Загадки караимов религиозная секта ставшая народом

Обновлено: 24.12.2024

«Караим. А что это за нация?! Других, что ли, не нашли?!»

В детстве, в начале пятидесятых, — помню глухие разговоры в доме о караимах, которые «вообще-то те же евреи — но. » — и палец указательный утыкался в небо, а интонация без сомнений означала; что уж они-то сумели устроиться. В чем это «устроиться» выражалось — мне было трудно тогда понять.

В дальнейшем — не раз и не два — заглядывал я в отечественные источники, но они были скудны и достаточно противоречивы. Так, «Большая Энциклопедия» в 1902 году сообщала, что «караимы — народность, вероисповедание. Язык — тюркский». Далее шел весьма живописный пассаж, который привожу дословно: «Видом караимы сближаются тоже с тюрками, но с более тонкими чертами и более развитыми бородами (. ), как бы являя собой тюрков с примесью семитской или (. ) индоевропейской крови.

По мнению известного ученого караима Фирковича, караимы суть потомки хазар. Впрочем, мнение это принято не всеми».

Советский Энциклопедический Словарь — через шестьдесят лет — кое-что уточнял: что-де термин «караим» — по-древнееврейски «чтецы» — обозначает принадлежность к вероучению (секта в иудаизме) и название народности — потомков тюркских племен, входивших в состав Хазарского каганата (IX-X вв. н.э.). То есть, надо понимать, с иудаизмом связь тут есть, а с этническими евреями — никакой.

Еще через двадцать лет, на последнем дыхании Советской власти, однотомный вариант того же Словаря был уже вовсе лапидарен: «Караимы — народ, небольшими группами живущий в УССР и Литовской ССР. Общая численность 3,3 тыс. человек. Язык — тюркский». И все. И никаких ссылок на «ученых караимов» или иных ученых, или какие-либо прочие исторические источники.

Создавалось впечатление сознательных умолчаний. Но — для чего? И отчего?

Заметим, что тот же последний советский однотомный Энциклопедический Словарь, определивший караимов как «народ» общей численностью в 3,3 тыс. человек, касательно евреев сообщал: «Евреи — общее этническое название народностей, исторически восходящих к древним евреям. Живут в различных странах. Общая численность около 15 млн. человек».

Не будем сейчас комментировать эту «неадекватность» формулировок, а заглянем еще в некоторые отечественные издания.

Толковый словарь Ушакова в 1935 году уже несколько «проговаривался»: «. чтецы (караим) — подразумевается, чтецы Библии, — народность, происходящая от еврейской секты, отрицавшей Талмуд и признававшей только Библию (Тору)».

Но наиболее правдивый текст обнаруживаем в. «Научно — атеистическом словаре» 1969 г.: «Секта эта возникла в VIII в. среди евреев Вавилонии».

Далее идет уже забавно идеологизированный текст: «Талмудистов они смешливо именовали раббонитами, т.е. приверженцами авторитетов. (Чувствуете: нас подводят к мысли, что караимы — сиречь революционеры — С.И.) Служители ортодоксального иудаизма жестоко преследовали караимов. В какой-то мере (?) караимство было выражением глухого (. ) протеста народных масс еврейских общин Вавилонии против бесчеловечной эксплуатации, оправдываемой Талмудом и раббонизмом».

На чьей стороне авторы Словаря — сомнению не подлежит. Но все-таки неясно — отчего это «неравноправие». Ведь слово произнесено: караимы суть евреи.

Впрочем, к концу заметки авторы спохватываются и спешат добавить: «Со временем караимы превратились (. ) в особую этническую группу. »

Загадки накапливались, но ответа не было. Ясно было одно: вокруг караимов культивировалась некая историческая таинственность, природа которой интриговала и требовала разгадки.

Новое время принесло новые источники — и «тайны» караимов начали раскрываться.

Основателем караимской секты был Анан бен-Давид, живший в VIII в. в Вавилонии. Евреи в ту пору не подвергались этническим репрессиям, глава богатой и процветающей еврейской общины был приравнен к министру шахского двора (собственный слон для выезда. ). И когда умер старый экзиларх (руководитель еврейской общины) два его сына сцепились в борьбе за власть.

Старший стал экзилархом, а младший (Анан бен-Давид) затеял религиозную реформу, рассчитывая привлечь к себе большинство евреев Вавилонии. Замысел не удался. К Анану примкнули немногие. Так и возникла еретическая иудейская секта — «признающие только Письменную Тору».

Когда в стране началась антиеврейская резня и насильственное обращение в ислам — еврейские беженцы (и среди них — караимы) устремились в державу кочевых племен хазар, вожди которой приняли иудаизм. А когда хазар разгромили славяне во главе с викингами — остатки еврейской общины бежали в дикий в то время Крым; где образовали две общины: евреи-раббаниты (крымчаки) и караимы.

Спустя столетия, когда стало ясно, что евреи в Российской империи — изгои, лидеры караимской общины обратились к царю с беспрецедентным заявлением: «Караимы не несут ответственность за распятие Иисуса, поскольку их предки, иранские евреи, жили в I в. н.э. — уже и изгнании, в Вавилонии!» На удивление, это заявление было признано резонным, и на караимскую общину не распространились дискриминационные антиеврейские законы Российской империи. Они имели право владеть землей, получать офицерские звания и даже дворянские титулы. На них не распространялись законы о черте оседлости и процентной норме.

Уже упоминавшийся Авраам Фиркович утверждал в своей книге, что евреи-раббаниты повинны также в смерти основателя секты караимов Анапа бен-Давида: «Не удивительно, что они убили даже Иисуса, сына Мирьям, праведника честного, непорочного и б-гобоязненного, спасшего большинство народов от древнего идолопоклонства. »

Фиркович подал прошение русскому правительству о том, чтобы караимов не именовали больше евреями, а упоминали в документах как «русских караимов».

Специалисты отмечают, в частности, что приписывание тюркского происхождения караимам на основании употребления ими татарского языка столь же «логично», как, предположим, утверждение «германского происхождения восточно-европейских евреев» — на основании использования языка идиш.

Любопытно, что «отделение» караимов от евреев происходило лишь в России. Караимы Египта, например, считали себя частью еврейского народа, а свое учение — «наиболее чистой и правильной версией иудаизма».

В 1938 году из Праги в гестапо пришло письмо: «Мы, российские дворяне, бывшие офицеры колчаковской, врангелевской и деникинских армий, белые эмигранты, караимы, заявляем, что никакого отношения к евреям не имеем, и просим — связанные с ними дискриминационные акты на нас не распространять».

Дотошные немцы через подставных лиц обратились к крупным раввинам вне Германии с вопросом, являются ли караимы евреями.

Религиозные авторитеты, как сговорившись 1 , дали отрицательный ответ.

Вот так караимы Крыма, Польши и Литвы уцелели в огне Холокоста.

А после войны раввины так объяснили свой ответ: «Разумеется, караимы, даже отказавшись от еврейского народа — остались евреями. Но во имя спасения людей мы пошли на сознательную ложь».

Настойчивый отказ караимов от еврейских корней приобретает порой вполне анекдотический оттенок: среди своих знаменитых соплеменников, которыми надлежит гордиться (вполне еврейская, кстати, черта), указывают Мамая, Чингисхана и. Остапа Бендера, «сына турецкоподданного. ».

Тотальная фальсификация и мифологизация истории караимов — это, по сути, мрачная тень антисемитизма, побуждающая отторгать их от еврейства (и самим им — отторгаться. ).

1 Это были варшавские раввины р. Зейлиг Калманович, р. Меир Балабан и р. Ицхак Шиппер.
Гость-a
11.04.2004 16:15

Уважаемый автор Самуил Имас! В своей статье Вы делается насмешливое замечание о том, что караимы причисляют себя к потомкам Чингиз-хана. Это замечание стало повторяться и в других статьях других авторов. А нельзя ли узнать конкретно о каких караимских родах идет речь? Какой караимский род объявил себя чингизидами? Откуда у Вас такая информация? Караимы объясняют свое происхождение от хазарского каганата. Надеюсь, Вы не путаете чингизидов с хазарами? Так какая караимская фамилия, по Вашим сведениям, претендует на принадлежность к чингизидам?
С уважением, Ирина.

Гость-a
18.11.2004 11:54

Копия моего письма в адрес сайта «Центральный Еврейский Ресурс»!

Heaught
27.07.2009 08:21

Кажется, кое-что нашлось по теме о тюрках (караимах), иудеях, также славянах ….

Подготовил, что стало известно, Виктор Михайлович Викторин, канд. историч. наук. Астраханский гос. университет, отд. восточных языков, доц-т. Руководитель НИЦ этнополитики и пред. Научного Совета краеведов (Астраханская область)

СЛАВЯНО - ИУДЕЙСКИЕ ТЕНДЕНЦИИ
В ПЕРЕСЕЛЕНИЯХ И ЭТНОКОНФЕССИОКОНТАКТАХ
ПО ГРАНИЦАМ АСТРАХАНСКОГО КРАЯ
(КОНЕЦ XVIII - XX ВВ.)

Автор соприкасался с данной молоканско - субботническо - баптистской и др. русскоязычной этноконфессиосредой в сер. июля 1972 г., в составе этногр. эксп. Сарат. гос. ун-та – на сев. берегу оз. Севана, в с. Шоржа Дилижан. р-на (мордва - молокане, затем их практич. полный исход в Россию в 90-х гг. XX в.). А также в большом с. Орлов Гай (3 тыс. жит.) Ершовского р-на Саратовск. обл. 5-6 августа 2001 г. Оно было основано и населялось после Указа имп. Екатерины II от 21 августа 1788 г. – об освоении мест меж 6-ью крепостями «по рекам Узеням», Большому и Малому, – в 90-х гг. XVIII - 30-х гг. XIX вв., как госуд. крестьянами из центр. областей, так и сектантами, во многом беглыми (сельский м/р «Заря» в южн. части Орлова Гая, со своим отд. клабд.), так и недавними и недолгими ссыльными – «духоборами из Грузии». Лидерами местных молокан в нач. XX в. и здесь тоже были семьи обрусевшей мордвы (Деевы и Моршневы). Кроме экспедиц. данных самого автора, в данном кратк. обзоре привлечены ещё и полезные работы об Орловом Гае уваж. Михаила Ивановича Крайнева, доц-та по механизации с/х в вузе г. Саратова, увлечён. краеведа родного села.

По отношению к совр. последователям этого течения верно отмечалось, что на деле собств. «прозелитами были их далёкие предки (в наших примерах, за 5-12 поколений, в сред. по 25 лет каждое. – В.В.), … термин "гер" приобрёл характер этнонима» (Мат. VI-ой ежегод. М/н. и междисц. конф. по иудаике. Академ. серия. Общ. и науч. ред. проф. Р.М. Капланов. Вып. 4. Ч. II – Ист. еврейск. народа. М.: [ЦНРиПИ "Сэфер - Книга" РАН]. 1991 – С. 75-85 и прим. 1).

Выражается благодарность за полученные сведения об этом «межконфессиональном передвижении нач. XX в.» и за содержательную, компетентную консультацию уваж. колл. Юрию Тихоновичу Садченкову – тогда нач. отдела по связям и содействию религиозным организациям Аппарата Главы Адм. Волгоград. обл., наша беседа от 4 января 2002 г.

История формирования караимского движения

Видео дня

Караимское движение берет своё начало в городе Багдаде на территории современного Ирака приблизительно в середине VIII века н.э. Его основателем традиционно считается Анан бен Давид, о жизнедеятельности и трудах которого мы знаем очень немного, за исключением поздних и не слишком достоверных легенд. Так или иначе, Анан бен Давид явился основателем альтернативного диссидентского движения в иудаизме, основным содержанием которого было отрицание авторитета Талмуда. Талмудом называется сформировавшийся приблизительно к 500 году н.э. комментарий к книгам еврейской Библии. Именно отрицание Талмуда было столь важной специфической чертой караимского движения. Термин «караимы» появляется несколько позднее, в IX веке, в работах теолога Биньямина (Вениамина) бен Моше Нагавенди. Даже само название «караим» («читающие» или «библеисты, специалисты в толковании Писания») отражает основную характеристику данного движения – почитание священного Писания (т.е. еврейской Библии) как единственного и прямого источника религиозных законов.

Следующая загадка

Караимы неразрывны с иудаизмом, в этом кроется самая главная проблема, возникает путаница. Поскольку эта религия сугубо национальная, принадлежит «известному богоизбранному народу». Была распространена в Восточной Европе и Средней Азии с первых веков нашей эры. Не стоит думать, что на Ближнем Востоке вокруг Иерусалима всё крутилось. Иудаизм — точка сборки и скрепа многочисленных общин еврейских переселенцев, где бы они не оказались.

Известно, что в I-III вв. РХ евреи жили в Фанагории, на Тамани и в Крыму, зацепились за Кавказ, хорошо себя чувствовали в Боспорских колониях Византии. К иудейским общинам примыкали группы «прозелитов» (новообращенных) в современных Керчи и Анапе, древнем Танаисе. Археология не возражает, поголовно грамотные иудеи оставили немало надписей-эпиграфий, ничуть не меньше греков. Занимались в основном торговлей.

Раскол иудейской веры .

Такое тоже евреи пережили, ничуть не менее драматично, чем все остальные монотеистические конфессии. В I-VI вв. н.э. иудаисты медленно и верно раскалываются на «раввинистов» (ортодоксов) и «каббалистов» (вольнодумцев). Первые считают себя последователями священного предания Талмуда, созданного фарисеями. Их оппоненты считаются еретиками и бунтарями, по уши погружены в мистическое учение Каббалы. Это аццкая смесь ересей, практик гностиков, густо заквашенных на греко-персидской философии. Впервые они были замечены еще в вавилонской общине, за этнической чистотой своих рядов не следили вообще, впитывая в свои сообщества кучу разношерстных элементов.

Так уж повелось исстари, Иран был генератором и плавильным котлом самых фантастических и оригинальных религиозных идей и практик. В нем обреталось примерно поровну общин раввинистов и каббалистов, весьма людных. Они тесно соприкасались с несторианами, монофизитами, манихеями. Между этими упертыми и твердыми в своих верованиях массами людей постоянно искрило.

В 491 г. РХ случилась страшная многолетняя засуха. Иран погрузился в полный хаос, свирепствовали голод и болезни. Вспыхнули восстания. Визирь шаха Кавада — Маздак — предложил очень любопытную концепцию спасения государства. Неизвестно, что сей муж хлебал (и как много), но доктрина получилась очень революционной даже для XIX-го века. Маздак сообщил: всё человеческое общество разделено на «царство света» и «царство тьмы».

«Пророк» Маздак и его восстание (Иллюстрация из открытых источников) «Пророк» Маздак и его восстание (Иллюстрация из открытых источников)

Шах Кавад оказался рохлей, решения определенного не принял. Немедленно стал марионеткой в руках дворцовой камарильи, яростных противников революционных идей Маздака. Они взяли власть в свои руки, развернули массовый террор против своих политических соперников, устроили грызню промеж себя. Против маздакитов велась кровавая борьба. Иудейские общины раскололись: «раввинисты» стали союзниками дворца шаха, «каббалисты» — их ярыми противниками. Народное восстание, подпитываемое идей «общего равенства», победило. После триумфа «маздакитов», раввинисты массово бегут в Византию. Но в 529 г. «революционеров Маздака» разгромили и предали казни. Остатки общин «каббалистов» бежали на территорию современного Азербайджана, где почти растеряли свою религию в кочевом мире тюрок и хазар.

В VII-VIII веках Византия ведет последовательную антисемитскую политику, искореняя иудаизм во всех проявлениях из своих земель. При покровительственной поддержке еврейских общин, раввинисты начинают переселяться в Хазарию, осваивая своими обособленными кварталами крупные города: Итиль, Семендер, Самкерц, Беленджер. По-прежнему занимаясь исключительно торговлей, а не презренным «караимским скотоводством».

К началу VIII века хазары и ортодоксальные евреи стали смешиваться, иудаизм раввинистского толка приняли некоторые Каганы, часть столичной знати. В 799 году верховная власть переходит в руки иудея Обадия. Он назначает свою веру — государственной. Иудаизм стал религией хазарских Каганов, правительства, части знати. Всем заправляли богатейшие еврейские купцы-рахдониты, держащие под контролем торговый путь из Китая в Европу. Огромные прибыли позволяли влиять на внешнюю и внутреннею политику, фактически управлять Каганатом.

(Иллюстрация из открытых источников) (Иллюстрация из открытых источников)

Сказочке конец.

Чем закончилось владычество купцов-работорговговцев известно. Старая племенная аристократия хазар и других племен Каганата, неохотно принимая внешнюю атрибутику новой веры, оставались язычниками. На этой почве вспыхнула гражданская война (810-820 гг.), иудейская дворцовая община в ней победила. Именно тогда Каганат сделал своими данниками некоторые славянские, финно-угорские, тюркские племена, население Крыма, Поволжья и Северного Кавказа. Кто потом громил обнаглевших хазар — вопрос открытый, но подвиги записаны на буйного вояку Святослава Игоревича.

Склонен считать, вдумчиво пережевали хазар варяжские дружины Государыни Ольги, булгары и печенеги. Иудейские городские общины были уничтожены, выжившие растворились на просторах Евразии… Часть приняли ислам, попытались воссоздать Хазарию, но Владимир Красно Солнышко с огузами был против. Повторного погрома государство не перенесло, к концу Х века всякая жизнь иудейских хазарских общин замирает даже в Крыму. Они теряются среди касогов, алан и хазар, ничего конкретного. Возможно, крупная община караимов обитала в городе Тмутаракань (Матраха). Поскольку жили ремеслом, это стало их отличительной чертой.

Золотая Орда.

В последней трети XII века (1175-85 гг.) еврейский путешественник Петахия Регенсбургский обнаружил странных единоверцев в Крыму и на Кавказе… но с отвращением назвал их сектантами. Не раввинисты и не каббалисты. Караимы? Доподлинно известно: после монгольского нашествия евреи смогли удержаться среди городского населения Золотой Орды. Даже стали стремительно расширять свои общины в Поволжье, Крыму, на Кавказе. Род занятий — торговля и ремесла. Караимы предпочитали заниматься трудом, специально обосабливаясь от соплеменников-торгашей.

Но в их сортах мало кто разбирался, отношением вообще ко всем иудеям было крайне настороженным. Веротерпимые монголы (хан Мунке) освободили священников всех религий от податей. Сделав специальное исключение для раввинов. Явно похлопотали мусульманские купцы Булгарии и Хорезма, которым поперек горла сидели ростовщические проделки «богоизбранных коллег». Но они были нужны. Без еврейских купцов было нельзя.

Контролируя обороты с торговыми республиками Италии и прочим Западом, евреи занимали прочные позиции в Золотой Орде. Удивленный Ибн-Батута встретил на Маджарском рынке богатого еврея из Андалузии, в Хорезме (Ургенче) было насчитано 100 роскошных еврейских домов, в Балхе — процветал большой еврейский квартал. На Русь периодически заезжали откупщики, гревшие руки на татарском «выходе» в Орду. В 1321 г., во владения тверских князей:

«. приехал Гаянчар татарин с жидовином дележником и много тягости учинил Кашину».
(Иллюстрация из открытых источников) (Иллюстрация из открытых источников)

Многие московские и тверские Рюриковичи ездили в Сарай, занимали деньги у евреев-купцов в Орде, через них заносили подарки и взятки беклярбекам, гарему Хана, членам его семьи, прочим влиятельным чиновникам и вельможам. Эти деньги могли даже превышать сумму ордынской дани. Бывали случаи, когда приходилось отдавать в залог крупные города, пока долг купчинам и ростовщикам не будет выправлен.

Крупные еврейские гнезда разрослись в торговых перевалочных хабах Крыма: Солхате (Старый Крым) и Кыры-Ере (Чуфут-Кале). Здесь вообще все запутано. Юридически они не принадлежали Золотой Орде, но их политическая и экономическая зависимость от Улуса Джучи была велика. Или наоборот, ханским вельможам нужно было договариваться о бесперебойном движении товаров с местными магнатами…

Итак, иудаизм в Крыму времен Золотой Орды больше в форме ортодоксального раввинизма. И… бинго! Наконец документально нащупываются наши потеряшки-караимы со времен хазарских. Вопрос об их происхождении запутан, но народом их никто не называет. Как потом, маркируя по турецкому языку. Крым знает пока только иудаистскую секту, не признающую Талмуд. Ближневосточные их коллеги и собратья очень удивлены: крымские караимы отказываются признавать основоположником секты Анана Га-Наси из Бетцуры (767 г.). Ему назначен лишь титул «хранителя вероисповедания». Своих же основателей они выводят из семьи Иегуды бен-Таби. История недопонимания такова.

Караимы.

В 529 году РХ, после бегства из Ирана, в прикаспийских землях каббалисты… немного одичали. Занялись полукочевым хозяйством, большую часть своих религиозных обрядов попросту забыли. Мирно сотрудничали с народами Северного Кавказа и Степи. Полководец Хазарского Каганата Булан в 730-731 году принял упрощенную версию иудаизма (без Талмуда и синагог), стал продвигать эти религиозные обряды среди своего окружения.

В итоге получилось «хазарское караимство». Странная религиозная иудейская секта, не признающая господство «раввинистов», нововведений в Моисеев Закон. Презирающая «каббалистов». В начале своей хазарской карьеры у них не было даже иерархической организации. Так в Степи и бродили, пока Каганов ортодоксы перековывали в правильных «талмудистов».

Слово «караим» — арамейское и древнееврейское, в давние времена означало «чтец». Караимы считают себя адептами самого древнего, самого единственного, самого национального правоверия евреев. Это некий ближний круг пророка Моисея и Моисеева Закона до «Вавилонского пленения», до разделения общего народа на израильтян и иудеев. Они ведут свое происхождение от колен израилевых, являются приверженцами истинной «Ветхозаветной Церкви». Отщепенцами и раскольниками считают фарисеев и их учеников — «раввинистов».

(Иллюстрация из открытых источников) (Иллюстрация из открытых источников)

Кто там прав или нет у… богоизбранного народа, шайтан повесится. Но немного погрузившись в тему, предположу: между караимами и иудаистами огромная разница. Как между православными и… теми же иудаистами. Главной задачей добропорядочного караима является изучение Священного Писания. Толкователи, наставники и верх иерархии секты — мудрецы. Главная их распря с «раввинистами» принципиальна. Последние считают, что кроме «Письменного Закона» Моисея, Бог сообщил патриарху устное объяснение (Писания), в довесок выдав Талмуд. Эти две книги столь же святы и обязательны, как и «Писание».

Караимы с этим не согласны, обвиняют противную сторону в подлогах и искажениях, придерживаются только Священного Предания. Не особо верят в задушевные разговоры Бога с Моисеем. Тем более — в дополнения к Письменному закону. Их логика понятна: при толковании столь серьезных вещей человеческий разум сбоит, пытается упростить всё, извратить. В итоге — ничего божественного. Это лукавые изобретения поздних законодателей, подстраивающихся к обстоятельствам и потребностям времени. Караимы не отвергают совершенно Талмуд, просто не признают его Божественного происхождения. До кучи не принимая «Каббалу».

Разницу между этими «заклятыми друзьями» можно заметить в обрядовости. До крестовых походов, караимы жили в Палестине, Иерусалиме, потом переселились в Египет, Византию, на Пиренейский полуостров. Их общины были в Сирии и Марокко. А вот евреи-каббалисты, очутившиеся в Хазарии, забыли большую часть сложных предписаний Талмуда, философию каббалы и многие обряды. Где-то через 200 лет стали «хазарскими караимами».

Стать «народом»

караимам помогло расположение власть имущих. Кого они замаслили до полного благодушия, никто не скажет. Но во второй половине XIV века в Чуфут-Кале (в составе Золотой Орды) было создано караимское поселение. На специально отведенной территории к востоку от старого города. С востока эту часть города новоселы в 1396 г. огородили крепостной стеной (потом турки подновили и перестроили многое). Там караимы жили вплоть до XIX века. Вторая по значимости община обитала в Кафе, ремесленниками слыли знаменитыми.

Примерно в 1400 году Великий Литовский князь Витовт привел в свои земли из Чуфут-Кале четыре сотни караимских семей. Они были поселены в дюжине городов (Тракае, Луцке, Галиче, Львове, Киеве и т.д.). Некоторые живут по сей день, кстати. Во времена царской России быть караимом стало очень выгодно, если быть тюркоязычным. По сравнению с евреями, закон предоставлял им более значительные права и преимущества. На караимов не распространялось правило «черты оседлости». Так принадлежность к религиозной секте закрепилась за группой, исповедующей это вероучение — в качестве этнонима. Появился… народ.

Караимы Крыма, самый богатый народ Российской Империи (Иллюстрация из открытых источников) Караимы Крыма, самый богатый народ Российской Империи (Иллюстрация из открытых источников)

Проверка на этнос.

Вопрос об этногенезе караимов спекулятивен и спорен. Но большинство этнографов не верят версии еврейского происхождения восточноевропейских караимов. А считают их потомками хазар, других тюркских кочевых народов Хазарского Каганата. Которые в VIII-IX веках приняли иудаизм. После разгрома славянами разбежались кто куда. По конфессиональному признаку принимали в свои общины евреев-переселенцев, помогая тем осваиваться в Великой Степи. Вопрос: кто какого сорта, Талмуд читает или нет — был вторичен.

Версия жизнеспособная, потому что караимский язык относится к северо-западной (кыпчакской) группе тюркских. Русский востоковед Василий Бартольд долго разбирался в вопросе, подняв все источники современников времен Хазарии… сделал вывод: язык хазар был (подобно языку болгар) непонятен для остальных тюрок. Вероятно, служил тем же языком, что и чувашский. Язык же караимов мало чем отличается от большинства тюркских наречий. Никакой схожести с чувашским не имеет. Вывод — хазары не были предками караимов. Но… фольклор караимов отражает их историческую связь с хазарами, они сами в IX-XVI веках называли себя двояко: караимами и хазарами. Короче, мало данных…

Интересное заключение выдал Гумилев, версия очень необычная. Он тоже признавал хазаро-еврейское происхождение караимов, но совсем иначе видел процесс этнического смешения. Итак, дети от смешанных браков VIII-X веков имели различную судьбу. Она зависела: кто именно был отцом и матерью ребенка. У евразийских племен членом рода признавали «по отцу». Давая весь набор прав в придачу.

Род был элементом этноса и культуры, членство в нем определяло этническую принадлежность. Происхождение матери в расчет не принималось. У евреев этническая принадлежность совпадала с принадлежностью к общине. Но право быть членом общины (евреем) определялось только происхождением от еврейки.

(Иллюстрация из открытых источников) (Иллюстрация из открытых источников)

Так, сын хазарина и еврейки имел все права и возможности отца и матери. Он был и евреем и хазарином. Сын еврея и хазарки был всем чужой, не имел права наследования имущественного, не допускался к обучению иудейской религии. А без этого… увы. Ты вне культуры-общины значит — не еврей. Рассчитывать на общину не можешь, только папа-мама тебе защита. За два века «хазарского иудаизма» таких изгоев набралось много. Они противопоставляли себя полнокровным евреям, постигали иудаизм по Библии без Талмуда. Это определило их стремление стать караимами. Вполне может быть.

Антропология осторожна в этом вопросе, но дает такие данные: происхождение караимов от хазар и других тюркских племен, смешавшихся с евреями, очень-очень вероятно. Караимы — тюрки (скорее всего — хазарские) с налетом монголоидности. Ближневосточный или средиземноморский антропологические типы. Единственное косвенное подтверждение караимской легенды — мы, мол, из Палестины. И так могло быть. Проникли в Восточную Европу через Кавказ, Среднюю Азию, приняли здешний язык. Остается лишь загадкой, почему в караимском языке не сохранилось никаких следов еврейского языка. Вообще…

Этнографические особенности крымских караимов

Уже самые ранние караимские переселенцы в Крым XIII – XIV веков, по всей видимости, были тюркоязычны, переняв крымскотатарский язык в качестве разговорного от своих соседей-татар. Об этом нам красноречиво свидетельствуют эпитафии XIV-XV веков с тюркскими именами погребенных там караимов. Тем не менее, иврит (древнееврейский) по-прежнему свято и бережно хранился караимами в качестве языка литургии, богослужения, деловой переписки, поэзии, надгробных эпитафий, научных и теософских трудов. Помимо лингвистического влияния, близкое сосуществование с татарами оказало неизбежное воздействие на быт и повседневную жизнь караимов. Действительно, зачастую, лишь зайдя в молитвенный дом и увидев стоящие в алтаре свитки Торы и семисвечник-менору, посетитель караимского квартала мог понять, что перед ним народ совсем иного вероисповедания и этноса – столь по-татарски выглядели их дома, одежды, этническая кухня и обряды. Тем не менее, влияние крымских татар не выходило за пределы чисто культурологических заимствований. Смешанные браки между караимами и их этническими соседями были запрещены, пожалуй, вплоть до реформ советского времени.

Появление караимов в Крыму

Особенно горячие споры и дискуссии вызывает проблема появления караимов в Крыму, Литве и Польше. К сожалению, именно на эту тему появилось особенно много псевдоисторических работ, связывающих караимов с самыми различными народами, к примеру, с хазарами, гуннами, половцами или древними израильтянами. Авторы, придерживающиеся этих теорий, ссылаются как правило на недостоверные или сфабрикованные в XIX веке источники. Сухой язык документов нам говорит о том, что караимы появляются в Восточной Европе уже в пост-хазарское время, не ранее XIII века. По этой причине остатки иудаизированных хазар, проживавших, возможно, и на территории Крыма, едва ли могли оказать на них сколько-нибудь серьезное влияние. Первое свидетельство о пребывании караимов в Крыму датируется 1278 годом. Самые ранние общины караимов появляются в городе Сулхате (совр. Старый Крым), Каффе (Феодосии), Кырк-Йере (Чуфут-Кале) и Феодоро-Мангупе. После присоединения Крыма к России в 1783 году караимы расселяются практически по всем крупным городам полуострова, да и на материковой части империи.

Следующая загадка

Иудейская община, существовавшая на протяжении многих веков на территории Крымского полуострова, включала в себя самые разнообразные течения и народности. К ним относились тюрко-язычные раввинисты-крымчаки, кочевники Хазарского каганата, караимы, отрицавшие учение Талмуда, говорящие на идише евреи-ашкеназы, греко-говорящие евреи-романиоты и даже субботники – перешедшие в иудейскую веру православные славянского происхождения. Пожалуй, одной из самых примечательных и значительных этно-конфессиональных иудейских групп, проживавших на территории Крыма, были крымские караимы.

Фото: russian7 russian7

Караимы – первопечатники земли крымской

Караимская типография в Чуфут-Кале была основана около 1731 года на средства караимского лидера Исаака бен Моше Синан-Челеби. Это была первая – и единственная – типография в Крымском ханстве. В период с 1734 по 1741 годы там были опубликованы несколько литургических книг на иврите (древнееврейском). Таким образом, первые печатные книги крымской земли говорили на том же языке, что и ветхозаветные пророки.

В советское время

Революция 1917 года прервала благосостояние и процветание караимов. Им, верноподданным российской короны, зажиточным купцам, промышленникам и белогвардейцам пришлось тяжелее, чем кому ли бы то ни было. Часть из них погибла в ходе бурных событий того времени, часть эмигрировала за рубеж. У оставшихся в СССР караимов отнимались дома, библиотеки, памятники религии и культуры За годы советской власти караимское население Крыма сократилось от практически 8,5 тысяч в 1912 году до 800 человек по данным переписи 1989 года. Значительное количество караимов эмигрировало в Израиль в 1990-ые по закону о репатриации. Помимо демографического упадка, советская власть нанесла также тяжелейший удар по своеобразной культуре и религии крымских караимов – лишь немногие из них способны ныне общаться на тюркском караимском языке, практически полностью утратив также знание древнееврейского, в каковом были столь искусны их предки.

Современное состояние

По последней переписи населения (2014), в Крыму проживает 535 караима, т.е. 0.02 % населения республики. Большинство из современных крымских караимов – люди с высшим образованием, работники науки, культуры, образования. Самой крупной является община города Евпатории, где еженедельно проходит богослужения в молитвенных домах-кенассах (кенаса). В ходе так называемой «деиудаизации» советского времени караимы Крыма практически полностью утратили свою еврейскую (иудейскую) идентичность и считают себя народом тюркского происхождения, потомками средневековых тюрков-хазар. В настоящий момент караимская община Крыма пытается возродить практически полностью утраченные за время атеистического диктата религиозно-культурные традиции. Особенно ярко этот процесс проходит в городе Евпатории.

Читайте также: