Загадки на моральный выбор

Обновлено: 03.05.2024

Цель: формировать представление о свободе как основе нравственного выбора человека.

Задачи: - формировать понимание значения нравственности, морально ответственного поведения в жизни человека и общества;

- формировать уважение к людям, к окружающему миру, к самому себе;

- учить навыкам смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, и высказывать своё понимание прочитанного;

- воспитывать уважительное отношение к свободе и нравственному выбору человека.

Необходимое оборудование:УМК, мультимедийное оборудование, иллюстративный материал, учебник «Основы светской этики 4-5 класс» авт. А.Я. Данилюк

Планируемые результаты урока:

1.личностные

-адекватное восприятие содержательной оценки своей работы учителем.

-развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе

представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

-развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости,

понимания и сопереживания чувствам других людей.

2.предметные

- высказывать своё отношение к героям произведения с помощью учителя,

опираясь на личный опыт.

-становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести ,

воспитание нравственности, основанной на свободе совести.

3. метапредметные(регулятивные УУД, познавательные УУД, коммуникативные УУД)

-организовывать своё рабочее место, соблюдать очерёдность, работая в группах

-умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий

-учиться слушать собеседника и вести диалог

- понимать информацию и выделять её,

-работать над формированием логических умений, развивать внимание,

I. Организационный момент. Целевая установка

Спроси у жизни строгой,

Какой идти дорогой,

Куда по свету белому

- Про какую дорогу говорится в песне?

- Ребята, возникал ли у вас вопрос: « Какой дорогой идти по жизни?»

- А как вы думаете, сколько дорог может быть у человека?

- А как вы думаете, человек выбирает себе дорогу в жизни? Давайте посмотрим на картину Васнецова «Витязь на распутье» (слайд №2)

- Ребята, а есть у витязя свобода выбора?

- О чем мы сегодня будем говорить? (о свободе выбора)

2.Актуализация знаний.

- Как называется тема урока?

Прочитайте слово по первым буквам картинок.(слайд №3)

-Запишите это слово в своей тетради. С какими словами ассоциируется у вас это слово? (слайд №4)

Свобода (слайд №5) - это отсутствие ограничений и стеснений в чём-либо, возможность делать всё, что не наносит вреда другому.

Свобода - это возможность проявления своей воли на основе осознания законов природы и общества.

Свобода – состояние того, кто не находится в заключении, в неволе.

(слайд животных в клетке) Скажите можно ли назвать этих животных свободными? Почему ? Чем отличается человек от животного? (Человек свободен и сам способен делать выбор)

3.Целеполагание.

Что значит быть свободным?

Для чего нужна свобода?

Всегда ли хорошо, когда у тебя есть свобода выбора?

4. Работа по теме урока.

4.1 Организация восприятия и осмысления новой информации, т.е. усвоение исходных знаний.

Нам часто с вами приходится выбирать. К примеру,в магазине. Давайте отправимся в магазин .(слайд№9)

- Вспомните, когда вам приходилось что- либо выбирать в магазине.

-Легко ли выбирать простые вещи: одежду, обувь, продукты?

-Выбирать простые вещи легко, но бывают такие жизненные ситуации когда человек оказывается перед очень сложным выбором и должен выбирать между своими интересами и интересами других людей. Выбор человека между нравственным и безнравственным – это всегда ответственность.

Восточная притча.(слайд№10)
Давным-давно в старинном городе жил Мастер, окружённый учениками. Самый способный из них однажды задумался: «А есть ли вопрос, на который наш Мастер не смог бы дать ответа?» Он пошёл на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал её между ладонями. Бабочка цеплялась лапками за его руки, и ученику было щекотно. Улыбаясь, он подошёл к Мастеру и спросил:
— Скажите, какая бабочка у меня в руках: живая или мёртвая?
Он крепко держал бабочку в сомкнутых ладонях и был готов в любое мгновение сжать их ради своей истины.
Что ответил Мастер своему ученику?(слайд№11)

Не глядя на руки ученика, Мастер ответил:
— Всё в твоих руках.

Какие 2 пути выбора стояли перед учеником? Оцените их.

Какой путь выбрали бы вы, ребята?

Вывод. Человек всегда может сделать выбор. Это его и отличает от животного.

Всегда ли человек задумывается над выбором? Нужно ли задумываться что выбрать и зачем ? Существует такое понятие моральный выбор . Это понятие состоит из двух слов: мораль и выбор. О слове выбор мы уже говорили, а что такое мораль? Приходилось ли вам сталкиваться в жизни с моральным выбором? Приведите примеры.

Выбор, направленный во благо другому – это и есть «моральный выбор». (слайд№12)

4.2 Первичная проверка понимания.

Чтение статьи на странице 22-23

Найти ответы на вопросы.

Что такое моральный выбор?

-От чего зависит выбор между нравственным и безнравственным поведением?

-Как должен поступать добродетельный человек?

-Что такое моральный конфликт?(запись понятий в тетерадь)

4.3 Творческое применение знаний путем решения проблемных задач, построенных на основе ранее усвоенных знаний и умений.

Сейчас мы поработаем в группах. Для начала вспомним правила работы в группах (дети перечисляют). (слайд №13)

Сейчас каждая группа получит небольшой рассказ. Ваша задача прочитать его и обсудить в группах. Ответить на вопрос перед каким моральным выбором стоял герой или герои данного рассказа.

1 группа (слайд №14) :На дне рождения Сергея собрался весь класс. Ребята с интересом рассматривали картины, написанные дедом Сергея, коллекцию миниатюрных моделей автомобилей, собранную его отцом. Друзья веселились, танцевали, играли в фанты. Вечер пролетел незаметно.

А через неделю два друга, одноклассники Сергея, решили пойти в кино. Вадим зашёл за Костей и на полочке в прихожей увидел удивительно знакомый автомобильчик. Это была ярко-красная гоночная модель, которую он не так давно держал в руках на дне рождения Сергея. Вадим засомневался и решил прямо спросить у друга.

Костя признался. Автомобиль был так хорош, что он не удержался и присвоил себе. Он попросил Вадима не выдавать его….

2 группа (слайд№15):Ты нашёл на улице кошелёк с деньгами, знаешь чей он может быть. Как ты поступишь?
а)пойду в магазин, куплю компьютерную игру, о которой долго мечтал;
б)куплю много конфет и угощу всех товарищей;
в)поступлю по- другому.

3 группа (слайд №16,№17): Собака яростно лаяла, припадая на передние лапы. Прямо перед ней, прижавшись к забору, сидел маленький взъерошенный котёнок. Он широко раскрывал рот и жалобно мяукал. Неподалёку стояли два мальчика и ждали, что будет.

В окно выглянула женщина и поспешно выбежала на крыльцо. Она отогнала собаку и сердито крикнула мальчикам:

- Как вам не стыдно!

-А что стыдно? Мы ничего не делали! - удивились мальчики.

-Вот это и плохо! - гневно ответила женщина.

Люди с давних пор задумываются о вопросах морального выбора., отражали это в своих сказках. Ответьте на вопросы(слайд№18):

- В КАКОЙ СКАЗКЕ И КТО НАРУШИЛ ПРАВО НА СВОБОДУ, ДЕРЖАЛ КУКОЛ В РАБСТВЕ?

- В КАКОЙ СКАЗКЕ «ХЛЕБОБУЛОЧНЫЙ» ГЕРОЙ НЕСКОЛЬКО РАЗ ПОДВЕРГАЛСЯ ПОПЫТКАМ ПОСЯГАТЕЛЬСТВА НА ЕГО ЖИЗНЬ, УГРОЗАМ БЫТЬ СЪЕДЕННЫМ?

- ГЕРОИНЯ КАКОЙ СКАЗКИ ВОСПОЛЬЗОВАЛАСЬ ПРАВОМ СВОБОДНОГО ПЕРЕДВИЖЕНИЯ И ВЫБОРА МЕСТОЖИТЕЛЬСТВА?

5.Домашнее задание.(слайд №19)

Дома я предлагаю вам прочитать сказку А.С.Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке». В какой ситуации морального выбора оказался старик? Как он поступил?

6. Подведение итогов урока и рефлексия.

-С какими понятиями мы сегодня познакомились?

-Что отличает животного от человека?

-Для чего мы сегодня поднимали тему нравственного выбора человека?

-Хочется ли вам продолжить разговор по этой теме? С кем бы вы хотели продолжить этот разговор и почему?

Следующая загадка

«Я обращаюсь к читателю с просьбой проделать над собой небольшой эксперимент - попытаться вообразить себя действующим лицом (субъектом) перечисляемых ниже конкретных житейских ситуаций и решить, какие из них ставят перед субъектом проблему морального выбора. Мне не существенно, какой выбор читатель сделает в этих ситуациях. (Не исключено, что он выберет не предусмотренную мной возможность.) Мне важно только то, какие из них он сочтёт ситуациями морального выбора. Не буду скрывать таящегося в этом вопросе подвоха. Это ведь не тест, где истинный смысл вопросов должен быть не ясен тестируемому. Если хотя бы в двух случаях вы решите, что речь идет о моральном выборе, я буду считать, что для вас ситуация морального выбора реальна. В этом случае предлагаемая вашему вниманию книга, я надеюсь, будет вам интересна. Впрочем, не спешите её откладывать в сторону, если вы не признали реальность морального выбора ни в одном из предлагаемых вам случаев. Не исключено, что изучение этой книги поможет вам осознать эту реальность. А ради открытия новой реальности вполне оправдано потратить усилия на знакомство с книгой.

Итак, перед вами несколько ситуаций. Про какие из них вы готовы утверждать, что они ставят перед субъектом проблему морального выбора?

1. Начальство предложило вам весьма почетную должность, отвечающую вашим возможностям и стремлениям, но попросило не разглашать это предложение, пока не будет отправлен на пенсию занимающий эту должность X, с которым вы связаны давними дружескими отношениями и весьма вами уважаемый. Вам приходится выбирать между согласием, отказом и попыткой предварительно посоветоваться с X, нарушив прямое указание начальства. (Вполне вероятно, что Х передаст начальству о вашей попытке, а это чревато осложнениями.)

2. Врач сообщил вам о том, что болезнь близкого человека смертельна. Вам приходится самому решать, сообщать ли этот диагноз больному.

3. Вашему сыну или дочери предстоит письменный вступительный экзамен в вуз с большим конкурсом. Случайно вам стало заранее известно экзаменационное задание. Перед вами выбор: сообщить эту информацию только своему дитяти, мечтающему поступить именно в этот вуз; поделиться ею с его друзьями; рассказать большому кругу поступающих (чтобы поставить всех в равные условия) или скрыть полученную информацию.

4. Сразу после катастрофы в Чернобыле руководство СССР приняло решение не распространять информацию о реальных масштабах радиоактивной опасности. Сама катастрофа оказалась следствием принятого руководством АЭС решения провести эксперимент с одним из атомных реакторов - ввести его в критический режим, чтобы получить полезные данные о свойствах реактора. Находились ли лица, ответственные за принятие этих решений, в ситуации морального выбора?

5. Мама послала ребёнка в магазин за покупками. Он может послушно выполнить поручение или поддаться своему естественному желанию и потратить часть денег на мороженое. Является ли этот выбор моральным?

6. Вы идёте вечером по улице с тяжёлым предметом в руке (например, молотком). При вас два хулигана нападают на женщину. Вы можете незаметно пройти мимо, попытаться уговорить хулиганов, попытаться воздействовать на них силой или просто ударить одного из них молотком по голове. Идет ли речь о моральном выборе или только о выборе эффективного действия?

7. У вас есть серьёзные основания подозревать ваших соседей в том, что они готовят террористический акт в определённом месте, но полной уверенности в этом нет. Вы можете предупредить по телефону о месте и времени готовящегося акта, сообщить в милицию имена предполагаемых террористов, попытаться войти с ними в контакт и отговорить от задуманного и т. п. Стоит ли перед вами моральная проблема?

8. Вы единственный умеющий хорошо плавать человек среди сидящих в лодке. Лодка перевернулась, и перед вами стоит выбор, кого спасать в первую очередь. Как изменится ситуация, если по вашему ощущению ваших сил едва хватит, чтобы самому доплыть до берега?

9. Представьте себе, что вы живёте в советские времена, когда занятие даже небольшой административной должности требовало членства в компартии. Перед вами выбор; вступить в КПСС или отказался от привлекательной для вас перспективы продвижения по службе. (Разумеется, многое зависит от того, как вы оцениваете членство в КПСС: связываете ли с ним личную ответственность за террор и другие преступления?) Попробуйте вообразить аналогичную ситуацию выбора в другие времена в других странах. Вспомните, в какой ситуации и кто произнёс слова: «Париж стоит мессы».

10. Вы проходите мимо лотерейного зазывалы, приглашающего купить билеты. При этом он обещает, что купивший пять билетов, на которые не пал выигрыш, получает деньги обратно. Ваш выбор прост; купить какое-то количество билетов или не обращать на эти призывы внимания. Легко сообразить, что лотерея устроена так, что с большой вероятностью один из пяти билетов выигрышный, но размер этого выигрыша сильно меньше, чем цена пяти билетов. Итак, обещание возместить убытки построено на легко разгадываемом обмане. (Иначе устроители не получили бы дохода.) Но вопрос к читателю состоит не в том, каковы его шансы оказаться в выигрыше. (Можно сразу сказать, что они гораздо меньше, чем имеют устроители лотереи.) Читателю предстоит решить, имеет ли данная ситуация моральный аспект для её участников?

Смысл поставленных перед читателем вопросов не в том, чтобы решить, как должно поступать в приведённых ситуациях. Это вопросы для самопроверки, возникают ли у читателя сомнения в том, что здесь речь идет о должном?».

Шрейдер Ю.А., Этика. Введение в предмет, М., «Текст», 1998 г., с. 20-22.

Следующая загадка

На протяжении всей нашей жизни мы постоянно сталкиваемся с необходимостью выбора того или иного решения. В какой ВУЗ поступать? Стоит ли соглашаться на высокооплачиваемую работу в другом городе? Наши решения не только определяют наше будущее, но также воздействуют на нас и формируют нашу личность.

В данном выпуске я предлагаю вам возможность сделать 10 самых сложных выборов, а в конце выпуска вы узнаете результат и поймете, каким человеком вы являетесь.

На каждый вопрос есть только два возможных ответа, нужно выбирать между вариантом «A» и вариантом «B». Это похоже на небольшой тест.

Во время прохождения теста помечайте где-нибудь для себя, сколько раз вы выбираете вариант «A» или «B», так как эти данные понадобятся вам в дальнейшем, чтобы узнать свои результаты.

Постарайтесь не думать слишком долго и действуйте интуитивно. Таким образом вы получите наиболее точные результаты. Приготовились? Тогда начинаем!

Видео: 10 самых сложных выборов! БУДЬ ЧЕСТНЫМ!

умный или красивый

Если вы выбрали «A», это означает, что вам все равно, что думают о вас другие люди. Ваша внешность какой-бы она не была вполне вас устраивает.

Если Вы предпочли быть привлекательным, значит для вас важно мнение других людей.

правда или ложь

Это действительно сложный выбор. Вы либо вообще не можете лгать, либо никогда не можете сказать правду.

Если вы выбрали правду вместо лжи, это означает, что вы бескорыстный человек.

не иметь интернета или не летать на самолетах

Если вы боитесь летать, то для вас выбор скорее всего очевиден.

Но если вы заядлый путешественник, то вам сложнее сделать свой выбор.

Выбор Интернета вместо полетов на самолетах может означать, что вы очень заботитесь об окружающей среде. Или вам просто очень нравится смотреть наши видео.

А еще благодаря Интернету вы можете посетить любую страну, какую захотите, не выходя из дома.

любовь или миллион долларов

Разве мы не можем сделать и то, и другое?

Если вы выбрали деньги, то это может быть признаком того, что вы действительно не верите в «настоящую любовь». Скорее всего вы очень практичный и прагматичный человек.

ничего не говорить или говорить правду

Трудный выбор не правда ли? Никогда ничего не говорить – это сложно.

Но мне кажется будет намного хуже, если всегда говорить то, что думаешь?

К примеру, спросит вас ваша девушка или жена, хорошо ли она выглядит, и вы не сможете солгать и сказать: Да. Вы представляете себе последствия?

Может не зря говорят, что молчание – это золото!

фотографическая память или все забыть

В чем суть данного вопроса?

Фотографическая память означает, что вы можете очень легко научиться чему угодно.

Но в то же время вы понимаете, что этот дар может быть и проклятьем. Вы будете помнить не только хорошее, но и все плохое, что люди обычно стараются забыть.

Согласитесь иметь возможность забыть все, что хотите и в любой момент, теперь звучит довольно заманчиво, не так ли?

Но если все же ваш выбор пал на фотографическую память, то это означает, что вы сильный человек.

жить без секса или ничего не есть

Не простой выбор не так ли? Решение никогда не заниматься сексом, скорее всего будет означать, что секс для вас не сильно важен, а потомством вы уже обзавелись. Ну а если вы выбрали не есть свою любимую еду, то здесь причины могут быть различными. Или вы не готовы расстаться с возможностью заниматься сексом или же вы не являетесь гурманом и можете питаться любой пищей.

быть счастливым или быть несчастным

Да уж! Лично я в замешательстве от такого вопроса. Это действительно сложный выбор!

Сможете ли вы действительно быть счастливым в мире, где живут только несчастные люди? У ваших друзей, вашей семьи, у всех будут трудности, которые сделают их несчастными. А у вас все буде в порядке! Смогли бы вы так жить и быть счастливым?

открыть планету или придумать лекарство

И здесь не простой вопрос. Оба этих открытия очень важны для всего человечества.

Но вылечить болезнь означает, что вы можете спасти множество людей прямо сейчас. А, открытие пригодной для жизни планеты было бы огромным технологическим скачком, но только в долгосрочной перспективе. Так что вы, скорее всего, не застанете это время.

быть бедным или богатым

Если вы выбрали вариант А, это означает, что вы тот, кто заботится о других людях больше, чем о себе.

Что касается выбора B, то все как раз наоборот.

Ладно, теперь пора увидеть окончательные результаты: И вот здесь вас ждет сюрприз! Этот тест был проверкой того, насколько вы эгоистичны.

Следующая загадка

ЦЕЛЬ формирование культуры поведения на основе предложенных учащимся конкретных жизненных ситуаций.

ЗАДАЧИ - вырабатывать основы морально – нравственных норм поведения;

- активизировать деятельность учащихся девиантного поведения, вовлекая их в процесс обсуждения поставленной проблемной ситуации.

Х О Д М Е Р О П Р И Я Т И Я

Практикум предполагает постановку перед учащимися ситуаций морально – нравственного характера с последующим обсуждением и выбором детьми правильного решения данной ситуации.

Т А К И Н Е Т А К…

МАЛЬВИНА /приветливо/ Здравствуй, Буратино.

БУРАТИНО /ворчит себе под нос/ Здравствуй.

МАЛЬВИНА Что ты такой невеселый, Буратино?

БУРАТИНО Невесело, и все. А тебе что от меня надо?

МАЛЬВИНА /обиженно/ Почему ты мне так отвечаешь? Ведь я хочу узнать, что с тобой случилось. Может быть, тебе надо помочь?

БУРАТИНО Что я тебе такого сказал?

МАЛЬВИНА Ничего особенного ты мне не сказал, но ты так со мной говоришь, что неприятно даже слушать и отвечать.

БУРАТИНО Вот ещё! Кто не хочет, пусть со мной не разговаривает.

МАЛЬВИНА Буратино, что у тебя за тон.

БУРАТИНО Обыкновенный. Ведь я никого не ругаю.

МАЛЬВИНА Я заметила, что ты часто говоришь таким тоном не только с ребятами, но даже с папой Карло.

БУРАТИНО Подумаешь – тон. Я хороший товарищ, веселый друг, помогаю всем, люблю всех веселить. Только некоторые не понимают шуток. Вот, например, вчера я иду и вижу: Пьеро поскользнулся и как плюхнется на землю. Я, конечно, засмеялся и спросил его: «Как посадка прошла?» А он обиделся и ушел. А что плохого я ему сделал?

МАЛЬВИНА /обращаясь к ребятам/ Ребята, объясните Буратино, почему обиделся Пьеро, почему ему неприятна «забота» Буратино.

По улице шли двое прохожих. Одному шестьдесят два года, другому – восемь лет. У первого в руках пять предметов: один портфель, три книги и один большой сверток. Одна из книг упала.

- У вас упала книга! - закричал мальчик, догоняя прохожего.

- Разве! – удивился тот.

- Конечно, - объяснил мальчик. – У вас же было три книги, плюс один портфель, плюс один пакет – итого пять вещей, а теперь осталось четыре.

- Я вижу, ты хорошо знаешь вычитание и сложение, - сказал прохожий, с трудом поднимая упавшую книгу. – Однако есть правила, которых ты еще не усвоил.

Какие это правила.

Костя открыл дверь в подъезд , пропустил Свету, взял у нее портфель. Стали подниматься по лестнице: впереди Света, за ней Костя. Шедшая навстречу женщина сказала мужу: «Какой воспитанный мальчик! Будет настоящим мужчиной».

Почему у взрослых сложилось такое мнение?

В дверях столкнулись два мальчика – один из первого, другой из второго класса. Кто кого должен пропустить?

Должен ли мальчик пропускать вперед одноклассницу, если они одновременно подошли к двери класса? А в театре? В общественных местах?

Однажды ребята шли на экскурсию и пришлось взять с собой портфели. Катя спросила у Тани: «Мы станем с тобой в паре?» Таня ответила: «Станем, если ты понесешь мой портфель». Так разорвалась их дружба.

Почему Катя обиделась?

Мальчик подошел к кассе кинотеатра и просит билет. На вопрос: «В каком ряду тебе дать билет?» - он долго не может ответить: мальчик заикается, а сейчас он еще и волнуется – за ним образовалась очередь. «В пятом»,- с трудом произносит он. «Сначала научись говорить, а потом будешь в кино ходить»,- говорит кто – то из очереди.

Опишите состояние мальчика.

Опишите состояние ребят, которых постоянно сопровождают клички: «бочка», «ябеда», «зубрила», «косой» и т. п.

- Алло! Мне Игоря! Нету? Ну, ладно… Кто спрашивает? Так, друг

один… Ладно, я позвоню позже…Разбудил? А вы что, уже спали? Так ведь

Правильно ли разговаривал по телефону этот мальчик?

Дайте свой вариант телефонного разговора в любом случае.

Ученик бежит по школьному коридору и, встретившись с учительницей, на ходу бросает :,Здравствуйте Марь Ванна «А влетев в класс, кричит:, Ген, задачу решил ? »

Оцените поведения ученика. Сколько ошибок он допустил ?

Два товарища вместе делали уроки. Вдруг раздался звонок. Это пришла Мама Коли, нагруженная сумками, и сказала: «Сынок, помоги мне». Коля посмотрел на маму и ответил: «Я не могу. Мы делаем уроки». Что вы думаете о поведении мальчика?

Дежурному нужно обратиться к учительнице, которая разговаривает с другой учительницей. Как это сделать?

Результаты теста на эгоистичность

Если вы выбрали «A», от 1-го до 3-х раз

Вы довольно эгоистичный человек. Мало кому хочется работать с вами в команде. Но все не так уж плохо. Это просто означает, что вы предпочитаете бороться за себя, чтобы получить именно то, чего желаете. Но готовы ли Вы двигаться к цели таким образом?

Если вы выбрали вариант «А» от 4-х до 6 раз

Это означает, что вы в меру эгоистичны. Практически большинство людей попадает в эту категорию. Вы можете быть эгоистичным только тогда, когда в этом возникает необходимость.

Если же вы выбрали вариант «А» от 7 до 10 раз

Вы из тех людей, которые всегда готовы пожертвовать своими интересами ради других. Но добьетесь ли вы когда-нибудь в жизни того, чего хотите, если легко откажетесь от своей мечты ради других людей?

Итак, каковы ваши результаты? Вы с ними согласны? Напишите об этом в комментариях ниже.

Читайте также: