Загадки иносказания с ответами
Обновлено: 05.11.2024
Цель урока. Познакомить с происхождением и природой загадок; развивать умение отгадывать и сочинять загадки.
I. Новая тема
— На доске записаны два текста. Определите, к какому жанру они относятся.
Лежал, лежал,
Да и в речку побежал. (Снег)
Круглая, а не месяц,
Жёлтая, а не масло, с хвостиком, а не мышь. (Репа)
— Как вы определили, что это загадки?
II . Этап усвоения новых знаний. Работа с термином «загадка».
Сегодня мы с вами сами сочиним загадку. А для этого нужно вспомнить, что же такое загадка?
Загадка - это краткое описание предмета или явления, заключающее в себе замысловатую задачу в виде явного или скрытого вопроса.
-Например, красное коромысло через реку повисло. В этой загадке 2 предмета, один спрятан за другой, который каким-то образом на него похож или имеет с ним общие свойства.
-А какой же предмет спрятан за коромыслом? (Радуга)
-В чем же схожи радуга и коромысло? (В форме и в цвете)
-Как вы думаете, почему коромысло, сравниваемое с радугой, именно красное?
(Слово «красное» не простое прилагательное, а эпитет. Сравните: красна девица в сказках, значит, «красное» от «красивое», радуга ведь красивая, она состоит из 7 разных цветов)
-В загадках люди приближают к себе явления природы, сравнивая их с повседневными конкретными вещами. Радуга напоминала людям коромысло, отсюда и родилась загадка.
Во многих сказках герою предлагается отгадать загадку, и от правильности ответа будет зависеть его жизнь или судьба.
В Древней Греции был город Фивы, как рассказывает легенда, жило там страшное чудовище Сфинкс, он загадывал загадку людям, а тех, кто не мог отгадать, съедал. Только одному герою удалось разгадать загадку Сфинкса. Попробуйте и вы отгадать эту загадку:
Что ходит утром на 4-х ногах, в полдень на 2-х ногах, а вечером на 3-х ногах?
Ответ: человек. ( Утро сравнивается с малышом, который еще не умеет ходить, полдень с человеком в расцвете жизненных сил, вечер – со стариком, опирающемся на трость.)
II I. Происхождение загадок
- Ребята, а вы знаете, как появились загадки?
Загадки являются одним из малых жанров фольклора. Они развивают нашу сообразительность. Раньше их сочиняли взрослые люди, и они несли ответственность за них, так как зачастую от загадок зависела жизнь человека.
Происхождение загадок относится к глубокой древности. Учёные предполагают, что их происхождение связано с условной, тайной речью, к которой человек прибегал, не желая давать настоящие названия животным, предметам и явлениям. Охотник, боясь неудачи, окружал своё занятие тайной. Не говорил, куда он идёт. Человек стал употреблять "подставные” слова. С этими "подставными” словами и связана народная загадка, в которой неназванный предмет или явление описывались путём указания на какие-либо признаки, например: "Пошёл по тух-туху. Взял с собой тав-тавту, нашёл я храп-тахту; кабы не тав-тавта, съела бы меня храп-тахта” ("Пошёл я за лошадью, взял с собой собаку и встретился с медведицей”).
III. Как "сделана” загадка?
Загадки бывают четырёх основных типов:
Загадки-иносказания.
«Стоит матрешка на одной ножке, закутана, запутана». (Здесь иносказательно представлена капуста).
Загадки-описания.
«Течет, течет – не вытечет, бежит, бежит- не выбежит». (В этой загадке нет иносказания, в ней есть описание реки, но отсутствует изображение предмета, который иносказательно напоминал бы о реке).
Загадки-вопросы.
«Без чего человеку жить нельзя?»
Загадки-задачи.
«Шел охотник. Увидел на дереве трех ворон и выстрелил. Одну убил. Сколько осталось?»
(Разумный ответ – чисто арифметический - осталось две вороны. Ан нет! Одну то он убил, а остальные – улетели).
IV . Знакомство с литературными загадками
Многие детские поэты сочиняют загадки, следуя народным образцам. Авторские загадки легче отгадываются.
Мы ходим ночью, ходим днём,
Но никуда мы не уйдём.
Мы бьём исправно
Каждый час.
А вы, друзья,
Не бейте нас.
(С.Маршак)
Жил на свете человек,
Скрюченные ножки,
И гулял он целый век
По скрюченной… [дорожке]
(К.Чуковский)
Был белый дом,
Чудесный дом,
И что-то застучало в нём.
И он разбился, и оттуда
Живое выбежало чудо, —
Такое тёплое, такое пушистое и золотое.
(К.Чуковский)
Два коня у меня,
Два коня.
По воде они возят меня.
А вода
Тверда,
Словно каменная.
(К.Чуковский)
Ах, не трогайте меня:
Обожгу и без огня!
(К.Чуковский) (Крапива)
Растёт она вниз головою,
Не летом растёт, а зимою.
Но солнце её припечёт — заплачет она и умрёт.
(К.Чуковский) (Сосулька)
V . Этап закрепления знаний. Сочинение загадки.
- Ребята, посмотрите в окно. Что мы видим в небе? (Солнце)
- А какими признаками оно обладает? (Круглое, желтое)
- Какого цвета оно бывает вечером, во время заката летом? (Красного)
- Каким мы видим его зимой или дождливой осенью? (Тусклое, белое, в дымке)
- Какую пользу оно приносит миру, всему живому? (Светит и греет)
- А в какое время суток солнце согревает нас своим теплом, дарит свет? (Утром, днем)
- Ребята, а с чем вы можете сравнить солнце? (Цыпленок, одуванчик, блестящая монетка и т. д.)
( В ходе беседы Учитель составляет схему солнца с лучами, на которых пишет ответы учащихся).
- Солнце обладает многими признаками, его можно сравнить со многими вещами и явлениями. Значит, его можно спрятать за предмет, имеющий хотя бы один общий с солнцем признак.
Итак, давайте каждый ряд придумает загадку про солнышко. На это дается 5 минут.
- Каждая группа читает свою загадку, затем учитель спрашивает, какая загадка получилась лучше, какая понравилась больше.
- Желтое светило в облаке застыло.
- Ярко-желтый одуванчик как-то бросил в небо мальчик.
И остался одуван греть, светить на радость нам.
- Желтое, светящее, тепло приносящее.
- Днем горит, ночью спит, утром будит, но молчит.
VI . Подведение итогов урока. Задание на дом.
- Молодцы, ребята! У вас получились разные загадки. А теперь давайте подведем итог. Назовите основные признаки загадки? (Маленький объем, один предмет прячется за другой, «ищем общие признаки: форма, функции, цвет).
Следующая загадка
В сказке А. С. Пушкина выполняла три желания (золотая рыбка)
Кто в лесу считается царем зверей (лев)
Виды иносказаний:
1. Олицетворение (иначе – персонификация) – наделение чертами живого существа неодушевленных предметов: «оживление» («царица-ночь» , «волшебница-зима» ) или употребление глагола, применяемого в отношении живых существ, в переносном значении по отношению к неодушевленным предметам (заиграло солнце, шепчутся березки) .
2. Косвенная сатира – произведения, показывающие, высмеивающие, осуждающие недостатки своего времени под маской перенесенности действий (прошлое, будущее время либо вымышленные миры и лица. Сюда могут входить и сказки, например, «Премудрый пескарь») .
3. Аллегория – изображение идей, понятий в некоем образе, связь с которым устанавливается по аналогии через определенные характерные черты. Под многие аллегоричные выражения подведена мифологическая или фольклорная база. Примеры аллегорий: лев – знак силы, заяц – трусости, правосудие – богиня Фемида с мечом и весами.
4. Эвфемизм – слова или выражения, замещающие слова, синонимичные по смыслу. Для эвфемизма характерна мягкость, собирательность. Употребляются в ситуациях, когда иные обозначения нежелательны (невежливы, слишком резки) . Примеры: лицо нетрадиционной ориентации - гей, афроамериканец – негр и проч.
Следующая загадка
«Загадки – складки». Эти загадки легко разгадываются, так как ответ напрашивается сам собой в рифму .
Тучки в небе побежали, я раскрою зонтик,
Дружно капли заплясали. Это значит…
На дворе в кадушке заквакали подружки,
Потом прыг из ушата… Кто же это.
(Лягушата)
Грива – ветер, сам – огонь,
Счастлив в беге
Загадки-шутки – загадки с подвохом, заставляющие улыбнуться.
На одной берёзе растёт пять шишек, а на другой – шесть. Сколько шишек растёт на двух берёзах?
У бабушки жили: внук Петя, кот Васька, козёл Борька и кошка с котятами. Сколько внуков жили у бабушки?
Внук только один – мальчик Петя. Все остальные перечисленные персонажи – не люди, и не могут быть внуками бабушки.
Загадки-сравнения – используется иносказание, перенос смысла с одного понятия на другое через схожие признаки и через отрицание их.
Сидит дед в сто шуб одет, кто его раздевает, тот слёзы проливает.
Сидит девица в темнице, а коса на улице
Это – морковь. В темнице – в земле в грядке, а коса – это ботва корнеплода.
Загадки-описания описывают предмет, его признаки или действия, но сам предмет не называется.
По полю скачет – ушки прячет,
Встанет столбом – ушки торчком
Меня слепым зовут всегда,
Но это вовсе не беда.
Я под землёй построил дом,
Все кладовые полны в нём.
Загадки-сравнения в основном построены на метафоре.
Метафора – слово или выражение, употребляемое в переносном значении, в основе которого лежит сравнение неназванного предмета или явления с другими на основании общего признака.
Следующая загадка
1.Познакомить с историей возникновения и развития одного из жанров устной поэзии.
2.Способствовать духовному развитию учащихся.
Форма проведения
Беседа-диалог с элементами игры.
Предварительная подготовка
1.Класс условно делится на две группы и каждая группа готовит по 10 загадок для своих соперников.
2.Каждой группе необходимо сформулировать определение загадки.
Оборудование: плакаты с типами и примерами загадок.
Ход классного часа
1.Вступительное слово учителя.
Загадки – один из древнейших жанров устной поэзии. Невольно возникает вопрос: что такое загадка?
Каждая группа дает свое определение загадки.
Загадки – это иносказательное изображение предметов и явлений действительности или их описание, которое предлагается разгадать.
Существует 4 типа загадок: загадки-иносказания, загадки-описания, загадки-вопросы и загадки-задачи (знакомство с содержанием плакатов).
Задание для команд: угадай, к какому типу относятся следующие загадки.
1. Загадки-иносказания.
«Стоит матрешка на одной ножке, закутана, запутана». (Здесь иносказательно представлена капуста.)
2. Загадки-описания.
«Течет, течет – не вытечет, бежит, бежит- не выбежит». ( В этой загадке нет иносказания, в ней есть описание реки, но отсутствует изображение предмета, который иносказательно напоминал бы о реке.)
3. Загадки-вопросы.
«Без чего человеку жить нельзя?»
4. Загадки-задачи.
«Шел охотник. Увидел на дереве трех ворон и выстрелил. Одну убил. Сколько осталось?»
(Разумный ответ – чисто арифметический - осталось две вороны. Ан нет! Одну то он убил, а остальные – улетели.)
2. Конкурс загадок.
Каждая команда загадывает по одной загадке команде соперников. Отгадывающей команде необходимо не только дать правильный ответ, но и объяснить, к какому из четырех типов относится загадка.
3. Экскурс в историю возникновения загадок.
Мы выяснили с вами, ребята, что такое загадка, рассмотрели типы загадок. А как вы думаете, когда и почему появились загадки?
1 ученик. Большинство ученых связывают возникновение загадок с довольно распространенным явлением в жизни древних – с тайной , иносказательной речью. Широкой была сфера употребления тайной речи. Она использовалась не только в военных, дипломатических делах, но и в повседневной хозяйственной жизни. Здесь ее необходимость обуславливалась многочисленными запретами производить какие-либо действия, произносить определенные слова и т.д. Например, у славян некогда существовал обычай, когда сноха (жена сына) должна была первое время хранить молчание; имя ее в доме также не должно было произносится. Это делалось для того, чтобы умершие предки, зная язык своего рода, не поняли бы, что в их род, в их семью, которым они покровительствовали, пришел чужой человек. Но разговоры между живыми должны были вестись, поэтому женщины, как и мужчины в военных делах, использовали тайную, иносказательную речь. Что, например, значила такая фраза : «Ерзунь-от ерзат! Возьми шелопень да и лопень!»? Всего-навсего: «Горшок кипит! Возьми ухват и выставь его!»
2 ученик. О том, что могло случится с людьми, не понимавшими иносказательную речь, поведала древнерусская летопись «Повесть временных лет». Княгиня Ольга после гибели своего мужа Игоря в 945 г. В Древлянской земле решила отомстить древлянам. И направили древляне послов к Ольге, и приняла она их и спросила : «Говорите, зачем пришли сюда?» Ответили древляне : «Послала нас Деревская земля с такими словами: «Мужа твоего мы убили, так как муж твой, как волк, расхищал и грабил, а наши князья хорошие, потому что ввели порядок в Деревской земле. Пойди замуж за князя нашего за Мала». И сказала им Ольга: «Любезна мне речь ваша,- мужа моего мне уже не воскресить; но хочу воздать вам завтра честь перед людьми своими; ныне же идите к своей ладье и ложитесь в нее, величаясь. Утром я пошлю за вами, а вы говорите: «Не едем ни на конях, ни пеши не пойдем, но понесите нас в ладье». Послы ушли, Ольга приказала выкопать на теремном дворе яму великую и глубокую и утром послала за древлянами. Послы, как она и хотела, пожелали, чтобы их понесли в ладье. И понесли их пришедшие за ними киевляне в ладье, в которой они сидели избоченившись и величаясь, и принесли их на двор к Ольге, и как несли, так и бросили их вместе с ладьей в яму. И, приникнув к яме, спросила их Ольга: «Хороша ли вам честь?» Они же ответили: «Пуще нам Игоревой смерти». И повелела Ольга засыпать их живыми; и засыпали их.
Жестоко отомстила Ольга! А мы, читая об этом, невольно думаем: «Какие же глупцы древляне!» Но древляне не были глупцами, они были слишком доверчивы и воспринимали сказанное Ольгой прямо, она же говорила иносказательно, и этот иносказательный язык хорошо понимали киевляне. Ведь ладья, по древним славянским обычаям, использовалась в похоронном обряде.
Учитель . Большинство загадок возникло давно, но когда конкретно – трудно определить. Конечно же, они появились не раньше самого предмета, который зашифрован в загадке. А когда появилась изба, печь или колесо? Появившись, загадка несла в себе черты предмета загадывания до тех пор, пока он существовал. И потому большинство возникших давным-давно загадок воспринимаются нами как вполне современные. Например, загадки о солнце, ветре, о дожде и т.п.
Каждая новая эпоха порождала и новые загадки. «Не человек, а разговаривает» (радио), «Бежит конь вороной, много тащит за собой» (паровоз).
Однако каждая эпоха не только рождала загадки, но и теряла их. Кто сейчас, например, сумеет разгадать такую загадку «Серое сукно тянется в окно»? А отгадка связана с так называемой курной избой, когда не было трубы у печи и дым выходил в специальное «волоковое» окно.
Исчезновение загадок и редкое появление новых породило мнение о том, что загадки уходят в прошлое. Но это не так. Ведь подавляющее большинство загадок, возникших в древние или недавние времена, современные и по форме и по содержанию, и по отгадкам. Солнце, вода, воздух, огонь, тучи, радуга, надо надеяться, будут существовать еще не одно тысячелетие, будут жить о них и загадки – или старинные, или современные.
4. Конкурс на лучшего знатока загадок.
- Чему на свете нет ни меры, ни цены? (огонь)
- Есть невидимка: в дом не просится, а прежде людей бежит, торопится (воздух).
- Не стукнет, не брякнет, а в окно войдет (свет).
- Мету, мету – не вымету, несу, несу - не вынесу, стемнеет – сама убежит(тень).
- Не живой, а на всех языках говорит (эхо).
- Хорошо видит, а слепой (неграмотный).
- Без голоса, без языка, а все расскажет (книга).
- По черной земле белый заяц пробежал(мел).
Кто автор этих загадок:
- Ела, ела дуб, дуб, поломала зуб, зуб.
- Музыкант, певец, рассказчик, а всего труба да ящик.
- Бьют его рукой и палкой, никому его не жалко; а за что беднягу бьют? А за то, что он надут.?
(Автор этих загадок – С.Я.Маршак).
5. Подведение итогов классного часа и награждение активных участников.
6. Заключительное слово учителя.
С загадками мы начинаем знакомиться с раннего детства – в детском саду, в семье, мы встречаемся с загадками и в школьных учебниках по литературе, и на уроках математики.
Разумеется, загадки в нашей жизни занимают не столь важное место, как это было в древности, но роль их остается весьма значительной.
Читайте также: