Загадки истории битва за атлантику
Обновлено: 22.11.2024
Отто Кречмер и Йоахим Шепке стали одними из самых результативных командиров подводных лодок - Кречмер возглавляет список немецких асов-подводников (46 потопленных судов тоннажем 273043 т), а Шепке занимает 11 позицию (37 судов 155882 т). Однако, в судьбах этих двух людей, которые, кстати, были друзьями, были похожие эпизоды, которые могли погубить не просто карьеру офицеров подплава Кригсмарине, а жизнь.
Данный пост не пропагандирует идеи нацизма и прочие идеологии, а все фотографии с нацистской символикой носят исключительно ознакомительный характер.
8 Августа 1940 г. Отто Кречмер вместе со своим экипажем после награждения Рыцарским крестом.
В 1936 году Отто Кречмер еще был первым вахтенным офицером подлодки U-35. В декабре лодка совершала переход в Атлантику, и экипаж постоянно отрабатывал погружение и всплытие. После очередного всплытия Кречмер смог наконец то подняться на мостик. Однако на мостике появился и командир. Чтобы намекнуть, что экипажу нужен отдых, Кречмер показательно закурил сигару. Но, заметив, что командир не собирается менять свои планы, он сказал, что собирается осмотреть палубное орудие, и спустился на палубу. Вдруг, осматривая орудие, Кречмер услышал характерное шипение, которое возникает при заполнении балластных цистерн, и палуба стала уходить под воду. Быстро добежав до мостика, Кречмер попытался ухватится за перископ, надеясь, что его разглядят в окуляр. Но лодка уходила все глубже и глубже. В конце концов, ему пришлось отпустить перископ и он оказался на поверхности, в ледяной воде и без спасательного жилета.
Теплая одежда и морские сапоги держали какое-то время воздух, поэтому Кречмеру удавалось держаться на поверхности. Но, к счастью, из-под воды неожиданно появилась U-35. С нее кинули спасательный круг и Кречмера, который из-за холода уже не мог самостоятельно взобраться на палубу, втянули на лодку. Обращаясь к командиру, Кречмер сказал: "Прибыл на борт". Командир ответил: "Спасибо, прошу пройти вниз". Выпив солидную порцию рома и обложившись бутылками с горячей водой, Кречмеру удалось согреться.
Вскоре, об этом инциденте прочухали журналисты, и в одной из газет появилась статья. При этом было сказано, что Кречмеру удалось выпутаться из беды, не выпуская изо рта свою сигару.
Йоахим Шепке выступает во дворце спорта. Фото сделано за полтора месяца до его гибели.
U-100, возвращение на базу из того самого похода.
Оказалось, что при всплытии забыли перекрыть клапаны носовой балластной цистерны, а потому продутой оказалось только кормовая. Рули погружения были установлены на погружение на случай, если придется резко уйти под воду, а лодка шла на электромоторах. Из-за открытых клапанов не удалось продуть цистерны, и подлодка стала зарываться носом, а рули погружения и скорость сделали свое дело. К счастью Шепке, ошибку быстро исправили, и субмарина не успела уйти глубоко под воду, а к счастью для экипажа, их командир сумел быстро с ориентироваться и спасти их от такой глупой гибели.
Найдены дубликаты
Лига историков
7.9K поста 35.1K подписчика
Подписаться Добавить постПравила сообщества
Для авторов
- уважение к читателю и открытость
- регулярность и качество публикаций
- умение учить и учиться
- бездумный конвейер копипасты
- публикации на неисторическую тему / недостоверной исторической информации
- простановка тега [моё] на компиляционных постах
- неполные посты со ссылками на сторонний ресурс / рекламные посты
- видео без текстового сопровождения/конспекта (кроме лекций от профессионалов)
Для читателей
- дискуссии на тему постов
- уважение к труду автора
- личные оскорбления и провокации
- неподкрепленные фактами утверждения
Подробнее 3 года назадВообще, когда читал про немецких подводников, удивлялся как на таких убогих посудинах они умудрялись столько дел наворотить.
По сути это были даже не подводные лодки, а корабли, способные на некоторое время погрузиться под воду. При этом лодка работала только от аккумуляторов. А воздух шел из специальных цистерн. Никакой тебе регенерации.
Справедливости ради, большая часть их побед 40-41 годы. Когда их толком никто и не ловил.
раскрыть ветку 2 3 года назад Максимальный урон всё же пришелся на 1942-43 годы раскрыть ветку 1 3 года назад 3 года назадпосле просмотра фильма подводная лодка в. Питерсена для меня нет советских и немецких подводников. Есть профессионалы своего дела выполнявшие приказ. Статью млжно было бы дополнить фактом полного краха кригсмарине начигая с 1943 когда британцы со своими сонарами глуб бомбами и самолетами свели преимущество подводной войны на нет.
раскрыть ветку 3 3 года назад Автор почти в каждом своем посте говорит, что удачными для кригсмарине были 1940-1941 года, пока британцы еще не научились топить подлодки. раскрыть ветку 1 3 года назад 3 года назадmr.gonzo, ты хоть сам понимаешь, что берендишь?
3 года назадПомнится (давно это было, в детстве читал в какой-то советской книжке про подводные лодки, потому без персоналий) кто-то вот примерно из таких бравых немецких подводных вояк поспорили на тоннаж в миллион - кто быстрее натопит. Не натопили, всех троих так или иначе, но упокоили.
раскрыть ветку 1 2 года назадОтто Кречмер, Йоахим Шепке и Гюнтер Прин (U-99, U-100 и U-47 соотв))
Они были друзьями и поспорили, кто быстрее побьет планку в 100 000 (не миллион) тонн. В итоге победил Кречмер, став самым результативным подводником Кригсмарине.
Однако вскоре все они "выбыли" из игры практически одновременно. В одну ночь на дно отправились U-100 и U-99. Шепке был раздавлен на мостике своей лодки таранящим эсминцем, когда из-за атаки глубинными бомбами был вынужден вплыть, Кречмер и почти весь его экипаж попали в плен. Прин же пропал без вести в этом же районе. Долгое время считалось, что его потопил эсминец "Вульверин", однако позже выяснилось, что эсминец атаковал подлодку UA. Что стало с Прином - до сих пор загадка.
3 года назад"Но, к счастью, из-под воды неожиданно появилась U-35"
С хуя ли лысого "к счастью"?!
раскрыть ветку 9 3 года назаддля тонущего естественно к счастью. Что не так?
ещё комментарии 3 года назадНарод, одного меня колбасит, когда о подохших фашистах пишут в последнее время "погибшие"? Предлагаю всем "Колям из Уренгоя" запомнить: воевавшие против СССР были нелюди, звери и мрази. К ним не применимо слово "воин", "боец", "погибший". Только "уничтоженный" или "ликвидированный". Собакам - собачья смерть! Отец служил в ГСВГ, говорил, в 50-60 годах видишь инвалид мужик немец безрукий или безногий - сразу ясно, где ему оторвало. А при разговоре все они либо поварами были, либо водителями. Ни одного сука автоматчика, ага
раскрыть ветку 7 3 года назадОтец тоже служил в ГСВГ, однако отзывался о жителях с добротой. И таки автоматчики (из вермахта) обычные военнослужащие. Всё равно, что сейчас начнётся война с сша и вас отправят аляску отвоёвывать и Вашингтон брать. Не пойдёте? Ну тогда в расход вас по законам военного времени за неисполнение приказа.
раскрыть ветку 3 3 года назадЯ кадровый офицер, сейчас в запасе, пойду, естественно
раскрыть ветку 2 3 года назадПосле смерти тебя закопают как собаку в землице штата Нью Йорк, а президент будет лично справлять нужду на твою могилу в конце каждого года. Захватчик же. Согласен? - Если да, то ты хороший, нелицемерный диванный воен.
3 года назадИ чем тогда вы будете отличаться от солдата вермахта в глазах американцев? Не СС, а именно вермахта.
3 года назадДа, а часть пленных немцев и вовсе евреями представлялось (на Вики инфа - около 10.000 чел пленных евреев набралось из Вермахта).
И, внезапно, когда в начале 2000х наши солдаты попадали в плен к чеченцам - они тоже говорили, что не стреляли, вот, рожки посмотрите, всё полные.
3 года назадда тебя одного, потому что нормальные люди прекрасно понимают, что в армии вермахта были точно такие же люди как и везде, не хуже и не лучше, точно такие же!!
раскрыть ветку 1 3 года назадЛюди, чисто биологически, конечно такие же. Поступки их - несоизмеримо разные. Не надо это забывать, уважаемый
ещё комментарии 3 года назад Да и сдохли бы, суки фашистские, ничего страшного. Куча людей на тех судах, которые эти гады не подбили, спаслись бы от смерти. Вы, может быть, про советских подводников или союзников такие байки расскажете? раскрыть ветку 4 3 года назадтебе надо - ты и расскажи. А ТС, если ты ещё не понял, пишет про "битву за Атлантику".
ещё комментарии 3 года назад Тебя забыл спросить, что мне нужно. раскрыть ветку 1 3 года назадну, в следующий раз не забывай.
ещё комментарии 3 года назадЯ с тобой полностью солидарен
ещё комментарий ещё комментарии показать ещё 0 комментариев Похожие посты 2 месяца назад
«5000 тонн динамита, сэр!»
Во все времена в боевых походах подводников поджидало множество опасностей. Подлодка могла погибнуть от глубинных бомб или артиллерии, быть протараненной вражескими кораблями, точку в её карьере могли поставить неисправные циркулирующие торпеды или авария во время погружения. Но среди прочих угроз существовала ещё одна – риск взлететь на воздух вместе со своей жертвой.
Взрыв транспорта с боеприпасами, потопленного у берегов Италии немецкой авиацией. К статье картинка не имеет никакого отношения, просто эпичный бабах
В 1936 году командующим вновь созданными подводными силами Германии был назначен Карл Дёниц, который имел свои взгляды как на тактику действий подлодок, так и на боевую подготовку их экипажей. Одним из его нововведений был пересмотр дистанций, с которых лодка должна была производить торпедную атаку цели.
В подводном и надводном положениях торпедные атаки необходимо было производить только с близких дистанций (600 метров). На малых расстояниях ошибки, вызванные неправильной оценкой исходных данных, почти не сказывались на результатах стрельбы. Выстрел с близкой дистанции давал попадание наверняка. Даже если на атакуемом судне замечали след торпеды, оно не успевало уклониться
Правильность этой точки зрения командующего подлодками была подтверждена во время войны, но при этом Дёниц не учёл одного нюанса, за который некоторые его подчинённые заплатили здоровьем и жизнью.
Величественная и жуткая картина — кроме фонтана взрыва, ничего не осталось от американского транспортного судна
В Битве за Атлантику имели место ещё два случая, которые в аналогичной ситуации имели два разных финала — счастливый и несчастливый.
Слишком много динамита
Причину подводного взрыва командиру U 68 разъяснил спасённый механик:
Старик с трудом поднялся на ноги. Покачиваясь, прислонившись к ограждению мостика, он поднял глаза на Мертена и, встретившись с ним взглядом, протянул руку в сторону моря и произнёс:
– Ещё бы, пять тысяч тонн, сэр.
– Какие пять тысяч тонн? О чём вы? Я не понимаю, – сказал Мертен.
– Динамита, – со стоном произнёс старый механик.
– Что?!
– Пять тысяч тонн динамита, это был наш груз, сэр.
Подлодка U 68 возвращается на базу. В белой фуражке — командир лодки корветтен-капитан Карл-Фридрих Мертен
После окончания войны, устанавливая причины потерь немецких лодок от действий сил ПЛО союзников, британское Адмиралтейство посчитало U 132 потопленной самолётом из 120-й эскадрильи Королевских ВВС, атаковавшим 5 ноября 1942 года неизвестную субмарину в надводном положении. Однако спустя почти 40 лет исторический отдел министерства обороны Великобритании отказался от этой версии, посчитав, что атака была произведена против другой лодки и не имеет к гибели U 132 никакого отношения. Немецкий исследователь Аксель Нистле в своём фундаментальном труде о потерях немецких подлодок пишет об этом следующее:
Моряки экипажа U 132 за приятной работой — рисованием победных вымпелов по возвращении на базу, август 1942 года
Изучая детали карьеры Эрнста Фогельзанга, можно прийти к выводу, что у него был шанс получить Рыцарский крест и пополнить списки подводных асов. Это был агрессивный и смелый командир, который, совершив четыре боевых похода, никогда не возвращался без победных вымпелов на перископе.
Транспорт, гружёный взрывчаткой, взлетел на воздух, но остальные суда каравана продолжают идти в порт назначения
Следующая загадка
Для существования нашего сайта необходим показ рекламы. Просим отнестись с пониманием и добавить сайт в список исключений вашей программы для блокировки рекламы (AdBlock и другие).
Оружие 291 ролик
Фильм расскажет о подвиге советских подводников — членов первого экипажа подводного стратегического крейсера К-140. В 1968 году в Северодвинске чуть не произошла радиационная катастрофа. Под угрозой был не только город, но и вся Архангельская область. Русский север был спасён благодаря усилиям командира подлодки К-140 Анатолия Матвеева и его преданного экипажа.
Австралийский флот против кригсмарине
Автор: Борис Плавник.
Как всем известно, во Второй мировой войне ставка Германии на море лежала в плоскости рейдерских операций. Посему с самого начала войны в море вышли целые пачки рейдеров всех цветов и размеров. И если про действия подводных лодок и линкоров известно достаточно широко, то корабли поменьше часто обходят вниманием.
Также довольно очевидно, что основной интерес для Рейха представляла северная Атлантика по причине нахождения там США и британской метрополии. Впрочем, Германия уделяла внимание и остальному мировому океану. Сегодня речь пойдёт про два случая встречи немецких судов с кораблями Королевского австралийского военно-морского флота на просторах Индийского океана.
Чарльз Фарнкомб
Тонущий "Кобург"
По итогу Фарнкомб сильно критиковался за свои осторожные и якобы нерешительные действия. Мало того, что он допустил чудовищный перерасход боеприпасов, так ещё и дал немцам достаточно времени, чтобы утопить полные груза корабли и уничтожить всё, что они хотели. Особенно в критике отметился заместитель начальника штаба ВМФ Джозеф Бернетт, герой следующей части сего рассказа.
Джозеф Бернетт
- Обозначьте себя по нормам британского адмиралтейства.
- Сообщите свой секретный позывной.
Это крупнейшие единовременные потери за всю историю австралийского флота и по сей день.
Примерная схема последнего боя "Сиднея" и "Корморана"
Автор: Борис Плавник.
Подпишись, чтобы не пропустить новые интересные посты!
Показать полностью 7 Эмоции 8 месяцев назадСледующая загадка
Описание: Документальный тематический познавательный цикл Санкт-Петербургской творческой студии Романа Андреева расскажет о некоторых трагических эпизодах «Битвы за Атлантику» и ее участниках. В сериале используются кадры из художественных фильмов, кинохроники, интервью и компьютерная анимация.
00:28:57
Битва за Атлантику 5 серия. Гюнтер Прин. Бык Скапа-Флоу (2018)
Гю́нтер Прин (Günther Prien) (16.01.1908 - 07.03.1941 (предположительно) - подводный ас времён Второй мировой войны, кавалер Рыцарского креста с дубовыми листьями.Подробнее
09.07.2018
00:27:01
Битва за Атлантику 4 серия. Конвой PQ-17 (2018)
Одной из наиболее ярких, героических и трагических страниц истории отношений между Россией и Великобританией, являются полярные конвои. История арктического конвоя PQ-17 - печально знаменитого большими потерями. Подробнее
09.07.2018
00:28:10
Битва за Атлантику 3 серия. Фриц-Юлиус Лемп (2018)
Фриц-Юлиус Лемп (Fritz-Julius Lemp) (19.02.1913 - 09.05.Подробнее
09.07.2018
00:23:41
Битва за Атлантику 1 серия. Линкор Бисмарк. Последний поход (2017)
Самый мощный линкор Третьего рейха, на который нацисты возлагали столько надежд, совершил один-единственный боевой поход, в результате которого затонул почти со всей командой.Подробнее
09.07.2018
00:27:59
Битва за Атлантику 2 серия. Волчьи стаи (2018)
Фильм рассказывает о действиях германского подводного флота в период битвы за Атлантику 1939-1945 г.г. Подробнее
Следующая загадка
С началом войны фактически единственным средством поиска и обнаружения субмарин был британский ASDIC (аббревиатура от англ. Anti-Submarine Detection Investigation Committee, Исследовательский комитет по обнаружению подводных лодок). Это был прообраз современного сонара, работал он по принципу эхолокации. Применение ASDIC создавало определенные проблемы «волчатам» Деница, и летом 1940 году тот предложил поменять тактику атак на конвои союзных войск.
По наблюдениям гросс-адмирала, эскортное охранение британцев чаще всего состояло из не самых новых кораблей, отличающихся слабой защитой и не самыми совершенными эхолокаторами. Поэтому атаковать корабли охранения немцы решили ночью и из надводного положения, в котором ASDIC не мог на достаточном расстоянии обнаружить субмарины. А ночь неплохо скрывала торчащие рубки немцев от наблюдателей как с воздуха, так и с кораблей. И тактика Деница дала обильные плоды – лодки серии U безнаказанно отправляли на дно все новые и новые корабли с завидной регулярностью.
Один из эпизодов битвы за Атлантику
Любая война очень похожа на шахматную партию – каждый ход противника вынуждает противостоящую сторону искать ответные шаги. И Великобритания ответила установкой на корабли и самолеты береговой охраны специальных противолодочных РЛС типа Mark I. В частности, первым в мире самолетом с бортовым локатором стал двухместный тяжелый истребитель Bristol Beaufighter Mk IF, на который монтировалась версия локатора AI Mark I массой 270 кг. Но эта РЛС не совсем подходила для обнаружения подлодки в надводном положении, и в начале 1941 года её заменили на Mark II. Эта аппаратура уже позволяла «высмотреть» торчащую рубку на дальности до 13 км, но и с ней были сложности. Дело в том, что ночью самолет не мог зайти на бомбометание немецкой подлодки, так как помехи от морской поверхности маскировали местоположение субмарины. Самолету приходилось лететь на высотах, не превышавших 850 метров, иначе отраженные от воды сигналы РЛС засвечивали экраны. Но свою роль такая техника все-таки сыграла – немцы в атаках поубавили прыти, и потери ВМС Британии снизились, особенно в зоне досягаемости Берегового командования.
Bristol Beaufighter Mk IF — первый в мире крылатый носитель РЛС
Именно с этого момента у немецких подводников появляется ответная реакция – массированное нападение на конвои «волчьей стаей» со всех сторон. Причем делать это немцы стали в удалении от берегов Британии, что исключало обнаружение самолетами с их вездесущими локаторами. Досталось тогда и американцам – в мае и июне 1942 года гитлеровцы потопили около 200 торговых судов янки.
Ответ не заставил себя долго ждать. На тяжелые и "дальнобойные" самолеты типа Consolidated B-24 Liberator союзники установили новые РЛС, работающие на частотах 1-2 ГГц, а также мощные прожекторы Leigh Light.
Прожектор Leigh Light под крылом B-24 Liberator
Последние позволяли осветить лучом всплывшую для атаки подлодку немцев с расстояния 1,5 км, что резко упрощало атаку на неё. В итоге немецкие U-лодки пошли на дно гораздо быстрее и веселее. В борьбе с такими британскими хитростями на германских субмаринах появились в середине 1942 года обнаружители локаторов модели FuMB1 Меtox, позже FuMB9 Wanze и FuMВ10 Borkum, разработанный слишком поздно FuMB7 Naxos и так далее до самого окончания войны. Немцы лишь изменяли рабочий диапазон принимаемого радиоизлучения и чувствительность. Примечательно, что приемники для Metox немцы позаимствовали в готовом виде со складов французской фирмы. Придумывать пришлось разве что приемные антенны, которые в спешке сооружались вокруг деревянного креста, за что и получили прозвище «Бискайский крест». Ключевым преимуществом таких приёмников было раннее обнаружение излучения авиационных локаторов британских сил. Как только командир субмарины получал сигнал от Metox (или более поздних версий), он тут же экстренно погружал лодку под воду. И все это происходило до обнаружения лодок самолетными РЛС.
Аппаратура управления FuMB1 Меtox
Бороться с Metox британцы решили простым и проверенным способом – сменой частоты и длины радиоволны локатора. В начале 1943 года появилась Mark III с частотой 3 ГГц с длиной волны в 10 см. Теперь самолеты могли подлетать к ничего не подозревавшей субмарине, которая, к примеру, всплыла для подзарядки батарей. Metox в такой ситуации молчал. И немцы в этой истории поначалу серьезно промахнулись в предположениях относительно причин обнаружения U-лодок. Оставшиеся в живых командиры рассказывали, что перед ночным налетом не слышали тревоги от Metox, но инженеры по какой-то причине не послушали моряков. Вместо этого решили, что англичане пеленгуют субмарины по… тепловому излучению дизелей! В итоге потратили уйму времени и средств на оборудование теплоизоляции моторных отсеков подлодок. На субмарины установили специальные теплозащитные экраны, которые ничего не дали, кроме снижения скорости хода подводных судов. Естественно, ничего толкового из этой акции не вышло, и в мае-июне 1943 года немцы потеряли около сотни подлодок. Озарение немцам пришло после того, как в Роттердаме обнаружили части РЛС H2S (лампу магнетрона) на сбитом британском самолете. В итоге все силы бросили на разработку нового приемника радиолокационного излучения длиной волны 10 см.
Пытались немцы ввести в заблуждение «летающие радары» с помощью воздушных шаров, которые оставляли висеть на высоте 10 метров над морем. Такие ловушки под кодовым именем Bold оснащались стальными кабелями для отражения сигналов РЛС союзников и крепились к дрейфующим буям. Но эффективность их была ожидаемо низкая – эффективная площадь рассеивания у Bold была значительно ниже, чем у подлодки, что легко фиксировалось на экране радара. Неожиданным выходом стал шноркель, который встал на многие субмарины немцев в конце 1943 года – с его помощью можно было подзаряжать аккумуляторы, просто высунув его над водой. Немцы даже покрывали их специальным радиопоглощающим материалом — здесь локаторы были почти бессильны. Когда субмарины стали оснащаться FuMB7 Naxos, способным эффективно определять облучение РЛС с длиной волны 10 см, уже было поздно – потери подлодок у немцев были слишком велики.
Но не только с помощью локаторов вели охоту на «волчьи стаи» Деница. Для связи с большой немецкой землей субмарины вынуждены были всплывать, определять свои координаты и радировать командованию либо соседним судам. Вот тут их и пеленговали силы флота союзников, передавали координаты охотникам и топили немцев. Обычно в состав группы охотников входили пара-тройка эсминцев или фрегатов, которые оставляли мало шансов противнику. Во избежание таких потерь у немцев появилось ноу-хау – «шприцевые» передачи, которые заранее записывались в ускоренном виде, а потом передавались всего за доли секунд. На станции приема стоило только замедлить запись радиограммы.
Автоматический радиопеленгатор Huff-Duff и его антенна на боевом корабле
Ответом стал автоматический радиопеленгатор Huff-Duff, заточенный на перехват и определение пеленга таких «скорострельных» радиопередач. Их ставили как на корабли, так и на береговые посты, что упрощало триангуляцию. Это стало еще один скромным гвоздиком в крышку гроба немецких кригсмарине.
В общем, по итогам войны можно констатировать, что немецкое командование ВВС и ВМС нередко пренебрегало радиоэлектронной разведкой. А между тем регулярный перехват электромагнитного излучения в небе Британии многое бы рассказал немцам о тонкостях войны.
Читайте также: