Отгадывать метафорические загадки учат детей
Обновлено: 22.11.2024
Многие дети дошкольного возраста не умеют отгадывать загадки.Дети воспринимают загадки как стихотворение.Если не знают отгадки,то они и не отгадают.С помощью загадок развивается мышление,способность к рассуждению.Можно поиграть сначала в игру"Опиши",или "Найди по описанию".Дошкольный возраст это уникальный период научить ребёнка думать самостоятельно,развивать речь,ум,внимание.
Вложение | Размер |
---|---|
statya_oktyabr21.docx | 12.99 КБ |
Следующая загадка
В статье рассматриваются подходы, указывающие на важную роль загадки в развитии метафоричности речи детей дошкольного возраста. Представлен анализ исследований, направленных на обучение детей отгадыванию и составлению загадок, метафор, предложен алгоритм составления детьми собственных метафорических загадок.
Ключевые слова: метафора, метафоричность речи детей дошкольного возраста, метафорические загадки.
The article considers approaches, indicating the important role of the riddle in the development of metaphorical speech of preschool children. Presents analysis of studies aimed at teaching children the guessing and making riddles, metaphors, proposed algorithm making children’s own metaphorical riddles.
Key words: metaphor, the metaphorical speech of preschool children, metaphorical riddles.
Виктория ПАШКО,
аспирант научно-методического учреждения «Национальный институт образования»
Министерства образования Республики Беларусь
Одним из основных направлений развития личности ребёнка является речевое развитие, в основе которого лежит активный творческий процесс овладения языком. Показателем речевого развития детей дошкольного возраста является умение правильно выражать свои мысли и чувства не только лексически и грамматически, но и ярко, точно, убедительно, используя средства выразительности речи [1], [7], [8]. Одним из самых ярких образных средств языка является метафора — скрытое образное сравнение, уподобление одного предмета, явления другому, а также вообще образное сравнение в разных видах искусств; в лингвистике: переносное употребление слова. Употребление слов в речи в переносном значении свидетельствует о таком её качестве, как метафоричность (С.И. Ожегов).
Литературным произведениям для детей дошкольного возраста, в том числе фольклорным, свойственна метафоричность. К таким произведениям относится и загадка — метафорическое выражение, в котором один предмет изображается через посредство другого, имеющего с ним какое-нибудь, хотя бы отдалённое, сходство; на основании последнего вопрошаемый и должен отгадать задуманный предмет (Ф.А. Брокгауз, И.А. Ефрон и др.). Загадка может быть определена как замысловатый вопрос, выражаемый обычно в форме метафоры (Ю.М. Соколов).
Так, в большинстве загадок предмет заменяется на его метафорический эквивалент. В качестве метафор в загадках могут выступать: существительные (например, «Старик у ворот тепло уволок» — мороз или «Золотое решето чёрных домиков полно» — подсолнух); прилагательные (например, «Зубастые, а не кусаются» — грабли); глаголы (например, «Кто всю ночь по крыше бьёт да постукивает, и бормочет, и поёт, убаюкивает?» — дождь или «Всю зиму лежал, весной в реку побежал» — снег); одновременно различные части речи (например, «Чёрная корова весь мир поборола» — ночь или «Вился, вился белый рой, сел на землю — стал горой» — снег).
Выразительность характеристики предмета в загадке может создаваться с помощью эпитетов и сравнений. Эпитет рассматривается исследователями (А.Н. Веселовским, Б.В. Томашевским и др.) как разновидность метафоры. Являясь образным определением, он содержит в себе устойчивый отличительный признак изображаемого, придаёт тексту многозначность и служит одной из форм проявления индивидуального стиля в литературном творчестве. Так, в загадке «Сам алый, сахарный, кафтан зелёный, бархатный» внешний вид арбуза и его вкус передают эпитеты алый, сахарный, бархатный.
Образное сравнение, по мнению исследователей (Н.Д. Арутюновой, А.М. Шахнаровича, Н.М. Юрьевой и др.), также является разновидностью метафоры, в которой различные признаки (то, чему уподобляется предмет, и свойства самого предмета) представлены не в их качественной раздельности, а сразу даны в новом нерасчленённом единстве художественного образа. В загадке «Прозрачен, как стекло, а не вставишь в окно» свойство льда помогает ощутить сравнение прозрачен, как стекло.
Кроме того, нередко в загадке встречается такой широко используемый в поэзии троп, как олицетворение — перенесение свойств одушевлённых предметов на неодушевлённые, рассматриваемый во многих исследованиях как вид метафоры (Д.Н. Ушаков). Олицетворение, оживляя и одухотворяя неживой мир, придаёт загадке большую поэтичность, создаёт яркие образы. Например, «Маленькая собачка не лает, не кусает, а в дом не пускает» — замок или «Летит орлица по синему небу, крылья распластала, солнышко застлала» — туча. Также олицетворение помогает осмыслить разнообразный опыт действия с предметами и другими неодушевлёнными сущностями в терминах человеческих мотиваций, характеристик и деятельностей. Другими словами, олицетворение — это способ художественного освоения мира, который приближает к ребёнку неживой мир, делает предметы и явления понятнее и интереснее.
В целях создания замысловатого вопроса в загадках может использоваться многозначность слова и омонимия (например, «Ходят весь век, а не человек» — часы; «Одной ручкой всех встречает, другой ручкой провожает» — дверь). Омонимами признаются только одинаково звучащие слова, не имеющие общих элементов смысла и не связанные ассоциативно (Д.Н. Шмелёв). Это такие слова, как «коса», «лисички», «ручка» и т.п. Под многозначностью слова (полисемией) понимается способность слова иметь более одного значения — основного и вторичного (И.Г. Илларионова и др.).
Употребление в загадке слов в переносном значении чаще оказывается возможным на основе внешнего сходства предметов: их общего вида и назначения, или только их частных признаков — формы, окраски, действий (Ю.Г. Илларионова, С.Г. Лазутин и др.). Так, например, «У нас под крышей белый гвоздь висит. Солнце взойдёт — гвоздь упадёт» — по внешнему сходству сосулька названа белым гвоздём.
Как правило, загадываемый предмет сопоставляется в загадках по какому-нибудь одному признаку (или по внешнему виду, или по функциям, или по особенностям движения и т.д.). Однако нередки случаи, когда два или более предметов в загадках сопоставляются не по одному, а по нескольким признакам [4].
Методику целенаправленного обучения детей разгадыванию загадок разработали Ю.Г. Илларионова [2], Е. Кудрявцева [3] и др. Наибольшую сложность для детей составляют метафорические загадки, разгадывание которых представляет собой процесс расшифровывания метафор. По мнению Ю.Г. Илларионовой, проникая в скрытый смысл метафоры, отгадывающий должен сопоставить, сравнить предметы и явления из разных, часто очень отдалённых друг от друга областей, увидеть в них черты сходства, выделить их, отнести к одной смысловой категории и на основе этого определить загаданное, решить логическую задачу.
Для обучения детей разгадыванию загадок, в том числе и метафорических, по Ю.Г. Илларионовой, О.Н. Сомковой, М. Хмелюк и др. необходимо соблюдение следующих условий:
— предварительное ознакомление детей с теми предметами и явлениями, о которых пойдёт речь в загадке;
— формирование представлений, специально подводящих детей дошкольного возраста к отгадыванию (система наблюдений, опытов, проведение дидактических игр);
— формирование представлений о языке (умение понимать переносное значение слов — взрослый учит всматриваться в явления, сравнивать их, видеть общее и отличительное, вопросами побуждает находить слова и выражения для обозначения увиденного);
— знакомство с другими произведениями художественной литературы;
— выбор способа использования загадок, характера их преподнесения (использование в работе с детьми загадок определённой тематики) [2], [6], [10].
Разгадывание загадок требует выполнения определённых умственных действий (например, «Под соснами, под ёлками лежит мешок с иголками»). Прежде всего, необходимо выделить указанные в загадке признаки неизвестного объекта, т.е. провести анализ (например, находится под соснами и ёлками, похож на мешок, есть иголки). Вторым шагом выступает сопоставление и объединение выделенных признаков, чтобы выявить возможности связи между ними — проведение синтеза (например, под соснами и ёлками, значит, в лесу, похож на мешок, т.е. округлой формы, имеет иголки). Наконец, на основе соотнесённых признаков и выявленных связей необходимо сделать вывод (умозаключение) — отгадать загадку (например, белка (под соснами, под ёлками), ёжик) [2].
У детей дошкольного возраста при отгадывании загадок, в том числе и метафорических, наблюдаются трудности. Ю.Г. Илларионовой, Е. Кудрявцевой и другими выделяются следующие особенности отгадывания загадок детьми дошкольного возраста:
— часто дети торопятся с ответом, не дослушивают загадку до конца, не запоминают её во всех подробностях (например, «Растянулась, как гармошка, чудо-печка под окошком» — батарея, а дети дают ответ: «Это кошка, потому что она растянулась»);
— выделяют не все признаки загадываемого предмета, объединяют их, устанавливая между ними связь, но поскольку часть признаков всё же остаётся неучтённой, то и загадка разгадывается неправильно, или ребёнок даёт правильный ответ случайно, что выясняется при последующем объяснении им, почему он так думает (например, «Что вниз вершиной растёт?» — сосулька, а дети отвечают: «Это дерево, потому что растёт и у него есть вершина»);
— иногда ребёнок сознательно опускает один из названных в загадке признаков, если он «мешает» предполагаемой отгадке, или заменяет его своим, соответствующим кажущейся отгадке (например, «С виду — клин, разожмёшь — блин» — зонт, а дети отвечают: «Это тесто, потому что его раскатаешь и можно сделать блин») [2], [3].
Н.В. Гавриш обращает внимание на то, что детям дошкольного возраста значительно труднее отгадывать метафорические загадки, так как некоторые не понимают образного строя языка загадок и неадекватно интерпретируют метафоры. В большинстве случаев у них возникают ассоциации на какое-то одно слово. Например, на слово «белый» в загадке про облако: «Это белые медведи», «Лебедь, потому что белый»; в загадке о лисе ассоциация на слова «нет ни дыма, ни пожара»: «Пожарная машина», «Пожарные, потому что они пожар тушат, и нет ни дыма, ни пожара» [1, с. 19].
К. Фюнфштюк выделяет конкретные факторы и обстоятельства, которые влияют на понимание детьми метафор в загадке:
— дети знают отгадку;
— внимание ребёнка фокусируется лишь на одной части загадки (фокусом внимания и тем самым фреймообразующим центром или стимулом становится либо более понятная ребёнку часть загадки, либо последняя её часть, либо та часть, на которую у него уже готов ответ). Так, например, «Сидит дед, во сто шуб одет, кто его раздевает, тот слёзы проливает» — лук, а дети дают ответ: «Дед Мороз»;
— иногда внимание ребёнка фокусируется на композиции загадки. При этом фреймообразующим центром может стать сказочный мотив, например, «Сначала белая, как снег, затем — зелёная, как клевер, потом по цвету словно кровь; хочу такую съесть я вновь» — вишня, черешня, клубника, а дети отвечают «Белоснежка»;
— перебор метафор в загадке, как и слабая опора для отгадывания, существенно усложняют отгадку (в этом случае создаётся множество фреймов, при отсутствии опоры их не возникает). Так, например, «Коли лёд — доставай серебро, возьмёшь серебро — бери золото» — яйцо;
— присутствие в загадке грамматических элементов, например, суффиксов, может на лексическом уровне повлиять на ответ ребёнка (например, «Два братца в воду глядятся, век не сойдутся» — берега, а дети отвечают: «Два братца», «маленькие»);
— на ответ влияют фонетические и фоносемантические факторы (например, «Сидят на ложке, свесивши ножки» — макароны, лапша, а дети дают ответ: «куколка», «курица» («там ножки. Они висят. Длинные такие») [9].
Е. Кудрявцева, разделяя случайное и целенаправленное отгадывание детьми загадок, выделяет следующие признаки последнего: во-первых, ребёнка интересует не только результат, но и сам процесс решения логической задачи отгадки. Во-вторых, в поисках ответа анализируются, сравниваются и обобщаются все признаки предметов и явлений, указанных в загадке. В-третьих, ребёнок сам охотно проверяет правильность возможных отгадок, сравнивает их признаки и связи с указанными в загадке. В-четвёртых, он стремится объяснить свой ответ, аргументированно доказать его правильность. В-пятых, в случае ошибки ребёнок продолжает поиск верного ответа. И, наконец, он не испытывает трудностей при сравнении загадок [3].
Учитывая вышеперечисленные условия и особенности отгадывания загадок детьми дошкольного возраста, можно добиться положительных результатов в обучении их отгадыванию, в том числе и метафорических загадок.
Особое влияние на речевое развитие детей данного возраста оказывает не только отгадывание, но и составление загадок, которое помогает ребёнку более глубоко познать окружающую действительность, расширяет и уточняет словарный запас.
Методика по обучению детей составлению загадок была разработана О.Н. Сомковой. Автором предлагаются методы и приёмы, помогающие детям овладеть представлениями о предметах (явлениях) окружающего мира с целью включения их в содержание загадок: приём «остранения» — описание знакомого предмета, как нового, неизвестного; дидактические игры и упражнения, направленные на описание предметов (явлений), их сравнение (нахождение сходств и отличий), знакомство с полисемией, приёмом олицетворения. В своих исследованиях О.Н. Сомкова приводит примеры составления детьми старшего дошкольного возраста метафорических загадок: «Каким ёжиком можно пальто чистить?» — щётка и др. [6].
Система работы по составлению загадок и метафор также была разработана авторами методики ТРИЗ. Детям предлагались модели, каждая из которых представляет собой последовательное описание предметов (явлений) с помощью вопросов, отвечая на которые дети составляют загадки. Например:
2. Выбирается объект, обозначаются его действия (Модель 2. «Действия»): «Что делает?», «Кто или что делает так же?».
3. Выбирается объект и заполняется (Модель 3. «Общее и различное»): «На что похоже?», «Чем отличается?».
Таким образом, дети осваивают следующую последовательность составления загадок: выбор объекта на картине (например, самовар); выбор модели загадки (например, Модель 1. «Свойства и качества»); подбор характеристик объекта и сравнение с другими объектами (например, блестящий — монета; шипящий — вулкан; круглый — арбуз); выбор наиболее удачных сравнений; объединение сравнений в единый текст загадки с помощью речевых оборотов: «как», «но не» (блестящий, как монета; белый, но не сахар; круглый, как арбуз); выразительное чтение загадки (например, блестящий, как начищенная монета; круглый, но не спелый арбуз).
В методике ТРИЗ также предлагается алгоритм составления детьми метафор: выбирается объект 1 (например, радуга) и далее составляется метафора; выявляется специфическое свойство объекта (радуга — разноцветная); выбирается объект 2 с таким же свойством (например, цветочная поляна); определяется место расположения объекта 1 (небо после дождя); составляется метафорическая фраза, в которой указываются объект 2 и место расположения объекта 1 (цветочная поляна — небо после дождя); составляется предложение с метафорическим выражением (цветочная небесная поляна ярко засияла после дождя) [5].
Анализ представленных раннее подходов к составлению загадок и метафор позволил нам разработать другую модель составления метафорических загадок.
Предварительный просмотр:
Статья для родителей: «Учите детей отгадывать загадки»
Знаете ли вы, что большинство детей дошкольного возраста не умеют отгадывать загадки? Психологи утверждают, что дошкольники не понимают даже самого задания «отгадай». Исследователь Илларионова Ю.Г. утверждает, что дети воспринимают загадку как стихотворение, которое нужно выучить вместе с отгадкой. Если же не знать отгадки, то и нет шансов отгадать. Такое представление о загадке сохраняется до начала школьного обучения, если взрослые не научат отгадывать.
Излишне говорить, что отгадывание загадок очень полезно. Благодаря этому занятию развивается мышление, способность к рассуждению, появляется самая востребованная в школе форма речи речь-доказательство.
Научить отгадывать загадки не просто. Если понять что загадка это, собственно, описание предмета, то, становится очевидно, что сначала надо научить ребенка находить предмет по описанию. Поиграйте с детьми в такую «угадайку». Вы говорите сыну или дочке примерно следующее: «Это стоит у нас на кухне, у него есть ручка и носик, мы кипятим в нем воду для чая». Конечно, ответ очевиден, но, поверьте, ребенка обрадует то, что он так легко отгадал вашу загадку. А Вы постепенно будете усложнять описания, только помните, для того чтобы дошкольник получал удовольствие от такого занятия, ему нужен успех.
Далее можно перейти к народным и литературным загадкам, ведь ребенок уже понимает, что значит отгадывать. Необходимо учитывать, что загадки бывают описательные и метафорические. Например, «Два кольца, два конца, а по середине – гвоздик» – описательная, а «Висит груша, нельзя скушать» – метафорическая. Даже если вы забыли, что такое метафора, ясно: загаданный предмет заменяется похожим по какому-то признаку. Метафорические загадки можно загадывать только старшим дошкольникам, они уже могут сравнивать, а малышам – описательные: «Мохнатенька, усатенька, молочко пьет, песенки поет», «Комочек пуха, длинное ухо, прыгает ловко, любит морковку», «На заборе сидит, ку-ка-реку кричит» и т.п.
К метафорическим загадкам надо подходить постепенно. Главное, чтобы ребенок понял, что в тексте загадки нет отгадки, то есть если говорится: «Ходит по двору будильник», то это точно не будильник, а чем-то похожий на него объект.
Современные дети не очень любят сложности в получении информации. Современный школьник, услышав загадку, тут же «забьет» ее в смартфон и получит ответ, поэтому дошкольный возраст уникальный период для того, чтобы научить ребенка думать самостоятельно. Поддержите его усилия словами «Давай подумаем!». Например, Вы загадали: «Хвост во дворе, нос в конуре, кто хвост повернет, тот и в дом войдет». Дошкольник сгоряча выкрикивает: «Хвост!» Предложите послушать еще раз, разберите текст, выделите голосом слова «в дом войдет», спросите, что нужно сделать, прежде чем войти в дом и т.д.
Итак, учите детей отгадывать загадки! Это традиционный для народной педагогики способ ознакомления с окружающим миром, развития ума, речи, внимания.
Следующая загадка
Загадка – одна из малых форм устного народного творчества, в которой в предельно сжатой, образной форме даются наиболее яркие, характерные признаки предметов или явлений. Загадки – наши старые и добрые знакомые. Любую из них можно безошибочно узнать «в лицо», при встрече не спутав ни со скороговоркой, ни со считалочкой.
1. О влиянии загадок на развитие речи детей-дошкольников
Отгадывание и придумывание загадок оказывает влияние на разностороннее развитие речи детей. Для создания в загадке метафорического образа употребление различных средств выразительности (приема олицетворения, использование многозначности слова, определений, эпитетов, сравнений, особой ритмической организации) способствуют формированию образности речи детей дошкольного возраста.
Загадки обогащают словарь за счет многозначности слов, помогают увидеть вторичные значения слов, формируют представления о переносном значении слова. Они помогают усвоить звуковой и грамматический строй русской речи, заставляя сосредоточиться на языковой форме и анализировать ее.
Загадки развивают в ребенке догадливость, сообразительность. Загадывается загадка – вопрошаемый ломает голову над отгадкой. Чем смелее выдумка, тем труднее загадка для отгадывания. Невероятность придает образам загадки ясно осознаваемое противоречие реальности, а отгадка вносит порядок в путаницу: все становится на свои места, в согласии с действительными качествами загадываемого предмета.
Говоря другими словами, загадка указывает на особые признаки и свойства, которые присущи только загадываемому предмету. На сходстве и отрицании сходства между предметами она и основана. Это свойство загадки вводит ребенка в размышление о связях между явлениями и предметами окружающего мира, а также об особенностях каждого предмета и явления.
Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение самостоятельно делать выводы, умозаключения. Умение четко выделить наиболее характерные, выразительные признаки предмета или явления, умение ярко и лаконично передавать образы предметов развивает у детей "поэтический взгляд на действительность".
Предметность, конкретность загадки, направленность на деталь делают ее отличным приемом дидактического воздействия на детей. В своей работе вы можете предлагать детям загадки в начале занятий, наблюдений, бесед. В подобных видах работы загадка вызывает интерес и дает повод для более подробного разговора об интересующем объекте или явлении. Данные формы фольклора вносят определенную "живинку" в занятия, они заставляют по-новому взглянуть на те или иные предметы, увидеть необычное, интересное в давно примелькавшихся вещах.
Методисты предлагают использовать загадки не только в начале и в процессе деятельности, но и в ее завершении. Например, рассматривая предметы, сравнивая и сопоставляя их, находя сходство и различие между ними, дети приходят к выводам и выражают их словом. Загадка может служить при этом своеобразным завершением и обобщением процесса деятельности, помогая закрепить в сознании детей признаки предмета. Этот прием помогает конкретизировать представления детей о характерных свойствах предмета или явления. Таким образом, загадки помогают детям понять, как, емко и красочно, по-разному используя языковые средства, можно сказать об одном и том же.
В практике педагогов, занимающихся с детьми с различными нарушениями в развитии речи, широко используется загадка, компактная и интересная фольклорная форма. Главная особенность загадки состоит в том, что она представляет собой словесно-логическую задачу. Отгадать загадку – значит ответить на вопрос, т. е. совершить сложную мыслительную операцию. Предмет, о котором идет речь в загадке, скрыт, зашифрован и способы его расшифровки различны.
Коррекционно-развивающие возможности загадки многообразны. Наиболее важны из них:
воспитание находчивости, сообразительности, быстроты реакции;
стимуляция умственной активности;
развитие мышления, речи, памяти, внимания, воображения;
расширение запаса знаний и представлений об окружающем мире;
развитие сенсорной сферы.
Это особенно актуально для детей, имеющих общее недоразвитие речи (ОНР) , т. к. в этом случае загадка становится значимым практическим материалом для коррекции и формирования правильной речи ребенка.
По типу логической задачи, характеру умственной операции, необходимой для решения, загадки можно условно разделить на три группы.
К загадкам первого уровня сложности относят:
- загадки, основанные на перечислении признаков предмета, явления (величина, форма, цвет, вкус, звучание, движение, материал, назначение) ;
- загадки с перечислением признаков, в которых зарифмовано слово-отгадка.
Отгадывание таких загадок основано на элементарном анализе (выделении признаков) и синтезе (объединение их в одно целое) . Достаточное количество признаков позволяет производить необходимые умственные операции и успешно решать логическую задачу.
Загадки второго уровня сложности включают:
- загадки, в которых характеристика предмета дается кратко, по 1-2 признакам нужно восстановить целостный образ предмета;
- загадки, основанные на отрицании или сопоставлении предметов, на сравнении предметов или явлений.
Чтобы решить подобную логическую задачу, ребенок должен быть знаком с указанным в ней признаком, должен уметь выделить его, связать по ассоциации с другими признаками, не названными в загадке. Это возможно при наличии достаточно полных представлений о предмете, явлении.
Загадками третьего уровня сложности являются метафорические загадки. Отгадывая эти загадки, дети проникают в скрытый смысл метафоры, выделяют сходство, общие черты в предметах и явлениях на первый взгляд далеких друг от друга.
При определении уровня сложности следует учитывать следующие факторы: тип логической задачи и характер умственной операции, которую следует выполнить ребенку при отгадывании загадки; доступность изобразительно-выразительных средств загадки для детей с различными уровнями речевого развития; сложность композиционно-синтаксической структуры загадки (предложение-вопрос, односоставное предложение, использование однородных членов предложения и т. д. )
Дошкольники с ОНР испытывают трудности в понимании и интерпретации текста загадок, что, конечно, влияет на правильность отгадывания.
Условиями, обеспечивающими правильное понимание и правильное отгадывание загадок, являются: предварительное ознакомление детей с предметами и явлениями, о которых говорится в загадке; продумывание педагогом способа использования загадок, характер и манера их преподнесения; уровень развития речи детей; учет возрастных особенностей и возможностей дошкольников с ОНР.
Тематика загадок для детей младшего дошкольного возраста ограничена их небольшим жизненным опытом. Это загадки о предметах, с которыми ребенок сталкивается в быту, которые оказывают на него эмоциональное воздействие (игрушки, домашние животные, предметы обихода, продукты питания) . В загадках названы яркие, характерные признаки, качества и свойства предмета (цвет, форма, величина, голос животного, чем он питается, повадки и т. д. ) . Младшим дошкольникам можно предложить рифмованные загадки, в которых отгадка рифмуется с текстом загадки.
Детям среднего дошкольного возраста предлагается более широкая тематика загадок: о домашних и диких животных, об одежде, о продуктах, о явлениях природы, о транспорте и т. д. Характеристика предмета загадки может быть дана полно, подробно, как «мини-рассказ» о предмете. Рекомендуются загадки с простыми сравнениями и прозрачными метафорами.
В работе с детьми старшего дошкольного возраста можно использовать загадки разнообразной тематики: явления природы, предметы обихода, орудия труда, средства передвижения, связи, спорт, человек, и т. д. Детям предлагаются более сложные виды логических задач: сравнение, исключение, сопоставление и др.
Придумывание загадок сложнее, чем их отгадывание. На первых порах дети с трудом придумывают загадки по образцу данной загадки. Но чем больше эта работа проводится, тем интереснее загадки придумывают дети и с большим желанием. Изучая темы по познавательному развитию, рекомендуется, учить детей придумывать загадки на все предметы: овощи, фрукты и домашних животных, вещи, мебель и другие предметы. Детям очень нравится вид этой творческой работы. Придуманные загадки можно записывать в оформленные альбомы. Потом их использовать в работе: на занятиях, в игре.
2. Методика обучения детей составлению загадок
Традиционно в дошкольном детстве работа с загадками основывается на их отгадывании. Причем, методика не дает конкретных рекомендаций, как и каким образом учить детей отгадывать загаданные объекты.
Наблюдения за детьми показывают, что отгадывание происходит у самых сообразительных дошкольников как бы само собой или путем перебора вариантов. При этом большая часть детей группы являются пассивными наблюдателями. Воспитатель выступает в роли эксперта. Верный ответ одаренного ребенка на конкретную загадку очень быстро запоминается другими детьми. Если педагог через некоторое время задает ту же самую загадку, то большая часть детей группы просто вспоминает ответ. Развивая умственные способности ребенка, важнее научить его составлять собственные загадки, чем просто отгадывать знакомые.
А. А. Нестеренко разработаны модели составления загадок для детей школьного возраста. В адаптированном варианте данная технология позволяет научить составлять загадки и дошкольников. В процессе составления загадок развиваются все мыслительные операции ребенка, он получает радость от речевого творчества.
Обучение детей составлению загадок начинается с 3, 5 лет. В практике работы с детьми дошкольного возраста используются три основных модели составления загадок. Обучение должно идти следующим образом.
Воспитатель вывешивает одну из табличек с изображением модели составления загадки и предлагает детям составить загадку про какой-либо объект.
Модель 1 (приложение1)
Что бывает таким же?
Для составления загадки выбран объект (самовар) . Далее детьми даются образные характеристики по заданным воспитателем признакам.
- Какой самовар по цвету? - Блестящий.
Воспитатель записывает это слово в первой строчке левой части таблицы.
- Какой самовар по действиям? - Шипящий (заполняется вторая строчка левой части таблицы) .
- Какой он по форме? - круглый (заполняется третья строчка левой части таблицы) .
Воспитатель просит детей дать сравнения по перечисленным значениям признаков и заполнить правые строчки таблицы:
Что бывает таким же?
Далее детей просят дать образные характеристики объектам, выбранным для сравнения (правая часть таблицы) .
ПР: блестящий - монета, но не простая, а начищенная монета.
Табличка может выглядеть следующим образом:
Что бывает таким же?
После заполнения таблички воспитатель предлагает прочитать загадку, вставляя между строчками правого и левого столбцов связки "Как" или "Но не".
Чтение загадки может происходить коллективно всей группой детей или каким-либо одним ребенком. Сложенный текст неоднократно повторяется всеми детьми.
Итоговая загадка про самовар: "Блестящий, как начищенная монета; шипящий, как проснувшийся вулкан; круглый, но не спелый арбуз".
Рекомендации: целесообразно значение признака в левой части таблицы обозначать словом с четко выделенной первой буквой, а в правой части допустима зарисовка объекта. Это позволяет тренировать детскую память: ребенок, не умея читать, запоминает первые буквы и воспроизводит слово в целом.
После освоения модели "Какой - Что бывает таким же" на активном уровне необходимо познакомить детей с особенностями сравнений. Загадки можно составить на основе "занижения" свойств объектов (самовар тусклый, как нечищеные ботинки) или их "завышения" (самовар блестящий, как начищенная монета) .
Модель 2 (приложение 2)
Методика работы с моделью 2 аналогична работе с первой моделью.
Перед детьми вывешивается таблица, которая постепенно заполняется (сначала в левой, а потом в правой части) .
Что (кто) делает так же?
Протокол составления загадки про ежика с детьми 5 лет.
- Что делает ежик?
- Пыхтит, собирает, семенит.
- Пыхтит как кто или что?
- Пыхтит как новенький паровозик (сравнение на "завышение") .
- Пыхтит как старый чайник (сравнение на "занижение") .
- Собирает как хорошая хозяйка (сравнение на "завышение") .
- Собирает как жадина (сравнение на "занижение") .
- Семенит, как ребенок, который учится ходить (сравнение на "завышение") .
- Семенит как старый дедушка (сравнение на "занижение") .
Далее воспитатель предлагает составить загадку в целом, используя связки "Как", "Но не".
ПР: Составление загадки про ежика с приемом "завышение": "Пыхтит, как новенький паровозик; собирает, как хорошая хозяйка; семенит, но не ребенок, который учится ходить".
Что (кто) делает так же?
Ребенок, который учится ходить
ПР: Составление загадки про ежика с приемом "занижение": "Пыхтит, но не сломанный чайник; собирает, но не жадина; семенит, как старый гном".
Что (кто) делает так же?
Модель 3 (приложение 3)
Особенностью освоения этой модели является то, что ребенок, сравнивая один объект с каким-либо другим объектом, находит между ними общее и различное.
На что похоже?
Чем отличается?
Протокол составления загадки про гриб:
- На что похож гриб? - На мужичка.
- А чем отличается от мужичка? - У гриба нет бороды.
- Еще на что похож? - На дом, но без окон.
- А еще на что похож ? - На зонтик, но у зонтика тоненькая ручка.
Далее воспитатель предлагает составить загадку в целом, используя связки "Как" или “На”, "Но на" или “Но без”.
На что похоже?
Чем отличается?
Текст получившейся загадки: «Похож на мужичка, но без бороды; похож на дом, но без окон; как зонтик, но на толстой ножке».
Роль загадок велика. Они оказывают большое влияние на развитие речи детей, на обогащение словарного запаса, на развитие воображения и мышления детей, на обогащение их представлений об окружающем мире, на воспитание эстетических чувств, на развитие ребенка в целом.
Алексеева М. М. , Яшина В. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. -М. : Академия, 2000.
Алексеева М. М. , Яшина В. И. Речевое развитие дошкольников. -М. : Академия, 1999.
Бородич А. М. Методика развития речи детей. -М. : Просвещение, 1981.
Илларионова Ю. Г. Учите детей отгадывать загадки. -М. : Просвещение, 1976.
Кудрявцева Е. Использование загадок в дидактической игре (старший дошкольный возраст) // Дошк. воспитание. -1986. -№9. -С. 23-26.
Путешествие по Стране Загадок /Сост. : Шайдурова Н. В. Барнаул: БГПУ, 2000.
Романенко Л. Устное народное творчество в развитии речевой активности детей // Дошк. воспитание. -1990. -№7
Тихеева Е. И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста) . -М. : Просвещение, 1981.
Ушакова О. Развитие речи детей 4-7 лет //Дошк. воспитание. -1995. -№1. -С. 59-66.
Хмелюк М. Использование загадок в работе с детьми // Дошк. воспитание. -1983. -№7
Читайте также: