Загадки из азбуки толстого

Обновлено: 05.11.2024

На этой странице собраны загадки собранные Львом Николаевичем Толстым. Загадки Льва Николаевича Толстого имеют сходство с баснями. В этих загадках много всякого поучительного и полезного.

Один льёт, другой пьёт, третий растёт. (Дождь, земля, трава.)

Один говорит: «Побежим, побежим»; другой говорит: «Постоим, постоим»; третий говорит: «Пошатаемся, пошатаемся». (Река, берега и трава.)

Без рук, без ног — под окном стучится, в дом просится. (Ветер.)

Без крыл летит, без ног бежит, без огня горит. (Ветер, тучи, солнце.)

Рассыпался горох на четырнадцать дорог. (Звёзды.)

Катились каточки по ясному мосточку, увидали зорю пали в воду. (Звёзды.)

Дедушка без топора мост мостит. (Мороз.)

Загадка: На дворе горой, а в избе водой. (Снег.)

Сидит баба на грядках, вся в заплатках; кто взглянет, тот заплачет. (Луковица.)

Семьдесят одёжек, все без застёжек. (Капуста.)

Синий цветочек, мал малышочек, Мясо бросят, а "шкурку износят. В землю малый ушёл, в синей шапке пришёл. (Лён.)

Маленек, удаленек, сквозь землю прошёл, красну шапочку нашёл. (Гриб.)

Летит — воет, сядет — землю роет. (Жук.)

В тесной избушке ткут холсты старушки. (Пчёлы.)

Точим скатерти браные, ставим яства сахарные, людям на потребу. (Пчёлы, воск, мёд.)

Вокруг поля достанут, а вокруг головы не достанут. (Глаза.)

У двух матерей по пяти сыновей. (Руки.)

Загадка: Всякому мальчику по чуланчику. (Перчатка.)

Маленький, кругленький, а за хвост не поймаешь. (Клубок.)

Два кольца, два конца — в середине гвоздь. (Ножницы.)

Синенька, маленька, скачет — всех людей красит. (Иголка)

Бык железный, хвост кудельный. (Иголка с ниткой.)

Без ног, без рук, рубашки просит. (Подушка.)

Не живой, а дышит. (Квашня.)

Маленький Ерофейка, подпоясан коротенько, по полу скок-скок, по лавкам скок-скок и сел в уголок. (Веник.)

Сам дубовый, пояс вязовый, нос липовый. (Бочка.)

Загадка: Не шагает, а ходит. (Дверь.)

Чёрненька собачка свернувшись лежит; не лает, не кусает, а в дом не пускает. (Замок.)

Два брата глядятся, а вместе не сойдутся. (Пол и потолок.)

Кланяется, кланяется, придёт домой — растянется. (Топор.)

Скоро ест, мелко жуёт, сама не ест, другим не даёт. (Пила.)

Лежит - ниже кота, встанет — выше коня. (Дуга.)

Брат брата трёт, белая кровь идёт. (Жернова и мука.)

Семя плоско, поле гладко, кто умеет, тот и сеет. (Письмо.)

Выше представлены загадки Льва Николаевича Толстого. Желаем вам с наслаждением читать эти прекрасные загадки собранные Львом Николаевичем Толстым. Пусть разум и мудрость сопутствует вашей жизни!

Решение и правильный ответ

Рассуждаем так: доходы продавца: 25рублей от мальчика расходы: шапка (10р.) + сдача (15р.) + соседка(25р.) итого 25-50=-25, т.е. убыток 25рублей.

Можно рассуждать и по-другому: соседка осталась при своих деньгах (25р. отдала на размен, потом 25р. забрала у торговца), т.е. ее можно не учитывать. Покупатель ушел с 15р. сдачи и шапкой за 10р., т.е. убыток торговца составил как раз 25р. (15р сдачи + 10р шапка).

Видео с загадкой

Следующая загадка

Загадка Льва Толстого про шапку

Мы с детства знаем и читали рассказы и сказки Льва Николаевича Толстого про взрослых и детей, про зверей и птиц. Потом и в школе познавали его более сложные произведения. Но мало кто знает, что Толстой любил придумывать интересные и порой довольно сложные задачки.

Одну из таких головоломок мы предлагаем в этой статье. Она взята из учебника для 2 класса церковно-приходской школы. Но сейчас решить её не могут даже многие взрослые. Пригласите вашего ребёнка. Вместе у вас получится найти правильное решение!

Объяснение

Если этот ответ ввел вас в недоумение, попробуем объяснить решение наглядно:

Загадка-головоломка Льва Толстого про шапку

Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то в жизни он всегда будет только подражать, копировать, так как мало таких, которые бы, научившись копировать, умели сделать самостоятельное приложение этих сведений.
Лев Толстой

Следующая загадка

Жил один человек, было у него три сына. И, когда ему исполнилось много лет, он решил разделить между сыновьями наследство. Множество сказок начинается с этих слов. Богатые люди бывают абсолютно разными. Есть те, кто прошел весь путь в одной компании до должности генерального директора. Есть те, кому пришла в голову одна блестящая идея, которая выстрелила и принесла им миллионы. Есть те, кто появляется на свет в богатых семьях и не испытывает необходимости работать ни дня в своей жизни. Кто из нас не представлял себе, на что можно было бы потратить выигрыш в лотерее? Мы все задумываемся, каково это — иметь больше денег, чем можно потратить за всю свою жизнь, но при этом осознаем, что, скорее всего, узнать нам этого не дано.

Давайте попробуем отгадать нашу задачку про наследство . Загадка, как обычно, с подвохом :)

Пятеро братьев разделили между собой наследство отца поровну. В наследстве было три дома. Три дома нельзя было делить, их взяли старшие три брата. Каждый из старших заплатил по 800 рублей меньшим. Меньшие разделили эти деньги между собой, и тогда у всех пяти братьев стало поровну. Сколько стоили дома?

Загадка-головоломка Льва Толстого про шапку

Продавец продаёт шапку. Стоит она 10 р. Подходит покупатель, меряет и соглашается взять, но у него есть только банкнота 25 р.

Продавец отсылает мальчика с этими 25 р. к соседке разменять. Мальчик прибегает и отдаёт 10+10+5. Продавец отдаёт покупателю шапку и сдачу 15 руб.

Через какое-то время приходит соседка и говорит, что 25 р. фальшивые, требует отдать ей деньги. Ну что делать. Продавец лезет в кассу и возвращает ей деньги.

Вопрос: на какую сумму был обманут продавец?

А теперь постарайтесь не заглядывать в решение и попробуйте решить эту задачку.

Следующая загадка

Льва Николаевича Толстого все мы знаем в первую очередь как классика русской литературы, написавшего четыре тома «Войны и мира». Однако современным ему детишкам из крестьянских семей он был известен прежде всего как автор «Азбуки», по которой они учились в школе.

К составлению учебника Толстого подвиг личный преподавательский опыт. В своём имении он организовал школу для крестьян, в которой занятия были бесплатными, а телесных наказаний не было. Не было также и домашних заданий, а уроки проходили весело, в непринуждённой обстановке, порою даже в форме игр.

В Яснополянской школе обучали письму, чтению и счёту. Были занятия по истории, пению, рисованию. Рассаживались дети, как хотели, учителя могли спросить о чём угодно и в любой момент, так что порою урок превращался в беседу обо всём.

Во время перемен Лев Николаевич увлекал ребят интересными историями, демонстрировал физические упражнения. Летом после занятий играл с малышнёй в городки, а зимой катался с горки на санях. Детских книг, а тем более учебников в ту пору недоставало, поэтому писатель решил самостоятельно восполнить пробелы образования и засел за составление «Азбуки».

Основой учебника стали короткие рассказы, написанные или переработанные Толстым. «Азбука» в первой редакции состояла из букваря и четырёх частей, куда входили тексты для русского и славянского чтения, а также задания по арифметике.

Школа в Ясной Поляне. Фото с сайта mel.fm Школа в Ясной Поляне. Фото с сайта mel.fm

Изучая греческую и восточную литературу, Толстой выбирал оттуда сюжеты, которые адаптировал для детей, также включал в свой учебник образцы различных жанров русского народного творчества.

Во всех материалах писатель старался быть последовательным, донося через них своё мировоззрение, в частности, основной постулат его творчества — непротивление злу насилием. Тем не менее главным принципом «Азбуки» стала доступность для понимания текстов именно крестьянскими детьми.

Лишь только книга была опубликована, она вызвала споры в педагогической среде. Одни упрекали писателя за простоту языка, другие — за его образность. Некоторые же высоко оценили новаторство Толстого. Но главным противником «Азбуки» стало Министерство просвещения: по мнению чиновников, учебник следовало доработать, пока же они не могут рекомендовать его для школ.

Толстого такое неприятие из колеи не выбило, и он с усердием занялся новой редакцией книги, в результате чего появилась «Новая азбука».

В этом учебнике Лев Николаевич помимо рассказов, басен и сказок большое внимание уделяет пословицам. Их он обрабатывает настолько, что получаются небольшие миниатюры, объясняющие смысл народного изречения. Более того, в стиле народных он придумывает и собственные пословицы, а также пишет новые рассказы, отличительными особенностями которых становятся простора и выразительность, содержательность и доступность.

«Дети — строгие судьи в литературе. Нужно, чтобы рассказы были для них написаны и ясно, и занимательно, и нравственно», — утверждал писатель.

Как педагогическое пособие «Новая азбука» не только учила русскому языку и художественному вкусу, но и вводила ребёнка в окружающий мир, знакомила с жизнью природы и способствовала нравственному развитию.

Кроме того, новый учебник был разбит на возрастные категории, каждой из которых были положены определённого размеры тексты и предложения: чем старше ученик, тем сложнее для него рассказ.

Для самых маленьких были предусмотрены очень короткие предложения, в которых содержались либо полезные советы, либо необходимые сведения: «Небо выше, море ниже», «Люби Ваня Машу».

Главными героями текстов «Азбуки» часто выступают дети, ибо автор считал детство важнейшим периодом человеческой жизни. Особый акцент он делает именно на крестьянских детях, подчёркивая их любознательность, трудолюбие. Основной же мыслью рассказов являются принципы христианской морали: уважай старших, люби трудиться, делай добрые дела.

В отличие от первой редакции, эта «Азбука» была воспринята благосклонно и рекомендована для изучения в школах.

Читайте также: