Загадки о животных разных климатических зон

Обновлено: 22.11.2024

пгт. Васильево Зеленодольского муниципального района РТ.

Презентация дидактической игры

Составила и провела воспитатель Шигабутдинова Т.Н.

Дидактическая игра ««Экологический калейдоскоп».

Программное содержание: Расширить представления детей о диких животных и птицах леса средней полосы России (лиса, заяц, медведь, белка, волк, лось, кабан, бобр, еж, грач, кукушка, скворец, дятел, воробей, ворона, сорока, синица, сова), показать роль покровительственной окраски в жизни животных, познакомить с приспособлением животных к среде обитания в разные времена года, их образе жизни, питании, жилищах, о том, как готовятся к зиме животные в лесу.

Дать представление о хищных и травоядных животных. Познакомить детей с жилищем некоторых животных и птиц-дуплом.

Воспитывать бережное отношение к природе, эмоциональную отзывчивость, учить наблюдать и анализировать явления природы.

Предшествующая работа: Рассматривание карты, глобуса. Беседа на тему: «Мир вокруг нас». Знакомство с животным миром разных континентов. Рассматривание иллюстраций, разучивание стихотворений. Беседа с детьми о жизни диких животных родного края. Д/игра «Чей детеныш?», д/игра «Друзья спешат на помощь», д/игра «Загадочные животные», д/игра «Найди свой домик». Отгадывание загадок о диких животных. Чтение рассказов о животном мире континентов.

Словарная работа: Дупло, берлога, логово, нора, гнездо, хатка.

Оборудование : Картинки с изображением животных (фигурки животных). Картинки-жилище животных. Модель года - символически изображенного дерева, где каждый сектор отражает время года (весной -дерево с почками, молодыми листочками, летом - с плодами, осенью - с жёлтыми листьями, зимой - голое или в снегу), возле дерева или на дереве, дети распределяют картинки (фигурки) животных и птиц.

Игровые правила. Модель года - символически изображенного дерева, где каждый сектор отражает время года, по круговой модели дети рассказывают жизни животных и птиц в разное время года. Под дерево или на дерево, дети распределяют картинки (фигурки) животных и птиц.

1. Жизнь животных и птиц в разное время года.

Дети рассматривают карточки-картинки диких животных и птиц леса средней полосы России (лиса, заяц, медведь, белка, волк, лось и т.д.)

Рассматривают «дерево» - сектор осень.

- Воспитатель: Сегодня мыс вами совершить увлекательное путешествие в лес, и нам в этом поможет познавательная игра «Экологический калейдоскоп».

Мы узнаем, что меняется в жизни животных и птиц в разные времена года, осенью, зимой, весной, летом. Например, что делают птицы осенью?

(Предполагаемые ответы детей) Перелётные птицы улетают в теплые края.

- Воспитатель: Почему птиц называют перелётными (выслушать ответы детей и обобщить их). Правильно, перелётные птицы - это птицы, которые половину года проводят с нами и на вторую половину года покидают нас, отправляясь в другие страны.

Карточки - перелётные птицы грачи, соловьи, кукушки, скворцы и т.д. крепим на «дерево».

- Воспитатель: Все эти птицы питаются насекомыми: грач добывает червяков из свежевскопанной земли, стрижи и ласточки хватают мошек и других насекомых прямо на лету, кукушки охотятся за гусеницами.

Почему эти птицы улетают от нас осенью?

(Предполагаемые ответы детей ) Осенью насекомые исчезают. Наши птицы лишаются основного корма, поэтому и вынуждены улетать в тёплые края.

- Воспитатель: Какие птицы живут у нас постоянно?

(Предполагаемые ответы детей ) Воробьи, вороны, синицы, совы, дятлы, сороки…

Картинки-карточки крепим на дерево (зима).

- Воспитатель: А почему же они не улетают? Чем питаются эти птицы?

(Предполагаемые ответы детей ) Основная их пища - семена растений. Зимой питаются семенами деревьев и держатся поближе к человеческому жилью, надеясь на помощь людей.

- Воспитатель: А вы знаете есть и такие перелётные птицы, которые прилетают к нам зимовать. Снегири - обитатели тайги, северных смешанных лесов. Питаются снегири плодами клёна, рябины.

- Воспитатель: А как вы думаете, что делает белочка осенью?

Карточка-белочка (фигурка) крепим на дерево.

(Предполагаемые ответы детей ) Запасает корм (орешки, грибы) на зиму, утепляет жилище.

- Воспитатель: А еще, какие изменения происходят в жизни белок и зайцев?

(Предполагаемые ответы детей ) У них мех становится более теплым, пушистым.

- Воспитатель: Зачем белкам и зайцам нужна теплая шубка на зиму?

Дети рассматривают «Дерево» - сектор зима.

(Предполагаемые ответы детей ) Зимой животным холодно, поэтому им нужна более теплая шубка.

- Воспитатель: А еще, какие изменения происходят с шубкой зайца и белки?

(Предполагаемые ответы детей ) Они линяют, и шерстка вырастает другого цвета: у белки - серебристая, у зайца - белая.

Картинки-карточки крепим на и возле дерева.

- Воспитатель: Правильно на снегу белого зайца труднее заметить хищнику, и серебристую белочку на дереве, занесенном снегом, тоже труднее заметить, причем и хищнику, и охотнику.

А почему не меняют цвет волк, лиса, медведь?

(Предполагаемые ответы детей ) Они не боятся других зверей, они более сильные.

- Воспитатель: Как вы думаете, а лось не боится хищных зверей?

(Предполагаемые ответы детей ) Нет, он большой, сильный. Он быстро бегает и может сильно ударить ногами.

- Воспитатель: Почему же лиса и волк не меняют окраску зимой? Лиса остается рыжей, волк — серым.

Картинки-карточки (фигурки) крепим возле дерева.

(Предполагаемые ответы детей ) У лисы и волка меньше врагов, чем у зайца они хищники.

- Воспитатель: А медведь?

Картинки-карточки крепим возле дерева. (Берлога)

(Предполагаемые ответы детей ) Медведь зимой спит.

- Воспитатель: Почему медведь зимой спит, а другие животные не спят?

(Предполагаемые ответы детей ) Ему трудно зимой найти еду. Малины нет. Корни под снегом, муравейники тоже под снегом.

- Воспитатель: Можно ли по окраске шерсти медведя и лисы определить, какое время года?

(Предполагаемые ответы детей ) Нет, они не меняют свою окраску.

- Воспитатель: А кто еще спит зимой?

(Предполагаемые ответы детей ) Барсук, ежик, енот.

Картинки-карточки (фигурка) возле дерева. (Нора ежа)

- Воспитатель: Что происходит с жизнью животных и птиц летом и весной?

Дети рассматривают «Дерево» - сектор весна, лето. Уточняют сезонные изменения в погоде и природе.

- Воспитатель: Нужна ли теплая шубка животным, если весна на исходе и скоро наступит лето?

(Предполагаемые ответы детей ) Не нужна, уже тепло. Многие животные линяют. Меняют шубку на менее теплую.

- Воспитатель: Кто меняет окраску? Почему?

(Предполагаемые ответы детей ) Заяц меняет окраску. Он становится бурым, а белка рыжей. Это помогает им прятаться от лисы, волка.

- Воспитатель: А еще, какие изменения в жизни животных происходят весной?

(Предполагаемые ответы детей ) Медведь просыпается и выходит из берлоги. Лиса чистит, ремонтирует старую нору или строит новую, белка приводит в порядок гнездо или ищет новое дупло. Волчица ищет укромное место для своих детишек.

Картинки-карточки (фигурки) крепим на и возле дерева.

Прилетают перелётные птицы. Строят гнезда.

Карточки - перелётные птицы грачи, соловьи, кукушки, скворцы и т.д. крепим на дерево.

- Воспитатель: А что эти животные и птицы делают летом?

(Предполагаемые ответы детей ) Они радуются теплу, выводят и растят своих детенышей.

2. «Кто, где живет?»

- Воспитатель: У каждого из нас есть свой дом или квартира где мы с вами живем. Когда идёт дождь или мы замерзаем, мы убегаем домой. Дома приятно, уютно, безопасно, хорошо.

Как вы думаете, есть ли дома у животных, насекомых, птиц? (ответы детей).

А сейчас мы узнаем, где живут животные и птицы.

У воспитателя картинки с изображением животных и птиц, у детей - с изображениями мест обитания различных животных (нора, берлога, хатка бобра, дупло, гнездо, логово и т.д.) Воспитатель показывает картинку с изображением животного. Ребёнок должен определить, где оно обитает, назвать жилища животных (волчье логово, лисья нора, медвежья берлога, беличье дупло, дупло дятла, совы, дятла, ежиная нора, гнездо грача и т.д.) И если совпадает с его «поселить» на дереве или под деревом, в зависимости от вопроса. Рассказать об этом животном.

- Воспитатель: Как вы думаете где живет белочка?

(Предполагаемые ответы детей ) Белки живут в дуплах, могут строить гнезда на деревьях, подобно птицам.

- Воспитатель: А кто еще селится в дупле?

(Предполагаемые ответы детей ) В дуплах иногда селятся небольшие птички - воробьи или синички. Они приносят в дупло сухие травинки, пёрышки - устилают дно дупла и откладывают туда яички, а также совы, дятлы.

- Воспитатель: Днём в дупле прячется сова. А что она делает ночью?

(Предполагаемые ответы детей ) Ночью сова охотится.

- Воспитатель: Где живет волк? - в логове.

Где живет заяц? - под кустом.

Где зимой живет медведь? - в берлоге.

Где живет лиса? - в норе.

Где живет бобр? - в хатке под водой и т.д.

3. «Чем питаются животные в лесу?»

- Воспитатель: Как вы думаете, чем питаются дикие животные в лесу?

(Предполагаемые ответы детей ) Животные питаются травой, плодами деревьев, орешками, шишками, другими животными.

Воспитатель предлагает рассмотреть картинки и разложить животных на две группы по способу питания (травоядные животные и хищники). Дети выполняют задание, объясняя, почему они отнесли то или иное животное к определённой группе.

- Воспитатель: Как можно назвать животных, которые питаются растительной пищей?

(Предполагаемые ответы детей ) Травоядные.3аяц (трава, кора деревьев), белка (орехи, грибы), лось (трава, кора деревьев, ветки, сено, грибы) и т.д.

- Воспитатель: А животные, которые питаются другими животными?

(Предполагаемые ответы детей ) Хищники. Медведь (мед, ягоды, падаль, рыба), волк (зайцы, овца, телята), лиса (куры, гуси, зайцы, мыши) и т.д.

Дидактическая игра «Загадочные животные».

Цель: Развивать у детей логическое мышление, внимание, воображение,

Развивать познавательную активность детей в процессе разгадывания загадок о диких животных.

Ознакомление с животными разных климатических зон.

Закреплять знания детей о месте обитания животных.

Обогащать словарный запас.

Воспитывать любовь к природе.

Предварительная работа: Ознакомление с животными разных климатических зон в процессе непосредственной образовательной деятельности; чтение художественной литературы, отгадывание загадок, рассматривание иллюстраций в свободной деятельности.

Оборудование: 4 игровых поля: Арктика, пустыня, лес, океан. Фигурки (картинки) животных.

Ход игры: Детям загадывается загадка, ребенок, который правильно разгадал загадку, должен поместить фигурку (карточку) животного, птицы, рыбы на соответствующее игровое поле, в его среду обитания.

Может плавать в океане,

Может ползать по саванне,

Панцирь в клетку, как рубаха. Кто же это? (Черепаха)

Ты попробуй взять меня:

Я колюсь, как ёжик.

Круглым вырос я, друзья,

И совсем без ножек.

Я живу на дне морском

Там, где очень тихо.

Звёзды движутся ползком,

А вот рыбки — лихо. (Морской ёж)

Глубоко на дне она

Словно на небе видна.

Но не светит и не греет,

Потому что не умеет. (Морская звезда)

Вот так Чудо! Вот так Диво!

Зонтик жжётся как крапива

Зонтик плавает в воде.

Если тронешь - быть беде! (Медуза)

В океанах и морях,

Хищница та проживает,

Видом грозным она всех,

Словно сказочный герой,

Под водой живёт тот конь,

Гривы нет, копыт, хвоста,

И не ржёт он никогда! (Морской конёк)

В синем море бьёт фонтан!

Чудо - юдо великан

Наберёт водички в рот –

И фонтан из моря бьёт!

От волны он не бежит,

Обитает в море. (Кит)

Мы пугливы иногда,

Можем быть и храбрыми.

Окружает нас вода,

В ней мы дышим жабрами.

С чешуей и плавниками

Проплываем тут и там

И гуляем косяками

Мы по рекам и морям. (Рыбы)

Безобидны, словно дети.

Мы за них, друзья, в ответе.

Вглубь ныряют, вверх взлетают.

Добрым нравом обладают.

Тело гладкое имеют,

Их язык понять стремимся.

Дружбой с ними мы гордимся.

Подставляют в море спины

Людям, тонущим (Дельфины)

Рыжий маленький зверёк

По деревьям прыг да скок.

Он живёт не на земле,

А на дереве в дупле. (Белка.)

Родственник домашней хрюшке,

Хоть стоячие есть ушки.

А ещё он дикий, стадный. (Дикий кабан)

Хвост пушистый бережёт

И зверюшек стережёт:

Знают, рыжую в лесу –

Очень хитрую (Лису)

Он в лесу ночами рыщет,

Пропитанье себе ищет?

Страшно слышать пасти щелк.

Кто в лесу зубастый? (Волк)

У косого нет берлоги,

Не нужна ему нора.

От врагов спасают ноги,

А от голода - кора. (Заяц)

Косолапый и большой,

Спит в берлоге он зимой.

Любит шишки, любит мёд,

Ну-ка, кто же назовет? (Медведь)

Есть на речках лесорубы В серебристо-бурых шубах.

Из деревьев, веток, глины

Строят прочные плотины. (Бобры)

Живёт в глуши лесной.

Иголок очень много,

А нитки ни одной. (Еж)

Трав копытами касаясь,

Ходит по лесу красавец,

Ходит смело и легко,

Рога раскинув широко. (Лось)

В пустыне живёт,

Подолгу не пьёт,

С жарой легко справляется,

Колючками питается. (Верблюд)

Я ползу неторопливо

В толстом панцире с отливом.

Мне среди пустынь бугристых

Двести лет, и даже триста,

Я могу прожить (Черепаха)

В пескам, в лучах, слепящих ходит он,

И глотает целиком

Всю добычу, словно ком. (Варан)

Суслик, убегай скорей,

Ведь опасность рядом!

Нападает на зверей кто-то с сильным ядом

Посреди песков шипит и добычу не проспит. (Змея)

По пескам гуляет, Насекомых жалит,

Хвост, изогнутый он свой,

Ядом наполняет! (Скорпион)

«Лапки - как у кенгуру,

Полярная, белая Птица (Сова.)

Этот житель круглый год

Лишь на Севере живет.

Он с ветвистыми рогами

И со стройными ногами.

А на ножках тех копыта,

Зверь хороший, не сердитый.

Мох жует он целый день.

Это северный (Олень).

Дидактическая игра «Найди свой домик»

Цель игры: Продолжать расширять знания детей о жизни диких животных в лесу. О хищниках, и травоядных,

Формировать умение выделять и охарактеризовать особенности внешнего облика животных, образа их жизни.

Активизация слов: нора, берлога, река (хатка бобра), дупло, гнездо, логово и т.д.

Воспитывать бережное отношение к природе, чувство доброты, сопричастности и сопереживания ко всему живому и прекрасному, что нас окружает.

У воспитателя картинки с изображением животных и птиц, у детей - с изображениями мест обитания различных животных (нора, берлога, река (хатка бобра), дупло, гнездо, логово и т.д.) Воспитатель показывает картинку с изображением животного. Ребёнок должен определить, где оно обитает, назвать жилища животных (волчье логово, лисья нора, медвежья берлога, беличье дупло, дупло дятла, совы, ежиная нора, гнездо грача и т.д.) И если совпадает с его картинкой, «поселить» у себя, рассказать об

Дидактическая игра «Друзья спешат на помощь»

Цель игры: Закреплять умение детей систематизировать животных, птиц, рыб по приспособленности к природной зоне. Учить по внешнему виду животного, птицы, рыбы определять его место обитания.

Р асширять преставления детей о многообразии природного мира, приспособлении животных к среде обитания.

З акрепить представления детей о родной планете Земля; познакомить детей с глобусом - моделью земного шара; дать детям элементарные представления о том, что существуют разные континенты земли, которые отличаются по своим природным условиям; воспитывать бережное отношение к Земле - своему дому.

Развивать речь, память, логическое мышление, сообразительность;

Предварительная работа : Чтение рассказов об обитателях Арктики, леса, пустыни, океана. Беседа о животных, занесенных в Красную Книгу, загадки о животных разных природных зон.

Оборудование: 4 игровых поля (Арктика, пустыня, лес, океан). Глобус (карта мира), фигурки (картинки) животных. Кубик с разноцветными гранями, где каждый цвет обозначает свою среду обитания: синий цвет- вода, жёлтый - пустыня, белый-Арктика, зелёный - лес. Красный-переход хода.

Предлагаемый вариант игры рассчитан на 4 участников. Игру следует начинать под руководством взрослого ведущего.

Правила игры: Ведущий выбирает картинку (фигурку) с одним из животных и помещает его в «чужие условия». Место обитания выбирается случайно с помощью кубика. Животное отправляется в путешествие - хочет вернуться в свою среду, но на пути встречает много препятствий. Для спасения путешественника требуется найти других животных, обитающих в той среде, куда попало животное.

Пример: Дети выбирают по одному игровому полю. Ведущий выбирает животное, например, белочку. Дети по очереди подбрасывают игральный кубик. Кубик падает на стол одной гранью вверх, например, (синий цвет) - океан. Ребенок, у которого на игральном поле изображен океан, показывает его на глобусе. Помещает на свое игровое поле животное, рассказывает о нем. Кто поможет белочке? Помог кит, дельфин, морская черепаха и т.д. Снова бросаем кубик. Пустыня. Кто поможет? И т.д. Повторно называть одних и тех же животных нельзя. Выигрывает тот, кто нашел большее количество помощников.

Следующая загадка

Цель: Знакомство с различными климатическими зонами и обитателями. Закрепление знаний о необходимости воды для растений животных, людей. Воспитание бережного отношения к воде, умение и желанию очищать воду от загрязнения посредством проведения опытов.

Предварительная работа: Проведение опытов, беседы, рассматривание иллюстраций, игры с животными разных климатических зон.

Материал: Макеты климатических зон, лаборатория (воронки, марля, халаты); глобус, песок, вода, лед, стрелки, следы.

Словарная работа: Млекопитающие, фильтры, колосняк, оазис.

Дидактические игры: «Волшебница вода», «загадки о животных», «узнай животный мир».

Ход занятия. Теоретическая часть. Дети входят в группу, здороваются с гостями.

Воспитатель: Мы отправимся в увлекательное путешествие по разным климатическим зонам. Сначала отправимся на Северный полюс, а затем, чудесным образом окажемся в жаркой пустыне. После пустыни ы попадем на Балтийское море, а так как море находится рядом с нашим городом, мы вернемся в наш детский сад.

Дети: Да.

Загадка о глобусе: На одной ноге стоит модель земного шара. Покружив вокруг оси можно много здесь найти: леса, развалины, горы, огромные просторы; найти здесь можно много стран, узнать где живет какой народ: где русский, где японец, где испанец, где француз, а где индус, потому что это - глобус.

Воспитатель: Да, действительно, это глобус. Глобус- это маленький макет земного шара, на котором живет много разных народов, находится большое количеств о больших и маленьких городов, большое количество разных животных, птиц, насекомых, горы, реки, моря и океаны.

Воспитатель: Посмотрит пожалуйста, какие цвета вы видите на глобусе?

Дети: На глобусе мы видим зеленый, желтый, коричневый, синий, белый цвет.

Воспитатель: Что же означает все эти цвета?

Дети: Зеленый цвет – означает деревья, кустарники, лес; коричневый – горы; желтый – песок, пустыни ; синий – моря, океаны, реки, озера; белый – лед, снег.

Воспитатель: Ребята, моря, реки, озера, снег, лед – как можно назвать все одним словом?

Дети: Все это вода.

Воспитатель: Мы с вами внимательно рассмотрели глобус, вспомнили, что означают разные цвета на нем, а сейчас, при помощи глобуса мы отправимся в разные климатические зоны. Сначала мы попадем на Северный полюс.

Воспитатель: Закрыли глаза. 1,2, 3, - я глобус покручу, вас на Север приглашу! воткнуть флажок белого цвета на Северном полюсе, обратить внимание детей на белые следы, которые помогут нам дойти Севера).

Воспитатель: Дети, посмотрите, чего очень много на Северном полюсе?

Дети: Очень много снега, льда.

Воспитатель: А почему?

Дети: Потому что солнце находится очень низко и лучи только скользят по поверхности земли, совсем не нагревая ее, и вода замерзает. Потому что там низкие температуры, холод.

Воспитатель: Правильно, Северный полюс – это настоящее царство льда и снега.

Воспитатель: Опыт: Давайте потрогаем лед, какой он?

Дети: Лед холодный, твердый, колется, в руке тает.

Воспитатель: Молодцы. Лед – это твердое состояние воды.

Воспитатель: А вы знаете, что даже в таких суровых условиях на Севере есть жизнь?

Воспитатель:(ребенок) приготовил загадку об одном из животных, которые там живут:

Он на Севере живет, очень любит рыбу.

Плавает, ныряет, волнами играет.

А на сушу выйти лень, потому что он – тюлень.

Воспитатель:(ребенок) тоже приготовил вам загадку:

Он огромен, неуклюж.

Весь покрыт он жиром.

Есть усы, клыки и хвост.

На кого же он похож, ну конечно это – морж!

Воспитатель: Что можно сказать о морже, тюлене?

Дети: Эти животные очень толстые, жирные.

Воспитатель: А почему они таки?

Дети: Потому что жир помогает им спасаться от холода.

Воспитатель: А вы знаете какой самый большой зверь живет на Севере?

Дети: Самый большой – белый медведь.

Воспитатель: Как вы думаете, почему у него мех белый?

Дети: Он сливается со снегом чтобы охотиться, и белый цвет не притягивает солнечные лучики, а отталкивает.

Воспитатель: Ребята, а чем питаются детеныши тюленя, моржа, белого медведя.

Дети: Они питаются молоком.

Воспитатель: Правильно. Все эти животные называются млекопитающие. Потому что прежде чем вырасти и лакомиться рыбкой они пьют молоко у своих мам.

Воспитатель: Кроме животных еще кто живет на Севере?

Дети: Птицы: чайка, гагары.

Воспитатель: Правильно. Кроме этих птиц, там еще живет птица кайра. А места, где собираются и живет много птиц называются – птичьим базаром.

Воспитатель: Ну что же, мы побывали на Северном полюсе. Пора продолжать путешествие. Но прежде давайте захватим немного льда, ведь наш путь лежит в пустыню, вдруг понадобиться кому- то вода.

Воспитатель: Закрыли глаза. 1,2, 3, вокруг себя повернись и в пустыне окажись. (покрутить глобус, воткнуть флажок желтого цвета, обратить внимание детей на желтые следы, которые помогут нам попасть в пустыню).

Воспитатель: Ребята, что мы видим в пустыне?

Дети: В пустыне мало растений, деревьев, кустарников, цветов и ягод.

Воспитатель: А почему, как вы думаете?

Дети: В пустыне очень жарко, нет воды, мало дождя.

Воспитатель: Правильно. Бывает, что все лето может не выпасть не одной капли дождя. Поэтому, человек побывший в пустыне начинает ценить воду. Давайте посмотрим, кто сумел выжить в таком жарком климате?

Воспитатель: (Ребенок) подготовила загадку об одном из животных пустыни.

По пустыне жаркой, знойной

Караванами идут, На своих горбах огромных

Грузы для людей везут. Они едят одни колючки,

А воду редко пьют. Кто же это, догадались?

Ну конечно же – верблюд.

Воспитатель: Да верблюд в пустыне, настоящий помощник людей. Его называют «Кораблем пустыни»

Воспитатель: А кто еще сумел выжить в пустыне?

Воспитатель: Ушастый еж, ящерица, змейки, сайгак, антилопа, кенгуровая крыса, растут кактусы, верблюжья колючка.

Воспитатель: Как эти животные смолки приспособиться в жизни пустыне?

Дети: Им нужно мало воды, некоторые подолгу могут обходиться без нее.

Воспитатель: Ну а растения, они же вырастут без вода?

Дети: У кактуса и верблюжья колючки очень длинные корни, до 20 метров, они глубоко под землей достают воду.

Воспитатель: Ребята, очень ценным растением пустыне является – колосняк. Кони его крепко крепятся среди песков и удерживаются от ветра. Его очень любят верблюды, сайгаки, антилопы.

Воспитатель: Посмотрите внимательно на всех животных пустыни, как вы думаете, почему они желтого или светлого цвета?

Дети: У них цвет песка, т. е. они прячутся в песок от солнца, а ночью тоже сливаются с песком и выходят на охоту.

Воспитатель: Давайте потрогаем песок. Какой он?

Дети: Сухой. рассыпчатый, т. к. в пустыне мало воды и дождя.

Воспитатель: Теперь вы видите, какое значение имеет вода? Нет ее и все высыхает, погибает. Давайте оставим кусочки льда, он растает и кто – то из наших животных ее попьет.

Воспитатель: А теперь продолжим наше путешествие. Наш путь лежит к Балтийскому морю.

Воспитатель: 1,2,3- повернись, из Балтийского мор окажись. (дети закрывают глаза, глобус вертится, флажок синий на Балтийское море, обратить внимание на синие следы.

Релаксация: звучит шум моря.

Дети: Мы слышим шум моря, крик чаек.

Воспитатель: Вот наконец – то мы с вами на берегу Балтийского моря.

Воспитатель: с древних времен на берегу Балтийского моря добывали красивый, солнечный камень. Как он называется?

Дети: Это янтарь.

Воспитатель: Что это за камень?

Дети: Это окаменевшая смола, дети рассматривают его.

Воспитатель: Из янтаря делают различные украшения. А еще люди занимались рыболовством. Вы знаете, какая рыба водится в Балтийском море?

Воспитатель: В Балтийском море водится салака, скумбрия, камбала, килька, корюшка, судак, морской окунь.

Дети: Моллюсками, планктоном, водорослями.

Воспитатель: Ребята, давайте попробуем воду и узнаем каково она на вкус в Балтийском море.

Дети: Вода соленая.

Воспитатель: Вы, наверное, устали от нашего длинного путешествия. Давайте немного отдохнем на берегу Балтийского моря.

Физ. Минутка.

Воспитатель: К морю быстро мы спустились, наклонились и умылись.

Вот как славно освежились.

А теперь поплыли дружно,

Вместе раз, это – брасс,

Одной, другой – это кроль.

Вышли на берег крутой,

Все как один плывем как дельфины

жал И отправились домой.

Воспитатель: Дети где находиться наш город?

Дети: На берегу Балтийского моря.

Воспитатель: а как называется наш город?

Дети: Калинин град.

Воспитатель: Пора возвращаться в наш город, в наш детский сад.

Воспитатель: 1, 2,3 - повернись, в детский сад, возвратись. (по зеленым следам).

Воспитатель: Сегодня вы увидели, что без воды не могут жить животные, рыбы вообще живут только в воде, растения без воды не вырастут. А нужна ли вода людям? Доя чего?

Дети: Пить, стирать, умываться, купаться.

Воспитатель: Я предлагаю вам подготовить воду для чая, который мы выпьем после длинного путешествия. А вы внимательно посмотрите, что случиться с водой. Если она вскипит.

(включить чайник, обратить на то, что вода испаряется.

[b]Воспитатель: И так, вы увидели, что вода бывает твердой, парообразной. А если я возьму из стакана в стакан воду, что можно сказать о воде?

Дети: она льется, она жидкая.

Практическая работа.

Воспитатель: Ребята к сожалению, люди не берегут воду на море, ни в реках, нив озерах. Сбрасывается мусор, сливаются различные вредные вещества. Я надеюсь, что когда вы вырастите, не будете этого делать, а наоборот придумайте разные фильтры для очистки воды.

Воспитатель: Дома вы пьёте воду из крана?

Дети: Нет.

Воспитатель: А что вы для этого делают ваши родители?

Дети: Ставят на кран фильтр.

Воспитатель: Давайте пойдем в нашу лабораторию. Оденьте, пожалуйста халаты. Посмотрите, как при помощи стакана, воронки, марли можно очистить воду. (дети показывают, как сделать фильтр).

Проведение опыта.

Воспитатель: Сейчас мы с вами научимся очищать загрязненную воду в ваших стаканах. (ответы детей).

Проведение опыта.

Рассмотреть результаты поделанного опыта.

Воспитатель: Ребенок подготовил стихотворение о воде.

Давайте послушаем. Вы слыхали о воде?

Говорят, она везде!

В луже, в море, в океане,

И в водопроводном кране.

Как сосулька замерзает,

В дом туманом вползает.

На плите у вас кипит,

Паром чайник, шипит, растворяет сахар в чае, мы ее не замечаем,

Мы привыкли, что вода –

Наша спутница всегда.

Итог:

Воспитатель: Сегодня мы с вами путешествовали. Что же вы запомнили? Что вам во время путешествия понравилось? Спасибо всем, вы хорошо отвечали, помогли мне провести это увлекательное путешествие. Спасибо.

Публикации по теме:

Конспект итогового занятия «Путешествие в математическое королевство» (старшая группа) Программное содержание: Обучающие задачи: Упражнять в счёте в пределах 10 в прямом и обратном порядке Закрепить знания о составе чисел.

Конспект НОД «Увлекательное путешествие на Крайний Север» в подготовительной группе Тема: «Увлекательное путешествие на Крайний Север» Цель: Формирование представлений детей о жизни людей, проживающих на Севере. Задачи:.

Конспект ООД по снятию тревожности «Путешествие» (старшая группа) Задачи: *снять эмоциональное и мышечное напряжение, снизить тревогу, неуверенность в себе; *развить навыки взаимодействия друг с другом,.

Конспект открытого занятия старшая группа «Путешествие в страну безопасности» Цели занятия: закрепить знания о безопасности, правила поведения в быту и на улице, умение правильно вести себя в экстремальной ситуации;.

Конспект совместной образовательной деятельности «Путешествие на Крайний Север» Образовательная область: «Познавательное развитие» Старшая группа компенсирующей направленности Цель: расширение представлений детей о.

Конспект занятия «Путешествие на Север» (подготовительная к школе группа) Конспект занятия «Путешествие на север» (подготовительная к школе группа) Черняева Таисия Викторовна Конспект занятия «Путешествие на север».

Конспект занятия по ФЦКМ с интеграцией образовательных областей «Путешествие в мир профессий с Куйгорожем» (старшая группа) Программное содержание: Образовательные задачи: • расширять знания и представления детей о сельскохозяйственных профессиях; • познакомить.

Конспект занятия по ФЭМП «Путешествие в страну Знаний» (старшая группа) Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности. ФЭМП. Старшая группа. «Путешествие в страну Знаний». Воспитатель 1 категории.

«Такие разные мальчики и девочки». НОД в области «Познавательное развитие» (старшая группа) НОД в области «Познавательное развитие» «Такие разные мальчики и девочки» (старшая группа) МАДОУ «Детский сад № 25» г. Печора, Республика.

Конспект занятия «Природные зоны Африки» Цель: дать детям элементарные представления о природных зонах Африки,развивать любознательность,воображение, активизировать словарь за.

Следующая загадка

1. Систематизировать представление о разнообразии природы, климата, растительного и животного мира климатических зон России.

2. Закреплять умение пользоваться картой, глобусом.

3. Упражнять в умении устанавливать взаимосвязи, взаимодействия и взаимозависимости живых организмов со средой обитания.

4. Развивать любознательность, желание отвечать на вопросы, умение слушать товарищей и дополнять их ответы.

5. Активизировать словарный запас детей.

6. Воспитывать любовь и интерес к растениям и животным.

Рассматривание иллюстраций, загадывание загадок, чтение энциклопедии о животных, лепка «Животные жарких стран», сюжетно-дидактическая игра «Зоопарк», отгадывание кроссворда о животных.

Материал: кукла Почемучка, глобус, картины разных климатических зон, картинки с животными разных зон.

Следующая загадка

8. Появился с пышной гривой,
Из-за зелени ветвей
Хищник гордый и красивый.
Он в саванне "царь зверей".
Смотрит грозным, важным взглядом.
Страшен зверям его гнев.
С ним стоять опасно рядом.
Он большой, суровый… (Лев)

9.Он для всех хороший друг

в тундре, где Полярный круг.

Есть рога и тёплый мех,

что зимой так греет всех.

Возит нарты далеко,

с ним на Севере легко.

Ищет ягель целый день… (Северный олень)

10. У этого зверя огромный рост,
Сзади у зверя - маленький хвост,
Спереди у зверя - хвост большой.
Кто же это? Кто же это? Кто такой?
Ну, конечно, это он! Ну, конечно, это . (Слон)

11. Этот зверь серьёзный очень,
А охотится он ночью.
И на дереве обычно
Прячет он свою добычу.
У него на шкуре пятна.
Незаметней так. Понятно?
Увидал добычу, старт!
На охоте … (Леопард)

12. Вот такие невелички,
Ростом с муху, эти птички!
Взгляды их к цветку прилипли,
Над цветком висят …(Колибри)

Задание 2: педагог предлагает детям найти на рисунке животных, не раскрашенных и придумать о них загадки.

Ход беседы:

В гости к ребятам приходит Почемучка, здоровается с ними.

- Ребята, мы родились в великой стране, имя которой…. (дети: Россия).

- Покажите ее на карте и глобусе. Привольно раскинулась она от снегов и льдов Крайнего Севера до южных морей.

- Хотите совершить путешествие по России? Мы проедем нашу страну с севера на юг, проследим как изменяется климат, растительность, животный мир.

- Какой океан находится на севере? (Северный Ледовитый океан).

- Как называется самый северный район нашей страны? (Арктика). Пейзаж Арктики.

- Что вы знаете об Арктике? (снега и льды лежат вечно, лето короткое и прохладное, полгода ночь, полгода день – их называют полярные, вечная мерзлота, сильный ветер, айсберги).

- Здесь так холодно и темно, что кажется, что здесь никто не живет. Так ли это? (нет, здесь живут животные и птицы). Дети выбирают картинки животных и называют их. Белый медведь, тюлень, морж, полярный заяц, полярная сова.

- Как животные приспособились к суровым условиям? (белая маскировочная окраска, теплая шерсть).

- Рассказы детей о животных. Почемучка дополняет их рассказы.

- Белый медведь – белый густой, теплый мех, и на подошвах лап, белая маскировочная окраска шерсти делает их незаметными в снегах, хорошо ныряют и плавают, тихо подкрадываются к добыче, сильные лапы с острыми когтями, крепкие острые зубы; строят берлоги из снега. Медведица очень заботливая мать, кормит детенышей молоком и согревает своим теплом.

- Рассматривание картинки с изображением тюленя. Тюлень хорошо плавает, питается рыбой, имеет толстый подкожный слой жира.

- Рассматривание иллюстраций птиц. Они на лето слетаются в эти края. Почему? (находят пищу – мелкая рыбешка, рачки).

- Что будет, если белый медведь встретиться с пингвином? (белый медведь живет в Арктике, а пингвин – В Антарктиде, они не могут встретиться).

Почемучка: побережье Северного Ледовитого океана – царство тундры (картина). В тундре холодно, лето очень короткое, почва за короткое лето не успевает прогреться, поэтому под землей образовался слой вечной мерзлоты.

Зима начинается в сентябре, а снег сходит только к июню. Дуют сильные ветры. Бушуют вьюги. Лето короткое и прохладное. Весь день и всю ночь светит солнце - полярный день.

- Как вы думаете, можем ли мы встретить здесь растения?

- Какими они будут? Низкими. Это карликовые березы, ивы, мхи и лишайники. Корни могут удержать только низкие растения, т. к. они располагаются в самом верхнем слое, а глубже вечная мерзлота.

- Выберите животных ледяной зоны. Картинки – волки, песцы, горностаи, северные олени, куропатки.

- Как животные приспосабливаются к жизни в тундре? Имеют густую шерсть, птицы – пушистое оперение, светлую окраску.

- Северный олень – крупное животное, имеет широкие копыта, они позволяют ему бегать по снегу, не проваливаясь, ими же он разгребает снег, чтобы достать себе корм – тарву, ягель. Самки оленя имеют рога и способны постоять за себя. Около оленей находят себе корм песцы, совы и куропатки (мышей пеструшек). Одомашненный северный олень служит людям в тундре и транспортным средством и пищей, из шкур шьют одежду, а из рогов делают лекарство. В тундре летом много птиц. Почему? - т. к. много насекомых.

- Почемучка: ребята, вы не замерзли? Давайте согреемся. (дети с Почемучкой делают упражнения).

- Южнее тундры простирается тайга (в переводе с тюрского языка – «дремучий лес»). Показ на карте и глобусе.

- Здесь растут хвойные деревья. Какие? Ель, сосна, пихта, лиственница и кедр. Показ на картинках. Тундра не сразу переходит в лес. Сначала появляются отдельные деревья, потом группы деревьев, которых все больше и больше и, наконец, начинается лес.

- Какой здесь климат? – мягче, зима не такая длинная, как в тундре, а лето длинное и теплое. Солнце греет лучше, достаточно света и влаги. Здесь много животных и птиц. Дети выбирают картинки и называют животных - волки, зайцы, куницы, росомахи, сурки, бурундуки, кабаны, бобры, лисы. Птицы – дятел, глухарь, ястреб, сойка, тетерев, журавль, щеглы, сокол.

- Какого животного называют хозяином тайги? – бурого медведя.

- Как он приспособился к жизни в тайге?

- Чем и почему похожи и не похожи бурый и белый медведи?

Различия: бурый медведь живет в лесу, а белый во льдах северных морей, что делает их незаметными. Шерсть у белого медведя гуще; берлогу он делает из снега, а бурый из ветвей.

Сходство: похожи по форме и строению тела. Оба покрыты густою шерстью, есть большие и крепкие зубы и когти. Самостоятельно добывают пищу. Оба медведя дикие животные, хищники.

Игра «Кто живет в лесу» (да – хлопают). Белка, лисица, жираф, бегемот, заяц, олень, крокодил, кашалот. Волки, верблюды, моржи и тюлени. Медведи, слоны, обезьяны, олени.

- Южные районы России занимают степи (картина).

- Какая там почва? – плодородная, темного цвета – чернозем.

- Какой климат в степи? – схема. Много солнца, жаркое продолжительное лето, короткая зима, мало дождей, сильные ветры – суховеи. От суховея растрескивается земля, растения вырываются с корнем. Оживает степь с началом дождей.

- Какие животные живут в степи? – много ящериц, черепахи, лисы, хорьки, горностаи, змеи. Зубы обитателей степей приспособлены для разгрызания корешков, стеблей растений, поэтому их называют грызунами. Это суслики, тушканчики, сурки.

- В степи много птиц. Степной орел питается мышами, сусликами, хомяками, способен парить в воздухе. Дрофа хорошо бегает и неплохо летает, питается семенами растений, насекомыми, мышами, лягушками.

- Почемучка показывает картинки зайца-беляка и зайца-русака. Просит убрать животное, которое не живет в степи. Почему ты так решил? – это заяц-беляк. Заяц-русак – степное животное, питается травами, быстро бегает, делает большие прыжки.

- Проблемная ситуация:на одном листке встретились два жука: оранжевый и зеленый. Посмотрели друг на друга и удивились.

- Почему ты весь зеленый?

- Чтобы птицы не съели.

- Вот чудак. Чтобы птицы не съели, надо быть оранжевым!

- Нет, - сказал зеленый.

- Да, сказал оранжевый.

Долго жуки спорили. И тут их заметила птица. Жуки увидели ее и что они сделали? Что сделал зеленый жук? Что сделал оранжевый жук? – рассуждения детей.

Почемучка: Вот желтая страница-

Песок на ней кружится,

Несется, как волна.

- О какой климатической зоне это стихотворение? – о пустыне.

- Вы хотели бы оказаться в пустыне?

- Пустыня – царство неживой природы. Почему? – всюду песок.

- Что можно сказать о климате? – сухо, небо безоблачно, ярко светит солнце. Песок такой горячий, что нельзя ходить босиком. Ветер такой же горячий как песок, часто бывают песчаные бури. Иногда за лето не выпадает ни капли дождя. Часто можно увидеть песчаные холмы – это барханы.

- Как вы думаете, есть в пустыне деревья? – да. Это саксаул, дерево без листьев, кактусы.

- Какое название у растения, которое любят верблюды? – верблюжья колючка.

- Загадки о животных пустыни (картинки).

Живет спокойно, не спешит

На всякий случай носит щит

Под ним не зная страха

Гуляет….(черепаха)

- Что вы знаете о черепахах? – тело покрыто панцирем – защищает черепаху от врагов, не может быстро бегать, имеет маскировочную окраску.

Маленькая, легонькая, а за хвост не поймаешь? – ящерица

- Почему ящерицу не поймать за хвост? – защищается с помощью хвоста от врагов, отдает его и у нее вырастает новый.

- Может ли ящерица прыгать? – нет, только бегать, у нее все лапки одинаковые.

Встречаются и хищные ящерицы – это варан. Нападают на грызунов, черепах, птиц, мелких ящериц. Пищу они не жуют, заглатывают целиком. Защищаются при помощи хвоста.

Он решил, что он жираф,

Ходит голову задрав,

Говорят из разных блюд

Лишь колючку ест … верблюд

Это сильное, выносливое животное. Могут обходиться без воды, 4-5 дней без пищи. Их ноги имеют широкие мозолистые подошвы и поэтому не тонут и не обжигаются в песке.

- Почему их называют кораблем пустыни?

- Еще в пустыне живут антилопы джейран.

- Какого они цвета? Почему? На антилоп могут нападать волки, беркуты.

Почемучка: вот и заканчивается наше путешествие по России. Мы увидели, как велика наша Россия.

- Где мы побывали?

- Что нового узнали?

Почемучка прощается с ребятами.

Публикации по теме:

Циклограмма образовательной деятельности на учебный год Период Тематический блок Общая цель Сентябрь Развлечение, посвященное 1 сентября (по ПДД) 1 неделя «Дети на улицах города» Формировать представления.

Земля — наш общий дом (презентация Power Point) "Земля - наш общий дом". Это презентация Power Point к познавательной беседе на соответствующую тему с использованием Информационно-коммуникационных.

Читайте также: