Загадки на артикуляционную гимнастику

Обновлено: 24.12.2024

Артикуляционная гимнастика способствует развитию и укреплению мышц артикуляционного аппарата. Это помогает более длительному удерживанию артикуляционных поз и правильному звукопроизношению. Для повышения результативности работы над артикуляцией я использую разнообразные методы и приемы. Для того, чтобы повысить интерес ребенка к выполнению артикуляционных упражнений, я выполняю их с детьми в игровой форме, включаю в работу различные анализаторы, и использую многообразие вспомогательного материала. Упражнения, которые предлагаю детям во время игры, не утомляют их, не вызывают негативных реакций и отказа от выполнения в случае неудачи. Такая гимнастика помогает заинтересовать ребёнка, повышает мотивационную готовность детей, поддерживает положительный эмоциональный настрой.

На своих занятиях в процессе работы над артикуляционным аппаратом я использую различные игры и упражнения, в том числе и « Логопедические артикуляционные загадки», где вместе с обработкой необходимых артикуляционных движений развиваются психические процессы и мелкая моторика(соедини по точкам, штриховка, дорисуй половинку, найди и раскрась такой же, что сначала, что потом. ).

Следующая загадка

Цель мастер-класса: передача опыта путем прямого и комментированного показа действий, методов и приёмов проведения артикуляционной гимнастики с детьми.

Задачи:

• обучение управлению органами артикуляции;

• развитие координации движений артикуляционного аппарата;

• формирование готовности ребёнка к самостоятельности и самореализации в совместной деятельности со взрослым.

Оборудование: костюмы и маски для исполнителей ролей; фотографии поз артикуляционных упражнений; загадки об органах артикуляции; трикотажный Веселый Язычок, надевающийся на руку; фишки-баллы (мелкие конфеты); самоклеящиеся разрезные картинки с изображением Язычка, 2 листа цветного картона; презентация - видеоурок.

Планируемый результат. Расширение представлений родителей о значимости приобретения и применения знаний, умений и навыков для формирования артикуляционной моторики у детей.

Предварительный этап: отработка артикуляционной гимнастики с каждым ребенком на индивидуальных занятиях.

План мероприятия:

Практическая часть: «Турнир друзей Веселого Язычка» и презентация (актуализация знаний и умений детей в ходе проведения артикуляционной гимнастики; методические рекомендации родителям по проведению артикуляционной гимнастики, знакомство с видами артикуляционных упражнений, их показ с комментариями; выполнение артикуляционных упражнений детьми и родителями).

Заключительная часть: обмен впечатлениями и формулирование вывода о проведенном мероприятии.

Ход мероприятия:

Теоретическая часть

Практическая часть

Под музыку в музыкальный зал заходят дети двух логопедических групп. Их встречает учитель-логопед в костюме феи:

Фея: Здравствуйте, ребята! Рада приветствовать вас у нас в Тридевятом царстве, в Речевом государстве! Я фея этого государства и зовут меня Артикуляция. Попробуйте закрыть плотно рот, сомкнув губки и зубки, и сказать: «Здравствуйте», не открывая рта. (Присутствующие пытаются произнести слово с закрытым ртом.)

Фея: Получилось ли правильно произнести приветствие с закрытым ртом? (Нет) Можно ли разговаривать без помощи губ, язычка и зубов? (Нельзя)

Ну, тогда встречайте моих помощников: Красивую Улыбку, Здоровые Зубки и Веселого Язычка (входят переодетые в костюмы специалисты ДОУ).

Фея: Как поживаете, мои друзья? (Язычок начинает плакать)

Фея: Посмотрите, ребята, наш Веселый Язычок почему-то грустит. Давайте спросим его: что случилось? (Дети спрашивают)

Язычок: Я плачу, потому что не умею выговаривать звуки речи! Вот послушайте: СССАПКА, МАСССЫНА, ЗЗЗУК, ЛЛЛЫБА, ЛЛЛАКЕТА… А-а-а! (плачет)

Фея: Да, действительно, Язычок, у тебя проблемы со звукопроизношением! Ребята, а что нужно делать, чтобы Язычок окреп, стал сильным и умелым?

Дети: Нужно выполнять упражнения для язычка!

Язычок: А что это такое? Я не знаю!

Фея: А мы тебя научим! Правда, ребята? Оставайся с нами!

Язычок: С удовольствием!

Фея зачитывает указ: «Внимание! Внимание! Объявляется турнир друзей Веселого Язычка! Главная задача нашего состязания: научить Веселого Язычка выполнять артикуляционные упражнения! Та команда, которая выполнит задачу быстрее и лучше, станет победителем турнира!»

Дети садятся на стульчики вокруг двух столов.

«Турнир друзей Веселого Язычка»

Задания:

1. Отгадать загадки об органах артикуляции (какая команда быстрее). Загадки загадывают помощники Феи.

Эти двери гибкие.

Могут стать улыбкою,

Могут в трубочку собраться,

После снова улыбаться. (Губы)

Открываем ротик – дом.

Кто хозяин в доме том?

Он удобно в доме лёг.

Он хозяин – … (Язычок).

В ротике – доме две стены.

С двух сторон они видны.

Могут стены в дом втянуться,

А потом, как шар, раздуться. (Щеки)

Потолок во рту есть нашем.

Мы о нем сейчас расскажем.

Потолок вверху, внутри,

Рот открой и посмотри! (Нёбо)

Даже пол есть в доме нашем,

Тоже мы о нем расскажем:

В домике подвижная

Это … (челюсть нижняя).

2. «Назови больше!»: какая команда назовет больше артикуляционных упражнений.

3. «Узнай и повтори!»: каждой команде по очереди демонстрируются фотографии поз для артикуляционных упражнений. Дети должны отгадать, какое упражнение изображено и выполнить его всей командой. Оценивается качество выполнения.

4. «Ответь на вопросы!»: командам по очереди задаются вопросы (к ответам привлекаются родители детей)

1) Для чего нужно делать артикуляционную гимнастику? (ответы детей)

2) Какие звуки произносятся с помощью языка? (ш, ж, з, к, г, т, д, р, л, н)

3)Как часто нужно делать артикуляционную гимнастику? (ежедневно 2-3 раза)

1) Какие органы помогают нам произносить звуки? (ответы детей)

2) Какие звуки речи произносятся при помощи губ? (гласные, б, м, п, ф, в)

3) Сколько минут нужно делать артикуляционную гимнастику? (5 минут)

5. «Разрезная картинка»: каждая команда на скорость должна собрать разрезную картинку «Портрет Веселого Язычка» и наклеить ее на основу – цветной картон. Портреты дарятся Веселому Язычку.

Язычок: Спасибо вам, ребята! Теперь я обязательно буду делать гимнастику и стану очень крепким и умелым!

Фея: А чтобы все присутствующие гости научились тоже этим упражнениям, я предлагаю посмотреть видеоурок!

• Просмотр презентации с видеоуроком по проведению артикуляционной гимнастики.

Заключительная часть

Советы родителям:

• занимайтесь с ребенком перед зеркалом по 5 минут каждый день;

• не выполняйте гимнастику сразу после еды;

• следите за качеством и точностью выполняемых движений.

В конце мастер-класса дети получают сладкие призы – конфеты, заработанные за правильные ответы и проявленную активность на мероприятии.

Публикации по теме:

Консультация, мастер-класс для родителей «Артикуляционная гимнастика дома — это весело, полезно, интересно» Давайте с вами познакомимся. Хочется познакомиться и с вами, родители. Поиграем в игру, будем передавать мячик и говорить как вас зовут,.

Мастер-класс для учителей начальной школы «Артикуляционная гимнастика на уроках чтения и развития речи» Мастер-класс для учителей начальных классов «Артикуляционная гимнастика на уроках чтения и развития речи». Учитель-логопед МОБУ.

Артикуляционная гимнастика «День рождение Язычка» Артикуляционная гимнастика. Артикуляционная гимнастика занимает одно из ведущих мест в преодолении речевых нарушений. При выполнении артикуляционных.

Мастер-класс «Артикуляционная гимнастика» Подготовила и провела мастер-класс для родителей учитель-логопед Лысенко Светлана Анатольевна Артикуляционная гимнастика. Упражнения.

Мастер-класс для родителей «Артикуляционная гимнастика» Мастер-класс для родителей «Артикуляционная гимнастика» Цели консультации: • объяснить родителям необходимость проведения артикуляционной.

Мастер-класс для родителей «Артикуляционная гимнастика с детьми в домашних условиях» Мастер-класс для родителей «Артикуляционная гимнастика дома» Цель: познакомить с родителей с понятием «Артикуляционная гимнастика», её значением.

Мастер-класс для родителей «Артикуляционная гимнастика с детьми в домашних условиях» Мастер-класс для родителей «Артикуляционная гимнастика с детьми в домашних условиях». Речевые нарушения – это серьезная проблема нашего.

Мастер-класс для родителей «Артикуляционная гимнастика с детьми в домашних условиях» Цель: познакомить родителей с понятием «Артикуляционная гимнастика», её значением. Научить правильно выполнять артикуляционные упражнения.

Мастер-класс для родителей «Артикуляционная гимнастика» Цель: создать условия для повышения педагогической грамотности родителей (законных представителей) в работе по использованию игровых приемов.

Мастер-класс для родителей на тему «Артикуляционная гимнастика-залог правильной и красивой речи» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад компенсирующего вида № 25 "Солнечный зайчик" городского округа Серпухов.

Следующая загадка

Цель: Познакомить педагогов с основными упражнениями артикуляционной гимнастики и дать практические навыки по теме.

Логопедическая (артикуляционная) гимнастика - это комплекс упражнений для развития мышц артикуляторного аппарата (губ, щек, челюстей, языка, губ, неба).

Цель артикуляционной гимнастики заключается в том, чтобы трудный для ребёнка уклад, нарушенного звука, разложить на лёгкие простые элементы, а затем объединить их, и получить требуемый артикуляторный уклад. Кроме этого, целью артикуляционной гимнастики является и укрепление соответствующих мышечных групп, в процессе выполнения движений. В процессе артикуляционной гимнастики отрабатываются все основные компоненты правильной артикуляции звука, каждый элемент тормозит неправильные движения, которые дифференцируются с нужными, правильными движениями. Очень часто дети дошкольного возраста испытывают трудности в овладении родной речью, хотя в целом их психическое развитие идет нормально. Как правило, таким детям требуются специальные занятия по звукопроизношению. Почему же важно вовремя научить ребенка правильно произносить все звуки родного языка? От четкой и внятной дикции зависит полноценное общение ребенка со сверстниками и взрослыми, успешное овладение грамотой, а в дальнейшем, при обучении в школе, отсутствие проблем в усвоении школьной программы. Такие трудности в произношении часто влияют на самооценку ребенка и его положение в детском коллективе. Плохо говорящие дети постепенно начинают осознавать свой недостаток, иногда становятся молчаливыми, застенчивыми, необщительными. Подготовить ребенка к овладению звуками речи помогут специальные (артикуляционные) упражнения. Они необходимы для усвоения и закрепления определенных положений губ и языка, которые различны, в зависимости от произношения того или иного звука. Проводить упражнения нужно систематически, только тогда будет достигнут нужный эффект.

Разнообразить занятия помогут картинки, детские стихотворения. Можно придумать много игр, чтобы у ребенка не угасал интерес к занятиям.

Правила выполнения артикуляционных упражнений:

Артикуляционную гимнастику надо разучивать перед зеркалом. Ребенок должен копировать ваши движения. В дальнейшем, когда порядок действий будет усвоен, зеркало нужно убрать. Артикуляционная гимнастика выполняется не для того чтобы «накачать» речевые мышцы, а для того чтобы развить их подвижность, гибкость, повысить точность движений. Поэтому при ее выполнении не нужно прилагать лишние мышечные усилия, утрировать позы. При выполнении всех упражнений следите за тем, чтобы у ребенка работали только те мышцы, которые необходимы для совершения движения. Ребенок не должен делать лишних движений - округлять глаза, поднимать плечи и совершать синхронные движения другими речевыми мышцами. Абсолютной точности движений сразу добиваться не нужно. Если какое- то движение у ребенка с первого раза не получается, пусть выполняет его приблизительно. Со временем действия будут совершенствоваться.

В связи со вступлением в силу ФГОС ДО появилась возможность применения в работе с детьми новые формы работы с применением ИКТ. Предлагаю вашему вниманию интерактивную игру по выполнению артикуляционной гимнастики «Угадай-ка», которую вы можете использовать в работе с детьми как профилактики речевых нарушений.

Педагог читает детям загадку, после того как дети назовут правильный ответ раскрывается картинка для выполнения артикуляционной гимнастики.

Описание упражнения прилагается, имеются примечания по выполнению упражнений.

«Угадай-ка»

Друг за другом стали доски

Как тигриные полоски.

Только тигр не убежит

Грядки с луком сторожит

Улыбнуться так, чтобы были видны передние верхние и нижние зубы. Удерживать в таком положении губы под счет от 2 до 5-10

Примечание. Зубы сближены, губы в улыбке.

Взял я ножик, прутик срезал,

И в нём дырочек нарезал.

И запела дудочка!

Вытянуть сомкнутые губы вперёд трубочкой. Удерживать в таком положении под счет от 2 до 5-10.

Если б не было его, Не сказал бы ничего

(Непослушный язычок)

Приоткрываем рот, кладём язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносим слоги пя-пя-пя. Удерживать широкий язык в таком положении при открытом рте под счет от 2 до 5

Примечание. Важно, чтобы малыш не закусывал нижнюю губу. Края языка касались уголков рта.

Открыть рот, положить и расслабить язык на нижнюю губу.

Подержать в таком положении секунд 10.

Примечание. Не прикусывать язык ни губами, ни зубами.

Следить, чтобы язык не дрожал.

Сквозь полотно проходит,

Конец себе находит.

Открыть рот, язык высунуть вперёд. Напрягать мышцы языка

и делать его узким. Удерживать язык «иголочкой» секунд 10.

Примечание. Язык удерживать «иголочкой» навесу,

не прикусывая его ни зубами, ни губами.

Рта нет, а скажу,

Когда спать, когда вставать,

Когда работу начинать

Растянуть губы в улыбку. Рот приоткрыть.

Кончиком узкого языка попеременно

дотрагиваться до уголков рта.

Примечание: Язык движется влево-вправо касаясь уголков губы, но не касаясь верхней и нижней губы

На красной жёрдочке сидят белые курочки

Открываем рот достаточно широко и кончиком языка «чистим» нижние зубы с внутренней стороны, делая движения языком вправо и влево, а затем поднять язычок вверх и «почистить» за верхними резцами.

Примечание: Важно, что бы губы были в улыбке, а верхние и нижние зубы хорошо видны. Двигая кончиком языка из стороны в сторону, следим, чтобы он находился у десен, а не скользил по верхнему краю зубов. Следим, чтобы нижняя челюсть была неподвижна.

Бабушка из сладких ягод

И его нам хватит на год

К чаю и в компоты

(Вкусное варенье)

Рот приоткрыть, широким языком облизывать верхнюю губу, делая движения сверху вниз.

Примечание: нижняя челюсть неподвижна!

Пробираюсь по забору,

На охоту выхожу.

Мышки спрятались по норам,

Я их долго сторожу

(Киска сердится)

Улыбнуться, открыть рот. Кончик языка находится за зубами и

упирается в нижние зубы, а спинка языка

выгибается вверх, как спинка у кошки, когда она сердится.

Чередовать положение языка «киска рассердилась»,

«киска спряталась» (закрыть рот).

Примечание. Язык не прикусывать ни губами, ни зубами,

Держится она на блюдце

И боится шевельнуться.

С кипятком стоять ей тяжко.

Открыть широко рот, высунуть язык.

Кончик и боковые края языка приподнять:

получится «чашечка».

Подержать язык в таком положении секунд 10.

Примечание. «Чашечка» должна удерживаться навесу,

без поддержки губ и зубов.

Не сиди и не скучай,

Посильней нас раскачай.

Вверх и вниз - и полетели.

Открыть рот, как при произнесении звука [А], языком упираться попеременно то в основания верхних зубов, то основания нижних зубов.

Примечание : язык не выскакивает за зубы, а нижняя челюсть неподвижна

Вот на краешке с опаской

Он железо красит краской,

У него в руке ведро,

Сам раскрашен он пестро.

Улыбнуться, открыть рот, кончиком языка «покрасить»

твёрдое нёбо от зубов до мягкого нёба

в направлении «назад-вперёд» несколько раз.

Примечание. Язык не выскакивает за зубы, нижняя челюсть

Кто там скачет по дорожке?

У кого так резвы ножки?

Шелковиста её грива,

Весела она, игрива.

У неё так шёрстка гладка,

Это к нам бежит.

Улыбнуться, открыть рот и пощёлкать языком.

(«лошадка скачет»).

Упражнение выполняется сначала:

а) медленно («лошадка идёт шагом»);

б) быстро («лошадка скачет быстрее»);

в) пощёлкать самым кончиком языка

(«жеребёнок скачет»).

Примечание. Нижняя челюсть остается неподвижной,

Я под шапкой цветной

На ноге стою одной.

У меня свои повадки:

Я всегда играю в прятки.

Улыбнуться, открыть рот, «приклеить» к нёбу

широкий язык и опустить нижнюю челюсть как можно ниже,

натягивая при этом подъязычную складку.

Язык не просто поднимается к нёбу, а работает, как присоска.

Та же «Лошадка», только без щелчка.

Примечание. При выполнении упражнения подъязычная складка обязательно должна натягиваться

Прикреплённые файлы:
artikuljacionaja-gimnastika-zagadki_237o1.pptx | 2255,31 Кб
Публикации по теме:

Артикуляционная гимнастика — это весело и интересно. Презентация для занятий с детьми. Артикуляционная гимнастика является эффективным средством уточнения, изучения, и совершенствования основ взаиморасположения и движения органов.

Презентация «Артикуляционная гимнастика» учителя-логопеда Каждый ребёнок, всем на диво, должен говорить красиво. И тогда язык родной должен понимать его любой! Артикуляционная гимнастика – это.

Следующая загадка

ВЕСЁЛАЯ АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА в форме загадок шипящие звуки

Загадка. Сто один брат, Все в один ряд. Вместе связаны стоят.

Загадка Отгадай, кто он такой: Очень сильный и большой. У него предлинный нос И короткий тонкий хвост, Бивнями зовут клыки, Уши очень широки.

Загадка. Зубастая пила, в лес густой пошла. Весь лес обходила, а ничего не спилила.

Загадка. Поставлю – попарю, Выну – поправлю. Этот сдеру, другой положу.

Загадка. Бабушка из сладких ягод Наварила что-то. И его нам хватит на год К чаю и в компот.

Загадка. Мы в шкафу рядком стоим, Чистотой своей блестим. Приглашают нас на чай. Знаешь нас? Так отвечай.

Загадка. Разгрызёшь стальные трубы, Если часто чистишь….

Загадка. Доска на верёвках Не хуже лошадки. Катает нас ловко На детской площадке.

Загадка Подкованы ноги, Бежит по дороге: Грива дугою, А хвост метлою.

Загадка. Кто на краешке с опаской Всё железо красит краской? У него в руке ведро, Сам раскрашен он пестро.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Читайте также: