Скульптору было поручено изобразить Петра всадником, и чтобы монумент стоял на скале, напоминающей по форме морскую волну. А это стало бы символом завоеваний Петра Первого, который сделал выход России к морю.

По проекту Фальконе, статуя должна была состоять из отдельных гранитных блоков, поскольку найти цельную глыбу нужного размера было нереально. Но все-таки дали в газетах объявление. На него откликнулся поставщик строительного камня для нужд Петербурга — Семен Вишняков. Ему подсказал юродивый. Недалеко от Лахты в незапамятные времена была гранитная скала, которую расколола молния. Из-за этого местные крестьяне прозвали ее Гром-камнем. Также они говорили, что во время Северной войны Петр Первый не раз поднимался на вершину этого утеса для того, чтобы обозревать окрестности.

"Все Божье и мое"

Гласит еще одна легенда о памятнике. Якобы, царь в месте, где он установлен, перепрыгивал на коне Неву с одного берега на другой. И при этом произносил: "Все Божье и мое". Дважды он перепрыгнул и произнес эту фразу, а на третий раз оговорился, сказав: "Все мое и Божье". Получается, что царь поставил себя выше Бога. Сказав это, царь окаменел. А по другой версии, сказав это, он свалился в воду, простыл и тяжело заболел. А когда он выздоровел, больше никогда ни себе, ни приближенным не позволял богохульничать.

Следующая загадка

Памятник Петру I "Медный всадник" находится в самом сердце Петербурга — на Сенатской площади. Создать памятник инициировала Екатерина II, и императрица выбирала его месторасположение — рядом с Адмиралтейством, которое основал государь. Для возведения памятника императрице посоветовали пригласить французского скульптора Этьена Мориса Фальконе. Монумент, выполненный из бронзы, получился выдающимся. Свое название памятник "Медный всадник" получил благодаря одноименному творению Александра Сергеевича Пушкина. И было бы удивительно, если бы взвивающийся в небо Петр не оброс легендами. Некоторые из них довольно-таки мистические.

Один и тот же сон

Эта легенда о "Медном всаднике" очень известная. В 1812 году, когда Петербургу грозила опасность наполеоновского вторжения, государь Александр I распорядился вывезти статую Петра Великого в Вологодскую губернию. В это время некий майор Батурин добился свидания с личным другом царя князем Голицыным и передал ему, что его, Батурина, преследует один и тот же сон. Он видит себя на Сенатской площади. Лик Петра поворачивается. Всадник съезжает со скалы своей и направляется по петербургским улицам к Каменному острову, где жил тогда Александр I. Всадник въезжает во двор Каменно-островского дворца, из которого выходит к нему навстречу озабоченный государь.

"Молодой человек, до чего ты довел мою Россию, – говорит ему Петр Великий, – но покуда я на месте, моему городу нечего опасаться!" Затем всадник поворачивает назад, и снова раздается "топот копыт". Пораженный рассказом Батурина князь Голицын передает сновидение Александру Первому, после чего государь отменяет свое решение, и статуя Петра остается на месте.

Легенда первая - «Покуда я на месте, моему городу нечего опасаться»

В этой легенде повествуется о том, что господину Батурину приснился сон, в котором Медный всадник укорял Александра I в его ошибках и произнес эту фразу: «Покуда я на месте, моему городу нечего опасаться». А случилось это во время войны с Наполеоном, когда была реальная угроза взятия Санкт-Петербурга французами. Все ценности, Александр I, приказывает вывезти в другие города, в том числе и памятник Петру.
Видел ли сон Батурин или нет, остается только спорить. Эта фраза запечатлена в истории, а Александр I, верящий в мистические истории и вещие сны, оставил памятник на месте.
С тех пор, считается, что Петр I охраняет свое детище – Санкт-Петербург от любых вторжений и разрушений.
А вера в мистику у Александра I сформировалась после смерти его отца, Павла I. Об этом следующая легенда.

Читайте также: