Загадки на пространственное мышление

Обновлено: 04.11.2024

Уже в грудном возрасте ребенок начинает «ориентировку» на местности. Где мама? Где моя погремушка? Мы не зря катаем ребенку мячик, чтобы он его ловил. Или подвешиваем к кроватке игрушки, чтобы он тянулся к ним. Этим самым мы формируем нейронные связи, развиваем центральную нервную систему и кору головного мозга.

Развитие пространственного мышления формирует объемный мир маленького человека и помогает ему ориентироваться в этом мире. Это не просто: лево-право, прямо-криво и т. п. понятия. Это и форма предмета, и расстояние до него, и его величина и еще много-много пространственных образов.

Предложенные упражнения помогут вам понять, в каком состоянии находится пространственное мышление вашего ребенка, подскажут, на что нужно обратить внимание в дальнейших занятиях.

Предлагаемый ниже комплекс упражнений, выполняемых в форме игр и развлечений, направлен на формирование образнопространственного мышления в его постоянном диалоге, непрерывном взаимодействии и взаимопереходах с вербальным. Такое взаимодействие обеспечивается тем, что ребенок, выполняя различные образнопространственные преобразования во внутреннем плане действия, все время вынужден оперировать вербальной (цифровой и словесной) информацией, выступающей основой для пространственных перемещений и фиксации их промежуточных и конечных результатов.

Упражнение № 1.

Цель: понять, как ребенок ориентируется в понятии право и лево.

Задание. Попросите ребенка показать левую руку. Потом правую. Попросите ребенка взять предмет левой или правой рукой.

Выполнение. Не подсказывайте и не показывайте. Пусть ребенок выполнит сам.

Упражнение № 2.

Цель: проверить, как ребенок ориентируется в понятии левой и правой части тела, как понимает понятия левой и правой стороны.

Задание.Ребенок должен выполнять ваши команды: повернуться налево; повернуться направо; постоять на левой ноге; постоять на правой ноге; поднять левую ногу; поднять правую ногу.

Выполнение. Данное задание очень напоминает игру в «военных». Вы командир. Вы готовите подчиненного солдата к военному параду. Команды отдавайте сначала в указанном выше порядке, а потом в произвольном.

Упражнение 3.

Цель: проверить, как ребенок ориентируется в пространстве.

Задание. Ребенок должен назвать, что находится слева от него, что справа. Потом попросите его подойти к столу и положить на стол кубик справа от лежащей на столе книги, или слева.Усложните задание: пусть ребенок станет справа от вас,или слева и определит: где у вас левая рука, где правая.

Выполнение. Не подгоняйте ребенка, пусть он немного подумает, прежде чем выполнить ваше задание. Именно в процессе «думания» ребенок развивает пространственное мышление.

Упражнение 4.

Цель: ориентация в схеме тала другого человека.

Задание. Ребенок дотрагивается до определенных парных частей вашего тела (руки, ноги, глаза) а вы называете ее. Например, ребенок дотронулся вашей левой руки.Вы говорите: Это моя правая рука.Ребенок должен понять: правильно ли вы говорите, или ошиблись.

Выполнение. Выполняйте это задание в игровой форме. Как будто он взрослый, а вы ребенок. И это он обучает вас правильному названию частей тела.

Упражнение 5.

Цель: проверить правильность ориентации ребенка в отпечатках рук и ног.

Задание. По отпечаткам рук и ног на листе бумаги ребенок должен назвать, какой отпечаток правый, а какой левый.

Выполнение. Эту игру можно назвать «следопыт». Задание можно усложнить и разнообразить. Сделайте несколько отпечатков разной обуви ребенка и вашей. Он должен узнать, какой отпечаток соответствует какой обуви.

Упражнение 6.

Цель: проверить умение ребенка сопоставить себя с изображением.

Задание. Определение правой и левой руки на картинке.

Выполнение. Сделайте подборку рисунков, где изображены люди с предметами в руках. Попросите ребенка определить, кто в какой руке держит предмет.

Упражнение № 7.

Цель: проверить пространственную ориентацию.

Задание. Ребенок должен определить, где у листа бумаги правая, левая сторона.

Выполнение. Заранее изготовьте книжку-раскраску. Попросите ребенка раскрасить что-нибудь в левой стороне листа, или в правой определенным цветом (круг, квадрат, треугольник).

Упражнение № 8.

Цель: проверить пространственную ориентацию.

Задание. Ребенок должен определить правую или левую деталь одежды.

Выполнение. Разложите на столе предметы одежды. Пусть покажет левый рукав, правую штанину… Для усложнения задания предметы одежды нужно разложить в разном положении по отношению к ребенку.

Перейдем к другим направлениям ориентирования: «вверх» и «вниз», «сверху» и «снизу». А также познакомимся с предлогами, которые помогают ориентироваться в пространстве.Это предлоги: в, за, от, из, из-за, около, перед.

Упражнение № 1.

Цель: развитие ориентирования ребенка в пространстве.

Выполнение упражнения. Упражнения нужно преподносить в игровой форме. Понятия «вверх» и «вниз» можно объяснить ребенку во время катания с горки. Чтобы спустится «вниз» нужно сначала подняться «вверх». Главное,спрашивайте его: куда он сейчас направляется? В домашних условиях тренажером может быть детская пирамидка, большой шкаф с множеством полок и т. д.

Упражнение № 2.

Цель: развитие ориентирования ребенка в пространстве.

Выполнение упражнения. С понятиями «сверху» и «снизу» тоже не сложно придумать игру. В качестве реквизита используйте стопку книг, детскую пирамидку с цветными кольцами и т. п. Или заготовьте лист чистой бумаги и несколько разных вырезанных из цветной бумаги геометрических фигур. Размещайте их в разных частях белого листа и просите ребенка объяснить, какая фигура сверху, снизу.

Потом попросите ребенка размещать цветные фигуры по вашей команде.

Упражнение № 3.

Цель: развитие ориентирования ребенка в пространстве с помощью предлогов.

Выполнение упражнения. Возьмите любую детскую сказку. В каждой сказке обязательно встречаются понятия, указывающие на место действия. Или герой сказки, например, Красная Шапочка, направляется «из» дома к бабушке; «перед» ней возникает волк «из-за» кустов и т. д. Задавайте ребенку наводящие вопросы. Откуда вышла Красная Шапочка? Где живет волк? А где живет бабушка? В ответах ребенка должны звучать указанные предлоги.

Упражнение № 4.

Цель: развитие ориентирования в пространстве с помощью предлогов.

Выполнение упражнения. Покажите ребенку картинку и попросите его рассказать, что на ней нарисовано. Во время рассказа задавайте наводящие вопросы, чтобы ребенок использовал предлоги «под», «над», «на».

Или поиграйте с ребенком в такую игру. Пусть ребенок находит загаданный предмет, по вашей инструкции (предмет между столом и стулом под ковриком). Не забывайте подключать «цветные» словечки, чтобы ребенок заодно ориентировался и в цвете.

Упражнение № 5.

Цел: развитие ориентирования ребенка в пространстве.

Выполнение упражнения. Вы говорите ребенку фразу с предлогом, определяющим местоположение, а ребенок должен сказать фразу с противоположным предлогом. Например,вы говорите: «кошка лежала под стулом».А ребенок должен поменять место кошки и сказать: «кошка лежала на стуле». Придумайте интересные и понятные фразы.

Упражнение № 6.

Цель: развитие ориентирования ребенка в пространственном определении; учить вставлять нужный предлог.

Выполнение упражнения. Вам необходимо произнести предложение, умышленно пропустив предлог. А ребенок должен «вставить» пропущенный предлог в ваше предложение. Например,вы говорите: «Дедушка вышел …дома». Ребенок должен понять,что вы хотели сказать и добавить: «из дома». «Котенок залез …шляпу».

Упражнение № 7.

Цель: понять, что перепутано в предложении.

Выполнение упражнения. На стене лежит перина, на кровати же картина. Дед в печи, дрова на печи. Дальше подключайте свою фантазию.

Упражнение № 8.

Цель: выполнение ваших инструкций и ответы на ваши вопросы.

Выполнение упражнения. Давайте ребенку задания.Например: «положи ложку в тарелку». И дальше задайте ему вопрос: Где лежит ложка? Или возьмите ключ и дайте ребенку задание положить ключ на полку, или в книгу, или за книгу, или под книгу. При выполнении действия спрашивайте ребенка, чтобы в ответах он указывал место расположения ключа с помощью предлогов.

Публикации по теме:

Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста «Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста» Умственное развитие дошкольника – важнейшая составная часть его общего.

Дидактические игры для развития пространственного мышления дошкольников ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ для развития пространственного мышления дошкольников 1. Дидактическая игра "Ромашка". Описание игры: 2 круга диаметром.

Консультация для родителей «Развитие зрительного восприятия и пространственного представления» К 4 годам ребенок должен воспринимать и различать более пяти форм предметов, дифференцировать их по величине, знать и называть семи цветов.

Методики для определения уровней сформированности пространственного мышления у дошкольников (начало) Методика 1. «Найди похожий». Цель: выявить уровень сформированности умения точно определять форму объекта, распознавать объект среди объектов.

Перспективный план игровых занятий (старшая, подготовительная группа) по формированию пространственного мышления Ноябрь Блоки Дьенеша Найди пару (ознакомление с символами свойств) Магазин, (выявлять и абстрагировать свойства). Выведи из леса. Третий.

Психолог рекомендует «Игры и упражнения, способствующие развитию мышления у детей 5–7 лет» Игры обобщения: «Назови одним словом» (картинки и слова- посуда, мебель, овощи, фрукты, одежда, транспорт, ягода, животные,.

Конспект занятия «Развитие пространственного гнозиса у дошкольников 5–7 в условиях дополнительного образования» Тема. РАЗВИТИЕ ПРОСТРАНСТВЕННОГО ГНОЗИСА У ДОШКОЛЬНИКОВ Цель: Формировать умение выделять ведущую правую руку, выделять на ее основе левую.

Развитие творческого мышления педагогов и детей посредством ТРИЗ Козырева Ольга Юрьевна, воспитатель первой кв. к., МКДОУ детский сад №21ГО Ревда Развитие творческого мышления педагогов и детей посредством.

Задания по формированию конструктивных умений и развитию пространственного мышления (совокупности заданий) Совокупность заданий № 1. Цель данной совокупности заданий – развитие умения анализировать предложенные геометрические образы. Задание 1.

Значение формирования пространственного мышления у дошкольников. Актуальность проблемы на сегодняшний день Одной из первостепенных задач обучения дошкольников является развитие их интеллекта. В свою очередь важной стороной интеллектуального развития.

Следующая загадка

Звери решили сыграть в прятки. Но надёжных мест в доме оказалось не так уж много, поэтому они прячутся вместе. Внимательно присмотритесь к карточкам и ответьте на вопросы сами, а потом предложите ребёнку.

А вот развить память без усилий поможет наш мозговой тренажер Brainy Trainy «Развитие памяти»

Brainy Trainy «Развитие памяти»

Brainy Trainy «Развитие памяти»

Brainy Trainy «Развитие памяти» знакомит ребёнка с эффективными мнемотехниками и тренирует их на практике. Регулярные занятия научат быстро запоминать большой объём информации, что сделает обучение по всем школьным предметам намного эффективнее.

Следующая загадка

Команда развивающей онлайн-платформы для детей предлагает подборку логических заданий с упором на пространственное мышление для читателей старше пяти лет.

Многие взрослые используют пространственное мышление в работе — оно совершенно необходимо для людей творческих и инженерно-технических профессий. Но и вне зависимости от рода деятельности способность человека оперировать трёхмерными образами помогает решать практические задачи:

  • хорошо ориентироваться на местности: выбирать кратчайший или наиболее удобный маршрут к малознакомому месту, запоминать маршрут с первого визита, легко обходиться без навигатора при передвижениях по городу на автомобиле;
  • преуспевать в спорте, особенно в командных видах (футбол, баскетбол) и единоборствах;
  • разумно организовывать жилое пространство — без труда поддерживать порядок в шкафах, гардеробных, на рабочем столе и точно знать, где что находится;
  • заниматься любым видом творчества, особенно полезно пространственное мышление при создании скульптур и макетов;
  • чаще побеждать в пространственно-стратегических играх (шашках, шахматах, нардах, в компьютерных бродилках).

Детям пространственное мышление нужно и в повседневной жизни, и на уроках — особенно когда в расписании появляются такие предметы, как геометрия (стереометрия), физика, химия.

Кстати, пространственное мышление тесно связано с образным и навыками визуализации. Так что без него сложно намечтать в подробностях безмятежный отдых на райском острове или трёхэтажный загородный дом.

Для проверки способностей к пространственному мышлению мы предлагаем простой онлайн-тест, который подойдёт и взрослым, и детям. Обратите внимание: тест не так прост, как кажется на первый взгляд, — некоторые задачи заставят вас задуматься и даже засомневаться в себе. Но он простой в исполнении: вам нужно будет лишь выбрать ответ из нескольких вариантов.

Следующая загадка

Над рекою поперек великан врастяжку лег. (Мост)

Сверху дыра, снизу дыра, а по середине-огонь да вода. (Самовар)

Спереди-шильце, сзади-вильце. Сверху-черное суконце, снизу белое полотенце. (Ласточка)

Над тобою, надо мною пролетел мешок с водою. Наскочил на дальний лес, прохудился и исчез. (Дождевая туча)

К реке идут- поют, назад идут-плачут. (Ведра)

Между двух светил в середине я один. (Нос)

Два братца спереди бегут, два сзади догоняют, а догнать не могут. (Колеса)

Среди двора стоит копна, спереди вилы, сзади копна. (Корова)

Всегда шагаем мы вдвоем, похожи мы как братья. Мы за обедом- под столом, а ночью-под кроватью. (Туфли)

Посреди поля большая дуга стоит. (Радуга)

Под водой живет народ, ходит задом наперед. (Раки)

Деревянная дорога, вверх идет она отлого. Что ни шлаг, то овраг. (Лестница)

Пушистая вата плывет куда-то, чем вата ниже, тем дождик ближе.

Вижу высоко, падаю низко. Снаружи горько, а внутри сладко.

Сверху дыра и снизу дыра, а в середине огонь да вода.

Идет пароход- то взад, то вперед. А за ним такая гладь- ни морщинки не видать.

Сижу верхом, не ведаю на ком, знакомца встречу- соскочу, привечу.

Публикации по теме:

Конспект занятия по ознакомлению с пространственными отношениями в подготовительной к школе группе НОД №19 программа «Развитие» Программное содержание Задачи: Образовательные: Научить соотносить расположение предметов в реальном пространстве.

Непосредственно образовательная деятельность по ознакомлению с пространственными представлениями «Домик для лисички» презентация Непосредственно образовательная деятельность в рамках образовательной области «Познавательное развитие»Тема непосредственно.

Загадки для детей дошкольного возраста Рученька - ручища, Что в земле ты ищешь? Ничего я не ищу, Землю рою и тащу. (Экскаватор). Шагаешь - впереди лежит. Оглянёшься домой бежит.

Загадки для детей 3–4 лет ЗАГАДКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ 3-4 ЛЕТ Загадок для детей никогда не бывает много, ведь они очень полезны для развития логики и речи ребёнка. А загадки-рифмы.

Загадки для детей на тему «Транспорт» Загадки для детей на тему «Транспорт» Подготовила воспитатель МКДОУ Новомировский детский сад Злыднева В. Н. 1. Играет в салочки с ветрами.

Загадки для детей о народных промыслах Загадки о народных промыслах1. Очень тяжелые эти фигурки: Девочки, мальчики, кони-скульптурки. Есть и подсвечники, блюда резные. Ну, догадайтесь:.

Загадки для детей по гигиене Возьмите меня, умывайтесь, купайтесь, А что я такое — скорей догадайтесь. И знайте: большая была бы беда, Когда бы не я, да вода, — На.

Картотека «Весенние загадки для детей» ВЕСЕННИЕ ЗАГАДКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ Раскрывает почки, Выпускает листочки, Деревья одевает, Землю согревает, Птичьим звоном полна.

Зимние загадки для детей 3–5 лет Про зимнюю одежду: Теплые, согреют ножки Это зимние… (сапожки) Я повяжу его на шею Я точно в нем не заболею Укутаюсь в него до носа, Мне.

Читайте также: