Загадки каменных лабиринтов севера

Обновлено: 04.11.2024

При слове лабиринт в сознании читающего человека возникает миф о Минотавре, который жил в лабиринте, Тесее, его истребившем, и Ариадне, подарившей Тесею клубок нитей, чтобы не заблудиться. В общепринятом понимании лабиринт – это нечто запутанное, откуда трудно найти выход. Чаще всего его ассоциируют с подземным миром, пещерами. Однако есть на территории Фенноскандии археологические артефакты – лабиринты, заблудиться в которых невозможно, тем не менее, загадок они хранят немало.

Под северным каменным лабиринтом понимается некое наземное спиралевидное сооружение, сложенное из валунов малого и среднего размера. Они могут иметь форму круга, элипса, или быть похожими на подкову. Камни уложены в один или в несколько рядов. Диаметры известных лабиринтов достигают от 5 до 20 метров. Несмотря на то, что большая часть древних лабиринтов заросла травой, их и по сей день можно встретить на территории Скандинавских стран (особенно много в Швеции), Финляндии, Ирландии, Великобритании и в Северо-Западных регионах России (Республике Карелия, Мурманской, Архангельской и Ленинградской областях). Есть похожие сооружения и совсем в другой части нашей страны – на Алтае. В данной статье тема рассматривается на материалах исследования лабиринтов российского северо-запада и, в частности, Карелии.

Известные науке сведения о лабиринтах ограничиваются их формальными признаками и описаниями. Они исследованы вдоль и поперек, измерен каждый камень, однако однозначно ответить на вопрос «Что это такое?», для чего создавались и как использовались лабиринты наука пока не может.

Впервые встречены и описаны они были еще в XVI веке: в записях русских дипломатов Г. Б. Васильчикова и С. Г. Звенигородцева есть фраза : «В Варенге, на побоище немецком… выкладено каменьем как бы городовой оклад в 12 стен, а назван был тот оклад Вавилоном». С тех пор лабиринты изучались и русскими и зарубежными исследователями, но единого мнения по ним нет. Разномыслие начинается уже с датировки. Кто-то считает, что это археологические памятники 3-5 веков до н.э., а часть ученых относят их к гораздо более позднему времени. Известный карельский исследователь петроглифов Надежда Лобанова в своих многочисленных экспедициях находила лабиринты, которые она относила к эпохе позднего средневековья или раннего нового времени. Возможно ли такое длительное по исторической хронологии существование лабиринтов?

Следующий вопрос, ответ на который пытаются дать ученые, с каким народом связаны эти археологические артефакты? Часто ученые относят их ко времени обитания саамов и считают объектами материальной и духовной культуры этого народа. Однако, уже упомянутая Н. Лобанова находила лабиринты, которые она отнесла к поморской культуре. Отталкиваясь от древнейших, пусть и крайне условных датировок, многие специалисты предполагают, что лабиринты на территории русского севера относятся к протосаамской или досаамской цивилизации. Например, исследователь 1970-х годов, сотрудник Карельского Филиала Академии наук Ю. Титов писал, что «саамы считали, что лабринты строились для божеств-сейдов, связывали их с идолами лопарской земли, приписывая их сооружения историческим или полумифическим личностям». Из этой цитаты ясно, что в понимании данного ученого во времена саамов лабиринты уже существовали. Популярным является мнение, о том, что возможными строителями лабиринтов были носители культуры асбестовой кераминики, предки саамов. Его высказала археолог Нина Гурина, проводившая раскопки вблизи от Кандалакшского и Харловского лабиринтов на территории нынешней Мурманской области.

Упоминания о подобных сооружениях есть также в кельтской мифологии. Повсеместное распространение объектов, напоминающих северные лабиринты не позволяет связать их с тем или иным народом.

Логично задать ещё один вопрос: откуда взялось название Вавилоны? Мы его встретили уже в самом первом описании лабиринтов, значит, так называло их местное население. Какое отношение имеет к этим лабиринтам древний город Вавилон? Скорее всего, никакого. Название происходит, по некоторым версиям, от искаженного слова Аваллон. Это слово пришло из кельтской мифологии, где Аваллон – это остров блаженных, населенный феями. Получается, что лабиринты известны кельтам раньше, чем древнему населению Русского Севера.

Вообще, рукотворные ли северные лабиринты? Карельский инженер, автор современной реконструкции подобного лабиринта в Ботаническом саду под Петрозаводском и исследователь-любитель Ю. Фефилатьев высказывает смелую версию о том, что лабиринты могли не являться делом рук человека. Он предположил, что это могли быть каменные нагромождения, возникшие в результате «табунного поведения оленей в опасной ситуации», когда они убегали от преследования и сбивались в тесный табун округлой формы, отбрасывая камни и образуя таким образом кромки лабиринта. А уже образованные таким образом каменные гряды могли использоваться саамами или поморами в разных целях. Однако, лабиринты существуют отнюдь не только на тех территориях, где обитают олени.

Но все-таки большинство ученых склоняется к версии, что это рукотворные постройки. А вот для чего они создавались? Каково их предназначение? На эти вопросы тоже нет однозначного ответа. Многие исследователи считают их ритуальными сооружениями и связывают с погребальными обрядами. Крупный археолог А. Я. Брюсов, изучавший лабиринты Беломорья, считал их знаками над местами погребения, своего рода «надгробными памятниками». Есть версия (ее придерживался в том числе историк М. Н. Виноградов), что ходы лабиринта и его каменные стены могли считаться своего рода препятствием для душ умерших людей, чтобы они не могли вернуться к живым, или наоборот, чтобы живые не могли побеспокоить души умерших. Иными словами, это «врата в загробный мир». И первая, и вторая версия сводятся, в конечном счете, к культу мертвых, который был сильно развит у древних людей. В культурах нескольких северных народов с образом лабиринта связаны хороводные ритуальные танцы. Например, «танец юных дев» у шведов. Отсюда проистекает толкование лабиринта, как места для проведения празднеств и торжеств. Высказывалось также предположение, что лабиринты были ристалищем.

Есть и другие более практичные, «мирские» версии. Например, часть ученых выдвигают гиппотезу «промыслового назначения» лабиринтов. Чаще всего эти археологические памятники находят по берегам морей, что наталкивает на мысли об обрядовом назначении лабиринтов, и связывают эти обряды с магией рыболовного и морского промысла. Для древнего человека удачный промысел – это гарантия сытой жизни. У саамов в древности покровителем морского промысла был человек-рыба Аккрува. Может быть, каменные лабиринты – это построенные для него святилища – жертвенники? Есть мнения, что это своего рода «первобытные чертежи» рыболовецких ловушек: бумаги и карандашей еще не было в бытовании, вот люди и использовали подручные материалы, чтобы изготовить «макет рыболовецкой ловушки».

Спиралевидные сооружения встречаются не только на севере, они разбросаны по всему миру. Наверное, образ спирали нес информацию, значение которой скрыто от ученых. Там, где нет единого научного мнения, возникают домыслы, легенды, небылицы. Закончу цитатой из книги А. Попова «Древние тайны Карелии или Гиперборейская традиция Карелии», изданной в Москве в 2008 г. : «Создается впечатление, что образ спирали выступает в качестве некоего кода, который передавался из поколения в поколение, от народа к народу, невзирая на культурные и религиозные различия. Однако, знание, заключенное в них давным-давно утрачено, ключ к расшифровке потерян…». Загадки северных лабиринтов еще будут разгадывать.

Следующая загадка

Загадка Соловецких лабиринтов

Избранное

Знак лабиринта в России более обширно представлен в двух регионах: Дагестане и Беломорье. На данный момент в России наиболее известными являются беломорские лабиринты или, как их иначе называют, «северные лабиринты».

Проблематика «северных лабиринтов» выражается в трех вопросах: кто, когда и зачем сооружал их в этой местности?

«Северные лабиринты» – это спиралевидные фигуры, которые представляют собой разнообразные системы ходов, выложенных из валунных камней небольшого размера. Размеры валунов варьируют в диаметре от 3,40 до 24, 40 м, их высота не превышает 50 см.

Наиболее заметным в среде "северных лабиринтов” считается Соловецкое скопление лабиринтов. В состав данного скопления входит 35 известных на данный момент лабиринтов, почти тысяча каменных насыпей, а также «символические» каменные выкладки, которые исчисляются десятками.


Соловецкое скопление лабиринтов раскидано по островам архипелага, но самая значительная часть сосредоточена на острове, называемом Большой Заяцкий, который находится на юго-западе архипелага, его площадь составляет лишь 1,5 квадратных километра.

На небольшой территории острова, под названием Большой Заяцкий, расположено большое количество каменных выкладок Соловецкого архипелага. Здесь насчитывается 13 лабиринтов, больше чем 850 валунных насыпей. Лабиринты датируются I-II веком до н.э. Подобные мегалитические сооружения встречаются в Ирландии, Скандинавии, Франции, а также в других странах мира. И возможно, это является свидетельством того, что на данных территориях очень давно жила единая цивилизация.


Существует большое количество гипотез ученых о назначении данных сооружений в виде каменных спиралей на земле. Местные жители именуют лабиринты «вавилонами». Есть предположение, что лабиринты связаны с давними культовыми плясками и хороводными танцами народов, которые издавна населяли эти земли. Существует гипотеза, что это старинные захоронения.

При проведении раскопок, которые были организованы в некоторых лабиринтах Большого Заяцкого острова, в центре нескольких из них были найдены остатки ритуальных костров, но не во всех. Следующая гипотеза утверждает, что лабиринты это «ловушки для рыбы». Выдвигалось предположение, что во время отливов рыба не поспевала отыскать выход из лабиринтов и к радости местных рыбаков оставалась лежать на земле.

Тем не менее, немалое количество лабиринтов сооружено далеко от воды и вовсе не заполняются водой. Также наличествуют гипотезы о том, что лабиринты, на самом деле, это «магические рыболовные сети», которые служили для осуществления магических ритуалов имеющих отношение к морскому промыслу. Предполагается, что лабиринт – это магический инструмент шаманов. Также некоторые исследователи полагают, что лабиринты являются «защитными сетями», основное предназначение которых сводилось к запугиванию душ умерших людей с тем, чтобы они не могли возвратиться к живым.


Лабиринты обладают одним входом, который также является и выходом. Если войти в лабиринт и не пересекать границы, то есть идти строго по бороздкам, то через какое-то время (для одних лабиринтов это время составляет 5-10 минут, для вторых – более получаса) выйдешь там же, где и вошел.

Вопрос о назначении древних соловецких лабиринтов не решен окончательно. Ряд ученых считают лабиринты местами развлечений и хороводных танцев культового характера или площадок военно-спортивных игр. Некоторые археологи приписыват им практическое назначение — макеты рыболовных ловушек или сами рыболовные сооружения. Большинство исследователей считают лабиринты объектами культово-религиозного назначения.


Н.Виноградов связывал их с культом мертвых (Виноградов Н. Соловецкие лабиринты. Их происхождение и место в ряду однородных доисторических памятников. Материалы СОК. Вып. 4. Соловки, 1927). Вавилоны связывают с обрядом инициации и «нижним миром» (Кабо В. Происхождение и ранняя история аборигенов Австралии. М., С. 309–304. 1969), с культово-промысловой магией (Гурина Н. Каменные лабиринты Беломорья. М., С. 125–142. 1948), с посещением Соловецких островов жителями Беломорья для совершения первобытных религиозных обрядов погребения умерших (Куратов А. Древние лабиринты Архангельского Беломорья. Историко-краеведческий сборник. Вологда, С. 63–76. 1973).

Это были обряды «…погребения и жертвоприношения (кальцинированные косточки человека, тризновых животных, птиц и рыб), священнодействий, связанных с тотемизмом и культово-промысловой магией (фигурки морских животных), поклонением Солнцу («солнечная розетка» и круглоспиральные лабиринты), инициацией и, возможно, других, еще не понятых, но связанных с верованиями аборигенов Беломорья».


…построенные, согласно представлениям древних, на границе двух миров — «среднего» и «нижнего» — лабиринты, скорее всего, символизировали либо собственно нижний — потусторонний — мир, населенный мертвыми и враждебными человеку духами, либо запутанный путь в него. Одна функция лабиринта состояла, таким образом, в том, чтобы обеспечить перемещение в нижний мир душ умерших и погребенных по обряду, предусматривавшему трупосожжение.

…с другой стороны, лабиринты были, по-видимому, тем инструментом, с помощью которого и совершались обрядовые действия. (Мартынов Александр. Археологическое прошлое Соловецкого архипелага: материк — море — острова. Альманах «Соловецкое море». № 1. 2002)

«Большинство ученых склоняется к мысли, что лабиринты связаны с религиозными верованиями древнего человека (может быть, с астральным культом), другие видят в них ритуальное, обрядовое назначение (например, для испытания человека) или могильные знаки над погребениями… Н.Гурина предложила считать лабиринты планами сложных орудий рыбной ловли, которые древний обитатель этих краев сперва изображал на земле, для наглядности (попутно наделяя эти изображения магической силой), а потом переносил «на натуру» — в море. Вопрос о лабиринтах доныне не получил окончательного научного разрешения. Однако наличие этих загадочных древних сооружений на Соловецких островах указывает на тесную связь еще в древности этих островов с окружающими районами побережья и на единство их древних исторических судеб. (Богуславский Густав. Острова Соловецкие: Очерки. 3-е изд.Архангельск; Сев.-Зап. кн. изд-во, 1978. — 173 с.: ил.)


Научные исследователи позволили предположить, что в этих местах также были языческие капища.

Не менее сложным для науке оказался вопрос об этнической принадлежности народов, посещавших острова Соловецкого архипелага в те давние времена. Лишь недавно, после обнаружения на Малом Заяцком острове кремнёвой фигурки тюленя, удалось подтвердить принадлежность этой культуры протосаамским племенам, жившим на побережье Белого Моря. Судя по всему, во времена, когда они заплывали на острова, климатические и геологические условия были другие: климат был значительно теплее а уровень моря намного выше.

В 2003-ем году мне посчастливилось побывать в гостях у Александра Мартынова, живущего и работающего на Соловках с 1978 года, а в этом году я купил его книгу «Древними тропами Соловецких островов», изданную в этом году и посвящённую проблематике древних и средневековых археологических памятников Соловков — стоянок эпох феодального мезолита, неолита, и раннего металла, святилищ и каменных лабиринтов, саамских сейдов и могильников. Издательство «Русский Север», 2006. Весьма и весьма советую». (Алексей Будовский. Отчёт о поездке на Соловки в Сентябре 2006. Часть 8. «Большой Заяцкий Остров» Глава 2. «Лабиринты». «Краткая историческая справка и рассказ о посещении острова в 1999-ом году». На правах рукописи. LiveJournal. New York, USA. 2006)


«Для ответа на вопросы, какой внутренний смысл таят в себе каменные лабиринты, действительно ли они связаны с культом умерших, что означают каменные груды в их центре и окружающие их ленты каменных выкладок, важно еще раз обратиться как к структуре самих лабиринтов, так и к мифологии народов Севера. Прежде всего важно проанализировать малейшие нюансы каменных кладок наиболее распространенных так называемых биспиральных подковообразных круглых лабиринтов классического типа, а затем поставить вопрос: какой образный ряд может стоять за всем этим?»


Пять основных особенностей формы кладок лабиринтов

«1. Основной элемент лабиринта — спираль, сложенная чаще всего из одиночных валунных камней в длинный ряд.
2. На протяжении всей своей длины спираль на отдельных участках имеет расширение и утолщение в виде каменной кучи округло-овальной формы. По концам спиралей также заметны утолщения, конструктивно обозначенные кучками камней или более крупными камнями.
3. Одиночную спираль укладывали в виде раскручивающейся из центра линии.
4. Укладка двух вписанных одна в другую спиралей имеет вид переплетенного клубка.
5. В центре лабиринтов размещено скопление камней в виде горки (горка в центре Большого Соловецкого лабиринта была разрушена и на приводимом рисунке в работе Н.Н. Виноградова не обозначена).

Если оставить в стороне традиционный сухой «конструктивистский» подход и взглянуть на лабиринты с художественных позиций, первое, что мы можем увидеть в схеме лабиринта, — это клубок из двух свернувшихся змей. Особенно четко и выразительно образы змей с продольно удлиненными головами и округло оформленными хвостами представлены в Большом Соловецком лабиринте, взятом нами в качестве примера.


В том, что пресмыкающееся предстает застывшим в камне, нет ничего удивительного, ибо в первобытном сознании человека, обожествлявшего и одухотворявшего окружающий его мир, не было четкой границы между живой и неживой природой. Камень воспринимался им как составная часть этого мира, каменное обличив могли принимать люди, звери. В качестве примера достаточно привести сеиды, являвшиеся неотъемлемой частью культуры саамов. Согласно мифологии многих северных народов, в камень превращались эпические персонажи, включая людей и животных.

В отличие от Большого Соловецкого лабиринта в других подобных сооружениях образ змеи может быть выражен более схематично и менее пластично. Для обозначения головы порой бывает достаточно одного большого камня или кучки камней на конце каменной ленты-спирали.Утолщение на противоположном конце обозначало хвост змеи. Встречаются и совсем условные изображения змеи в виде ленты.

Одиночная спираль — это представленная в каменной кладке одна змея; лабиринт, включающий две спирали, обозначал клубок из двух свернувшихся змей, головы которых расположены в самом центре лабиринта почти друг против друга. При этом клубок мог иметь две различные формы:

1) правильной подковы, когда между двумя лежащими несоприкасающимися змеями оставался проход по всему лабиринту;
2) подковы с крестообразным пересечением «туловищ» змей, когда путь по лабиринту заводил в тупик.


Подобные памятники помимо Соловецких островов встречаются в Карелии и Мурманской области, в странах Северной Европы — Финляндии, Швеции и Норвегии. Среди ученых до сих пор нет единства мнений о назначении этих сооружений.

Вот что писал известный философ, ученый, изобретатель и священнослужитель Павел Флоренскийо Соловецких лабиринтах в 1935 году:

«Тут, на островах Соловецкого архипелага, существуют замечательные сооружения, называемые в археологии лабиринтами, а в народном языке «вавилонами». Это — выполненные из камней, преимущественно валунов, величиною с голову, иногда меньше, до кулака, узорные дорожки с запутанным ходом; в одних случаях промежутки между каменными лентами идут непосредственно к центру, в других же случаях — разветвляются и приводят к тупику. Попав в центр обыкновенно не сразу можно выбраться оттуда и после прохождения некоторого пути приходишь на старое место… Думают, что устройство лабиринтов связано с культом умерших и назначено для воспрепятствования душе умершего, похороненного в центре, выйти наружу, — первоначально по крайней мере…»

Следующая загадка

Пожалуй, самыми яркими артефактами исчезнувшей цивилизации на севере Евразии являются на сегодняшний день загадочные каменные лабиринты. Больше всего их находится на Русском Севере, но также немало и в Скандинавии, Дании, Исландии, Эстонии и даже Великобритании. Никто до сих пор не смог ответить на вопросы, кто построил эти лабиринты и для чего они предназначались. Северные народы не претендуют на их авторство. А других народов, согласно официальной версии истории там никогда и не было. Но каменные лабиринты есть, и их слишком много, чтобы это можно было замолчать. В этом фильме рассказана вся история обнаружения и исследования каменных спиралей Севера. Вы узнаете, какие типы спиралей бывают, какие гипотезы выдвигали разные учёные об их назначении и услышите версию путешественника Георгия Сидорова, который лично собирал фольклор северных народов и самостоятельно исследовал лабиринты.

Северная часть нашей планеты традиционно манит к себе ученных и любознательных путешественников, жаждущих разгадать её многочисленные загадки. Одной из таких загадок являются таинственные каменные сооружения многотысячелетней давности, выложенные в форме мистического узора.

Сколько умов билось и бьется над тем, чтобы дать убедительное объяснение появлению и предназначению этих необычных сооружений! Сколько красивых легенд рассказывают о них! Ежегодно тысячи людей со всех концов света приходят к ним и, всматриваясь в таинственный каменный узор, пытаются проникнуть в их тайну.

Каменные лабиринты. Что это? Игра древних строителей или доказательство удивительных знаний тех, кто жил задолго до нас?

На сегодняшний день известно более 500 этих древних загадочных каменных сооружений. Они расположены на территории Скандинавии, Дании, Исландии, Эстонии, единичные в Англии. А на территории Русского Севера только по официальным данным их найдено более 50-ти. Как правило, лабиринты находятся на островах, полуостровах и в устьях рек.

На территории нашей страны лабиринты встречаются на Кольском полуострове, Новой Земле, а также в акватории Белого моря, в местности под названием Беломорье.

В России наибольшую известность получили лабиринты расположенные в следующих местах:

- в Архангельской области на Соловецких островах;

- в Карелии на островах архипелага Кузова и возле села Кереть;

- в Мурманской области, возле города Кандалакша и посёлка Умба;

- в устье реки Поной.

Также, по данным независимых исследователей, подобные сооружения в значительном количестве встречаются и в других регионах России, например в Восточной Сибири.

Основной элемент лабиринта – спираль, сложенная чаще всего из одиночных валунов. На протяжении всей своей длины спираль на отдельных участках может иметь утолщение в виде каменной кучи округло-овальной формы. По концам спиралей также заметны утолщения, конструктивно обозначенные кучками камней или более крупными камнями.

Одиночную спираль укладывали в виде раскручивающейся из центра линии. Укладка двух вписанных одна в другую спиралей имеет вид переплетенного клубка. В центре лабиринтов размещено скопление камней в виде горки.

Эти таинственные сооружения могут быть разбросаны поодиночке или образовывать большие группы. Иногда им сопутствуют каменные кучи разной величины, стены из валунов и другие малопонятные сооружения.

На территории России распространены лабиринты разных типов: односпиральные, двуспиральные подковообразной формы, концентрические, а также двуспиральные подковообразные с крестообразным пересечением при входе. Они выложены из крупных и мелких камней в виде особых спиралевидных фигур. Их диаметр обычно составляет от пяти до тридцати метров.

Почти все Северные народы хранят предания и мифы об этих загадочных сооружениях. Так например:

- согласно легендам Ирландии и Англии, на спиралях лабиринтов в лунном свете танцевали феи;

- в горной Норвегии каменные гряды были выложены ледяными великанами - "Йотунами";

- в Швеции считается, что лабиринты отмечали входы в подземные дворцы карликов - Двергов, владевших драгоценными камнями и рудами, изготовлявших волшебные мечи, щиты и копья для героев саг;

- предания финно-угорских народов, в частности, саамов, повествуют о том, что лабиринты строили в честь божеств Лапландии и приписывали их сооружение полумифическим личностям.

Также, косвенное упоминание о каменных лабиринтах есть и в тексте карело-финского поэтического эпоса «Калевала». В нём они описаны как вход в царство мертвых, в которое, следуя указаниям ведающих, можно было попасть и живым.

Как стало заметно, в скандинавских легендах нет достаточно твердой основы для построения гипотез, хотя бы из-за крайней их разноречивости. И очевидно поэтому западные ученые считают лабиринты местами развлечений и хороводных танцев культового характера или ристалищами для военно-спортивных состязаний.

Но сам характер и места постройки больше указывают на то, что лабиринты имели более серьезное назначение.

С момента начала научного исследования каменных лабиринтов Севера среди ученых нет единого мнения относительно того, кто и зачем построил эти каменные сооружения. До сих пор большинство предположений носят чисто гипотетический характер, основанный на обрывочных данных археологии, геологии и этнографии. Выводы относительно их предназначения можно считать спорными или не до конца обоснованными. Со временем в науке выделилось даже отдельное направление – «лабиринтоведение».

Начало развития русского лабиринтоведения связывают с появлением в российской научной литературе первых сведений о северных лабиринтах.

Так еще в 1844 году географ Карл Бэр указал о наличии лабиринтов на реке Поной. Позже, в 1877 году, эти же лабиринты описал в ходе этнографической экспедиции в отдалённые районы Кольского полуострова российский антрополог Александр Иванович Кельсиев. Большинство тогдашних исследователей воспринимали лабиринты как культурно-религиозные памятники определенных исторических событий.

Первый наиболее полный обзор известных к тому времени лабиринтов произвёл русский археолог Александр Андреевич Спицын. В своей научной статье «О северных лабиринтах» 1904 года, он датировал эти древние сооружения II-I тысячелетием до н.э. А по поводу их предназначения Спицын высказал смелое для своего времени предположение о том, что эти древние сооружения являются каменными свидетельствами древней некогда единой языческой культуры Северных народов.

К слову сказать, каменные лабиринты Русского Севера привлекли к себе пристальное внимание многих знаменитых советских и российских историков, археологов, этнографов XX века. Они высказали свое мнение относительно предназначения загадочных лабиринтов.

Так в 20-х годах прошлого века, советский историк и этнограф Николай Виноградов при изучении Соловецких лабиринтов, учитывая соседство выкладок с погребальными памятниками, пришел к выводу, что каменные сооружения были как-то связаны с культом мертвых.

Видный археолог своего времени, Александр Брюсов, много лет работавший в Беломорье, считал, что лабиринты - это могильные знаки над местами погребений. Однако впоследствии, раскопав на Большом Заяцком острове один из лабиринтов, эту гипотезу археолог окончательно отверг.

Из-за нахождения некоторых лабиринтов в устьях рек, а также, учитывая близость лабиринтов к морю, советский исследователь Нина Гурина считала, что все известные каменные лабиринты на берегах Белого, Баренцева и Балтийского морей являлись рыболовными сооружениями для ловли рыбы или их культовой имитацией. Однако и эта гипотеза легко опровергается, так как большинство лабиринтов находятся на возвышенностях.

Также из-за того, что отдельные участки лабиринта имеют расширение и утолщение, одни ученные придерживаются мнения, что эти каменные сооружения являются своего рода древним календарем. Другие же пошли дальше и рассматривают лабиринты как древнюю обсерваторию для изучения движения небесных объектов и звездного неба.

Автором научной классификации северных каменных лабиринтов стал российский археолог, профессор Анатолий Куратов. Она состоит в разделении лабиринтов на типы согласно их формам:

Он же впервые соотнес строителей северных лабиринтов с «культурой арктического неолита». Но каких именно строителей?

Уже упомянутый исследователь Нина Гурина в одной из своих работ предположила, что уже 5 тысячелетий назад территория Кольского полуострова была заселена людьми. Разумно предположить, что именно они были строителями этих загадочных сооружений. Но остаётся открытым главный вопрос - для чего они это делали? В каких целях лабиринты использовались их строителями?

Возможно, раскрыть тайну каменных лабиринтов нам помогут предания северных народов России, сохранивших некоторые отголоски большого древнего знания.

Местное население Поморья и народы Русского Севера издавна различали каменные лабиринты по их структуре. Они выделяли три основных типа: спирали, «вавилоны» и «сурады».

Спираль — один из глубочайших символов Вселенной. Она выступает в качестве общего кода единого мира, который заложен Матерью-природой в фундамент всего живого и неживого. Так согласно взглядам профессора Владимира Волченко, Анатолия Акимова и других российских ученых, основой мироздания являются именно так называемые торсионные («скрученные») поля, допускающие мгновенное распространение любой информации.Это тем более заслуживает внимание, ведь согласно данным независимых исследователей, все северные лабиринты расположены в так называемых геомагнитных зонах.

Примечательно, что все славянские, скандинавские и германские хороводы изображают собой такие вот закрученные спирали и в точности повторяет структуру и форму именно торсионных полей.

Усложнённой версией спирали с более закрученной геометрией является так называемый “вавилон”.

Считается, что название лабиринта - «вавилон» произошло от кельтского «Авалон», легендарного острова, аналога земного рая. На этом священном острове долгое время сохранялся храм Матери-Земли и Неба-Отца. В центре лабиринтов типа “вавилон” всегда расположен квадрат из камней.

Другой тип лабиринта -«сурад» - представляет собой двойной спиралевидный узор, в основание которого заложен каменным круг. По предположению писателя-историка Георгия Сидорова слово «сурад» происходит от слов «сур», что означает Солнце, и «рад» - радоваться. Таким образом, сурады - это места поклонения Солнцу.

Примечательно, что по своей форме “сурад” напоминает человеческий мозг в разрезе. Где чётко видны оба полушария. Это дало основание некоторым исследователям предположить, что “сурад” как-то связан со схемой работы нашего головного мозга, в центре которого, расположена шишковидная железа - один из самых загадочных органов человеческого организма.

Возможно, сурады служили особыми устройствами, своего рода георезонаторами, для пробуждения в человеке определенных свойств сознания.

Можно предположить, что они являются инструментом присоединения сознания человека к информационному полю, где хранятся универсальные знания о мироздании.

Конечно, доказать такую гипотезу в наши дни невозможно - из-за отсутствия приборов, способных измерить нематериальные явления. Но нельзя исключать, что со временем такие приборы могут появиться, и сурады станут для нас своего рода машиной времени, через которую мы установим связь с ушедшими предками. Неслучайно на Русском Севере каменные лабиринты порой соседствуют с дольменами - ещё одним загадочным устройством предположительно магического или психо-физического назначения.

В одной из своих книг Георгий Сидоров описывает посвящение с помощью сурада так:

“Даша взяла из костра пару лучин, обернула их промасленной верёвкой и направилась к следующему костру. Так она благополучно прошла огонь всех четырёх земных стихий и с горящим факелом в руках приблизилась к входу в сурад. В этот момент опять со всех сторон раздался надрывный волчий вой, опять залаяли лисы и хором заухали совы. А к истошным надрывным звукам не то волынок, не то рожков, не то флейт добавились ещё и удары барабанов. От всей этой какофонии невольно начало сжиматься сердце. Даже смелые парни, почувствовав неладное, сбились в кучу, не понимая и не зная, что происходит.

- Иди! – закричал волхв девушке. – Ты должна! Не бойся!

Услышав ободряющий голос Белослава, Даша вошла в сурад, и нервно передвигая ногами, стала двигаться по его извилистой тропинке. Но не прошла девушка и до середины пути, как остановилась и стала опускаться на колени.

– Я ничего не вижу! – закричала она. – Мне очень плохо.

- Беги! – толкнул меня к лабиринту волхв. – Только беги тропою и не вздумай напрямик. Возьмёшь её за руку и доведёшь до креста. И закрой её данной тебе силой.

Следуя приказу ведуна, я бросился догонять Дашу. Но не тут-то было! Моё тело упёрлось во что-то вязкое и невидимое. Я не бежал, а медленно, как в воде, шёл, еле переступая ногами. И с каждым шагом мне становилось всё труднее и труднее. Но вот я, наконец, увидел перед собой стоящую на коленях Дашу. Одной рукой девушка упиралась в землю, другой сжимала горящий факел.

- Молодец, что огонь стихий не бросила! – сказал я ей. – Давай скорее!

Схватив Дашу за руку и, ещё раз обратившись к силе Югана-ики, я потащил её дальше по лабиринту. Увлёкшись такой работой, я не слышал ни воя волков, ни скрипа волынок, ни ударов барабанов. Я волок за собой обессиленное тело Даши и молил Сварога поскорее оказаться у креста. А вот и крест.

- Всё, Даша, ты на месте! Сложи сюда свои лучины и стой, пока они не прогорят. Думай только о том, что всё у тебя получилось, - говорил я ослепшей девушке. – Ещё немного, и всё кончится.

Через несколько минут маленький костёр из лучин прогорел. И вместе с угасанием его пламени, к Даше вернулось зрение”.

По версии Георгия Сидорова, первые сурады были созданы в незапамятные времена на территории священного континента Орианы или Гипербореи. Однако после глобальной катастрофы произошедшей 13 тысяч лет назад климат на этом материке резко похолодал, а сам континент начал уходить под воду. Это вынудило жителей Гипербореи постепенно переселиться на нынешние арктические острова и северные территории Евразии.

В Беломорье каменные лабиринты были воздвигнуты около 5 тысяч лет тому назад. Именно тогда древние жители в большинстве своём покинули арктические архипелаги и окончательно переселились на материк.

Однако на севере Евразии жители Орианы не остановились - и отправились дальше на юг, постепенно расселяясь по всему миру, включая Азию, Африку и обе Америки. И очевидно, что именно таким образом символ лабиринта появился у всех народов мира, стоящих на самых различных ступенях исторического развития. На протяжении всей известной нам человеческой истории символ лабиринта встречается в самых разнообразных формах: орнаментах, рисунках, строениях, магических символах на камнях, и даже в словесных выражениях.

Подводя итог всего сказанного, можно сделать однозначный вывод о том, что каменные лабиринты Севера создавались нашими предками не для забавы, а для для очень важных ПРАКТИЧЕСКИХ целей. Чтобы доподлинно установить их назначение, нужно двигаться не только путём технических измерений, но и путём наблюдения за воздействием этих строений на сознание людей, изучения эзотерического фольклора северных народов и реконструкции обрядовых практик.

Следующая загадка

Пожалуй, самыми яркими артефактами исчезнувшей цивилизации на севере Евразии являются на сегодняшний день загадочные каменные лабиринты. Больше всего их находится на Русском Севере, но также немало и в Скандинавии, Дании, Исландии, Эстонии и даже Великобритании. Никто до сих пор не смог ответить на вопросы, кто построил эти лабиринты и для чего они предназначались. Северные народы не претендуют на их авторство. А других народов, согласно официальной версии истории там никогда и не было. Но каменные лабиринты есть, и их слишком много, чтобы это можно было замолчать. Крайне интересны версии путешественника Георгия Сидорова, который лично собирал фольклор северных народов и самостоятельно исследовал лабиринты. Северная часть нашей планеты традиционно манит к себе ученных и любознательных путешественников, мечтающих разгадать её многочисленные загадки. Одной из таких загадок являются таинственные каменные сооружения многотысячелетней давности, выложенные в форме мистического узора, лабиринта. Немало людей билось и бьется над тем, чтобы дать убедительное объяснение появлению и предназначению этих необычных сооружений! Сколько красивых легенд сложено о них. Ежегодно тысячи людей со всех концов света приходят к ним и, всматриваясь в таинственный каменный узор, пытаются проникнуть в их тайну.

Каменные лабиринты - Большая загадка, это Цепь инициаций адепта. На сегодняшний день известно более 500 этих древних загадочных каменных сооружений. Они расположены на территории Скандинавии, Дании, Исландии, Эстонии, единичные в Англии. А на территории Русского Севера только по официальным данным их найдено более 50-ти. Как правило, лабиринты находятся на островах, полуостровах и в устьях рек.

На территории нашей страны лабиринты встречаются на Кольском полуострове, Новой Земле, а также в акватории Белого моря, в местности под названием Беломорье.

В России наибольшую известность получили лабиринты расположенные в следующих местах:

- в Архангельской области на Соловецких островах;

- в Карелии на островах архипелага Кузова и возле села Кереть;

- в Мурманской области, возле города Кандалакша и посёлка Умба;

- в устье реки Поной.

Также, по данным независимых исследователей, подобные сооружения в значительном количестве встречаются и в других регионах России, например в Восточной Сибири.

Основной элемент лабиринта – спираль, сложенная чаще всего из одиночных валунов. На протяжении всей своей длины спираль на отдельных участках может иметь утолщение в виде каменной кучи округло-овальной формы. По концам спиралей также заметны утолщения, конструктивно обозначенные кучками камней или более крупными камнями. Одиночную спираль укладывали в виде раскручивающейся из центра линии. Укладка двух вписанных одна в другую спиралей имеет вид переплетенного клубка. В центре лабиринтов размещено скопление камней в виде горки.

Эти таинственные сооружения могут быть разбросаны поодиночке или образовывать большие группы. Иногда им сопутствуют каменные кучи разной величины, стены из валунов и другие малопонятные сооружения.

На территории России распространены лабиринты разных типов: односпиральные, двуспиральные подковообразной формы, концентрические, а также двуспиральные подковообразные с крестообразным пересечением при входе. Они выложены из крупных и мелких камней в виде особых спиралевидных фигур. Их диаметр обычно составляет от пяти до тридцати метров. С момента начала научного исследования каменных лабиринтов Севера среди ученых нет единого мнения относительно того, кто и зачем построил эти каменные сооружения. До сих пор большинство предположений носят чисто гипотетический характер, основанный на обрывочных данных археологии, геологии и этнографии. Выводы относительно их предназначения можно считать спорными или не до конца обоснованными. Со временем в науке выделилось даже отдельное направление – «лабиринтоведение». Начало развития русского лабиринтоведения связывают с появлением в российской научной литературе первых сведений о северных лабиринтах.

Так еще в 1844 году географ Карл Бэр указал о наличии лабиринтов на реке Поной. Позже, в 1877 году, эти же лабиринты описал в ходе этнографической экспедиции в отдалённые районы Кольского полуострова российский антрополог Александр Иванович Кельсиев. Большинство тогдашних исследователей воспринимали лабиринты как культурно-религиозные памятники определенных исторических событий.

Первый наиболее полный обзор известных к тому времени лабиринтов произвёл русский археолог Александр Андреевич Спицын. В своей научной статье «О северных лабиринтах» 1904 года, он датировал эти древние сооружения II-I тысячелетием до н.э. А по поводу их предназначения Спицын высказал смелое для своего времени предположение о том, что эти древние сооружения являются каменными свидетельствами древней некогда единой языческой культуры Северных народов.

К слову сказать, каменные лабиринты Русского Севера привлекли к себе пристальное внимание многих знаменитых советских и российских историков, археологов, этнографов XX века. Они высказали свое мнение относительно предназначения загадочных лабиринтов.

Так в 20-х годах прошлого века, советский историк и этнограф Николай Виноградов при изучении Соловецких лабиринтов, учитывая соседство выкладок с погребальными памятниками, пришел к выводу, что каменные сооружения были как-то связаны с культом мертвых.

Видный археолог своего времени, Александр Брюсов, много лет работавший в Беломорье, считал, что лабиринты - это могильные знаки над местами погребений. Однако впоследствии, раскопав на Большом Заяцком острове один из лабиринтов, эту гипотезу археолог окончательно отверг.

Из-за нахождения некоторых лабиринтов в устьях рек, а также, учитывая близость лабиринтов к морю, советский исследователь Нина Гурина считала, что все известные каменные лабиринты на берегах Белого, Баренцева и Балтийского морей являлись рыболовными сооружениями для ловли рыбы или их культовой имитацией. Однако и эта гипотеза легко опровергается, так как большинство лабиринтов находятся на возвышенностях.

Также из-за того, что отдельные участки лабиринта имеют расширение и утолщение, одни ученные придерживаются мнения, что эти каменные сооружения являются своего рода древним календарем. Другие же пошли дальше и рассматривают лабиринты как древнюю обсерваторию для изучения движения небесных объектов и звездного неба.

Автором научной классификации северных каменных лабиринтов стал российский археолог, профессор Анатолий Куратов. Она состоит в разделении лабиринтов на типы согласно их формам:

Он же впервые соотнес строителей северных лабиринтов с «культурой арктического неолита». Но каких именно строителей?

Уже упомянутый исследователь Нина Гурина в одной из своих работ предположила, что уже 5 тысячелетий назад территория Кольского полуострова была заселена людьми. Разумно предположить, что именно они были строителями этих загадочных сооружений. Но остаётся открытым главный вопрос - для чего они это делали? В каких целях лабиринты использовались их строителями?

Возможно, раскрыть тайну каменных лабиринтов нам помогут предания северных народов России, сохранивших некоторые отголоски большого древнего знания.

Местное население Поморья и народы Русского Севера издавна различали каменные лабиринты по их структуре. Они выделяли три основных типа: спирали, «вавилоны» и «сурады».

Считается, что название лабиринта - «вавилон» произошло от кельтского «Авалон», легендарного острова, аналога земного рая. На этом священном острове долгое время сохранялся храм Матери-Земли и Неба-Отца. В центре лабиринтов типа “вавилон” всегда расположен квадрат из камней.

Другой тип лабиринта -«сурад» - представляет собой двойной спиралевидный узор, в основание которого заложен каменным круг. По предположению писателя-историка Георгия Сидорова слово «сурад» происходит от слов «сур», что означает Солнце, и «рад» - радоваться. Таким образом, сурады - это места поклонения Солнцу.

Неслучайно на Русском Севере каменные лабиринты порой соседствуют с дольменами . По версии Георгия Сидорова, первые сурады были созданы в незапамятные времена на территории русского Севера и Беломорья каменные лабиринты были воздвигнуты около 5 тысяч лет тому назад. Именно тогда древние жители в большинстве своём покинули арктические архипелаги и окончательно переселились на материк.

Если вам понравилось,подписывайтесь на мой канал.

Гунны, Народ, пришедший с Ямала. Аттила, каган гуннов из рода Вельсунгов

Крито-микенская культура и религия как часть индоевропейской культуры эпохи бронзового века

Читайте также: