Загадки о башкирии для детей

Обновлено: 24.12.2024

Интеграция образовательных областей: речевое, познавательное, социально – коммуникативное.

Классификация (Тип) ООД:

- по дидактической задаче: комбинированная

- по содержанию знаний: интегрированная

- по форме организации: нетрадиционная

Формы ООД: подгрупповая

Форма организации ООД: нетрадиционная

Организованная образовательная деятельность в соответствии с базовым видом деятельности: речевое развитие

- Расширение представлений детей о родной стране, о Республике Башкортостан, столица - город Уфа, многонациональная республика; познакомить с государственной символикой (гербом, флагом), мелодией гимна. Рассказать о национальном герое, прославившего Башкирию.

- Формирование представлений детей о некоторых видах башкирских блюд и напитков, о народных играх.

- Воспитывание культуры поведения и культуру речи, интерес и уважение к народной культуре, народным традициям; формирование дружеских чувств дошкольников к другим народам и их культуре. Вызвание положительные эмоции от увиденного, и услышанного.

1. Образовательные

- Актуализировать знания детей о родном крае, об обычаях и традициях башкирского народа.

- Формировать интерес к своей Родине. Уточнять и активизировать в речи детей названия разнообразных предметов по теме. Способствовать умению находить на карте Республику Башкортостан, находить реки, озера, горы.

- Мотивировать детей к самостоятельному изучению о Республики Башкортостан, об Уфе, как столице нашей Республики.

2. Развивающие

- Развивать слухового и зрительного внимания, логического мышления, памяти;

- Развивать динамическую координацию движений и мелкой моторики рук;

Тренировка слухо - речевой памяти.

3. Коррекционные

- Совершенствовать связную речь;

- Обогащать словарный запас детей;

- Формировать у детей навыков разговорной речи;

- Образовывать формы имен существительных множественного числа Родительного падежа.

- Работать над грамматическим строем речи.

- Закрепить умение правильно употреблять в речи имена существительные в единственном и множественном числе;

- Закрепить понятие «гласный и согласный» звук и их отличие.

4. Воспитательные

- Воспитывать любовь к Родине, дружеские отношения между людьми, гордость за свою родину.

- Формировать доброжелательное и уважительное отношение к старшим, к гостям.

- Воспитывать усидчивость, умение проявлять выдержку.

- Развивать волевые качества: умение ограничивать свои желания, доводить начатое дело до конца, следовать установленным нормам поведения, в своих поступках следовать хорошему примеру.

- Формировать умение оценивать свою работу.

Предварительная работа:

- Выделение гласных звуков в начальной позиции под ударением. Игры со звуками;

- Разучивание с тихотворений о Башкортостане; подвижной игры «Юрта»;

- Слушание башкирских мелодий (звучание курая), слушание башкирских стихотворений в переводе на русский язык;

- Рассматривание иллюстраций с башкирскими национальными блюдами и напитками;

- Рассматривание альбома «Государственная символика республики Башкортостан»;

- Знакомство с городами республики, реками, горами.

Словарь новых слов: чуваши, мордва, немцы, юрта, куляулык, ак тирэк – кук тирэк, кумыс, айран, очпочмак, зур бэлеш, баурсак, чак-чак, вак балеш, кускар.

Образовательные технологии: информационно – коммуникативная, здоровьесберегающая, игровая, предметно – развивающая.

Методы обучения: наглядные, словесные, игровые

Виды детской деятельности:

- восприятие художественной литературы и фольклора;

- конструирование из бумаги;

Оборудование и материалы: Политическая карта России. Карта, герб, флаг Башкортостана. Презентация, музыкальное сопровождение – мелодия курая.

Демонстрационный материал: Политическая карта России. Карта, герб, флаг Башкортостана. Презентация, музыкальное сопровождение – мелодия курая, гимн.

Раздаточный материал: разноцветные полоски из картона.

Длительность: 25 минут

Структура ООД:

I. Вводная часть – 3 минуты.

II. Основная часть – 20 минут.

- беседа о стихотворениях;

- рассматривание карты, слайдов;

- дети выкладывают флаг республики из цветных полосок из картона;

- стихотворение о Салавате Юлаеве;

- ответы на вопросы о реках, горах, природных ресурсах, национальностях;

- физкультминутка «игра Юрта»;

- пересказы детьми легенды о курае;

- прослушивание мелодии курая;

- беседа о блюдах, напитках;

- дидактическая игра «Чего не стало?»

III. Заключительная часть – 2 минуты.

- обобщение педагога;

- анализ ООД.

Учитель - логопед: Здравствуйте ребята. Все мы с вами, как вы знаете, живем в прекрасной Башкирии. И в этом году нашей Республике Башкортостан исполнится 100 лет!

Учитель – логопед зачитывает стихотворение:

Башкортостан – моя земля!

Бескрайние твои поля,

Леса, зеленые луга.

Как сильно я люблю тебя.

В речках быстрых и глубоких

Течет кристальная вода.

Ты – колыбель для наций многих,

Цвети и радуй нас всегда!

Учитель - логопед: А сейчас приглашаю ребят, которые прочтут стихи о Башкортостане.

Выходит ребенок и читает стихотворение.

«Откуда родом ты?» - меня спросили.

И я ответил гордо: «Из России.

А если говорить точней – с Урала я

Там родина моя – Башкирия моя.

Учитель - логопед: Ребята, Вам понравились стихотворения? О чем они?

Примерные ответы детей: О родине, о природе.

Учитель - логопед: - Правильно, это стихотворение о республике Башкортостан, в которой мы живем. (1 слайд). Покажите ее на карте России. (Два – три воспитанника по очереди показывают; в случае затруднения педагог помогает детям).

Сюрпризный момент.

Учитель - логопед: Сегодня мы с вами сыграем в телевикторину. А поможет нам в этом Ямал эби (бабушка, записанная на видео).(2 слайд видео)

Ямал эби : Hаумыhыгыз балалар, кунактар. Здравствуйте дети, здравствуйте дорогие гости! Меня зовут Ямал эби . Я приготовила для вас одну очень интересную игру. Хотите с нами в неё сыграть?

Примерные ответы детей : Да!

Ямал эби: Но задания очень сложные, и если вы справитесь, то в конце вас ждет супер приз. Вы готовы?

Примерные ответы детей : Да!

Ямал эби: Тогда мы начинаем нашу игру – викторину «Мой родной Башкортостан» (3 слайд заставка).

Учитель - логопед: Начинаем игру – викторину. Открываю первое задание. (4 слайд). Нарисован силуэт города. Задание называется «Города». Назовите, пожалуйста, столицу Башкортостана.

Примерные ответы детей: Город Уфа.

Учитель - логопед: Правильно. Кто – нибудь из вас был в Уфе?

Примерные ответы детей: Да.

Учитель - логопед: Отлично. Давайте проведем игру «Города» Кто больше назовет городов нашей республики?

Примерные ответы детей: Бирск, Белебей, Нефтекамск, Салават, Баймак, Давлеканово и др.

Учитель - логопед: Ребята, какой первый звук в слове Уфа?

Примерные ответы детей: Звук У.

Учитель - логопед: Звук У – гласный или согласный?

Примерные ответы детей: Звук У – гласный.

Учитель - логопед: Ребята, какой первый звук в слове Баймак?

Примерные ответы детей: Звук Б.

Учитель - логопед: Звук Б – гласный или согласный?

Примерные ответы детей: Звук Б– согласный.

Учитель - логопед: Чем же отличается гласный звук от согласного?

Примерные ответы детей: Когда мы произносим гласный звук, то нет преграды для воздушной струи, а при произношении согласных – нам мешают зубы, губы, язык.

Учитель - логопед: Молодцы. А сейчас следующее задание.(5 слайд). Что вы видите?

Примерные ответы детей: Флаг Республики Башкортостан

Учитель - логопед: Посмотрите, какой он красивый! Какие цвета вы видите на флаге?

Примерные ответы детей: Синий, белый, зеленый.

Учитель - логопед: Что они означают?

Примерные ответы детей: Синий – ясное небо, без облаков, белый – чистая душа, зеленый - вера.

Учитель - логопед: Да, синий цвет – это безоблачное небо, белый – чистота души народа, зеленый – вера в жизнь. Перед вами на столах полоски из картона. Какого они цвета?

Примерные ответы детей - Желтого, зеленого, красного, белого, синего.

Учитель - логопед: Выберите себе полоски и выложите на столе так, чтобы получился флаг республики Башкортостан.

Дети выкладывают полоски.

Показывают флаг России.

Учитель - логопед: Сравните. Так ли вы выполнили задание? Какая полоска сверху? Какая снизу? Какая посередине?

Примерные ответы детей: Сверху – синий, Посередине – белый, снизу – зеленый.

Учитель - логопед: А что же изображено на флаге?

Примерные ответы детей: На флаге изображен курай.

Учитель - логопед: Да, это соцветие курая, растения, которое распространено на территории Башкортостана. Курай – эмблема, визитная карточка нашей республики.(6 слайд)

Учитель - логопед: А что здесь изображено?

Примерные ответы детей: Герб республики Башкортостан

Учитель - логопед: По краю герба расположен башкирский национальный орнамент – это кускар. Под гербом – флаг нашей республики. Что еще можно назвать государственной символикой?

Примерные ответы детей: Гимн.

Учитель - логопед: Когда звучит эта торжественная музыка?

Примерные ответы детей: На праздниках, торжествах.

Учитель - логопед: Правильно. Как его слушать?

Примерные ответы детей: Стоя, не разговаривая. (7 слайд запись гимна).

Учитель – логопед включает запись. Дети слушают гимн Республики Башкортостан.

Учитель - логопед: А теперь 3 задание. Кто изображен на гербе республики Башкортостан на фоне восходящего солнца?

Примерные ответы детей: Салават Юлаев.

Учитель - логопед: Верно. Кто же он — Салават Юлаев? (8 слайд).

Примерные ответы детей: Национальный герой

Учитель - логопед: Правильно, национальный герой башкирского народа, поэт, воин — джигит. Послушайте про него стихотворение.

Выходит ребенок и читает стихотворение.

Двести лет над родными степями

Пронеслось с той поры грозовой,

Но доныне не стерто годами

Твое славное имя, герой.

Учитель - логопед: Интересно, какое еще задание приготовила нам Ямал эби.(9слайд) Что здесь изображено?

Примерные ответы детей: Карта Республики Башкортостан.

Учитель - логопед: Наш край очень красив. Если посмотреть на Башкортостан с высоты птичьего полета, можно увидеть горы, леса, озера и реки. Назовите горы, протянувшиеся по территории нашей республики.

Примерные ответы детей: Уральские горы: Иремель, Янгантау, Шиханы.

Учитель - логопед: Какие реки здесь текут?

Примерные ответы детей: Белая, Дема, Уфа, Юрюзань.

Учитель - логопед: Кто знает, чем богата наша республика, какую пользу она приносит нашей стране – России?

Примерные ответы детей: Газ, нефть, железо, уголь.

Учитель - логопед: Верно, в Башкортостане добывают нефть, газ, уголь, железо, медь. Но главное наше богатство – это люди. И вот следующее задание Ямал Эби. Что здесь изображено? (10 слайд)

Примерные ответы детей: Люди.

Учитель - логопед: Скажите, пожалуйста, какие национальности проживают на территории Башкортостана.

Примерные ответы детей: Башкиры, татары, чуваши, русские, мордва, немцы.

Учитель - логопед: Люди разных национальностей дружно живут в нашей республике. (11-15 слайды). Какое же следующее задание приготовила для нас Ямал эби? Какие башкирские народные игры вы знаете, ребята?

Примерные ответы детей: Курай, Юрта, липкие пеньки, медные пеньки, куляулык, ак тирэк – кук тирэк.

Учитель - логопед: Давайте и мы с вами сыграем в игру «Юрта» (подвижная игра)

Физкультминутка. Игра «Юрта» /муз. Гершова. В игре участвуют четыре подгруппы детей, каждая из которых образует круг по углам площадки. В центре каждого круга стоит, стул, на котором повешен платок с национальным узором. Взявшись за руки, все идут четырьмя кругами переменным шагом и поют:

Мы веселые ребята,

Соберемся мы в кружок

Поиграем, и попляшем,

И, помчимся на лужок

На мелодию без слов ребята переменным шагом перемещаются в общий круг. По окончании музыки они быстро бегут к своим стульям, берут платок и натягивают его над головой в виде шатра (крыши, получается юрта).

Учитель - логопед: Прекрасны башкирские песни, хороши народные танцы. Какие башкирские музыкальные инструменты вы знаете?

Примерные ответы детей: Кубыз, курай.

Учитель - логопед: Сегодня я хочу поговорить с вами о музыкальном инструменте, изображенном на флаге нашей республики. Это курай. Из чего он сделан?

Примерные ответы детей: Он сделан из стебля растения курай.

Учитель - логопед: Да, он сделан из стебля растения курай. (16 слайд). Существует легенда о том, как появился этот инструмент. Послушайте внимательно.

Однажды, скитаясь по лесу, один парень очень устал и прилег под дерево отдохнуть. Поднялся сильный ветер. Парень проснулся от дивного звука. Он пошел в ту сторону, откуда доносился этот звук. Шел он долго, поднялся на вершину горы и увидел высокое растение с мохнатой головкой. Сухие стебли растения качались на ветру и издавали приятный звук. Парень сорвал стебель, сделал в нем дырочки, подул и снова услышал те же приятные звуки. Каждый день он подолгу учился играть на этой дудке. Наконец научился наигрывать разные песни. Так и появился музыкальный инструмент курай.

Учитель - логопед: Ребята, как начинается легенда? От чего проснулся парень? До куда он дошел? Что увидел? Что качалось на ветру? Что они издавали? Что сделал парень? А когда подул, что услышал? Что он делал каждый день?

Примерные ответы детей: отвечают на вопросы полными предложениями.

Учитель - логопед: Предлагаю вам самостоятельно рассказать легенду. Вызываются два – три желающих.

Учитель - логопед: Молодцы. А хотите послушать, как звучит курай? (17 слайд). Какая замечательная мелодия. Слушая ее, представляешь наш родной край, его поля, леса и реки. У нас осталось еще одно, невыполненное задание Ямал Эби, давайте посмотрим, что же она нам приготовила. (18 слайд)

Учитель - логопед: Мы видим изображения напитков и блюд. Значит, мы поговорим о башкирских национальных напитках и блюдах. Назовите их.

Примерные ответы детей: Кумыс, айран, мед, очпочмак, зур бэлеш, баурсак, чак-чак, вак балеш. (19-23 слайды)

Учитель - логопед: Наш край славится целебным напитком кумыс. Что это за напиток?

Примерные ответы детей: Это кислое кобылье молоко.

Учитель - логопед: А что такое катык?

Примерные ответы детей: Заквашенное кипяченое коровье молоко.

Учитель - логопед: Так же наша республика славится медом. (24 слайд). Какую пользу приносит мед?

Примерные ответы детей: Он лечебный.

Учитель - логопед: Следующее задание от Ямал эби. Игра «Чего не стало?» (на слайде картинки блюд и напитков). Дети еще раз рассматривают и называют их. Затем на следующем слайде дети угадывают, какого напитка или блюда не стало). Игра повторяется 2 – 3 раза.

Учитель - логопед: Молодцы, ребята. Сегодня на нашей викторине мы отвечали на вопросы о нашей республике, городах, о ее реках, горах, закрепили понятия «гласные и согласные» звуки, называли блюда, напитки, прочли стихотворения о Башкирии, о национальном герое, слушали мелодию курая, слушали гимн, легенду о курае, играли в игры. Закрепли понятия новых слов. Я рада, что вы справились со всеми заданиями.

По окончанию задания в комнату входит Ямал эби : Ребята, вы молодцы. Вы выполнили все задания игры – викторины. Вы, действительно, знаете все о своей республике! И это здорово, что вы все посещали и видели нашу столицу. А что же вам понравилось больше в нашей сегодняшней викторине?

Примерные ответы детей: Игра «Юрта», названия блюд и напитков, игра «Чего не стало?».

Ямал Эби: Я надеюсь, что вы в дальнейшем будете расширять свои знания о своей родной республике, побываете и в других городах нашей республики, посетите известные заповедники, известные, красивые места нашей Башкирии. Ведь наша Башкирия – удивительна и красива! А сейчас я приглашаю вас попить чай с башкирским блюдом чак-чак и мёдом.

Ход игры.

(Дети приходят в музыкальный зал)

Музыкальный руководитель: (печальным голосом, делая вид, что что-то потеряла): Здравствуйте, ребята.

Воспитатель: Вы что-то потеряли?

Музыкальный руководитель: Да. Я хотела познакомить вас сегодня с башкирским народным музыкальным инструментом – курай, только почему-то никак не могу его найти. Что же делать?

Воспитатель: Может вам помочь? Ребята, поможем найти музыкальный инструмент?

Музыкальный руководитель: Спасибо вам, ребята! Вместе мы найдем его гораздо быстрее!Воспитатель: Ребята, посмотрите, здесь письмо какое-то лежит. Давайте прочитаем! Интересно, от кого оно? (вскрывает конверт, показывает ребятам совершенно чистый лист).

Воспитатель: Странное какое-то письмо, а где же буквы? Что же делать? (после небольшой паузы). Я кажется начинаю догадываться. Знаете, бывают такие письма с секретом, в которых сначала ничего не видно, а буквы появляются лишь после того, как листы бумаги закрасились краской. Давайте мы тоже попробуем закрасить этот лист (дети вместе с воспитателем начинают закрашивать лист бумаги).

Воспитатель: Ребята, вы готовы?

Воспитатель: Тогда в добрый путь!Но хочу вам напомнить: чтобы успешно выполнить все задания, вы должны быть сегодня особенно дружными, находчивыми, умными и внимательными. А чтобы начать путешествие вам необходимо сначала отыскать следы!

(После обнаружения первых следов, дети направляются по ним в первую комнату. Там они находят первый конверт с заданием).

Воспитатель:А вот и первый конверт с заданием: «Если правильно решите кроссворд, узнаете название национального башкирского блюда и получите первый лепесток курая».

1. Башкирский музыкальный инструмент (кубыз).

2. Животное, которое изображено на гербе города Уфы (куница).

3. Как называется Республика, в которой мы живём (Башкортостан).

4. Самая большая река в Башкортостане (Белая).

5. Город, столица республики Башкортостан (Уфа).

6. Древнее жилище башкир (Юрта).

7. Ценный, известный во всем мире и полезный продукт Башкортостана (Мед).

8. Сладкое национальное блюдо башкир (Чак-чак).

9. Кисломолочный продукт из кобыльего молока (Кумыс).

Воспитатель: Кроссворд мы решили, и можем прочитать, какое ключевое слово у нас получилось (читают): БИШБАРМАК. Теперь мы имеем полное право получить первый лепесток курая. Молодцы! С первым заданием вы успешно справились! Идём дальше.

На столе дети находят книгу - подсказку, что конверт с заданием может быть спрятан в книжном уголке.

Воспитатель (Открывает конверт, читает задание): «Поздравляю вас с первой победой! А сейчас вам необходимо собрать пазл - картинку и узнать героя, который на ней изображен».

Дети собирают пазл.

Воспитатель: Ребята, вы узнали, что изображено на картинке?

Дети: Памятник Салавату Юлаеву.

Воспитатель: Кто такой Салават Юлаев?

Дети: Национальный герой башкирского народа, поэт, храбрый воин.

Воспитатель: Совершенно верно. Мы с вами, как и он, должны крепко любить свою Родину, беречь её природные богатства, всегда быть готовыми встать на защиту своего народа. Молодцы, со вторым заданием вы тоже справились отлично и получаете второй лепесток курая. Идём дальше.

Комната № 3. «Комната загадок».

На столе лежат три конверта. Детям необходимо угадать, в каком из них находится задание. После того, как нужный конверт найден,воспитатель читает текст: «Мне очень интересно, как хорошо вы знаете и умеете отгадывать загадки. Выполнить задание вам поможет кубик. Он подскажет тему загадки».

(Выполнив третье задание, дети получают третий лепесток курая).

Войдя в комнату, дети слышат голос «А теперь отгадайте мою загадку, и вы узнаете,где спрятан следующий конверт с заданием:

Люди бьют его руками,

Головою и ногами,

Клюшкой по траве катают,

В сетку и кольцо кидают,

Вверх взлетает птицей вольной

И ему совсем не больно.

В лоб ударит, ты не плачь.

Называется он…» (Мяч)

Воспитатель: Вы догадались, где спрятан конверт?

Дети: В корзине с мячами.

Воспитатель (Открывает конверт, читает задание): «Внимательно посмотрите на экран и догадайтесь, что здесь лишнее».

После выполнения задания дети получают четвёртый лепесток курая и продолжают путь.

На столе дети находят коробку, воспитатель достаёт оттуда конверт с заданием и читает: «Дорогие ребята, если вы знакомы с символикой Республики Башкортостан, то с этим заданием вы справитесь очень легко» Воспитатель достаёт из коробки ещё один маленький конверт и вынимает оттуда полоски бумаги трёх цветов).

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, для чего эти полоски. Что мы можем из них сделать?

После совместного обсуждения дети приходят к выводу, что каждому из них необходимо собрать флаг Башкортостана. Задание выполняют за столами.

Воспитатель: Ребята, что у вас получилось? Что вы собрали?

Молодцы, получайте ещё один лепесток курая. Какой по счёту лепесток мы заслужили?

Воспитатель: Тогда, вперёд!

На доске висят: конверт, иллюстрации с изображением достопримечательностей города Уфы. На выставке в Центре художественно-творческой деятельности представлены предметы и игрушки,которые по ассоциации напоминают о каждой из достопримечательностей:

• кукольный театр – персонаж театра БИ-БА-БО;

• ипподром Акбузат – лошадь;

• ледовый дворец «Уфа – Арена» - клюшка;

• парк Победы - игрушечный танк;

Воспитатель (Открывает конверт, читает задание): «Подумайте!Разложите парами: к каждой из иллюстраций с изображением достопримечательностей города Уфы подберите нужный предмет или игрушку».

Воспитатель: Молодцы, и с этим заданием мы успешно справились! Забираем с собой ещё один лепесток курая. Остаётся последнее задание. Посмотрите, следы вновь ведут нас в музыкальный зал.

Музыкальный руководитель: Как хорошо, что вы вернулись! Только что почтальон доставил мне письмо. Наверное, последнее задание здесь.

Воспитатель: Давайте посмотрим (вскрывает конверт и читает): «Вы получите последний лепесток курая, если сможите изобразить без карандашей, красок и бумаги древнее жилище башкир - юрту». Вот это да! Как же это сделать? Давайте подумаем.

Если дети не могут долго найти ответ, воспитатель предлагает им вспомнить башкирскую народную игру «Юрта» и таким образом выполнить задание.

Воспитатель: А вот и последний лепесток. Теперь мы собрали все 7 лепестков, давайте выложим из них целый цветок (дети на столе собирают все лепестки в один цветок).

Воспитатель: Какой красивый получился у нас цветок курая! Только ведь сам музыкальный инструмент мы всё ещё не нашли. Посмотрите вокруг, может быть, вы увидите что-то знакомое.

Дети ищут в музыкальном зале объемный макет цветка.

Воспитатель: Действительно, это тоже макет цветка, который мы только что смогли собрать из лепестков. Наверное, тайник там.

Воспитатель помогает детям достать курай из тайника.

Воспитатель: Ну вот и нашёлся наш курай, ребята. А всё благодаря тому, что вы были сегодня самыми дружными, находчивыми, умными и внимательными. Я думаю, что курай ещё много раз будет радовать нас своей удивительно красивой мелодией. И каждый раз, слушая её, мы будем представлять наш родной край; его бескрайние поля, леса и реки. Возьмите пожалуйста, Лутфия Ханновна, мы с радостью возвращаем вам курай.

Музыкальный руководитель: Спасибо вам большое, ребята! А у меня есть для вас сюрприз – сейчас мы услышим, как звучит курай.

Звучит аудиозапись курая в сопровождении с видеопрезентацией о природе и богатствах Республики Башкортостан.

Воспитатель: Дорогие ребята, в конверте был спрятан еще один сюрприз для каждого из вас — календарики с достопримечательностями города Уфы.

Публикации по теме:

Игра-квест «По следам Бабы-яги» Правила игры: пространство групповой комнаты оформлено в виде игрового поля игры- «ходилки»; участники игры по очереди бросают кубик и передвигаются.

Квест-игра «День Защитника Отечества» Квест- игра «День защитника Отечества». (подготовительная группа). Ход мероприятия: Под музыку марша дети в спортивной форме торжественно.

Квест-игра «Красный, желтый, зеленый» В детских садах и школах города Чебоксары в осенние месяцы традиционно усиливается профилактическая работа по безопасности на дорогах, которая.

Квест-игра «Путешествие в Африку с Айболитом» Квест-игра «Путешествие в Африку с Айболитом» Звучит музыка из сказки «Доктор Айболит», под деревом вдалеке сидит доктор Айболит, около.

Квест-игра «В поход за здоровьем» Цель: сформировать у детей привычку к здоровому образу жизни. Задачи: * Закрепить ранее полученные знания; * Воспитывать чувство коллективизма;.

Квест-игра «В поисках здоровья» Задачи: Образовательная область «Физическое развитие» • Продолжать формировать представление детей о здоровье как одной из главных ценностей.

Музыкальная игра-путешествие «Квест» Музыкальная игра – путешествие «Квест». Квест – это неограниченная возможность творческого развития (сказочный сюжет, музыкальное сопровождение,.

Профориентационная квест-игра «Путешествие в Мастерград» Профориентационная квест- игра «Путешествие в Мастерград» Программное содержание: формировать представление о социальной роли труда.

Следующая загадка

Цель: создание условий для развития познавательных способностей детей в процессе игры, формирование самостоятельности и инициативы в различных видах деятельности.

1. Расширять представления детей о родном крае, об истории и культуре Башкортостана.

2. Систематизировать знания о животном и растительном мире республики, о региональной символике.

3. Развивать логическое мышление, пространственные ориентировки, ловкость, сообразительность.

4. Формировать социально-коммуникативные умения и навыки, способность правильно оформлять речевое высказывание.

5. Способствовать сплочению детского коллектива; воспитывать желание помочь, поддержать, порадоваться за другого.

Оборудование: мультимедийный проектор, письма-конверты с заданиями, кроссворд, следы-ориентиры из цветного картона, иллюстрации с достопримечательностями города Уфы, башкирский народный музыкальный инструмент – курай, 7 лепестков цветка курая из бумаги жёлтого цвета, аудиозапись с мелодией в исполнении кураиста, мягкий кубик с тематическими рисунками, дидактическая игра «Собери флаг Башкортостана», предметы и игрушки для дидактической игры «Достопримечательности Уфы», краски, кисточки, эмблемы, маленькие календари для поощрения.

Следующая загадка

Цель: воспитывать чувство патриотизма и любви к Отечеству, малой Родине.

- выявить знания детей о своей малой Родине, ее истории, о ее героях, памятниках, символах, достопримечательностях, о народных инструментах;

- развивать у детей чувство коллективизма во время игры, разговорную речь;

- воспитывать у детей чувство патриотизма.

Ведущий: Мой друг! Что может быть милей

Бесценного родного края!

Цветы здесь краше, травы зеленей,

Щебечут птицы, край свой воспевая.

Люблю тебя всем сердцем и душой,

Башкортостан - мой уголок родной!

Живи, бесценный край, и процветай!

И свой народ всегда благословляй! –

Ведущий: Доброе утро, дорогие гости! Этот год для всех нас очень знаменательный, мы отметили 100-летие Республики Башкортостан. А в эти дни наш народ отмечает большой праздник - День Республики. Башкортостан празднует свой день рождения. День независимости.

И сегодня краеведческая викторина «Знаешь ли ты родной Башкортостан?» посвящается этим двум большим событиям.

Пришло время представить вам многоуважаемое жюри….

Конкурс №1. Представление команд (название команды, патриотическое кредо)

Ведущий:Все команды прошли жеребьевку и первыми занять свои места выходят участники детского сада №…

Каждый должен знать и выполнять правила нашей викторины:

- в процессе игры нельзя подсказывать друг другу;

- ответ на вопрос дает капитан команды;

- за каждый правильный ответ присуждаетя от 0 до 3 баллов:

0 баллов - ответ неправильный;

1 балл - ответ неточный;

2 балла - ответ правильный, но не развернутый,

3 балла - правильный развернутый ответ

Ведущий: Итак, начинаем викторину.

Конкурс №2.«Вопрос-ответ»

Каждой команде предоставляется три вопроса, команда обсуждает вопрос в течение 10 секунд, капитан команды дает правильный ответ.

Вопросы для 1команды:

-Что означает белый цвет на флаге Башкортостана? (Миролюбие, открытость, готовность к взаимному сотрудничеству народов Республики Башкортостан)

-Какая самая знаменитая пещера Башкортостана? (Пещера Шульган-Таш)

Здесь можно встретить наскальные рисунки древних людей.

-Назовите действующего главу РБ? (Радий Фаритович Хабиров)

Вопросы для 2 команды:

-Что означает семь лепестков курая на флаге Башкортостана? (Семь племен положившим начало единению народов)

- Самая длинная река в Башкортостане? (Река Белая, 1500км)

- Какое животное играло важную роль в хозяйстве башкир? (Лошадь)

Лошадь являлась основной рабочей силой, транспортным средством.

Вопросы для 3 команды:

-Что означает синий цвет на флаге Башкортостана? (ясность, добродетель и чистоту их помыслов)

-Самый молодой город Башкортостана? (Агидель)

Да, ему всего лишь 39 лет.

-Это самый сильный из зверей, недаром его называют хозяином леса? (Медведь)

Вопросы для 4 команды:

- Какой праздник мы празднуем 11 октября ежегодно? (День Республики)

-Жилище древних башкир? (Юрта)

Древним башкирам, которые кочевали из одного места в другое было удобно переносить юрту из одного места в другое.

-Где находится самая большая в России конная статуя? (Самая большая конная статуя находится в Уфе. Это памятник Салавату Юлаеву, высотой 9,8м., как четырехэтажный дом)

Вопросы для 5 команды:

-Что означает зеленый цвет на флаге Башкортостана? (Свобода, вечность жизни)

-Его именем названы проспект в Уфе, город, хоккейный клуб. (Салават Юлаев)

Салават Юлаев не только национальный герой, но еще и поэт.

-Название этой горы переводится как «горящая гора». (Гора Янгантау)

Из открытых трещин поднимается жаркий пар, к которому рукой прикоснуться невозможно.

Вопросы для 6 команды:

-Самое крупное озеро Башкирии (Аслыкуль)

-Какой национальный напиток изготовляют из молока кобылиц? (Кумыс)

Он очень полезен для здоровья, восстанавливает силы.

-Назовите первого президента РБ? (Рахимов Муртаза Губайдулович)

Ведущий: Молодцы! И мы переходим к следующему конкурсу.

Конкурс №3. «Четвертый – лишний»

Каждой команде предоставляется вопрос-презентация, команда должна выбрать лишнее, объяснить почему лишнее, время на раздумье 15 секунд, отвечает капитан команды.

-Назовите город, который не находится на территории РБ (Салават, Бирск, Уфа, Казань)

Казань расположена на территории Республики Татарстан, которая граничит с нашей Республикой.

-Какого из представленных памятников нет в нашем городе? (памятник Ленину, «Думы солдата», Салават Юлаев, Скважина №100)

Памятник Салавату Юлаеву находится в столице нашей Республики, в Уфе.

-Назовите реку, которая не протекает на территории РБ? (Ик, Белая, Амур, Урал)

Амур протекает на территории России, на Дальнем Востоке.

-Какой из музыкальных инструментов не относится к музыкальным инструментам башкир? (Думбыра, кубыз, курай, балалайка)

Балалайка - русский трехструнный музыкальный инструмент, с корпусом трехугольной формы.

-Что из перечисленного не входит в башкирскую национальную кухню? (Бишбармак, чак-чак, зур бэлиш, кулич)

Кулич это блюдо из русской кухни, который пекут на праздник пасхи.

-Назовите животное, которое не обитает на территории Башкортостана? (лось, кабан, песец, косуля)

Ведущий: Подошло время для следующнго конкурса.

Конкурс №4.«Волшебный сундучок»

Каждой команде задается вопрос-описание, команда должна угадать, что внутри волшебного сундучка, время на раздумье 15 секунд, отвечает капитан команды.

- Самозвучащий язычковый музыкальный инструмент у башкир, изготавливается из дерева, либо из металла? (Кубыз)

В Башкортостане в прошлом Кубызы изготавливали из гусиного пера или гусиной косточки.

- Традиционный праздничный десерт башкирских и татарских народов. Подаётся вместо торта при этом хранится вне холодильника (Чак-чак)

Польза чак-чака для здоровья человека обусловлена наличием натурального меда, который является антибактериальным и антивирусным средством.

- Ветками этого дерева украшали юрту. Плоды его созревают в сентябре и остаются на дереве до глубокой зимы? (Рябина)

Считалось, что рябина могла защитить дом от злых духов и плохих людей.

- Этот продукт ароматен и его вкус и целебная сила объясняются редкостным сочетанием растительности Башкортостана? (Мед)

При регулярном лечении пчелиным лакомством улучшится зрение и иммунитет.

- Символ РБ, который представляет собой изображение памятника Салавату Юлаеву на фоне восходящего Солнца и его лучей, вписанное в круг, обрамленный национальным орнаментом? (Герб Республики Башкортостан)

Ниже изображено соцветие курая, символ мужества народов. Лента, окрашенная в цвета государственного флага Республики Башкортостан,с надписью по белому полю: «Башортостан».

- Назовите мужской башкирский национальный головной убор, который до сих пор в обиходе? (Тюбетейка)

В древние времена тюбетейка могла многое рассказать о своем хозяине. Читая узор, которым была расшита тюбетейка, можно было легко определить, чем занимался ее владелец и откуда он родом.

Ведущий: С этим конкурсом мы справились и впереди последний конкурс.

Конкурс №5. «Призовой вопрос»

Задается один вопрос высокой сложности для всех команд, та команда которая даст правильный ответ раньше всех получит 5 баллов. Время на обсуждение не более одной минуты.

Есть башкирская сказка о великане, который носил пояс с глубокими карманами. Он прятал в них все свои богатства. Пояс был огромный. Однажды великан снял с себя этот пояс, растянул его и положил через всю землю. Длина его оказалась 2500 км. Он как барьер, отделил Европу от Азии.

О каком поясе идет речь в этой сказке? (Уральские Горы)

Вот и прошли мы с вами все конкурсы. Вы все молодцы, справились с заданиями, ну а для подведения итогов мы предоставляем время для жюри.

Публикации по теме:

Конспект занятия «Салават Юлаев — национальный герой Республики Башкортостан» Тема: «Салават Юлаев национальный герой Республики Башкортостан» Образовательные задачи: • расширять представления детей о городе Уфа,.

Фотоотчет о конкурсе рисунков «Родной Башкортостан» .

Игра-викторина «Знаешь ли ты правила дорожного движения» в сопровождении презентации Систематизация представлений о правилах дорожного движения, о значимости правильного безопасного поведения, о своих возможностях в охране.

Интеллектуальная игра-викторина «Край соловьиный — близкий и родной» Доброго всем дня! Любить свою Родину, гордится ее достижениями, людьми, прославившими её, уважать и продолжать народные традиции- это должны.

КВН «Знаешь ли ты сказки?» Цель: Закрепить и расширить знания детей о хорошо знакомых сказках; создать у детей радостное, эмоциональное настроение. Задачи: - развивать.

Лэпбук «Республика Башкортостан» Лэпбук помогает быстро и эффективно усвоить новую информацию и закрепить изученное в занимательно – игровой форме. Актуальность Важным направлением.

Мастер-класс Пойди туда, сам знаешь куда, принеси то, сам знаешь что и займемся тем, сам знаешь чем Мастер-класс Оборудование: 1. Цветная бумага 2. Картон 3. Клей 4. Ножницы 5. Засушенные растения 6. Линейка для квилинга 7. Инструмент для.

Сценарий игры «Знаешь ли ты?» для подростков с 5 по 9 классы В1. Добрый день дорогие ребята! В 2. Здравствуйте! В1. Сегодняпоследний день первой недели нашей площадки. И вы уже сформировались, как отряды.

Фотоотчет «Экскурсия в Национальный музей Республики Башкортостан» Музей основан 23 апреля 1864 года. С воспитанниками подготовительной группы нашего детского сада мы решили посетить Национальный музей.

Читайте также: