Загадки измерение силы и трения
Обновлено: 25.12.2024
Найди верный ответ на вопрос ✅ «Загадки на тему сила трения . » по предмету 📙 Физика, а если ответа нет или никто не дал верного ответа, то воспользуйся поиском и попробуй найти ответ среди похожих вопросов.
Новые вопросы по физике
Железнобитонная плита размером 4 м * 0,5 м * 0,25 м погружена в воду наполовину. какова архимедова сила, действующая сила на нее? плотность воды 1000 кг/м3
Ответы (2)
Велосипед движется равномерно по окружности радиусом 100 м и делает 1 оборот за 2 мин. Путь и перемещение велосипедиста за 1 мин соответственно равны
Ответы (1)
1. Классификацию галактик Хаббла часто называют камертонной. Поясните причину такого названия. 2. Определите, какой промежуток времени требуется свету, чтобы пересечь Большое и Малое Магеллановы Облака в поперечнике
Ответы (1)
Тело массой 300 г свободно падает. Вычислите вес тела
Ответы (1)
Мяч брошен с поверхности земли со скоростью 20 м с. Какова скорость мяча на высоте 10 м
Следующая загадка
Ночной режимНовинки
Популярное
Вы здесь:  Загадки по физикеЗагадки по физике Быстрый выбор
Дети всех возрастов обожают головоломки, но загадки по физике редко используются учителями. Очень зря, ведь они способны разнообразить учебный процесс, помочь усвоить новый материал, подстегнуть интерес к предмету и просто развлечь. При этом детские головоломки только кажутся простыми. На самом же деле для разгадывания физических загадок ребятам придется подключить всю свою природную внимательность, смекалку и применить полученные знания. Стихотворные версии легче усваиваются, но основываются на хитроумных метафорах, поэтому учат мыслить образами.
Когда сутки короче: зимой или летом?
Узнать ответ Сутки - это всегда 24 ч.Даже Эйнштейн, физический гений,
Весьма относительно всё понимал.
Какую ж теорию, важную очень,
Он в своё время создал?
Кто может путешествовать по свету, оставаясь в одном и том же углу?
Узнать ответ Почтовая марка на конвертеЧто не имеет длины, глубины, ширины, высоты, а можно измерить?
Узнать ответ Время, температураБегу, бегу по проводам,
И нет меня быстрее!
Тепло и свет несу я вам
И делать все умею!
Нужная величина,
В электричестве глава.
Чтоб приборы были целы,
Чтобы не было проблем,
Каждый знает как она
С силой тока связана!
Механику и атомы,
Наука изучает,
И оптику, молекулы,
Дотошно разбирает!
Тут не долго испугаться —
Их в розетке двести двадцать.
Она характеризует
Быстроту движения,
Но при этом имеет
Своё направление.
Этот жадный предмет
Всё железо хватает.
Для него нормы нет,
Прилипанием страдает.
Все поведает, хоть без языка,
Когда будет ясно, а когда – облака.
И в тайге, и в океане
Он отыщет путь любой.
Умещается в кармане.
А ведет нас за собой.
Плохи дела, где сила без ума; без уменья и сила не при чем; через силу и конь не тянет.
Узнать ответ СилаКакой расплавленный металл замораживает воду?
Узнать ответ РтутьКакой металл пишет, как карандаш?
Узнать ответ СвинецЭнергия отключается,
Но движение продолжается.
Как же такое явление
В физике называется?
С помощью линзы получено действительное изображение электрической лампочки. Как изменится изображение, если закрыть верхнюю половину линзы?
Узнать ответ Все изображение останется на том же месте, но будет менее ярким. Узнать ответ ФизикИм силу тока изменяют,
Если что – то в нем сдвигают.
Назови-ка посмелей
В каком разделе физики
Мы с Ньютоном встречаемся
И к его фамилии
Часто обращаемся?
На двух чашах рычажных весов находятся два ведра, наполненные водой. Уровень воды в них одинаков. В одном ведре плавает деревянный брусок. Будут ли весы находиться в равновесии?
Узнать ответ Да. Плавающее тело всегда вытесняет своей погруженной частью столько жидкости (по весу), сколько весит это тело.Нельзя здесь отшутиться —
Радиоактивности единица.
Какое действие тока используется в электросварке?
Узнать ответ Тепловое Узнать ответ Закон ГукаВес корабля легко узнать,
Какую же силу нужно при этом рассчитать?
Через нос проходит в грудь
И обратный держит путь.
Он невидимый, и все же
Без него мы жить не можем.
Паскаль был очень остроумен,
Получил он выражение
Как для расчета,
Так и для вычисления.
Укажи величину,
Принадлежащую ему.
Следующая загадка
2.Из вышесказанных слов становится ясно, что в зале собрались именно те, кто “всегда стремится к знанью”.
3.Наш турнир по физике посвящен механике - науке о движении. И нам предстоит покорить 7 вершин.
1. Каждая вершина содержит в себе определённое задание, которое будет оцениваться баллами нашим уважаемым жюри, в состав которого входят (Ф.И.О. преподавателей ).
В течении всего мероприятия, они будут оценивать знания команд, и в конце игры подведут итог!
2..Жюри должно быть справедливым,
Очки не зря должно давать.
И будет тот в бою счастливым,
Кто может честно побеждать.
3.А теперь познакомимся с командами:
Вот и первая команда под названием «Альфа» -
Пусть их знает каждый в зале,
Будут им, сказать хочу,
Все задачи и задания по плечу ! (9а класс)
1.Про команду номер 2 « Бэтта»
Разошлась уже молва.
Не боятся трудностей, знают больше всех,
И гарантируют всем успех! 9б класс
3.Третья команда – команда «Гамма» как всегда,
Готова победить всех без труда. Знакомьтесь 10а класс
1.Чтобы спорилось нужное дело,
Чтобы в жизни не знать неудач,
Мы в поход отправляемся смело-
В мир загадок и сложных задач.
2.Не беда, что идти далеко,
Не боимся, что путь будет труден.
Помните вы, что достижения крупные людям,
Никогда не давались легко.
3.Я хочу напомнить, что основной закон нашего турнира – закон сохранения успеха! И полный запас успеха всех трех команд постоянен. Он только может переходить от одной команды к другой и наоборот!
1.Силы взаимодействия сражающихся команд противоположны по направлению, но не равны по величине.
2.А равнодействующая этих сил всегда направлена в сторону победы. Для того, чтобы вам было легче идти к намеченной цели, мы подготовили вам памятку с основными заповедями:
3.Никогда не забывать дома портфель и умные мысли!
1.В своей голове, а не соседа по парте, храни необходимые формулы и правила.
2.Рискуй, исследуй, фантазируй – во всех делах будь впереди!
3. Решай, ищи, твори, мечтай, учи и побеждай!
1.Девизом нашего турнира будет утверждение индийских мудрецов “Не ищите чудес, их нет. Ищите знание – оно есть. И все, что люди зовут чудесами, - та или иная степень знания”.
2.Физический турнир мы открываем
.Всем успехов пожелаем.
Думать, мыслить, не зевать
,Быстро все в уме считать.
3.Пусть кипит работа,
Успех решает не судьба,
Учитель 1 Для любого начинания требуется разминка. Разминка — гимнастика ума, так что ум в порядок будем приводить. Объявляется Разминка «Эрудицию на проверку!»
Я буду задавать вопросы, а вы по возможности отвечать. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл
Вопросы команде «Альфа»
1.Величина, значение которой можно измерить с помощью спидометра. ( Скорость)
2.Характеристика взаимодействия тел. ( Сила)
3.Назовите шахматные фигуры, которые двигаются только прямолинейно . (Все, кроме коня)
4. Мера инертности тела.( масса)
5.Великий ученый, открывший законы движения ( И. Ньютон)
6. Единица измерения скорости в морском пространстве. ( Узел)
7. Во сколько раз улитка движется медленнее пешехода, если скорость пешехода 1,6 м/с. а скорость улитки – 1.6 мм/с. ( в 1000 раз)
8. Сколько координат в пространственной системе? ( три).
9. Какова масса одного кубического метра чистой воды? ( 1000 кг)
10. В какую сторону падает споткнувшийся человек? ( вперед)
Вопросы команде «Бетта»
1. Перемещение воды в горизонтальном направлении. ( течение)
2. Линия, по которой двигалось тело.( траектория)
3. Что больше по модулю сила трения покоя или сила трения скольжения? (сила трения скольжения)
4. Физическая величина, измеряемая в м/с. ( скорость)
5. Притяжение всех тел Вселенной друг к другу. ( всемирное тяготение)
6. Английский ученый, открывший закон упругости. ( Роберт Гук)
7. Если сила сонаправлена с осью, то угол между ними… ( ноль градусов)
8. Место на земном шаре с наименьшим значением g . ( экватор)
9. Если сумма проекций сил равна нулю, то тело… ( находится в равновесии)
10. Сила , с которой Земля притягивает к себе все тела ( сила тяжести )
Вопросы команде «Гамма»
1.Чем объясняется, что все тела падают на Землю? ( действует сила притяжения)
2.Сила, с которой тело давит на свою опору или растягивает подвес. ( вес тела)
3.Прибор для измерения силы.( динамометр)
4.Какой вид трения имеет место при катании с горы на санках?( трение скольжения)
5. Необычайное старейшее сооружение. Ученые предполагают, что оно все-таки упадет. Г.Галилей проводил опыты по свободному падению. Назовите сооружение. (Пизанская башня)
6.. Явление сохранения скорости тела. ( Инерция)
7. Действие тел друг на друга.( сила)
8.Процесс изменения положения тела относительно выбранного тела отсчета.( движение)
9. Какими способами можно найти равнодействующую нескольких сил? ( графическим и аналитическим)
10 Сила, возникающая при движении одного тела по поверхности другого ( сила трения)
Учитель2 . Первую вершину покорили. Перед вами вторая вершина Надо разгадать ребусы по физическим понятиям, не забывая , что тема у нас «Механическое движение»
А пока команды разгадывают, конкурс болельщиков .Вам нужно дать ответ на вопрос и записать его на листике. Итак, умеете ли вы считать? Если да, то внимательно послушайте, а затем я задам вопрос. Конкурс « Сколько?»
Одинокий физик, почесав темя,
Измеряет длину, массу и время.
Парочка физиков мечтает вдвоём
Измерять температуру, плотность, объём.
Трое физиков, построившись в ряд,
Меряют энергию, скорость, заряд.
Четыре физика в хорошем настроении
Измеряют давление, а в плохом - ускорение.
Пять физиков выбегают на площадь,
Измеряют импульс , частоту , силу и площадь,
Шесть физиков приходят к седьмому на именины,
Измеряют какие-нибудь другие физические величины.
Итак, вопрос: сколько физических величин названо в данном стихотворение? - собрать листы (15).
Учитель. .Перед нами третья вершина, которую надо покорить, Наше испытание называется «Шифровка». Вам нужно расшифровать то, что вам дано и объяснить, что это?
Задания команде « Альфа»
1.В слове, состоящем из 14 букв, 4 буквы известны, а вместо остальных поставлены точки: . . а … д …. в . е. Отгадайте это слово, означающее действие тел друг на друга. (Взаимодействие).
2. В слове состоящем из 9 букв. 2 буквы известны, а вместо остальных поставлены точки : .в … д … . Отгадайте это слово, означающее падение тела, когда сила сопротивления воздуха пренебрежимо мала по сравнению с силой тяжести . (Свободное).
3. В слове состоящем из 9 букв, 2 буквы известны, а вместо остальных поставлены точки : … у . о … . Отгадайте это слово, означающее коэффициент пропорциональности в законе Гука. (Упругость).
Задания команде « Бетта»
1.В слове, состоящем из 10 букв, 3 буквы известны, а вместо остальных поставлены точки : .. и .. ж … е. Отгадайте это слово, означающее причину падения всех тел на землю. (Притяжение).
2. ) В слове, состоящем из 10 букв, 2 буквы известны. А вместо остальных поставлены точки : … а … е .. .Отгадайте это слово, означающее прибор для измерения силы.(Динамометр).
3. В слове, состоящем из 6 букв, 2 буквы известны, а вместо остальных поставлены точки . ь .. о. Отгадайте это слово. Означающую единицу силы в СИ. (Ньютон).
Задания команде « Гамма»
1.В слове, состоящем из 9 букв, 3 буквы известны, а вместо остальных поставлены точки .. к .. р .. я. Отгадайте это слово, означающую величину, характеризующуюся не только числовым значением, но и своим направлением. ( Векторная).
2. В слове, состоящем из 10 букв, 3 буквы известны, а вместо остальных поставлены точки : . е .. р .. ц .. . Отгадайте это слово, означающее изменение формы или размеров тела. (Деформация).
3. В слове, состоящем из 6 букв, 1 буква известна, а вместо остальных поставлены точки : .. е … . Отгадайте это слово, означающее взаимодействие возникающее в месте соприкосновения тел и препятствующее их относительному движению. (Трение).
А пока команды работают, болельщики , вы должны найти лишний термин и вычеркнуть его, тем самым принести дополнительный балл своей команде
Сила, ньютон , время, масса.
Масса, километр, килограмм, дециметр.
Плотность, движение , время, скорость.
Миллиметр, динамометр, часы, спидометр.
Термометр, весы, насос , динамометр, мензурка
Учитель Следующая, четвертая вершина – конкурс «О, знающий!»
Пока команды доказывают нам свои знания , болельщики должны спеть песни про движение. Кто больше?
Учитель Пятая вершина я думаю нам тоже покориться легко. Конкурс «Цепочки»
Каждая команда получает структурно-логическую схему с пробелами. Схемы
на отдельных листах. . Быстрота и правильность – победа команде,
Составить структурно-логическую схему по I, II , III законам Ньютона ( схемы прилагаются)
И снова конкурс болельщиков «Поездка в автобусе» (физкультминутка)
Все поднялись с места (и игроки, и жюри).
Представьте, что вы в автобусе…
Поднимите правую руку и слушаем задание. Я буду говорить, как движется автобус, вы будете показывать, что происходит с вами – пассажирами автобуса
1)АВТОБУС РЕЗКО ТОРМОЗИТ – (движение вперед)
2)ПЛАВНО ОТЪЕЗЖАЕТ ОТ ОСТАНОВКИ – (ничего не происходит)
3)ДЕЛАЕТ НА БОЛЬШОЙ СКОРОСТИ ПРАВЫЙ ПОВОРОТ – (движение влево)
4)ЛЕВЫЙ ПОВОРОТ – (движение вправо)
5)ДВИЖЕТСЯ ПРЯМОЛИНЕЙНО И РАВНОМЕРНО – (ничего не происходит)
6)РЕЗКО УСКОРИЛСЯ – (движение назад)
7)ЛЕВЫЙ ПОВОРОТ – (движение вправо)
8)РЕЗКО ОСТАНОВИЛСЯ – (движение вперед)
9)РАВНОМЕРНО И ПРЯМОЛИНЕЙНО – (ничего не происходит)
10)ПРАВЫЙ ПОВОРОТ – (влево)
11)РЕЗКО ТОРМОЗИТ – (движение вперед)
12)РЕЗКО УСКОРИЛСЯ – (назад)
13)ПОВОРОТ ВЛЕВО – (вправо)
14)ПОВОРОТ ВПРАВО – (влево)
15) КОШКА ВЫБЕЖАЛА, РЕЗКО ТОРМОЗИТ – (вперед)
16)ПЛАВНО ПОДЪЕЗЖАЕМ К ОСТАНОВКЕ – (ничего не происходит)
Учитель Внимание! 6-ая вершина – экспериментальная. Команды показывают опыты соперникам, надо объяснить их, опираясь на имеющиеся знания.
Команда «Альфа»
Положите на стакан открытку. Поставьте на открытку прищепку, чтобы она находилась над серединой стакана. Резко и с силой щелкните по открытке пальцем, чтобы она отлетела в сторону. Повторите это несколько раз. Иногда прищепка падает в стакан в своем прежнем положении, а иногда падая, переворачивается. Почему?
( щелкая пальцем по открытке, вы прилагаете к ней силу. Открытка сдвигается с места так быстро, что не успевает увлечь прищепку та собой. Прищепка падает вниз благодаря силе тяжести, потому что открытка больше не поддерживает ее. Если вы толкнете открытку с недостаточной силой, она потащит прищепку за собой, а сила тяготения потянет верхушку прищепки вниз, в результате чего она перевернется)
Расположите кольцо на горлышке пустой бутылки. На кольцо положите монету, а внутрь введите линейку и резким горизонтальным движением выбейте кольцо из-под монеты. Монета упадет в бутылку. Как объяснить наблюдаемое явление?
Положите лист бумаги на край стола. На листок поставьте брусок или стакан с водой. Свешивающийся конец листа возьмите в одну руку, а ребром ладони другой руки резко ударьте по нему. При этом листок выдергивается, а стакан остается. Почему?
( при резком выбивании картонного кольца из-под монеты время взаимодействия указанных тел мало, поэтому небольшая по величине сила трения, действующая на монету, не может сообщить последней скорость в горизонтальном направлении. Практически монета сохраняет состояние покоя по инерции, но при удалении опоры падает в бутылку)
Команда « Бэтта»
Возьмите в одну руку металлический кружок (например, монету) , а в другую - бумажный кружок чуть меньшего размера. Одновременно отпустите их. Одинаковое ли время они будут падать? Теперь возьмите в руку металлический кружок и сверху на него положите бумажный. Отпустите кружки. Почему теперь они падают одновременно? ( Масса монеты больше, поэтому равенство сил тяжести и сопротивления для неё наступит при большей скорости и упадёт она раньше. У кружка, положенного на монету, силы сопротивления нет совсем, поэтому он будет двигаться со скоростью монеты.)
Команда «Гамма»
Соедините цилиндры нитью и подвесьте их на штативе. Отклоните оба цилиндра в противоположные стороны на одинаковые расстояния от положения равновесия и одновременно отпустите их. Наблюдайте за отклонениями цилиндров после взаимодействия. Какой из цилиндров обладает большей инертностью? Какой цилиндр железный, а какой алюминиевый.? Почему?
Учитель . Наконец мы добрались и до седьмой вершины. Конкурс "Физика и литература» Команды задают друг другу интересные вопросы взятые из литературных произведений, и подготовленные заранее. За правильный ответ команде дается 1 балл.
1. Яблоко падает на землю. Можно ли сказать "Яблоко и земля падают друг на друга”? [Да, яблоко и земля действительно падают друг на друга. Яблоко падает на землю от того, что его притягивает земной шар, но с такой же силой и яблоко притягивает к себе землю, по третьему закону Ньютона. Яблоку сообщается ускорение 9,8м/с?, а земному шару во столько раз меньше, во сколько раз масса земли превышает массу яблока. Масса земли большая, перемещение ничтожное (можно сказать нулевое)]
2 .Ж. Верн. Робур- Завоеватель « Воздушный корабль несся со скоростью ста км в час, и висевшая на канате корзина отставала от него и тянулась позади» Почему корзина, висевшая на канате, отставала от воздушного корабля? ( На корзину, подвешенную на канате к дирижаблю, действовала сила сопротивления воздуха, что и заставляло ее отставать)
3. Барон Мюнхгаузен утверждал, что вытащил сам себя из болота за волосы. Так ли это? [Нет, сила действия на волосы равна силе действующей на руку, и не может привести тело в движения, согласно закону сохранения импульса ,]
4. «Испекла бабка колобок и положила его на окошко . Колобок лежал, лежал, да и покатился . ». Какие законы, явления, понятия иллюстрируются этой сказкой?. (Свободное падение, трение качения ).
5. «Посадил дед рейку. Выросла репка большая-пребольшая. Пошёл дед репку рвать: тянет-потянет, а вытянуть. » . Почему репку нельзя тянуть быстро? ( Тянуть нельзя быстро, т.к. за короткое время репка не успеет получить импульс, ботва оборвётся, а репа останется в почве. Мешает сила трения покоя.)
6.Где на Земле легче всего живется?Почему? ( на экваторе - там все предметы становятся легче из-за центробежной силы и приплюснутости Земли у полюсов)
7 . Как могли бы герои романа Ж.Верна « Путешествие на Луну», находящиеся в закрытом снаряде, обнаружить, что их корабль покинул пределы земной атмосферы и движется в космическом пространстве? ( Ощущая в корабле состояние невесомости, т.е. состояние, при котором тело не чувствует собственного веса)
8 . В.М.Гаршин. Лягушка-путешественница "Тут лягушка уж не выдержала и, забыв всякую осторожность, закричала изо всей мочи: "Это я! Я!” И с этим криком она полетела вверх тормашками на землю. Утки громко закричали; одна из них хотела подхватить бедную спутницу на лету, но промахнулась. Лягушка, дрыгая всеми четырьмя лапками, быстро падала на землю; но так как утки летели очень быстро, то и она упала не прямо на то место, над которым закричала и где была твердая дорога, а гораздо дальше, что было для нее большим счастьем, потому что она бултыхнулась в грязный пруд на краю деревни”.Почему лягушка упала на землю не на то место, над которым она начала падать? ( Падая вниз, лягушка по инерции сохраняла свою горизонтальную скорость, поэтому упала не на то место, под которым начала падать)
9. О ветровое стекло движущегося автомобиля ударился комар. В чем причина его гибели? [Комар действовал с некоторой силой на стекло, но и стекло с такой же силой действовало на комара. Силы одинаковы по модулю, противоположны по направлению, согласно III закону Ньютона]
Учитель. Все вершины мы сегодня покорили, рассмотрев одно из распространенных явлений природы « Механическое движение», а пока жюри подводит итоги, вашему вниманию песня о « Вечном движении» в исполнении вокальной группы «Созвездия»
Учитель Слово жюри ( Подведение итогов).
1. «И пусть преграды вас не остановят,
И новые миры к себе манят!
Вам оставить след в науке стоит
И внести в открытия свой вклад!»
2.Сегодня мы с вами открыли ещё одну страницу неизвестной, загадочной физики. Всё, что нам даёт знание физики,- полезно для жизни.
3.Сегодня мы сделали небольшой шаг в познании окружающего нас мира – посмотрели на него глазами физика.
Следующая загадка
Вопрос: Чему равна равнодействующая сила в каждом случае?
Дети сигнализируют ответ.
Тему урока поможет определить рассказ:
Всю ночь я спал неспокойно. Одеяло то и дело падало с кровати на пол и поднять его было невероятно трудно -оно непременно старалось выскользнуть из рук. Все же, наконец, я уснул, но проснувшись утром, не узнал своей комнаты, Оказывается, я спал на полу в углу, где почему-то сгрудились все вещи. Очевидно, исчезло трение, поэтому я упал с кровати, а все вещи под действием силы тяжести двинулись в один угол: там пол был немного ниже. Я попробовал было встать, но, поднявшись, тут же упал. После неоднократных, очень неудачных попыток встать, я пришёл к выводу, что нет ничего вернее, чем перебираться на четвереньках. Правда, руки и ноги все время разъезжались, но всё-таки я кое-как добрался до умывальника и в удивлении остановился: вода сильной струёй била из крана. Ручка крана оказалась почему-то очень скользкой, и я с большим трудом завинтил было кран, но стоило мне отпустить руку, как кран тотчас же развинтился, и вода полилась прежним напором. Решил я умыться. О, это оказалось очень сложным делом! Сколько я ни старался взять мыло в руки, оно, как бы дразня меня, крутилось в мыльнице, кстати, тоже крутящейся на полочке и определенно не хотело поддаваться. Махнув рукой, я сунул руки под струю воды и почувствовал резкий толчок, от которого едва не упал. Все-таки я умылся, хотя и без мыла. Но совсем приуныл, когда обнаружил, что, как бы туго ни затягивал я ремень в брюках, они все норовили свалиться, а пиджак тоже все время сползал с плеч. Так же плохо было и с ботинками. Никакими хитростями нельзя было завязать шнурки, мгновенно развязывались сложные, морские узлы. Случайно подвернулся кусок проволоки, которую я продел я продел в дырочки для шнурков и закрутил. С большей осторожностью, передвигая ноги так, как ходят на лыжах, я направился в кухню. И здесь меня встретили неожиданности. Безуспешно я пытался взять нож, чтобы отрезать ломтик хлеба; нож вел себя примерно так же, как мыло при умывании. Пришлось, навалившись всем телом на буханку и прижав ее руками к груди, откусывать хлеб прямо от буханки, не меняя положения, ибо при малейшем движении буханка стремилась выскользнуть из рук. Молоко пришлось пить по-кошачьи: стакан взять в руку было абсолютно невозможно. Как я был счастлив, когда снова появилось ОНО!
Правильно, запишите, пожалуйста, тему урока в тетради.
Представьте, что вы катаетесь на велосипеде. Вы разогнались, а затем перестали крутить педали велосипеда. Какое-то время велосипед ещё продолжает двигаться, а затем останавливается. Что ему мешает двигаться дальше?
При движении одного тела по поверхности другого возникает сила трения.
1.Если одно тело катится по поверхности другого, возникает сила трения качения.
Демонстрация. Каток. Примеры: При движении колес велосипеда, самолета, машины, при перекатывании круглых брёвен или бочек по земле.
2.Если одно тело скользит по поверхности другого, возникает сила трения скольжения
Демонстрация. Брусок скользит по трибометру. Примеры Движение саней или лыж по снегу.
3. Если одно тело покоится по поверхности другого, возникает сила трения покоя.
Демонстрация. Горка песка не рассыпается. Примеры Удерживается гвоздь, вбитый в стенку, не развязывается бант.
Какая же из приведенных сил больше? Меньше?
Фронтальный эксперимент. Динамометр, брусок, каток, трибометр. Измерение сил трения покоя, качения, скольжения динамометром. Сформулируйте вывод.
Сила трения всегда направлена против движения.
Посмотрите внимательно на рисунок на доске. Закройте глазки. Попытайтесь мысленно нарисовать рисунок. Откройте глаза. Посмотрите ещё раз на схематическое изображение силы трения. Я закрываю доску. Попробуйте воспроизвести рисунок в тетради.
Открываю доску. Покажите сигнальной карточкой (с одной стороны-зелёного; с другой-красного цвета) у кого не было ни одной ошибки.
Работа с учебником. По тексту найти причину трения.
Ответ: шероховатость поверхности, взаимное притяжение молекул
Запишем в тетради:
Сила трения зависит от материала соприкасающихся тел, от степени шероховатости поверхности.
Сила трения НЕ зависит от площади соприкасающихся тел.
Объясните пословицы:
Сухая ложка рот дерёт
Скрипит как немазаная телега
Скользкий, как налим
Идёт как по маслу
Отгадайте загадки:
На красных лапках гусь тяжёлый,
Задумав плыть по лону вод,
Ступает бережно на лёд,
Скользит и падает…
Почему падает гусь?
Мальчишек радостный народ
Коньками звучно режет лёд
Почему коньки должны резать лёд?
В гололедицу зимой
Над замерзшею водой
Чья-то добрая рука
Посыпает слой песка.
Все скорее отвечают
Для чего так поступают?
4.Я хотела б очень знать
Почему живую рыбу
Очень трудно удержать?
Запись в тетрадь:
Уменьшают силу трения шлифовка, смазка, уменьшение нагрузки.
Увеличивают силу трения использование специальных материалов, увеличение нагрузки.
Творческое Д/З Написать сочинение «Что было бы, если бы не было силы трения»
Информация для расширения кругозора обучающихся.
Материал для дополнительного чтения распечатать на каждый стол.
В жизни многих растений трение играет положительную роль. Например, горох, бобы цепляются за опоры, удерживаются на них и тянутся к свету. Трение здесь создается за счет того, что стебли многократно обвивают опоры и очень плотно прилегают к ним.
У растений, имеющих корнеплоды, такие, как морковь, свекла, репа, сила трения о грунт способствует удержанию их в почве. Поэтому так трудно вытащить из земли большую свеклу, редьку или репу.
Таким растениям, как репейник, трение помогает распространять семена, имеющие колючки с небольшими крючками на концах. Эти колючки зацепляются за шерсть животных и вместе с ними перемещаются.
Семена же гороха, орехи благодаря своей шарообразной форме и малому трению качения перемещаются легко сами.
Тело рыб имеет обтекаемую форму и покрыто слизью, что позволяет им развивать при плавании большую скорость.
Щетинистый покров моржей, тюленей, морских львов помогает им передвигаться по суше и льдинам.
Чтобы увеличить сцепление с грунтом, стволами деревьев, на конечностях животных имеется целый ряд различных приспособлений: когти, острые края копыт, подковные шипы, тело пресмыкающихся покрыто бугорками и чешуйками.
Действие органов хватания ( хватательные органы жуков, клешни рака; передние конечности и хвост некоторых пород обезьян; хобот слона) тоже тесно связано с трением.
Читайте также: