Загадки и уроки слова даниила заточника кратко
Обновлено: 22.11.2024
Вострубим, как в златокованные трубы, во все силы ума своего, и заиграем в серебряные органы гордости своею мудростью. Восстань, слава моя, восстань в псалтыри и в гуслях. Встану рано и расскажу тебе. Да раскрою в притчах загадки мои и возвещу в народах славу мою. Ибо сердце умного укрепляется в теле его красотою и мудростью.
Был язык мои как трость книжника-скорописца, и приветливы уста мои, как быстрота речная. Того ради попытался я написать об оковах сердца моего и разбил их с ожесточением, как древние — младенцев о камень.
Но боюсь, господине, осуждения твоего.
Ибо я как та смоковница проклятая: не имею плода покаяния; ибо имею сердце — как лицо без глаз; и ум мой — как ночной ворон, на вершинах бодрствующий; и закончилась жизнь моя, как у ханаанских царей, бесчестием; и покрыла меня нищета, как Красное море фараона.
Все это написал я, спасаясь от лица бедности моей, как рабыня Агарь от Сарры, госпожи своей.
Но видел, господине, твое добросердечие ко мне и прибег к всегдашней любви твоей. Ибо говорится в Писании: просящему у тебя дай, стучащему открой, да не отвергнут будешь царствия небесного; ибо писано: возложи на Бога печаль свою, и тот тебя пропитает вовеки.
Ибо я, княже господине, как трава чахлая, растущая под стеною, на которую ни солнце не сияет, ни дождь не дождит; так и я всеми обижаем, потому что не огражден я страхом грозы твоей, как оплотом твердым.
Не смотри же на меня, господине, как волк на ягненка, а смотри на меня, как мать на младенца. Посмотри на птиц небесных — не пашут они, не сеют, но уповают на милость Божию; так и мы, господине, ищем милости твоей.
Ибо, господине, кому Боголюбове, а мне горе лютое; кому Бело-озеро, а мне оно смолы чернее; кому Лаче-озеро, а мне, на нем живя, плач горький; кому Новый Город, а у меня в доме углы завалились, так как не расцвело счастье мое.
Друзья мои и близкие мои отказались от меня, ибо не поставил перед ними трапезы с многоразличными яствами. Многие ведь дружат со мной и за столом тянут руку со мной в одну солонку, а в несчастье становятся врагами и даже помогают подножку мне поставить; глазами плачут со мною, а сердцем смеются надо мной. Потому-то не имей веры к другу и не надейся на брата.
Не лгал мне князь Ростислав, когда говорил: “Лучше мне смерть, нежели Курское княжение”; так и мужи говорят: “Лучше смерть, чем долгая жизнь в нищете”. Как и Соломой говорил: “Ни богатства, ни бедности не дай мне, Господи: если буду богат, — гордостью вознесусь, если же буду беден, — задумаю воровство или разбой”, как женки распутство.
Вот почему взываю к тебе, одержим нищетою: помилуй меня, потомок великого царя Владимира, да не восплачусь, рыдая, как Адам о рае; пусти тучу на землю убожества моего.
Ибо, господине, богатый муж везде ведом — и на чужбине друзей имеет, а бедный и на родине ненавидим ходит. Богатый заговорит — все замолчат и после вознесут речь его до облак; а бедный заговорит — все на него закричат. Чьи ризы светлы, тех и речь честна.
Княже мой, господине! Избавь меня от нищеты этой, как серну из сетей, как птицу из западни, как утенка от когтей ястреба, как овцу из пасти львиной.
Я ведь, княже, как дерево при дороге: многие обрубают ему ветви и в огонь кидают; так и я всеми обижаем, ибо не огражден страхом грозы твоей.
Как олово пропадает, когда его часто плавят, так и человек — когда он много бедствует. Никто ведь не может ни пригоршнями соль есть, ни в горе разумным быть; всякий человек хитрит и мудрит о чужой беде, а в своей не может смыслить. Злато плавится огнем, а человек напастями; пшеница, хорошо перемолотая, чистый хлеб дает, а человек в напасти обретает ум зрелый. Моль, княже, одежду ест, а печаль — человека; печаль человеку кости сушит.
Если кто в печали человеку поможет, то как студеной водой его напоит в знойный день.
Птица радуется весне, а младенец матери; весна украшает землю цветами, а ты оживляешь людей милостию своею, сирот и вдовиц, вельможами обижаемых.
Княже мой, господине! Покажи мне лицо свое, ибо голос твой сладок и образ твой прекрасен; мед источают уста твои, и дар твой как плод райский.
Когда веселишься за многими яствами, меня вспомни, хлеб сухой жующего; или когда пьешь сладкое питье, вспомни меня, теплую воду пьющего в незаветренном месте; когда же лежишь на мягкой постели под собольими одеялами, меня вспомни, под одним платком лежащего, и от стужи оцепеневшего, и каплями дождевыми, как стрелами, до самого сердца пронзаемого.
Да не будет сжата рука твоя, княже мой, господине, на подаяние бедным: ибо ни чашею моря не вычерпать, ни нашими просьбами твоего дому не истощить. Как невод не удерживает воды, а только рыб, так и ты, княже, не удерживай злата и серебра, а раздавай людям.
Паволока, расшитая разноцветными шелками, красоту свою показывает; так и ты, княже, множеством своей челяди честен и славен во всех странах являешься. Некогда ведь похвалился царь Иезекииль перед послами царя вавилонского и показал им множество злата и серебра; они же сказали: “Наш царь богаче тебя не множеством золота, но множеством воинов: ибо воины золото добудут, а золотом воинов не добыть”. Как сказал князь Святослав, сын Ольгин, когда шел на Царьград с небольшою дружиною: “Братья! нам ли от этого города погибнуть или городу от нас быть пленену?” Как Бог повелит, так и будет: погонит один сто, а от ста побегут тысячи. Тот, кто надеется на Господа, не дрогнет вовек, как гора Сион.
Славно за бугром коней пасти, так и в войске хорошего князя воевать. Часто из-за беспорядка полки погибают. Видел: огромный зверь, а головы не имеет, так и многие полки без хорошего князя.
Гусли ведь настраиваются перстами, а тело крепится жилами; дуб силен множеством корней, так и град наш — твоим управлением.
Ибо щедрый князь — отец многим слугам: многие ведь оставляют отца и матерь и к нему приходят. Хорошему господину служа, дослужиться свободы, а злому господину служа, дослужиться еще большего рабства. Ибо щедрый князь — как река текущая без берегов через дубравы, поит не только людей, но и зверей; а скупой князь — как река в берегах, а берега каменные: нельзя ни самому напиться, ни коня напоить. Боярин щедрый — как колодезь с пресной водой при дороге: многих напаивает; а боярин скупой — как колодезь соленый.
Не имей себе двора близ царева двора и не держи села близ княжого села: ибо тиун его — как огонь, на осине разожженный, а рядовичи его – что искры. Если от огня и устережешься, то от искр не сможешь устеречься и одежду прожжешь.
Господине мой! Не лиши хлеба нищего мудрого, не вознеси до облак глупого богатого. Ибо нищий мудрый — что золото в грязном сосуде, а богатый разодетый да глупый — что шелковая наволочка, соломой набитая.
Господине мой! Не смотри на внешность мою, но посмотри, каков я внутри. Я, господине, хоть одеянием и скуден, но разумом обилен; юн возраст имею, а стар смысл во мне. Мыслию бы парил, как орел в воздухе.
Но поставь сосуд гончарный под капельницу языка моего, да накаплет тебе слаще меду слова уст моих. Как Давид сказал: “Сладки слова твои, лучше меда они устам моим”. Ибо и Соломон сказал: “Слова добрые сладостью напояют душу, покрывает же печаль сердце безумного”.
Ибо мудрого мужа посылай — и мало ему объясняй, а глупого посылай — и сам вслед не ленись пойти. Очи мудрых желают блага, а глупого — пира в доме. Лучше слушать спор умных, нежели совета глупых. Наставь премудрого, и он еще мудрее станет.
Не сей на межах жита, ни мудрости в сердцах глупых. Ибо глупых ни сеют, ни жнут, ни в житницу не собирают, но сами себя родят. Как в дырявые меха лить, так и глупого учить; ибо псам и свиньям не нужно золота, ни серебра, а глупому — мудрых слов; мертвеца не рассмешишь, а глупого не научишь. Коли пожрет синица орла, коли поплывет камень по воде и коли начнет свинья на белку лаять, тогда и глупый уму научится.
Неужели скажешь мне: от глупости все мне это наговорил? Не видел ты неба холстяного, ни звезд из лучинок, ни глупого, говорящего мудро. Неужели скажешь мне: солгал как пес? Но хорошего пса князья и бояре любят. Неужели скажешь мне: солгал как вор? Если бы украсть умел, то к тебе бы и не взывал. Девица ведь губит красоту свою прелюбодейством, а муж свое мужество — воровством.
Господине мой! Ведь не море топит корабли, но ветры; не огонь раскаляет железо, но поддувание мехами; так и князь не сам впадает в ошибку, но советчики его вводят. С хорошим советчиком совещаясь, князь высокого стола добудет, а с дурным советчиком и меньшего лишен будет.
Говорится ведь в мирских пословицах: ни скот в скотах коза, ни зверь в зверях еж, ни рыба в рыбах рак, ни птица в птицах нетопырь, ни муж в мужах, если над ним жена властвует, ни жена в женах, если от своего мужа прелюбодействует, ни работа в работах — для женок повоз возить.
Дивней дивного, кто в жены возьмет уродину прибытка ради.
Видел жену безобразную, приникнувшую к зеркалу и мажущуюся румянами, и сказал ей: “Не смотрись в зеркало — увидишь безобразие лица своего и еще больше обозлишься”.
Неужели скажешь мне: “Женись у богатого тестя, чести ради великой; у него пей и ешь”? Лучше бы уж мне вола бурого ввести в дом свой, чем злую жену взять: вол ведь не говорит, ни зла не замышляет, а злая жена, когда ее бьешь, бесится, а когда кроток с ней — заносится, в богатстве гордой становится, а в бедности других злословит.
то такое жена злая? Торговка плутоватая, кощунница бесовская. Что такое жена злая? Людская смута, ослепление уму, заводила всякой злобе, в церкви сборщица дани для беса, защитница греха, заграда от спасения.
Если какой муж смотрит на красоту жены своей и на ее ласковые и льстивые слова, а дел ее не проверяет, то дай Бог ему лихорадкою болеть, и да будет он проклят.
Вот и распознайте, братия, злую жену. Говорит она мужу своему: “Господине мой и свет очей моих! Я на тебя и взглянуть не могу: когда говоришь со мной, тогда смотрю на тебя, и обмираю, и слабеют все члены тела моего, и падаю на землю”.
Послушайте, жены, слова апостола Павла: крест — глава церкви, а муж — жене своей. Жены, стойте же в церкви и молитесь Богу и святой Богородице; а чему хотите учиться, то учитесь дома у своих мужей. А вы, мужья, в законе храните жен своих, ибо нелегко найти хорошую жену.
Хорошая жена — венец мужу своему и беспечалие, а злая жена — горе лютое и разорение дому. Червь дерево точит, а злая жена дом своего мужа истощает. Лучше в дырявой ладье плыть, нежели злой жене тайны поведать: дырявая ладья одежду замочит, а злая жена всю жизнь мужа своего погубит. Лучше камень бить, нежели злую жену учить; железо переплавишь, а злой жены не научишь.
Ибо злая жена ни ученья не слушает, ни священника не чтит, ни Бога не боится, ни людей не стыдится, но всех укоряет и всех осуждает.
то злее льва среди четвероногих и что лютее змеи среди ползающих по земле? Всех тех злее злая жена. Нет на земле ничего лютее женской злобы. Из-за жены прадед наш Адам из рая был изгнан; из-за жены Иосиф Прекрасный в темницу был заключен, из-за жены пророка Даниила в ров ввергли, где львы ему ноги лизали. О, злое, острое оружие дьявола и стрела, летящая с ядом!
У некоего человека умерла жена, он же по смерти ее начал продавать детей. И люди сказали ему: “Зачем детей продаешь?” Он же ответил: “Если родились они в мать, то, как подрастут, меня самого продадут”.
Но вернемся к прежнему. Я, княже, ни за море не ездил, ни у философов не учился, но был как пчела — припадая к разным цветам и собирая мед в соты; так и я по многим книгам собирал сладость слов и смысл их и собрал, как в мех воды морские.
Скажу не много еще. Не запрещай глупому глупость его, да не уподобишься сам ему. Не стану с ним много говорить. Да не буду как мех дырявый, роняя богатство в руки неимущих; да не уподоблюсь жерновам, ибо те многих людей насыщают, а сами себя не могут насытить житом; да не окажусь ненавистным миру многословною своею беседою, подобно птице, частящей свои песни, которую вскоре же ненавидеть начинают. Ибо говорится в мирских пословицах: длинная речь не хороша, хороша длинная паволока.
Господи! Дай же князю нашему силу Самсона, храбрость Александра, разум Иосифа, мудрость Соломона, искусность Давида, и умножь, Господи, всех людей под пятою его. Богу нашему слава, и ныне, и присно, и вовеки.
Краткое содержание
Произведение представляет собой обращение Даниила Заточника к князю, прошение его о милости.
Во вступлении Даниил делится предчувствием скорой славы, которой будет окружено его имя. Далее он обращается непосредственно к князю, пытаясь разжалобить и внушить сострадание. Причиной его грусти является утрата былой княжеской милости, из-за чего жизнь его стала невыносимой.
Даниил Заточник печалится, что его настигла « нищета, как Красное море фараона ». В результате вчерашние друзья отказались от общения с ним и готовы предать в любой момент. Изгнание и нищета открыли Даниилу суровую правду жизни: в этом мире человека ценят лишь за его богатство, а не за душевные качества. Оказавшись в затруднительном положении, ни на кого нельзя надеяться, так как даже близкие друзья и родные отворачиваются от отщепенца.
В отчаянии Даниил приходит к выводу, что « лучше смерть, чем долгая жизнь в нищете », и умоляет князя избавить его « от нищеты этой, как серну из сетей, как птицу из западни, как утёнка от когтей ястреба, как овцу из пасти львиной ».
Чтобы задобрить князя и вернуть его расположение, Даниил Заточник принимается расточать ему похвалы. Он призывает обратить на себя княжий взор: « Я, господине, хоть одеянием и скуден, но разумом обилен; юн возраст имею, а стар смысл во мне ».
По мнению Даниила, самым главным достоинством в человеке является его ум. Ни благородное происхождение, ни богатство не сделают человека умнее, и нужно стараться окружать себя людьми умными и образованными — « лучше слушать спор умных, нежели совета глупых. Наставь премудрого, и он ещё мудрее станет ».
Далее Даниил Заточник рассуждает на тему женитьбы. Особенно сильно он опасается злых жён, от которых можно ждать одни лишь беды. Он печалится тому, что очень непросто отыскать хорошую жену — « хорошая жена — венец мужу своему и беспечалие, а злая жена — горе лютое и разорение дому ».
Заточник вновь возвращается к размышлениям о собственной судьбе. Он не скрывает от князя, что не получил достойного образования у заморских философов, но по мере своих сил собирал знания из книг: « был как пчела — припадая к разным цветам и собирая мёд в соты ».
Показав себя с самой выгодной стороны и не опустившись до откровенного унижения, Даниил завершает своё обращение к князю.
Читательский дневник «Моление Даниила Заточника»
Сюжет
Молодой, умный, но бедный автор просит князя взять его на службу, чтобы избавиться от нищеты. Все от него отвернулись, но он не хочет воровать или жениться по расчету на «злой жене». Он не видел далеких стран, не учился у философов, но впитал мудрость из книг. Пусть князь будет как отец, а он ему верным слугой, советчиком. И Бог вознаградит князя властью, разумом, храбростью.
Отзыв
«Моление» здесь в смысле просьба. Молодой одаренный бедный автор хочет послужить князю умом, советом. Он готов быть преданным слугой, «псом» князя. Ведь князь – опора княжества, города. В «Молении» есть признаки летописи, пословицы, цитаты из Библии, житейские наблюдения, сатира на глупых бояр, злых жен, друзей-предателей. Автор пишет и книжным, и разговорным языком.
Моление учит судить о человеке не по внешности, статусу, а по делам, слушать добрые, а не льстивые советы, помогать бедным, талантливым людям, жить по совести и на пользу другим, отвечать за свои дела и слова, быть благодарным, щедрым, искренним, отзывчивым, любить учиться.
Главные герои
- Даниил Заточник — уроженец Переяславля, писатель, очень грамотный, прекрасно образованный для своего времени человек.
Следующая загадка
Заключение
Произведение затрагивает темы, которые были важными не только во времена Древней Руси, но и в настоящее время: положение бедного человека в обществе, предательство близких, важность просвещения, подводные камни семейной жизни.
После ознакомления с кратким пересказом «Моление Даниила Заточника» рекомендуем прочесть произведение в полной версии.
Следующая загадка
Произведение «Моление Даниила Заточника» — памятник древнерусской литературы XIII века, написанный в форме обращения к переяславско-суздальскому князю Ярославу Всеволодовичу. Книга считается первым опытом древнерусской дворянской публицистики.
Рекомендуем читать онлайн краткое содержание «Моление Даниила Заточника», которое пригодится для читательского дневника и подготовки к уроку литературы.
Следующая загадка
Автор обращается к князю «княже мой, господине!» с просьбой избавить от нищеты. Ведь «если кто в печали человеку поможет, то как студеной водой его напоит в знойный день». Автор молод, но умен, и может послужить князю, стать «хорошим советчиком» в делах. «Посмотри, каков я внутри». Ради Бога он просит помощи, ведь сказано в Библии: «просящему у тебя дай». Князь выше всех, и должен быть всем как отец родной.
И если это послание кажется глупым, то только из-за бедности и униженности его автора. Даже друзья его предали. Пусть он как «пес», но добрый, верный. Он не хочет от отчаяния воровать или жениться по расчету. Ведь «злая жена» не поддержка мужу, а «горе». Такая Бога и мужа не боится, и детей неправильно воспитает. Автор пишет кратко, чтобы не утомить князя посланием. В других странах он не бывал, «у философов не учился», но, «как пчела», научен всему по мудрым книгам, и хочет быть полезен князю. В конце он молится, чтобы Бог во всем помог князю, прибавил сил, храбрости, разума.
(для чтения и изучения, для самостоятельного чтения в 6, 7-м классах)
Одним из центральных вопросов древнерусской литературы был вопрос о роли князя в жизни государства. Необходимость сильной княжеской власти как условие успешной борьбы с внешними врагами, преодоление внутренних противоречий остро осознавалась теми, кто заботился о судьбах Руси.
Идея сильной княжеской власти стоит в центре одного из интереснейших произведений — "Слова Даниила Заточника". Памятник этот таит немало загадок. Ни один из дошедших до нас списков не воспроизводит его первоначального текста. В течение веков это произведение не только активно читалось, но и дополнялось и перерабатывалось. Каждый из его соавторов, по мысли Д.С. Лихачева, умел попасть в стиль памятника и не расходился с его общей направленностью. 1
"Слово" представляет собой просительное письмо, челобитную 2 , с которой некий Даниил, судя по тексту, находящийся в заточении, обращается к князю Ярославу. Даниил просит князя облегчить его горькую участь, взять на службу в качестве советника, желая наглядно показать свой ум и образованность.
Все "Слово" состоит из остроумных изречений и афоризмов 3 , которыми автор искусно пользуется, чтобы, с одной стороны, обрисовать князю свое плачевное положение и нужду, а с другой, — склонить его к милости. Автор вводит скоморошьи прибаутки, простонародный юмор бедняка, иронизирующего над своей судьбой. Однако произведение лишь сохраняет налет скоморошьего искусства. Д.С. Лихачев называет автора своего рода интеллигентом Древней Руси XII–XIII веков. 4
Характеризуя свою мудрость, Даниил говорит: "Я не в Афинах вырос и не у философов учился, но, припадая, как пчела, к различным цветам, книгам, выбирал из них сладость словесную и совокуплял мудрость, как в мех воду морскую" 5 .
Зная добросердечие князя, Даниил обращается к нему с просьбой: "Княже мой, господине! Помяни меня в княжении своем. Вижу, господин, всех людей, как солнцем согреваемых милостью твоей. Только я один, как трава в тени растущая, на нее ни солнце не глянет, ни дождь не прольется, так и я хожу во тьме, отлучен днем и ночью от света очей твоих" 6 .
Даниил уподобляет себя сухому дереву, стоящему "при пути" и "посекаемому" проходящими мимо, все его обижают: "Богатый человек везде известен, даже и в чужом городе, а бедный человек и в своем городе неведом ходит. Богатый заговорит — все молчат и слово его вознесут до облаков, а бедный человек заговорит — все на него закричат" 7 .
Даниил обращает внимание князя на свои внутренние качества: "Одеянием я скуп, но зато разумом обилен". Он убеждает князя, что мыслию парит, "как орел по воздуху". Чтобы расположить к себе князя, он расточает ему хвалы: "глас твой сладок, и уста твои мед источают". Даниил откровенно признается князю, что не слишком храбр "на рати", но зато в словах крепок. Он может быть умным советником и, по его мнению, будет более полезен князю, чем храбрый, но глупый воин. Даниил пишет, что до сих пор он служил у бояр и испытал немало зла от них, а теперь он хочет служить князю.
Когда-то он был богат, но богатство его давно исчезло, теперь он живет в нищете. "Избавь меня, господин, от нищеты, как птицу от силков, и освободи меня от бедности моей, как серну из сетей, как утенка из когтей сокола. Ибо кто в печали человеку поможет, тот как студеной водой напоит его в знойный день" 8 .
Умоляя князя взять его на службу, Даниил снова напоминает о выгоде иметь при себе мудрого советника: "Мудрый человек — умный друг, а неразумный — недруг. Сердце мудрого в доме печальном, а безумного в доме пиршественном. Посылая в путь мудрого, мало его наставляй, а посылая глупого, сам не поленись пойти. Сказано: “Дай мудрому наставление, и он мудрее будет, а глупого, если и кнутом бьешь, привязав к саням, — не избавишься от его глупости”" 8 .
Заканчивает свое "Слово" Даниил похвалой и добрыми пожеланиями князю.
В течение многих лет ученые спорят об авторе "Слова". Неясно и само слово "заточник": оно может иметь значение и заключенный, и заложившийся. В летописной повести о битве на Воже в 1378 году упоминается имя Даниила Заточника, некоего попа, которого сослали в "заточение" на Лаче озеро. Но это не решает вопроса о том, кем же он был на самом деле.
В свое время В.Г. Белинский писал о Заточнике: ". кто бы ни был Даниил Заточник, — можно заключить не без основания, что это была одна из тех личностей, которые, на беду себе, слишком умны, слишком даровиты, много знают и, не умея прятать от людей своего превосходства оскорбляют самолюбивую посредственность; которых сердце болит и снедается ревностию по делам, чуждым им, и которые говорят там, где лучше было бы помолчать, и молчат там, где выгодно говорить; словом, одна из тех личностей, которых люди сперва хвалят и холят, потом сживают со свету и, наконец, уморивши, снова начинают хвалить. " 10 .
Таким образом, "Слово Даниила Заточника" принадлежит к публицистическим произведениям, которые в форме афоризмов, наполненных философским, нравственным содержанием, раскрывают быт и нравы Руси накануне монголо-татарского нашествия. Многие суждения нравственного характера актуальны и сегодня.
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
- Как вы понимаете термин "заточник"?
- Что известно о Данииле Заточнике?
- Каковы биографические сведения о нем в тексте "моления"?
- С какими просьбами обращается Даниил к князю?
- Какие советы дает ему и почему?
- Что говорит автор о князьях, боярах, монахах? О какой стороне его личности свидетельствуют эти замечания и как характеризуют Заточника?
- В чем видит Заточник свое назначение?
- Почему Д.С. Лихачев называет его интеллигентом Древней Руси?
- Какие суждения Заточника нравственного характера звучат современно?
Читайте также: