Загадки о подземных жителях
Обновлено: 04.11.2024
Конспект НОД «Почва и подземные обитатели» в подготовительной группе.
1. Расширять представления детей о почве и подземных обитателях.
2. Развивать познавательную активность.
3. Учить выдвигать предположения, проверять и делать элементарные выводы о свойствах почвы в процессе опытнической деятельности.
4. Воспитывать бережное отношение к природе.
Материал и оборудование: Картинки с изображением почвы и подземных обитателей, колбы с водой, контейнер с почвой, лупы, клеенки, салфетки, промокательная бумага.
Активизировать словарь: почва, подземные обитатели, воздух, подземные обитатели, перегной.
Предварительная работа: Наблюдение за почвой на прогулке, рассматривание дождевого червя, беседа о кроте, жуке, черве, экскурсия в парк.
Следующая загадка
/ознакомление с окружающим миром природы/.
Тема: «Подземный житель – могера»
Цель: познакомить детей с внешним видом и образом жизни крота.
- познакомить детей с дальневосточным кротом – могерой;
- дать детям представление об особенностях внешнего строения и поведения крота, о его приспособленности к подземному образу жизни (короткое овальное тело, передние ноги, похожие на лопаты (ими крот роет подземные ходы, отсутствие ушных раковин, маленькие глаза, заострённый вытянутый нос с короткими усами);
- учить детей понимать природные взаимосвязи.
развивающие:
- развивать познавательный интерес к миру природы, умение анализировать, сравнивать, логически мыслить,
- развивать связную речь и обогащать словарь.
- закреплять счёт в пределах десяти;
-воспитывать гуманное отношение к подземным животным, осознание их значимости и необходимости в природе;
- воспитывать умение слушать друг друга.
Образовательные области: познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, социально – коммуникативное развитие.
1 часть. Вводная часть.
Создание настроя и интереса к НОД.
Загадка о почве.
Эксперимент с почвой.
2 часть. Основная часть.
Рассказы детей о подземных жителях.
Игровой приём – в гости приходит Дюймовочка.
Методические приёмы: рассказ и беседа про крота
Презентация про крота.
Подвижная игра «Проползи по коридору»
Дидактическая игра «Охота крота»
Подведение итога НОД.
Чтение стихотворение А. Тесленко «Роет крот туннель в земле»
Индивидуальная работа: активизировать речь Милены, Ксюши, Вани.
Предварительная работа: эксперимент с почвой – есть ли в почве вода;
чтение: Г. X. Андерсена «Дюймовочка», сказка «Крот и лягушка», сказка о Кроте; беседа о почвенных обитателях; просмотр мультфильма «Крот и его друзья»
Оборудование: проектор для просмотра презентации; линейка 30см; верёвки; обручи; вырезанные из картона силуэтные изображения мышей, ящериц, лягушек, насекомых, червей; ёмкость с водой, мешочек с почвой, сухие комочки земли.
Словарная работа: крот, кротовина, кладовка.
Ход занятия:
Ребята, чтобы узнать, чем мы будем заниматься, надо отгадать загадку
Цветущие растения. Богатый урожай,
А как он получился? Скорее соображай.
И семена хорошие, полив, подкорм, уход,
А главное, что требует больших людских забот?
- Вы догадались что это?
Да, сегодня речь пойдет у нас о почве (земле).
- А кто-нибудь знает, как еще называют нашу землю? Как о ней говорят?
- А такое выражение «Земля – матушка, кормилица наша» слышал кто?
- А почему так о ней говорят? (да, она кормит нас, давая урожай).
А кормит она не только нас, но и растения.
Вы знаете и видели, что у многих трав, кустарников и деревьев корни глубоко уходят в землю. Оттуда они берут необходимые для роста и развития питательных веществ.
Еще почву называют «Подземным царством».
- Как вы думаете, почему?
В ней обитает много жильцов (дождевые черви, жуки, кроты и т. д.).
Смотрим иллюстрации с изображением подземных жителей.
-Чем они дышат? Как и все воздухом. А хотите узнать есть ли в земле воздух?
Тогда я вас приглашаю в нашу лабараторию
Давайте проверим, есть ли в почве воздух.
ОПЫТ 1: Возьмем стакан с водой и бросим в него комочек почвы. Что мы видим? (Ответы детей) Какой вывод можно сделать исходя из результатов опыта?
Вывод: Мы видим пузырьки, которые поднимаются наверх. А это значит, что в почве есть воздух.
ОПЫТ 2: Возьмите промокательную бумагу, насыпьте на неё немного почвы. Придавите её плотно к бумаге. Что вы увидели на бумаге? (Ответы детей).
Какой вывод можно сделать?
Вывод: почве есть вода.
Воспитатель: Откуда же она берется в почве? (ответы детей)
Все правильно, дети. Вода попадает в почву, когда идет дождь или во время полива. Она проникает вглубь и сохраняется в свободных местах между частицами почвы.
ОПЫТ 3: Размешаем почву в стакане с водой. Что вы видите? (Ответы детей). Правильно, через некоторое время мы видим, что на дне стакана осел песок, сверху вода помутнела из-за глины, а на поверхности плавает мусор, корешки растений – это и есть перегной. Какой мы сделаем вывод? (Ответы детей)
Вывод: Почва в своём составе имеет: перегной, песок, глину.
ОПЫТ 4: А что происходит, когда Вы поливаете растения водой? Давайте попробуем полить из стаканчика на почву. Что Вы заметили? (вода намочила почву и прошла дальше, вывод-почва впитывает воду).
Мы узнали, что в почве есть вода, воздух – значит там можно жить.
А теперь посмотрим, запомнили ли вы «подземных жителей». Отгадайте загадки
1)Маленький рост, длинный хвост,
Буроватая шубка, остренькие зубки,
Под землей таится, в поле ходит покормиться. (полевка)
2)Землеройная машина, без бензина и без шины
Землю каждый день рыхлит, строит длинный лабиринт
Темнота и теснота в подземелье у … (крота)
3)Мой хвост не отличишь от головы
Меня всегда в земле найдете вы.
А если вдруг пролился дождик
Я выползаю на дорожки. (дождевой червь)
4)Погляди на молодцов: веселы и бойки
Волокут со всех концов, материал для стройки.
Вот один споткнулся вдруг под тяжелой ношей,
И спешит на помощь друг, тут народ хороший.
Без работы, хоть убей жить не может (муравей)
5)Скачет зверушка, не рот а ловушка.
Попадут в ловушку и комар и мушка. (жаба)
Как же мы можем сберечь почву для этих существ? Что мы можем сделать? (Ответы детей: не загрязнять почву, поливать чистой водой, не разводить костры, не вытаптывать растения, оберегать «подземных жителей» - ведь они нужны почве.)
Игра "Что я видел на участке?"
Воспитатель: Ребята, а теперь,давайте вспомните наш участок и закончите следующие предложения:
- Осенью с деревьев на землю падают. (листья, плоды, например, каштаны)
- Дождик поливает землю, и листья. (становятся мокрые)
-Желтые, оранжевые листья, начинают покрываться темно-коричневыми и черными пятнами, они. (гниют).
-Мы часто видим как по земле ползают. (червячки, насекомые)
-Когда мы копаем землю лопатками, наши ребята иногда находят. (червяков)
Ребята! Червяки, насекомые, личинки, слизни и другие подземные обитатели помогают гниению и переработке осенних листьев и травы, превращая их в перегной, про который мы уже говорили.
Воспитатель: Сегодня на занятии вы познакомились с понятием «почва», напомните мне, пожалуйста, что это? Из чего состоит, кто в ней обитает (ответы детей). Как же мы можем сберечь почву для этих существ? Что мы можем сделать? (Ответы детей: не загрязнять почву, поливать чистой водой, не разводить костры, не вытаптывать растения, оберегать «подземных жителей» - ведь они нужны почве.)
Публикации по теме:Рекомендации для родителей «Познавательно-исследовательская работа с дошкольниками «Подземные богатства земли Оренбургской» «Подземные богатства земли Оренбургской» Цель: закрепить у детей знания о богатстве земли Оренбургского края. Воспитывать гордость за.
Детская исследовательская работа «Почему почва чёрная?» Паспорт исследования: Укажите, какой проблеме посвящена Ваша исследовательская работа? Мы хотели узнать, почему растения растут только на.
Конспект НОД в старшей группе «Подземные богатства Земли» Цель. Формировать у детей представления о полезных ископаемых, их роли в жизни человека. Задачи: - познакомить с внешним видом полезных.
Конспект непосредственно образовательной деятельности «Обитатели леса» Цель: Развитие детского творчества в процессе изображения силуэтов обитателей леса, средствами нетрадиционного рисования. Задачи: 1. Расширять.
Конспект НОД по лепке «Обитатели зимнего леса» (старшая группа) Конспект НОД лепка Тема: "Обитатели зимнего леса" старшая группа. У деток старшей группы тема недели "Дикие животные". На этой недели мы.
Конспект НОД «Лесные обитатели» (средняя группа) Цель: Обобщить и систематизировать представления детей о лесных обитателях. Образовательные задачи: 1. Формировать представление о внешнем.
Конспект образовательной деятельности по развитию речи «Морские обитатели» для детей подготовительной группы Конспект образовательной деятельности по развитию речи. "Морские обитатели". Подготовительная группа. Задачи: Расширять представления по.
Конспект образовательной деятельности в подготовительной группе «Моря и их обитатели» Цель: закрепить знания детей о морских обитателях, пополнить имеющийся опыт новыми сведениями об образе их жизни. Задачи: Воспитательные:.
Конспект занятия «Море и морские обитатели» для детей младшего возраста Конспект занятия «Море и морские обитатели»Цель: Используя наглядный материал, помочь детям принять участие в разговоре на общую тему. Развивать.
Конспект занятия в старшей группе «Морские обитатели» по изодеятельности в технике пластилинографии Цель: Уточнить представление об обитателях морских глуби. Задачи: Побуждать изображать картину морского дна, отрабатывать приемы вытягивания,.
Следующая загадка
Цель: Дать детям занятие о кроте - диком зверьке (где живет, чем питается, каковы характерные особенности его внешнего вида, познакомить с дождевым червяком (его внешним видом объяснить почему червей называют дождевыми).
Воспитывать интерес к подземным жителям (кроту, дождевому червяку). Бережно относиться к ним.
Ребята сегодня на занятии мы с вами отправляемся в путешествие в подземное царство. Мы знаем, что животные живут не только в лесу, ходят по земле, но живут и в земле.
Мы спускаемся все ниже, ниже становиться темнее и темнее солнышко совсем не попадает сюда.
А вот и первый подземный житель.
Мой хвост не отличишь от головы
Меня всегда в земле найдите вы (червяк)
А сейчас послушайте отрывок из сказки Павловой «Большое чудо»
Дождевой червяк родился не земле, под гнилушкой и целой год прожил в темноте, прокапывая норки. На волю, он выглядывал только в сумерки, чтобы забирать и утаскивать под землю опавшие листья. Это была его любимая еда. Но однажды, после сильного летнего ливня дождевому червяку пришлось выбраться из затопленной норки наружу. Земля была мокрой и мягкой. Солнце светило сквозь облачко и не жгло, а ласкало нежную кожу дождевого червяка. Травы и деревья роняли с листьев последние капли дождя. Было так хорошо, что дождевому червяку казалось будто это он сам нарочно вылез посмотреть на белый свет.Он так и сказал: «Я пришел посмотреть как вы все тут живете». «Ну что ж, посмотри» - приветливо ответили ему травы и деревья Они не знали его, и любили ведь он жил в большой дружбе с корнями. Поползай по земле, и ты увидишь много разных чудес.
Ребята, а как вы думаете, хорошо ли видит червяк? Правильно под землей нет света, поэтому червяку, как и другим подземным жителям, хорошее зрение ни к чему.
Ребята, почему червей называют дождевыми? (из-за того, что черви после дождя выползают на поверхность) Но оказывается, в названии таится настоящая трагедия этих полезных существ. Они тысячами не возвращается под землю. Может быть их заливает водой в норках, и они гибнут от недостатка кислорода. Но в опытах они выживают в банках с водой целый год. Какая таинственная сила гонит червей из нор во время дождя и губит их? На это пока нет ответа. Долго находится без почвы червяк не может, он житель подземного царства.
Сейчас мы встретимся с одним подземным жителям (загадка).
Сделал дыру, вырвал нору,
Солнце сияет, а он и не знает (крот)
Ребята, сейчас мы посмотрим фильм о кроте.
Ребята, а какую вы знаете сказку, в которой жил крот. (Дюймовочка)
А как в сказке старая мышь говорила о кроте: У него самый большой дом под землей и он носит чудесную бархатную шубу. Одна беда он совсем слепой и не увидит тебя. Дом у крота был в 20 раз больше чем у полевой мыши. Там было много больших комнат и длинных коридоров, но солнце никогда не заглядывало туда. Крот не любил о том, что скоро лету конец будет солнце перестанет палить землю, и она снова станет мягкой и рыхлой.
1. Почему крот был слепым и не любил солнце? (крот подземное животное, под землей нет света, там всегда темно и кроту не нужно зрение, потому что все равно ничего не увидишь)
2. Почему крот был толстым? (под землей холодно и толстый слой жира согревает крота, помогает ему спастись от холода и теплая бархатная шубка).
3. Почему крот ждал, когда наступит осень и земля снова станет мягкой и рыхлой? (тогда кроту будет удобно копать землю, рыть в ней ходы).
Ребята, крот действительно трудяга. Длинной всего 10-15 см и весом 100 гр. он выносит на поверхность за год до 10 тонн земли. Настоящая миниатюрная землеройная машина. Кошку можно гладить только от головы до хвоста, если гладить в любом направлении шерстка будет ложиться гладко, крот ползает в любом направлении, и она не мешает ему, потому что если бы она топорщилась, как у кошки крот застрял бы при движении назад. Волоски у крота плотно прижаты к телу. Крот прекрасно слышит, различает запахи. Помогает ему ориентироваться хоботок. Крот любит пить, он прорывает ходы к лужам и ручьям. Ест крот много, без пищи быстро погибает. Питается он личинками жуков, дождевыми червями. А на них самих охотятся лисы, вороны, куницы, ежи. Но самый большой их враг - человек. Из их бархатных шубок люди шьют для себя шубы. Но кротам шубы гораздо нужнее, чем людям.
О чем бы крот попросил людей, если бы умел разговаривать?
А сейчас ребята, нам пора возвращается из подземного царства. Как хорошо на земле. Ярко светит солнце. Давайте поиграем с вами в игру «Зверолов».
Публикации по теме:Недельный проект «Очаровательная божья коровка» (вторая младшая группа) Цель проекта: дать детям представление о том что в природе важны все насекомые. Познакомить с внешним видом божьей коровки. Воспитывать.
Творческий групповой проект «Наши друзья — подземные жители дождевые червяки» Проект:"Наши друзья-подземные жители дождевые червяки". Одной из важных задач работы по экологическому воспитанию я считаю знакомство детей.
Ход НОД.
1 часть. Организационный момент.
Мы за руки все возьмёмся
И друг другу улыбнёмся,
Да с хорошим настроением
Заниматься мы начнём.
- Посмотрите, у меня в руках мешочек, а что в нём вы узнаете, когда отгадаете загадку.
Самый верхний слой земельный
В нем растут трава, деревья
Как её все называют? (Почва)
- Это целое подземное царство, которое вы не видите. Главное свойство почвы - это плодородие. В почве содержится перегной для жизни растений. Вы знаете, что в почве есть и вода. А вот в почве есть ли воздух? Давайте сейчас узнаем. (Бросить сухие комочки в воду – пойдут пузырьки - воздух)
Вывод: В почве есть воздух, значит, в почве можно жить.
2 часть. Основная часть.
- Расскажите, пожалуйста, каких почвенных обитателей вы знаете?
Дождевой червь - он всю свою жизнь проводит в почве. Питается останками перегнивших листьев. Все тело покрыто слизью, чтобы легче было двигаться. На поверхности можно увидеть во время дождя.
Муравьи - живут семьями в домах - муравейниках, большая часть, которых находится под землёй.Каждый муравей выполняет свою работу: муравьи-солдаты-защищают муравейник, муравьи-строители-строят муравейник, муравьи-няньки-заботятся о потомстве.
Медведка - насекомое, немного похоже на сверчка, но очень крупного. Лапы приспособлены для активного рытья, внешне они напоминают совки экскаватора. Чаще селится на огородных участках и роет там ходы.
Полевая мышь (полёвка) - мелкий зверёк, живёт на лугах, полях. День проводит в норе, а ночью выходит на поверхность. Питается корешками растений, останками перегнивших листьев и веток, останками насекомых, личинками.
- Ребята, сегодня мы познакомимся с ещё одним интересным подземным жителем, увидеть, которое почти невозможно.
Я, друзья, подземный житель,
Землекоп я и строитель,
Землю рою, рою, рою,
Коридоры всюду строю,
А потом построю дом
И живу спокойно в нем. (крот)
Раздаётся стук в дверь, входит Дюймовочка, со слезами на глазах.
- Что случилось, Дюймовочка? Почему ты плачешь?
- Решила меня мышь выдать замуж, да знаете за кого? У него блестящая шкура, он плохо видит, потому что живёт под землёй.
- Ребята, вы догадались, о ком идёт речь? (ответ детей)
- Да ведь я о нём ничего не знаю, какой он, что он умеет делать?
- Оставайся с нами Дюймовочка, сегодня наше занятие посвящено как раз этому животному. Я думаю, что ты много интересного узнаешь про крота.
- Помните,что говорила старая мышь из сказки: У него большой дом под землёй, и он носит чудесную бархатную шубу, хозяин больших кладовых с зерном.Одна беда: он совсем слепой, толстый и терпеть не может солнце».
Однако реальный зверёк не совсем соответствует своему сказочному образу.
Рассказ педагога про дальневосточного крота – могеру.
У нас на Дальнем Востоке живёт дальневосточный крот или могера –это редкое животное фауны Хабаровского края.
Дальневосточный крот или могера, небольшое позвоночное животное, ведущее роющий образ жизни, относится к семейству кроты.
Могера - небольшое, величиной с ладонь животное. Длина тела 155—206 мм. Глаза закрыты кожистой перепонкой. Мех густой, бархатистый, окраска его тёмная, серая или буровато - коричневая с металлическим отливом, нижняя часть тела имеет серебристо - желтоватый оттенок, на груди и брюхе неясное охристо-ржавое пятно. Лапы и когти бледно-жёлтого цвета. Шёрстка растёт торчком. Крота можно гладить в любую сторону, и шёрстка ляжет так, как её погладили.
- Как вы думаете, зачем ему такая шерсть, которая ложится в любую сторону? (Ответы детей.)
Правильно, кроты двигаются по узким ходам, могут ползти вперёд, назад, такая шерсть облегчает продвижение.
Живёт предпочтительно в местах, где рыхлая, плодородная почва.
- Как вы думаете, могут кроты жить в горах? Почему? (ответы детей)
Твёрдые каменные горы не подойдут кроту для жизни, потому что он не сможет прорыть их. Ведь почти всю свою жизнь крот проводит под землёй, в глубоких норах и ходах.
Могера обитает в лиственном лесу с богатым травяным покровом. Редко, но удаётся увидеть подземного жителя. И сразу видно, что он приспособлен исключительно для подземной жизни. Давайте рассмотрим его внимательно.
Две очень большие передние лапы-лопаты предназначены для рытья земли. А также нос, очень чувствительный к запахам, предназначен для грубой работы, - носом крот землю буравит, лапами гребёт, как экскаватор и толкает назад. За одну минуту крот прорывает под землёй ход вот такой длины (показ 30-ти сантиметровой линейки).
День за днём, за годом год
Следующая загадка
Под землей тебя окружает поистине сказочный мир! Посреди заброшенной штольни висит целая «занавеска», казалось бы, из льда. Но нет, это известняк. Встречаются и сталагмиты - это «сосулька наоборот», которая растет из земли. Есть здесь целые причудливые изваяния из них. Исследователь подкрепляет свой рассказ снимками.
Почти десять лет наш земляк - геофизик и велопутешественник Владислав Васильев - изучает различные подземные объекты Кольского полуострова. Колесит по проселочным дорогам, болотистой тундре или каменистым тропам Хибин, отыскивая заброшенные рудники, шахты, подземелья Второй мировой войны, пещеры в скалах.
- Эта тема мало изучена, поскольку целенаправленной работы по исследованию подземных загадок нашего края не проводится, - такие выводы Васильев сделал еще в первые годы поиска. Он тщательно изучал карты, где скрещенными молоточками обозначены рудники. Обнаружил уже во время поездок, что рельеф местности часто не совпадает с картой, а большинства подземных сооружений на ней просто нет. Засел и за изучение исторических источников. Поисковики, краеведы, местные жители рассказывали о большом количестве заполярных пещер. В итоге Владислав Васильев насчитал их около восьмидесяти.
- Первое описание северных пещер сделал в 1496 году дьяк Григорий Истома: «Святой Нос есть огромная скала, вдающаяся в море, под нею видна водоворотная пещера, которая каждые шесть часов поглощает воду и с большим шумом обратно изрыгает назад эту пучину. Одни говорили, что это середина моря, другие - что это Харибда. Сила этой пучины так велика, что она притягивает корабли и другие предметы, находящиеся поблизости, крутит их и поглощает», - продолжил рассказ Владислав Валентинович. - Напомню об известных исполинских каменных котлах на острове Сосновец. Их в 1840 году обнаружила экспедиция Российской академии наук под руководством Карла Бэра. Как появились эти узкогорлые цилиндрические пустоты? Во время отлива ученые смогли разобраться, что галька и щебень из прибрежных скал в «соавторстве» с прибоем вытачивали небольшие полости. Затем галечный материал, совершив круговые движения, истирал породу и углублял цилиндр.
На свинцово-серебряных рудниках острова Медвежий добыча велась в XVI-XVIII веках. До нашего времени сохранились остатки восемнадцати шахт.
- Многочисленные походы по самым отдаленным уголкам области наверняка позволили хотя бы прикоснуться к тайнам заполярных пещер?
- Об открытиях говорить пока рано, - возразил Васильев.- Но встречается немало любопытного. Я побывал в заброшенных шахтах вблизи Кировска. Там особенно много рудоспусков, тоннелей, есть даже горизонтальная штольня. Немало пещер и пустот, образованных природой, в Хибинах. Горный массив, как мы знаем, часто испещрен трещинами и разломами. Несколько лет назад на юго-западном отроге самой высокой горы Кольского полуострова Юдычвумчорр нашел сквозной канал длиной около четырех метров. Тайна его еще не разгадана. Запомнились бериллиевое месторождение близ озера Большой Лапоть, где колодец шахты достигает 10 метров, а также отработанные рудники для добычи редкоземельных металлов под Ревдой.
В восточной части Сейдозера еще в 1922 году экспедиция Александра Барченко обнаружила «таинственный лаз», загадку которого тщетно пытаются разгадать до сих пор. В саамской мифологии фигурируют подземные жители северной земли - маленькие человечки чахкли. Финские сказки еще более конкретны. Они указывают точный адрес Санта-Клауса. Финский Дед Мороз живет в пещере на склоне сопки Корватунтури.
Многие исследователи проявляют интерес к Неблогорскому уже отработанному руднику под Кандалакшей. Неблагора известна еще катастрофой дирижабля в 1938 году. Теперь о том трагическом событии напоминает памятный знак на вершине горы. Сам поселок, стертый с географической карты, сегодня разрушен до такой степени, что, по словам поисковиков, напоминает натуру фильма Андрея Тарковского «Сталкер». В годы промышленного освоения слюды здесь был построен большой рудник со многими откаточными штольнями. Васильев побывал там в прошлом году.
- Рудник, конечно, требует дальнейшего исследования, - пояснил мой собеседник. - Правда, там есть участки, где без альпинистского снаряжения и соответствующих навыков не обойтись.
- Все же ваши экстремальные путешествия по северным подземельям сопровождаются немалой долей риска? - не удержалась я от вопроса.
- Реальная опасность, безусловно, существует, - согласился Владислав Валентинович. - Необходимо строго соблюдать меры предосторожности. Мне интересно, что находится под землей.
К слову, Владислав Васильев работает начальником отряда обработки метода преломленных волн и геотехнологий Морской арктической геологоразведочной экспедиции.
- Совсем недавно ездил в Териберку. Узнал о пещерах, возможно, природного происхождения. Одну из них нашел быстро, вблизи поселка, - он показал снимки пустот в скальном массиве. - Другие находятся в тундре.
Лето Васильев проводит, как правило, в седле велосипеда. О своих будущих маршрутах говорит конкретно:
- Хочется обследовать слюдяные рудники в Ковдорском районе. Краеведческий интерес вызывают также разработки на севере Карелии - в Тэдино и Чупе. Сегодня эти рудники уже заброшены, а ведь в них добывали слюду еще при Иване Грозном
Ход подземный роет крот.
Две передних быстрых лапки
У крота, как две лопатки.
Когда земля начинает мешать, ему рыть нору, он выбрасывает её на поверхность.
Холмик земли на поверхности – выход из норы, называется кротовина. Повторите это слово и постарайтесь запомнить.
- Я предлагаю вам стать кротами и проползти по коридору.
Подвижная игра «Проползи по коридору»
На полу выкладываются параллельно две верёвки на расстоянии 40-50 см одна от другой. Дети поочерёдно пролезают на низких четвереньках между верёвками, стараясь не коснуться их. В конце коридора ребёнок должен встать на ноги в обруче - «кротовине».
Глаза и уши закрываются складками кожи и спрятаны в шерсти, чтобы не засорялись землёй. У подземного зверка весьма плохое зрение. Глаза очень маленькие, но крот может видеть, ну хотя бы что снаружи - ночь или день.
Выбрав подходящее место для жизни, крот хорошо его обустраивает. У него есть место, где он отдыхает и спит, множество ходов, места для охоты и кладовые.
- Как вы понимаете слово «кладовка»? (ответы детей)
Кладовка – это помещение, в котором что-то хранится. Охота крота - это тяжкий труд, неустанное копание земли в поисках пищи.
Крот не признает ничего, кроме мяса и съедает его каждый день много.
Съедает он все, что встречает под землёй, - насекомых, их личинок, жуков, медведок, гусениц бабочек, многоножек, но главная, любимая пища - дождевые черви. Кормится могера многократно и в любое время суток.
Изредка, выходя на поверхность земли, крот может поймать мышь полёвку, ящерицу, лягушку, похитить из гнезда птенца. В поисках добычи очень чуткие уши и нос заменяют кроту плохое зрение.
Охота идёт днём и ночью. Двадцать четыре часа суток делятся у крота лишь на время охоты и отдыха. Без пищи крот может прожить только пол дня. Кроты на зиму не впадают в спячку, так как зимой под землёй они находят достаточно пищи.
- Давайте поиграем в игру «Охота крота».
Дидактическая игра «Охота крота»
Дети получают задание найти каждому заданное количество добычи для крота. Передвигаясь в ограниченном пространстве, они собирают именно такое количество вырезанных из картона силуэтных изображений, сколько нарисовано на карточке.
Однако зимой добычи меньше, поэтому с осени животные усиленно делают запасы. Вокруг «спальни» у кротов повсюду склады. Чтобы добыча не расползалась, крот её ранит, оставляя, однако, живой.
Животное не только много ест, но и много пьёт. Один из его подземных ходов ведёт к реке, пруду, хотя бы к луже. Вода частенько во время дождей заливает ходы, но кроту это не страшно - он хорошо плавает.
Крот - существо не уживчивое, сварливое, вздорное, кровожадное.
- Как вы понимаете эти слова? Какой у крота характер? (ответы детей)
Друзей у него не бывает. Живёт один - одинёшенек и никого не терпит в своих владениях, даже других кротов. Врагов встречает боем.
У кротихи рождаются четыре-пять совершенно беспомощных, голых, слепых кротят, которых она выкармливает их своим молоком.
В природеврагов у крота много: лисы, куницы, ежи, совы, аисты, вороны и другие хищники.
Человек сейчас не охотится на кротов, потому что кротовая шкурка непрочная и не годится на шапки и воротники.
Не любит человек крота за то, что тот наносит вред садам и огородам. Но как же так, спросите вы. Ведь крот ест только мясную пищу. Значит, не может он поедать выращенные в садах фрукты и в огородах овощи. Копая подземные ходы, кроты повреждают корни растений, иногда настолько сильно повреждают, что растение погибает. Вот какой вред наносят кроты растениям.
Но кроты не только вредят садам и огородам, но и приносят определённую пользу: разрыхляют землю и уничтожают вредных насекомых.
- О каком животном вы узнали?
- Что запомнили об этом удивительном животном?
Чтение стихотворение А. Тесленко
Роет крот туннель в земле,
Только вот темно везде.
Крот не любит яркий свет,
Каждый знает, не секрет.
Не помогут и очки,
Не помогут фонари.
Только крот не унывает,
Дело своё точно знает.
Не заблудится нигде,
Рыл туннели он - себе!
- Выберите своё настроение
- Спасибо, вам дети. Я так много узнала о жизни кротов. Но всё же я не хочу за него замуж, ведь я люблю цветы, солнышко. Я не могу без этого жить. Как же мне быть?
Дети предлагают свои варианты помощи Дюймовочки.
Прикреплённые файлы:
krot_dmknl.pptx | 5349,64 Кб |
Фотоотчет о проекте «Ознакомление детей раннего возраста с миром природы» Как известно, у детей раннего возраста преобладает наглядно-действенное мышление, то есть они живут по принципу "Что вижу, с чем действую,.
Конспект интегрированного занятия по развитию речи, ознакомление с окружающим миром «Дикие животные» Конспект интегрированного занятия по развитию речи, ознакомление с окружающим миром, художественной литературе в разновозрастной группе.
Конспект НОД в ОО «Познание. Ознакомление с окружающим миром» на тему «Живое — неживое» для второй младшей группы НОД «Познание: ознакомление с окружающим миром» во 2 мл группе. Подготовил: Глазкова О. А. Тема: «Живое - неживое». Цель: Сформировать.
Образовательное взаимодействие воспитателя с детьми: организация познавательного развития через ознакомление с миром природы «Образовательное взаимодействие воспитателя с детьми в рамках реализации ФГОС ДО: организация познавательного развития через ознакомление.
Ознакомление с миром природы (сезонные наблюдения) Образовательная область: «Познавательное развитие» Ознакомление с миром природы (сезонные наблюдения) Цель наблюдения: • Учить детей называть.
Ознакомление с окружающим миром «Знакомство с осенью» для младшей группы Ознакомление с окружающим миром для младшей группы "Знакомство с осенью" Задачи 1. Знакомить детей с понятиями о зимовке животных. 2. Закреплять.
Ознакомление с окружающим миром. Природные явления «Туман» для старшего дошкольного возраста Зимний туман Цель:познакомить детей более подробно с природным явлением - туман Задачи продолжаем знакомство с природными.
Перспективное планирование «Ознакомление с окружающим миром» во второй младшей группе 1. «Я – человек» Цели: Обогащать представление детей о себе и своих сверстниках; - Учить различать людей по полу, возрасту, индивидуальным.
Прогулка «Наблюдение за одуванчиком». Ознакомление с миром природы-сезонные наблюдения весной в младшей группе Образовательная область: Познавательное развитие. Материал подготовила воспитатель ГДБОУ детский сад №3 Приморского района г. Санкт.
Воспитание патриотических чувств посредством ознакомления с окружающим миром природы Патриотическое воспитание-это основа формирования личности. Патриотическое воспитание, есть результат длительного воспитательного процесса.
Читайте также: