Загадки о городе киров

Обновлено: 22.11.2024

Цель: формирование знаний детей о родном крае.

Образовательные:1. Формировать представление о малой Родине на основе ознакомления с областным городом и достопримечательностями г. Кирова.

Познакомить с историческими символами Вятского края, с известными людьми и памятниками культуры Вятки, с гербом и флагом Кировской области, символическое значение изображений герба и флага Кировской области, показать расположение областного города на территории России.

Развивать воображение, мышление в процессе игры.

4. Воспитывать патриотические чувства к своей Малой Родине (г. Киров).

Предварительная работа: рассматривание открыток с изображением города Кирова, заучивание стихотворения, творческие работы детей, игры-лото о родном крае.

Материал: карта Кировской области, герб и флаг Кирова, фотографии (слайды) с достопримечательностями Кирова, конверты с символикой (флагом);

Настольно-печатные игры «Старая Вятка», «Символы Вятского Края», «Путешествие по Вятской Губернии»

В: -Дети, ко мне обратились воспитанники средней группы и просят нашей помощи - помочь в разборе нескольких игр посвященных родному краю, интересующихся историей родного края, но у карточек произошла «путаница» посвященных родному краю) игры «Старая Вятка», «Символы Вятского Края», «Путешествие по Вятской Губернии».

Воспитатель показывает игры, в какое место надо разобрать карточки.

По ходу воспитатель ведет беседу с детьми о родном крае, и рассматривают карточки с различным изображением из игр, отвечает на вопросы детей и т. д.

- Как много вопросов, интересующих вас о нашем областном городе.

-мне бы хотелось вместе с вами ответить на эти и другие вопросы.

- а как вы думаете, что мы будем делать?

- где нам удобнее будет разместиться?

(звучит спокойная расслабляющая мелодия)

Воспитатель читает стихотворение:

На широком просторе,

Встали алые зори

Над родимой страной.

С каждым годом все краше,

Лучше Родины нашей

Нет на свете друзья.

В:- Ребята, о чем говорится в стихотворении? Предлагает расположиться детям поудобнее и продолжает заинтересовавшую детей беседу.

В: Правильно. У каждого человека есть Родина. Как вы думаете, что такое Родина?

В: Обратите внимание (показываю карту с приклеенным гербом)

В:- Дети, как вы думаете. Что такое малая Родина

В: - Правильно, Малая родина, это родной дом, где мы живем. Родной край близок и дорог сердцу каждого из нас. Здесь проходят детские годы, а часто и жизнь. Знать историю родного края – значит любить свою Родину, а наша малая Родина это Кировская область.

Наш это родной край (показываю)

В (слайд кировской области)

В:- Как называется главный город нашей области?

В: Наш родной город Киров - частица нашей великой Родины – России.

В: Ребята, хотите ли вы послушать историю возникновения города Киров.

643г назад на берегу реки Вятка возвели кремль и дали ему название Хлынов. Это первое старейшее название нашего города.

Шли года и городу дали второе название в честь реки, на которой он стоит - Вятка.

Второе название города Кирова - это Вятка

В довоенное время наш город переименовали и дали третье название Киров

В:- Ребята, знаете ли вы, почему наш областной город называется «Киров»

В: (слайд-фото С. М. Кирова)

(слайд)- Киров

В: В честь человека Сергея Мироновича Киров (Костриков)— советского государственного деятеля.

В:– Ребята, наш современный город стал (слайды)

- Красивым, большим, с широкими улицами, красивыми зданиями.

В: -Ребята, как вы считаете, какие достопримечательности в Кирове?

В:- Что интересного и красивого вы там видели?

В: наш город Киров богат достопримечательностями и еще много сохранилось других памятников (печати, дымковской, танк)

В: Ребята у города Кирова свои символы: это флаг, герб (слайды герба и флага Кирова)

В: - что изображено на гербе города Кирова?

В:Флаг Кировской области является символом Кировской области Российской Федерации.

Флаг области имеет три цвета:

В: что обозначает белый цвет?

В: что обозначает зеленый цвет?

В: - что обозначает синий цвет?

В: - пройдем к столам,

Давайте соберем флаг Кирова. Для каждого из вас есть конверт с заданием. Открываем, достаем и собираем. Но при этом будьте внимательны.

В: - Ребята проверьте друг у друга работу.

В: обращает внимание на правильное расположение полос на флаге Кировской области, у столов закрепляем название области, главного города области, обозначение цветов.

В:.- Как называется наша область?

-Как называется главный (областной) город нашей области?

В: Назовите цвета флага города Киров

В: С символикой нужно обращаться бережно

Где мы родились и живем,

Мы родиной светлой,

Мы Родиной милой,

Мы Родиной нашей зовем

В:В: Ребята, как вы думаете,получилось ли у нас то, что мы с вами задумали.

Я вам дарю один из символов нашей кировской области - это герб, а вы расскажите и покажите своим родителям друзьям.

В: МОЛОДЦЫ! СПАСИБО!

Дети по желанию оказывают посильную помочь

дети с удовольствием помогают

н-р – почему г. Киров назывался Хлынов? Почему был назван Вяткой?

- почему потом назвали Киров?

-Рассматривать иллюстрации, карточки,

(Дети предлагают на их усмотрение место)

Дети располагаются по желанию

Д:- Родина – это место, где человек родился, вырос, учился.

- Его дом родной, речка, березка, солнышко – все это наша Родина. (Карта России- слайд)

Д: - Это где мы живем и растем

Д: - Киров. (Показ на карте расположения города)

Д: кукольный театр имени А. Н. Афанасьева, музеи, фонтан на театральной площади, областной драматический театр, кировский цирк).

Д: (короткие рассказы детей)

Д: (ответы детей) щит, на котором изображена рука, держащая лук со стрелой.

Д: чистоты, добра и скромности, снежной зимы

Д: - цвет надежды, радости и здоровья, лесных богатств

Д: - цвет верности, честности, цвет реки

Игра «Флаг Кировской области»

(у столов, располагаются по желанию

Д: Кировская

Д: Киров

Да, все получилось, и нам все понравилось

Публикации по теме:

«День государственного Флага Российской Федерации» (Фотоотчёт) С 1994 года, ежегодно, 22 августа в нашей стране отмечают официальный праздник - День Государственного Флага Российской Федерации. Предлагаю.

День флага Российской Федерации (фотоотчет) 22 августа День флага Российской федерации. 22 августа 1991 года над Белым домом в Москве впервые был официально поднят трехцветный российский.

День Государственного флага Российской Федерации На свете много разных стран, Но есть одна страна :от белых льдов До теплых рек, раскинулась она! Но есть одна страна. Ее мы Родиной зовем,.

Фотоотчёт о празднике «День Государственного флага Российской Федерации» 22 августа в России отмечается День Государственного флага Российской Федерации. В ходе продолжения знакомства детей с государственной символикой.

Праздник «День Государственного флага Российской Федерации» Под музыку в зал входят дети, садятся. Дети старших группы выполняют построение. Дети. У каждого листочка, у каждого ручья Есть главное.

Проект «Знакомство с флагом Российской Федерации» Тип проекта: познавательно – творческий. Продолжительность проекта: краткосрочный (1 неделя). Сроки проведения проекта: с 21.08 по 25.08.2017.

Сценарий развлечения «День Государственного флага Российской Федерации» для детей старшего дошкольного возраста Цель: знакомить с символическим значением флага России; воспитывать любовь и уважение к своей Родине, гордость за свою страну, свой народ.

Сценарий праздничного мероприятия, посвященного «Дню государственного флага Российской Федерации» Сценарий праздника – “День Государственного флага Российской Федерации”. 22 августа. Музыка Звучит Гимн России. (поднятие флага России).

Сценарий музыкально-спортивного праздника «День Государственного флага Российской Федерации» Цель: Воспитывать граждан своей страны через любовь к своей Родине. Формировать основы патриотизма (воспитание качеств человека, которые.

Взять Болванский городок, основать Вятку

Будущую Вятскую землю населяли предки современных удмуртов, марийцев, коми. К моменту появления русских поселенцев это были патриархальные племена с зачатками феодальной знати.

«Повесть» объясняет появление новгородцев на берегах Вятки так: «желающе безмятежно жити и отъ междоусобия отъити». В дальний путь отправились люди, не желавшие участвовать в войнах Новгорода с Владимиро-Суздальской низовой землей.

Согласно «Повести», в 1174 большой отряд будущих поселенцев проплыл по Волге, поднялся по Каме и решил обосноваться на Вятке. Новгородцы разделились на две группы. Первая, двигаясь по Вятке, увидела на правом, на высокой горе деревянную крепость, которую назвали «Болванский городок» — город идолов. Был объявлен строжайший пост — воины поклялись святым Борису и Глебу не есть и не пить до победы, после чего пошли на штурм, взяли укрепление и основали на его месте городок Никулицыно, не доживший до наших дней.

Река Вятка

Другой отряд узнав об этом успехе, покорил городок Кокшаров: часть жителей сбежала, а часть — сдалась. «Повесть» утверждает, что на месте Кокшарова возник город Котельнич, но археологические раскопки не обнаружили аборигенного поселения, предшествующего русскому.

После этого оба отряда соединились, и новгородцы решили построить главный город в новом крае. Наиболее подходящим местом казалась Кикиморская гора. Поселенцы заготовили бревна, но ночью стройматериалы были перенесены неведомой силой вниз по течению Вятки, на еще более просторное место. Колонисты сочли событие Божиим промыслом и воздвигли город в устье реки Хлыновицы (сейчас Хлыновка) в 1181 году.

Вятка или Хлынов?

Нынешний Киров называли Вяткой до второй половины XV века, впрочем, некоторые исследователи считают, что речь шла о всей Вятской земле. Хлыновом был назван деревянный кремль, но и в дальнейшем, до 1780 года, когда Екатерина II окончательно переименовала Хлынов в Вятку, использовались оба имени.

Что же касается этимологии слова Хлынов, то бытуют три версии: криминологическая, гидрологическая и орнитологическая. Согласно первой, хлын — разбойник, согласно второй, основание города совпало с прорывом плотины; согласно третьей, в день закладки города над ним кружил коршун с криком «клы-клы».

Но современные вятские историки и краеведы полагают, что город был назван по имени реки Хлыновицы, на берегу которой он в те годы стоял. Хлыновица тогда текла по современному руслу реки Вятки, а Вятка — по старому руслу, примерно в трех километрах от города. Известно, что к 1615 году Вятка вернулась в ныне существующее русло, и так город оказался на берегу реки Вятки, из-за чего затем Екатерина Великая и утвердила за ним это название.

Забвение, память и слава

Вятская земля окончательно стала частью Москвы почти одновременно с Новгородом Великим. Последствия присоединения были не столь драматичны: Иван III и после «ссылки» вечевого колокола несколько раз заменял новгородскую элиту служилыми людьми из иных краев, не говоря уже о бойне, устроенной его внуком — Иваном Грозным. Вятка, воевавшая против Москвы в союзе с Казанью, подверглась единовременной карательной операции и после этого никогда не попадала в опалу.

«Повесть о стране Вятской» завершается завоеванием Казани, и в этом был символизм: древняя история Вятки-Хлынова закончилась. На какое-то время город Вятка оказался вдали от магистральных событий жизни России. «Из этого города даже дороги дальше никуда нет, как будто здесь конец света», — писал Салтыков-Щедрин, который, кстати, отбывал в Вятке ссылку.

Великий сатирик допустил маленькую неточность — кроме дороги из столицы, еще один почтовый тракт вел на Казань через Уржум и Малмыж, а третий, через Слободской и Глазов, — на Пермь и далее в Сибирь. Именно через Слободской, по старой Сибирской дороге, провезли большинство декабристов. И все же Вятка середины XIX века соответствовала определению другого сатирика — Гоголя: «хоть три года скачи, ни до какого государства не доскачешь».

В начале следующего века открылась Вологдо-Вятская линия — Северный ход Транссиба. Вятка стала одним из важнейших северных железнодорожных узлов. Это определило выбор города в качестве базы для индустриализации 30-х и эвакуации оборонной промышленности в военные годы. Население Вятки (к тому времени ставшей Кировом) за два года увеличилось вдвое. Вряд ли кто-нибудь из директоров оборонных заводов знал, что первые поселенцы прибыли на реку Вятку, тоже спасаясь от войн на западе России.

Уржум остался Уржумом

Самым знаменитым уроженцем города Уржум в Вятской губернии был большевик и партийный функционер Сергей Киров (Костриков). В советское время во всех детских библиотеках страны на полка стояла книга Антонины Голубевой «Мальчик из Уржума». Не удивительно, что после гибели Сергея Мироновича в 1934 году советская общественность города усиленно ходатайствовала о переименовании Уржума. Но Политбюро решило, что городок слишком скромен для памяти столь знатного деятеля, и переименовало в Киров Вятку, а Уржум так и остался Уржумом.

После Великой Отечественной войны индустриализация продолжилась. Строились новые заводы и новые жилые кварталы, город приобрел свою, промышленную славу. Возможно, он, в отличие от Твери и Нижнего Новгорода, так и не вернул себе прежнее имя, потому что индустриальный Киров почти ничем не похож на одноэтажную деревянную Вятку, памятную классикам.

В Кирове нет мощных средневековых кремлей. Но, что бывает у нас не так часто, здесь сохранились традиции — крестный ход, впервые состоявшийся шесть веков назад. Молитвенная и кулачная память о средневековой битве — Свистунья. Свой уникальный фольклор. И это древнее лицо города не могут скрыть массовые постройки 70-х.

«Повесть о стране Вятской»

В 1775 году Императорская академия наук разослала по наместничествам (так назывались губернии при Екатерине II) анкету из 35 вопросов. Один из них звучал так: «Имеет ли город укрепление и что о нем по местным летописцам известно?» Кто-то из городов Вятского наместничества не отозвался вообще, кто-то — посетовал на пожары, уничтожившие архивы. В Глазове слово «летописец» уразумели, как «лета пища» и просветили академиков: «Летняя пища только горох, репа, морков, ретка».

Положительный ответ дала Вятская духовная консистория. В ней обнаружился список «Повести о стране Вятской», с которого сняли точную копию и отправили в наместничество, а оттуда — в столицу. Так в научный оборот вошло летописно-литературное произведение, рассказывавшее о возникновении Вятской земли, ее первых городах, войнах, святынях.

Фрагмент одного из списков «Повести»

Впрочем, еще раньше, в 1725 году в Санкт-Петербург, в Герольдмейстерскую палату был отправлен список «Повести», составленный в Вятке (тогда она называлась Хлыновым). И текст этого списка чуть отличается от варианта, посланного в Академию наук Вятской духовной консисторией. Видимо, существовали разные копии, куда переписчики вносили что-то свое.

По мнению американского профессора Даниэля Кларка Уо «Повесть» была написана в начале XVIII века, между 1706 и 1710 годами. Кандидат исторических наук священник Александр Балыбердин высказал гипотезу, объясняющую, почему именно тогда появился этот труд, созданный на основе не сохранившихся местных летописей. Административная реформа Петра I в 1708 году разделила Россию на десять губерний. Хлынов, так тогда называлась Вятка, стал частью огромной Сибирской губернии. Поэтому-то и понадобилось доказать письменным словом, что Вятская земля не Сибирь, а часть древней Руси, населенная, освященная и освоенная задолго до походов Ермака.

Отношение историков к «Повести» прошло три стадии. На первом — полное принятие, на втором критическое отношение, вплоть до объявления ее сугубо литературным памятником. На третьем, когда появились данные археологических раскопок древних городищ, стало понятно, что славянские переселенцы прибыли на берег Вятки задолго до упоминания этих событий в летописях, а значит, в своей основе «Повесть» — правдива.

Дважды новгородская река

Окончательного консенсуса у лингвистов относительно слова «Вятка» — имя реки и города — нет. Наиболее обоснованная версия: Вятка происходит от древнерусского слова «вятше» — больше, и благодаря присоединению суффикса «ка» значит «большая река», а имя дали новгородские переселенцы. Любопытно, что на татарском языке Вятка называется Нократ — Нукрат йылгасы (Новгородская река), так как новгородцы именно по ней спускались в Каму с торговлей или грабежом.

Стрелы и свечи

Серьезным стимулом к заселению Вятской земли стало монголо-татарское нашествие второй четверти XIII века. Армии Бату-хана прошли южнее Вятки, поэтому жители Владимиро-Суздальской Руси и других княжеств стали перебираться на северо-восток.

На новом месте поселенцев ждали свои опасности. Вятская земля несколько веков находилась на границе миров — христианского и языческого. Соседство мирным быть не могло. Марийцы, чудь, вотяки (удмурты) нападали на селения. Прекращение набегов христиане Вятской земли объяснили заступничеством Георгия Победоносца. В благодарность образ святого Георгия дважды в год приносили из села Волково в Хлынов и обходили с иконой город. Так как основным оружием язычников были луки со стрелами, то участники крестного хода приносили стрелы, окованные железом и меняли их на свечи.

Этот обычай не сохранился, зато до нашего времени дошла другая традиция — Великорецкий крестный ход. В конце XIV века на горе вблизи реки Великой крестьянин обрел образ Николая Чудотворца и поставил на кровлю своего дома. Некоторое время спустя односельчанин исцелился от тяжелой болезни. Духовенство Хлынова убедило крестьян отдать чудотворный образ в городской храм, пообещав каждый год приходить с ним на реку Великую, на место обретения.

Так возник один из самых древних и продолжительных крестных ходов России — общей протяженностью 150 км. До конца XVIII века он осуществлялся на лодках и плотах, позже — по сухопутью.

Традиция сильнее запрета

В 30-е годы XX века кафедральный собор Вятки был уничтожен и крестный ход с иконой прекратился. Но небольшие группы паломников продолжали путешествовать в село Великорецкое. В 1959 году последовал официальный запрет паломничества, который, однако не всеми соблюдался. Крестный ход возобновился в 1989 году, сначала по укороченному маршруту, а с 1993 года — по историческому.

Ход занятия:

В: (воспитатель находится на уровне детей)

вхожу с детьми в группу здороваемся с гостями

Воспитатель читает стихотворение:

На широком просторе,

Встали алые зори

Над родимой страной.

С каждым годом все краше,

Лучше Родины нашей

Нет на свете друзья.

(С. Прокофьев)

В:- Ребята, о чем говорится в стихотворении?

В: Правильно. У каждого человека есть Родина. Как вы думаете, что такое Родина?

Д:- Родина – это место, где человек родился, вырос, учился.

- Его дом родной, речка, березка, солнышко – все это наша Родина. (Карта России)

В: Обратите внимание (показываю карту с приклеенным гербом)

В:- Дети, как вы думаете. Что такое малая Родина.

Д: - Это где мы живем и растем.

В: - Правильно, Малая родина, это родной дом, где мы живем. Родной край близок и дорог сердцу каждого из нас. Здесь проходят детские годы, а часто и жизнь. Знать историю родного края – значит любить свою Родину, а наша малая Родина это Кировская область.

Наш это родной край (показываю)

В (слайд кировской области)

В:- Как называется главный город нашей области?

Д: - Киров. (Показ на карте расположения города)

В: Наш родной город Киров - частица нашей великой Родины – России.

В: Ребята, хотите ли вы послушать историю возникновения города Киров.

***(слайды из истории Кирова)

639 лет назад на берегу реки Вятка возвели кремль и дали ему название Хлынов. Это первое старейшее название нашего города.

Шли года и городу дали второе название в честь реки, на которой он стоит - Вятка.

Второе название города Кирова это Вятка

В довоенное время наш город переименовали и дали третье название Киров

В: - Ребята, знаете ли вы, почему наш областной город называется «Киров»

В: (слайд-фото С. М. Кирова)

(слайд)- Киров

В: В честь человека Сергея Мироновича Киров (Костриков) — советского государственного деятеля.

В:– Ребята, наш современный город стал (слайды)

- Красивым, большим, с широкими улицами, красивыми зданиями.

В:- Ребята, как вы считаете, какие достопримечательности в Кирове?

Д: кукольный театр имени А. Н. Афанасьева, музеи, фонтан на театральной площади, областной драматический театр, кировский цирк).

В: - Что интересного и красивого вы там видели?

Д: (короткие рассказы детей)

В: дети, давайте посмотрим на экран и рассмотрим достопримечательности нашего областного города

(слайды современного Кирова) и показ памятников (цирка, фонтана, кукольного театра, музея кировских мастеров)

В: наш город Киров богат достопримечательностями и еще много сохранилось других памятников (печати, дымковской, танк)

В: Ребята у города Кирова свои символы: это флаг, герб (слайды герба и флага Кирова)

В: - что изображено на гербе города Кирова?

Д: (ответы детей) щит, на котором изображена рука, держащая лук со стрелой.

В: А это флаг города Кирова.

Флаг Кировской области является символом Кировской области Российской Федерации.

Флаг области имеет три цвета:

В: что обозначает белый цвет?

Д: чистоты, добра и скромности, снежной зимы;

В: что обозначает зеленый цвет?

Д: - цвет надежды, радости и здоровья, лесных богатств;

В: - что обозначает синий цвет?

Д: - цвет верности, честности, цвет реки

В: - пройдем к столам,

Давайте соберем флаг Кирова. Для каждого из вас есть конверт с заданием. Открываем, достаем и собираем. Но при этом будьте внимательны.

В: - Ребята проверьте друг у друга работу.

Игра «Флаг Кировской области»

В: обращает внимание на правильное расположение полос на флаге Кировской области, у столов закрепляем название области, главного города области, обозначение цветов.

В:.- Как называется наша область?

Д: Кировская

-Главный город нашей области?

Д: Киров.

В: Назовите цвета флага города Киров

В: С символикой нужно обращаться бережно

Где мы родились и живём,

Мы Родиной светлой,

Мы Родиной милой,

Мы Родиной нашей зовём

В: ребята, я подарю вам один из символов нашей кировской области - это герб, а вы расскажите и покажите своим родителям друзьям.

В: МОЛОДЦЫ! СПАСИБО!

Воспитатель: Трефилова Н. П.

2я кваликафиционная категория

МКДОУ д/с «Золотые зернышки»

Публикации по теме:

Формы работы ДОУ по формированию патриотических чувств у дошкольников В нашем детском саду работа по патриотическому воспитанию начинается с создания для детей теплой, уютной атмосферы. Большое значение в.

Конкурс конспектов занятий по патриотическому воспитанию дошкольников ПОЛОЖЕНИЕ конкурса конспектов интегрированной образовательной деятельности по патриотическому воспитанию. Цель: активизация профессиональной.

Следующая загадка

Наблюдателям XIX века Вятка казалась мирным, патриархальным городком, где нет ни одного трехэтажного дома. Киров XX века вытянулся ввысь, став обычным советским индустриальным областным центром. За этой обыденностью непросто разглядеть, что Вятка — самый восточный город Руси, построенный до монгольского нашествия, самая северо-восточная земля Русского Севера. Что, в отличие от многих других краев России, Вятская земля сохранила древние обычаи.

Ход викторины:

Дети с родителями входят в зал, здороваются с гостями, жюри.

В нашей викторине будут принимать участие две команды: команда «Знайки» и команда «Почемучки».Большая Родина начинается с малой: с семьи, города, где мы родились и живём.

Обойди хоть сто дорог, обогни планету,

Невелик наш городок, а дороже нету!

Воспитатель: Мы много говорили о нашем городе, рассматривали фотографии (слайд 2, читали стихи, учили песни. С красотой родной природы мы знакомились через беседы (слайд 3, прогулки, экскурсии (слайд 5, 6). Достопримечательности нашего города увидели, совершив увлекательную экскурсию «Сказочное Лысково», подготовленную для нас центром народных промыслов и туризма. (слайд 7,8) А сегодня я предлагаю вспомнить всё, что вы знаете о нашей малой Родине (слайд 9, и поиграть в игру-викторину. За каждое выполненное задание команды будут получать по одному баллу.Следить за нашей викториной будет жюри:

1. Заведующая д\с

3. А помогать нам будет муз. руководитель нашего сада

Воспитатель: Итак,сейчас я попрошу вас внимательно прослушать правила викторины:

1. Выслушивать вопросы внимательно.

2 .Если готовы ответить, поднимайте руку.

3. Не выкрикивать, не подсказывать.

4. Если игроки не знают ответ, право ответить получают участники другой команды.

Воспитатель: А сейчас я попрошу капитанов команд сказать приветствие своим соперникам.

Команда «Знайки»: Желаем вам место занять призовое, но не первое, а второе.

Команда «Почемучки»: Мы пришли к вам победить, лучшими желаем быть.

Наша викторина пройдёт под девизом: «Живи увлекайся, но помни одно, что дружба на свете дороже всего» (слайд 10)

Воспитатель: А у нас первый конкурс «Разминка» или по другому называется «Быстрей отвечай». Сейчас я буду задавать вопросы каждой команде, а вы должны ответить на них. (слайд 11)

- Как называется наша страна? (Россия) -Назовите столицу России? (Москва) -Какие цвета у флага России (Белый, синий красный) -Кто президент нашей страны? (В. В. Путин) -Как называется наш город? (г. Бердск) -Как называют жителей нашего города? (Бердчане) -Как называется наша область? (Новосибирская) -Какие реки протекают в нашем городе? (Бердь, Гуменка,Обь) -Назовите 5 улиц нашего города. –Назовите 5 предприятий нашего города Назови адрес нашего д\с.

Воспитатель: А сейчас второй конкурс –поэтический. От каждой команды нужно прочитать стихотворение о родном крае громко и выразительно.

1 Стих огороде,О Родине. (слайд 12)

Есть у каждого на свете

Свой любимый уголок

Для меня таким, поверьте,

Стал наш тихий городок.

Я всё-всё про город знаю,

И теперь я понимаю:

Мы должны гордиться им

Нашим городом родным!

Воспитатель: Молодцы, ребята! А у нас следующий конкурс.И называется он: «Кто внимательный». Этот конкурс по типу игры «Четвёртый лишний» .Сейчас вашему вниманию будут предоставлены фотографии, вы должны убрать лишнюю.

1 Какого здания нет в нашем городе (Дом культуры, аквапарк, больница (слайд 14)

2 Какого транспорта нет в нашем городе? (автобус, маршрутка, троллейбус, легковые машины)

3 Какое дерево летом засыпает наш город «снегом» (берёза, тополь, клён, рябина)

4 Какое животное не обитает в лесах нашей местности? (лиса, белый медведь, волк, заяц)

Воспитатель: Ну вот и закончились 3 конкурса.Пока жюри подводит итоги у нас с вами танцевальная пауза:танец Воспитатель: А сейчас конкурс для родителей.

От каждой команды нужно по2-3 человека. Представьте, что вы находитесь на центральной улице нашего города-ул. Ленина. Вы- экскурсоводы. Вам нужно рассказать гостям нашего города о предприятиях, магазинах, развлекательных центрах, которые находятся по обе стороны этой улицы. Я предлагаю вам фотографии, с помощью которых вы последовательно восстанавливайте одна команда правую сторону улицы,, другая команда-левую сторону улицы,

Воспитатель: Ну что ж, я думаю наши родители настоящие экскурсоводы! И для них наши детки сейчас исполнят весёлую песню.

Воспитатель: Итак, итоги подведены, и я предлагаю следующий конкурс. Конкурс «Загадки»

Вы о городе загадки.

Я начну стихи читать,

Вам придётся отгадать.

1. В этом здании красивом

Люди вместе смотрят фильмы.

В креслах все они сидят,

На большой экран глядят.

2. В нём картины удивительные,

Картины редкие и восхитительные.

Но покупать их не позволят.

Не потому, что много стоят.

Ведь это клад страны моей,

Не магазин здесь, а (музей)

3. Здесь можно опустить письмо,

По телефону позвонить

В командировку маме.

Ты можешь здесь купить конверт

Послать посылку срочно.

Всем передать большой привет

Ведь это здание- (почта)

4. Люди в белом не скучают,

Не сидят без дела,

Курс леченья назначают

Эти люди в белом.

Если кто-то заболел

Все идут лечиться

В городскую, детскую. (больницу)

5. Если холодильник пуст,

Кушать если нечего,

Нет ни хлеба, ни капусты,

Масла нет, ни гречки.

Ты сюда скорей входи

И бери корзину, покупай, что повкуснее

В нашем (магазине)

6. В этом доме книжки в ряд

Много книжек для ребят,

О природе и планетах,

Обо всё на белом свете. (библиотека)

7. Можно здесь купить таблетки,

И микстуру заказать.

Витамины выбрать можно

По рецепту мази взять.

8. В этот дом идут с утра

Дети нашего двора.

Он уютный и большой,

Он всем детям, как родной.

Там гуляют, спят,

На занятиях сидят,

Сказки слушают, танцуют,

Учатся читать, рисуют

(детский сад)

Воспитатель: Молодцы, отгадали все мои загадки, однако мои загадки ещё не закончились. Сейчас вам предстоит выбрать один правильный ответ на задаваемые мной вопросы.

1. На каком предприятии вырабатывают хлеб и все хлебобулочные изделия?

2. Как называется наш спортивный комплекс?

3. Где шьют, платья, костюмы?

- в тридевятом царстве,

- в тёмном, тёмном лесу,

- на швейной фабрике

Воспитатель: ну вот позади ещё 2 конкурса. Пока наше жюри подводит итоги, я предлагаю вам поиграть. У нас с вами ---физкультурная пауза. Ребята, давайте вспомним с вами сказки с которыми мы познакомились ещё вмладшей группе. («Курочка ряба», «Теремок», «Репка»)А сейчас от каждой команды нам нужно по 7 человек.Эстафета: «Кто быстрее выдернет репку». (слайд 30)

Воспитатель:: А теперь для вас ---чёрный ящик. Итак, я задаю вопросы, а вы должны догадаться, что там лежит. Первый вопрос для команды «!Почемучки»: В этом ящике лежит овощ, привезённый из Голландии Петром Первым?

Этот овощ нужен людям не только для еды, а ещё он служит хорошим лекарством?

Из него можно приготовить много разных блюд: в жаренном, пареном виде.

Воспитатель А теперь вопрос для команды «Знайки»--

В этом ящике находится то, которая бывает горькой, солёной, горячей и холодной (газированной и без газа, прозрачной и тёмного цвета)

Она вытекает из земли, можно купить в магазине. (вода) (слайд 32)

Воспитатель: А теперь я объявляю конкурс капитанов. Сейчас вам предстоит собрать из разрезных картинок достопримечательности нашего города.

Не бросайте никогда корки, шкурки, палки-

Быстро наши города превратятся в свалки.

Если мусорить сейчас, то довольно скоро

Могут вырасти у нас мусорные горы.

Мы в любую непогоду охранять хотим природу.

Чтоб деревья и цветы город украшали,

Чтобы этой красоты люди не ломали.

Воспитатель: ну, а мы, ребята с вами, закончим нашу викторину весёлой песенкой: (на муз. «Голубой вагон») (слайд 35)

Если настроенья, почему-то нет, если загрустилось мне опять.

Я беру друзей с собой и горсть конфет,

И иду по Бердску погулять

В Бердске, в Бердске жизнь всегда бьёт ключом

Некогда Бердску нашему скучать

Здорово, здорово, и тоска нипочём,

Всё мне о городе хочется узнать!

Воспитатель: я, думаю, ребята, что мы сегодня много чего вспомнили, узнали о нашем городе, родители для нас провели экскурсию по ул. Ленина, а у нас с вами впереди ещё целый год, где мы наберёмся новых знаний. !

Публикации по теме:

Дидактическая игра по патриотическому воспитанию «Мой город» в подготовительной группе Светлана Задороженко Дидактическая игра «Мой город». подготовительная группа Цели: 1. Знакомить детей с символикой районов Челябинска.

Дидактическая игра «Собери картинку» на тему «Мой любимый город» для старшего дошкольного возраста Дидактическая игра "Собери картинку" на тему "Мой любимый город" для старшего дошкольного возраста Цель: способствовать закреплению знаний.

Фотоотчет о проведённом НОД во второй младшей группе «Мой любимый город» Фото отчет о проведённом НОД в 2 – й младшей группе на тему: «Мой любимый город» В начале занятия для детей 2- й младшей группы мной было.

Информационный проект во второй младшей группе «Мой любимый город — Бердск» Информационный проект во второй младшей группе «Мой любимый город – Бердск» Автор проекта: Вернер Елена Сергеевна Участники: Дети, воспитатели.

Конспект НОД в средней группе «Мой любимый город Ростов-на-Дону» Конспект НОД «Мой любимый город Ростов-на-Дону» в средней группе Воспитатель Коваленко Ольга Александровна. Цель: формирование у детей.

Конспект познавательной викторины «Мой любимый город» в подготовительной группе Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад №134 города Тюмени Конспект викторины для детей подготовительной.

Конспект ООД в подготовительной группе «Мой любимый город» Организованная образовательная деятельность в подготовительной группе (совместно с родителями) Тема: «Мой любимый город» Слайд 1 Цель: воспитание.

Проект в средней группе «Мой любимый город» Проект в средней группе тема: «Мой любимый город». Участниками проекта являются дети и воспитатели 9 садовой группы. Возраст участников:.

Проект в старшей группе «Мой любимый город Ярославль» Проект «Мой любимый город» МДОУ № 6 группа общеразвивающей направленности №6 «Пчелки» Подготовила воспитатель Королева С. В. Проект.

Экскурсия-беседа в подготовительной группе «Мой любимый город» Образовательная область: познание. Цель: углубленное изучение истории родного края, города и его достопримечательностей по районам. Задачи:.

Следующая загадка

-Воспитывать чувство гордости за свой город.

-Развивать стремление изучать родной край.

-Доставить детям радость и удовольствие от игр развивающей направленности.

-пазлы с картинками достопримечательностями г. Бердска

-фото предприятий, магазинов, г. Бердска.

-значки-эмблемы для команд: «Знайки» и «Почемучки»,

-призы -(медали)

- беседа «Мой город»,

-рассматривание фотографий о г. Бердске

-просмотр презентации «Мой любимый город»

-чтение и разучивание стихов, песен, пословиц о малой Родине.

-экскурсия по городу «Сказочный Бердск»

Конец вечевой республики

Несмотря на временные успехи Шемяки, победу в итоге одержал Василий II. Вятская земля попыталась вернуться к давней независимости. Впрочем, противостояние Москве было невозможно без вассальных отношений с соседними государствами, в частности, Казанским ханством.

В 1455–1457 годах был построен деревянный Хлыновский кремль. Войска, посланные Василием II в 1457 году, взять его не смогли. Два года спустя город покорился — при условии сохранения местного суда и вечевых порядков.

На период федеративных отношений с Москвой пришелся один из самых ярких военных эпизодов истории Вятки. В 1471 году, когда Иван III шел походом на Новгород, вятчане осуществили свою военную акцию, исключившую вмешательство Золотой Орды на стороне новгородцев. Судовая рать под командованием воеводы Константина Юрьева спустилась по Вятке, Волге и Каме, вошла в Ахтубу и напала на ханскую резиденцию Сарай. Вятчане ушли с богатой добычей, успешно прорвавшись через татарское войско, пытавшееся их остановить.

Потом произошло обычное событие эпохи собирания Руси — разница во взглядах Москвы и покоренной территории на права и обязанности последней. Вятчане считали, что могут сами определять внешнюю политику своей земли, например, не участвовать в военных предприятиях. В 1485 году в Хлынов пришел приказ выступить против Казани. Это не понравилось как элите, так и жителям попроще. Лидером восстания стал боярин Иван Аникеев. Сторонников Москвы, включая воеводу Константина Юрьева, изгнали. Вятская земля на несколько лет стала военным союзником Казани, участвуя в набегах на великокняжеские земли и даже включив в гарнизон отряд казанских воинов.

Иван III отправил в Вятскую землю огромное по тем временам войско — 60 тысяч человек. Осажденный Хлынов сдался в 1489 году, уже без условий. Татарских воинов отпустили в Казань, значительную часть бояр переселили (как говорили тогда — «вывели») в центр великого княжества, дав уделы. Аникеева и других лидеров восстания доставили в цепях в Москву и там казнили. Недолгая Вятская вечевая республика прекратила существование.

Не вятичи, а вятчане!

Иногда жителей Вятской земли называют «вятичами». Это неверно: вятичи — древнерусское племя, а в Кировской области живут вятчане. Об этом свидетельствует местный фольклор, в том числе и знаменитая местная поэма «Вани-вятчане» .

Следующая загадка

Цель: формирование знаний детей о родном крае.

1. Формировать представление о малой Родине на основе ознакомления с областным городом и достопримечательностями г. Кирова.

2. Познакомить с историей возникновения города, показать расположение областного города на территории России. Познакомить с гербом и флагом Кировской области, объяснить символическое значение изображений герба и флага Кировской области.

3. Развивать воображение, мышление в процессе игры.

4. Воспитывать любовь к малой Родине (г. Киров).

Предварительная работа: рассматривание открыток с изображением города Кирова, заучивание стихотворения, творческие работы детей

Материал: карта Кировской области, герб и флаг Кирова, фотографии (слайды) с достопримечательностями Кирова, конверты с символикой (флагом)

На стороне Дмитрия Шемяки

Городки Вятской земли изначально жили без княжеской власти, по самоуправлению. Если о республиканском устройстве Новгорода и Пскова сохранилось немало данных, то относительно Хлынова они скудны и относятся к периоду заката вечевой демократии.

Ко второй половине XIV века Вятская земля попала в политическую зависимость от Владимиро-Суздальской Руси. В 1378 году местная боярская элита договорилась с суздальско-нижегородским князем Дмитрием Константиновичем о защите и поддержке — Вятка впервые стала княжеской вотчиной. Пять лет спустя Вятская земля досталась по наследству его детям — Семену Дмитриевичу и Василию Дмитриевичу (Кирдяпе). После смерти Василия Кирдяпы Вятка отошла к Москве, сын Дмитрия Донского Василий I передал территорию Юрию Дмитриевичу, галицкому князю. Тем самым определилось, на чьей стороне быть Вятской земле в грядущей войне между князьями Московского рода.

Василий I умер, московский престол занял его сын, Василий II, будущий Темный. Некоторое время спустя началась война московского князя с Юрием Дмитриевичем, тоже имевшим права на престол, поскольку он был одним из младших сыновей Дмитрия Донского. Когда Юрий Дмитриевич умер, против Москвы выступили два его сына — Василий Косой и Дмитрий Шемяка. В междоусобице, длившейся с 1425 по 1452 годы, полки из Хлынова участвовали в каждом походе на Москву.

Трифон Вятский

Своего святого покровителя Вятка получила лишь в XVII веке. Им стал Трифон Вятский, крестьянский сын с архангельской Мезени и чудотворец, основатель Успенского монастыря. Успенский собор — кафедральный собор Вятской и Слободской епархии, самое старинное здание города (1684–1689 годы постройки).

Читайте также: