Загадки и тайны эрмитажа

Обновлено: 23.12.2024

В 1778 году князь Потемкин решил сделать необычный подарок Екатерине: механические часы, внутри которых расположен павлин. Работу он поручил английскому механику, которому и удалось создать шедевр. Но проблема была в транспортировке часов. Чтобы перевезти, пришлось их разобрать, а вот собрать уже не получилось.

Последняя надежда Потемкина заключалась в молодом русском механике Кулибине. Ему удалось соединить все детали и восстановить часы. Чудо действия начинается со звона колокола. Последняя надежда Потемкина заключалась в молодом русском механике Кулибине. Ему удалось соединить все детали и восстановить часы. Чудо действия начинается со звона колокола.

Просыпается сова, а за ней на сцене появляется павлин. Раскрыв крылья во всей своей красе, он поворачивается своей "пятой точкой", а потом и вовсе уходит. Зачем часовщик добавил этот странный жест, неизвестно. Возможно это из-за своего пренебрежительного отношения к светскому обществу.

Гробница Гомера

В Эрмитаже стоит большая и яркая «гробница Гомера». Сейчас невозможно сказать, откуда ее привезли, скорей всего с какого-либо острова. Еще ее первый владелец граф Строганов писал, что когда увидел этот артефакт то сразу же подумал о похороненном в нем Гомере. Вследствие этого пошли слухи и легенды, люди мечтали увидеть место захоронения великого человека.

И только спустя несколько веков ученные сумели обследовать гробницу и удостовериться в том, что Гомер не мог быть в ней похоронен. Но вследствие этого возник новый вопрос: для кого она была создана? И только спустя несколько веков ученные сумели обследовать гробницу и удостовериться в том, что Гомер не мог быть в ней похоронен. Но вследствие этого возник новый вопрос: для кого она была создана?

Статуя Мут-Сохмет

В египетском зале стоит памятник Мут-Сохмет, посвященный кровавой богине. Однажды женщина сильно разозлилась на людей и решила уничтожить расу. Но другие боги сумели ее успокоить при помощи красного пива, которое она восприняла за кровь.

Мут-Сохмет успокоилась, но опасность для людей все еще осталась. Ведь якобы каждый год ноги памятника окрашиваются в красный, говоря о скорой погибели всего живого. Мут-Сохмет успокоилась, но опасность для людей все еще осталась. Ведь якобы каждый год ноги памятника окрашиваются в красный, говоря о скорой погибели всего живого.

Золотая маска

Во владениях Эрмитажа находится один необычный артефакт – золотая маска. Нашли ее в 1837 году в одной из древних гробниц. Она находилась на лице одной из древних императриц, покоящейся в золотом саркофаге.

Сначала историки решили, что это жена царя Рускупорида, но после засомневались в этом. Узнать, кто эта женщина так и не удалось. Сначала историки решили, что это жена царя Рускупорида, но после засомневались в этом. Узнать, кто эта женщина так и не удалось.

Восковой Петр I

Фигура Петра I окружена большой тайной. Многие люди утверждают, что они видели, как статуя садилась или кланялась. Через время историки раскрыли экспонат и узнали, что внутри есть шурупы, которые позволяют двигать Петра I.

Но никого автоматического механизма там не было. Поэтому все еще остается загадкой, правда ли те посетители видели двигающегося царя или им все это привиделось. Но никого автоматического механизма там не было. Поэтому все еще остается загадкой, правда ли те посетители видели двигающегося царя или им все это привиделось.

Феодосийские серьги

Феодосийские серьги – это самый необычный аксессуар, который в прошлом находился в коллекции Петра I. Необычность этого артефакта заключается в его рисунке. Увидеть изображение можно только при помощи лупы.

Действительно, загадка - как такие феноменальные украшения могли сделать почти 2,5 тыс лет назад? Действительно, загадка - как такие феноменальные украшения могли сделать почти 2,5 тыс лет назад?

На серьгах нарисованы афинские состязания или некоторые другие сцены древнего мира. Ни одному современному ювелиру так и не удалось повторить рисунок, а все из-за отсутствия подходящих инструментов.

Черный квадрат

Одна из самых знаменитых работ Малевича «Черный квадрат» не оставляет в покое людей и по сей день. Многие продолжают пытаться разгадать тайну этого шедевра и понять, что именно хотел донести этим автор.

А знаете ли вы, что помимо Черного квадрата существуют еще Красный и Белый? А знаете ли вы, что помимо Черного квадрата существуют еще Красный и Белый?

Кроме этого, существуют слухи, что за работой расположена другая картина, которая была замазана художником.

Конечно же, мы перечислили далеко не все загадки, что таит в себе Эрмитаж. Остальные предстоит отгадать вам, друзья, во время собственного визита в этот чудесный музей!

Следующая загадка

В 1777 году князь Григорий Потемкин решил в очередной раз удивить императрицу Екатерину. Его выбор пал на работу английского механика Джеймса Кокса. Почему именно на него, неизвестно. Возможно, русский граф увидел удивительные вещи в рекламных каталогах, которые издавал мастер. Впрочем, до конца неясно самолично ли Кокс выполнял заказ для русского князя или ему помогал Фридрих Юри. Подарок пришлось разобрать – иначе его было просто не доставить в Россию. Разобрать-то разобрали, а вот собрать не смогли – часть деталей оказалось то ли сломана, то ли утрачена. Так и пылился бы эффектный подарок, если бы в 1791 году Потемкин не поручил «оживить птичек» Ивану Кулибину. И мастер высочайшего класса сделал невозможное: часы пошли, а затейливый механизм пришел в движение. Как только часы начинают звонить, «оживает» сова в клетке. Под звон колокольчиков клетка начинается вращаться. Затем «просыпается» павлин: его хвост поднимается, начинает распускаться, птица кланяется, втягивает и запрокидывает голову, открывает клюв. В тот момент, когда хвост полностью раскрывается, павлин поворачивается на 180 градусов так, что зрители видят его… зад. Затем перья опускаются, и павлин занимает исходное положение. Узнать об истинной причине такого нелицеприятного поведения павлина сегодня невозможно. По одной из версий Кулибину не удалось добиться того, чтобы птица делала полный оборот. Другая легенда утверждает, что мастер намеренно заставил птицу совершать подобное «фуэте», тем самым демонстрируя свое отношение к царскому двору, для которого «птичка» и предназначалась.

В зале Юпитера можно найти и еще одну неразгаданную загадку Эрмитажа – «гробницу Гомера». Она была вывезена то ли с острова Андрос, то ли с острова Хиос в ходе Первой Архипелагской экспедиции графа Орлова-Чесменского. Первым владельцем гробницы стал «заводитель дел необыкновенных» граф Александр Строганов, который писал: «В первую турецкую войну 1770 г. русский офицер Домашнев, командовавший нашим десантом на одном из островов Архипелага, привез этот саркофаг в Россию и подарил его мне. При виде этого памятника, я не мог не воскликнуть: «Не памятник ли это Гомера?» Фраза стала переходить из уст в уста, только, похоже, без вопросительной интонации. Вскоре, авторитет Строганова как коллекционера неимоверно вырос. Еще бы, ведь он обладал предметом, за которым не одно столетие гонялись авантюристы со всего света. Впрочем, «гробница Гомера» - очередная красивая легенда, вроде Атлантиды или золота Трои. Изучив барельефы, ученые с уверенностью заявили, что античная гробница была создана во II веке нашей эры, а это значит, что человек, которому принадлежал саркофаг, разминулся с Гомером лет на девятьсот. Но пока остается неразгаданной другая тайна гробницы: совершенно различная стилистика задней и лицевой стенок саркофага. Каким образом, где и когда эти стенки соединились – непонятно.

В египетском зале можно найти один из древнейших египетских памятников на территории России - статую богини войны и воздаяния, гневную Мут-Сохмет. Согласно мифу, кровожадная богиня решила уничтожить род человеческий. Боги решили спасти людей: они разлили перед богиней подкрашенное в красный цвет пиво, которое Мут-Сохмет приняла за человеческую кровь. Выпила – и успокоилась. Однако, легенда Эрмитажа уверяет, что опасность для людей все еще сохраняется. Якобы, ежегодно в полнолуние на коленях богини появляется красноватая лужица. По другой версии – ноги богини покрываются странным красноватым влажным налетом всякий раз, когда Россию ожидают очередные неприятности, беды, катастрофы. Последний раз налет, якобы, был обнаружен в 1991 году. Есть ли в легенде хоть доля истины? И как можно объяснить странный «кровавый» налет? На эти вопросы ответы пока не найдены.

Тайна золотой маски

В собраниях Эрмитажа хранятся всего три посмертные античные маски из золота. Одна из них – маска из гробницы Рескупорида. В 1837 году археологи обнаружили в окрестностях Керчи курган, внутри нашли каменный саркофаг с женским скелетом, который предположительно принадлежал не иначе как царице: все тело усыпано бляшками из золота, на голове – золотой венок, лицо скрыто золотой маской. Вокруг саркофага было найдено большое количество ценных вещей, в том числе серебряное блюдо с выбитым именем царя Рескупорида, правителя Боспорского царства. Ученые предположили, что в саркофаге была погребена его жена, но позже засомневались. До сих пор гипотеза о том, что золотая маска скрывала лицо боспорской царицы, не подтверждена и не опровергнута.

Ореолом таинственности окружена так называемая «восковая персона» Петра, над которой потрудились отечественные и европейские мастера после кончины императора. Многие посетители утверждали, что собственными глазами видели, как восковой Петр вставал, кланялся, а затем указывал на дверь, видимо, намекая на то, что гостям «пора и честь знать». В XX столетии в ходе реставрации внутри фигуры были обнаружены шарниры, которые позволяли сажать в кресло и ставить фигуру Петра. Однако, никакого механизма, который бы позволял царю самостоятельно двигаться, обнаружено не было. Кому-то доказательства показались неубедительными, кому-то – не захотелось терять очередную красивую легенду. Как бы то ни было, но и сегодня находится немало тех, кто утверждает, будто со «знакомым смотрителем» оказывался в зале именно в тот момент, когда фигура «оживала».

В сибирской коллекции Петра I можно найти феодосийские серьги, выполненные в древнегреческой технике зерни. Их главным украшением является микроскопическая многофигурная композиция, иллюстрирующая афинские состязания. Мельчайшую зернь, которой усыпана одна из частей украшения, можно разглядеть разве что с помощью лупы. При сильном увеличении обнаруживаются крошечные зерна, которые соединены по четыре и выстроены в ряды – именно эта отделка и подарила феодосийским серьгам всемирную славу. Лучшие мировые ювелиры пытались создать копии феодосийских украшений, но задача оказалась невыполнимой. Ни способ пайки, ни состав припоя, которым пользовались мастера древности, выяснить не удалось.

«Икона безбожного времени»

Один из самых скандальных шедевров – «Черный квадрат» Малевича 1932 года – также можно найти в Эрмитаже. Сам автор трактовал идею как беспредельность, обобщенную в единый знак, называя «Черный квадрат» иконой нового, безбожного времени. Споры об идейном содержании полотна ведутся давно, но с того момента, как картина была выставлена в Эрмитаже, снова и снова обращается внимание на ее «разрушительную» энергетику: одни посетители рядом с ней теряли сознание, другие, напротив, приходили в неистовое возбуждение. Действительно ли мировой шедевр наделен мистической силой, или это очередная попытка «подлить масла в огонь»? На эти вопросы ответить легко, стоит только посетить Эрмитаж.

Тайны прекрасной камеи

Эта камея не только считается одной из самых крупных, ее отличает непревзойденное мастерство резчика. На великолепном трехцветном арабском сардониксе искусно вырезаны два профиля – мужской и женский. На переднем плане ослепительно-белое лицо мужчины. Женский профиль из-за голубоватого оттенка более глубокого слоя камня кажется в тени. А на верхнем слое коричневого цвета вырезаны волосы мужчины, шлем и накидка на плече в виде эгиды Зевса. Разнообразные оттенки камня превращают барельеф в объемное живописное полотно.

Расцвет искусства глиптики характерен для Древней Греции IV–III веков до нашей эры и эллинистического Египта эпохи Птолемеев. Как считают специалисты, камея Гонзага была создана неизвестным мастером в Александрии в III веке до нашей эры. А в Европе она появилась совершенно внезапно в XVI столетии и сразу стала знаменитой. Где камея находилась до этого, в сундуках каких антикваров была спрятана до тех пор, пока не попала в Мантую к супруге маркграфа Франческо II Гонзаго маркизе Изабелле, остается тайной.

Не менее интригующая загадка связана с личностями, изображенными на камее. То, что это портреты царственных особ, не вызывает сомнений. Но кто они? За 400 лет появлялось немало версий по этому поводу. Назывались имена Октавиана Августа и его жены Ливии, Александра Македонского и его матери Олимпиады, Германика и Агриппины Старшей.

В настоящее время большинство искусствоведов считают, что на гемме изображена пара египетских фараонов времен Эллады – Птолемей II и Арсиноя II. Они являлись не только супругами, но и братом и сестрой, что было обычным для Древнего Египта. Этим и объясняется явное сходство мужчины и женщины на гемме.

Жаждущая крови

Камея Гонзага интересна не только как уникальное произведение искусства, но и как артефакт, окруженный мистическим ореолом. Ее иногда называют камеей-вампиром. Согласно легендам, это не обычное украшение, гемма способна оказывать разрушающее воздействие на жизнь и судьбу своих владельцев. Но для этого нужна кровь.

По одной из версий, гемма попала к Изабелле случайно. Маркиза заметила украшение в лавке антиквара, когда тот ударил слугу и капли крови попали на камень. Купив камею, супруга маркграфа с ней не расставалась до самой смерти и потратила много усилий, чтобы выяснить, кто изображен на камне, и что таит надпись на футляре с драгоценностью: «Будь таким, как мы, и у тебя будет все, чего может пожелать человек».

Изабелла стала раздражительной и подозрительной, она везде видела врагов и даже заказала себе перстни с ядом. Судя по слухам, маркиза нередко использовала их. Что, впрочем, в XVI веке было делом обычным.

После смерти Изабеллы камея отправилась в путешествие по Европе и за 400 лет сменила семерых владельцев.

Следующая загадка

Камея Гонзага является одной из самых прекрасных и необычных гемм в коллекции Эрмитажа. В этих удивительных резных камнях соединились утонченная красота природного камня, талант художника и мастерство резчика. Появившиеся в эпоху Античности, они в течение многих веков ценились как изысканные украшения.

Особую красоту и уникальность камеям придает природная особенность некоторых поделочных камней – многослойность. Слои разных цветов позволяют резчику создавать не только объемные, но и разноцветные композиции.

Коллекция камей Эрмитажа, которая начала собирать еще Екатерина II, считается одной из лучших в мире. А жемчужиной этой коллекции, без сомнения, является камея, носящая имя своей первой достоверно известной владелицы маркизы Изабеллы д?Эсте Гонзага.

Следующая загадка

Эрмитаж возник как частное собрание императрицы Екатерины II, но с ходом времени, когда количество шедевров приумножилось, стал музеем в полном понимании этого слова. Мы вспомнили 10 значимых экспонатов, которые стоит увидеть, прогуливаясь по залам величественного здания на Дворцовой площади.

м. Адмиралтейская, Государственный Эрмитаж, Дворцовая пл., 2

Мумия

Мумия жреца Па-ди-иста — одна из старейших, хранящихся в музеях мира. В Древнем Египте мертвецов сперва клали в могилы в позе зародыша вместе со всеми их ценными вещами. Мумифицировать их начали в 2400 годы до нашей эры с использованием, к примеру, мёда и ладана.

Впервые документально зафиксировал процесс мумификации греческий историк Геродот в 450 году до нашей эры. Вместе с мумиями в пирамидах и гробницах погребались и ценные вещи покойника, среди которых было немало дорогих украшений. Именно из-за них в XIX–XX веках началась настоящая охота за мумиями, сопровождавшаяся разграблением гробниц. Тогда же появились и легенды о «проклятиях мумий»: мол, кто войдёт в пирамиду, умрёт. На самом деле это не более чем слухи. Даже причастные к проникновению в гробницу Тутанхамона умерли своей смертью и далеко не сразу после открытия могилы.

Па-ди-ист — не единственный мумифицированный мертвец в Эрмитаже. Всего в запасниках их хранится не меньше пяти. Он лежит под специальным пуленепробиваемым стеклом, его постоянно дезинфицируют, чистят, к нему приставлен специальный охранник.

Мадонна Бенуа

Одно из ключевых произведений раннего Леонардо да Винчи, написанное им на рубеже 1460–1470 годов. «Мадонна с цветком» стала образцом для тогдашних живописцев, а масляные краски при создании картин стали использовать как раз после ранних опытов да Винчи. История того, как она попала в Россию, окутана тайной. По легенде, семья Бенуа выкупила её у бродячего астраханского цирка. На самом деле это неправда. Мария Бенуа, в девичестве Сапожникова, получила эту картину по наследству от отца. А первое упоминание её в российских описях имущества датируется началом XIX века: на тот момент Мадонна принадлежала семье недавно умершего сенатора Корсакова. Картину у Марии Бенуа выкупил Императорский Эрмитаж. Примечательно, что выплата не была разовой: часть денег была перечислена ей уже после Октябрьской революции.

Мадонна Литта

По соседству с Мадонной Бенуа в Эрмитаже хранится Мадона Литта, её музей выкупил в 1860-е годы у итальянского семейства Литта. Считается, что автором картины является Леонардо да Винчи — в музее хранится эскиз женской головы — но ряд искусствоведов сомневается в авторстве великого художника. Возможно, говорят они, часть картины была написана кем-то из учеников Леонардо, на что указывают неестественные позы матери и ребёнка в композиции.

Часы «Павлин»

Уникальное механическое приспособление мастера Джеймса Кокса, который придумал его вместе с Фридрихом Юри. Часы были куплены Потёмкиным для Екатерины II. Их привезли в Петербург только в 1792 году, когда фаворит императрицы уже скончался. Сперва их экспонировали в Таврическом дворце, а затем перевезли в Зимний, где они хранятся до сих пор. Дважды их ремонтировал знаменитый Кулибин (во время перевозки часть деталей повредилась). Но в целом уникальные часы дожили до наших дней без изменений — это единственный известный крупный механический прибор XVIII века, который до сих пор не вышел из строя.

«Даная» Рембрандта

Картина изображает традиционный древнегреческий сюжет: царь города Аргос, узнав о том, что умрёт от руки внука, сына Данаи, заточает её в темницу. Но бог Зевс всё равно проникает к ней в виде золотого дождя. После этого Даная родит сына Персея.

Саму Данаю Рембрандт писал сразу с двух женщин. Первым прообразом героини стала его жена, Саския ван Эйленбюрх, вторым — любовница Гертье Диркс, с которой художник вступил в отношения после смерти супруги. На самой картине изображён как раз тот момент, когда Зевс пробрался к Данае в виде золотого дождя. Как это было принято в те времена, древнегреческий сюжет изображён в декорациях Нового времени (костюм служанки, кровать, пышные формы девушки, считавшиеся в те времена эталоном красоты).

В Россию «Даная» попала в 1772 году, когда её купила Екатерина Вторая. А спустя 200 лет именно с этой картиной случился самый знаменитый акт музейного вандализма. Литовец Бронюс Майгис, движимый, как он сам говорил, политическими мотивами, 26 августа 1985 года облил картину серной кислотой и дважды поранил её ножом.

Майгиса признали невменяемым. Борис Пиотровский тотчас же послал за химиком Шульцем, который давал рекомендации по предотвращению окончательного разрушения картины (поливать водой в вертикальном положении, найти скрепляющий раствор и тому подобное). Несмотря на то что потери в итоге составили 27 % полотна, картину удалось полностью восстановить, с 1997 года она находится в зале живописи Голландии и Фландрии. Под бронированным стеклом.

Зал голландской и фламандской живописи

«Возвращение блудного сына» Рембрандта

Ещё одно — наряду с «Данаей» — великое произведение Рембрандта, хранящееся в Эрмитаже. «И когда он был ещё далеко, увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его», — это концовка знаменитой библейской притчи о блудном сыне.

Рембрандт рисовал картину очень долго. Первые рисунки и офорты появились ещё в 1630–1640-е годы, а окончательно он взялся за иллюстрацию к библейскому сюжету только в 1660-е. Картина стала одной из самых узнаваемых в творчестве Рембрандта. Например, одна из сцен в конце «Соляриса» Тарковского визуально полностью её повторяет. А знаменитый композитор-авангардист Бенджамин Бриттен даже написал оперу, восхитившись красотой картины.

«Дама в голубом» Гейнсборо

«Танец» Матисса

«Вечная весна» Родена

«Композиция VI» Кандинского

В огне войн

В 1630 году австрийские войска, вторгшиеся в Италию, разорили Мантую, и камея Гонзага оказывается в сокровищницы Габсбургов в Праге. Но не задерживается там надолго. В 1648 году шведы, захватившие Прагу, увезли гемму в Стокгольм, где она попадает к королеве Христиане Августе. Эта весьма экстравагантная и агрессивная правительница сумела вызвать возмущение знати и духовенства даже в далеко не мирную и благонравную эпоху позднего Возрождения. Христиане пришлось отречься от престола и провести остаток жизни в монастыре, а камея Гонзага оказывается в Риме сначала у кардинала Аццолино, а потом у герцога Браччиано. В 1794 г. ее купил для Ватикана папа Пий VI.

Но через четыре года войска папы терпят поражение от армии Наполеона Бонапарта, и камея в очередной раз становится военным трофеем. Оказавшись у первой жены Наполеона Жозефины Богарне, гемма не принесла ей счастья — Наполеон расторгает брак, чтобы жениться на австрийской эрцгерцогине.

В 1814 году после поражения Бонапарта русские войска вступили в Париж. Галантный российский император Александр оказал Жозефине помощь и поддержку, за что получил в подарок великолепную камею. Так это странное и прошедшее через столько войн украшение оказалось в Санкт-Петербурге в коллекции гемм Эрмитажа.

Действительно ли камея Гонзага в жажде крови притягивает к себе войны и разрушения? Возможно, лишившись хозяина, и выставленная напоказ, она утратила свою мистическую силу? Или эта история всего лишь легенда, придуманная людьми, которые сами развязывают войны, а камея просто великолепное произведение искусства?

Читайте также: