Загадки орловского края с отгадками

Обновлено: 25.12.2024

Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами узнаем чем богат и знаменит орловский край, о его истории, легендах и преданиях. Вы у знаете о том, какими талантами обладают наши земляки и примите участие в викторине, из пазлов сможете сложить карту Орловской области.

Чем же знаменит наш Орловский край? Прежде всего своей историей. Поднимем завесу времен и заглянем в прошлое. В давние времена жили на наших землях славяне-вятичи. По легенде вятичами они назвались потому, что привел их в наш привольный, щедрый край старейшина по имени Вятко.

Писались летописи кратко.
Не угадать в скупой строке,
Каким он был, наш предок Вятко,
Когда селился на Оке.
Ходил, наверно, с бородою,
Клубились волосы до плеч.
В осенний вечер над водою
Любил костёр высокий жечь.
В его добро и силу верю.
Он вместе с птицами вставал.
Ходил войною лишь на зверя,
А человека в гости звал.
В.Катанов

Орловская земля - земля легенд и сказаний, героями которых стали русские богатыри.Говорят, что тогда, когда и Орла-то еще не было, в те времена, о которых рассказывают нам летописи и былины, проезжал по нашей земле богатырь Илья Муромец, торопясь в Киев на службу к Владимиру Красно Солнышко. У селения Девять Дубов повстречал он страшного Соловья-Разбойника - и победил его в честном бою.

1566 год - год основания города Орла.

Город был построен по велению царя Ивана Грозного. По легенде, когда ставили крепость, срубили могучий дуб, и в небо взлетел орел. - Вот и сам хозяин! - сказали люди, провожая глазами улетающую птицу.

Орел улетел, а имя свое оставил городу, рожденному для защиты Москвы от набегов крымских татар. Так об основании города рассказывает легенда.

Официально датой основания Орла считается 1566 год.

Знаменит наш Орёл именами
Скольким людям он в душу глядел!
Есть, наверно, над Орликом камень,
На котором сам Грозный сидел
За рекою стелилось раздолье,
Роща в жёлтом уборе была.
Царь распахивал шубу соболью
И следил за полётом орла.
На кургане костёр золотился,
Был в шатре на кургане покой.
Город каменный Грозному снился -
Белый-белый, над синей рекой.
В.Катанов

Богата и прекрасна Орловская земля, которая всегда славилась своими неповторимыми песнями и плясками.

Пойдем в мой край,
Где первоцветы вешние
Весною по-особому цветут.
Тут сказки ты узнаешь
Только здешние,
"Матаню" нашу встретишь
Только тут.
Д. Блынский
Важною "павой", "душой голубицей"
Издавна так называли девицу.
Девичьи руки в труде и заботе
С ранней поры привыкали к работе:
Ткали и пряли, вязали и шили,
Сеяли, жали и тесто месили.
В трудной работе сгибалась спина.
Но выходила на праздник она
В дивном наряде крестьянской одежды.
Так испокон сохранен на Руси
Женский костюм небывалой красы!

Орловский народный костюм - это настоящее произведение искусства, он по праву занимает место во многих музеях нашей страны.

Славились на всю Россию-матушку и орловские мастера- умельцы, люди с золотыми руками. Вот скажем, мастерицы орловского списа . Полотняной загадкой называют эту удивительную вышивку. Говорят, что орловские мастерицы воспроизводили на холсте узоры с морозных окон. Орловский спис - гимн солнцу, свету, жизни.

Чем ещё мы, орловцы, можем гордиться? Конечно, глиняными игрушками-свистульками Чернышенскими и Плешковскими.

Деревня Чернышено расположена не далеко от города Новосиля одного из древнейших на Орловской земле.

Деревня Плешково находится в Ливенском районе. По преданию вокруг деревни стояли леса, а в этом месте из-за скудости земли образовалась "плешь" - плешина. Оттого и название осталось - Плешково.

Ещё одним художественным промыслом на Орловщине может считаться изготовление народных кукол.

Народные куклы в старину играли большую роль: являлись символом счастья, добра, благополучия, продолжения рода, служили оберегом.

Знаменит наш край Орловским Полесьем.

По разнообразию и обилию фауны национальный парк является уникальным. Гордость парка - стадо зубров (около 200 голов). Акклиматизирован страус.

Орловское полесье один из самых больших национальных парков России.

Орловский край подарил миру великих писателей.

Как писал Н.С. Лесков, " :Орёл вспоил на своих мелких водах столько русских литераторов, сколько не поставил их на пользу родины никакой другой русский народ". Достаточно назвать такие имена:

Иван Сергеевич Тургенев, Николай Семёнович Лесков, Афанасий Афанасиевич Фет, Иван Алексеевич Бунин.

Но не только писателями знаменит Орел . Он является родиной композитора Василия Калинникова.На Орловщине были родовые имения двух прославленных героев Отечественной войны 1812 года :поэта-гусара, партизанского командира Дениса Давыдова и генерала Алексея Петровича Ермолова. Имя Ермолова носит площадь в центре Орла.

Вошел в историю город Орёл и как Город Первого Салюта.

Пройдись по улицам Орла,
Нарядным, праздничным, красивым.
Представить мы с тобой не в силах.
Что здесь война когда-то шла:
Нина Васильева

А между тем, в 1943 году здесь шли ожесточённые бои, рвались снаряды, всё горело. Великая Отечественная война принесла Орлу страшные испытания, славу Города Первого Салюта и Города Воинской Славы . 5 августа 1943 года наш город был освобождён из фашистского плена.

А сейчас, для вас, ребята, викторина. За каждый правильный ответ, вы получите пазл от карты Орловской области. Как только вы ответите на 12 вопросов, сможете собрать карту Орловской области.

1 . Как называется славянское племя, жившее на территории Орловского края в древние времена ? (вятичи)

2 . Илья Муромец победил Соловья - разбойника у речки Смородинки, недалеко от села: Как называется это село ? (Девять дубов)

3. Почему наш город Орлом называется ? (Согласно легенде, во время возведения крепости, с дуба взлетел орёл:.)

4. Назовите год основания г. Орла. (1566)

5. По указу какого царя была построена орловская крепость ? (царя Ивана Грозного).

Расскажите - ка, друзья!
Что за вышивка была
Характерна для Орла
В стародавни времена?
(Орловский спис)

7. С какими народными промыслами Орловщины вы сегодня познакомились? (Мценские кружева, Ливенские гармошки, Орловская народная кукла)

Зубр, медведь и заяц русый
Все живут семьей одной.
Как зовется это место
На Орловщине родной?
(Орловское Полесье)

9. С городом Орлом связано творчество известных русских писателей. Назовите их имена. (И.С.Тургенев, Н.С.Лесков, А.А.Фет, И.А.Бунин)

10. О каких известных людям Орловского края вы сегодня узнали? (Композитор Василий Калинников, Денис Давыдов, Алексей Ермолов)

11. В каком году наш город был освобождён от немецко-фашистских захватчиков? ( 5 августа 1943 года)

12. Какие почётные звания, связанные с Победой в Великой Отечественной войне имеет наш город? (Город Первого салюта, Город Воинской Славы)

Подведение итогов викторины Пазлы- карта Орловской области

Молодцы, ребята. Вы хорошо поработали.

Дороже края не было и нет,
Здесь каждый метр земли войной изрытый:
Пускай пройдёт хоть сто, хоть триста лет -
Твои сыны не будут позабыты.
Такая вот, Орловская земля, -
Над нею вечен неба купол синий.
Я счастлива, что это Родина моя.
Наш благодатный уголок России.
Ю.Мурза

Наше мероприятие закончено. Надеюсь, что каждый их вас взглянет по-новому на свою малую родину, будет знать его историю и гордиться своей принадлежностью к Благословенной орловской земле.

Следующая загадка

Цель: Познакомить с устным и музыкальным фольклором Орловской области.

Задачи: формировать представление о многообразии фольклорного материала Орловского края (пословицы, загадки, игры с пением, частушки, игровые припевки, сказки);

развивать интерес к разучиванию фольклора Орловского края;

воспитывать положительное эмоциональное отношение к разучиванию народных игр, дружелюбие.

Оборудование: платочки для исполнения частушек

шапочки лисы, зайца, ежа, медведя, козы

кукла для девочки

предметы в коробе: платочек, бутафорский стручок гороха,

куколка Крупеничка, предметы-ответы на загадки, колпачок, рушник, глиняные свистульки, книга «Сказки Орловской губернии»

Звучит мелодия Орловской народной песни «Роза-белорозовая», дети заходят в музыкальный зал, останавливаются, образуя круг.

Ведущая заходит в зал, несёт в руках большую шкатулку.

Ведущая: Дети, кому интересно, что у меня в чудесном коробе? А здесь у меня песни да пляски, загадки да разные сказки. И все эти песни и загадки нашего родного Орловского края. А вот и первая чудесная вещь (достаёт платочек с орловской вышивкой, предлагаю поиграть с платочком.

Проводится игра «У кого платок».

Содержание: Из числа играющих выбирается водящий, он становится в центре. Остальные дети образуют круг, становятся плотно прижав плечи друг ко другу. Ведущая передает за спиной платок рядом стоящему игроку, дети начинают быстро передавать платок друг другу, чтобы водящий не мог увидеть, у кого находится платок. Если водящий догадывается, у кого находится платок, то просит его отдать. Тот, кто отдал платок, становится новым водящим, игра продолжается.

Ведущая: А ну-ка, девчонки-хохотушки спойте-ка частушки.

Девочки берут цветные платочки.

Исполняются шуточные частушки.

А в саду дорожка.

Кто её протоптал?

Дома нечего кусать,

Сухари да корки,

На ногах – опорки.

Шила Ванечке кисет,

Меня Ваня похвалил:

- Вот так мастерица.

У меня милёнок был,

Его звали Михаил.

Может, ты, подружка, помнишь –

Рот разинувши, ходил.

Чай пила, чай пила,

Всю посуду перебила –

(Из книги Р. А. Масленниковой «Живое слово»)

Ведущая: А сейчас из короба моего чудесного достанет предмет (называет имя ребенка).

Ребёнок: Это стручок гороха.

Проводится игра «Баба сеяла горох».

Содержание игры: Дети становятся по кругу, выполняют игровые действия по содержанию игрового текста. Объяснить, что это шуточная игра, что танцевальное движение «присядка» выполнялась только мужчинами, а не женщинами, а если и выполнялась, то только в шутку, чтобы повеселиться, подразнить кого-то. На слова «прыг-скок» выполняются прыжки.

Баба сеяла горох,

Баба шла, шла, шла,

Села, поела, дальше пошла.

Баба стала на носок,

А потом на пятку,

Стала «русскую» плясать,

А потом вприсядку.

Ведущая: На Орловской земле сеяли и гречку, собирали её, очищали от шелухи, насыпали в мешочки. А еще шили куколку-Крупеничку, чтобы урожай на следующий год хорошим был.

Ведущая достаёт из короба куколку- Крупеничку.

Дети рассматривают куколку-Крупеничку

Ведущая: Посмотрите, какая куколка, потрогайте, понюхайте, как пахнет гречкой, из которой хозяюшки много кушаний приготовить могут. Что можно приготовить из гречки? (кашу, кулеш, пирожки с гречкой, пирог с капустой и гречкой, блины, гречаники).

Орловские хозяйки и гостей встретят приветливо, и гречаниками угостят – всем хватит! А после угощения выбегут гости на улицу – играть будут!

Проводится игра «Поскакушки».

Содержание игры: Из игроков выбираются два мальчика. Каждый из них сгибает ногу в колене и придерживает рукой. Мальчики начинают прыгать на одной ноге вокруг себя и припевают. Все игроки тоже пропевают игровой текст, при повторе немного ускоряя темп, при этом мальчики начинают прыгать тоже быстрее. Тот, кто первым встанет на обе ноги, выходит из игры, его заменяет другой мальчик.

А я гречки намелю,

(гречаники – лепёшки из гречишной муки)

Ведущая: А ещё в моём коробе предметы – ответы на загадки. Слушайте орловские загадки внимательно.

Детям загадываются загадки Мценского района Орловской области.

Примечание: В коробе находятся предметы, о которых пойдет речь в загадках, кроме половика и плетня. Отгадывая загадки, дети достают из короба эти предметы.

Все по нему ходят,

А он лежит и молчит.

Всяк за него хватается.

Ведущая: В моём коробе вот такое полотенце, которым можно лицо и руки вытереть, а ещё есть рушник. Посмотрите, как он богато украшен вышивкой, таким рушником руки не вытирали, каждый рушник был предназначен для своей особой цели. А для какой цели – об этом «рассказывала» вышивка. Этот рушник вышивала Мария Сидорова, которая жила в деревне Сидоровка Верховского района Орловской области. На вышивке изображены цветы – лилии и розы, значит это – свадебный рушник, скорее всего она вышивала его для подарка, например, сестре своего мужа.

Продолжим отгадывать загадки.

Сколько в нем сереньких домков,

Столько и беленьких жильцов.

Тяжел, внутри горяч,

Где поедет – будет гладко.

И одним кушаком подпоясаны.

Ведущая: А давайте и заплетём плетень.

Проводится игра «Тень-тень, потетень».

Содержание игры: Из группы детей выбираются «животные», персонажи песенки, они надевают шапочки животных и становятся с другой группой детей, стоящих в шеренге. Дети поют и из рук «заплетают плетень» по тексту песенки. На слова «сели звери под плетень» дети опускают руки. В соответствии со словами песенки дети-«животные» выполняют характерные движения, поют за персонажа песенки и садятся впереди других детей. После слов «всем я выколю глаза» коза бежит за «животными», которые убегают за плетень с левой стороны.

Как только «животные» забежали за плетень, дети в шеренге быстро перестраиваются в круг, образовав «загон», но оставляют проход. В этот проход должны забежать «животные». Как только «животные» забежали в «загон», дети должны замкнуть круг, чтобы «коза» не забежала к «животным».

Выше города плетень.

Сели звери под плетень,

Похвалялися весь день.

«Всему свету я краса».

«У нас шубы хороши».

«Могу песни я петь».

«Всем я выколю глаза».

Ведущая: Каждая девочка умела делать куколку из ниток, соломы, ткани. А у меня вот такая куколка в нарядной русской рубахе, вышитой узором Орловского края.

Девочка берёт куклу и читает потешку Орловского края.

Ты расти-расти, коса

До шелкова пояса.

Расти, косынька, до пят,

Всем куколкам догляд.

Ведущая: А сейчас из короба возьмёт предмет (называет имя ребенка).

Ребёнок: Это колпачок.

Проводится игра «Колпачок».

Содержание игры: Дети становятся в хоровод, в центре сидит водящий с колпачком на голове. Интереснее если колпачок закрывает глаза водящему. Дети идут по кругу и поют. На слова «на ноги поставили» все бегут в центр и поднимают водящего, затем отходят назад и на слова «танцевать заставили» хлопают в ладоши. Водящий выбирает кого-нибудь и меняется с ним местами.

Мы тебя кормили.

На ноги поставили,

Танцуй, сколько хочешь,

Выбирай, кого захочешь.

Ведущая: А ещё у меня в коробе лежат игрушки-свистульки Орловских мастеров. Предлагаю поиграть с ними.

Проводится игра «Кто дольше просвистит».

Содержание: Двум участникам праздника предлагают выбрать свистульки. Все проговаривают приговорку: «Раз, два, три – начни!». После приговорки игроки свистят в свистульки. Кто дольше просвистит, тот и выиграл. Затем соревнуются другие участники праздника (свистульки меняются).

Ведущая: А сейчас, детвора,

Для вас новая игра!

Проводится игра «Золотые ворота».

Содержание игры: Двое детей берутся за две руки, образуя «воротца», остальные игроки стоят в цепочке. Цепочка детей проходят под «воротцами» и поют. После слов «не пропустим вас» дети, образующие «воротца» опускают руки. Игроки, оказавшиеся внутри, берутся за руки с детьми, образующими «воротца», увеличивая ширину «ворот». Игра продолжается до тех пор, пока в цепочке не останется трое-пятеро игроков, их чествуют как победителей.

Пропускают не всегда.

Первый раз – прощается,

Второй раз – запрещается,

А на третий раз

Не пропустим вас!

Ведущая: Осталась у меня в коробе книга со сказками Орловской области. Сядем поудобнее и послушаем сказку про серое горе.

Ведущая читает сказку «Серое горе».

(Если воспитатели провели предварительную работу по ознакомлению со сказкой, то возможно читать сказку по ролям).

Рассказчица: Жили-были старик со старухой. И было у них два сына, старшего звали Макар Мироныч, а младшего Мирон Миронычем. И вот как-то в праздник решил Мирон Мироныч старшего брата навестить. Взяли они с Марьяной-женой кувшин, набрали в него ягод и пошли к Макар Миронычу. Пришли они к нему, а там гостей уж полон дом.

Макар: Прощайте, да в другой раз не навещайте.

Рассказчица: Пошли Мирон Мироныч и Марьяна домой. Дошли они почти до села, а идти надо было дальше через гать. Вот Мирон и говорит.

Мирон: Марьяна, не ели мы с тобой, не пили, так давай хоть песню споем.

Рассказчица: Затянули они песню.

Мирон: Кто это, Марьяна, нам третий подпевает?

Прислушалась Марьяна: И правда, третий подтягивает нашу песню.

Мирон: Кто это подтягивает песню нашу?

Серое горе: Да я.

Мирон: Кто это «я»?

Серое горе: Серое горе.

Серое горе: Здесь я.

Мирон: Иди-ка сюда.

Рассказчица: Вышло Серое горе, маленькое, серенькое.

Мирон спрашивает: А можешь ты в наш кувшин залезть?

Серое горе: Могу.

Мирон: А ну-ка, полезай в кувшин!

Рассказчица: Серое горе залезло в кувшин, Мироша закрыл его и опустил в воду под гать.

Пришли Марьяна да Мироша домой. Стали они жить хорошо, не стало у них никакого горя.

Прослышал Макар Мироныч, что брат его стал богато жить и приехал к нему в гости. Мироша принял его хорошо, а Макар спрашивает.

Макар: Скажи мне, брат, отчего ты стал жить хорошо?

Мирон: Шли мы от гостей, затянули песню, а нам еще кто-то подпевал, оказалось, Серое горе. Влезло оно в кувшин, мы его в воду и бросили.

Рассказчица: Приехал Макар Мироныч к гати, вынул кувшин и открыл его. Вылезло оттуда Серое горе.

Макар: Иди, Серое горе, туда, где было.

Серое горе: Нет, не пойду. Я теперь с тобой жить буду.

Рассказчица: Уцепилось Серое горе за Макара и домой с ним пришло. А дома и магазины, и амбары погорели, все хозяйство развалилось. И понял Макар Мироныч, что такое Серое горе. Приехал он тогда к брату своему младшему. Принял его Мироша, и стали они вместе жить по-хорошему.

Вот и сказке конец, а кто слушал – молодец!

Публикации по теме:

Детский фольклор Орловского края Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад с. Сергиевское Детский фольклор Орловского края Составила: Воспитатель.

Конспект развлечения в старшей группе «Кем быть?» на основе стихотворения В. Маяковского Тема развлечения: «Кем быть?» (на основе произведения В. Маяковского) Цель: Расширение и систематизация представлений детей о профессиях.

Конспект занятия «Короб чудес. Русская народная игрушка» Тема : «Короб чудес» (познавательная игра по теме : «Русская народная игрушка») Цель: Развитие познавательной активности взрослых,.

Конспект НОД в группе комбинированной направленности «Народное творчество Орловского края. Орловский спис» Конспект непосредственно образовательной деятельности в группе комбинированной направленности №1 Народное творчество Орловского края. Орловский.

Сценарий коллективного развлечения педагога психолога на основе метода фальктерапии «Посиделки. Мы люди русские» Сценарий коллективного развлечения «Посиделки» «Мы люди русские» на основе фальктерапии Заключительное мероприятие недели психологии Составил:.

Сценарий развлечения с использованием фольклора народов Южного Урала «Уральские посиделки» Сценарий развлечения с использованием фольклора народов Южного Урала «Уральские посиделки» Цель: Воспитание патриотизма, приобщение детей.

Спортивно-музыкальные упражнения для дошкольников на основе русского народного фольклора «Веселая игра» .

Сценарий спортивного развлечения на основе кубанских игр «Казачьи забавы» для детей старшего дошкольного возраста Спортивное развлечение на основе кубанских игр «Казачьи забавы» для детей старшего дошкольного возраста Воспитательные задачи: вызвать.

Следующая загадка

воспитывать у детей интерес к Орловскому фольклору.

Оборудование: интерьер крестьянской избы, сундук, игрушки- коза, колобок.

Действующие лица: Хозяйка избы- воспитатель в народном костюме, Кузя-домовой – воспитатель в мужском костюме, гости –дети старшего дошкольного возраста.

Хозяйка: Здравствуйте, ребятушки- касатушки! Проходите в избу. Доброму гостю хозяин рад. (дети садится на лавки)

Хозяйка (оглядывается): Ой, ребятушки, беда приходил кто-то сюда! Всю посуду разбросал, мусор здесь вот покидал! Кто бы это мог быть? В избу вроде бы никто не заходил, пока я по воду ходила. Ребята, это не вы баловались?

Хозяйка: Ну, да ладно, давайте-ка, приберемся заново. Вы мне поможете, ребята? Но предмет вы будете ставить на место только после того, как вы отгадаете загадку об этом предмете. А загадки эти не простые их сочинили на нашей Орловской земле, в Мценском уезде. Слушайте внимательно (если дети затрудняются, показывается тот предмет, про который загадывается загадка)

1. Дед коптел, коптел, много лет терпел, а прохудился, под плетнем очутился. (чугун)

Дети, а что варят в чугуне?

Дети: Кашу, суп, щи.

Хозяйка :Правильно,как говорят у нас на Орловщине:щи да каша, пища наша.

Слушайте следующую загадку:

2. Не бык, а бодает, не ест, а еду хватает. Что схватит-отдает, сам в угол идет. (ухват)

3. Скручено,связано, на кол посажено, по двору пляшет. (помело,метла)

4. Новая посудина, а вся в дырках. (решето)

5. Все по нему ходят, топчут, а он лежит и молчит. (половик)

6. Мать толста, дочь красна, а сын храбер, под небеса упер. (топящаяся печь)

Молодцы. Ребята, все загадки отгадали и в избе порядок навели. Погодите, а что это за бумажка? Да это записка от домового Кузи (пытается прочитать). Что-то здесь темновато, слаба я, глазами стала, не вижу, что написано, Давайте-ка, ребятки, пройдем в светлую горницу, там и прочитаем записку.

Дети садятся на скамейку. Рассаживайтесь. ребятки в ногах правды нет. А вы знаете кто такой домовой? (ответы детей)

Домовой - это невидимый хозяин дома. Он охраняет покой в доме, бережет счастье. Домовой - добрый дух, но когда он не согласен с порядком в семье, то тогда он сердится, вытаскивает кирпичики из печки, бьет и разбрасывает посуду, начинает стонать, гудеть под печкой. Но нашей большой семье, по-моему, все ладится. Правда, ребята? Ведь мы стараемся не ссориться, не обижать друг друга. Так чем же недоволен наш домовой Кузя? Зачем он раскидал посуду? Вот сейчас и узнаем! (читает записку)

Вы все зиму провожали,

Песни пели, веселились,

А меня не позвали, и за это в тот же час

Я обиделся на вас!

Ой, что же делать, ребята? Давайте позовем Кузю к нам сейчас. Может он нас простит и чем-нибудь повеселит?

Дети: Кузя, Кузя – домовой,

Не сердись на нас, родной.

Ты не стой у двери, приходи сюда скорей!

Заходит Кузя: Здравствуйте, ребята, здравствуй хозяюшка!

Хозяйка: А за что, ты Кузя на нас обиделся?

Кузя: А за то, что вас вон, сколько много, а я все один, ивы про меня забыли, в гости не завете.

Хозяйка: Да и правда, один в поле не воин. Ни песен попеть, ни хоровод поводить, ни поиграть. А давайте-ка, ребятки споем вместе с Кузей нашу орловскую песню «В саду роза бело-розовая» и поводим под нее хоровод.

Дети с Кузей водят хоровод.

Кузя: Ой, спасибо, повеселили вы меня. А я вам сейчас что-то покажу.

Кузя тащит сундук.

Хозяйка: Кузя, а что у тебя в сундуке?

Кузя: Да я сам не знаю. Там много всякой всячины. Сейчас посмотрю. Да тут у меня сказки для ребят. Хотите, я вам расскажу русскую народную сказку?

Кузя: Ну, слушайте! (достает из сундука игрушки: козу и колобка)

Жила была коза своим колобком в избушке на лесной опушке. Коза уходила в лес есть траву - шелковую, пить воду студёную, а колобку приказывала строго настрого дверь запирать и никому не открывать. Вот однажды пошла коза в лес. Шла,шла, а навстречу ей заяц.Заяц говорит: «Коза, коза я тебя съем!»

Хозяйка: Подожди Кузя, какая – то сказка у тебя странная. Ты все перепутал, правда, ребята?

Кузя (обиженно): Ничего я не перепутал.

Хозяйка: Ребята, скажите Кузи, какие сказки он перепутал.

Дети: «Волк и семеро козлят» и «Колобок»

Кузя: Да, ну что ж, давайте, расскажу вам другую сказку. Стоит в поле теремок-теремок! Он ни низок, ни высок, ни высок! Проходил мимо дед, увидел теремок и решил, буду тут жить, Посадил дед репку около теремка. Выросла репка большая- пребольшая…

Хозяйка: Да нет, Кузя, ты опять все перепутал. Ребята, какие на этот раз сказки перепутал Кузя?

Дети: «Теремок» и «Репка».

Кузя: Ну ладно, ладно. А пускай ребята назовут какие они орловские сказки знают?

Дети: «Загадки», «Марья - Маревна», «Два брата», «Небылица», «Безручка».

Кузя: Вот молодцы, ребята много знают наших орловских сказок. А я еще знаю орловскую игру, в которую играли на Орловщине в древности. Давайте и мы в нее поиграем, а называется эта игра «Золотые ворота».

Все играют. Выбирают двоих детей на роль «ворот», они становятся лицом друг к другу, берутся за руки, вереницей идут через «ворота». Те, кто изображает ворота,речитативом говорят: Первый раз прощается, второй- запрещается, а на третий раз не пропустим вас. Ворота закрываются при последнем слове, и задерживается тот, кто останется в них.

Кузя: Вот в какую интересную игру играли у нас в Орловской губернии. Спасибо, ребята, что позвали меня. Теперь я к вам часто в гости буду приходить, и мы будем с вами веселиться. А сейчас мне пора уходить, за порядком в доме следить.

Хозяйка: До свидание Кузя. Да и нам пора расходиться. Ведь как говориться, делу время, а потехе час. Пора каждому своими делами заниматься. До свидание, ребятушки – касатушки! Приходите еще ко мне в гости.

1. Бабурина Г. И., Кузина Т. Ф. «Народная педагогика в воспитании дошкольника» М. ,1995

2. Бережнова О. В., Бутримова И. В., Сальникова Э. В., Костин В. И., «Фольклор Орловского края» -Орел. 2002

3. Даль В. И «Пословицы и поговорки русского народа».М. ,2009

4. Князева О. Л., Маханева М. Д, Приобщение детейк истокам русской культуры: Учеб. -метод. Пособие 2-е изд. ,перераб. И доп сПб,.2008.

5. Козырева Л. М. «Говорю красиво и правильно. Развитие речи у детей от рождения до 5 лет» М. ,2005.

6. Русский фольклор/ Сост. В. Аникин. М. ,1985.

7. Янушко Е. А. Помогите малышу заговорить! Развитие речи детей 1,5-3лет. М. ,2009.

Публикации по теме:

Планирование логопедической работы (указать учебный год). (ФИО ребенка, год рождения, логопедический диагноз) 1 .Развитие артикуляционной моторики: -артикуляционная.

Взаимодействие с родителями во 2 младшей группе на сентябрь Сентябрь 1. Фотовыставки: «Моё радужное лето»; «Делимся семейным опытом» 2. Консультации: «Что должен.

Следующая загадка

Фольклор является частью национальной культуры любого народа. Он имеет большую познавательную, нравственную, эстетическую ценность. Именно в устном народном творчестве заложен огромный воспитательный потенциал, поэтому оно должно занять достойное место в современном обществе и выступать средством воспитания подрастающего поколения. Для полноценного использования этого потенциала необходимо тщательное изучение самого фольклора, его жанров, особенностей, а также поиск путей эффективного его включения в образовательный процесс.

Игровой фольклор занимает особое место в теоретическом осмыслении и практическом решении многих вопросов, связанных с использованием форм традиционной культуры в работе с детьми и подростками. Это обусловлено тем, что игра являет собой ведущую форму деятельности ребенка, наиболее яркий феномен характеризующий мир детства. Само детство не редко называют « возрастом игры». Игры, также как и другие жанры детского фольклора, в своем составе многослойны, прошли долгий путь развития. Одни из них сохранили драгоценные свидетельства о старинных русских обычаях и обрядах. Другие - возникли уже позже в городской среде. Многие детские игры восходят к хороводно-игровым песням. Наиболее реальным средством приобщения детей к песенному, игровому фольклору, могут быть народные праздники на местах, которые базируются на местных традициях.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Данная игровая программа «Орловская земля песней и игрой полна» демонстрирует традиционные игры Орловского края, участниками которых являются дети. При желании игры можно модернизировать и проводить как для детей, так и совместно с взрослыми.

ЦЕЛЬ:
Воспитание детей в традициях национальной народной культуры, формирование бережного отношения и любви к ней, обогащение духовного мира

Развить познавательный интерес детей к миру традиционной культуры Орловского края.

Способствовать формированию у школьников ценностного эстетического отношения к миру народной культуры в процессе ознакомления с народным культурным наследием.

Развитие музыкального слуха, чувства ритма.

Способствование развитию творческой деятельности по освоению элементов фольклорной игры.

Формирование целостного восприятия фольклора.

Умение использования фольклорной игры на досуге.

ОБОРУДОВАНИЕ И ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА

Декорация, реквизит, атрибуты:

народный костюм Орловского края для ведущей;

макет «Щита» с мишенью на котором изображена снежная крепость – 2шт., дротики-10шт;

Дидактический, раздаточный материал:

блины, сладкие призы

МУЗЫКАЛЬНОЕ ОФОРМЛЕНИЕ:

УСЛОВИЯ И ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ

Хореографический, спортивный зал

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

Действующие лица: ведущая игровой программы

(Выход ведущей под музыкальное сопровождение на рус. нар. мелодии. Ведущая кланяется всем зрителям.)

Добрый день зритель!

Добрый день и покровитель!

Нынче в доме этом светлом

Хлебосольном и приветном

Праздник радости, веселья,

И игры на забовленье!

Наше Русское раздолье

для потех и игр приволье

А Орловская земля

песней и игрой полна!

Много шуток и потех

вызывают людской смех.

Чтоб пустомелей не прослыть

Я сейчас прочту загадку,

а вы мне быстренько отгадку

Кто ответит верно,

получит приз непременно

(Ведущая проводит первый конкурс)

Сижу верхом не знаю на ком, знакомца встречу, соскочу привечу? (Шапка)

Пять чуланов одна дверь? (перчатка)

За стеной костяной соловейко спой? (Язык)

Стоят два кола, на кольях бочка, на бочке кочка, а на кочке дремучий лес? (Человек)

Маленький Данилка в петельке удавился? ( Пуговица)

Днем обручем, ночью змеей? (Пояс)

В брюхе – баня, в носу – решето, на голове пупок, всего одна рука, и та на спине? (Чайник)

На сене лежит, сама не ест, и другим не дает? (Собака)

Выпуча глаза сидит, по французки говорит, по – болочьи прыгает, по – человечьи плавает? (Лягушка)

У семерых братьев по одной сестрице. Сколько их? (Одна)

(После каждого правильного ответа ведущая говорит:

Верно все ответил,

мудрость ты приметил,

выходи и назовись

Люду в ноги поклонись

(Отвечающие, выходят, к ведущему за призами и остаются на площадке).

Молодцы, хитры, смелы,

а играть то вы ловки.

Предлагаю всем размяться

и в «Тетеру» наиграться.

(Ведущая объясняет правила игры)

(Описание: Играющие встают цепью. Двое стоят в стороне, держась за руки. Дети ходят кругом и припевают:

вела детей кругом.

(Тетера которая ведет цепочку, старается пробежать между игроками, стоящими в стороне. Если руки разорвет, то с кем-нибудь, из детей на их место становиться, а нет так снова песню заводит.)

(Проведение игры «Тетера»)

Молодцы играли ладно,

ну, а что сейчас для склада

Нам еще не поиграть

Деда будем вызывать!

Ведущая объясняет правила игры: Все повторяют за ведущей слова «Дед, дед Домовой, приходи к нам домой. Разгадать тебе пора, сто мы делали вчера!» Дед Домовой становиться в круг. Дети мимикой и жестами по очереди, изображают какие –либо действия, а домовой угадывает. Действия могут быть самыми разнообразными, но наиболее удобны для изображения и отгадывания такие : забивание гвоздей, стирка, музицирование на различных инструментах).

(Проводение игры «Дед Домовой»)

Мы сейчас играли пели

Да пред «Масленой»

Этот праздник сытый пряный как (помощники выносят блины)

Блинок горяч румяный

Ну-ка дружно налетели

По блинку сытному съели

(помощники с ведущей на фоне рус. нар. музыки угощают всех блинами)

(После того, как дети съели по блину, ведущая выбирает (кто из детей съел первым, того она берёт для проведения игры. Таким образом она набирает 10человек и делит их на две команды)

Ведущая (обращается к игрокам и всем зрителям):

Сил набрались, а теперь поиграем кто сильней!

(Помощники ставят два «Щита», на которых нарисована крепость с мишенью. Игрокам раздаются « снежные» дротики. Задача игроков набрать наибольшее количество очков.)

Проведение игры «Снежные стрелки»

Кто крепость штурмовать готов?

Должны проверить мы стрелков!

Какой стрелок ты поглядим

В мишень снежками попади!

Да, сильны наши стрелки,

Ну, а ловкость проявить

всем вам интересно?

(Ведущая объясняет этим же игрокам правила игры «Горелки»)

Чтобы не угасло.

Побежали по Руси!

«Горящий» должен взглянуть на небо, а между тем задняя пара разъединяется и бежит – один по одну сторону вереницы, другой по другую, стараясь соединиться снова впереди «горящего». Если это паре удается, то «горящий» продолжает водить, если нет и «горящий» ловит кого-нибудь, то оставшийся без пары водит – становиться «горящим» и игра продолжается)

( Проведение игры)

Ведущая: Молодцы, ребята хорошо играли. И за это всех вас я одарю сладкими призами.

Приз получен честно.

(Участникам игры вручают сладкие призы под муз. сопровождение и участники проходят на свои места)

Славные игры Орловского края

Здесь все для русского разгуляя,

Силу проверишь, и ловкость покажешь,

Мудрость народную песней расскажешь

Славься земля богатея с годами

Мы же потомки тебя будем славить!

Низкий поклон всем хранителям рода,

Всем собирателям жизни народа!

(Ведущая кланяется и уходит под муз. сопровождение)

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Еженедельник «Клубный репертуар» от 19.02.1992г. № 7

Журнал «Народное творчество», 1999 г. № 6

Журнал «Народное творчество», 2003 г. № 5

Сборник «Игровой фольклор Орловского края», ОГУ «ОЦК», составитель Васильева Н.Д., г. Орёл, 2006г.

Читайте также: