Загадки моста петра великого
Обновлено: 22.11.2024
Большеохтинский мост по праву считается визитной карточкой Санкт-Петербурга , входит в число самых красивых переправ мира и является символом промышленного Петербурга.
Но знаете ли вы, что народ выступал против его постройки, паромщики устраивали митинги, в его названии отразились кастрированные правила русского языка, строители запрятали в него золотую заклепку и его существованию хотели помешать лоси?
"Не затягивать постройку моста!"
2. Город-красавец, растущий из болота как лилия, остро нуждался в постоянной переправе с одного берега на другой. Впервые речь о постройке моста зашла ближе к середине XIX века, но как водится в нашем государстве денег в бюджете не хватало. Да о чем тут можно говорить, если в центре Петербурга еще не построили постоянной переправы, а в этой части Охты, которая еще не была территорией города, были только промышленные зоны. Несмотря на это промышленники не унимались, ходили к царю, строчили челобитные и требовали переправу. В 1860 году даже основали "Общество Охтинского, через реку Неву, моста", дабы те выполняли функции просителей.
3. Единственные кто был против моста - паромщики. Из-за популярности переправы они не стеснялись заламывать высокие цены и обдирать нуждающихся до нитки, не каждый петербуржец мог себе позволить прогулку на таком кораблике.
В народе даже появилась шутливая песенка:
"Из-под Смольного на Охту
очень дорог перевоз.
Уж как я свою милую
на ручонках перенес".
4. В конце XIX века Охту присоединили к городу, а на рубеже веков общество добилось поставленных перед ними целей, да так, что 22 января 1900 года было принято окончательное решение о строительстве моста на Малую Охту! Промышленники подбрасывали вверх шляпы и били друг другу морды, потому что каждый хотел мост ближе к своему предприятию в экономических целях. Ну и для понтов, душу такое соседство тоже грело.
5. Мост должен был стать лакомым кусочком для строителей и проектировщиков, тем более спонсировался из царской казны и намечался как подарок на двухсотлетие городу. Неудивительно, что целых шестнадцать проектов со всего мира прислали на конкурс, в том числе архитекторы из Франции, Германии, Австро-Венгрии, Испании, США и Голландии. Но выбрали работу шедшую вне конкурса, представленную под девизом "Свобода судоходству". В отличие от остальных работ здесь предлагалось устройство разводного пролёта. Оригинальный проект и был признан лучшим, но требующим доработки. Основную идею, во главе которой было подвесить дорогу к нижней части мостовых арок, оставили и не прогадали.
6. Стройка затягивалась, сроки сдвигались. Мост мог стать очередным долгостроем в истории города, как "Зенит-арена". Ускорила весь процесс трагедия. Произошла она в 1907 году, из-за столкновения со льдиной затонул пароход "Архангельск". Трагедия была размахом поменьше гибели Титаника, состоялась на пять лет раньше и про нее в итоге не снимали кино с Ди Каприо, но в ее результате погибло 39 человек. Произошедшее вызвало большой общественный резонанс, каждый газетчик трубил об этом на весь Петербург. Повезло императору, что Живого Журнала тогда не было, уверен что каждый автор в топе описал бы этот случай, не оставив его в покое. Неудивительно, что в мае этого же года Николай II отдал приказ: "Не затягивать постройку моста!".
"Элементарно, Ватсон"
7. В очертаниях промышленного Петербурга взгляду неопытного путешественника легко было разглядеть Лондон. Неву ему могли выдать за Темзу, а Большеохтинский мост за Тауэрский. Такой схожестью воспользовались режиссер и продюсеры фильма "Приключения Шерлока Холмса и Доктора Ватсона. Сокровища Агры". Ключевые сцены фильма снимались в период "Белых ночей" чем сводили к минимуму риск попадания в кадр ненужных людей и советских машин. Хотя вот один местный житель оказался довольно полезным, он сдал на прокат свой катер. Чтоб тот выглядел соответствующе к нему приделали металлическую трубу, в ней жгли солому и солярку, имитируя дым парового двигателя.
Париж, Париж!
8. С Лондоном сравнили? Теперь пришла очередь одной из самых известных башен мира. Ну, конечно, я говорю про Эйфелеву. Из-за схожести конструкций, Большеохтинский мост называли упавшей на бок французской красавицей. Интересно, какой петербургский ловелас постарался?
9. Как и творение Эйфеля, наш мост изготовлен из металлических конструкций, которые соединили между собой заклепками. Большеохтинский мост в свое время также не пришелся по вкусу горожанам, его называли слишком громоздким и уродливым. Как же они ошибались! Сегодня мост считается одним из самых красивых в Петербурге и мире. Так что, когда активисты в следующий раз выйдут на митинг против строительства очередного шедевра, то можно напомнить эту историю.
Осторожно, лоси!
10. Да, сложно поверить в тему, но это чистая правда. В этом районе в Неву часто заплывали. лоси. Обычные такие, с рогами. Выбираться на сушу бедолагам приходилось по пологому спуску рядом с Большеохтинским мостом и часто помогали им в этом местные жители. Понятно дело, что сейчас такие олимпийские заплывы они не устраивают. Во-первых, набережные стали выше, во-вторых, шум современного Петербурга не сильно способствует спокойному заплыву, в-третьих, в промышленных амбарах давно закончилась соль и текила.
Тайна золотой заклепки
11. После возведения моста по городским улицам прокатился слух, что одна из заклепок переправы - золотая. Якобы строители на счастье, будущее хорошее состояние и удачу поставили одну заклепку из чистого золота. Город ринулся на поиски, но.
12. Ничего не нашли. Тогда родилась теория, что эту заклепку покрыли металлической пленкой, дабы усложнить поиски и спасти от нечистых на руку горожан. Будете на мосту, тоже можете поискать свою удачу, вдруг именно вам удастся ее найти?
Мост Петра Великого
13. Как я и говорил в начале, мост предполагался как подарок на двухсотлетие со дня основания города, но со сроками не успевали и заложили постройку к двухсотой годовщине победы в Полтавской битве. Как вы понимаете вопрос названия не обсуждался, ведь сам батюшка император тогда возглавлял нашу армию. "Мост императора Петра Великого" нежно выводили архитекторы на металлических арках золотой краской, которая осталась после покраски заклепки.
14. Изменения в руководстве страны и названии моста принесла революция 1917 года. В связи с нелюбовью нового правительства к царским особам мост стал Большеохтенским. Да, не удивляйтесь, именно таким. Оказывается не только в наше время у кофе отрезали его мужское величие, но и в 1956 году кастрировали правила русского языка, согласно которым мост превратился в Большеохтинский.
Следующая загадка
Начав строительство крепости, названной в честь апостолов Петра и Павла, царь Петр I решил, что мостов в его Северной столице не будет. Он обязал каждую семью, каждый дом иметь собственную лодку. Тех, у кого лодки не было, а также гостей города обслуживали многочисленные лодочники. Они перевозили людей с одного берега Невы на другой. Стоимость путешествия равнялась 1 копейке для должностных лиц. Солдаты и рабочие имели право переезжать бесплатно.
«Каникулы» в ледоход
Страстно любивший море Петр приказал, чтобы в каждой дворянской семье было свое персональное плавсредство с матросом в ливрее. Заинтересованным лицам были даны инструкции по тому, как поддерживать в порядке свои лодки. Владельцы должны были посещать курс навигации каждое воскресенье. Если кто-то не мог быть на занятии, он должен был послать вместо себя своих детей.
Этим пользовались чиновники, чьи учреждения находились на Васильевском острове и Петроградской стороне. Для них наступали своего рода «каникулы».Перевоз через Неву людей и грузов осуществлялся исключительно на лодках и мелких судах. Правительство извлекало из этого доход, перевоз сдавался на откуп. В 1710 году, по свидетельству датского дипломата, петербургские перевозы находились на откупе у одного проживавшего в городе князя, который платил за них казне в год 400 рублей - деньги в те времена немалые.
Перевоз сдавался на откуп и в последующие годы. Откупщики перевозили не только людей, но и продукты (в документах того времени то называлось «иметь хлебный перевоз»). На каждое судно откупщики нанимали по два перевозчика, которые получали за сезон по 7 рублей, и сверх того «кормовые деньги», по 6 копеек в день. За перевоз через реку взималась плата в размере 1 деньги (1/2 копейки). Доходы с перевозного откупа поступали в петербургскую ратушу.
Царь Петр требовал, чтобы те, кто жил по набережным, делали перед своими домами пристани для причаливания судов. На Васильевском острове, где предполагался центр города, положено было устраивать небольшие гавани. Пристани действительно были сделаны, но большое наводнение 5 ноября 1721 года разрушило их почти полностью.
Пароходы против яликов
Большей частью перевозки через Неву осуществлялись на яликах. Строили их чаще всего жители Охты - изготавливали из елового дерева, окрашивали разноцветными полосами снаружи и расписывали цветочным орнаментом внутри. Носовая часть нередко украшалась изображениями фантастических рыб.
Но уже во второй половине XIX столетия лодки стали окрашивать лишь одними полосами без разрисовки. Маленькие ялики с одним гребцом брали пять, большие с двумя гребцами - восемь пассажиров. К концу XIX столетия в столице на перевозах было занято 316 яликов, и еще 339 использовались для катаний.
Пароходики были небольшими, но чистыми и опрятными. Прислугой работали финны, говорящие по-русски. Шкипера же должны были командовать исключительно по-русски. Вмещали пароходы от 70 до 150 человек. Пароходы подкосили яличный промысел. Он удержался лишь там, где не было поблизости пароходного перевоза. За перевоз через Неву к Горному институту, что на Васильевском острове, яличники брали по 5 копеек с человека. Ну а потом, когда через Неву были построены постоянные разводные мосты, лодочники уже окончательно исчезли.
Источник: Загадки истории №3, 2015 год
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Следующая загадка
Большеохтинский мост по праву считается визитной карточкой Санкт-Петербурга, входит в число самых красивых переправ мира и является символом промышленного Петербурга. Но знаете ли вы, что народ выступал против его постройки, паромщики устраивали митинги, в его названии отразились кастрированные правила русского языка, строители запрятали в него золотую заклепку и его существованию хотели помешать лоси?
"Не затягивать постройку моста!"
2. Город-красавец, растущий из болота как лилия, остро нуждался в постоянной переправе с одного берега на другой. Впервые речь о постройке моста зашла ближе к середине XIX века, но как водится в нашем государстве денег в бюджете не хватало. Да о чем тут можно говорить, если в центре Петербурга еще не построили постоянной переправы, а в этой части Охты, которая еще не была территорией города, были только промышленные зоны. Несмотря на это промышленники не унимались, ходили к царю, строчили челобитные и требовали переправу. В 1860 году даже основали "Общество Охтинского, через реку Неву, моста", дабы те выполняли функции просителей.
3. Единственные кто был против моста - паромщики. Из-за популярности переправы они не стеснялись заламывать высокие цены и обдирать нуждающихся до нитки, не каждый петербуржец мог себе позволить прогулку на таком кораблике. В народе даже появилась шутливая песенка:
"Из-под Смольного на Охту
очень дорог перевоз.
Уж как я свою милую
на ручонках перенес".
4. В конце XIX века Охту присоединили к городу, а на рубеже веков общество добилось поставленных перед ними целей, да так, что 22 января 1900 года было принято окончательное решение о строительстве моста на Малую Охту! Промышленники подбрасывали вверх шляпы и били друг другу морды, потому что каждый хотел мост ближе к своему предприятию в экономических целях. Ну и для понтов, душу такое соседство тоже грело.
5. Мост должен был стать лакомым кусочком для строителей и проектировщиков, тем более спонсировался из царской казны и намечался как подарок на двухсотлетие городу. Неудивительно, что целых шестнадцать проектов со всего мира прислали на конкурс, в том числе архитекторы из Франции, Германии, Австро-Венгрии, Испании, США и Голландии. Но выбрали работу шедшую вне конкурса, представленную под девизом "Свобода судоходству". В отличие от остальных работ здесь предлагалось устройство разводного пролёта. Оригинальный проект и был признан лучшим, но требующим доработки. Основную идею, во главе которой было подвесить дорогу к нижней части мостовых арок, оставили и не прогадали.
6. Стройка затягивалась, сроки сдвигались. Мост мог стать очередным долгостроем в истории города, как "Зенит-арена". Ускорила весь процесс трагедия. Произошла она в 1907 году, из-за столкновения со льдиной затонул пароход "Архангельск". Трагедия была размахом поменьше гибели Титаника, состоялась на пять лет раньше и про нее в итоге не снимали кино с Ди Каприо, но в ее результате погибло 39 человек. Произошедшее вызвало большой общественный резонанс, каждый газетчик трубил об этом на весь Петербург. Повезло императору, что Живого Журнала тогда не было, уверен что каждый автор в топе описал бы этот случай, не оставив его в покое. Неудивительно, что в мае этого же года Николай II отдал приказ: "Не затягивать постройку моста!".
"Элементарно, Ватсон"
7. В очертаниях промышленного Петербурга взгляду неопытного путешественника легко было разглядеть Лондон. Неву ему могли выдать за Темзу, а Большеохтинский мост за Тауэрский. Такой схожестью воспользовались режиссер и продюсеры фильма "Приключения Шерлока Холмса и Доктора Ватсона. Сокровища Агры". Ключевые сцены фильма снимались в период "Белых ночей" чем сводили к минимуму риск попадания в кадр ненужных людей и советских машин. Хотя вот один местный житель оказался довольно полезным, он сдал на прокат свой катер. Чтоб тот выглядел соответствующе к нему приделали металлическую трубу, в ней жгли солому и солярку, имитируя дым парового двигателя.
Париж, Париж!
8. С Лондоном сравнили? Теперь пришла очередь одной из самых известных башен мира. Ну, конечно, я говорю про Эйфелеву. Из-за схожести конструкций, Большеохтинский мост называли упавшей на бок французской красавицей. Интересно, какой петербургский ловелас постарался?
9. Как и творение Эйфеля, наш мост изготовлен из металлических конструкций, которые соединили между собой заклепками. Большеохтинский мост в свое время также не пришелся по вкусу горожанам, его называли слишком громоздким и уродливым. Как же они ошибались! Сегодня мост считается одним из самых красивых в Петербурге и мире. Так что, когда активисты в следующий раз выйдут на митинг против строительства очередного шедевра, то можно напомнить эту историю.
Осторожно, лоси!
10. Да, сложно поверить в тему, но это чистая правда. В этом районе в Неву часто заплывали. лоси. Обычные такие, с рогами. Выбираться на сушу бедолагам приходилось по пологому спуску рядом с Большеохтинским мостом и часто помогали им в этом местные жители. Понятно дело, что сейчас такие олимпийские заплывы они не устраивают. Во-первых, набережные стали выше, во-вторых, шум современного Петербурга не сильно способствует спокойному заплыву, в-третьих, в промышленных амбарах давно закончилась соль и текила.
Тайна золотой заклепки
11. После возведения моста по городским улицам прокатился слух, что одна из заклепок переправы - золотая. Якобы строители на счастье, будущее хорошее состояние и удачу поставили одну заклепку из чистого золота. Город ринулся на поиски, но.
12. Ничего не нашли. Тогда родилась теория, что эту заклепку покрыли металлической пленкой, дабы усложнить поиски и спасти от нечистых на руку горожан. Будете на мосту, тоже можете поискать свою удачу, вдруг именно вам удастся ее найти?
Мост Петра Великого
13. Как я и говорил в начале, мост предполагался как подарок на двухсотлетие со дня основания города, но со сроками не успевали и заложили постройку к двухсотой годовщине победы в Полтавской битве. Как вы понимаете вопрос названия не обсуждался, ведь сам батюшка император тогда возглавлял нашу армию. "Мост императора Петра Великого" нежно выводили архитекторы на металлических арках золотой краской, которая осталась после покраски заклепки.
14. Изменения в руководстве страны и названии моста принесла революция 1917 года. В связи с нелюбовью нового правительства к царским особам мост стал Большеохтенским. Да, не удивляйтесь, именно таким. Оказывается не только в наше время у кофе отрезали его мужское величие, но и в 1956 году кастрировали правила русского языка, согласно которым мост превратился в Большеохтинский.
Я в других социальных сетях:
Все фотографии в этом посте сделаны мной, в противном случае указана ссылка на источник. Весь материал принадлежит автору, полная или частичная публикация без моего согласия запрещена. При подготовке статьи могли быть использованы различные источники, но слова и текст авторский. Разрешение на использование можно запросить по электронной почте. Если вы хотите разместить материал в своём личном блоге или социальных сетях, спрашивать разрешения не нужно, но пожалуйста, не забывайте ставить копирайт с активной гиперссылкой на оригинал.
Нажимаем на кнопочки ниже и делимся с друзьями. Вам не сложно, мне приятно. Можно просто оставить комментарий.
Следующая загадка
Какой мост самый красивый и узнаваемый в Петербурге? Аничков. Неудивительно что вокруг него постоянно крутились различные легенды. Хочу ответить на самые интригующие и значимые вопросы. Чье лицо на гениталиях коня? Почему мост "восемнадцати яиц"? Причем тут кони из Неаполя? Все это можно узнать из народных легенд и истории.
Лик на гениталиях
Говорят Клодту, автору этих скульптур, изменила жена. Он не смог с этим смириться и нашел мерзавца посягнувшего на его жену. Что было положено делать в те годы? Вызвать на дуэль и убить! Но скульптор оказался тем еще проказником или как теперь говорят троллем 80 уровня, а может банальным трусом. Поэтому взял и просто увековечил этого мерзавца в скульптуре. Точнее, в ее одной части. Да ладно вам, буду еще точнее, в гениталиях одного из четырех коней на Аничковом мосту! Теперь уже точно сложно сказать соответствует ли образ любовнику его жены, потому что существуют версии, что это Наполеон или вообще бывший царь батюшка. Сейчас никто уже не скажет вам точно, а вот тогда в тысяча восемьсот сороковые скульптор доверенному кругу лиц эту тайну посвятил, взяв с них слово, что более никому ни-ни. Думаю эти люди весь XIX век ходили по мосту, загадочно улыбались и глупо хихикали.
Для тех кто решит проверить, речь идет о коне который находится на нечетной стороне Невского проспекта на том берегу Фонтанки, который ближе к Адмиралтейству. Обратите внимание, этот конь и на заглавной фотографии, там тоже можно разглядеть облик врага Клодта.
Восемнадцать яиц
Еще в середине XIX века, в период всеобщего восхищения клодтовскими шедеврами, в Петербурге из уст в уста передавались рифмованные строки появившиеся на задней части спины одного из коней:
Барон фон Клодт представлен ко кресту
За то, что на Аничковом мосту
На удивленье всей Европы
Он выставил четыре голых жопы…
Когда царь-батюшка Николай I узнал об этой выходке из полицейского рапорта, то на нем экспромтом вывел строки собственного сочинения:
Сыскать мне сейчас же пятую жопу
И расписать на ней Европу!
Вот сегодня мне подумалось, если бы его действительно нашли, мог бы он работать в школах живым атласом? А в тот момент родилось фольклорное имя нового моста. Его прозвали мостом "восемнадцати яиц", учитывая, что с момента торжественного открытия и до 1917 года одним из обязательных символов моста был смотрящий за порядком городовой. Ныне Аничков мост остается мостом "шестнадцати яиц", поскольку постоянное дежурство на мосту отсутствует. Но мы то знаем, что это мост "четырнадцати яиц", так как вместо одних гениталий лицо личного врага Клодта.
Ох уж эта смерть
Снова вернемся в XIX век, как вам легенда, что создатель скульптур умер в скором времени после того, как был грубо оклеветан? Простите за тавтологию, но злые языки поговоривали, что у двух коней нет языков. А Клодт помешанный на скульптурном сходстве взял да и сунул руку в пасть всем четырем, и, о ужас, языка в двух не нашел. Впал в депрессию и умер. Кони все на том же месте, если хотите можете проверить. Но не советую, высоковато все же.
А вот то, что две коняшки не подкованы – это факт, не лишенный символизма. Подкованные стоят лицом к западу – стало быть к войне готовы, а восточные нет – с мирными целями. Хотя существует другая легенда, она историческая и лишь отражает юмористическое настроение горожан. Тогдашние петербуржцы справедливо рассудили, что скульптор так их расставил недаром, ибо "подкованные лошади идут от кузниц на Литейном". Вот такая она реклама XIX века и "джинса" царских времен.
Мост некой Анечки
В историю создания скульптурных групп вдаваться здесь особо не буду, скажу лишь, что дело было давно – аж в 1831 году и предназначались эти лошадки вовсе не на мост, а на дворцовую пристань и были утверждены царем. Самому же Клодту эти кони позволили значительно продвинуться по карьерной лестнице и получить вполне заслуженное уважение от современников, ну и теперь от потомков.
Сам же мост одно время назывался не Аничков, а Аничкин. Очень это название полюбилось петербуржцам, табличку говорят даже прикрутили соответствующую, а в народе легенды успели придумать о некой Анечке – безызвестной героине одной туманной любовной истории, связанной то ли с архитектором, то ли с одним из джамшутов-строителей моста. Но один из потомков рода Аничкиных накатал жалобу в городскую управу и название вернули назад. Ох уж эти активисты.
Николай I
Исторические языки поговаривают, что при торжественном открытии скульптурных композиций Николай I хлопнул великого скульптора по плечу и молвил: "Ну Клодт, ты лошадей делаешь лучше, чем жеребец".
Вообще Николай I благоволил к Петру Клодту, тем более они обожали верховую езду. Одна из легенд гласит, что скульптор катался на лошади в свите царя. Вдруг его скакун сорвался и вырвался вперед, а по придворному этикету того времени это было просто непозволительно, но император только иронично заметил: "Создавать статуи коней Клодту удается значительно лучше, чем кататься на них".
Есть и еще одна легенда, тоже связанная с Николаем I. Поговаривают, что скульптор верхом на коне не специально обогнал на собственном Аничковом мосту процессию императора. Барон Клодт понял ошибку и уже был готов к наказанию, но Николай только покачал головой и сказал, кивнув на прославленные скульптуры: "Ради этих - прощаю".
История коней некоторыми ниточками из клубка тянет в Неаполь. В 1844 гипсовые скульптуры в восточной части моста наконец-то заменили на бронзовые. Простояли они недолго, через два года Николай I подарил их королю обеих Сицилий за гостеприимство оказанное русской императрице во время путешествия по Италии. Заодно Клодта наградили Неаполитанским орденом. Когда кони переехали в Неаполь, местные газеты вышли с заголовками: "В Неаполе находится нынче три чуда: тело Спасителя, снятое со креста, покрытое прозрачной мраморной пеленой, "Снятие Спасителя со Креста" — картина Эспаньолетта, и бронзовые кони русского барона Клодта". Увидите, передавайте им пламенный привет из Питера.
К слову, жители того Петербурга в XIX веке шутили: в Петербурге не употребляют алкоголь только четыре человека, все они стоят на Аничковом мосту и не пьют лишь потому, что держат коней и руки у них заняты.
Читайте также: