Загадки как вести себя в лесу
Обновлено: 04.11.2024
Оборудование: компас, противоклещевой костюм, карточки с иллюстрациями первоцветов, макет “Лесная поляна”, аудиозапись песни “Выглянуло солнышко”, жетоны, медали “Друг леса”.
Воспитатель: Ребята, кто из вас был в лесу? Что вам понравилось? Не подготовленному человеку можно одному идти в лес? А вот Незнайка, ничего не зная о правилах поведения в лесу, собрался идти. Давайте, вместе с ним отправимся в путешествие по лесной полянке (Рисунок 1) и познакомим его с этими правилами. За правильный ответ будет даваться жетон, а по окончании нашего путешествия мы узнаем, кто из вас достоин звания “Друг леса”.
Воспитатель: Дети, без чего нельзя отправляться в лес? Объясните почему?
Дети: Без компаса, спичек, воды, специальной одежды.
Воспитатель Незнайка, ты теперь правильно оделся, взял все необходимое, можно отправляться в лес.
Звучит песня “Выглянуло солнышко”.
Незнайка: Как хорошо в лесу, а какие здесь красивые цветы! Я сейчас нарву большой букет цветов, а дома буду плести венки.
Воспитатель: Подожди, Незнайка, послушай стихотворение.
На земле исчезают цветы,
С каждым годом заметнее это.
Меньше радости и красоты
Оставляет нам каждое лето,Откровенье цветов луговых
Нам понятно было едва ли,
Беззаботно топтали мы их
И бездумно, безжалостно рвали.В нас молчало безумное “Стой!”
Нам казалось, все мало, все мало
А потом в толчее городской
Мы охапки тащили устало… Е.Карасев
Воспитатель: Почему многие растения стали редкими?
Дети: Без надобности вырывают с корнями.
Воспитатель: Что необходимо делать, чтобы сохранить удивительный мир растений? (Любящие природу люди создают заповедники, ботанические сады.)
На доске прикрепляют картинки с изображением цветов: мать-и-мачеха, медуница, подснежник, ветреница.
Воспитатель: Назовите цветок и расскажите, что вы о нем знаете.
Воспитатель: Мать-и-мачеха – один из первых цветков весны. Лист снизу мягкий, а сверху – твердый, холодный; медуница – на одном стебельке розовые, и фиолетовые, и синие цветки; ветреница растет по опушкам в светлых нагорных лесах, название получила за совпадение времени своего цветения со временем сильных ветров).
Незнайка: Я понял, что цветы рвать нельзя. Я буду ими в лесу любоваться, а лучше сфотографирую на память. Ой, а это что такое? Ну-ка возьму палочку, да раскопаю (Рисунок 2). Что там внутри?
– Ребята, кто знает, что это такое? (Муравейник.)
– Можно ли разрушать муравейники? (Нет.)
– Почему?
– Какую пользу приносят муравьи? (Уничтожают вредных насекомых, гусениц, слизней.) Они охраняют наши леса.
Отгадайте загадки о насекомых
Восемь ног, как восемь рук,
Вышивают шелком круг.
Мастер в шелке знает толк,
Покупайте, мухи, шелк!
(Паук.)С ветки на тропинку,
С травки на былинку.
Прыгает пружинка –
Зеленая спинка.
(Кузнечик.)Голубой аэропланчик,
Сел на белый одуванчик
(Стрекоза.)Целый день летает,
Всем надоедает;
Ночь настанет,
Тогда перестанет.
(Муха.)Шевелились у цветка
Все четыре лепестка.
Я сорвать его хотел,
Он вспорхнул и улетел
(Бабочка.)Домовитая хозяйка,
Полетела над лужайкой,
Похлопочет над цветком-
Он поделится медком
(Пчела.)Не жужжу, когда сижу,
Не жужжу, когда хожу,
Не жужжу, когда тружусь,
А жужжу, когда кружусь
(Жук.)
Незнайка: Кто это на дереве корзинку повесил? Залезу, посмотрю! (Рисунок 3)
Воспитатель: – Ребята, кто догадался, что за корзинка висит на дереве? (гнездо)
– Как нужно себя вести, если вы увидели в леску гнездо?
Дети: Тихонько покинут это место, смотреть и трогать яйца руками нельзя.
Конкурс “Узнай птицу”.
Скачет птичка по дорожке,
Собирает шустро крошки.
А потом на ветку прыг
И чирикает: “Чик-чирик!”
(Воробей.)Эта птичка никогда
Для птенцов не вьет гнезда.
Сядет где-то на суку
И кричит: “Ку-ку! Ку-ку!”
(Кукушка.)
Незнайка: А это что за веревка? Вот возьму я ее рукой, да рассмотрю поближе!
Воспитатель: Не трогай, это очень опасно!
– Ребята, как нужно поступить, если вы увидели змею?
– Как оказать первую помощь при укусе змеи?
Незнайка: Что-то жарко стало, пить хочется. Вот и ручей!
Воспитатель: Ребята, расскажите Незнайке, почему нельзя пить воду из ручья.
Незнайка: Ладно, не буду пить. Лучше я разденусь и искупаюсь.
Воспитатель: Правильно поступает Незнайка?
– Почему нельзя купаться в необорудованном для купания месте?
– Что может случиться? (Порезать ногу.)
– Какую помощь нужно оказать пострадавшему?
Незнайка: Хорошо, хорошо, лучше пойду собирать грибы. До мостика идти далеко, перейду ручей здесь.
Воспитатель: Чем опасен выбор Незнайки? Как помочь пострадавшему при вывихе, переломе конечностей?
Незнайка: Я понял, надо идти по мосту. Вот и грибы. Это мухомор, ядовитый гриб, я его растопчу. А вот этот гриб я не знаю, но все равно положу в корзинку, дома разберусь! (Рисунок 4)
Воспитатель: Ребята, какую ошибку допустил Незнайка?
– Почему вы так считаете?
Дети: Собирать можно, только съедобные грибы, ядовитые грибы губить нельзя, ими лечатся некоторые животные.
Воспитатель: Как правильно надо собирать грибы?
Дети: Аккуратно срезать ножом, чтобы сохранить плодоножку
Конкурс “Знатоки грибов”
Розовая сорочка,
А волнистая,
С краю оторочка
Да пушистая.
(Волнушка.)Рыжие ушки
С лисьей макушки
В траве лежат
Для малых ежат.
(Лисичка.)Под осиной мужичок,
На нем красный колпачок.
(Подосиновик.)Пришли пареньки,
Присели на пеньки.
Сидят все гуртом,
Не сгонишь кнутом.
(Опята.)Под березой старичок,
На нем бурый колпачок
И пиджак с пестринкой,
А сапожки с глинкой.
(Подберезовик.)
Незнайка: Вечер, холодает, разведу костер, вон под той осинкой.
Воспитатель: Незнайка не спеши, ведь костер разводить надо тоже по правилам.
Незнайка: По каким еще таким правилам?
Воспитатель: Ребята, сейчас тебе расскажут, где и как надо разводить костер
Дети: костер надо разводить на открытом месте, когда уходишь засыпать его землей или залить водой.
Воспитатель: А что надо делать, если вы увидели пожар в лесу?
Дети: Немедленно выходить из леса и сообщить по телефону взрослым.
Незнайка: Кажется, дождь собирается, гроза надвигается. Спрячусь под деревом. (Рисунок 5).
Воспитатель: Ребята, давайте расскажем, Незнайке, почему нельзя прятаться во время грозы под деревом
Дети: В дерево может попасть молния.
Незнайка: Спасибо, ребята, вы многому меня научили!
Дети читают стихотворение:
Если вы в лес пришли гулять, свежим воздухом дышать.
Бегай, прыгай и играй, только, чур не забывай,
Что в лесу нельзя шуметь, даже очень громко петь.
Испугаются зверушки, убегут с лесной опушки.
Ветки дуба не ломай, никогда не забывай
Мусор с травки убирать, зря цветов не надо рвать!
Из рогатки не стрелять: ты пришел не убивать!
Бабочки пускай летают, ну кому они мешают?
Здесь не нужно всех ловить, топать, хлопать, палкой бить.
Ты в лесу – всего лишь гость, здесь хозяин – дуб и лось.
Их покой побереги. Ведь они нам не враги!
Помоги лесным зверушкам, приготовить для них кормушки,
И тогда любой зверек – будь то ласка иль хорек,
Еж лесной, речная рыбка – скажет: ты – мой друг! Спасибо!
Н.Рыжова
Следующая загадка
Социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, физическое развитие.
Интеграционная цель: продолжать формировать элементарные представления воспитанников о правилах поведения в природе.
1. Учить детей любить и охранять природу, приходить ей своевременно на помощь.
2. Закрепить правила поведения в лесу.
3. Закрепить знания о деревьях, грибах (съедобных и ядовитых), животных.
1. Развивать любознательность, чувство ответственности за своих младших братьев.
2. Развивать мышление, память, развивать речь.
1.Воспитывать любовь к природе;
2.Продолжать воспитывать дружелюбие друг к другу.
Активизация словаря: название деревьев, грибов, животных.
Материалы и оборудование:
Макеты леса (деревья и кустарники, пеньки), картинки с изображением лекарственных трав, диких животных и птиц. Костюмы и атрибуты к ним Туриста и Лесовичка.
Ход развлечений:
Воспитатель: Дети, сегодня мы с вами отправимся в путешествие на лесную полянку. На чем лучше отправится в путешествие, чтобы не мешать жителям леса?
Дети: Пешком.
Песенка «Лесная песенка»
Воспитатель: В пути мы сделаем много остановок и познакомимся с растительностью и жителями лесной поляны. Мы с вами пришли в лес. Давайте прислушаемся к пению птичек. Можете присесть (слушают пение птиц).
(Звучит музыка, входит турист с плеером, рюкзаком. Идет, осматривает все. Достает конфету, съедает и выбрасывает фантик в «озеро»).
Ведущий: здравствуйте.
Турист: Здрасьте. А вы кто и что тут делаете?
Ведущий: Мы ребята из детского сада, пришли в лес отдохнуть, насладиться звуками и красотой леса.
Турист: А я турист, я тоже отдыхаю, (достает шоколадку, съедает, выкидывает обертку)
Ведущий: Что же вы делаете? Разве можно мусорить в лесу? Здесь ведь живут разные животные, это их дом.
Турист: подумаешь, а куда мне выкидывать мусор?
Ведущий: Ребята, расскажите, что делать туристу в таком случае.
(ответы детей… Нужно собрать после себя весь мусор и выкинуть в специально предназначенном для мусора месте).
Ведущий: Вот Вы выкидываете фантики, а ведь в лесу живут разные животные, которым этот мусор мешает.
Турист: ну, ладно все про мусор и фантики я понял. ( Чешет затылок, делает вид, что что-то ищет… находит палочки, складывает из них костер, достает из рюкзака спички, пытается развести костер …)
Ведущий: Подождите, зачем Вам костер в лесу?
Турист: Зачем, зачем… какие вы любопытные… просто захотел и разведу…
Ведущий: А Вы знаете, что костры разводить в лесу опасно?
Турист: Почему опасно?
Ведущий: Д ети, а вы знаете, почему костры разводить в лесу опасно? ( ответы детей - может получиться пожар, сгорит много деревьев, погибнут животные, птицы, насекомые…)
Турист: Какие вы скучные…. То нельзя, это нельзя! .
Ведущий: (обращает внимание детей на газеты) Смотрите, сколько мусора в лесу. Давайте наведем в этом месте леса порядок. А чтобы было веселей, превратим уборку в игру.
Игра «Попади в ведро»
Ведущий: посмотрите, теперь порядок везде? (Да). Ну, что, турист. Я думаю наши дети научили Вас правилам поведения на природе?
Турист: Да, я буду стараться правильно себя вести.
Ведущий: Сейчас я проверю, как вы знаете все правила поведения в лесу. Для этого поиграем с вами в игру «Если я приду в лесок».
Я буду говорить вам свои действия, а вы отвечать, если я буду поступать хорошо, говорим "да", если плохо, то все вместе кричим "нет"!
Если я приду в лесок
И сорву ромашку? (нет)
Если съем я пирожок
И выброшу бумажку? (нет)
Если хлебушка кусок
На пеньке оставлю? (да)
Если ветку подвяжу,
Колышек подставлю? (да)
Если разведу костер,
А тушить не буду? (нет)
Если сильно насорю
И убрать забуду. (нет)
Если мусор уберу,
Банку закапаю? (да)
Я люблю свою природу,
Я ей помогаю! (да)
(турист во время игры внимательно следит за ответами детей и удивляется, как много они знают).
Турист: Ладно, ребята, я всё понял. И теперь я знаю правила поведения в лесу. Пойду, расскажу теперь всем моим знакомым. До свидания, ребята.
Турист уходит.
Из-за дерева выходит Старичок - Лесовичок
Лесовичок: Здравствуйте, ребята! Зачем в лес пожаловали?
Дети: Подышать чистым воздухом, полюбоваться красотой леса, подружиться с лесными жителями.
1. Наблюдать за птичьими гнездами – можно, а вот трогать и подходить к ним – нельзя.
2. Наблюдать за муравейником – можно, вот разрушать его – нельзя.
3. В лесу старайся ходить по тропинке, не шуметь.
4. Не лови насекомых, не ломай ветки кустарников и деревьев, не рви цветов. Пусть красивое остается в природе.
5. Не сбивай грибов! Даже несъедобные грибы нужны лесу.
6. Не разжигай костры. От огня погибают многие растения и насекомые.
7. Не лови и не уноси домой птиц и детенышей зверей. В природе о них позаботятся взрослые животные.
Лесовичок: Молодцы, ребята, правила назвали правильно, не нарушайте их в лесу, берегите природу: деревья, птиц, насекомых и животных.
Д/и «Знаешь ли ты деревья».
Воспитатель показывает листочек, а дети отгадывают от какого дерева листок (рябина, осина, ива, клен, береза, черемуха, калина, смородина, ель, сосна, тополь, лиственница).
Лесовичок: Вот какие чудесные деревья вспомнили мы. Давайте еще раз назовем их вместе. В лесу надо беречь все: и травинку, и дерево, и цветочки. А еще с деревьями можно поиграть!
П/и "Кто быстрее добежит до названного дерева "
(макеты деревьев – елка и береза расставлены по залу, соревнуются 2 человека)
Лесовичок: Молодцы! Хорошо поиграли, порезвились, и деревья не поломали. А я продолжу загадывать вам загадки.
"Сквозь землю прошел, красную шапочку нашел?" (Гриб)
"Возле леса на опушке,
Украшая темный бор,
Вырос пестрый как Петрушка,
Вдоль лесных дорожек
Много белых ножек,
В шляпках разноцветных
Издали заметных, собирай не мешкай, это (сыроежки)
4."Я в красной шапочке расту
Среди корней осиновых,
Меня узнаешь за версту
Зовусь я (подосиновик)
Лесовичок: Вот сколько интересного можно встретить в моем лесу. А знаете ли вы, ребята, какие животные живут в лесу? (Ответы детей).
Игра «Прогулка в лес».
Воспитатель: Дети, как вы поступите, если увидите в лесу звериного малыша?
б) принесу домой, буду за ним ухаживать, затем принесу в лес и выпущу;
в) поглажу малыша и пойду дальше.
Лесовичок: А сейчас я поиграю с вами.
Д/и "Выбери лекарственное растение для лечения"
(Картинки с лекарственными растениями)
Лесовичок: Молодцы. Много знаете лекарственных растений и сможете оказать первую помощь больному человеку.
Лесовичок: Ну, вот, и прогулялись мы с вами по лесу. Лес - наше богатство и его надо беречь. Хочу послушать, какие пословицы о лесе вы знаете?
Пословицы о лесе.
Лес – богатство и краса, береги свои леса.
Враг природы тот, кто леса не бережет.
Много леса – не губи, мало леса – береги, нет леса – посади.
Растение – земли украшение.
Рощи да леса – всему свету краса.
По лесу ходи – под ноги гляди.
Лес не школа, а всех учит.
Лесовичок появляется с корзиной в руках.
- Я рад за вас, что вы это поняли и спокоен за природу, вы ее не обидите.
Следующая загадка
- воспитывать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, ответственности, бережное отношение и любовь к природе.
Ведущий: Ребята вы любите путешествовать? Хочу пригласить вас в лес. Кем мы будем с вами? (Путешественниками, туристами.) Вы все знаете, что в поход нельзя идти без рюкзака или корзинки. А что необходимо в походе?
Полоса препятствий «Дорога к лесу».
Ведущий: Ребята, вы знаете, что дорога до леса длинная, чтобы попасть туда надо пройти множество препятствий. Но нам препятствия не страшны, мы преодолеем их. Мы туристы, а все туристы в лесу оборудуют стоянку. Мы будем оборудовать стоянку на этом месте. Ой, как тут грязно, кругом мусор.
Здесь злодеи побывали?
Мусор всюду раскидали,
Поломали все деревья,
Растоптали все цветы.
Как в лесу себя вести не знают,
Игра «Собери мусор». Ребята собирают мусор в пакеты.
Беседа «Как вести себя в лесу».
Ребята, а вы бросаете мусор в лесу, срываете цветы, ломаете ветки?
А почему надо соблюдать правила поведения в лесу? (Потому - что в лесу все живое). А по каким признакам можно узнать живое? (Все живое - питается, дышит, двигается, растет, размножается.)
Все туристы знают правила поведения в лесу.
1. В лесу старайся ходить по тропинкам, чтобы не вытаптывать траву. От этого погибают насекомые и растения.
2. Не сбивай грибы даже не съедобные. Помни, что грибы очень нужны природе!
3. Не рви в лесу на лугу цветы. Пусть красивые растения остаются в природе.
4. Не лови бабочек, шмелей, стрекоз и других насекомых.
5. Не ломай, не руби ветви деревьев и кустарников.
6. Не оставляй костер без присмотра. От огня погибают и задыхаются многие
растения и насекомые.
7. Не лови и не уноси домой здоровых птиц и детенышей зверей. В природе о них заботятся взрослые животные.
8. Береги муравейники! Помни, муравьи - санитары леса.
9. Не подходи близко к гнездам птиц. По твоим следам их могут отыскать и
разорить хищники. Если случайно окажешься около гнезда, не прикасайся к
нему, иначе птицы - родители могут насовсем покинуть гнездо. Не разоряйте
Ведущий: Ребята, вы теперь запомните, как вести себя в лесу. (Отвечают.) А - ну, сейчас я проверю, как вы знаете правила поведения в лесу.
Игра «Так бывает или нет».
Рады, рады, рады светлые березы
И на них от радости вырастают розы.
Бывает так? Кто ответит?
То не дождь из облака, то не град,
То посыпался из облака виноград.
Так бывает? Кто объяснит?
В лес скорее поспеши все цветы там оборви.
Быстро ветки поломай, птичьи гнезда разоряй.
Так бывает или нет, дайте мне скорей ответ?
Если на поляне мусор,
Соберешь его в пакет или нет?
Кто даст правильный ответ?
Белки шустрый народ под землёй прорыли ход.
Там есть спальни и кладовки, есть и зал и кабинет
Так бывает или нет, кто из вас мне даст ответ.
Я в лесу помогать готов, разорвал я паутину, уничтожил пауков.
Отвечайте мне друзья, лесу друг хороший я?
Муравейник мне мешал, палкой я его сломал.
Разорил, разворошил, хорошо я поступил?
Ёжика нашёл в лесу и домой его несу.
Пусть живёт он у меня, будем с ёжиком друзья.
У меня такой вопрос, хорошо, что я ёжика домой принёс?
Читают стихотворение 2 учащихся «Лесные правила».
Если в лес пришёл гулять,
Свежим воздухом дышать,
Бегай, прыгай и играй,
Только, чур, не забывай,
Что в лесу нельзя шуметь,
Даже очень громко петь.
Убегут с лесной опушки.
Ветки тоже не ломай.
Никогда не забывай
Мусор с травки убирать.
Зря цветы не надо рвать.
Из рогатки не стрелять…
В лес приходят отдыхать.
Бабочки пускай летают.
Ну кому они мешают?
Здесь не нужно всех ловить,
Топать, хлопать, палкой бить.
Ведущий: А сейчас для вас, ребятки, загадаю я загадки. Навострите ушки на своей макушке.
Прямо в небо рвутся, ввысь
Ты внимательно всмотрись.
Не березы, не осинки
Нет листочков, есть хвоинки. (Ель.)
Не береза, не рябина -
В тишине стоит она.
Но лишь ветер пробежит,
Вся листва на ней дрожит. (Осина.)
Осень дивная настанет,
Красным дерево то станет.
Листья – звезды яркие,
Золотые, жаркие! (Клен.)
Стоит на полянке,
В зелёной кофточке,
В белом сарафане. (Берёза.)
Он качает пышной кроной,
Шелестит листвой зелёной.
Погляди, среди ветвей,
Сколько зреет желудей. (Дуб.)
Чтобы сосны, липы, ели
Не болели, зеленели,
Чтобы новые леса
Поднимались в небеса,
Их под звон и гомон птичий
Охраняет кто? (Лесничий.)
Игра «Чьи следы?»
Вот и первый след —
У косого нет берлоги, Не нужна ему нора, От врагов спасают ноги, А от голода — кора. (Заяц.)
Второй след — Зверька узнаем мы с тобой.
По двум таким приметам
Он в шубке серенькой зимой,
А в рыжей шубке летом. (Белка.)
Третий след - Трав копытами касаясь,
Ходит по лесу красавец,
Ходит смело и легко,
Рога раскинув широко. (Лось.)
Хитрая плутовка, рыжая головка
Хвост пушистый - краса,
А зовут ее. (Лиса.)
Хозяин лесной просыпается весной,
А зимой под вьюжный вой
Спит в избушке снеговой. (Медведь.)
Ведущая: Молодцы, отгадали животных по следам. Не забывайте,что вблизи леса могут находиться водоемы: реки, озера, карьеры, пруды. И купаться в них можно только под наблюдением взрослых и только в местах разрешенных.
Предлагаю вам посмотреть мультфильм, как себя вести в лесу и на водоемах. (Просмотр мультфильмов.)
Ведущий:А на прощание я вам желаю: слушаться родителей и не гулять без их ведома далеко. (Раздают памятки)
Публикации по теме:Как вести себя с обидчивым ребёнком 1. Прежде всего, откажитесь от мысли быстро скорректировать поведение ребенка. Такие вещи, как самоизменение, быстро не происходят. Потребуется.
Консультация педагога-психолога «Как вести себя с подростком» ГБУ СО «Ершовский реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями» Тема: «Как вести себя с подростком».
Консультация для родителей «Как себя вести с маленьким лгунишкой» Консультация для родителей на тему: «Как себя вести с маленьким лгунишкой» Понять возможную причину лжи и проанализировать ее. Ответить.
Консультация для родителей и детей «Как вести себя в лесу» Консультация для родителей и детей "Как вести себя в лесу" 1. С грибами, найденными тобой в лесу, нужно быть очень осторожным. Собирай только.
Памятка для родителей «Как вести себя в лесу» На этой неделе мне по вопросам профессиональной деятельности пришлось побывать в одном учреждении. В фойе было много народу. Заняв очередь,.
Памятка как вести себя в лесу ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ. «В лесу с ребенком» Ранней осенью, когда наступает грибной сезон, многие родители вместе с детьми отправляются в.
Советы родителям «Как вести себя на детском празднике» 1. Придя на праздник, помните, что он организован для всех детей, а не только для Вашего ребенка. 2. Праздник в детском саду прежде всего.
Презентация «Как вести себя в гостях» Правила поведения в гостях. Слайд 1 Как вести себя в гостях Слайд 2 Мудрый филин в этот вечер, Важно сидя на ветвях, Рассказать решил при.
Родительское собрание в нетрадиционной форме «Этикет для малышей, или Как вести себя за столом» Родительское собрание в нетрадиционной форме «Этикет для малышей» или «Как вести себя за столом» Подготовила: воспитатель группы.
Занятие «Как себя вести?» Цели: учить детей поддерживать диалог, четко отвечать на вопросы, развивать монологическую речь, развивать навыки составления связного рассказа.
Следующая загадка
Оборудование: мультимедиа с презентацией, магнитофон с голосами птиц, картинки с изображением птиц, детские работы.
Долгожданный дан звонок,
2. Создание проблемной ситуации.
- Послушайте, пожалуйста, рассказ о том, как дети отдыхали в воскресенье в лесу.
Пришли дети в лес без взрослых. По дороге к большой поляне они слушали громкую музыку. На привале наломали веток, еле разожгли костер. Поиграли, поели. Побросав пакеты и банки, сытые и довольные пошли домой. Огни костра подмигивали на прощание. На поляне нашли маленького ежика, подумав, что его бросила мама, забрали с собой. С охапкой лесных и полевых цветов, отдохнувшие, дети вернулись домой.
- Как вы считаете, правильно ли вели себя дети на природе?
- Чтобы правильно вести себя, что необходимо знать?
-К ак вы думаете, для того чтобы не повторить ошибки этих ребят, чем мы будем заниматься сегодня на уроке этики?
- На уроке мы должны вспомнить правила поведения на природе и понять, как и почему надо к ней бережно относиться.
4. Отгадайте загадку
Дом со всех сторон открыт.
Он резною крышей крыт.
Заходи
В зеленый дом -
Чудеса увидишь в нем!
- В тексте загадки звучит приглашение.
- Какое приглашение вы услышали?
- Давайте мы воспользуемся этим приглашением и совершим прогулку по лесу.
(Слайд и одновременно звучат голоса птиц)
5. Выведение правил поведения в лесу
- Представьте, что мы с вами находимся в лесу.(немного послушать птиц)
- Что такое лес? (Это место обитания зверей и птиц.)
- Значит, когда вы приходит в лес, какие правила поведения в лесу должны вспомнить?
- Громко не разговаривать.
- Не играть в шумные игры.
- Не нарушать покой обитателей леса.
- Не включать музыку.
6. Беседа о бережном отношении к птицам
(Слайд гнезда на деревьях)
- Что вы увидели на деревьях? (Гнезда птиц)
- Для чего они нужны? (Чтобы выводить птенцов)
- Значить что дает лес для птиц? (Жилье и пищу)
- А птицы нужны лесу?
- Зная все это, какие правила поведения нужно помнить ? (Не разорять птичьих гнезд.Охранять и бережно относиться к птицам.)
- Зимой птицы, которые остаются у нас на зиму, прилетают ближе к жилью человека.
- Зная это, что мы делали зимой для птиц?
(Слайд с фотографиями). Презентация
(Вывешивали кормушки и подкармливали птиц.
(Слайд. Рисовали плакаты, призывающие к охране и подкормке птиц на воротах парка)
- О чем предупреждает человека Валентин Берестов расскажет Мишин Н.
Дерево, трава и птица
Не всегда умеют защититься,
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.
7. Беседа о пользе леса для человека.
- Человек в природе занимает особое место. Человек – единственное создание природы, наделенное разумом. Благодаря своим познавательным способностям, он изучил законы природы и пдчинил их своей воле.
- Что получает человек от леса? (Получает дрова, материал для стройки, для приготовления мебели, собирает ягоды и грибы. Но еще и любуется красотой природы и отдыхает на природе)
8. Беседа о бережном отношении к растениям.
(Слайд – цветочная поляна)
- Перед нами цветочная поляна. Выразите словами свое восхищение этой красотой. Как красиво здесь! Столько цветов! И т.д.
- Глядя на эту красоту, какие важные правила вам сразу же пришли в голову? (Цветы рвать нельзя)
- Штундер Д. завершит наш разговор по этому моменту урока.
Стихотворение “Если я сорву цветок”
Если я сорву цветок,
Если ты сорвешь цветок,
Если мы сорвем цветы,
То исчезнут все они
И не будет красоты.
9. Бережное отношение к насекомым
- А сколько насекомых летает по поляне! (Слайд)
- Почему они летают именно над цветами? (Они питаются нектаром растений)
- А насекомые полезны для цветов?
- Какое следующее правило вы бы назвали? (Не лови насекомых)
На лесной полянке можно отдохнуть и нам.
- Как мы можем отдохнуть на лесной полянке? (Поиграть в спокойные игры, загадывать загадки)
Только в лес мы пошли.
Только в лес мы пошли,
Появились комары,
Дальше в лес мы шагаем,
И медведя мы встречаем.
Снова дальше мы идем,
Перед нами водоем.
Прыгать мы уже умеем,
Прыгать будем мы смелее.
Раз – два, раз – два –
Позади теперь вода!
Мы шагаем, мы шагаем,
(Слайд с сорокой)
Белобокая сорока
Прилетела из далека.
Не сказала где была,
Но зато, она, ребятки,
Очень хитрые загадки
На хвосте нам принесла
11. Загадывание детьми загадок.
- Какие загадки про птиц вы знаете? (Дети загадывают загадки)
Он серенький на вид
Но пением знаменит. (Соловей)
Черный, проворный,
Кричит: “Крак”
Червякам враг. (Грач)
Не ворона, не синица, -
Как зовется эта птица?
Примостилась на суку -
Раздалось в лесу “ку-ку”. (Кукушка)
Гнездо свое он в поле вьет,
Где тянутся растения.
Его и песни и полет.
Прославили в стихотворениях. (Жаворонок)
Он прилетает каждый год.
Туда, где домик ждет.
Чужие песни петь умеет,
А все же голос свой имеет. (Скворец)
Рано-рано на рассвете
Средь листвы затрепещит,
То споёт на зависть флейте,
То, как кошка, запищит. (Иволга)
(На доске вывешены картинки с лесными обитателями)
- Отгадку выберите на доске.
12. Загадки были про птиц, а про зверей какие существуют поговорки вы расскажете, собрав их из частей.
Работа в группах.
Соберите из частей поговорки. Представитель от каждой группы ее зачитает.
- Что еще можно сделать на лесной полянке? (Попить и поесть)
- Ребята из стихотворения С.Михалкова тоже были на прогулке на природе и давайте узнаем как они там себя вели.
13. Чтение “цепочкой” по абзацам в “Азбуке нравственности” стихотворения С.Михалкова “Прогулка”.
14. Беседа по содержанию по вопросам в конце учебника стр.174.
15. В учебнике есть обращение ко всем детям М.Пришвина о бережном отношении к природе из произведения “Кладовая солнца” из учебника “Азбука нравственности” стр.178. Давайте его зачитаем.
Обращение к детям заканчивается словами, которые являются эпиграфом к нашему уроку: “ Охранять природу – значит охранять Родину”.
- Как вы понимаете эти слова?
16. Представление детьми своих сочиненных сказок.
- Ребята, у вас было домашнее задание: сочинить сказку про дружбу с лесным Жуком и нарисовать к ней иллюстрацию. (Вывесить их заранее на доске)
- Зачитайте, пожалуйста, свою сказку…
17. Мы с вами говорили о том, что цветы рвать нельзя и в лесу и в поле.
- А как же быть с цветами, которые мы с вами ставим в вазы, которые нам дарят к празднику? (Их специально выращивают в садах и оранжереях)
Мы с вами тоже вырастим, т.е. соберем из частей, приготовленных на уроках труда, цветы.
Назначенные ученики дарят гостям цветы, а остальные выставляют на доске.
18. Обобщение и вывод.
- Чем мы занимались на уроке этики? (Слайд)
- Вот такие правила поведения на природе мы вспомнили:
- Громко не разговаривать!
- Не нарушать покой обитателей леса.
- Не включать музыку!
- Не разоряй птичьих гнезд!
- Зимой подкармливай птиц!
- Цветы рвать нельзя!
- Не лови насекомых!
- В лесу, на берегу реки не оставляй после себя мусор!
- Оберегай лес от пожара: не разжигай костров!
- Любить природу- значит беречь ее!
- Давайте прочитаем их еще раз и постараемся их выполнять. (Хором)
19. Д/з. Дома нарисуйте знаки к этим правилам, которые вы бы вывесили в лесу.
- На партах у вас, ребята, лежат лучики солнца. Если у вас после зтого урока возникло хорошее настроение, вам было все понятно и у вас есть желание соблюдать все эти правила вывешивают желтые лучики. Если у кого- то есть сомнения по какому- либо из названного мною, вывешивают оранжевые лучики. (Вывешивают на доске вокруг желтого круга)
- Вот такое у нас получилась поляна.
- И в заключении, я думаю, сейчас Дима и Света выразят наше общее мнение по всему сказанному на уроке.
Мы хотим, чтоб птицы пели.
Чтоб вокруг леса шумели,
Чтобы были голубыми небеса,
Чтобы речка серебрилась,
Чтобы бабочка резвилась,
И была на ягодах роса!
21.
Мы хотим, чтобы солнце грело,
И березка зеленела,
И под елкой жил смешной колючий еж,
Чтобы белочка скакала,
Чтобы радуга сверкала,
Чтобы летом лил веселый дождь.
Читайте также: