Загадки о свойствах и качествах материалов
Обновлено: 05.11.2024
Предназначен для занятий по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста.
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt.docx | 23.12 КБ |
Следующая загадка
Тема: «Свойства металла».
Цели: 1. Познакомить детей со свойствами и качествами металла; научить находить металлические предметы в ближайшем окружении.
2. Упражнять детей в отгадывании загадок.
3. Развивать познавательную активность ребенка в процессе знакомства со скрытыми свойствами магнита.
Предварительная работа: Отгадывание загадок, предшествующие занятия по ознакомлению со свойствами стекла, дерева, ткани, игры – эксперименты «Из чего сделаны предметы».
Материалы и оборудование: Болт ржавый и не ржавый, металлические предметы, металлический робот, картинки с изображением металлических предметов (ножницы, иголка, утюг, магнит, металлические скрепки, ножницы, пластиковый стаканчик с водой, стальные предметы.
Содержание организованной образовательной деятельности детей:
Организационный момент (создание игровой мотивации)
- Ребята, к вам в гости пришел робот Самоделкин. Но пришел он не просто так, а хочет спросить у вас, из чего он сделан. А чтобы вам было легче отгадать, он будет загадывать вам загадки, а потом показывать картинки.
1. Бьют парнишку по фуражке,
Чтоб пожил он в деревяшке.
2. В Полотняной стране
По реке Простыне
Плывет пароход то назад, то вперед,
А за ним такая гладь –
Ни морщинки не видать.
3. Всех на свете обшивает
Что сошьет не надевает.
4. Два кольца, два конца,
5. Две стройные сестрицы
В руках у мастерицы.
Весь день ныряли в петельки…
И вот он – шарф для Петеньки.
- А из чего сделаны все эти предметы? (из металла)
- Значит какие они и наш робот Самоделкин? (металлические)
Воспитатель показывает детям несколько предметов из металла, определяют, особенности формы, структуру поверхности (путем ощупывания, температуру, рассматривают разные предметы, выделяя характерные признаки, например металлический блеск.
Что произойдет с предметами, если их опустить в воду (они утонут, если оставить на солнце или подержать в руках или положить на что-то теплое? (нагреются, обладают теплопроводностью).
- У нашего робота Самоделкина есть небольшая проблема – пока он шел в наш детский сад, он наступил в лужу и теперь перестал ходить.
- Как вы думаете, что с ним случилось? (ответы детей)
- Если металл некоторое время полежит в воде или будет находиться во влажной среде – он заржавеет (показывает ржавый болт). Вот и наш Самоделкин заржавел. Чтобы он опять начал ходить, мы его накормим маслом, т. е. смажем его, и он опять начнет ходить как раньше.
- Еще одно свойство металла – магнетизм. Что же это такое?
- Есть такой металл, называется он магнит, он притягивает к себе металлические предметы, они как бы прилипают к нему. Магнит можно применять, собирая мелкие гвозди и другие мелкие предметы. Магниты применяют в радиотехнике, в магнитофонах, в компьютерах.
- Магнит не притягивает пластмассу, дерево, резину, а изделия из металлов (железа, стали, наоборот притягиваются к нему.
Изделия из металла очень прочные.
Физминутка: Предлагаю поиграть в игру «Правда – неправда» (для закрепления знаний о свойствах и качествах металла. Участвуют все дети. Воспитатель называет свойства и качества металла в правильном и неправильном значении. Если воспитатель говорит правду т. е. правильно, дети поднимают руки вверх, а если неправда,т. е. неправильно, то дети делают одно приседание).
- Посмотрите вокруг себя и назовите металлические предметы, которые вы видите. (дети передвигаются по группе с воспитателем и находят металлические предметы,ответы детей : батарея, детали машин, крепления в шкафах, кран для мытья рук, крючки для полотенец)
- Ребята, давайте еще раз назовем свойства, которыми обладает металл. (ответы детей)
-С каким еще интересным металлом вы познакомились, что можно рассказать о его свойствах? (магнит, притягивает к себе металлические предметы)
- Робот Самоделкин благодарит вас за интересное занятие и за вашу помощь ему. Ему уже пора возвращаться домой, а наше занятие закончено.
Публикации по теме:Открытое занятие «Свойства воздуха» для подготовительной группы Тема: «Свойства воздуха» (Открытое занятие для подготовительной группы, область «Познание») Цель: развитие способности ребенка концентрировать.
Занятие по закреплению знаний детей о воде «Вода и её свойства» Тема: «Вода и её свойства» Цель: Формировать конкретные представления о свойствах, формах, видах воды в процессе экспериментально - исследовательской.
Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе детского сада «Мир металла» Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе детского сада «Мир металла». Задачи: -Познакомить детей со свойствами.
Конспект занятия в ДОУ «Волшебный мир дерева и металла» «Волшебный мир дерева и металла». Конспект занятия в разновозрастной группе по ознакомлению с окружающим миром Воспитатель: Камалитдинова.
Конспект занятия «Волшебный мир дерева и металла» «Волшебный мир дерева и металла». Конспект занятия в разновозрастной группе по ознакомлению с окружающим миром Воспитатель: Камалитдинова.
Конспект занятия «Знакомство со свойствами дерева, металла, бумаги» Конспект занятия. Знакомство со свойствами материалов. Программное содержание: Продолжать знакомить со свойствами дерева, металла, бумаги.
Открытое занятие «Волшебные свойства воздуха» Образовательная деятельность по ознакомлению с природой в виде игровой ситуации «Волшебные свойства воздуха» Средняя группа Воспитатель.
Познавательное занятие «Вода и её свойства» Цель: совершенствовать знания детей о значении воды в жизни человека, обучать детей навыкам проведения простейших лабораторных опытов..
Занятие по экологии «Свойства воды» МКДОУ детский сад №5 г. Нововоронежа Занятие по экологии Тема: «Свойства воды» для детей старшей группы Подготовила: воспитатель.
Предварительный просмотр:
Конспект проведения непосредственной образовательной деятельности по ознакомлению со свойствами и качествами материалов в старшей группе.
Тема: «Знакомство со свойствами стекла»
Цель: Ознакомление детей со свойствами стекла.
Образовательная: Познакомить детей со свойствами стекла. Формировать умение выявлять свойства стекла (прозрачное, водонепроницаемое, гладкое, ребристое, шероховатое, толстое, тонкое, холодное, хрупкое, светлое, цветное, мелодичное), правильно подбирать слова характеризующие его свойства используя в речи прилагательные. Упражнять детей в согласовании прилагательных с существительными.
Развивающая: Совершенствовать аналитическое восприятие. Способствовать освоению различных способов обследования, установлению связей между способом обследования и познаваемым свойством стекла.
Воспитательная: Воспитывать культуру речевого общения в условиях коллективного взаимодействия; Воспитывать бережное обращение с предметами, изготовленными из стекла.
Оборудование: Изделия из стекла: вазочки, салатницы, стаканы, бутылочки, флакончики, лупа, баночки и другие стеклянные изделия, пуговицы, фигурка стеклянная, конфеты, конверт, стакан, графин с водой, мяч.
Обогащение словаря: обогатить словарный запас детей словами - свойство, водонепроницаемое, хрупкое, ребристое, шероховатое, с бугорками, солнцезащитное, увеличительное, мелодичное.
Активизация: тяжелое, толстое, легкое, прозрачное, цветное, салатница, флаконы, фужер.
Предварительная работа: Рассматривание предметов, сделанных из разных материалов, составление рассказов, чтение стихотворений о стекле, отгадывание загадок.
Этапы проведения и время
Методические указания и приемы
Этап постановки проблемы
Предлагаю детям встать в круг. Здравствуйте ребята. Давайте возьмемся за руки и подарим друг другу улыбки и хорошее настроение.
Сегодня такой замечательный день! Внимательно посмотрите вокруг себя, что вы видите?
Правильно, вокруг нас находится много предметов. Эти предметы сделаны из разного материала. Раздаётся стук в дверь. (подхожу к двери, в руках красивый конверт).
-Ребята, нам принесли письмо! Давайте его откроем и я прочитаю что там. (читаю детям загадку)
Холод терпит, а палку нет.
Что зимой дома мёрзнет, а на улице нет.
Его не видишь, а потрогать можно.
На окошечках простое,
А в бутылочках цветное,
Не бежит, не льётся,
А ударишь - разобьётся.
Очень хрупко и прозрачно
В пользу людям предназначено.
В группу заходит Бабушка Яга со словами:
-Ох стекло, стекло, стекло… какие свойства у него? Стара я стала и не зрима, забыла все что раньше было. (садится рядом с детьми) Помогите мне детишки узнать, о свойствах стекла, в моем глухом лесу нет школы, детского сада и я о нем совсем ничего не знаю!
- Так вот значит кто нам письмо прислал, давайте поможем Бабушке- Яге узнать сегодня о том какое оно- стекло! Сегодня я вас и нашу гостью, дорогие ребята, познакомлю со свойствами стекла.
Все дети вместе с воспитателем встают в круг, берутся за руки, улыбаются друг другу.
Следующая загадка
Сегодня я хочу предложить вашему вниманию загадки собственного сочинения,которые можно использовать в работе с детьми старшего дошкольного возраста при знакомстве со свойствами металлических предметов, а также при изучении свойств магнита.
1. Неприглядный он на вид, на подъем -тяжелый,
Волшебство в себе таит, старый он иль новый,
Не нужна ему бумага и пластмасса не нужна,
Дайте вы ему металла, и увидите тогда-
Сколько тайн в себе хранит удивительный. (Магнит)
2. Он бывает длинным и коротким тоже,
Ржавым и блестящим также быть он может,
Нет на нем одежды, нет на нем пальто,
Но есть шляпка круглая у него зато. (Гвоздь)
3. В стоге сена ты ее не найдешь,уж точно,
Даже если днем искать будешь или ночью.
Очень тонкая она,с ушком на верхушке
И для ниточки она-навсегда подружка! (Иголка)
4. Если что-то нужно на стену прикрепить,
Лучшего предмета не может даже быть.
Только осторожно обращайся с ней,
Очень больно будет, коль уколешься ты ей. (Кнопка)
5. По бумаге и по ткани они медленно плывут,
Все фигуры повторяют, узнайте как же их зовут? (Ножницы)
6. Без нее не сможешь ты съесть ни завтрак, ни обед,
И попробовать любимый свой малиновый десерт.
Большой она бывает и маленькою тоже,
Что это за предмет,узнать мне кто поможет? (Ложка)
7. Ей расплачиваться можно в магазине и в кафе,
Если ты купил мороженое или булочку себе,
Даже если на автобусе вдруг поедешь в гости ты,
То ее ты непременно в свой кармашек положи. (Монета)
Публикации по теме:Проект «Предметы русского быта» Проект «Предметы русского быта» Участники проекта: дети, родители, воспитатель, библиотекарь. Возраст детей: 5 лет. Введение: Ни для кого.
«Продукты» предметы для сюжетно-ролевой игры Здравствуйте, дорогие коллеги! Хочу еще раз поделиться работами, которые для группы сделала мама одного из моих воспитанников. Я про нее.
Формирование основ безопасности у дошкольников «Опасные предметы» Размышляем вместе с взрослыми. Каждая семья по-своему создаёт уют и комфорт в доме, но для всех едины правила соблюдения безопасности и.
Конспект НОД по ОБЖ «Опасные предметы» Опасность открытых балконов и окон Большая высота опасна. Открытые окна и балкон это не место для игр. Иногда нам может казаться, что мы.
Консультация для родителей «Световозвращающие предметы» По статистике наезд на пешехода — самый распространенный вид ДТП. В крупных городах доля наездов на пешеходов составляет более половины.
Мини-исследование «Предметы — заместители в детской игре» Мини-исследование на тему: «Предметы — заместители в детской игре». В дошкольном возрасте игра – ведущий вид деятельности детей. Андреева.
Мини-музей «Предметы глубокой старины» Мини-музей «Предметы глубокой старины». Неоценимую помощь в нравственно-патриотическом воспитании оказывает музейная педагогика. Именно.
Непосредственно-образовательная деятельность по ОБЖ «Опасные предметы» Задачи: 1. Расширение представлений о правилах безопасного поведения с предметами быта (нож, вилка, иголка, гвоздь, ножницы). 2. Формирование.
Конспект занятия «Опасные предметы» Место проведения: МБДОУ № 30 Дата проведения: Цель: - закреплять и обобщать знания об опасных бытовых предметах ; - расширять знания о.
Предметы кубанской старины Конспект образовательной ситуации по познавательному развитию для детей подготовительной группы на тему: «Кубанская горница» Цель: Обобщить.
Следующая загадка
Программное содержание . Познакомить детей со свойствами и качествами металла ; научить находить металлические предметы в ближайшем окружении .
Задачи обучающие : Уточнить и обобщить представления детей о свойствах и качествах металла : гладкий-шершавый, блестящий, теплый-холодный, вес, теплопроводность, магнетизм, звук. Закрепить правила обращения с горячими предметами .
Развивающие : Упражнять детей в отгадывании загадок. Развивать познавательную активность ребенка в процессе знакомства со скрытыми свойствами магнита. Развивать умение изучать свойства материалов опытным путем. Способствовать обогащению словарного запаса воспитанников новыми словами.
Воспитывающие : Воспитывать умение слушать взрослых и выслушивать ответы товарищей. Воспитывать любознательность и самостоятельность детей.
Материал : Картинки с изображением металлических предметов (кастрюля, иголка, утюг и т. д., металлические предметы (ложка, ножницы, гвоздь, линейка, ключ, магниты и т. д., изображения персонажей из м/ф «Фиксики» (Папус, Мася, Симка, Нолик, Шпуля, Файер) .
I.Мотивационно-побудительный этап. Сюрпризный момент.
До прихода детей организую выставку «Мир металла » (изображения предметов из металла ) и кладу рядом большой конверт с заданиями от Фиксиков с их изображением и письменным обращением к детям.
- Ребята, что это? Вам знакомы эти предметы ? Откуда они здесь? А это что? (Обращаю внимание детей на большой конверт) . Здесь ещё и письмо. Вам интересно от кого оно? Извлекаем из конверта изображения Фиксиков, прикрепляем их к магнитной доске и называем их имена. Читаю письмо-обращение к детям :
- Ребята, Фиксики предлагают вам отгадать загадки :
1. Если я пуста бываю,
Про себя не забываю,
Но когда несу еду,
Мимо рта я не пройду.
(Ложка)
Только ножку прячет.
Бьют парнишку по фуражке,
Чтоб пожил он в деревяшке.
( Гвоздь)
Полежит он без вниманья
Целый день в твоем кармане.
Без него домой придешь -
В дом не попадешь.
( Ключ от замка)
То взад, то вперед,
А за ним такая гладь —
Ни морщинки не видать. (Утюг)
Всех на свете обшивает
Что сошьет - не надевает.
( игла)
Два кольца, два конца,
(ножницы)
У него большой живот,
А совсем не бегемот.
Хобот—нос приподнял он,
Но, однако же, не слон.
И пыхтит он через нос
На плите как паровоз.
(Чайник) .
- Кто знает, из чего сделаны все эти предметы ? (Из металла ) .
- Если эти предметы сделаны из металла , значит они какие? ( Металлические ) .
- Рассмотрите внимательно все предметы , которые лежат перед вами на столике. (Дети рассматривают внимательно, исследуют предметы на ощупь ).
Воспитатель раздает каждому ребенку по металлической пластинке и гвоздику .
Вос-ль : Потрогайте, погладьте и внимательно рассмотрите их.
-Твердый или нет - этот материал?
-Какой на ощупь он?
-Блестит или нет?
-А теперь ударьте гвоздиком по пластинке? Какой слышите звук?
Звук металла : предлагаю детям выбрать предметы из металла (из дерева, пластмасса) и слегка постучать ими. Металлические предметы звучат громче.
Воспитатель: Почти все металлы твердые материалы, прочные,холодные, имеют гладкую поверхность, обладают металлическим блеском и громким, звонким звуком при ударе о них.
2. Рассказ о металлах от Маси и Папуса :
- Маленькие друзья, когда-то давным-давно люди еще ничего не знали о металлах . И многие нужные вещи делали из других материалов. Например, иголки - из костей рыб, а топоры - из камня и дерева, но эти изделия были непрочные, часто ломались. Человеку нужен был новый материал. Однажды человек увидел таинственную гору, которая извергала огонь и раскаленные камни. Теперь все знают, что такие горы называются вулканами. Когда извержение заканчивалось, камни остывали. И самые смелые и пытливые люди стали изучать свойства таких камней. Оказалось, что они очень прочные и из них под воздействием высоких температур, путём плавки, ковки можно сделать топор надежнее, того, что из камня и дерева. Этот материал человек потом назвал … металл . Вот так наблюдательность, пытливость людей помогла открыть новый материал. Много веков предметы из металла , верно, служат человеку. Богат и интересен мир металлов . Металл – это материал , созданный человеком, он обладает разными свойствами и качествами. Посуда из металла может быть чугунной , алюминиевой; посуда из чугуна (горшки, сковородки) отличается прочностью, стойкостью к высоким температурам; посуда из алюминия серебристого цвета, она прочная, легкая, хорошо моется. Свойства металлов необычайно разнообразны. Фиксики предлагают нам определить эти свойства .
-И так, эксперимент № 1 «Вес металла».
- Дети, у меня есть два шарика одинаковых по размеру, один металлический, а другой пластмассовый. Давайте взвесим их на ладонях.
-А теперь, опустите каждый шарик в стаканы с водой. Что с ними произошло?
- Можно сделать вывод, что металл тонет в воде потому,что тяжелый на вес.
Определение веса : предлагаю детям взять в одну руку металлическую ложку , а в другую - деревянную. Затем ложки кладут в таз с водой : металлические сразу тонут , они тяжёлые.
Можно взять гвозди и карандаши и тоже опустить в воду.
Вешаем картинку-значок «Гиря», обозначает, что металл тяжелый.
- Эксперимент № 2 «Теплопроводность металла»
- Теперь узнаем, нагревается ли металл от огня или нет.
-Ребята, потрогайте все свои пластинки. Какие они по температуре?
- Свою пластину я нагрею с помощью горящей свечи.
- Попрошу двух человек потрогать мою пластинку после нагревания.
- Сделаем вывод, что металл нагревается, значит, он проводит тепло – это называется теплопроводностью.
Дети трогают свои пластины и определяют, что они холодные
Воспитатель нагревает металл горящей свечой.
Дети трогают пластину воспитателя и определяют, что пластина нагрелась.
Солнце нагревает металл, например машина.
М еталл имеет свойство нагреваться и сохранять определённое время тепло . Металл проводит тепло и обладает теплопроводностью.
Вешаем картинку-значок «Солнце»
Эксперимент№3 .Воспитатель: Ребята, я хочу рассказать и показать еще одно характерное свойство металла.
- У меня есть вот такой гвоздь, чем он отличается от ваших гвоздиков?
- Да, действительно мой гвоздь шершавый, покрыт оранжевым ржавым налетом, который так и называется «ржавчина».
-Ржавый налет образуется на металле в том случаи, если он полежал в воде или находился во влажной среде некоторое время.
Вешает картинку-значок «Дождевые капли»
Эксперимент №4 «Магнетизм»
Воспитатель показывает фокус «Волшебная рукавичка».
Приготовить «волшебную рукавичку»: пришить внутри рукавицы в месте ладони магнит. Надеть рукавицу на руку и взять ей несколько предметов из разных материалов (скрепка, бумажный фантик, гвоздик, пластмассовый кубик и др., и хорошо сжать в кулак ее. Затем разжать руку. После чего, металлические предметы останутся на ладони, а остальные упадут.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, почему все металлические предметы остались на рукавичке и не упали?
Воспитатель: Так вот, ребята, это еще одно важное свойство металла – магнетизм. Только металлические предметы способны притягиваться к магниту.
Дети проводят магнитом над мелкими предметами . Что произошло? Дети рассматривают магнит, делают выводы. С помощью магнита дети находят металлические предметы в группе (скрепки, проволочки, ключи, гайки, болтики и др.) Дети делают выводы, металлические предметы притягиваются магнитом, обладают магнетизмом.
Вешаем картинку-значок «Магнит»
Физ. минутка «Мы роботы»
4. Игра «Отгадай, звук металла» .
- Симка и Нолик предлагают вам игру . (Дети встают на ковре полукругом, отвернувшись, слушают звук и угадывают звук металла . Говорят, что это металл или не металл.(Использовать дерев.кубики, стаканчики из пластмасса).
5. Игра «Кто больше» .
- Шпуля просит вас найти как можно больше предметов из металла , которые находятся в нашей группе (ножки столиков, чайник, половники, ложки, вёдра, кастрюли, дверные ручки, навесы и т. д.).
III. Рефлексивно-корригирующий этап.
Дети с воспитателем повторяют по карточкам-значкам свойства металла.
(Какими свойствами и качествами может обладать металл ? ( металл твердый , прочный и т. д.) .
- Что произойдет с предметами из металла , если их опустить в воду (они утонут, если оставить на солнце, нагреть на огне (нагреются, обладают теплопроводностью, с помощью какого металл притягивает другие металлические предметы (магнит, все металлы обладают магнетизмом, что происходит с металлами под воздействием влаги (ржавеют) .
Игра «Правда – неправда»
Игра проводится для рефлексии знаний о свойствах и качествах металла . Называю свойства и качества металла в правильном и неправильном значении. Если, правда, то дети хлопают в ладоши 1 раз, а если неправда, т. е. неправильно, то дети топают.
- Не нагревается на солнце. топают
- В воде не тонет. топают
- На огне нагревается! хлопают
- Тонет в воде! хлопают
- Намагничивает деревянные предметы . топают
- Под воздействием влаги ржавеют. хлопают
- Металлы обладают магнетизмом. (Кроме алюминия) . хлопают
- Металлы звонкие ! хлопают
- Ребята, Фиксики вами очень довольны, вы справились со всеми заданиями. Молодцы! На память вам семья Фиксиков дарят вот такие магнитики, с ними вы всегда будете отличать металлические предметы от других.
Читайте также: