Загадки на минутку чистописания

Обновлено: 24.12.2024

Оценить 671 1 Содержимое разработки

1.Организационный момент

– Я рада приветствовать сегодня на уроке не только вас ребята, но и гостей. Сегодня для нас волнительный и ответственный урок. Как гостеприимные хозяева вначале окажем им внимание.

Мы рады приветствовать вас в классе
Возможно есть классы и лучше и краше.
Но пусть в нашем классе вам будет светло
Пусть будет уютно и очень легко,
Поручено нам вас сегодня встречать,
Но начнем же урок, не будем зря время терять.

– Спасибо, будем надеяться, что настроение наших гостей улучшилось и они с удовольствием отдохнут в нашем классе и порадуются нашим успехам.

У мудреца однажды, ученик спросил

(он перед этим бабочку словил):

-Скажи мудреющий, знаешь ты ответ?

Жив мотылек в руках моих, иль нет?

Ладони в этот миг легонько сжал…

Плененный мотылек затрепетал.

Блеснули искорки у мудреца в глазах:

- Ты держишь все, сейчас в своих руках!

- Результат вашей работы только в ваших руках. Все зависит только от вас.

Вы верите в свои силы? И я верю в ваши силы. Желаю вам удачи на уроке.

Открываем тетради, записываем сегодняшнее число, классная работа. На полях нарисуйте смайлик, который соответствует вашему настроению в начале урока.

2. Минутка чистописания.

- А сейчас, ребята вы должны отгадать загадку и записать в тетрадях первую букву отгадки, это и будет минутка чистописания. (слушаем внимательно!)

Дружно встали у дорожки,

Книзу веточки спускаются,

А на веточках сережки.

Учитель: - О чем эта загадка? (о березе)

- Сегодня на минутке чистописания повторим написание заглавной и строчной буквы Бб. Составим слоги – слияния так, чтобы буква обозначала твёрдый звук.

- Расскажите всё про звук (б – согласный, звонкий, парный).

3. Словарная работа.

- Запишите это слово в тетрадь.

- Что можете рассказать о слове береза? (слово береза обозначает предмет, отвечает на вопрос что? Это имя существительное, стоит в единственном числе, 3 слога, второй слог ударный, безударная гласная в корне слова е, нужно запомнить, это слово из словаря, 6 букв, 6 звуков, 3 гласных, 3 согласных).

Слово БЕРЁЗА в переводе со старославянского языка означает "апрель". Другое значение этого слова - "что-то блестящее, белеющее».

- Скажите, а наш Рязанский край можно назвать березовым краем?

- Да, вы, конечно, правы, поэтому хочу предложить вам просмотреть небольшой видеофрагмент (видео о Рязани).

4. Работа с предложением.

- А кто знает, какой русский поэт написал много стихов об этой русской красавице?

- Да, Сергей Есенин не просто великий русский поэт, но и еще наш земляк. Давайте хором прочитаем и разберём устно первое предложение всеми нами любимого стихотворения.

Белая берёза

(Под) моим окном

(При) накрылась снегом,

Точно серебром.

- Можем мы этот текст назвать предложением? Докажите.

- Назовите основу предложения. Какой частью речи выражено подлежащее, сказуемое?

- Почему перед некоторыми словами стоят скобки?

- Что в них записано?

6.Постановка учебной задачи.

- А теперь прочитайте пары слов на слайде, проанализируйте, сделайте вывод, чем похожи и чем отличаются слова в этих столбиках? (это существительные с разными окончаниями, в первом столбике слова в ед.ч, во втором во мн.ч).

- Кто сможет сформулировать тему урока?

Окончания существительных.

-Молодцы! Какую цель поставим на этот урок?

- Узнать, как найти окончания существительных, узнать алгоритм выделения окончаний у существительных, научиться работать по этому алгоритму.

- А теперь давайте поставим для себя конкретные задачи, которые помогут достичь цели. А я записала вот какие задачи на слайде.

Выполнять упражнения

Изучать правила

Составлять алгоритм

Наблюдать за изменением окончаний в речи

- Итак, цели и задачи определены, теперь давайте вернёмся к парам слов на слайде. Повторите ещё раз всё, что мы сказали про эти слова.

- Какой частью речи являются эти слова? Чем похожи и чем отличаются?

- Как же найти окончание существительного? Кто сможет сформулировать правило или алгоритм?

Чтобы выделить окончание, надо изменить слово по числам. Какая часть слова изменяется в конце и является окончанием.

- Проверим по учебнику, правильные ли мы сделали выводы. Откройте с.73 и прочитайте сведения о языке.

- Давайте составим алгоритм нахождения окончаний существительных.

- Посмотрите на упражнение 128. Давайте устно выполним задание по алгоритму, который мы с вами разработали.

-Посмотрите, пожалуйста, на слайд. Всё ли так в написании этих предложений? Можно назвать это текстом? Почему? Что нам надо изменить? Для чего? Изменяйте. Значит, для чего служит окончание?

ОКОНЧАНИЕ – это изменяемая часть слова, служит для связи слов в предложении.

- Запишите исправленный текст в тетрадь.

- А теперь прочитайте текст, который у вас получился. Что мы знаем об этом празднике?

4 ноября в России отмечается День народного единства.

Впервые в России этот новый всенародный праздник отмечался 4 ноября 2005 года. День народного единства был учрежден в память о событиях 1612 года, когда народное ополчение под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского освободило Москву от польских интервентов. В нашем поселке проводятся митинги, концерты, вручаются паспорта детям, достигшим 14 лет.

Работа с интерактивной доской (задание из яндекс - учебника).

Работа в парах.

Составьте синквейн по теме окончание.

2. нулевое, изменяющееся

3. связывает, изменяется, заканчивает

4.окончание изменяет форму/может быть нулевым

Домашнее задание.

- Давайте вернемся к тем вопросам, на которые вы хотели найти ответы на уроке. Нашли вы ответы на эти вопросы?

- Что запомнилось вам на уроке?

«Я расскажу дома о…»

Прочитать слово

лгоритм нахождения окончаний существительных

Изменяем по числам

Ставим слово в начальную форму

Не начальная форма

Синквейн – это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим правилам:

1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.

2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.

3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.

4 строка – фраза, несущая определенный смысл.

5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).

Составлять cинквейн очень просто и интересно. И к тому же, работа над его созданием развивает образное мышление.

П рочитайте. Выпишите слова роща из каждого предложения, выделите часть, которая изменяется значком

Зеленеет березовая роща. Около рощи течет речка. К роще ведет узкая тропинка. Петя и Маша пошли в рощу. За рощей начинается густой ельник. В роще и ельнике дети нашли много грибов.

П рочитайте. Выпишите слова роща из каждого предложения, выделите часть, которая изменяется значком

Зеленеет березовая роща. Около рощи течет речка. К роще ведет узкая тропинка. Петя и Маша пошли в рощу. За рощей начинается густой ельник. В роще и ельнике дети нашли много грибов.

П рочитайте. Выпишите слова роща из каждого предложения, выделите часть, которая изменяется значком

Зеленеет березовая роща. Около рощи течет речка. К роще ведет узкая тропинка. Петя и Маша пошли в рощу. За рощей начинается густой ельник. В роще и ельнике дети нашли много грибов.

П рочитайте. Выпишите слова роща из каждого предложения, выделите часть, которая изменяется значком

Зеленеет березовая роща. Около рощи течет речка. К роще ведет узкая тропинка. Петя и Маша пошли в рощу. За рощей начинается густой ельник. В роще и ельнике дети нашли много грибов.

П рочитайте. Выпишите слова роща из каждого предложения, выделите часть, которая изменяется значком

Зеленеет березовая роща. Около рощи течет речка. К роще ведет узкая тропинка. Петя и Маша пошли в рощу. За рощей начинается густой ельник. В роще и ельнике дети нашли много грибов.

Следующая загадка

☼ Маленькая ложь за собою большую ведёт. ☼ Хоть ростом маловат, да мужеством богат.

☼ Ложь человека не красит.

☼ Лгуна легче поймать, чем хромого.

☼ Ложь белой ниткой шита.

☼ Ложь дружбу губит.

☼ Лжи много, а правда одна.

☼ Раз солгал, навек лгуном остался.

☼ Откладывай безделье, да не откладывай дела.

☼ Маленькое дело лучше большого безделья.

☼ Один в поле не воин.

☼ Не зная броду, не суйся в воду.

☼ Нет больше позора,

Чем не выполнить уговора.

☼ Работай до поту, так и поешь в охоту.

☼ Без топора - не плотник,

без иглы - не портной.

☼ Кто скоро помог, тот дважды помог.

☼ При солнышке тепло, при матери – добро.

☼ В молодости не учился – жизнь потерял.

☼ Сказка – ложь, да в ней намёк,

Добрым молодцам урок.

☼ На чужой земле и весна не красна.

☼ Не бросай друга в несчастье.

☼ Невесело птичке в золотой клетке.

☼ Одна пчёлка немного мёду наносит.

☼ В осеннее ненастье семь погод на дворе.

что не пройденный путь.

☼ Не знать - не страшно, страшно – не узнать.

☼ Не рой другому яму – сам упадёшь.

☼ На обмане далеко не уедешь.

☼ Раз солгал, навек лгуном остался.

☼ В труде рождаются герои.

☼ Кто Родине изменяет,

Того народ презирает.

☼ Кто за Родину горой -

Тот истинный герой.

☼ На чужой сторонушке

рад родной воронушке.

☼ Недаром говорится, что дело

☼ Хвалят, не гордись, ругают, не сердись.

☼ Правда глаза колет.

☼ Поздно поднялся - день потерял.

☼ Правда в огне не горит

И в воде не тонет.

☼ Пишут не пером, а умом.

☼ Правда с ложью не дружат.

☼ Правду как ни прячь - наружу выйдет.

☼ По ученику и об учителе судят.

☼ Повторение - мать учения.

☼ Слово – серебро, молчание – золото.

☼ Сила ломит всё, а ум - силу.

☼ Семь раз отмерь – один отрежь.

☼ Старый друг лучше новых двух.

☼ Мал родился, а вырос – всем пригодился.

☼ Весна да осень – на дню погод восемь.

☼ По секрету всему свету.

☼ Страх хуже смерти.

☼ Не бросай друга в несчастье.

☼ Скоро сказка сказывается,

да не скоро дело делается.

☼ Смелость города берёт.

☼ Ссора до добра не доводит.

☼ Трус своей тени боится.

☼ Труд кормит, а лень портит.

☼ Терпенье и труд всё перетрут.

☼ Труд кормит и одевает.

☼ Трус и таракана посчитает за великана.

☼ Кто любит трудиться,

Тому без дела не сидится.

☼ Чтобы научиться трудолюбию –

Чтобы научиться лени – только три дня.

☼ Тяжело тому жить, кто от работы бежит.

☼ Кто не стыдится спрашивать, узнает многое,

Кто стыдится спрашивать, забудет то,

☼ Кто хочет много знать,

тому надо меньше спать.

☼ Не тот грамотен, кто читать умеет,

А тот, кто слушает и разумеет.

☼ Не тот много знает, кто долго жил,

А тот, кто много учился.

☼ Февраль богат снегом, апрель – водою

☼ Федот, да не тот.

☼ Фортуна велика, да ума мало.

☼ И кафтан греет, когда шубы нет.

☼ Кому мученье, а Трифону ученье.

☼ Любил шутить над Фомой, так люби и над собой. ☼ Картофель хлебу подспорье.

☼ Пуст карман, да красив сарафан.

☼ Ученье - путь к уменью.

☼ Умелые руки не знают скуки.

☼ Умный себя винит,

глупый - своего товарища.

☼ Сперва аз да буки, а потом и науки.

☼ Нет скуки, коли заняты руки.

☼ Без муки нет науки.

☼ Возьми книгу в руки - не будет скуки.

☼ Умей ошибаться, умей и поправляться.

☼ Утро вечера мудренее.

☼ Берись дружно - не будет грузно.

☼ Не учись разрушать, а учись строить.

☼ У дружбы нет границ, у знаний нет дна.

☼ Ум даёт силу, сила даёт храбрость.

☼ Ученику - удача, учителю – радость.

☼ Ученье - свет, а неученье - тьма.

☼ Ученья корень горек, да плод сладок.

☼ Хлеб - всему голова.

☼ Хоть ноги длинные у спехи,

Но не доводят до успеха.

☼ Хороший товар сам себя хвалит.

☼ Хорошо того учить, кто хочет всё знать.

☼ Худо тому, кто добра не делает никому.

☼ Дело наспех - сделано насмех.

☼ Снег на полях - хлеб в закромах.

☼ Хорошей хозяйкой дом стоит.

☼ Лето - собериха, осень - припасиха,

☼ Храни себя от бед, пока их нет.

☼ Час от часу не легче.

☼ Чего себе не хочешь,

того и другому не делай.

☼ Чего нет, того и хочется.

☼ Чем дальше в лес, тем больше дров.

☼ Чистота - лучшая красота.

☼ Чисто жить - здоровым быть.

☼ Чистая вода - для хворобы беда.

☼ Чистота - залог здоровья.

☼ Почитай учителя, как родителя.

☼ Скучен день до вечера,

коли делать нечего.

☼ Ученику - удача, учителю – радость.

☼ Хочешь есть калачи - не сиди на печи.

☼ Чем полнее бочка, тем меньше звона.

☼ Что в воду упало, то пропало.

☼ Что летом родится, то зимой пригодится.

☼ Чучело только видом пугает.

☼ Чья сторона сильнее, та и правее.

☼ Цыплят по осени считают.

☼ Конец - делу венец.

☼ Молодец против овец,

А против молодца - сам овца.

☼ Царь птицам - орёл, да боится сокола.

☼ Лицом хорош, да душою непригож.

☼ Ремесло - золотой кормилец.

☼ Щи да каша - еда наша.

☼ Щука умирает, а зубы оголяет.

☼ Умный товарищ - половина дороги.

☼ Сказанное слово - пущенная стрела.

☼ Про запас в норку и мышка тащит корку.

☼ Глаза завидущи, а руки загребущи.

☼ Шила в мешке не утаишь.

☼ Шути, да оглядывайся.

☼ Шутки шутить - людей насмешить.

☼ Скажешь - не воротишь;

напишешь - не сотрёшь;

отрубишь - не приставишь.

☼ За двумя зайцами погонишься -

ни одного не поймаешь.

☼ Знай больше, а говори меньше.

☼ В гостях хорошо, а дома лучше.

☼ Лицом хорош, да душою непригож.

☼ Кошке игрушки, а мышке слёзки.

☼ Мышке и кошка зверь.

☼ Если не видишь - взойди на гору,

Если не понимаешь - спроси у старшего.

☼ Ошибся, что ушибся, - вперёд наука.

☼ Нет лучшего дружка, чем родная матушка.

☼ Поспешишь - людей насмешишь.

☼ С кем поведёшься, от того и наберёшься.

☼ Раньше начнёшь, раньше поспеешь.

☼ Хочется рыбку съесть,

Да не хочется в воду лезть.

☼ Знает кошка, чьё мясо съела.

☼ Будут голодные, - съедят и холодное.

☼ Дружные сороки и гуся съедят,

дружные чайки и ястреба забьют.

☼ Съешь и морковку, коли яблочка нет.

☼ В объезд, так к обеду, а прямо, так дай бог к ночи.

☼ Коса - девичья краса.

☼ Красна птица опереньем,

а человек - рукодельем.

☼ Авось да небось - родные братья,

☼ Бьётся как рыба об лёд.

☼ Будьте как дома, но не забывайте, что в гостях.

☼ Возле огня ляжешь - обожжёшься.

☼ Горстью море не вычерпаешь.

☼ Здоровье дороже богатства.

☼ Семь раз отмерь – один отрежь.

☼ Ученье - свет, а неученье - тьма.

☼ Ученья корень горек, да плод сладок.

☼ Я здоровье берегу - сам себе я помогу.

☼ Дружба как стекло,разобьёшь – не сложишь.

☼ Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

☼ Без терпенья нет уменья.

☼ Без терпенья нет ученья.

☼ Был бы друг, найдётся и досуг.

☼ Дыму без огня не бывает.

☼ Мышке и кошка зверь.

☼ Выигрыш с проигрышем на одних санях ездят.

☼ Рыба мелка, да уха сладка.

☼ Слышал звон, да не знает где он.

☼ Сытый голодного не разумеет.

☼ Цыплят по осени считают.

☼ Что старый, что малый.

☼ Юноши думают о будущем,

а старики о прошедшем.

люби и саночки возить.

☼ Ладно баюкаешь, да сон не берёт.

☼ Любишь брать, люби и отдавать.

☼ Любишь браниться, умей и помириться.

☼ Любопытной Варваре нос прищемили на базаре.

☼ Люди рады лету, а пчела - цвету.

☼ Кто спит весною, плачет зимою.

☼ Эта ворона нам не оборона.

☼ Это ещё вилами по воде писано.

☼ Это ещё цветочки, а ягодки впереди.

☼ Это нашего поля ягода.

☼ Я - последняя буква алфавита.

☼ Язык болтает - рукам мешает.

☼ Язык острее мяча.

☼ На языке - мёд, а под языком - лёд.

☼ Яркие звёзды к холоду.

☼ Своя земля и в горсти мила.

☼ Язык мягок - что хочет, то и лопочет.

☼ Собирай по ягодке - соберёшь кузовок.

☼ Яйца курицу не учат.

☼ Языком не спеши, а делом не ленись.

☼ Язык до Киева доведёт.

☼ Яблочко от яблоньки недалеко падает.

☼ Ящерка маленька, да зубы остреньки.

Предварительный просмотр:

- Догадайтесь, какую букву мы будем писать на минутке чистописания.

Вот два столба наискосок,

А между ними – поясок.

Ты эту букву знаешь? А?

Перед тобою буква … (А)

- Какой звук обозначает эта буква? (гласный)

- Спишите, найдите закономерность

- Прочитайте запись на доске.

Дети, в, идут, осень. Школу.

- Это предложение? Докажите.

- Что такое предложение?

- Составьте из данных слов предложение. Запишите.

- Найдите одинаковый звук в словах

Лимон, ива, индюк, иней (И)

- Какой звук обозначает эта буква? (гласный)

- Спишите, продолжив закономерность.

- Прочитайте пословицу. Объясните ее смысл.

Нет друга – ищи, а нашел – береги.

- Спишите, обозначьте ударение.

- Над письмом каких букв мы будем работать вы узнаете из загадок.

Дрожу от страха до сих пор! –

Похожа буква на топор!

- Найдите одинаковые элементы в написании этих букв.

Ргр // рр // грг // гг

- Прочитайте медленно скороговорку. Постепенно увеличивайте темп. Прочитайте скороговорку быстро.

Растет крупный виноград.

- Назовите орфограммы в словах.

- Сегодня на чистописании мы поработаем над буквами, которые очень похожи в написании. Вы сможете их узнать, если найдете одинаковые звуки в словах каждой строки.

Шар, шалаш, чашка.

- Верно, это буквы И и Ш.

- Прочитайте пословицу. Объясните ее смысл.

Поспешишь – людей насмешишь.

- Сегодня поработаем над буквой, которую вы сможете узнать, если найдете одинаковый звук в словах

Гусеница, крыльцо, цифра.

- Спишите. Продолжив закономерность

- Прочитайте загадку, отгадайте ее. Спишите.

Тысячи овец пасет (месяц и звезды)

- Найдите одинаковый звук в словах

Гора, гайка, берега, снегири

- Какая буква обозначает этот звук на письме?

- Спишите с доски, продолжив закономерность

- Прочитайте пословицу. Объясните смысл. Спишите.

Глаза боятся, а руки делают.

- Догадайтесь, какие буквы будем писать на чистописании

Груз, мороз, арбуз, глаз.

- Прочитайте слова. Что вы заметили? Как произносится парный согласный на конце слова? Какой звук слышится?

- Назовите буквы, которые обозначают эти звуки.

- Спишите с доски, продолжив закономерность

сзс З зсз С сзс З

- Прочитайте пословицу. Объясните ее смысл.

Семь раз отмерь, один раз отрежь.

- Спишите, найдите слова с парными согласными на конце слова. Подчеркните, подберите проверочные слова.

- Назовите слова с парными согласными на конце слова.

Игра «Доскажи словечко»

Кругла, рассыпчата, бела,

На стол она с полей пришла.

Ты посоли ее немножко,

Ведь правда вкусная … (картошка)?

Кто альбом раскрасил наш?

Ну, конечно … (карандаш).

- Какой звук вы услышали в начале этих загадок?

- Какой буквой этот звук обозначается на письме?

- Спишите, продолжив закономерность

- Прочитай загадку. Отгадайте.

Стоял на крепкой ножке,

Теперь лежит в лукошке. (Гриб)

- Найдите слова с безударным гласным в корне слова. Назовите.

- Подберите проверочные слова.

- Спишите. Подчеркните безударные гласные в корне слова.

Игра «Найди одинаковый звук»

Гусли, гитара, гармонь, горн.

- Сегодня будем работать над написанием букв Г, г.

- Спишите, продолжив закономерность

гг Г ггг Г гггг Г

- Прочитайте пословицу. Объясните смысл. Подчеркните орфограммы.

Глядит лисой, а пахнет волком.

Игра «Буква потерялась»

… ышка, …узей, гро …, ра … ка.

- Сегодня мы будем работать над написанием букв М,м.

- Прочитайте пословицу. Объясните смысл. Спишите. Подчеркните орфограммы.

Молодец – на овец, а на молодца – сам овца.

Игра «Найди пропущенную букву»

- Какой одинаковый звук пропущен в этих словах?

- Какой буквой он обозначается на письме?

- Спишите, продолжив закономерность

- Прочитайте пословицу. Объясните ее смысл. Спишите. Подчеркните орфограммы.

Жало остро, а язык – острей того.

- Найдите одинаковый звук в словах.

Мир, ива, сливы, диво.

- Дайте характеристику этому звуку.

- Спишите продолжив закономерность

ии И иии И ии И иии

- Отгадайте загадку. Спишите. Найдите отгадку. Подчеркните орфограммы.

Осенью в щель заберется,

А весной проснется. (Муха)

Игра «Доскажи словечко»

Про дворцы хрустальные

И про звезды дальние.

Вы ложитесь, и на ушко

Вам нашепчет сны … (подушка)

Он круглый и красный,

Как глаз светофора.

Нет сочней … (помидора)

- Какой звук вы слышите в начале этих отгадок? Какой буквой он обозначается на письме?

- Спишите с доски следующие буквосочетания

па П по П пу П пы П пя П пе П пю П

- Прочитайте медленно скороговорку. Постепенно увеличивайте темп. Прочитайте скороговорку быстро. Спишите. Подчеркните орфограммы.

Проворонила ворона вороненка.

Игра «Доскажи словечко»

У меня знакомых тьма,

Не могу их счесть сама,

Потому что кто пройдет,

Тот и руку мне пожмет.

Людям рада я, поверь,

Я – приветливая … (дверь)

В лесу под щебет и под свист

Стучит лесной телеграфист:

«Здорово, дрозд – приятель!»

И ставит подпись: … (дятел)

- Найдите первый звук в словах. Какой буквой он обозначается на письме?

- Сегодня на уроке будем писать буквы Д, д.

- Спишите , продолжив закономерность

дад Дд ада Ддд дад Дддд

- Прочитайте пословицу. Объясните смысл. Спишите. Подчеркните орфограммы.

Добрый разум наживешь не сразу.

Игра «Доскажи словечко»

Вкус у ягоды хорош,

Но сорви ее поди – ка:

Куст в колючках, будто еж,

Вот и назван … (ежевика)

Ни за что не возьмет.

И ты будь таким,

Как чистюля … (енот)

- С какой буквы начинаем писать эти слова? Что вы можете сказать про букву Е в данных словах?

- Спишите, продолжив закономерность

Е ее Е е Е ее Е е

- Прочитай пословицу, объясните смысл. Спишите. Подчеркните орфограммы.

Есть терпенье – будет и уменье.

Игра «Доскажи словечко»

Мчится без оглядки,

Лишь сверкают пятки.

Мчится что есть духу,

Хвост короче уха.

Живо угадай – ка,

Кто же это? (Зайка)

Просыпаюсь утром рано

Вместе с солнышком румяным,

Заправляю сам кроватку,

Быстро делаю … (зарядку)

- Назовите первый звук в словах. Какой буквой на письме он обозначается. Дайте характеристику этому звуку.

- Спишите, продолжив закономерность

- Прочитайте пословицу. Объясните ее смысл. Спишите. Подчеркните орфограммы.

За чужой щекой зуб не болит.

ртр мам сус фоф дед кык хих

- Прочитайте пословицу. Объясните ее смысл. Спишите. Подчеркните орфограммы.

Следующая загадка

Данный материал используется по технологии Г.А. Бакулиной.

ВложениеРазмер
minutki_chistopisaniya.doc 52 КБ

Следующая загадка

Систематическая работа по формированию почерка учащихся - одна из главных задач школы.

Каллиграфически правильное письмо содействует эстетическому, эмоциональному воспитанию школьников, воспитанию аккуратности, сосредоточенности, старательного отношения к выполнению любой работы.

От того, какие навыки заложены в самом начале обучения, будет зависеть дальнейшее совершенствование почерка учащихся, их орфографическая грамотность, так как эти стороны письменной речи тесно взаимосвязаны.

Чистописание является тем обязательным этапом урока, о котором учитель не должен забывать. Занятия по чистописанию проводятся после окончания работы по букварю. Их целью является закрепление написания правильной формы букв, их соединения в слове, соблюдение наклона, высоты букв и т. д. Идет систематическая работа по постепенному ускорению темпа письма. Но чем старше дети, тем с меньшим желанием выполняют минутки чистописания. А если желания нет, то, как показывают наблюдения, от такой работы мало толку. В связи с этим полезно включит в минутку чистописания игру.

Рядом с буквой учащиеся рисуют картинку-рисунок. В нём наиболее ярко показан тот или иной элемент буквы или название предмета начинается с данной буквы.

Дидактический рисунок снимает однообразие, монотонность в работе, вносит определенную разрядку, стимулирует интерес к чистописанию. Данные упражнения не только готовят руку к письму, но и к письму ускоренному, более быстрому, что так важно для дальнейшего обучения учащихся.

Учитель должен учитывать особенности своего класса, и на первых порах письмо должно быть сравнительно медленным. Не следует торопить детей, побуждать их писать и рисовать быстрее. Но в то же время обучение надо вести энергично, с самого начала регулировать «плотность нагрузки», чередовать письмо с четким объяснением правильного рисования.

Идеи, которые заложены в этой работе:

учить писать красиво, четко, разборчиво

учить соблюдать наклон букв;

уметь соразмерять высоту и ширину букв;

продолжать готовить руку к скорописи.

Работу по чистописанию тесно связываю с содержанием занятий по русскому языку. Перед записью предложения проводится следующая устная работа:

звуко - буквенный анализ слова;

название слов, которые нельзя перенести;

разбор слов по составу;

разбор по членам предложения;

разбор по частям речи;

Особенностью является и то, что для закрепления букв даются веселые стихотворные строки, несущие в себе заряд положительных эмоций. Знакомство с ними снимает у детей излишнюю напряжённость, тревогу, которые нередко возникают на уроках русского языка.

Тексты насыщены орфограммами, иногда даже в большей степени, чем общепринятые. Например, тема «Парные согласные»:

Скользкая тропинка - не спеши, Иринка!

Узкая дорожка, низкая сторожка, а в сторожке - кошка.

Солнце низко, вечер близко, потянулась сладко киска.

Мёд сладкий, лёд гладкий.

Мне очень нравится жираф: высокий рост и кроткий нрав.

У меня находка-маленькая лодка.

Ну не больше коробка разноцветные бока.

Это дает возможность активно работать мысли, работать заинтересованно, видеть меткость русского слова. Предложения коротки, просты и запоминаются само собою. Делая речь детей живой, выразительной.

В течении уроков следить за посадкой детей, положением тетради, авторучки, приучать учащихся красиво и чисто выполнять письменные работы.

В основу работы по чистописанию положен комплексный подход в решении проблем по каллиграфии, а именно:

упражнения, направленные на обработку начертания букв, их элементов, соединений;

упражнения по решению основных задач каллиграфии:

соблюдение наклона, определение высоты букв, расстояния

между элементами букв, буквам, словами;

упражнения на ускорение темпа письма, связности,

ритмичности;

работа с дидактическим рисунком.

При формировании и совершенствовании каллиграфических навыков сохраняется преемственная связь с обучением грамоте, но дается это на новом, более сложном витке.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Минутки чистописания

В материале приведены "минутки чистописания": соединения букв, загадки, пословицы, поговорки, ребусы на определённые буквы. Буквы от А до З.

Пословицы, поговорки и словарные слова на минутках чистописания.

Целью занятий чистописанием является формирование графически правильного, чёткого и достаточно скорого письма. Предлагаю материал для упражнений по формированию каллиграфических навыков у.

минутки чистописания

Данный материал используется по технологии Г.А. Бакулиной.

Скороговорки и минутки чистописания на уроках русского языка.

В этой работе представлены скороговорки, которые можно проговаривать с одновременным движением рук.

"Минутки чистописания на уроках русского языка "

Содержит пословицы, поговорки и задания по чистописанию.

Минутка чистописания Минутки чистописания в 4 классе

Задания по чистописанию включают упражнения на детальный анализ строения букв-знаков, овладение начертанием букв, соединений, слов, то есть графическим навыком и навыком каллиграфического письма.Подоб.

Читайте также: