Загадки о природе старшая группа цель

Обновлено: 07.07.2024

Образовательные области: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».

Цель: Обобщить представления детей о типичных экосистемах (лес, луг).

- Формировать умение осознанно выполнять движения.

- Закреплять знания детей о правилах поведения в экосистемах.

- Углублять и конкретизировать представления об условиях жизни растений и животных, что человек – часть природы.

- упражнять в равновесии, в прыжках, в перепрыгивании.

- Развивать умение самостоятельно устанавливать взаимосвязи в экосистемах: при исчезновении каких-либо живых организмов в составе сообщества изменяются условия среды, что может привести к гибели других организмов.

- Развивать ловкость, настойчивость в достижении положительных результатов.

- развивать зрительную память.

3. Воспитательная: Воспитывать гуманное отношение ко всему живому, чувство милосердия.

Материал к занятию: карта (со знаками SОS); карта «Лес после пожара»; модель «Вытоптанный луг»; ящики с землей; лейка с водой; семена трав;картинки: насекомые, птицы, животные; доска; веревка.

1. Рассматривание картины со значками SOS! (беседа).

2. Рисование плакатов (напоминающие знаки):

- «Береги лес от пожара».

- «Уходя из леса, потуши костер».

- «Не разжигай костров у деревьев».

Ход викторины

Воспитатель: Готовы мы сегодня поиграть?

Готовы вместе о природе рассуждать?

Воспитатель: Сначала проведем разминку. Я задаю вопросы, а вы отвечаете.

1. Кого называют царем зверей? (лев)

2. Лошадь в тельняшке? (зебра)

3. Кто является санитаром леса? (дятел)

4. Сумчатый попрыгун. (кенгуру)

5. Самое упрямое животное. (осёл)

6. У какого животного самая длинная шея (жираф)

Воспитатель: Я вижу, настроение у всех замечательное, можно приступать к выполнению заданий. Проверить ваши знания нам помогут конкурсы. Но сначала нам нужно разделиться на 2 команды. Побеждает та команда, которая быстро и правильно справится с заданиями. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.

1. Конкурс «Назови одним словом»

Волк, лиса, медведь, заяц – это …звери.

Берёза, сосна, дуб, липа – это …деревья.

Воробей, синица, дятел, ворона – это …птицы.

Щука, карась, сом, налим – это … рыбы.

Клубника, малина, смородина, крыжовник – это …ягода.

Опята, маслята, рыжики, грузди – это …грибы.

Бабочка, комар, стрекоза, муха – это … насекомые.

Ромашка, роза, тюльпан, мак – это …цветы.

2. Конкурс «Найди дом для каждого животного».

Командам раздаются конверты с рисунками зверей и их разных жилищ. Надо составить пары «зверек - его дом».

3. А теперь, ребята, я предлагаю вам поиграть в игру «С какого дерева листочек?» (звучит музыка)

Листья разложены на полу, дети собирают их, определяют с какого дерева листочек и относят к тому дереву, к которому он относится.

Воспитатель: Ребята, а кого называют певцами леса, они же в лесу главные жители деревьев?

Поговорим о птицах. Много птиц живет в лесу. Какие бывают птицы?

Что значит – перелетные?

Что значит - зимующие?

Как мы можем помочь птицам зимой?

4. Конкурс «Отберите зимующих и перелетных птиц».

На столе расположены картинки зимующие и перелетные птицы (картинки птиц надо разделить на 2 группы).

Игра «Летает, не летает» Воспитатель произносит слова. Если он называет летающий предмет, игроки "летают" (поднимают руки). Если назван нелетающий предмет, то игроки не поднимают руки.

5. Конкурс «Загадаю-отгадайте»

1. Какую птицу называют «лесным барабанщиком»? (дятел)

2. Какие грибы растут на пнях? (опята)

3. Какая птица не вьёт гнезда и не выводит птенцов? (кукушка)

4. Какое животное называют «кораблём пустыни»? (верблюд)

5. Кто шляпу носит, а здороваться не умеет? (гриб)

6. Какое дерево называют «русской красавицей»? (берёза)

7. Что случится с пчелой, после того, как она ужалит? (умирает)

8. Какие цветы расцветают весной первыми? (подснежник, мать и мачеха)

6. Конкурс «Узнай время года по стихотворению».

а) Завтра утром в лес пойдём.

И опят, и маслят, все грибочки соберём. (осень)

б) Ходим в шубах и ушанках, с гор катаемся на санках. (зима)

в) И светла, и широка наша тихая река.

Побежим купаться, с рыбками плескаться. (лето)

г) Возвращаются скворцы – наши старые жильцы.

Воробьи у лужицы шумной стайкой кружатся. (весна)

д) Пришла волшебница прекрасная

Листву без краски перекрасила. (Осень)

е) Цветы расцветают, бабочки порхают,

Ягоды поспевают, когда это бывает? (Летом)

7. Конкурс «Отгадай загадки».

а) Зимой спит – летом ульи ворошит. (медведь)

б) Кто на себе свой дом носит? (черепаха, улитка)

в) Не портной, а всю жизнь с иголками ходит. (ежик)

г) Хожу в пушистой шубе, живу в густом лесу. В дупле на старом дубе, орешки я грызу. (белка)

д) Маленький, беленький по лесочку прыг – прыг! По снежочку тык – тык! (заяц)

е) Кто зимой холодный, ходит злой, голодный? (волк)

Воспитатель: Сейчас, ребята, мы подведем итоги и проверим, какая же команда победила. (Награждение победителей)

Молодцы! Я хочу поблагодарить вас за отличную игру, в которой вы показали хорошие знания о природе и вручить вам медали «Знатоки природы».

Игра закончена и всем хочу сказать на прощанье:

Любите родную природу – озёра, леса и поля.

Это наша с вами родная земля!

Публикации по теме:

Конспект занятия «Знатоки родного края» (старшая логопедическая группа) Цели: формировать четкое представление о городе, достопримечательностях города, уточнять и расширять представления детей о родном крае,.

Фотоотчет «Как мы ходили поздравлять сотрудников детского сада с 8 марта. Старшая группа»

Фотоотчет «Как мы ходили поздравлять сотрудников детского сада с 8 марта. Старшая группа» Как мы ходили поздравлять сотрудников детского сада с международным женским днём 8 марта. Старшая группа детского сада. Осталось несколько.

Конспект «Экскурсия на кухню детского сада» (средняя группа)

Конспект «Экскурсия на кухню детского сада» (средняя группа) "Экскурсия на кухню детского сада"Цель:Создать условия для ознакомления детей с кухней в детском саду, с кухонной утварью, электрическими.

Сценарий экологического праздника-викторины «Юные знатоки природы»

Сценарий экологического праздника-викторины «Юные знатоки природы» Цель: Обобщение знаний детей о растительном и животном мире, воспитании любви к родной природе. Задачи: 1. Расширить знания детей о лесе.

Театр начинается с детского сада. Постановка сказки В. Сутеева «Мешок яблок» (старшая группа)

Театр начинается с детского сада. Постановка сказки В. Сутеева «Мешок яблок» (старшая группа) Несмотря на то, что в нашей группе был объявлен карантин (ветряная оспа) детки их родители в рамках фестиваля «Театральная неделя» в ДОУ,.

Сценарий викторины для дошкольников «Знатоки спорта и ЗОЖ» Викторина для дошкольников «Знатоки спорта и ЗОЖ» Цель: пропаганда здорового образа жизни среди дошкольников. Задачи: Оздоровительные:.

Сценарий экологической викторины «Знатоки природы» для старшего дошкольного возраста

Сценарий экологической викторины «Знатоки природы» для старшего дошкольного возраста Цель : • Закрепить знания детей о живой природе. Задачи: • Формировать умение устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения.

Ход занятия:

1. Воспитательуточняет цели похода-экспедиции:

- Куда мы сегодня с вами собираемся? Зачем?

- С собой мы возьмём наших добрых надёжных помощников. Назовите их (глаза, уши, нос, руки).

2. Выполнение упражнений

а) ходьба змейкой по залу

Воспитатель:

- Все готовы к походу? (да).

- Мы сейчас в поход выходим.

По извилистой тропинке друг за другом все проходим.

б) перепрыгивание через лужи.

Воспитатель:

- Сколько луж на нашем пути? Через них надо перепрыгнуть, не намочить ноги. Прыгать на носочки, помогая руками для равновесия.

в) ходьба по узкой дощечке боком приставным шагом.

Воспитатель:

- Вот мы дошли до речки. Как нам перейти через неё? (Сделаем мостик).

- Руки за спину кладём

Осторожно боком по мостику пойдём.

Спину держим прямо, не наклоняемся.

3. Остановка «Лес» (картины о лесе).

Воспитатель:

– А вот и лес, полный сказок и чудес. Но прежде, чем войти в лес,давайте вспомним правила поведения в лесу:

НЕ РВИ. В РОТ НЕ БЕРИ. НЕ ШУМИ. НЕ СОРИ.

НЕ ЛОМАЙ. НЕ РАЗОРЯЙ. БУДЬ ВНИМАТЕЛЕН.

- Так зайдём же в гости в лес.

Тихо, на носочках.

(Руки на поясе, спина прямая).(Ходьба на носочках).

4. Рассматривание презентации «Лес после пожара».

Воспитатель:

- Как вы думаете, что здесь произошло?

- Почему это смогло случится?

- Послушайте, как плачет лес.

(Звучит запись: От лесного пожара и дыма нечем дышать, дым закрывает солнце, огонь пробирается глубоко в землю и губит корни растений. Почву ничто не держит, её уносит ветер и вода, образуются овраги. Все обитатели леса исчезают, гибнут. Помогите. SOS)

- Ребята, почему после пожара лес умирает? (Дети выстраивают цепочку:

Погибли растения – негде жить и нечем питаться животным, птицам, насекомым. Погибшие растения не выделяют кислород, воздух становится неживым – это вредит здоровью людей.)

- Чтобы понять это, мы поиграем в игру «Разрушенный дом»(собираем детей в круг и ограничиваем их движения верёвкой). Все вы обитатели леса, которые жили себе не тужили, каждый по-своему, пока люди в лесу не разожгли костёр и не случился пожар. И животные, которые жили в этой части леса, остались без жилья. В лесу стало теснее (потянуть верёвку так, чтобы круг детей сузился). А ещё надумали люди проложить в лесу дорогу. Для этого они срубили деревья. И животные этого участка остались без дома. Стало ещё теснее (подтянуть верёвку). А потом люди решили построить посёлок. Потеряли свой дом и животные этого уголка леса. Стало очень тесно в лесу (стянуть верёвку так, чтобы детям было совсем тесно).

Вывод: если человек без конца будет теснить животных, то они погибнут.

Воспитатель:

Дидактическая игра «Кто вернётся в лес?» (видеослайды: «Этажи леса», дикие животные, насекомые, птицы).

Воспитатель:

- Выросла трава – появились насекомые,наземные мелкие животные: бабочки, муравьи, кузнечики, мыши, зайцы, ежи, змеи, кроты, пчёлы.

- Выросли кустарники и деревья – вернулись птицы и остальные животные, появились хищники- волк, лиса, медведь.

- Для рождения нового леса нужно очень много времени.Мы сделаем первый шаг к его возрождению: посадим семена трав, которые есть у нас, но это мы сделаем позже.

Дети рассказывают стихотворение о лесе:

Лес не только для нашей забавы,

Он – богатство для нашей страны,

Все деревья в нём, ягоды, травы

Нам на пользу, друзья, взращены.

Каждый куст берегите, ребята,

Где росток ты увидишь простой,

Может вырасти дуб в три обхвата,

Березняк иль малинник густой.

А уж сколько орехов и ягод!

Так, пожалуй, считать – не сочтёшь.

Свято помни, что лес наша радость,

Вместе с лесом и сам ты растёшь.

Будем лес любить, оберегать,

Будем взрослым в этом помогать.

Беречь поля, леса и реки,

Чтоб сохранилось всё навеки.

Воспитатель:

- А для напоминания всем о правилах поведения в лесу оставим свои напоминающие знаки: «Береги лес от пожара», «Не разжигай костров у деревьев», «Уходя из леса, потуши костёр». (Дети развешивают знаки).

- Сейчас немного отдохнём и дальше пойдём.

5. Физкультминутка (дети выполняют движения):

Руки подняли и помахали –

Это деревья в лесу.

Локти согнули, руки встряхнули –

Ветер сбивает росу.

Плавно руками помашем –

Это к нам птицы летят.

Как они сядут, покажем –

Крылья мы сложим назад.

6. Остановка «Луг».

Воспитатель:

– Тишина стоит вокруг, выйдем мы сейчас на луг к месту следующего сигнала SOS (Спокойная ходьба) Пока мы идём, давайте вспомним, чем можно полюбоваться на лугу? (Цветами, насекомыми, травой, лекарственными травами)

Игра «Я знаю пять названий.»

- Я знаю пять названий луговых цветов: клевер –раз, ….

- Я знаю пять названий насекомых: пчела – раз…

Воспитатель:

- Луг – это красивое место, где можно отдохнуть, полежать в душистой травке, понаблюдать за красивыми насекомыми, собрать лекарственные травы (видео-слайд: ровная площадка с остатками травы, по бокам – футбольные ворота)

- Ребята, посмотрите!Я ничего не понимаю: здесь раньше был луг, а теперь футбольное поле! Что же это такое! Что случилось? (Мальчики решили устроить на лугу футбольное поле, вытоптали всю траву, и луг пропал)

- Теперь ясно, почему отсюда поступил сигнал бедствия. Что же будем делать? (Сначала вскопать почву, полить, а потом сеять или сажать)

7. Практическая часть.

В приготовленных ящиках, с плотно утрамбованной землёй, дети сажают семена трав (клевер, газонная трава, тимофеевка)

- Что нужно растениям для роста и развития? (вода, почва, свет, тепло, воздух).(Показ моделей).

8. Релаксация – включается фонограмма «Голоса птиц».

9. Итог занятия:

У природы живые краски

И пусть живёт она без опаски.

Пусть живут звери и птицы,

Пусть человека никто не боится!

Пусть зеленеют луга и сада,

Пусть будет радостно от этой красоты!

Воспитатель:

- Спасибо вам, ребята, за вашу заботу о лесе и луге.

Публикации по теме:

Конспект интегрированного занятия по рисованию и экологическому воспитанию в старшей группе «Осенний лес»

Конспект интегрированного занятия по рисованию и экологическому воспитанию в старшей группе «Осенний лес» Конспект интегрированного занятия по рисованию и экологическому воспитанию в старшей группе. «Осенний лес» Цель: Продолжать учить детей.

Конспект открытого занятия по экологическому воспитанию в старшей группе «Царица вода» Задачи: 1. Продолжать расширять знания детей о воде, свойствах воды. 2. Закрепить представление о формах и видах воды. 3. Уточнить знания.

Конспект занятия по экологическому воспитанию в подготовительной к школе группе «Загадки природы» МДОУ ДСКВ №14 г. Ейска МО Ейский район КОНСПЕКТ Занятия по ФЭЭП В подготовительной к школе группе «Загадки природы» Выполнила:.

Конспект занятия по экологическому воспитанию в старшей группе «Беседа о весне» (обобщающая) Цель: Уточнить и систематизировать знания детей о характерных признаках весны. Задачи: Учить понимать связь между явлениями неживой природы.

Конспект занятия по экологическому воспитанию в старшей группе «Дикие животные леса» Программное содержание: Задачи: Образовательная: Закрепить представление детей о лесе как месте обитания диких животных. Закрепить понятие.

Конспект занятия по экологическому воспитанию в старшей группе: «Клуб юных художников» Проблема. Как обратить внимание окружающих на красоту родной природы? Материал: репродукции картин художников-пейзажистов о летней природе;.

Конспект занятия по экологическому воспитанию в старшей группе «Наш дом — планета Земля» Цель: Формировать систему экологических представлений через игровую и специально организованную деятельность. Задачи: Образовательные:.

Проект по экологическому воспитанию в старшей группе «Друзья природы» Проект по экологическому воспитанию в старшей группе на тему: «Друзья природы» Цель: Формирование человека нового типа с новым экологическим.

«Труд в уголке природы». Конспект занятия по экологическому воспитанию Программное содержание: 1. Уточнить и систематизировать знания детей о растениях. 2. Развивать мышление, память, произвольное внимание,.

Занятия по экологическому воспитанию на тему «Путешествие в мир природы» Программное содержание: расширять и уточнять представления детей о растительном мире (лес, луг, о домашних и диких животных, о птицах,.

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №117»

Непосредственно образовательная деятельность

в старшей группе

Провела: воспитатель высшей квалификационной категории

Образовательные области: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие». Программное содержание.

- Научить детей объяснять и понимать явления, происходящие в природе в разные времена года посредством опытно-экспериментальной деятельности.

- Активизация интереса детей к экспериментированию; развитие логического мышления в процессе совместного со взрослым и самостоятельного экспериментирования (мысленного и практического).

- Продолжать закреплять знания детей о свойствах воды и воздуха,

- уточнять, углублять и закреплять знания детей о свойствах снега и льда путем практического исследования; расширять представления о значение снега и льда в природе и для человека;

- Показать значение снежного покрова для жизни растений и животных

- Учить детей устанавливать простейшие причинно-следственные связи в неживой и живой природе.

- Опытническим путем закрепить знания детей о том, как образуется дождь.

- развивать умение выделять и ставить проблему, которую необходимо решить;

развивать логическое мышление путём моделирования проблемных ситуаций (педагогом) и их решения;

- Формировать связную речь, умение общаться, обобщать, делать выводы;

- Развивать умение чётко и последовательно выражать свою мысль, строить простейшие умозаключения;

- Воспитывать эмоциональную отзывчивость при познании окружающего мира; формировать доброжелательное отношение к окружающему миру.

- Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Словесный: беседа, рассказ воспитателя, объяснение

Наглядный: наблюдение, демонстрация опытов, рассматривание схем,

Практический: проведение опытов, проблемные ситуации

Беседа о временах года, проведение опытов, игровая мотивация: в гости к детям приходит Емеля.

Беседа о временах года, работа с календарём природы, чтение сказок "По-щучьму велению", "Мороз Иванович", "Снегурочка". Опыты со снегом и водой. Разгадывание загадок о временах года. Наблюдения за явлениями неживой природы;

Контейнеры с водой, снег, лёд, салфетки, ватные шарики, измельчённая высушенная гуашь жёлтого цвета, бумажные цветы, термос с горячей водой, стеклянная тарелка, губки в форме облака, подкрашенная вода в контейнерах, кусочки марли, магнитофон, аудиозапись звуков природы.

Воспитатель. Ребята, к нам сегодня пришли гости, давайте мы поздороваемся, а, значит, пожелаем друг другу здоровья и хорошего настроения.

Раздаётся стук в дверь.

Воспитатель. Кто-то стучится. Наверное, кто-нибудь из гостей опаздывает? Пойду посмотрю.

По Щучьему велению

По моему хотению

Помоги мне Щука отгадать загадки Царевны-Несмеяны.

Воспитатель. Ребята, вы узнали, кто это?

Дети. Это Емеля из сказки.

Емеля. Ой, а куда это я попал?

Воспитатель. Здравствуй Емеля, Ты в детском саду. А что у тебя произошло?

Емеля. Загадала мне Царевна-Несмеяна загадки, а не могу на них ответа найти. Попросил Щуку, а она меня зачем-то к вам отправила.

Воспитатель. А что же это за загадки? Может мы тебе помочь сможем?

Емеля. Она хочет знать: почему дождь идёт, как снег растениям зимой помогает, откуда весной столько воды, почему цветы цветут?

Воспитатель. Что ж, она правильно сделала, что тебя к нам отправила. Мы тебе поможем и постараемся всё объяснить. Наши ребята очень любознательные, любят экспериментировать и находить ответы на разные загадки. Ребята, а как вы думаете, что нужно сделать, чтобы ответить на вопросы Царевны-Несмеяны?

Воспитатель. Почему вы так думаете?

Дети. Все эти явления происходят в разное время года.

Воспитатель. Все готовы к путешествию? Ну, тогда проходите в нашу лабораторию, одевайте специальную одежду. И ещё, прежде чем мы отправимся в путь нужно повторить правила поведения в лаборатории.

1. Нельзя без разрешения пробовать вещества на вкус.

2. Нюхать вещества и растворы нужно очень осторожно, направляя запах от стаканчика ладошкой.

3. Выполнять указания воспитателя.

Воспитатель: Назовите времена года.

Дети. Зима, весна, лето, осень.

Воспитатель. Какое сейчас время года?

Воспитатель. Давайте назовём приметы зимы.

Дети: Выпал снег; речки покрылись льдом, облетели листья с деревьев, солнышко слабо греет, на улице морозно, холодно, люди одели теплые вещи, дни стали короче, а ночи длиннее, птицы улетели в теплые края, зимой земля покрыта снегом.

Воспитатель. Как вы думаете, почему зимой не замерзают корни растений? Давайте вспомним сказку В. Одоевского «Мороз Иванович»

Воспитатель. Какое задание дал Мороз Иванович Рукодельнице.

Дети. Взбить снежную перину.

Воспитатель. Вспомните, что Рукодельница увидела, когда взбивала перину?

Дети. Под снежно периной росла зелёная травка.

Воспитатель. Почему Рукодельница пожалела травку,

Дети. Рукодельница, думала, что под снегом трава замёрзнет.

Воспитатель. Что же ей ответил Мороз Иванович?

Дети. Что траве под снегом не холодно.

Воспитатель. Как же так, ведь у Рукодельницы руки от снега закоченели? Так холодно под снегом или тепло?

Емеля. Снег ведь холодный, разве он может греть землю?

Воспитатель. Давайте объясним Емеле, почему же под снегом теплее.

Воспитатель. У вас на столах контейнеры со снегом. В них проколоты дырочки. Опустите контейнеры в воду. Что появилось в воде?

Воспитатель. Что это за пузырьки?

Дети. Это пузырьки воздуха

Воспитатель. Что это означает?

Дети. Что между снежинками есть воздух.
Воспитатель. Какой мы можем сделать вывод.

Дети. В рыхлом снегу между снежинками находится воздух, а воздух плохо нагревается и плохо охлаждается. Мороз под снег пробраться не может.

Воспитатель. Так почему же снежный покров сравнивают с пуховым одеялом?

Дети. Потому что снег защищает корни растений от холода.

Воспитатель. Хорошо когда зимой много снега или нет.

Дети. Хорошо. Чем больше зимой снега, тем растения получат больше влаги и воды, когда весной снег начнет таять.
Воспитатель. Какие пословицы и поговорки вы знаете об этом.

Зима — хранительница полей.

Много снега, много хлеба.

Снегу надует — хлеба прибудет; вода разольется — сена наберется

Хороший снежок урожай сбережет.

Зима без снега - лето без хлеба.

Зима пройдет, и снег сойдет, а что посеяно — взойдет.

Емеля. Ребята, вы сказали, что все реки и озёра зимой замерзают, а оказывается подо льдом нВ речке вода. Почему речка только сверху замёрзает?

Воспитатель. Давайте ответим ещё на один вопрос Емели. Почему лёд образуется на поверхности водоёма, а не на дне?

Опыт 2. Бросьте лед в стакан с водой. Что вы видите?

Дети. Лёд плавает на поверхности.

Воспитатель. Что это означает?

Вывод: Лёд легче воды.

Воспитатель. А что произошло бы, если бы лёд был тяжелее воды?

Дети. Водоёмы промёрзли бы и рыба и водоросли погибли бы.

Воспитатель. Ребята, а вы любите зиму?

Дети. Да Зимой можно играть в снежки, кататься на санках, коньках, лыжах, лепить снежную бабу.

Воспитатель. Давайте и мы с вами поиграем. Слепим снежную бабу.

Возьмем снега мы немножко,

Снежки слепим на ладошке.

Дружно ими покидались,

Наши руки и размялись.

А теперь пора творить,

Бабу снежную лепить.

Ком за комом покатили,

Друг на друга водрузили,

Сверху третий малый ком.

Снег стряхнули с рук потом.

- Молодцы! Вот какую снежную бабу мы слепили.

Воспитатель. Емеля, ответили мы на твои вопросы? Ты всё понял? Какое следующее время года?

Воспитатель. Давайте попросим щуку, чтобы наступила весна.

По Щучьему велению,

По нашему хотению

Хотим, чтобы наступила весна.

Воспитатель. Назовите приметы весны, что происходит весной с природой.

Дети. Она пробуждается от зимнего сна, потому что становится теплей, прилетают птицы, распускаются деревья, из под снега видны первые весенние цветы – Подснежники.

Воспитатель. Давайте посмотрим, что произойдёт со снегом, если мы его согреем так, как согревает весеннее солнышко.

Воспитатель. Возьмите по кусочку льда в ладошку и посмотрите, что с ним будет происходить.

Дети. Снег начинает таять от тепла и превращается в воду.

Воспитатель. Теперь, Емеля тебе понятно, почему весной столько воды?

Емеля. Да. Снег тает и превращается в воду.

Воспитатель. Мы уже с вами говорили, о том, что ч ем больше зимой снега, тем, растения получат больше влаги и воды, быстрее зацветут.

Воспитатель. Ребята и Емеля, а вам интересно как растения пьют воду? Давайте проведём ещё один опыт и увидим это.

Воспитатель. Из чего состоит корень растения. ( Из тоненьких волосков-ниточек ).

Воспитатель. Зачем они нужны растению. (По ним влага проходит в основной корень, а затем к другим частям растения.)

Воспитатель. Посмотрите, на что похож кусочек марли у вас на подносах? Из чего он состоит? ( Из тоненьких ниточек, похожих на волоски корня.)

Воспитатель. Давайте потихонечку опустим ее в подкрашенную воду, так чтобы намочился только один край. Что мы видим? (Вода постепенно поднимается наверх и окрашивает нашу марлю.)

Воспитатель. Какой можно сделать вывод? ( Также и вода поднимается из почвы в корень.)

Воспитатель. Емеля, вот мы ответили ещё на один твой вопрос. Какое следующее время года?

Воспитатель. Говорите волшебные слова.

По Щучьему велению,

По нашему хотению

Хотим, чтобы наступила лето.

Воспитатель. Смотрите, как ярко светит солнце. Какие красивые цветы расцвели на полянке. Хочется побежать на луг и вдыхать свежий аромат полевых цветов и трав.

На полянке расцвели белые ромашки,

Голубые васильки, розовые кашки

Все цветочки улыбнулись,

Выше солнцу потянулись.

Воспитатель. Ребята, посмотрите, кто прилетел на цветы? Послушайте загадку

Полетает над лужайкой,

Похлопочет над цветком,

Он поделится медком.

В домике живут ребята.

Хоть они и жалят больно,

Их работой мы довольны.

Воспитатель. Что они там ищут?

Дети. Они собирают нектар, который им нужен для питания.

Воспитатель. Что ещё они делают?

Дети. Опыляют цветы, перелетая с цветка на цветок.

Воспитатель. Давайте посмотрим, как они делают.

Воспитатель. Рассмотрите насекомых на картинках, что вы заметили?

Дети. Они мохнатые, покрытые как бы волосками.

Воспитатель. Давайте представим, что ватные шарики – это насекомые и проведём опыт, который поможет нам объяснить, как насекомые переносят пыльцу с одного цветка на другой.

Имитируя, движения насекомых, дети, прикасаются ватными шариками к цветам. На макеты цветов заранее насыпана высушенная и измельчённая краска гуашь.

Воспитатель. Что осталось на ватных шариках?

Дети. К ворсинкам прилипли частички краски.

Воспитатель. А теперь опустите своих насекомых на другой цветок, на котором нет краски. Что мы видим?

Дети. На нём тоже появилась краска.

Воспитатель. Какой вывод мы можем сделать.

Дети. Насекомые переносят пыльцу с цветка на цветок благодаря тому, что на их тельце имеются маленькие волоски.

Воспитатель. Как называется этот процесс?

Воспитатель. Что было бы, если бы не было пчёл?

Дети. Цветы не кому бы было опылять, они не давали бы семян и исчезли.

Воспитатель. Вот видите, как необходимы эти насекомые.

Воспитатель. Вот мы и ответили ещё на один вопрос Емели. Хорошо летом. Но у Емели ещё есть вопросы. Какое следующее время года?

Дети. Осень. Говорим волшебные слова.

По Щучьему велению,

По нашему хотению

Хотим, чтобы наступила осень.

Воспитатель. Давайте вспомним, что мы знаем об осени. Назовите наиболее яркие приметы осени.

Осенью листья на деревьях желтеют, опадают, птицы улетают на юг, трава желтеет и сохнет, часто идут дожди, солнце прячется за тучи.

Воспитатель. Сейчас я загадаю вам загадку.

Шумит он в поле и в саду,

А в дом не попадёт,

И никуда я не иду,

Дети. Это д ождь.

Воспитатель. Правильно, дождь – неразлучный спутник осени. П очему на Земле идёт дождь, и откуда он берётся?

Дети. Дождь идёт из тучи.

Воспитатель. Правильно, дождь идёт из тучи. Сейчас я вам покажу, как дождик попадает в тучу.

Педагог показывает опыт с горячей водой в кастрюле. На кастрюлю кладётся стекло.

- Что появилось на поверхности стекла?

Дети. Капельки воды.

Воспитатель. Сейчас я подниму стекло. Посмотрите, капельки падают. На какое явление это похоже?

Воспитатель. Ребята, объясните Емеле, как же это происходит в природе.

Дети. Когда солнце нагревает воду на поверхности морей, океанов, в реках и озёрах она испаряется .

Воспитатель. А что это значит?

Дети. Капельки воды превращаются в прозрачный невидимый пар. Вместе с тёплым воздухом он поднимается высоко вверх. Там он охлаждается и превращается в маленькие капельки воды. Эти капельки воды кажутся нам с земли белыми облаками. Если эти капельки сольются друг с другом, то они станут крупными и тяжёлыми и образуются, из которых идёт дождь.

Воспитатель. Как называется это явление.

Дети. Круговорот воды в природе.

Воспитатель. Давайте покажем всё это на наших моделях, чтобы Емеле было всё понятно.

Опыт. “Откуда берется дождь?”

Воспитатель. Ребята, представьте, что в руках у меня маленькое облако, оно насыщается водой. (оно немного влажное и состоит из мельчайших капелек воды.)

На подносе влажные губки в форме облака.

Дети обследуют губку сверху и снизу. (Сверху она сухая, а снизу и внутри немного влажная.)

Воспитатель: На что похожа губка?

Детям предлагается сжать ее так, чтобы пошел “дождик”.

Воспитатель: Почему из такого “облака” не идет “дождик”? (В облаке пока ещё мало капелек воды.)

Детям предлагается добавить из стакана немного воды на губку и сжать ее опять.

Воспитатель: Что происходит?

(Дети на опыте убеждаются, что из такого “облака” идет “дождик”, но не сильный.)

Затем предлагается детям вылить на губку оставшуюся в стакане воду и сжать ее снова.

Воспитатель: А что сейчас происходит?

(Дети комментируют свои действия и на опыте убеждаются в результате – идет сильный “дождь”.)

Воспитатель. Какой можно сделать вывод?

Дети. Нижний край облака становится тёмным от крупных капелек и становится похожим на тучу. В ней собралось очень много капелек воды. Они стали очень тяжелыми для “облака” и выпали “дождем”.

Вывод. Вот так и в природе все происходит: соберутся капельки воды вместе в туче и, когда им становится тесно, выпадают на землю дождем.

Вопитатель. Ребята, представьте, как неуютно чувствует себя человек, попавший под дождь. Можно простудиться и заболеть. Но какой бы дождь ни шёл, он необходим для растений, животных, для пополнения рек, озер, морей, океанов.

Список используемой литературы:

1. Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. «Неизведанное рядом», М., ТЦ «Сфера», 2005 г.

2. Николаева С.Н. «Методика экологического воспитания в детском саду», М., Просвещение, 2001 г.

3. Л. Н. Менщикова

Экспериментальная деятельность детей 4-6 лет: из опыта работы / авт.-сост. Л. Н. Менщикова. - Волгоград: Учитель, 2009.-130 с.

4. Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет: тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий/ авт.-сост. Е.А. Мартынова, И.М. Сучкова. – Волгоград: Учитель,2012.

5. Павленко Л.Ф. Вгармсонии с природой. Часть 1. Старшая группа: Программа и методическое пособие для воспитателей дошкольных учреждений. – Ульяновск ИПК ПРО, 1999.

Следующая загадка

Цель досуга: способствовать расширению экологического кругозора детей посредством приобщения к малым жанрам устного народного творчества.

ВложениеРазмер
dosug_otgadyvaem_zagadki_o_prirodnyh_yavleniyah.doc 178 КБ

Следующая загадка

НОД разработана в соответствии с ФГОС. Включает в себя интеграцию таких образовательных областей как,«Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие». Цель НОД: научить детей объяснятьи понимать явления, происходящие в природе в разные времена года посредством опытно-экспериментальной деятельности.

ВложениеРазмер
Формирование экологической культуры старших дошкольников через ознакомление с явлениями природы родного края. 31.08 КБ

Следующая загадка

Цель: Систематизировать знания детей о природе.

1. Закрепить знания детей о животных, птицах, деревьях.

2. Продолжать совершенствовать речь как средство общения.

4. Формировать умение работать в коллективе, оказывать друг другу помощь.

5. Воспитывать интерес и бережное отношение к природе.

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное

учреждение «Детский сад №9 «Теремок»

ТЕМА «ОТГАДЫВАЕМ ЗАГАДКИ О ПРИРОДНЫХ ЯВЛЕНИЯХ»


Солодова Е.С., воспитатель

Цель : способствовать расширению экологического кругозора детей посредством приобщения к малым жанрам устного народного творчества.

  1. Расширять представления детей об отношении наших предков к природным явлениям посредством загадок.
  2. Обогащать, словарный запас детей образными словами, сравнениями, названиями природных явлений.
  3. Воспитывать эстетическое восприятие природы, желание любоваться красивыми явлениями природы.

Воспитатель . Давным-давно, люди еще боялись природы, верили в то, что она живая, понимает человеческий язык и все слышит. И поэтому наши предки старались общаться с природой, как с живым понимающим существом. Издавна люди следили за Луной и Солнцем, изучали природные явления, наблюдали грозы, туман, снег. Это нашло отражение в загадках о природе, природных явлениях, которые считаются самыми древними. Сегодня мы будем размышлять, и разгадывать эти чудесные загадки.

Утром бусы засверкали,
Всю страну собой заткали,
А пошли искать их днём,
Ищем, ищем — не найдём ( Роса)

Воспитатель. Что такое роса? В течение дня земля нагревается солнцем и вечером вновь сильно охлаждается, и охлаждается воздух над ее поверхностью. Невидимые частицы воды собираются в воздухе, и водяные капельки оседают на траву, листву деревьев, камни. Чаще всего это происходит в летние и осенние ночи. Ранним утром можно увидеть, как сверкают капли росы, освещенные лучами зари. Как только воздух потеплеет, роса испаряется. Роса для наших предков была одним из волшебных средств по уходу за лицом и телом. В ней даже купались.


Игра - соревнование «Собери росинки» (две команды детей собирают стеклянные шарики в корзиночки)

На тарелке колобок —
Золотой горячий бок.
А тарелка голубая —
Не видать конца и края (Солнце)

Воспитатель. Солнце - это яркая звезда, оно появляется каждый день с утра во время рассвета, а исчезает вечером после заката. Зимой солнце почти не греет, весной от его лучей становится тепло, а летом жарко. Значение Солнца для жизни на Земле человек чувствовал уже в далекие времена. Древним людям оно представлялось могучим существом, от которого зависело все: не будь Солнца, не было бы ни растений, ни животных, ни человека. Наши предки славяне поклонялись богу Солнца, называли его Даждь-бог, или Ярило.

Народная игра «Солнце и месяц » (Все дети собираются на площадке, выбирают двух ведущих. Те отходят в сторону и тихо, чтобы никто не услышал, сговариваются, кто из них будет месяц, а кто солнце. Участники игры встают друг за другом, кладут руку на плечо впереди стоящего или берут его за пояс. Солнце и месяц подходят к играющим, берутся за руки и высоко их поднимают, получаются ворота. Играющие поют песенку:

Шла, шла тетеря,
Шла, шла рябая,
Шла она лугом,
Вела детей кругом:
Старшего, меньшого,
Среднего, большого.

С этой песенкой они проходят через ворота. Солнце и месяц останавливают последнего и тихо спрашивают: «К кому хочешь — к солнцу или к месяцу?» Играющий так же тихо отвечает, к кому он пойдет, и встает рядом или с солнцем, или с месяцем. Игра продолжается. В конце игры нужно пересчитать, к кому перешло больше игроков).

Гуляет в поле, да не конь,
Летает на воле, да не птица ( Ветер)

Воспитатель . Что вы знаете о ветре? Ветер – это движение воздуха. Теплый воздух движется наверху, а холодный внизу, и они стремятся поменяться местами. Люди в старину считали, что ветры – существа живые и наделенные большой силой, их называли господами.

Игра малой подвижности «Ветер» ( Ветер сильный налетел, закружил, загудел: «У – у – у – у – у!» (Дети размахивают руками в стороны над головой, затем кружатся). Закачал деревьев ветки.(Наклоняются вправо – влево, руки подняты вверх). И пригнул к земле кусты. (Присаживаются, одновременно опуская перед собой поднятые вверх руки). Полетал он над полянкой, лег на травку и цветы. (Ложатся на ковер.) Ветерок наш отдыхает, не гудит и не летает. (Лежат в расслабленной позе некоторое время.) Но лишь ветер отдохнет – вновь отправится в полет. (Встают на ноги.)

Загадка.
Он идёт, а мы бежим,
Он догонит всё равно!
В дом укрыться мы спешим,
Будет к нам стучать в окно.
И по крыше тут да тук!
Нет, не впустим, милый друг! ( Дождь)

Воспитатель. Дождь – это вода, падающая с небес. Наши предки считали дождь хорошей приметой. В древние времена дождевую воду использовали, чтобы мыть младенцев. Считалось, что она одаривает ребенка здоровьем, умом и помогает ему раньше заговорить. Чтобы быть здоровыми, наши предки умывались дождем во время первой грозы. Также этой же водой омывали волосы для сохранения их красоты, здоровья и блеска. В давние времена наши прадеды и прабабки собирали дождевую воду, делали на основе ее травяные настои и отвары, которые помогали от многих бед.

Подвижная игра «Дождик» ( дети при помощи считалки выбирают «Дождика». Он надевает накидку, берет в руки султанчики. Дети сидят на корточках по кругу. «Дождик» ходит внутри круга, рядом с детьми, встряхивая в их сторону султанчиками и поет песенку: кап-кап-кап-кап буду долго капать так. Если только захочу всех детей я намочу. Дети встают, берутся за руки и поют: дождик нас пугаешь зря, не боимся мы тебя (двигаются по кругу хороводным шагом). Капай, сколько хочешь (сужают круг, подходят к дождику). Нас ты не намочишь (расходятся, расширяя круг). Под любую веселую музыку бегают врассыпную «Дождик» пытается их «намочить», дотрагиваясь султанчиками. По окончании музыки все останавливаются, и дети, до которых дотронулся «дождик» поднимают руки вверх. Вместе считают «промокших под дождем»).

Лишь только дождичек прошёл,
Я в небе новшество нашёл:
Сквозь небосвод прошла дуга.
В ней семь цветов, там - …Радуга

Воспитатель . После сильного дождя или грозы иногда можно наблюдать такое необычное явление природы, как радуга. Наши предки считали, что радуга это мост между небом и землей. Появление радуги в небе означает, что вскоре наступит хорошая погода и ненастью пришел конец. Назовите цвета радуги, и в какой последовательности они располагаются? Запомнить расположение цветов поможет такая подсказка «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан» (дети повторяют)

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непосредственно образовательная деятельность детей старшего дошкольного возраста «Природа: мастерство и фантазия» (художественно творческая деятельность)

Ручной труд в детском саду пробуждает в малышах фантазию, развивает художественный вкус, приучает детей к терпению, упорству, аккуратности, развивает творческое мышление, воображение и и.


Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе «В гости к природе»

конспект занятия по ознакомлению с окружающим в старшей группе.


Социально-коммуникативная, познавательная иречевая непосредственно образовательная деятельность в старшей группе составление описательного рассказа по картине «Труд в природе весной»

дети учатся составлять описательный рассказ по картине, отгадывать загадки, играют в словесные игры, сообща придумывают название картине.

Непосредственная образовательная деятельность по теме: «Береги природу, в ней всё взаимосвязано» (Интегрированное занятие) (старшая группа),

Интегрированная непосредственно- образовательная деятельность по теме: «Береги природу,в ней всё взаимосвязано».Интеграция образовательных областей: «Познание», « Коммуникация», «Худ.


Конспект непосредственно - образовательной деятельности по ознакомлению с природой в старшей группе "Встреча в русской избушке на лесной опушке"

Конспект непосредственно - образовательной деятельности по ознакомлению с природой в старшей группе "Встреча в русской избушке на лесной опушке".


Конспект непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению с природой на тему: « Обитатели водоемов» для детей старшей группы.

Конспектнепосредственно образовательной деятельностипо ознакомлению с природойна тему: « Обитатели водоемов» для детей старшей группы.

Читайте также: