Загадки о тюмени для детей
Обновлено: 22.11.2024
Мы начинаем наш праздник, посвященный Дню города Тюмени .
У нашего города сегодня день рождения , ему исполняется 432 года. Но для города это небольшой возраст, потому что есть такие города , как Москва, Санкт – Петербург, которые гораздо старше . Давайте поздравим наш любимый город Тюмень с его праздником.
1реб. Люблю мой город , он красив
И летом, и зимой.
Люблю я в городе гулять
2реб. Растет наш город с каждым днем ,
Растет и расцветает.
Красивы улицы, дворы –
В цветах весь утопает.
3реб. Беречь свой город мы должны ,
Ведь он такой большой!
С днем рождения , Тюмень!
Город наш родной !
Ведущий: Я знаю, что большинство из вас, ребята, родились в Тюмени, я тоже родилась в Тюмени. Люди, которые родились и живут городе Тюмени, очень любят свой город и выражают свою любовь красивыми словами. Мы сейчас с вами будем передавать сердечко, которое хранит наше тепло и любовь к родному городу.
Игра: «Передай сердечко и скажи словечко» - подобрать прилагательные к слову «Тюмень».
Песня «А по берегам Туры…»
Ведущий: Ребята, а хотите отправится отправимся на экскурсию.
Дети: На поезде, на машине, на велосипеде, на теплоходе и т. д.
Дети: Воздух!
Ведущий: Давайте мы купол нашего воздушного шара наполним воздухом. (Задание на дыхание Произносим звук ш-ш-ш-ш, как будто мы накачиваем шар воздухом). А попасть в корзину не так-то просто. Зайдет в шар тот, кто назовет свой адрес. (Дети входят и называют свой адрес) .
Ведущая: Но и это еще не все, чтоб наш шар взлетел нужно проговорить скороговорку : «Ар-Ар-Ар – мы надули шар»
Ведущий: Ну, вот все готово к путешествию. А путешествовать мы будем по нашему любимому городу , который как называется?
Ведущий: Правильно. А как называются люди, которые живут в этом городе ?
Дети: Хотите прокатиться на каруселях?
Игра «Веселая карусель» .
Ведущий: Дети, в нашем городе находятся много разных зданий. Я вам буду загадывать загадки, а вы, отгадывая, будете называть эти здания.
Надо хлеба нам купить,
Иль подарок подарить, -
Сумку мы с тобой берем,
И на улицу идем,
Там проходим вдоль витрин
И заходим в…. (Магазин)
Если мы посетим
Два часа посидим
В темном зале без света.
Большой, просторный, светлый дом.
Ребят хороших много в нём.
Красиво пишут и читают.
Рисуют дети и считают. (Школа)
В этой фирме все бывают,
Бланк сначала заполняют,
Вносят в кассу платежи.
Что за фирма, подскажи?
Ведущий: А еще, какие здания, необходимые для нашей жизни находятся в нашем городе?
Дети: Детские сады, музеи, отделения полиции, пожарная часть….
Ведущий: Наш шар летит быстро. Ребята, посмотрите внизу течет река. Как же она называется?
Ведущий: Давайте сделаем небольшую остановку на берегу туры
Игра «Убери мусор»
Воспитатель: Кто - то до нас здесь уже побывал. (Обращаю внимание детей на мусор у самого берега.) Что будем делать? (Ответы детей. Сортировка что живет в воде оставляем, а что загрязняет воду убираем - собираем мусор в пакет и забираем его с собой).
Давайте Тюменцы, дружить друг с другом,
Как птицы с небом, как травы с лугом,
Как ветер с полем, поля с дождями.
Как дружит солнце со всеми нами.
Давайте Тюменцы, беречь Тюмень,
Во всей вселенной похожей нет.
Во всей вселенной на всех одна
Что будет делать без нас она?
Выбегает Кикимора: А вот и я! Царица берегов Туры! Кикимора болотная!
Я царица всех болот,
Тина лезет прямо в рот. тьфу! (плюется)
Если только захочу,
Город мигом захвачу!
Будет много здесь болот,
Не пройдете даже вброд!
Вот какая красота!
Мошка, ряска! ХА-ХА-ХА!
Ведущий: А почему ты считаешь себя царицей?
Кикимора: Я всегда была хозяйкой на болоте, а Тюмень построена на болоте, значит я царица Тюмени! Вот так! Я самая главная. Вот захочу, везде кругом болото будет! Красота!! Грязь и тина кругом. Ну-ка, давайте потренируемся по кочкам перепрыгивать!?
Эстафета «Перепрыгни кочку»
Кикимора: Вот какие молодцы! Замечательно справились – значит, можете на болоте у меня жить!
Ведущий: Но ребята не хотят жить на болоте! Правда, ребята? Тина, лягушки…ты что?! Мы – тюменцы гордимся не болотами и лягушками, а произведениями великих архитекторов, мастеров, сделавших наш город необыкновенно красивым!
Кикимора: Чем это ваш город такой необыкновенный? Вы знаете его достопримечательности?
Ведущий: Конечно, послушай, как ребята сейчас тебе их назовут.
Игра «Продолжи название».
Тюменский драматический… (театр)
Аллея сибирских … (кошек)
Александровский… (парк)
Цветной… (бульвар)
Центральная …(площадь)
Краеведческий …(музей)
Ребенок: В городе любимом всё июлем дышит,
Облака купаются в синей вышине.
Рассыпаясь брызгами, снова бьют фонтаны,
Дарят они радость и тебе, и мне.
Ведущий: Мы знаем, что у нас в городе есть фонтаны с различной подсветкой. Вот мы сейчас и устроим праздник разноцветных фонтанов.
Игра с разноцветными ленточками «Цветные фантаны»
Ребенок: Есть в Тюмени чудо - сад,
Украшен кружевом оград.
Там статуй много самых разных
Великолепных и прекрасных
В тени аллей, возле оград.
Скажите, что это за сад? (Александровский сад)
Кикимора: Молодцы! Вы действительно хорошо знают свой город! За это я вас прокачу на своей Машине. Садитесь поудобнее. Поехали.
Игра-танец «Колесики»
Кикимора: Спасибо вам, ребята, что столько интересного рассказали про ваш любимый город Тюмень. Примите мое угощение. А мне пора с вами прощаться! До свидания!
Ведущий: Вот и закончилась наша экскурсия по любимому городу. Воздушный шар приземляется возле детского сада.
Ведущий: Этот город - наша родина , любите его , берегите его.
Следующая загадка
Конспект ООД В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ.
ВОСПИТАТЕЛЬ Степанчук Л. П.
«Тюмень любимая – город мой родной»
1.Обучающая: уточнить с детьми информацию о родном городе: какие красивые места в нем есть, какой транспорт в нем ходит, кто в нем живет и трудится? Закрепить знания детей о различных профессиях людей, работающих в городе, их названиях и роде деятельности.
2.Развивающая:активизировать в речи употребление слов:
а) определение прилагательных "Тюмень – какая?"
б) "волшебных" слов (Здравствуйте, Добрый день, Будьте здоровы, До свидания, Спокойной ночи и т. п.)
в) глаголов - действий, обозначающих заботу о близких людях и жителях города; обозначающих трудовые действия людей разных профессий. Упражнять употребление простых предложений.
3.Воспитывающая: воспитывать в детях уважение к труду взрослых, бережное отношение ко всему, что окружает детей. Вызывать в детях чувство восхищения и гордости своим родным городом и его жителями. Воспитывать любовь к родному городу.
1. Целевые прогулки по близлежащим улицам
2. Беседа о названиях улиц
3. Беседа о городском транспорте
5. Беседа о домашних адресах. Проблемные ситуации.
6. Игра "Путешествие по родному городу".
7. Игра "Узнай, где я нахожусь".
- картинки людей разного возраста;
- открытки с разными видами Тюмени. ;
- фотографии красивых мест Тюмени;
- картинки профессий повара, дворника, портнихи, врача, плотника и их трудовых инструментов;
- цветы, ваза, клубок, свисток 2-3 шт., карта города;
- иллюстрации различных видов транспорта.
Методические приемы: художественное слово (стихи, загадки, этюд, самомассаж, подвижная игра-поезд, беседа, дидактические игры "В городе Тюмени жители. ", "Что покажем гостям Тюмени", дидактические упражнения "Букет красивых слов", "Клубок волшебных слов", рассказы детей.
Ребята, в какой стране мы живем? (ответы.) Значит мы кто? (россияне) А еще как можно нас назвать? (тюменцы) А почему? (.) Много чудесных городов на Земле больших и маленьких, красивых, современных и не очень, но самый милый и дорогой нашему сердцу это город Тюмень. Тюмень – наша родина. Ребята, как вы думаете, что такое Родина? (ответы детей) Родина – это место, где мы родились, город, в котором мы живем. Родина у каждого человека одна. Я предлагаю послушать стихотворение З. Александровой о родине.
Если скажут слово «Родина»,
Сразу в памяти встает
Старый дом, в саду смородина,
Толстый тополь у ворот.
У реки березка – скромница
И ромашковый бугор.
А другим, наверно, вспомнится
Свой родной тюменский двор…
Или степь, от маков красная,
Родина бывает разная, но у всех она одна.
Один из тысяч городов России
На берегах Туры седой
Овеян богатырской силой -
Красивый, мудрый, молодой.
Воспитатель: какими красивыми словами поэт описал наш город?
(Красивый, мудрый, молодой). И мы с вами расскажем о Тюмени: какой он?
(ответы детей)
Дидактическая игра "Букет красивых слов"
(У детей по одному цветку и по одной открытке с видом Тюмени.
Каждый ребенок говорит, какая Тюмень у него на открытке, почему, и ставит свой цветок в вазу).
Воспитатель: Вот какой букет красивых слов мы собрали. (Собраны: наш, мой город, город Тюмень - праздничный, солнечный, зимний, ночной, древний, спортивный, культурный, духовный, молодой, зеленый)
Интервью – «Чем вам нравится наш город?» Назовите ваше любимое место в Тюмени. (ответы детей и взрослых Интервью – «Чем вам нравится наш город?») В давние-давние времена, 425 лет тому назад, приплыл в Сибирь по реке Туре на больших лодках - стругах отряд из стрельцов царева войска и вольных казаков.С собой они привезли указ царя Федора Иоанновича: "Заложить первый русский город в Сибири - град Тюмень". Высадились первопроходцы на правом берегу реки в удобном месте. Казаки стали прокладывать путь к северу, отвоевывать у тюркских народов сибирские земли. Мастеровые люди земли новые обживали, города строили. Купцы вели торговлю. Места эти природными богатствами всегда славились; лесом, рыбой, пушниной. На вес золота ценился в ту пору мех черно-бурой лисы и бобра. Товары по рекам перевозили на лодках.
Многое пережил наш город и его жители: и пожары, и наводнения, и осаду врагов. Сибиряки - храбрые люди, умели они защищать свои земли, города, свою родину. Гордятся тюменцы родным городом, его историей.
Дети узнают герб Тюмени, обосновывают свой выбор. Воспитатель выкладывает детали герба на мольберте, поясняет значение изображений.
Воспитатель. В центре герба - щит голубого цвета. На нем изображена лодка, плывущая по речным волнам. Это означает, что от города Тюмени идет речной путь к северу.На девизной ленте голубого цвета написаны важные слова: "От сего града начинается", ведь наш город - первый русский город в Сибири.
Щит с плывущим судном держат черно-бурая лиса и бобр. Почему именно эти два зверя? Потому что издавна здесь была развита добыча пушных зверей, особенно лисиц и бобров. Именно они изображались на старинных печатях нашего города.Вот как об этом говорится в документах: "На тюменской лисица да бобр, а около вырезано "Печать государства земли сибирской Тюменского города".
В нижней части герба, в подножии, мы видим знамена, древнее оружие - алебарды, барабаны и круглый щит; эти предметы символизируют ратные подвиги русских людей при завоевании Сибири.
Венчает герб золотая башенная корона с пятью зубцами, украшенная внизу золотым лавровым венком. Эта корона знаменует славу и мощь русского народа и указывает на то, что Тюмень является главным городом Тюменской области.
Помните, что на флаге присутствуют те же изображения, которые есть на гербе.
Найдите флаг нашего города, объясните свой выбор и расскажите, почему на нем это изображение.
Дети выполняют задание.
Затем проводится пальчиковая гимнастика.
1. Один - я - России гражданин.
2. Два - о Тюмени по всему миру молва.
3. Три - как прекрасна Тюмень, посмотри.
4. Четыре - Тюмень - ворота Сибири.
5. Пять - город столицей газа можно назвать.
6. Шесть - сокровищ в Тюмени не счесть.
7. Семь - наша малая родина Тюмень.
8. Восемь - к нам в гости просим.
9. Девять - столицей деревень называли когда-то Тюмень.
10. Десять - Тюмень - красивый город, который нам очень дорог.
Воспитатель: Вот какой букет красивых слов мы собрали. (Собраны: наш, мой город, город Тюмень- праздничный, солнечный, зимний, ночной, древний, спортивный, культурный, духовный, молодой, белый).
Воспитатель: И почему же наш родной город называют Тюмень?Воспитатель: Мы с вами часто ходим на экскурсии, бываем в разных красивых местах города. Где мы были, чем вам нравятся места города, которыми гордятся тюменцы. Расскажите, пожалуйста.
Дидактическая игра "Что покажем гостям Тюмени?"
(На книжном стенде виды Тюмени: Вечный огонь на площади, Драматический театр, памятники, Университет, аллея Героев в парке Победы.Ответы детей: Вечный Огонь - там много цветов, и днем и ночью горит огонь в память о погибших защитниках Тюмени и наших земляках. Театр - большое красивое здание, украшено колоннами; летом много цветов, работают фонтаны,ночью весь светится огнями Воспитатель: А как же вести себя на улицах Тюмени, чтобы никому не доставлять неудобств и самим было комфортно? (Двигаться по правой стороне тротуаров, разговаривать спокойно, не мусорить, если сам обращаешься к кому-либо или к тебе обращаются, пользоваться "волшебными" словами.
Дидактическое упражнение "Клубок волшебных слов"
(Пальчик обмотать, передать другому, не повторяться).Воспитатель: Тюмень -город большой, на чем же тюменцы добираются на работу, в гости в нужную им часть города? (На троллейбусах, автобусах, автомобилях, такси, маршрутках). Как вести себя в общественном транспорте? (Оплачивать проезд, не привлекать к себе внимание, говорит спокойно, уступать места пожилым людям и людям с маленькими детьми). А если надо переходить улицу, как мы это будем делать? (На зеленый свет светофора. На переходе - "зебра").
Воспитатель: вы рассказали, ребята, какой красивый наш город. Как много в нем памятников, транспорта. Но главное богатство каждой страны, каждого города - это народ, люди, которые живут там - в этой стране, в этом городе. У нас в Тюмени живут (показываю на доске).
Нет никакого сомнения тут.
Дедушку дедушкой я называю,
Но по-другому другие зовут.
Бабушка с дедом лет 40 живет,
Бабушка деда. зовет.
Воспитатель: Скажите, как зовут ваших дедушек? (Ответы)
Сколько бы ни было разных имен,
Главное в дедушке - дедушка он!
Дай бабуся поцелую
В волосах твоих сединку.
Подышу на них, подую,
Как зимою на снежинки.
И быть может, понемножку,
От тепла они растают
Как цветы, что на окошке
Зимней ночью вырастают.
Этюд "Бабушкины руки"
(Читаю стихотворения Н. Голя и Г. Григорьева. Дети вместе со мной сопровождают его жестами и движениями).
Где были? У бабушки. (Хлопки в ладоши)
А у бабушки ладони все в морщинках собраны. (Ладони вверх).
А у бабушки ладони добрые, предобрые. (Поглаживают ладонями друг о друга).
Все работали ладони долгими годами. (Постукивают кулачками о ладонь).
Пахнут добрые ладони щами с пирогами. (Подносят ладони к лицу, словно принюхиваются).
По кудрям тебя погладят добрые ладони (Имитируют поглаживание).
И с любой бедою сладят теплые ладони (Складывают ладони, подносят их к лицу, дуют на них).
Где были? У бабушки. (Хлопки в ладоши)
Не терпит мой папа безделья и скуки,
У папы умелые сильные руки!
И если кому-нибудь надо помочь,
Мой папа всегда поработать не прочь.
Воспитатель: И ваши папы такие же как в этом стихотворении? Расскажите о своих папах. (Трудолюбивый, веселый, умелый, сильный, отзывчивый, работящий, денег много зарабатывает, помогает маме, бабушке и дедушке, любит своих детей).
Прожила на свете мама
Никого дороже мамы
В целом мире нет.
Позже всех она ложится,
Раньше всех - встает.
По дому весь день хлопочет,
Ты живи на свете, мама,
Никого тебя роднее в целом мире нет!
Шестой ребенок: - Это дети школьники.
Седьмой ребенок: И совсем маленькие.
Воспитатель: Верно! В Тюмени живут пожилые люди - бабушки и дедушки, взрослые, ваши мамы и папы, и мамы и папы других детей города. И, конечно же, много тюменцев - малышей, школьников и дошколят.
Дидактическое упражнение "В городе Тюмени. "
Все мальчики-тюменцы, все девочки - тюменки, все мужчины - тюменцы, все женщины - тюменки
Воспитатель: Люди - главное богатство нашего города. И чтобы всем было хорошо, жилось комфортно - надо уважать друг друга, беречь и помогать.
Как вы, дети, заботитесь о бабушках и дедушках? (Приносим очки, газету, тапочки, включаем телевизор, гуляем с ними, помогаем на даче).
- О мамах и папах? (Не огорчаем плохим поведением, убираем сами свои вещи и игрушки, стараемся не пачкаться, моем посуду, стираем свои носовые платки, помогаем убирать квартиру).
- О малышах? (Гуляем и играем с ними, помогаем одеваться, раздеваться).
- О других людях? (Спрашиваем вежливо, пользуемся волшебными словами, в детском саду здороваемся, прощаемся, называем сотрудников детского сада по имени-отчеству).
Подвижная игра "Поезд"
Воспитатель: А кем работают тюменцы? Твоя мама? Папа? (Обращаюсь к каждому ребенку. Ответы детей).
- Хорошо, давайте поиграем в игру "Кому что надо для работы?"
"Кому что надо для работы?"
Воспитатель: Говорим "волшебные" слова "Раз, два, три - картинку переверни".
На доске картинки профессий: повара, дворника, врача, продавца. Дети говорят, какой инструмент кому нужен, что им будут делать.Воспитатель: Какие вы молодцы! Одна из самых распространенных профессий в нашем городе - это профессия строитель. Что делают строители? (Ответы детей).
Воспитатель: Строительным профессиям у нас будет посвящено отдельное занятие. А сейчас мы с вами сделаем самомассаж рук "Плотник". Познакомимся с инструментами плотника, его трудовыми действиями, т. е. работой.
Самомассаж рук "Плотник".
Мастер в руки взял фуганок, (поглаживать левую руку от плеча к кисти 4 раза)
Остро наточил рубанок (поглаживать правую руку)
Доски гладко остругал, (разминать левую руку)
Взял сверло, шурупы взял, (разминать правую руку)
Доски ловко просверлил, (круговые движения пальцами правой руки отплеча к левой кисти)
Их шурупами свинтил, (тоже левой рукой)
Поработал долотом (поколачивание по левой руке)
Сколотил все молотком (поколачивание по правой руке)
Получилась рама - (быстро перебирая пальцами правой руки пройти ими
В городе любимом мы живем, станем мы большими
Новыми садами украсим город свой,
Будет он чудесный
Город твой и мой.
Изготовление коллажа «Мой город будущего»
Выставка детских работ.
Публикации по теме:Конспект НОД «Мой родной город» Конспект НОД «Мой родной город» во второй младшей группе Автор: Гребенникова Антонина Евгеньевна, воспитатель МАДОУ детский сад№1, г.
Физкультурно-музыкальный досуг «Петровск-Забайкальский — мой город родной!» для детей подготовительной к школе группы Цель: Способствовать закреплению знаний у детей о роднгм городе, его достопримечательностях, привлечь внимание к культурным ценностям, воспитывать.
Конспект НОД «Мой родной город» во второй младшей группе Конспект НОД «Мой родной город» во второй младшей группе. Тема: «Мой родной город». Цель: Формирование элементарного представления воспитанников.
Конспект НОД в подготовительной группе «Мой родной город» Конспект НОД в подготовительной группе «Родной город. Заволжский район". Программное содержание: 1. Уточнить знания детей о названиях близлежащих.
Конспект ООД по познанию в старшей группе «Башкортостан — мой край родной» Цель: познакомить детей с праздником День республики Башкортостан, с музыкальным инструментом – курай, с символикой Башкортостана. Активизировать.
Конспект ООД по познавательному развитию «Мой родной город Курган» для старшей группы Цель: Способствовать формированию активной гражданской позиции воспитанников, воспитанию российской идентичности, уважению к своей малой.
Конспект открытого НОД в подготовительной группе «Родной мой город Куртамыш» Цель: Воспитание патриотических чувств, гордость за свою малую Родину. Задачи: Образовательные: - закрепить и уточнить знания детей о своей.
Конспект развлечения во второй младшей группе «Мой родной город» Восп. - Ребята посмотрите, у нас на участке кто-то спрятался, вот же он трясется под кустом. Лунтик (игрушка):- Здравствуйте ребята, я Лунтик.
Конспект занятия «Мой родной город» Конспект занятия на тему "Мой родной город. " Дети, как называется страна, в которой мы живём? Как называют людей, которые живут в России?.
Фотоотчет о проекте «Мой город Тюмень» В нашем детском саду закончился проект недели "Мой город Тюмень". Цель: Познакомить детей с нашим городом. С достопремечательнатями города.
Ход занятия:
Орг. момент. Дети заходят, встают полукругом.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, сколько к нам сегодня пришло гостей на занятие. Давайте с ними поздороваемся.
Воспитатель: Какое у вас сегодня настроение? (Хорошее, замечательное, восхитительное….).
Воспитатель: И у меня тоже хорошее настроение. Давайте передадим его нашим гостям, пусть и у них будет хорошее настроение. (Улыбнемся)
Воспитатель: Дружно улыбнемся,
За руки возьмемся.
Друг другу руки мы протянем,
Тепло сердец своих подарим.
Воспитатель: Отправляясь в гости, с собой всегда берут подарок или гостинец. Вот и наши гости сегодня пришли не с пустыми руками, они принесли нам подарок. Хотите узнать (посмотреть?.
Воспитатель: А может кто - то из вас попытается угадать, что же нам подарили? (Ответы детей. Вношу и показываю детям глобус)
Воспитатель: А что такое глобус? (Это уменьшенная модель земного шара)
Воспитатель: На глобусе очень много различных стран – Америка, Африка, Италия… А скажите, пожалуйста, в какой старее мы с вами живем? (Мы живем в России). В Америке живут американцы, в Италии – итальянцы. А кто же живет в России? (В России живут россияне). Ребята, посмотрите, как много городов на глобусе. Города разные старые и молодые, большие и поменьше. Большие города обозначены большой точкой, маленькие точкой поменьше. (а как вы думаете как появилось слово город - Русское слово «город» обыкновенно производят от глагола о-город-и-ть. Древнее поселение, огороженное, укрепленное стеной для защиты от неприятеля, как центр ремесла и торговли. б) Центральная часть такого поселения; кремль, крепость. в) Стена, окружающая такое поселение называлась – ограждение, В старину на Руси: огражденное стеной, валом поселение.). У каждой страны есть главный город. Как называется главный город России? (Москва). В большом городе в Москве – москвичи, а в Тюмени кто живет? (В Тюмени живут тюменцы).
Кроме городов, стран на глобусе нанесены - леса – зеленым цветом; и моря, океаны, озера, реки - изображены синим цветом. А скажите мне, пожалуйста, есть ли у нас в Тюмени река? Как она называется? А не хотели бы вы совершить историческое путешествие по нашей малой Родине? И наше путешествие начнем с реки Туры. Мы отправляемся в путешествие на ПАРОХОДЕ (почему он так называется: т. к. его двигатель работает на пару – паровые двигатели, Водоходное судно, приводимое в движение парами; а в наше время можно встретить пароходы? - нет сейчас по рекам, озёрам и т. д. ходят корабли, катера, лодки, теплоходы и т. п.).
Название нашего парохода «ОСНОВА» - так назывался первый пароход, сошедший на воду сибирской реки Туры в г. Тюмени.
Нас уже заждался пароход «Основа». Берем понравившийся билет (рассматриваем его – с одной стороны пароход с другой геометрическая фигура).
Подходим к пароходу, обращаю внимание детей на то, что нет трапа. Для чего же нам нужен трап? Можно без него зайти на пароход? Как быть? Предлагаю осмотреться. Находим неподалеку на берегу полоски разной длины и цвета. Предлагаю посчитать из сколько полосок мы построим трап.
Строим трап. Выбираем ребенка считалкой, который будет выкладывать трап.
Задание: начинаем строительство с самой длиной полоски и заканчиваем самой короткой.
Проверяем правильность выполнения работы. Осторожно проходим по трапу друг за другом, занимаем места в соответствии с билетами. Находим свой стул, сравниваем с геометрической фигурой на билете. Проверяет правильность посадки ребенок, убираем трап и в путь.
Воспитатель: Все сели удобно? Отправляемся в путь.
Муз. сопровождение – плеск воды (волны)
Воспитатель: Чтобы наше путешествие прошло интереснее, и быстрее будем отвечать на вопросы, читать стихи. Давайте начнем его с прочтения стихотворения о реке Туре. Пожалуйста, Аня прочти стихотворение.
«Хороша у нас Тура»
Хороша у нас Тура
Мы купались там вчера
И сегодня мы опять
На Туру пойдем гулять
Поиграем на песке
И поплаваем в воде
Хороша у нас Тура
У причала шум с утра
Здесь на баржи речники
Грузят бочки и тюки
Теплоходы у реки
Разгружают моряки… (Белов)
Воспитатель: Протяженность реки Туры – 40 километров. (Слайд)
По ее берегам растет лес, стоят города и села (Слайд)
Воспитатель: А сейчас предлагаю вам ответить на несколько вопросов - согласны.
Воспитатель: Как называется река, на которой построен (стоит) наш город? (река называется Тура; наш город построен на реке Тура)
Воспитатель: В наше время можно назвать Туру? (труженица)
Воспитатель: А почему её так называют? (по ней как раньше так и сейчас сплавляли (ют)лес: связывали плотами, а сейчас весь груз сплавляется на баржах - песок, уголь, нефть, на север отправляют продукты питания, различную технику и пр. грузы).
Воспитатель: Какую пользу приносит река людям?
(Люди купаются и ловят рыбу по берегам реки. Используют воду – на заводах, в домах – приготовление пищи, стирают белье, моются и т. д.)
Воспитатель: Тура раньше являлась защитницей караванных путей из Азии и подступов к городу Тюмени.
Воспитатель: Какой вред приносила (т) Тура людям?
(Когда она разливается (весной) то затапливала близлежащие постройки - дома, сараи и др. строения, огороды, поля.)
Воспитатель: А в наше время берега Туры укреплены, насыпь отсыпана песком и другими необходимым материалом они высокие и крепкие и воды реки не могут их размыть (берега надёжно удерживают напор реки). Красивая набережная построена на берегу (Слайд)
Воспитатель: А какой вред наносит человек реке Туре (загрязняет её: производственные и бытовые отходы из - за этого гибнет рыба, водяные растения - лилии, кувшинки.).
Воспитатель: Часто происходят аварии с танкерами, которые перевозят по воде бензин, нефть. По водной глади растекается маслянистая жидкость, которая не пропускает воздух. Так ли это давайте проверим, представьте, что целлофан это разлившаяся маслянистая жидкость – нефть, бензин. Поднесите пленку к лицу и закройте нос и рот, а теперь попробуйте подышать (не получается т. к. пленка плотно прилегает к лицу и не пропускает воздух, вот так и разлившаяся нефть не пропускает воздух и рыбы и вся растительность гибнут. Друзья, за беседой так быстро пролетело время мы и не заметили, что уже прибыли к пункту своего назначения вот и наша остановка.
Трап выкладываем (назначаю ребенка) начиная, с самой короткой полоски и заканчиваем, самой длинной полоской. (выходим по трапу друг за другом, не толкаясь).
Игра «Убери мусор»
Воспитатель: Кто - то до нас здесь уже побывал. (Обращаю внимание детей на мусор у самого берега.) Что будем делать? (Ответы детей. Сортировка что живет в воде оставляем, а что загрязняет воду убираем - собираем мусор в пакет и забираем его с собой).
Звучит музыка «Сказ о земле Сибирской» (муз. Н. Самусевич, ел. Н. Кравченко - вступление и куплет).
Подходим к имитируемому строению Тюменского острога - основанному в 1856г. (на «берегу» реки среди леса стоит домик окружённый частоколом).
- По просторам (пространству) широкой нашей земли много раскинуто разных городов и городишек, мест и местечек и между ними стоит и наша Тюмень.
В старые (давние) времена пришли сюда люди Ермака (Слайд) и заселили эти северные земли.
Для укрепления русских - восточных границ в 1856г. из Москвы в Сибирь был снаряжен отряд войск под руководством ВОЕВОДЫ (произошло слово от воин, войско и водить; воевода начальник княжеской дружины начальник войска, области, округа – 2 ребенка повторяют слово) Василия Борисовича Сукина и Ивана Мясного. Место для строения города было выбрано на высоком берегу реки Туры, с одной стороны ограничен глубокими оврагами (южная сторона) с высоким бревенчатым забором с заострёнными к сверху плотно прилегающих друг к другу, а с другой стороны защищена рекой. (Показ и рассматривание с детьми картины старая Тюмень Слайд).
После оборонительных построек началось строительство жилых домов, амбаров, церквей - все постройки были деревянные (Слайд, и Тюмень стали называть как? (Тюмень деревянная). Почему? (так как все постройки были сделаны из дерева). Молодцы. Это в дальнейшем в жизни Тюмени сыграло роковую роль. При пожаре почти весь город выгорел. (Почему). (расположение домов рядом друг с другом, дерево воспламеняется и горит очень быстро). Новые постройки стали уже возводить из камня (кирпича). (Показ картины строение домов из камня – кирпича Слайд).
Тюмень – это наша малая родина, а кто же вспомнит пословицы о Родине?
Пословицы о Родине:
1. Родной край – сердцу рай.
2. Нет в мире краше Родины нашей.
3. Всякому мила своя сторона.
Воспитатель: Молодцы. Много вспомнили пословиц о Родине.
Воспитатель: При основании Тюмень была окружена лесом, в которых водилось много различных зверей (пушных) и птиц.
- Ребята, я предлагаю, вам собрать картинки диких животных и тогда мы узнаем, какие же животные обитают, в тюменских лесах. Согласны?
Игра «Собери дикого животного тюменских лесов».
Воспитатель: Итак, смотрим, каждый из вас по очереди называет своего животного, которого собрал. (В тюменском лесу живет – волк; в лесу обитает – лось)
Воспитатель: Многие из зверей тюменских лесов занесены в «Красную книгу тюменской области». Так как люди убивали зверей ради пропитания - мясо, шкуры их использовали и используют для пошива верхней одежды и обуви.
ПОКАЗ «КРАСНОЙ КНИГИ» (книга самодельная). Чтобы сохранить разновидность животных, в наше время организованы звероводческие заводы (фермы)- в Тобольске - там выращивают: песца, норку, черно-бурую лису. Вот какую лисицу я сделала из бумаги, а вы бы не хотели сделать такую же лисичку. Ну что ж этим мы займемся с вами сегодня вечером.
А сейчас нам пора возвращаться домой, в нашу группу.
И завершим мы своё путешествие замечательным стихотворением о Тюмени, пож – та Алина.
«Моя Тюмень»
Тюмень, моя родная,
Любимый город мой,
Ты, словно, в дивной сказке
Вознеся над Турой.
Люблю твои я парки, улицы, сады.
И памятник героям
В саду возле реки.
Прощаемся с гостями.
Публикации по теме:Комплексно-тематическое планирование в ДОУ (подготовительная группа) Тема: «Мой город, моя страна, планета»Цель: Расширять представления детей о родной стране, городе, государственных праздниках. Углублять.
Лучший воспитатель, учитель — 2011 Тюмень. Вчера были награждены победители городского конкурса "Воспитатель года", "Учитель года", "Педагог дополнительного образования".Поздравляем.
Следующая загадка
• познакомить детей с историей создания города Тюмени через краеведческую литературу, помочь детям представить старинный город, осмыслить значение его географического расположения, воспитывать интерес к истории своего родного города.
• закреплять знания детей о реке Туре, её значении в жизни города, страны.
• продолжать обогащать словарь формулами словесной вежливости (приветствие)
• развивать сообразительность, логическое мышление
Образовательная область «Труд»
• развитие трудовой деятельности, через игровое задание (закреплять умение выполнять различные поручения – сбор мусора).
Образовательная область «Безопасность»
• формирование представлений об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них;
• приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения
• закреплять правила поведения в общественном транспорте - на воде.
• продолжать формировать навыки культуры поведения в природе (не за-грязнять окружающую природу)
• дать детям представления о том, что в природе все взаимосвязано (загрязнение водоемов – гибнут водоросли и обитатели (зоологическая цепочка)
Образовательная область «Познание»
• развивать восприятие, умение выделять разнообразные свойства и отношения предметов (цвет, форма, величина и т. п.,включая разные органы чувств: зрение, слух
Формирование элементарных математических представлений
• закреплять умение считать до 7
• учить отвечать вопрос «Сколько?»
•закреплять умение устанавливать размерные отношения между 7 полосками разной длины: систематизировать предметы, располагая их в возрастающем (убывающем) порядке подлине; отражать в речи порядок расположения предметов и соотношение между ними по размеру; «коричневая полоска - самая длинная, желтая полоска - немного короче, …. а зеленая полоска – самая короткая» и т. д.
• развивать глазомер, умение находить предметы длиннее (короче)
• продолжать знакомить с геометрическими формами – круг, квадрат, треугольник, овал;
• развивать геометрическую зоркость
• совершенствовать умение ориентироваться в окружающем пространстве; понимать смысл пространственных отношений (снизу - вверх)
Формирование целостной картины мира, расширение кругозора
Предметное и социальное окружение
• формировать элементарные представления об истории человечества
• знакомить с многообразием родной природы; с животными
• формировать представления о том, что человек — часть природы и что он должен беречь, охранять и защищать ее.
Образовательная область «Коммуникация»
• развивать речь как средство общения
• расширять представления детей о многообразии окружающего мира
• учить строить высказывания
• учить высказываться предложениями, делать простейшие выводы, излагать свои мысли понятно для окружающих; приучать детей к самостоятельности суждений
• совершенствовать умение согласовывать слова в предложениях
• продолжать работу по обогащению обществоведческого словаря – город, воевода
• знакомить образованием слов (смыслом слова):
ГОРОД - русское слово «город» обыкновенно производят от глагола о-город-и-ть.
ПАРОХОД - его двигатель работает на пару – паровые двигатели; Водоходное судно, приводимое в движение парами.
ВОЕВОДА - от воин, войско и водить; воевода начальник княжеской дружины
• развивать умение поддерживать беседу
• совершенствовать диалогическую речи.
• поощрять попытки вызывать свою точку зрения, согласие или несогласие с ответом товарища.
• развивать умение выразительно рассказывать стихотворения
Образ. область «Чтение худ. литературы»
• прививать чуткость к поэтическому слову
• пополнять литературный багаж пословицами, стихотворениями….
Река – труженица; Тюмень - деревянная
Беседа о Тюмени, экскурсии в скверы «Тружеников фронта», «Депутатов»; экскурсия «Моя Тюмень»; рассматривание иллюстрации о Тюмени, чтение и заучивание стихотворении, поговорок о Тюмени, Родине, реке Туре; чтение рассказов тюменских писателей
Материалы и оборудование:
Глобус, билеты, пароход, трап – полоски разного цвета и длины, макет острога, лес, «Красная книга», оригами лисичка, слайды старого города, муз. сопровождение – плеск волн; музыка «Сказ о земле Сибирской» (муз. Н. Самусевич, ел. Н. Кравченко - вступление и куплет).
Материал для опытов – пленка
Игра «Собери дикого животного тюменских лесов».
Разрезные картинки диких животных (пазлы)
Игра «Убери мусор»
«Мусор – пластиковые бутылки, ложки и т. д.»
Читайте также: