Загадки к пословице делу время потехе час
Обновлено: 04.11.2024
Развивать творческое мышление детей, повышать их познавательный уровень, интерес к культурному наследию прошлого.
Интеграция областей:
«Познание», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».
Оборудование:
Экран, проектор (для демонстрации презентации, длинная верёвка («забор для огорода», овощи (настоящие или муляжи)
ХОД развлечения:
Дети входят в украшенный зал под музыку, рассаживаются и рассматривают презентацию «Ах, какая Осень!».
Ведущий. Ребята, мы сегодня с вами поговорим про пословицы. Пословица - это краткое народное изречение, в котором отражается народная мудрость, жизненный опыт наших предков. Не было в прошлые времена ни радио, ни телевизоров, ни компьютеров, поэтому вся жизненная мудрость передавалась из уст в уста в виде пословиц, поговорок, загадок.
Ведущий: Ребята слышите? Кто это пыхтит? Кто бы это мог быть? Эй, как тебя зовут?
Голос: Зовут меня – известно как, зовусь я Домовой. Слыхали, небось, такое имя?
Ведущий: Слыхали, слыхали. Как не слыхать? Говорят, ты по ночам любишь пугать стонами, да охами. И не только людей, но и животных домашних? Правда это? А?
Голос: (обиженно) Вот уж напраслина, Хозяюшка. Так и совсем обидеться могу.
Ведущий: Обижаться не надо – уж очень мы с ребятами хотим на тебя посмотреть. Ребята, хочется Вам увидеть настоящего Домового?
Ведущий: Тогда давайте дружно позовём его все вместе: «Домовой, Домовой, приходи к нам Домой». А ну, повторяйте все вместе со мной, да подружнее.
Ребята повторяют призыв несколько раз. Наконец, появляется Домовой.
Кузя: (неуверенно) Здра-а-асте, это Вы меня звали?
Ведущий: Мы, мы, Домовой. Как мы тебе рады, правда, ребята? Проходи, проходи, а про себя-то нам расскажешь?
Так и быть – слушайте!
Я хозяйственный такой –
Добрый Кузя Домовой.
Сказки сказывать могу,
Всем испечь по пирогу.
Чтобы в доме был покой,
Рад стараться Домовой,
Чтобы мир был и лады –
Охраняю от беды.
Кузя: А что, ребятки, вы загадки-то любите разгадывать? А вот я вам сейчас их загадаю:
Листья с веток облетают,
Птицы к югу улетают.
«Что за время года?» — спросим.
Нам ответят: «Это.» (осень)
Листья в воздухе кружатся,
Тихо на траву ложатся.
Сбрасывает листья сад —
Это просто. (листопад)
Ветер тучу позовет,
Туча по небу плывет.
И поверх садов и рощ
Моросит холодный. (дождь)
Стало хмуро за окном,
Дождик просится к нам в дом.
В доме сухо, а снаружи
Появились всюду. (лужи)
Ведущий: Да, Кузя, осень за окном, и дождь идёт. Осенью дождь бывает такой разный, поиграй с нами!
Логоритмическое упражнение «Такой разный дождь»
Рассердилась туча злая,
И закапал мелкий дождь.
Быстро ритмично постукивают указательным пальцем правой руки о ладонь левой.
Капля падает за каплей.
Сколько набежало слез!
Ритмично щелкают пальцами рук. Собирают «слезы» в ладонь.
Дождь сильнее стал, и ветер
Сделал вдруг его косым.
Делают движения ребром ладони сверху вниз по диагонали.
Вправо капли, влево капли,
Словно всех косой косил.
Диагональные движения ребром ладони одной руки по ладони другой руки в разные стороны.
Ливень туча посылает,
И стеной вода течет.
Вытягивают руки вперед ладонями к себе и опускают их так, словно опускают занавес
Где бы спрятаться от ливня?
Пожимают плечами, смотрят по сторонам.
Зонтик нас раскрытый ждет.
Дети стучат кулачком о кулачок.
Поднимают руки вверх, изображают купол зонтика.
Ведущий: Кузя, а наши ребята тоже умеют загадывать загадки.
Все наши загадки выросли на грядке.
Я корзиночку возьму
И загадки соберу
Кто из вас их отгадает,
Тот с Кузей поиграет!
Достает корзину, наполненную овощами (картинками-отгадками). Несколько детей загадывают остальным загадки.
Загадки с грядки
Кругла, а не месяц,
Желта, а не масло,
С хвостиком, а не мышь.
Алый сапог в земле горит.
Ни шит, ни кроен,
А весь в рубцах.
Без счету одежек
И все без застежек.
Ни окон, ни дверей –
Полна горница людей.
Мы этот овощ жарим,
И, конечно, варим.
Добавляем в суп и в щи,
А вот этот овощ витаминами богат.
Улучшает он здоровье востократ!
Опустели наши грядки.
Огород и сад в порядке.
Ты, земля, еще рожай.
Мы собрали. (урожай)
Кузя показывает картинку-отгадку:
КУЗЯ: (показывая на корзину). Да, нынче славный урожай уродился! Всего вдоволь, можно теперь и зиму зимовать, не пропадешь! (Обращается к детям.) А вы, ребятки, молодцы! И загадывать умеете и разгадывать можете.
Ведущий : А я знаю игру одну старинную. Называется эта игра “Не лезь, заяц, в огород!”.
b]Игра “Не лезь, заяц, в огород!”[/b]
Ведущий объясняет правила игры. Чертит большой круг. В центре круга ставит стул, по кругу раскладывает “овощи” из своей корзины.
Ведущий. Это мой огород. Тут у меня чего только нет: и свекла и репа – все есть! Одна беда – зайцы замучили. Наладились таскать с моего огорода овощи, боюсь весь урожай свой потерять. А потому сижу здесь (показывает на стул, стоящий в центре круга) днями и ночами и огород свой стерегу от воришек, хитрых зайчишек (садится на стул, “стережет” свой “огород”). Зайцы как увидят, что меня в сон клонит, так начинают овощи мои тягать, да еще и приговаривают:
Как огород ни береги,
Урожай ни стереги,
Мы придем к тебе сейчас –
Догони попробуй нас!
Вот теперь и поиграем. Кузя, помоги мне – посторожи огород.
Кузя: Вы – зайчишки, хитрые воришки. Смотрите в оба, не попадитесь мне, иначе несдобровать, всех переловлю да в клетку посажу на исправление. Понятно?
Кузя закрывает глаза, “засыпает”. Ребята-зайцы ходят за кругом, приговаривая. В конце пытаются “стянуть” с “огорода” какой-нибудь “овощ”. При этом они перепрыгивают через черту круга. Кузя просыпается и пытается поймать воришек. До кого он успеет дотронуться, тот идет в «клетку». Игра продолжается до тех пор, пока все зайцы не будут пойманы.
Ведущий: Кузя, а ещё наши дети знают поговорки.
Кузя: Ну-ка, ну-ка, послушаю.
Дети: – Гость на пороге – счастье в доме.
– Дом без хозяйки - сиротка.
– Дом вести не бородой трясти.
– Чем богаты, тем и рады.
– В гостях хорошо, а дома лучше.
Кузя: Ай, да молодцы! Вы такие грамотные, может объясните мне о чём пословица - Без труда не вынешь и рыбку из пруда.
Ведущий: А мы ещё и показать можем!
Разыгрывается сценка «Тит - лодырь». Мальчик с большой ложкой садится на скамеечку, дети стоят возле него.
Тит: Где баранки, калачи?
1 Ребенок: Не колода, не пень, а пролежал целых день. (Указывают на Тита)
2 Ребенок: Не жнет, не косит, А обедать просит.
1 Ребенок: Тит, иди молотить!
Тит: Живот болит.
2 Ребенок: Тит, иди дрова колоть!
Тит: Спина болит!
1 Ребенок: Тит, иди мед пить!
Тит: Где моя большая ложка?
Дети: (хором) Хочешь есть калачи, Не сиди на печи.
Кузя: Ай, да молодцы!
Ведущий: - Кончил дело - гуляй смело.
Давайте поиграем с Кузей, порадуем его.
Проводится игра «Домовой». Дети встают в круг и, взявшись за руки, двигаются по кругу, выполняя движения под текст:
Кузя, Кузя Домовой, мы хотим играть с тобой.
Ты на месте повернись, вправо, влево наклонись,
Приседай и вставай, да и нам заданье дай.
Ты на печке не лежи, что нам делать покажи!
(Кузя в центре круга выполняет соответствующие движения. С окончанием слов, дети останавливаются и повторяют движения, которые им показывает Кузя.)
Кузя: Ох, повеселили! Ох, угодили! А я вас за это угощу!
Выставляет чай с баранками.
Ведущий: И про чай поговорки знаем!
Дети: - Чай горячий - наша сила, украшение стола.
- «С чая лихо не бывает» - так в народе говорят.
- Чай - здоровье, всякий знает.
Пей хоть пять часов подряд!
Кузя: Прощаясь с вами, я желаю
В мире жить, всем дружить
Родным краем дорожить
А на праздниках веселых
Петь, плясать и не тужить!
Дети прощаются с Кузей. Развлечение заканчивается чаепитием.
Используемые материалы:
1. «Осенние загадки» Сайт «Учебно-методический кабинет»
5. Е. А. Алябьева «Логоритмические упражнения без музыкального сопровождения» Метод. пособие - М. 2006г., 64 стр.
Публикации по теме:«Делу время, потехе час». Сценарий выпускного праздника 2017 год Делу время - потехи час. Под музыку выходят ведущие. Ведущая №1: Дорогие гости, дорогие родители! Сегодня у нас торжественный и.
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе детей с ОНР II-III уровня «Звуки [б], [б’]. Буква Б» Конспект фронтального занятия по обучению грамоте в подготовительной группе детей с ОНР II-III уровня Тема: звуки [б], [б’]. Буква Б. Цель:.
Подгрупповое занятие по обучению грамоте в подготовительной группе детей с ОНР II-III уровня «Звуки [т], [т’]. Буква Т» Тема: звуки [т], [т,].Буква Т. Цель: закрепить умение дифференцировать звуки [т], [т’] в словах, предложениях и формировать соответствующие.
Конспект подгруппового занятия по развитию связной речи в подготовительной группе детей с ОНР (II — III уровня) Тема: «Весна» Цель: закреплять умение составлять рассказ - описание по теме «Весна» Образовательные результаты: • знают признаки весны;.
Конспект занятия по логоритмике для детей с ОНР III уровня Конспект занятия по логоритмике для детей с ОНР III уровня Звук [З] Цель: Закрепление звука [з] на занятиях по логоритмике. Задачи: 1.
Конспект занятия в старшей группе для детей с ОНР III уровня «На солнечной полянке» Тема: «На солнечной полянке» Цель: коррекция нарушений в речи и обогащение словарного запаса. Задачи: 1. Познавательные: - конкретизировать.
Консультация для воспитателей «Формирование связной монологической речи у дошкольников с ОНР III уровня» Коррекцией речевого и общего развития детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи занимается не только логопед, но и воспитатель.
Проект по систематизации и обобщению знаний о временных отношениях «Делу время, потехе час» (подготовительная группа) Проект «Делу время, потехе час» Подготовительная группа Проект: краткосрочный Вид проекта: познавательный, творческий. Продолжительность:.
Следующая загадка
Воспитывать добрые взаимоотношения со своими товарищами в ходе игры.
Познавать новую информацию через разгадывание загадок, ребусов и кроссвордов по русскому языку.
Вступительное слово учителя.
-Ребята, сегодня мы собрались здесь, чтобы весело и с пользой провести время. Знаете ли вы, что русский язык – это не только предмет, который нужно учить? Оказывается, с его помощью можно интересно играть. Этим мы сейчас с вами и займемся.
Итак, перед нами две команды - … и ….
В состав жюри входят….
Прежде, чем мы начнем наше соревнование, прослушайте правила и, пожалуйста, следуйте им во время игры.
1. Работать необходимо тихо (не кричать, не ругаться), уважая товарищей из своей и другой команды.
2. Выполнив задание, команда выбирает человека, который будет отвечать.
3. За правильно выполненное задание команда получает баллы.
4. В случае неверного ответа, это право переходит команде соперников.
5. Если команда нарушает правила, жюри имеет право присудить штрафные очки.
6. Побеждает та команда, которая получит больше баллов и меньше штрафных очков.
Конкурс 1. Разминка
Сначала мы должны определить название нашего мероприятия, я буду задавать вам вопросы, а вы давать ответы, за каждый верный ответ будем открывать по букве на доске.
1. Чем кончается лето и начинается осень? (Буквой «О».)
2. Солёная вода для засолки овощей. ( рассол )
3. Состояние, когда человеку не спится. ( бессонница )
4. Документ об окончании школы. ( аттестат )
5. Сотрудник газеты. ( корреспондент )
6. Группа дружных детей. ( коллектив )
7. Длинная дыра, прорытая под землёй для метро. ( туннель )
8. Помещение в школе, где идёт урок. ( класс )
9. Шестой день недели. ( суббота )
10. Обучение животных послушанию. ( дрессировка )
11. Дорога, уложенная асфальтом. ( шоссе )
12. Что такое ручкохранилище? (Пенал.)
13.Земля, которую может покрутить любой желающий. (Глобус.)
14. Его долгожданный звук является божественной музыкой для не выучившего урок школьника. (Звонок.)
15. Как называется школьный известняк?(Мел.)
16. Что можно видеть с закрытыми глазами? (Сон)
17. Кто говорит на всех языках? (Эхо)
18. Когда мальчика называют женским именем? (Когда он долго спит — соня.)
Молодцы ребята, вы определили тему мероприятия (Делу-время, потехе-час)
Конкурс 2. «Добавь словечко». К рифмованной загадке добавить нужно слово.
Едет он на двух колёсах,
Не буксует на откосах.
И бензина в баке нет.
Это мой …(велосипед).
Когда порою одиноко,
Вдруг в тишину ворвётся звон,
И голос друга издалёка
Тебе подарит …(телефон)
На одной ноге кружится,
В пёстрой юбке танцовщица,
Идёт спокойно, не спеша –
Пусть видят все, как хороша!
Удобна и прочна рубаха,
В которой ходит …( черепаха)
Прилетел весной певец.
Подскажите, кто?…( скворец)
Я в любую непогоду
Уважаю очень воду.
Я от грязи берегусь,
Чистоплотный серый…( гусь )
Конкурс 3. «СЛОВА-МАТРЕШКИ»
В нашем языке есть слова, похожие на матрешку. Прочитаешь их и кажется, что перед тобой одно слово, а присмотришься повнимательней, то увидишь, что внутри спрятаны другие слова
Прочитайте слова и найдите в них другие, затаившиеся.
Победа ________________________
Бусы__________________________
Тапочки________________________
Тумбочка_______________________
Удочка_________________________
Рыбак__________________________
Осадки_________________________
Машина________________________
Черёмуха_______________________
Господин_______________________
Дрожь__________________________
Атом___________________________
Трубил__________________________
Конкурс 4. Ребусы
Правила разгадывания ребусов.
Правило 1. Если картинка нарисована вверх ногами, читаем слово задом наперед. Например, нарисован вверх ногами кот - читаем ток, мак – кам.
Правило 2. Запятые после картинки указывают, сколько букв нужно убрать с конца слова.
Правило 3. Над картинкой или под ней могут появиться цифры. Каждая цифра - это номер буквы в слове: 1 - первая буква слова, 2 - вторая буква и так далее. Определенный набор цифр под или над картинкой говорит о том, что нужно взять только эти буквы и прочитать их в указанном порядке.
Правило 4. Знак равенства между буквами означает замену определенной буквы (или сочетания букв) слова на другую букву (или на сочетание букв).. Например, нарисован крот, а рядом перечеркнутые буквы РО и сверху буква И - читаем КИТ.
Правило 5. Буквы могут быть изображены внутри других букв, над другими буквами, по поверхности других букв, под и за ними. В таких случаях необходимо понять, в каких пространственных отношениях состоят изображенные буквы.
Правило 6. Буквы могут быть изображены по поверхности других букв. Например, изображена большая буква Н, а по ней разбросаны маленькие И - читаем ПОНИ
Правило 7 В ребусах прячутся, скрытые предлоги ( на, перед, в, у, по, к, от, над, с, из, за, под). При чтении рисунка их следует добавлять
Правило 8. В ребусах используют числа. Например: 40 А (сорока),
Правило 9. Зачеркнутая буква говорит сама за себя, то есть при чтении данного слова зачеркнутую букву во внимание не брать, не читать ее. Если вместо зачеркнутой буквы стоит другая буква, следует данное слово читать с не зачеркнутой, а с вновь написанной буквой. Зачеркнутая цифра над рисунком или около него указывает, что в данном слове такую по счету букву не читать.
Правило 10. Цифры , стоящие возле рисунка – знак перестановки букв, указывающий на то, что в данном слове нужно переставить буквы в том порядке, в каком следуют одна за другой (слева направо) цифры
(арбуз)
(крот)
(силач)
(мода)
Конкурс 5. «Цепочка слов».
Конечная буква одного слова совпадает с начальной буквой другого. Записать только съедобные вещи.
1.Как называются одним словом А, Б,В, Е, Ж…?
2.Служебная часть речи.
3.Единственное и множественное… ?
4.Фонетический, морфологический, синтаксический … ?
5.Мужской, женский, средний … ?
6.Небо, солнце, лёд, пришёл – всё это … ?
7.Знак препинания в конце предложения?
Ответы: 1буквы, 2 союз, 3 число, 4 разбор, 5 род, 6 слова, 7точка.
Конкурс 7.Загадки
1.Четыре брата бегут, друг друга не догонят. (Колёса)
2.Какой год продолжается один день? (Новый)
3.Стоит дом. Кто в него войдёт, тот ум приобретёт. (школа)
4. Одной рукой всех встречаю, другой провожаю.(ручка)
5.Напиток белого цвета, полезный и детям и взрослым? (молоко)
6.Что стоит в слове перед корнем? (приставка).
7. Как называется сооружение для переправы через реку? (мост).
8. Какой писатель родился 31 февраля 1940г? (никакой)
9.Чем заканчивается день и ночь? (мягким знаком).
10.Не буду, не хочу, не знаю. Эти слова пишутся слитно или раздельно? (раздельно)
11. Как называется сильный ветер со снегом? (метель, вьюга, буран)
12. Завершите пословицу: «За двумя зайцами погонишься …. ? ( ни одного не поймаешь)
Конкурс 8 «Буриме».
"Буриме" (в переводе с французского) означает стихотворение
обычно шуточного характера на заранее заданные рифмы, которые нельзя ни переставлять, ни изменять и которые должны быть связаны осмысленным текстом. Эта литературная игра возникла во Франции в ХVII в. А прежде, чем приступить к игре, давайте ещё раз повторим правила буриме:
1. Рифмы подбирать надо очень осторожно и внимательно, избегать однокоренных
слов, не нормативной лексики, не желательны глагольные рифмы.
2. Заданные рифмы нельзя менять местами. Исключение - использование
перекрёстных рифм, то есть если вам были заданы пары: закат/ богат,
ручей/ничей, то вы можете зарифмовать их так: закат/ручей/богат/ничей.
3. Не забывайте и о содержании вашего стиха. У вас должно из порой совсем не
сопоставимых и странных рифм получиться законченное смысловое стихотворение.
Пример:
Кресло-тесто
Творог-пирог
Ответ:
Отодвинула я кресло,
Замесила быстро тесто.
Начинила внутрь творог -
Вкусный должен быть пирог.
Наша рифма: Друзья –семья, краски – сказки
Слово предоставляется жюри. (Объявляется победитель)
Учитель. Мне остаётся поблагодарить вас за активное и дружное участие в нашем празднике, за отличное знание русского языка.
Мир знаний необъятен, и человек не должен останавливаться на достигнутом, он должен идти дальше и дальше, совершать открытия, узнавать новое, интересное. Счастливого вам пути!
Следующая загадка
воспитывать уважительное отношение к народному творчеству, любовь к родному краю.
Ход праздника.
Ведущая : "Здравствуйте гости дорогие. Веселья вам, да радости! Давно мы вас ждем - пождем, праздник не начинаем! У нас для каждого найдется и местечко и словечко. Удобно ли вам гости дорогие, всем ли видно, всем ли слышно, всем ли места хватило?"
1й ученик : "Гостям-то известное дело место хватило, да не тесновато ли хозяевам?"
2й ученик : "В тесноте – да не в обиде.
Ведущая : «Много стихов, пословиц, загадок, много хороших песен есть у русского народа, веселых шуток и прибауток. Кто их выдумал и когда мы не знаем, но помним их и бережем.»
Средь донских степных полей
И кубанских ковылей,
Где Кубань и Дон текут
Казаки давно живут.
Гордый и лихой народ
Заслужил себе почет:
Храбрость, мужество, отвагу
На своих плечах несет.
Честью с детства дорожат,
Любят холить жеребят
Из лозы корзины вьют,
Песни звонкие поют.
Память предков охраняют,
Веру в Бога почитают,
Сохраняют на Руси.
Всех обычаев не счесть:
Казаку превыше честь,
Сабля – гордость казака,
Не прожить им без коня,
Без ухи и без добычи,
Уж такой у них обычай,
И готов любой казак
За Россию постаять.
Нет на свете плясок краше,
Если вдруг казак запляшет,
Если хором запоет –
Удивит любой народ.
Независимый, свободный
Род казачий очень гордый.
И не даром на Руси
Всем знакомы казаки.
/неожиданно раздается стук в дверь/
Бабушка : Здравствуйте, дети! Здравствуйте люди добрые. А не здесь ли моя внученька, нигде не могу ее найти, все избы обошла, вот на огонек заглянула.
Внучка : Я здесь, Бабушка!
Бабушка : Ох, и устала же я, внученька. Еле-еле тебя нашла с ног сбилась. А ты здесь с ребятами посиживаешь да веселишься. Отдохну-ка я здесь у вас на посиделках ваших. (Садится на стул)
Внучка: Бабушка, расскажи нам что-нибудь.
Бабушка : Хорошо, милая! Сядь-ка ты в уголок, возьми в руки пирожок помаленьку кушай, да мои загадки слушай!
Бабушка : Ребята, а знаете ли вы, что такое загадка?
Загадка - это мудреный вопрос. Основное назначение загадки в том, что она развивает в человеке догадливость, сообразительность. Загадка относится к одному из самых древних жанров фольклора. Использовались загадки и во время древнейших свадебных ритуалов, для испытания жениха и невесты. С помощью загадок сохранялись для потомства народные познания, накапливаемые веками. Со временем серьезное значение загадок забылось, и они стали использоваться для развлечения и как важная воспитательная игра.
Бабушка : А теперь, слушайте загадки!
Зелена, а не луг, бела, а не снег, кудрява, а не голова. (Береза)
Посреди двора – золотая голова. (Подсолнух)
Лохматый казак, посередке кушак, по двору ходит, порядок наводит. (Метла)
Внучка : Бабушка, а мы с ребятами тоже загадки знаем.
Кривой двух братцев понес к Дону купаться. Пока братцы, купаются, кривой без дела валяется. (Ведра и коромысло)
Прочная обувка в огне тачается и с ног не снимается (Лошадиные подковы)
Пришли казаки без топоров, срубили избу без углов. (Муравьи.)
Снизу — камень, Сверху — камень, ест траву, но не корова, яйца несёт, но не курица. (Черепаха)
Домовитая хозяйка, полетает над лужайкой, похлопочет над цветком – он поделится медком. (Пчела)
Внучка : «Бабушка, а мы про пчелочку песенку знаем».
(Дети исполняют песню «Пчёлочка златая» ).
Пчелочка златая, что же ты журжишь?
Жаль, жаль, жалко мне,
Что же ты журжишь?
Около летаешь, а прочь не летишь,
Жаль, жаль, жалко мне,
А прочь не летишь.
Али ты не любишь любушку мою,
Жаль, жаль, жалко мне,
Любушку мою.
У моей у любы русая коса,
Жаль, жаль, жалко мне,
Черные брови, серые глаза.
Жаль, жаль, жалко мне,
Серые глаза.
Бабушка : Молодцы! Хорошо вы знаете загадки, умеете их отгадывать быстро и даже песню про отгадку знаете. Вот я отдохнула с вами, пора и за дело браться.
Без дела жить- только небо коптить.
Делу время -потехе час.
Ребенок : Бабушка, а что это ты так складно говоришь?
Бабушка : А это народная мудрость так гласит -это пословицы и поговорки.
Пословицы представляют собой краткие народные изречения применительно к различным явлениям жизни. В образных и мудрых изречениях русский народ запечатлевал свои традиции, обычаи и нравы, едко и остроумно высмеивал своих врагов, а также пристыжал такие отрицательные черты, как злость, зависть, жадность. В основе многих пословиц лежит какая-нибудь басня или сказка.
Поговорка отличается от пословицы тем, что она лишена обобщающего поучительного смысла. В повседневной жизни мы часто употребляем поговорки и даже не задумываемся откуда они взялись. Практически все поговорки пришли в нашу речь из различных литературных произведений.
А вы, люди добрые, знаете какие- нибудь пословицы?
Давайте-ка вспомним их и назовем.
По казаку и Дон плачет
Терпи казак – атаманом будешь.
Следующая загадка
•тренировать детей в использовании существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Образовательная область «Социализация":
•воспитывать доброе отношения к себе и окружающим;
•воспитывать уважительное отношение к труду.
Образовательная область «Познание"
•расширять у детей знания и представления об овощах
•развивать слуховое восприятие;
•развивать целостность восприятия.
Образовательная область «Чтение художественной литературы":
•продолжать знакомить детей с устным народным творчеством: загадками, пословицами;
•развивать выразительность в стихотворной речи.
Методы и приемы: игровой метод, упражнения, игровая воображаемая ситуация; рассматривание предметных картинок; образец правильной речи, отраженная речь, словесные упражнения, беседа, художественное слово.
Оборудование: стульчики по количеству детей, аудиозапись песни В. Шаинского «Антошка», подносы с клубнями картофеля по количеству детей
Разучивание фольклорного материала: загадок, пословиц о труде, стихотворений.
Логика образовательной деятельности
1.»Труд кормит, а лень портит»
Дети проходят и садятся на стульчики.
Воспитатель. Скажите, ребята, почему так говорят: «Труд кормит, а лень портит». (ответы детей)
Воспитатель. Для чего трудятся люди? (ответы тетей)
Воспитатель. Все ваши мамы и папы работают. Каждого, кто занят важным и полезным делом, уважают люди. Многие ребята помогают взрослым выполнять разную работу, они очень трудолюбивы. Про таких детей говорят: «Мал золотник, да дорог», «Маленький, да удаленький».
2. «Разбудим Антошку»
(звучит аудиозапись песни В Шаинского «Антошка». Появляется Антошка – ребенок подготовительной к школе группы. Он подпрыгивает, резвится).
Антошка. Ох! Устал я очень! Лягу, отдохну.
Воспитатель. Вот это да! К нам в гости Антошка пришел. Давайте его разбудим. (Дети пытаются разбудить Антошку разными способами, но все безрезультатно. Тогда воспитатель предлагает кому-нибудь постучать ложкой по тарелке. Антошка просыпается).
Антошка. Где моя большая ложка?
Воспитатель. Ах, Антошка, сначала поздоровайся с ребятами. (Антошка здоровается).
Воспитатель. Ну что ж, мы пригласим тебя пообедать, но сначала надо потрудиться.
Антошка. Тили-тили, трали-вали. Это мы не проходили. Это нам не задавали! Я спать хочу! Вот так! (Ложится и засыпает).
3. «Эх, картошечка!»
Воспитатель. «Хочется рыбку съесть, да не хочется в воду лезть».(Предлагает детям пройти за столы. На столах подносы с картофелем по количеству детей).
Воспитатель. Ребята, отгадайте загадку:
На грядке вырос куст.
Покопай его немножко:
Под кустом… (картошка).
Воспитатель. Сегодня мы с вами поговорим о картошке. (Предлагает детям взять в руки картофель, рассмотреть). Вы видите, что картофелина не очень крупная, округлой или продолговатой формы. Снаружи покрыта плотной кожурой коричневого или розоватого цвета. А в какое время года сажают картофель? (ответы детей). Как ухаживают за картофелем? Когда собирают урожай? Где хранят? (Если дети затрудняются, воспитатель помогает с помощью наводящих вопросов).
В картофеле много витаминов. Из клубней картофеля получают крахмал, фруктовый сахар. Из него готовят немало замечательных блюд. Вы знаете, что можно приготовить из картофеля? (Ответы детей)
Очень много блюд можно приготовить из картофеля. Недаром картофель называют –вторым хлебом.
I – ребенок. Из картошки много блюд
И простых и сложных:
Ее варят, жарят, трут,
На костре ее пекут.
II – ребенок. Что вкуснее в целом мире,
Чем картошечка в мундире!
Воспитатель. Как ласково можно назвать картошку? (Ответы детей)
4. динамическая пауза «Лентяй»
Воспитатель. Мы славно потрудились. Пришла пора отдохнуть. Давайте разбудим Антошку и пригласим его с нами поиграть. (Дети будят Антошку под аудиозапись песни В. Шаинского «Антошка»-второй куплет).
Антошка. Тили-тили, трали-вали. Это мы не проходили. Это нам не задавали! Я спать хочу! Вот так!
(Переворачивается на другой бок).
Воспитатель. Ребята, покажите Антошке, какие лентяи бывают.
В понедельник я проснулся,
А во вторник я зевнул,
В среду сладко потянулся,
А четверг опять заснул.
Спал я в пятницу, в субботу,
Не ходил я на работу,
Но зато уж в воскресенье
Спал весь день без пробужденья!
(Во время чтения стихотворения дети импровизируют, показывая движения самостоятельно. Физкультминутка проводится два раза).
5. Пословицы о труде.
Воспитатель. Мы с вами хорошо потрудились, славно отдохнули. Пришло время обеда. (Звучит аудиозапись последнего куплета песни Антошка. Дети приплясывают.)
Антошка. Где моя большая ложка? (берет ложку, подходит к детям). Я тоже обедать хочу!
Воспитатель. Антошка, а ты сегодня хоть что-то делал? Ты не работал, с нами не играл, поэтому обед ты не заработал. Послушай-ка наших ребят. (Пословицы о труде).
Труд кормит, а лень портит.
Скучен день до вечера, коли делать нечего.
Сделал дело – гуляй смело.
Хочешь есть калачи, не сиди на печи.
Делу – время, потехе – час.
За доброе дело берись смело.
Антошка. (Плачет). Я буду теперь трудиться, а лениться не буду. Вы меня многому научили.
Воспитатель. Запомни Антошенька, что хорошие дела украшают человека.
Что нового вы узнали на занятии?
Что вам понравилось?
А вы бы хотели быть похожими на Антошку?
1.«Овощи. Какие они? – Т. А. Шорыгина, Москва 2007
2.«Раз, два, три, четыре, пять – начинаем мы играть» - Санкт-Петербург «Детство-пресс» 2003
Читайте также: