Загадки о вещем олеге
Обновлено: 04.11.2024
На памятнике «Тысячелетие России» 129 фигур, но Вещего Олега там нет, есть Рюрик, Святослав, есть множество литовских князей, часть которых малоизвестна, но князя Олега, объединившего Русь и скорее всего положивший начало княжеской династии, там нет. Почему – это другой вопрос, а вот сам факт весьма обидный. Хочу сегодня поговорить об этом легендарном князе.
Картина работы Сергея Суворова Картина работы Сергея СувороваЛичность Олега загадочна, хотя про его княженье в летописях написано много, но вот кто он и откуда пришел это покрыто туманом. «Повесть временных лет» говорит, что он родич Рюрика, по другим летописям он воевода Рюрика. Мог ли воевода быть родичем? Да, мог, но летописец все равно бы записал родич, так как это определение статуса, это очень важно, а родич мог быть и воеводой и купцом – это вторично.
Но, дело не в этом, думаю, Олег к Рюрику не имеет отношения, и сына его Игоря на руки не получал, эта история была придумана позже во времена Мономаха, чтобы вывести родовое древо от Рюрика. И все же в ПВЛ есть интересная запись, приоткрывающий завесу. Вот этот момент, где Олег собирает воинов после смерти Рюрика и двигается на Смоленск:
…, и пришел к Смоленску с кривичами, и принял власть в городе, и посадил в нем своего мужа. Оттуда отправился вниз, и взял Любеч…
Нет описания ни боя, ни сопротивления более того четко написано: «принял» власть в Смоленске – это означает, что:
1. Либо Олег был наследный кривицкий князь, и пришел на освободившееся место, принять наследство. Это, кстати, объясняет, почему он начал поход со Смоленска, а не с Новгорода, Ладоги или Старой Русы.
2. Либо кривичи его пригласили, но тогда вопрос откуда? Точно не от варягов. Нигде в летописях не говорится что Олег варяг, только ПВЛ связывает его с варягом Рюриком словом «родич», но, как я уже писал выше, это привязка искусственная. В последствие, когда Олег объединит Русь, он обяжет новгородцев платить дань варягам, чтобы мир сохранить. Это важный момент, который как раз говорит о том, что Олег к варягам отношения не имеет. Так бы он рассадил варяжских бояр по городам, для кормления, а сам бы брал дань с Новгорода.
Есть предположение, что он пришел с юга из крымско-причерноморской Руси или с юго-востока из гипотетического Русского каганата. Здесь немного поясню, история Руси гораздо глубже и начинается она не с Рюрика и Аскольда, еще в 8 веке в летописях Черное море называют Русским, это не случайно. Море контролировали корабли русов, которые жили, как минимум в северном Причерноморье и Крыму. Размеры Хазарии, думаю, сильно преувеличены историками. Салтово-маяцкая культура, вероятно, не была частью Хазарского каганата, а являлась, возможно, зависимым княжеством – Русским каганатом.
Следующая загадка
Вероятно, ошибка летописца была вызвана характером его источника, в котором крещение было напрямую связано с предыдущим нападением русов на Царьград. Не исключено и то, что в руках летописца находился некий источник, фиксирующий факт переговоров русов с греками о крещении под 862\876 годом. Иоакимовская летопись также говорит о том, что сразу после возвращения из похода Аскольд отправил к императору посольство. То, что переговоры длились несколько лет и стоили Византии больших затрат, подтверждают и византийские источники.
Еще один вопрос – взаимозависимость датировок Аскольдовой летописи и ПВЛ. Разница составляет 8 лет: поход на Царьград состоялся по Аскольдовой летописи в 874 году, а по ПВЛ – в 866. Какой хронологией пользовался киевский летописец, когда датирвал смерть Рюрика 879м, а приход Олега в Киев и убийство Аскольда 882 годом, пользовался ли он Аскольдовой летописью? Более менее (не считая невероятно растянутой и заведомо ошибочной датировки жизни Симеона Болгарского – смерть болгарского царя датирована 942, вместо 927 года!) реальной, хронология ПВЛ становится только после 907 года, когда русские даты становятся четко привязаны к византийским (статьи 914, 920, 941 гг.). Против того, что автор ПВЛ использовал Аскольдову летопись служит то, что начало Киевской Руси в его изложении совершенно отлично от последней. Несколько ближе к Аскольдовой НПЛ и летопись Яна Длугоша, но первая считает Олега воеводой Игоря, а вторая вовсе не знает вещего князя. Эти летописи, вероятно, восходят к одному источнику, весьма смутно представлявшему киевскую и русскую историю до князя Игоря.
Существует и еще одно событие русской истории, не отмеченное нашими летописями – первый поход русов на Каспийское море. Произошло это событие, о котором сообщает арабский историк ибн-Исфендияр, между 864 и 884 гг. Причиной нападения русов были очевидно действия дейлемитов, горцев Гиляна, захвативших власть в Халифате в это время. Дейлемские феодалы, поделившие закавказские княжества Азербайджана препятствовали торговле на Волжском пути, за счет которой жила Хазария и от которой получали огромную прибыль русские купцы, которые еще совсем недавно свободно водили караваны вплоть до Багдада и Балха! Столкновение экономических интересов закономерно привело к конфликту и флот русов, пройдя через реки союзной Хазарии обрушился на побережье Южного Прикаспия. Все эти обстоятельтва позволяют датировать русский поход 872 годом. Помимо всего прочего это и последнее свидетельство о существовании русско-хазарского союза.
Тут снова встает вопрос о датировке крещения русов в Аскольдовой летописи и вопрос этот теснейшим образом связан с датой Смоленского похода. Дело в том, что если Никоновская летопись заканчивает рассказ о деяниях Аскольда Смоленским походом 879 года (865?), то ПВЛ начинает рассказ о восхождении на престол Олега опять же со Смоленского похода 882 года! Все встает на свои места если мы все же сдвинем дату крещения в соответствии с действительностью на 867 год. В этом случае поход на Смоленск сдвигается на 871 год! Последнее деяние Аскольда становится последним деянием его жизни. Такая датировка убедительнее и в том плане, что вряд ли недовольные крещением русы стали бы терпеть надругательство над своей верой целых 15 лет. Воспользовавшись уходом войска на Восток через 4 года после крещения, языческая партия во главе с Олегом совершила переворот.
Противоречие источников (Никоновская летопись говорит, что поход на Смоленск совершил Аскольд, а ПВЛ – что Олег), устраняется, если предположить, что Олег возглавлял дружину, посланную каганом русов Аскольдом. Судя по описанию убийства Аскольда, у кагана просто не осталось своих воинов и Олег совершает переворот относительно малыми силами . ПВЛ подчеркивает, что дружина Олега была маленькая и ее можно было выдать за купеческий караван – « Спрятал он одних воинов в ладьях, а других оставил позади». Выше мною уже приводились доводы в пользу того, что Аскольд был убит не в Киеве, а на Дунае. В силу этого особенный интерес вызывает вопрос – откуда к нему пришел Олег? Все летописи, опираясь на Варяжскую легенду, рисуют маршрут с севера на юг: Смоленск – Любеч – Киев, а Олег называет себя купцом, идущим от Олега к грекам. Но в НПЛ вдруг оказывается, что убийцы представились Аскольду «подугорскими гостями», то есть пришедшими с Запада, от Угорских – Карпатских гор! В ПВЛ эта фраза была переосмыслена в том плане, что «купеческий караван» остановился в урочище Угорская гора, но сама же «Повесть» сообщает, что название Угорской гора эта получила уже после убийства Аскольда! Опять же все становится на свои места, если перенести место действия на Дунай!
В Нижнее Подунавье «подугорские купцы» действительно могли придти с Севера, из будущей Галиции! Но в этом случае выходит, что Олег был правителем карпатских русинов! Как ни странно, подтверждения этому мы находим в той же ПВЛ!
Загадка вторая – откуда пришел Олег Вещий?
С.Э. Цветков проведя сравнительный анализ договоров Олега Вещего и Игоря с греками, пришел к выводу, что речь в них идет о совершенно разных государствах:
1. государство Олега называется Русь, а Игоря – Русская земля;
2. Олег носит титул «Светлый князь» и ему подчиняются другие «великие и светлые князья», которые сидят в Киеве, Чернигове, Переяславяле, Ростове, Полоцке, Любече, причем ряд этих городов, вполне возможно, не имел к летописным никакого отношения (Ростов, Любеч, Переяславль), так как просто еще не существовал, центр самого Олега явно находился вне Поднепровья, что согласуется с терминологией греков, которые Поднепровье считали «внешней Россией», вероятно противопоставляя ее «внутренней» Руси Олега;
3. Игорь носит титул «Великий князь» и ему подчиняются его родичи – бояре, а власть ограничена городами Киевом, Черниговом и Переяславлем;
4. купцы Олега могут круглый год находится в Константинополе, так как их путь домой пролегал по незамерзающим Черному морю и Дунаю, а купцы Игоря могли торговать лишь несколько месяцев, до наступления в Поднепровье заморзков.
Подчинив приднепровских древлян (видимо отколовшимися после смерти Аскольда), северян и радимичей, Олег начинает воевать с уличами (с ними воевал еще Аскольд) и тиверцами, которые жили в Приднестровье. При описании похода Олега на Царьград в 907 году ПВЛ приводит список подвластных ему племен: « взял же с собою множество варягов, и славян, и чуди, и кривичей, и мерю, и древлян, и радимичей, и полян, и северян, и вятичей, и хорватов, и дулебов, и тиверцев , известных как толмачи: этих всех называли греки "Великая Скифь"». В последующем договоре, заключенном с греками и в анекдотичной легенде о парусах шелковых у русов и из паволоки у словен, упомянуты только словене и русы. «Варяги, словене, чудь, кривичи, меря» появились под влиянием Варяжской легенды, о подчинении вятичей Олегу также ничего не говорится ранее, таким образом, помимо покоренных им древлян, радимичей, полян и северян, летописец называет только племена Прикарпатья – хорватов, тиверцев, с которыми еще недавно была война, и дулебов, героев Сказания о обрах. О подчинении их также ничего не сказано, из чего следует, что племена эти подчинялись русам задолго до покорения Поднепровья. О подчинении русами или Киевом бужан-волынян также не сообщает ни один источник!
Учитывая, что прикарпатские племена были подчинены русами еще в 850е гг., можно предположить, что Олег был наместником области Червенских городов, так как он несомненно принадлежал к Русскому роду и помнили его именно как РУССКОГО князя, основателя Русской земли в Поднепровье. Характерно, что Олег Вещий использует титул «Светлый князь» (также кстати называют былины Владимира Красно Солнышко!), а не «каган русов». Может быть, как представитель боковой линии Русского рода, он не имел права на титул кагана, равный, кстати говоря, императорскому! А возможно, что «Светлый великий князь» - было славянским аналогом аварского титула «каган». Впоследствии, бороться за признание за собой «царского» титула будут Игорь, Ольга, Святослав, но лишь Владимиру Крестителю, женившемуся на византийской царевне, удалось добиться этого, хотя уже Ярославу Мудрому пришлось добиваться его заново! Аналогично и Игорь не имел права на титул «Светлый князь» и ограничивался титулом «Великого князя», так как его владение – Великое княжество Русская земля – была лишь одним из вассалов Светлого князя Олега. В дальнейшем, после распада Киевской Руси, Великими князьями назывались правители крупных политических образований – Владимиро-Суздальской, Рязанской, Полоцкой, Галицкой, Волынской, Черниговской, Смоленской земель.
Следующая загадка
С приходом к власти Олега Вещего мы подходим и к самому началу «Русской земли». Начало это несомненно было связано с переносом в Киев столицы Русского государства: «И сел Олег, княжа, в Киеве, и сказал Олег : "Да будет это мать городам русским"». Зачем было нужно переносить столицу, когда это в действительности произошло? Обратимся к ПВЛ.
Согласно летописи, Олег объявил Киев столицей сразу после убийства Аскольда и тут же принялся покорять окрестные племена:
« В год 6391 ( 883 ). Начал Олег воевать против древлян и, покорив их, брал дань с них по черной кунице.
В год 6392 ( 884 ). Олег на северян, и победил северян, и возложил на них легкую дань, и не велел им платить дань хазарам , сказав: "Я враг их" и вам (им платить) незачем".
В год 6393 ( 885 ). Послал к радимичам, спрашивая: «Кому дань даете?» Они же ответили: "Хазарам". И сказал им Олег: "Не давайте хазарам , но платите мне". И дали Олегу по щелягу, как и хазарам давали. И властвовал Олег над полянами, и древлянами, и северянами, и радимичами, а с уличами и тиверцами воевал».
Очевидно, древляне, уличи и тиверцы попытались отложиться от Руси после переворота, воспользовавшись тем, что основное русское войско еще не вернулось из Каспийского похода. С древлянами и уличами в последствии пришлось воевать и Игорю, карательные акции которого по отношению к уличам привели к их переселению на земли тиверцев! Сложнее обстоит дело с древлянами. Дело в том, что в восточной Европе было две Деревских земли – славянское княжество в Поднепровье и Крымская Готия, именовавшаяся также «Дерева». С.Э. Цветков убедительно доказывает, что Игорь воевал, а потом был убит именно крымскими древлянами - готами и именно этим древлянам на самом деле мстила Ольга. Однако, Олег в Крыму замечен не был, не отражают его связи с Крымом и договоры, в отличие от договора Игоря. Подчинив старых данников, Олег обратил взор на восточных соседей.
Границей между Русским и Хазарским каганатом служил Днепр. Хазары, уступив русам Полян, продолжали брать дань с Северян, Радимичей и Вятичей. После Смоленского похода ситуация осложнилась, так как управлять Смоленском, отделенным от Киева землями Радимичей было невозможно. Олег, порывая с христианством, порывал и с провизантийской и прохазарской политикой Аскольда. Русское войско к этому времени видимо уже вернулось и поддержало нового правителя. Подчинение Радимичей и Северян означало войну с хазарами. ПВЛ об этом молчит, но "Архангелогородский летописец " сообщает: «В лето 883 иде Олег на козары", о войне с хазарами говорит и Иоакимовская летопись: "повоева же козары». Война была удачной для русов и Северская земля с той поры прочно вошла в состав Русской земли, наряду с Полянами. Радимичей же в последствии пришлось еще раз покорять Владимиру Святославичу.
Проиграв войну Хазария устроила столь переменившейся Руси настоящую экономическую блокаду. С этих времен мы больше ничего е услышим о русских купцах в арабских странах. Восточными воротами Руси стала Волжская Болгария, превратившаяся после русско-хазарской войны из затерянного в поволжских лесах княжества в мощную торговую державу, поддерживающую дипломатические контакты с Багдадом и среднеазиатскими эмирами. Вплоть до падения Хазарии в 965-968 гг. Болгария-на-Волге боролась за свою независимость от южного соседа. В этой ситуации все большее значение для Руси приобретала торговля с Византией, которая уже при Игоре станет основным экономическим партнером русов.
Загадка четвертая – Олег и мадьяры.
Под 898 годом ПВЛ сообщает о том, что венгры проходили мимо Киева. Далее следует пересказ «Сказания о Славянской грамоте и расселении славян». Очевидно, первоначально эта часть Сказания относилась к основному тексту и стояла в этнографическом Введении, но переписчики или редакторы, разорвав изначальный текст, втиснули эту половину под 898 годом из-за привязки к имени Олега. Характерно, что летописи не сообщают о каких-либо столкновениях с венграми. Собственно венгерские источники – Сказание об Обретении родины в «Деяниях венгров» (12 век) - излагают события несколько иначе. Согласно этой версии, венгры прошли русские земли по дороге в Паннонию и в ходе разразившейся войны разбили некоего русского короля, обязав его к выплате ежегодной дани в 10 000 марок. При этом упоминается столица русов – Киев и переправа через Днепр. Союзниками русов, как и в Никоновской летописи, названы куманы. Это наводит на мысль, что в 9 веке действительно имел место союз русов с какими-то степняками. Другой венгерский источник – «Хроника нотария короля Белы» (12-13 вв.) - сообщает, что русские, населяющие значительную область Венгерского королевства (в Венгрии существовало особое Русское герцогство, которым правил обычно наследник престола), пришли в Паннонию с востока вместе с предками венгров. Венгры (угры) или мадьяры появились в Подунавье значительно раньше 898 года. Уже в 863 году мадьяры и союзные им кабары (кабары – это название хазарских аристократов отказавшихся в начале 9 века принимать иудаизм и поднявших восстание против иудейского засилья; война длилась много лет, видимо в ходе нее, хазарами были переселены из Башкирии в Причерноморье мадьяры, но впоследствии отношения с мадьярами испортились и уцелевшие в Гражданской войне кабары нашли у них убежище) разбили франков на Эльбе, а в 881 они осаждали Вену. Мадьярские племена использовал в своей борьбе с франками Святополк, князь Великой Моравии (871-894 гг.). Вся эта венгерская эпопея служит еще одним доводом в пользу более ранней датировки убийства Аскольда. Тот факт, что вместе с венграми на Запад ушла значительная часть русов (ни один источник не говорит, что русов увели силой!) говорит о том, что на Руси произошел раскол, который можно объяснить религиозной враждой. После переворота Олега произошла языческая реакция и русским христианам это вряд ли могло понравится. Кроме того, у христиан были свои вожди – родственники Дира и Аскольда, их прямые наследники! Впоследствии их слды обнаруживаются в Германии: около 935 года устав рыцаского турнира города Магдебурга называет в числе участников трех русских князей – Велемира, «принцепса Русского», и вассалов Оттона, герцога Тюрингии, «герцога Руссии» Редеботто (Радивой?) и «князя ( dux ) Ругии» Венцеслава. Княжества Ройс (Русь) и Ройсланд (Русская земля) известны в составе Тюрингии и Саксонии с 13в. вплоть до 1920 гг.
Загадка пятая – Олег, Болгария и Великая Моравия.
Быть может, именно вторжение венгров послужило причиной столицы Олеговой Руси в Киев, подальше от воинственных соседей? Но стоило ли победоносному Светлому князю бояться мадьярской орды, занятую набегами на франков, болгар и Византию? Конечно, это был очень опасный противник, но став наемниками Святополка Моравского они временно сковали свои силы. Но помимо них были и другие, куда более опасные противники у наследника русских каганов. С юга набирала мощь Дунайская Болгария при Симеоне Великом преодолевшая последствия крещения и тсремительно восстанавливавшая свое международное положение третьей (после франков и Византии) державы Европы. На западе возвышалась громада Великой Моравии. К концу своей жизни Святополк Великий был правителем огромной державы, включавшей помимо собственно Моравии, Словакию, Паннонию (совр. Венгрия), Чехию, Силезию, Лужицкую Сербию, Вислянскую землю (Краков). Вся Центральная Европа оказалась в его руках. Фактически Святополк восстановил Державу Само – первое государство Западных славян. После его смерти Великая Моравия стала быстро терять былое величие – сыновья Святополка грызлись между собой, вассальные князья стали независимыми. Первым отделился Борживой Чешский, начавший строительство собственной державы, которой суждено было поглотить саму Моравию, Силезия и Краков несколько позже подчинились гнезненским полянам-полякам, а Паннонию захватили венгры, несколько десятилетий терзавшие своими набегами всю Европу и в особенности Моравию. Но при Святополке о таком и подумать никто не мог. Моравия казалась колоссом. Поздние хронисты – чех Пулкава (14 век), Эней Сильвий – будущий папа Римский Пий II (16 в.), автор «Хроники всего света» Мартин Бельский (16 век), Хронограф западнорусской редакции (16 век) сообщают, что помимо прочих земель Святополк подчинил также и Русь! Совместно с неким русским боярином Святополк крестил Борживоя Чешского!
Именно Моравия была центром христианской проповеди в славянских землях. Знаменитые святые Кирилл и Мефодий прибыли в Великую Моравию по приглашению Ростислава, его племянника Святополка, который вскоре свергнет дядю (впрочем, и сам Ростислав в свое время сверг своего дядю Моймира, создателя Великой Моравии), и паннонского князя Коцела для создания славянской грамоты и перевода на славянский церковных кни и Библии. С самого начала большую роль в миссии играли русские священнослужители, придерживавшиеся арианской ереси. Жития Кирилла и Мефодия сообщают, что Славянская грамота (ученные спорят, что именно изобрели братья – глаголицу или кириллицу – и что именно считать русским письмом, но тот факт, что на Руси еще во времена Олега и Игоря писали «кириллическим» письмом говорит в пользу того, что греки изобрели именно глаголическое письмо или же просто добавили в русское письмо греческие буквы, такие как фита, ижица и др.) была разработана ими на снове русского письма, которое Кирилл обнаружил у крещенного руса в Крыму, во время поездки в Хазарию в 861 году. Поздние русские летописи относят создание этого письма к 790м гг. и связывают с неким союзом между греками и русами. Русская азбука была преподнесена русам в дар. Связано это событие по всей видимости с походом Бравлина на Крым, в 798 году. Самого Мефодия, обвиняя в арианстве, называли Русином! В последствии, после изгнания из Моравии, ученики Кирилла и Мефодия нашли убежище у недавно крещенного Бориса Болгарского. Немало их было видимо и при дворе Аскольда.
В поздних хрониках речь, очевидно, шла о дунайской Русской марке, осколке древнего Ругиланда, или Карпатской Руси, а не центре Русского каганата Бравлина, Дира и Аскольда в Нижнем Подунавье. Во всяком случае, договоры с греками однозначно фиксируют Олегову Русь в Подунавье. В тоже время уже в договоре 907 года особенно выделен Киев, следовательно, он стал уже резиденцией Олега Вещего. Даже если предположить, что Святополку удалось распространить свою власть на Дунайскую Русь, то после его смерти в 894 году, она несомненно освободилась от Моравии, как и Чехия. Впрочем, желающие прибрать эти земли к рукам были и помимо Святополка.
Венгерские предания рассказывают, что около 903 года, уже владевшие Паннонией венгерские вожди Арпад и Курсан, захватили города Ужгород и Боржаву (Вары) в совр. Закарпатской Украине (т.н. Угорская Русь). В страшной битве погиб князь Лаборец, вассал болгарского князя Салана (видимо речь о Симеоне). Лаборец был толи русским, толи хорватским правителем. Если в начале 10 века власть Болгарии признавали закарпатские владетели, то логично предположить, что под их контролем находилась, хотя бы частично и Дунайская Болгария. Одним словом, все крайне запутано. Можно также предположить, что Олег к 907 году смог вернуть власть над Дунайской Русью, которой в 890-903 владели посменно Святополк Моравский и Симеон Болгарский. Это объяснило бы и то, почему Олег вынужден был перенести столицу в Киев, и то, что в 907-913 он явно правил дунайцами!
Следующая загадка
Выделяемая исследователями в составе ПВЛ «Ярополкова летопись», написанная, м. б., во времена Святополка Окаянного, которого летопись называет сыном Ярополка, однозначно приписывает честь быть первым князем Русским в Киеве Олегу Вещему. Именно этому летописцу принадлежит хронологическая сетка, привязывающая летоисчисление русских князей к мировой хронологии и к правлению царя Михаила. В этом случае особенно интересны взгляды его на предшественников Олега – Аскольда и Дира, которых Варяжская легенда превращала в бояр Рюрика, а более древняя традиция чуть ли не в прямых потомков Кия.
Между тем братья Аскольд и Дир были, несомненно, могущественными вождями русов IX века. Это подтверждается тем, что русская (поляно-русская (ПВЛ) и новгородская) традиция связывала с их именами знаменитую осаду Царьграда 860 года, с которой «Ярополкова летопись» начинает русскую историю. Присутствовали их имена, надо полагать, и в каком-то предании о захвате Олегом русского престола, но вот происходило ли действие этого сказания под стенами Киева?
С одной стороны, вроде бы ответ должен быть положительный, так как ПВЛ знает, что Дирова могила находится за церковью св. Ирины, а на могиле Аскольда некий Ольма воздвиг церковь св. Николая. Однако не все так просто… Вот, к примеру, летопись сообщает о смерти Олега Вещего: «Оплакивали его все люди плачем великим, и понесли его, и похоронили на горе, называемою Щековица; есть же могила его и доныне, слывет могилой Олеговой. И было всех лет княжения его тридцать и три». Вот о смерти Игоря: «И погребен был Игорь, и есть могила его у Искоростеня в Деревской земле и до сего времени». Вот о сыне Святослава Игоревича (сам Святослав, убитый печенегами, не удостоился погребения) Олеге Древлянском: «И похоронили Олега в поле у города Овруча, и есть могила его у Овруча и до сего времени». Как видим, там, где в летописи упоминаются «могилы», то есть курганы русских князей, как правило, следует фраза о том, что курганы эти стоят и во времена самого летописца. Это, кстати, служит важным фактором для датировки Ярополковой летописи, так как в 1044 году Ярослав Мудрый раскопал курганы Ярополка (о его могиле летопись не сообщает) и Олега Святославичей и, крестив их, перезахоронил. Таким образом, уместно предположить, что лишь поздняя традиция связала какие-то киевские курганы с именами Аскольда и Дира на том основании, что после их убийства Олег стал киевским князем. Впрочем, это лишь предположение.
Косвенным подтверждением этого предположения является то, что летописец Ярополка, по всей видимости, вовсе не упоминал Аскольда и Дира! Дело в том, что имена братьев в ПВЛ накрепко привязаны к Варяжской легенде, а описание их похода взято, по-видимому, из греческих источников. В «Ярополковой летописи» значилось только: «В год 6360 (852), индикта 15, когда начал царствовать Михаил, стала прозываться Русская земля. Узнали мы об этом потому, что при этом царе приходила Русь на Царь– град, как пишется об этом в летописании греческом. Вот почему с этой поры начнем и числа положим. «От Адама и до потопа 2242 года, а от потопа до Авраама 1000 и 82 года, а от Авраама до исхода Моисея 430 лет, а от исхода Моисея до Давида 600 и 1 год, а от Давида и от начала царствования Соломона до пленения Иерусалима 448 лет» а от пленения до Александра 318 лет, а от Александра до рождества Христова 333 года, а от Христова рождества до Константина 318 лет, от Константина же до Михаила сего 542 года». А от первого года царствования Михаила до первого года княжения Олега, русского князя, 29 лет, а от первого года княжения Олега, с тех пор как он сел в Киеве, до первого года Игорева 31 год, а от первого года Игоря до первого года Святославова 33 года, а от первого года Святославова до первого года Ярополкова 28 лет…». Как мы видим, никакого намека на то, что именно Аскольд и Дир совершили знаменательный поход 860 года, нет, но, с другой стороны, летописца волновал не поход апокалиптической руси к стенам «нового Иерусалима», а начало Киевского государства в земле полян, которое он связывал с именем Олега Вещего.
Иоакимовская летопись: «Славяне, живусчие по Днепру, зовомии поляне и горяне, утесняеми бывши от казар, иже град их Киев и протчии обладаша, емлюсче дани тяжки и поделиями изнуряюсче, тии приелаша к Рюрику преднии мужи просити, да послет к ним сына или ина князя княжити. Он же вдаде им Аскольда и вой с ним отпусти. Аскольд же, шед, облада Киевом и, собрав вои, повоева первее козар, потом иде в лодиах ко Царюграду, но буря разби на мори корабли его. И возвратяся, посла в Царьград ко царю».
С серьезными отличиями рассказывает об этих событиях Новгородская Первая летопись младшего извода (НПЛ): «В эти же времена был в Греческой земле цесарь именем Михаил и мать его Ирина, которая провозглашала поклонение иконам в первую неделю поста. При нем Русь пришла на Царьград в кораблях, бесчисленное количество кораблей, а двести их вошло в Суд, причинив грекам много зла и убийства христианам. Цесарь же с патриархом Фотием совершили молитву в церкви святой Богородицы Влахернской на всю ночь. Вынесли также ризу святой Богородицы, омочив в море ее полу. Стояла в то время тишина, и тотчас поднялась буря, и топила корабли русские, и выбрасывала их на берег, и те возвратились восвояси.
После этих лет братья погибли. И обижали полян древляне и другие соседи…
…Но мы вернемся к нашему изложению. После этого, после тех братьев, пришли два варяга и назвались князьями; одному было имя Аскольд, а другому – Дир. И княжили в Киеве и владели полянами, и воевали с древлянами и уличами». Здесь поход 860 года приписывается Кию и его братьям, Аскольд и Дир унаследовали им Киев, но, хотя и не связаны с Рюриком, уже названы варягами! Видимо, в Новгороде лишь очень смутно были знакомы с полянскими преданиями.
Любопытно, что в Никоновской летописи также присутствует Варяжская легенда, но подана она совершенно иначе, чем в ПВЛ, и стоит впереди известий о «братьях– варягах», хотя имена Аскольда и Дира с ней никак не связаны. Да и сама Варяжская легенда вписана в хронологию Аскольдовой летописи. Хронология эта существенно отличается и от путаной хронологии ПВЛ, и от реальной хронологии (разница составляет +14 лет!). Призвание варягов по этой традиции датировано 856 (870 по летописи) годом. По всей видимости, известию о призвании варягов в «Аскольдовой летописи» предшествовали какие-то известия о делах русов, но их изъяли позднейшие компиляторы, или же они просто не сохранились. Весьма важно, что по логике текста поход на Полоцк в 859-м был ответом русов на попытку Рюрика посадить там своего наместника – «мужа».
Какие известия могли предшествовать северным событиям? Вероятно, там упоминалось о подчинении русами полян, древлян и уличей, как о том сообщается в ПВЛ и НПЛ, но не упоминается в подробнейшей Аскольдовой летописи, а возможно, о подчинении славянских объединений Полесья – дреговичей. Никоновская летопись сообщает только о походах на Полоцк – центр кривичей, но в Иоакимовской летописи среди племен, приглашающих Рюрика, названы рядом с кривичами дреговичи. Может быть, если за этим известием есть историческая реальность, угроза со стороны русов толкнула дреговичей на союз с северными племенами? Во всяком случае, из восточных источников мы знаем, что в 853–854 году боровшиеся с арабским игом кавказцы-санарийцы отправили в поисках могущественных союзников и защитников посольства к трем, по их мнению, заслуживавших такого внимания государям: «господину Рума» – византийскому императору, «господину хазар» – хазарскому кагану и загадочному «господину славян». В тот период лишь два славянских государя были досягаемы для кавказцев и достаточно могущественны – князь Дунайской Болгарии и правитель русов. Оказать же военную помощь имел возможность только второй, имевший мощнейший на Черном море военный флот. Если русский государь на Кавказе воспринимался как «господин славян», значит, русы к 853 году подчинили значительное число восточнославянских земель-княжений и сами, очевидно, были славянами! Примерно в то же время писал свой труд арабский таможенный чиновник и географ ибн-Хордадбег, донесший до нас известие о караванах русских купцов, посещавших Багдад. Араб, очевидно, лично досматривал караванщиков и был знаком с ними, поэтому особого доверия заслуживает его указание на то, что «русы – это род славян»! Важность этого указания состоит в том, что другие арабо-персидские ученные, как правило, четко различали русов и славян, на что любят указывать сторонники норманской и аланской гипотез происхождения Руси. Однако, как мы видим, и ибн-Хордадбег выделяет русов среди других славянских народностей, которые предстают в глазах восточных людей неким единым этнографическим целым. Очевидно, русы действительно выделялись на фоне славянского мира, в первую очередь уровнем развития и размахом своей военной, политической и экономической деятельности.
Главным доводом за то, что центр Аскольда и Дира находился не в Киеве-на-Днепре, служит все тоже указание летописцев о том, что именно Олег привел русов в Киев, объявил Киев столицей и, по сути, создал Русскую землю в тех размерах, в которых она существовала и в XII–XIII вв. Очевидно, ранее днепровский Киев служил оплотом власти русов в Поднепровье. Такое положение сохранялось и в первые годы правления Олега, о чем у нас есть указание в договорах его с греками.
Я не исключаю возможности того, что могилы братьев действительно могли находиться в Киеве, как утверждает летопись. С передачей Полянской земли русам Киев мог уже превратиться в их резеденцию, центр сбора дани с приднепровских племен, хотя столицей Руси он стал только при Олеге, когда и сама Полянская земля превратилась в «Русскую землю». В качестве сходного примера можно привести польскую историю. Польское государство только к 990 году включило в свои границы старое Вислянское княжество с центром в городе Кракове. До того висляне входили в состав сначала Великой Моравии, а после ее распада оказались под властью чешских князей Пржемысловичей. Подчинив Краков, Болеслав Храбрый, сын Мешко, перенес туда свою столицу из древнего полянского Гнезна. С этих пор старое полянское княжество, ядро Польского государства, получило имя Великой Польши, а Вислянская земля получила имя Малой Польши. Очевидно, то же явление происходило при Олеге Вещем на Днепре, с той лишь разницей, что прежняя Русь находилась где-то существенно дальше, чем Великая Польша от Кракова. Ответ на вопрос, где располагалась эта Русь, ждет нас впереди. Пока ограничимся теми выводами, которые подсказала нам история Аскольда и Дира:
1. Русь располагалась недалеко от Черного моря и обладала мощным военным и торговым флотом, что позволяло ей угрожать даже Константинополю и совершать торговые экспедиции на Каспий.
2. Русы могли контролировать приднепровские славянские княжества и собирать с них дань, центром их присутствия был Киев в земле Полян.
3. Русы могли воевать с какими-то болгарами, о чем сообщает Никоновская летопись и арабский источник «Худуд-аль-Алам».
Читайте также: