Загадки о свойствах и качествах материалов

Обновлено: 22.11.2024

Предназначен для занятий по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста.

ВложениеРазмер
konspekt.docx 23.12 КБ

Следующая загадка

Тема: «Свойства металла».

Цели: 1. Познакомить детей со свойствами и качествами металла; научить находить металлические предметы в ближайшем окружении.

2. Упражнять детей в отгадывании загадок.

3. Развивать познавательную активность ребенка в процессе знакомства со скрытыми свойствами магнита.

Предварительная работа: Отгадывание загадок, предшествующие занятия по ознакомлению со свойствами стекла, дерева, ткани, игры – эксперименты «Из чего сделаны предметы».

Материалы и оборудование: Болт ржавый и не ржавый, металлические предметы, металлический робот, картинки с изображением металлических предметов (ножницы, иголка, утюг, магнит, металлические скрепки, ножницы, пластиковый стаканчик с водой, стальные предметы.

Содержание организованной образовательной деятельности детей:

Организационный момент (создание игровой мотивации)

- Ребята, к вам в гости пришел робот Самоделкин. Но пришел он не просто так, а хочет спросить у вас, из чего он сделан. А чтобы вам было легче отгадать, он будет загадывать вам загадки, а потом показывать картинки.

1. Бьют парнишку по фуражке,

Чтоб пожил он в деревяшке.

2. В Полотняной стране

По реке Простыне

Плывет пароход то назад, то вперед,

А за ним такая гладь –

Ни морщинки не видать.

3. Всех на свете обшивает

Что сошьет не надевает.

4. Два кольца, два конца,

5. Две стройные сестрицы

В руках у мастерицы.

Весь день ныряли в петельки…

И вот он – шарф для Петеньки.

- А из чего сделаны все эти предметы? (из металла)

- Значит какие они и наш робот Самоделкин? (металлические)

Воспитатель показывает детям несколько предметов из металла, определяют, особенности формы, структуру поверхности (путем ощупывания, температуру, рассматривают разные предметы, выделяя характерные признаки, например металлический блеск.

Что произойдет с предметами, если их опустить в воду (они утонут, если оставить на солнце или подержать в руках или положить на что-то теплое? (нагреются, обладают теплопроводностью).

- У нашего робота Самоделкина есть небольшая проблема – пока он шел в наш детский сад, он наступил в лужу и теперь перестал ходить.

- Как вы думаете, что с ним случилось? (ответы детей)

- Если металл некоторое время полежит в воде или будет находиться во влажной среде – он заржавеет (показывает ржавый болт). Вот и наш Самоделкин заржавел. Чтобы он опять начал ходить, мы его накормим маслом, т. е. смажем его, и он опять начнет ходить как раньше.

- Еще одно свойство металла – магнетизм. Что же это такое?

- Есть такой металл, называется он магнит, он притягивает к себе металлические предметы, они как бы прилипают к нему. Магнит можно применять, собирая мелкие гвозди и другие мелкие предметы. Магниты применяют в радиотехнике, в магнитофонах, в компьютерах.

- Магнит не притягивает пластмассу, дерево, резину, а изделия из металлов (железа, стали, наоборот притягиваются к нему.

Изделия из металла очень прочные.

Физминутка: Предлагаю поиграть в игру «Правда – неправда» (для закрепления знаний о свойствах и качествах металла. Участвуют все дети. Воспитатель называет свойства и качества металла в правильном и неправильном значении. Если воспитатель говорит правду т. е. правильно, дети поднимают руки вверх, а если неправда,т. е. неправильно, то дети делают одно приседание).

- Посмотрите вокруг себя и назовите металлические предметы, которые вы видите. (дети передвигаются по группе с воспитателем и находят металлические предметы,ответы детей : батарея, детали машин, крепления в шкафах, кран для мытья рук, крючки для полотенец)

- Ребята, давайте еще раз назовем свойства, которыми обладает металл. (ответы детей)

-С каким еще интересным металлом вы познакомились, что можно рассказать о его свойствах? (магнит, притягивает к себе металлические предметы)

- Робот Самоделкин благодарит вас за интересное занятие и за вашу помощь ему. Ему уже пора возвращаться домой, а наше занятие закончено.

Публикации по теме:

Открытое занятие «Свойства воздуха» для подготовительной группы Тема: «Свойства воздуха» (Открытое занятие для подготовительной группы, область «Познание») Цель: развитие способности ребенка концентрировать.

Занятие по закреплению знаний детей о воде «Вода и её свойства» Тема: «Вода и её свойства» Цель: Формировать конкретные представления о свойствах, формах, видах воды в процессе экспериментально - исследовательской.

Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе детского сада «Мир металла» Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе детского сада «Мир металла». Задачи: -Познакомить детей со свойствами.

Конспект занятия в ДОУ «Волшебный мир дерева и металла» «Волшебный мир дерева и металла». Конспект занятия в разновозрастной группе по ознакомлению с окружающим миром Воспитатель: Камалитдинова.

Конспект занятия «Волшебный мир дерева и металла» «Волшебный мир дерева и металла». Конспект занятия в разновозрастной группе по ознакомлению с окружающим миром Воспитатель: Камалитдинова.

Конспект занятия «Знакомство со свойствами дерева, металла, бумаги» Конспект занятия. Знакомство со свойствами материалов. Программное содержание: Продолжать знакомить со свойствами дерева, металла, бумаги.

Открытое занятие «Волшебные свойства воздуха» Образовательная деятельность по ознакомлению с природой в виде игровой ситуации «Волшебные свойства воздуха» Средняя группа Воспитатель.

Познавательное занятие «Вода и её свойства» Цель: совершенствовать знания детей о значении воды в жизни человека, обучать детей навыкам проведения простейших лабораторных опытов..

Занятие по экологии «Свойства воды» МКДОУ детский сад №5 г. Нововоронежа Занятие по экологии Тема: «Свойства воды» для детей старшей группы Подготовила: воспитатель.

Предварительный просмотр:

Конспект проведения непосредственной образовательной деятельности по ознакомлению со свойствами и качествами материалов в старшей группе.

Тема: «Знакомство со свойствами стекла»

Цель: Ознакомление детей со свойствами стекла.

Образовательная: Познакомить детей со свойствами стекла. Формировать умение выявлять свойства стекла (прозрачное, водонепроницаемое, гладкое, ребристое, шероховатое, толстое, тонкое, холодное, хрупкое, светлое, цветное, мелодичное), правильно подбирать слова характеризующие его свойства используя в речи прилагательные. Упражнять детей в согласовании прилагательных с существительными.

Развивающая: Совершенствовать аналитическое восприятие. Способствовать освоению различных способов обследования, установлению связей между способом обследования и познаваемым свойством стекла.

Воспитательная: Воспитывать культуру речевого общения в условиях коллективного взаимодействия; Воспитывать бережное обращение с предметами, изготовленными из стекла.

Оборудование: Изделия из стекла: вазочки, салатницы, стаканы, бутылочки, флакончики, лупа, баночки и другие стеклянные изделия, пуговицы, фигурка стеклянная, конфеты, конверт, стакан, графин с водой, мяч.

Обогащение словаря: обогатить словарный запас детей словами - свойство, водонепроницаемое, хрупкое, ребристое, шероховатое, с бугорками, солнцезащитное, увеличительное, мелодичное.

Активизация: тяжелое, толстое, легкое, прозрачное, цветное, салатница, флаконы, фужер.

Предварительная работа: Рассматривание предметов, сделанных из разных материалов, составление рассказов, чтение стихотворений о стекле, отгадывание загадок.

Этапы проведения и время

Методические указания и приемы

Этап постановки проблемы

Предлагаю детям встать в круг. Здравствуйте ребята. Давайте возьмемся за руки и подарим друг другу улыбки и хорошее настроение.

Сегодня такой замечательный день! Внимательно посмотрите вокруг себя, что вы видите?

Правильно, вокруг нас находится много предметов. Эти предметы сделаны из разного материала. Раздаётся стук в дверь. (подхожу к двери, в руках красивый конверт).

-Ребята, нам принесли письмо! Давайте его откроем и я прочитаю что там. (читаю детям загадку)

Холод терпит, а палку нет.

Что зимой дома мёрзнет, а на улице нет.

Его не видишь, а потрогать можно.

На окошечках простое,

А в бутылочках цветное,

Не бежит, не льётся,

А ударишь - разобьётся.

Очень хрупко и прозрачно

В пользу людям предназначено.

В группу заходит Бабушка Яга со словами:

-Ох стекло, стекло, стекло… какие свойства у него? Стара я стала и не зрима, забыла все что раньше было. (садится рядом с детьми) Помогите мне детишки узнать, о свойствах стекла, в моем глухом лесу нет школы, детского сада и я о нем совсем ничего не знаю!

- Так вот значит кто нам письмо прислал, давайте поможем Бабушке- Яге узнать сегодня о том какое оно- стекло! Сегодня я вас и нашу гостью, дорогие ребята, познакомлю со свойствами стекла.

Все дети вместе с воспитателем встают в круг, берутся за руки, улыбаются друг другу.

Следующая загадка

Сегодня я хочу предложить вашему вниманию загадки собственного сочинения,которые можно использовать в работе с детьми старшего дошкольного возраста при знакомстве со свойствами металлических предметов, а также при изучении свойств магнита.

1. Неприглядный он на вид, на подъем -тяжелый,

Волшебство в себе таит, старый он иль новый,

Не нужна ему бумага и пластмасса не нужна,

Дайте вы ему металла, и увидите тогда-

Сколько тайн в себе хранит удивительный. (Магнит)

2. Он бывает длинным и коротким тоже,

Ржавым и блестящим также быть он может,

Нет на нем одежды, нет на нем пальто,

Но есть шляпка круглая у него зато. (Гвоздь)

3. В стоге сена ты ее не найдешь,уж точно,

Даже если днем искать будешь или ночью.

Очень тонкая она,с ушком на верхушке

И для ниточки она-навсегда подружка! (Иголка)

4. Если что-то нужно на стену прикрепить,

Лучшего предмета не может даже быть.

Только осторожно обращайся с ней,

Очень больно будет, коль уколешься ты ей. (Кнопка)

5. По бумаге и по ткани они медленно плывут,

Все фигуры повторяют, узнайте как же их зовут? (Ножницы)

6. Без нее не сможешь ты съесть ни завтрак, ни обед,

И попробовать любимый свой малиновый десерт.

Большой она бывает и маленькою тоже,

Что это за предмет,узнать мне кто поможет? (Ложка)

7. Ей расплачиваться можно в магазине и в кафе,

Если ты купил мороженое или булочку себе,

Даже если на автобусе вдруг поедешь в гости ты,

То ее ты непременно в свой кармашек положи. (Монета)

Публикации по теме:

Проект «Предметы русского быта» Проект «Предметы русского быта» Участники проекта: дети, родители, воспитатель, библиотекарь. Возраст детей: 5 лет. Введение: Ни для кого.

«Продукты» предметы для сюжетно-ролевой игры Здравствуйте, дорогие коллеги! Хочу еще раз поделиться работами, которые для группы сделала мама одного из моих воспитанников. Я про нее.

Формирование основ безопасности у дошкольников «Опасные предметы» Размышляем вместе с взрослыми. Каждая семья по-своему создаёт уют и комфорт в доме, но для всех едины правила соблюдения безопасности и.

Конспект НОД по ОБЖ «Опасные предметы» Опасность открытых балконов и окон Большая высота опасна. Открытые окна и балкон это не место для игр. Иногда нам может казаться, что мы.

Консультация для родителей «Световозвращающие предметы» По статистике наезд на пешехода — самый распространенный вид ДТП. В крупных городах доля наездов на пешеходов составляет более половины.

Мини-исследование «Предметы — заместители в детской игре» Мини-исследование на тему: «Предметы — заместители в детской игре». В дошкольном возрасте игра – ведущий вид деятельности детей. Андреева.

Мини-музей «Предметы глубокой старины» Мини-музей «Предметы глубокой старины». Неоценимую помощь в нравственно-патриотическом воспитании оказывает музейная педагогика. Именно.

Непосредственно-образовательная деятельность по ОБЖ «Опасные предметы» Задачи: 1. Расширение представлений о правилах безопасного поведения с предметами быта (нож, вилка, иголка, гвоздь, ножницы). 2. Формирование.

Конспект занятия «Опасные предметы» Место проведения: МБДОУ № 30 Дата проведения: Цель: - закреплять и обобщать знания об опасных бытовых предметах ; - расширять знания о.

Предметы кубанской старины Конспект образовательной ситуации по познавательному развитию для детей подготовительной группы на тему: «Кубанская горница» Цель: Обобщить.

Следующая загадка

Программное содержание . Познакомить детей со свойствами и качествами металла ; научить находить металлические предметы в ближайшем окружении .

Задачи обучающие : Уточнить и обобщить представления детей о свойствах и качествах металла : гладкий-шершавый, блестящий, теплый-холодный, вес, теплопроводность, магнетизм, звук. Закрепить правила обращения с горячими предметами .

Развивающие : Упражнять детей в отгадывании загадок. Развивать познавательную активность ребенка в процессе знакомства со скрытыми свойствами магнита. Развивать умение изучать свойства материалов опытным путем. Способствовать обогащению словарного запаса воспитанников новыми словами.

Воспитывающие : Воспитывать умение слушать взрослых и выслушивать ответы товарищей. Воспитывать любознательность и самостоятельность детей.

Материал : Картинки с изображением металлических предметов (кастрюля, иголка, утюг и т. д., металлические предметы (ложка, ножницы, гвоздь, линейка, ключ, магниты и т. д., изображения персонажей из м/ф «Фиксики» (Папус, Мася, Симка, Нолик, Шпуля, Файер) .

I.Мотивационно-побудительный этап. Сюрпризный момент.

До прихода детей организую выставку «Мир металла » (изображения предметов из металла ) и кладу рядом большой конверт с заданиями от Фиксиков с их изображением и письменным обращением к детям.

- Ребята, что это? Вам знакомы эти предметы ? Откуда они здесь? А это что? (Обращаю внимание детей на большой конверт) . Здесь ещё и письмо. Вам интересно от кого оно? Извлекаем из конверта изображения Фиксиков, прикрепляем их к магнитной доске и называем их имена. Читаю письмо-обращение к детям :

- Ребята, Фиксики предлагают вам отгадать загадки :

1. Если я пуста бываю,

Про себя не забываю,

Но когда несу еду,

Мимо рта я не пройду.

(Ложка)

Только ножку прячет.

Бьют парнишку по фуражке,

Чтоб пожил он в деревяшке.

( Гвоздь)

Полежит он без вниманья

Целый день в твоем кармане.

Без него домой придешь -

В дом не попадешь.

( Ключ от замка)

То взад, то вперед,

А за ним такая гладь —

Ни морщинки не видать. (Утюг)

Всех на свете обшивает

Что сошьет - не надевает.

( игла)

Два кольца, два конца,

(ножницы)

У него большой живот,

А совсем не бегемот.

Хобот—нос приподнял он,

Но, однако же, не слон.

И пыхтит он через нос

На плите как паровоз.

(Чайник) .

- Кто знает, из чего сделаны все эти предметы ? (Из металла ) .

- Если эти предметы сделаны из металла , значит они какие? ( Металлические ) .

- Рассмотрите внимательно все предметы , которые лежат перед вами на столике. (Дети рассматривают внимательно, исследуют предметы на ощупь ).

Воспитатель раздает каждому ребенку по металлической пластинке и гвоздику .

Вос-ль : Потрогайте, погладьте и внимательно рассмотрите их.

-Твердый или нет - этот материал?

-Какой на ощупь он?

-Блестит или нет?

-А теперь ударьте гвоздиком по пластинке? Какой слышите звук?

Звук металла : предлагаю детям выбрать предметы из металла (из дерева, пластмасса) и слегка постучать ими. Металлические предметы звучат громче.

Воспитатель: Почти все металлы твердые материалы, прочные,холодные, имеют гладкую поверхность, обладают металлическим блеском и громким, звонким звуком при ударе о них.

2. Рассказ о металлах от Маси и Папуса :

- Маленькие друзья, когда-то давным-давно люди еще ничего не знали о металлах . И многие нужные вещи делали из других материалов. Например, иголки - из костей рыб, а топоры - из камня и дерева, но эти изделия были непрочные, часто ломались. Человеку нужен был новый материал. Однажды человек увидел таинственную гору, которая извергала огонь и раскаленные камни. Теперь все знают, что такие горы называются вулканами. Когда извержение заканчивалось, камни остывали. И самые смелые и пытливые люди стали изучать свойства таких камней. Оказалось, что они очень прочные и из них под воздействием высоких температур, путём плавки, ковки можно сделать топор надежнее, того, что из камня и дерева. Этот материал человек потом назвал … металл . Вот так наблюдательность, пытливость людей помогла открыть новый материал. Много веков предметы из металла , верно, служат человеку. Богат и интересен мир металлов . Металл – это материал , созданный человеком, он обладает разными свойствами и качествами. Посуда из металла может быть чугунной , алюминиевой; посуда из чугуна (горшки, сковородки) отличается прочностью, стойкостью к высоким температурам; посуда из алюминия серебристого цвета, она прочная, легкая, хорошо моется. Свойства металлов необычайно разнообразны. Фиксики предлагают нам определить эти свойства .

-И так, эксперимент № 1 «Вес металла».

- Дети, у меня есть два шарика одинаковых по размеру, один металлический, а другой пластмассовый. Давайте взвесим их на ладонях.

-А теперь, опустите каждый шарик в стаканы с водой. Что с ними произошло?

- Можно сделать вывод, что металл тонет в воде потому,что тяжелый на вес.

Определение веса : предлагаю детям взять в одну руку металлическую ложку , а в другую - деревянную. Затем ложки кладут в таз с водой : металлические сразу тонут , они тяжёлые.

Можно взять гвозди и карандаши и тоже опустить в воду.

Вешаем картинку-значок «Гиря», обозначает, что металл тяжелый.

- Эксперимент № 2 «Теплопроводность металла»

- Теперь узнаем, нагревается ли металл от огня или нет.

-Ребята, потрогайте все свои пластинки. Какие они по температуре?

- Свою пластину я нагрею с помощью горящей свечи.

- Попрошу двух человек потрогать мою пластинку после нагревания.

- Сделаем вывод, что металл нагревается, значит, он проводит тепло – это называется теплопроводностью.

Дети трогают свои пластины и определяют, что они холодные

Воспитатель нагревает металл горящей свечой.

Дети трогают пластину воспитателя и определяют, что пластина нагрелась.

Солнце нагревает металл, например машина.

М еталл имеет свойство нагреваться и сохранять определённое время тепло . Металл проводит тепло и обладает теплопроводностью.

Вешаем картинку-значок «Солнце»

Эксперимент№3 .Воспитатель: Ребята, я хочу рассказать и показать еще одно характерное свойство металла.

- У меня есть вот такой гвоздь, чем он отличается от ваших гвоздиков?

- Да, действительно мой гвоздь шершавый, покрыт оранжевым ржавым налетом, который так и называется «ржавчина».

-Ржавый налет образуется на металле в том случаи, если он полежал в воде или находился во влажной среде некоторое время.

Вешает картинку-значок «Дождевые капли»

Эксперимент №4 «Магнетизм»

Воспитатель показывает фокус «Волшебная рукавичка».

Приготовить «волшебную рукавичку»: пришить внутри рукавицы в месте ладони магнит. Надеть рукавицу на руку и взять ей несколько предметов из разных материалов (скрепка, бумажный фантик, гвоздик, пластмассовый кубик и др., и хорошо сжать в кулак ее. Затем разжать руку. После чего, металлические предметы останутся на ладони, а остальные упадут.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, почему все металлические предметы остались на рукавичке и не упали?

Воспитатель: Так вот, ребята, это еще одно важное свойство металла – магнетизм. Только металлические предметы способны притягиваться к магниту.

Дети проводят магнитом над мелкими предметами . Что произошло? Дети рассматривают магнит, делают выводы. С помощью магнита дети находят металлические предметы в группе (скрепки, проволочки, ключи, гайки, болтики и др.) Дети делают выводы, металлические предметы притягиваются магнитом, обладают магнетизмом.

Вешаем картинку-значок «Магнит»

Физ. минутка «Мы роботы»

4. Игра «Отгадай, звук металла» .

- Симка и Нолик предлагают вам игру . (Дети встают на ковре полукругом, отвернувшись, слушают звук и угадывают звук металла . Говорят, что это металл или не металл.(Использовать дерев.кубики, стаканчики из пластмасса).

5. Игра «Кто больше» .

- Шпуля просит вас найти как можно больше предметов из металла , которые находятся в нашей группе (ножки столиков, чайник, половники, ложки, вёдра, кастрюли, дверные ручки, навесы и т. д.).

III. Рефлексивно-корригирующий этап.

Дети с воспитателем повторяют по карточкам-значкам свойства металла.

(Какими свойствами и качествами может обладать металл ? ( металл твердый , прочный и т. д.) .

- Что произойдет с предметами из металла , если их опустить в воду (они утонут, если оставить на солнце, нагреть на огне (нагреются, обладают теплопроводностью, с помощью какого металл притягивает другие металлические предметы (магнит, все металлы обладают магнетизмом, что происходит с металлами под воздействием влаги (ржавеют) .

Игра «Правда – неправда»

Игра проводится для рефлексии знаний о свойствах и качествах металла . Называю свойства и качества металла в правильном и неправильном значении. Если, правда, то дети хлопают в ладоши 1 раз, а если неправда, т. е. неправильно, то дети топают.

- Не нагревается на солнце. топают

- В воде не тонет. топают

- На огне нагревается! хлопают

- Тонет в воде! хлопают

- Намагничивает деревянные предметы . топают

- Под воздействием влаги ржавеют. хлопают

- Металлы обладают магнетизмом. (Кроме алюминия) . хлопают

- Металлы звонкие ! хлопают

- Ребята, Фиксики вами очень довольны, вы справились со всеми заданиями. Молодцы! На память вам семья Фиксиков дарят вот такие магнитики, с ними вы всегда будете отличать металлические предметы от других.

Читайте также: