Загадки для счетных палочек для дошкольников 4 5

Обновлено: 04.11.2024

Дети старшего дошкольного возраста с удовольствием отгадывают загадки, решают различные головоломки, любят игры на смекалку. Одним из наиболее доступных видов задач на смекалку являются игры со счетными палочками. Их еще называют задачами на смекалку геометрического характера, т. к. в ходе решения идет создание различных форм и преобразование одних фигур в другие. В ходе таких игр дошкольники охотно преодолевают значительные трудности, могут отказаться от сиюминутных желаний, возникающих по ходу выполнения той или иной игровой задачи. Кроме гордости от сознания своей сообразительности, уверенности в своих возможностях, игры – головоломки со счетными палочками формируют такие качества, как усидчивость, упорство в достижении цели, находчивость, развивают конструктивные умения, умственную и творческую активность.

В фигуре из 5 квадратов убрать 4 палочки, чтобы осталось 3 квадрата.

В фигуре из 5 квадратов убрать 4 палочки, оставив один прямоугольник.

В фигуре состоящей из 4 квадратов, убрать 2 палочки, чтобы осталось 2 неравных квадрата.

В фигуре из 5 квадратов убрать 4 палочки, чтобы осталось 2 неравных квадрата.

Следующая загадка

Картотека «Головоломки из счётных палочек»

Хочу предложить Вашему вниманию головоломки из счётных палочек, которые я оформила в виде картотеки. Для удобства в использовании разделила головоломки на группы с помощью разделителей. Головоломки рассчитаны для детей 5-7 лет. Для успешного решения головоломок дети должны овладеть умением выкладывать из счётных палочек изображения каких-либо фигур. Примерный перечень предлагаю в подготовительных упражнениях.
















К 1-ой группе головоломок относятся задачи на составление геометрической фигуры из определённого количества палочек,а также задания типа:

- составить 2 равных квадрата из 7 палочек;

- составить 2 равных треугольника из 5 палочек и др.

ЭТИ ЗАДАЧИ ТРЕБУЮТ СЛОВЕСНОГО ОПИСАНИЯ, ПОЭТОМУ В КАРТОТЕКУ ИХ ВКЛЮЧАТЬ НЕ СТОИТ. Но воспитатель должен помнить, что начинать надо именно с них. Для того, чтобы решить эти задачи, нужно овладеть способом присоединения одной фигуры к другой.

Ко 2-ой группе относятся головоломки, в которых требуется убрать определённое количество палочек. Здесь от детей требуется осмыслить характер преобразования и результат и постоянно в ходе поисков решения соотносить его с уже осуществлёнными изменениями.











К 3-ей группе (для детей 6-7 лет) относятся головоломки на преобразование фигур. Решаются путём сочетания практических и мысленных проб или только путём умственных действий.















Спасибо за внимание.

Публикации по теме:

Следующая загадка

Дидактические игры со счетными палочками

- уточнить знание геометрических фигур, упражнять в количественном и порядковом счете, сравнении фигур по величине, выкладывании из счетных палочек силуэтов геометрических фигур, предметов по образцу, по устной инструкции, по замыслу; учить решать логические задачи на построение и преобразование изображений геометрических фигур и предметов;

- развивать внимание, память, логическое мышление, мелкую моторику;

Дидактические игры со счетными палочкамиусловно можно разделить на несколько групп:

1. Дидактические игры с выкладыванием из счетных палочек изображений геометрических фигур


- по указанию используемого количества палочек для выкладывания фигуры,

например, выложить квадрат из 4-х палочек или из 8 палочек,сравнить по величине полученные квадраты:


из 10 палочек выложить 3 квадрата:


- по указанию величины фигуры,

например, выложить маленький квадрат, у которого длина каждой стороны равна длине одной палочки, или большой квадрат со стороной длиной две палочки;

2. Дидактические игры с выкладыванием изображений предметов



картинки из библиотеки МААМ:


- по устной инструкции, например, построить домик, стена которого – квадрат из 8 палочек, сверху достроить из 4 палочек треугольную крышу, построить квадратное окно из 4 палочек, на чердаке – треугольное окно из 3 палочек:


аналогично построить и сравнить по форме и по величине три домика:



затем изменить форму крыши у последнего домика,сделать ее в форме трапеции:





3. Дидактические игрыс преобразованием геометрических фигур: добавить, убрать или переложить определенное количество палочек для получения новой фигуры (фигур):

1) из 8 палочек выложить квадрат, добавить еще 4 палочки так,чтобы разделить его на 4 равных квадрата:


убрать 2 палочки –получить 2 неравных квадрата:


или переложить 3 палочки –получить 3 равных квадрата:


или переложить 4 палочки –получить 3 равных квадрата:


2) у левой фигуры убрать 3 палочки –получить 3 квадрата:


3) из 10 палочек выложить 2 неравных квадрата, переложить 2 палочки –получить 3 равных квадрата:


4) у левой фигуры переложить 2 палочки –получить 3 треугольника:


5) из 15 палочек сложены 5 квадратов, убрать 3 палочки,чтобы осталось 3 таких же квадрата:


6) выложить из 6 палочек треугольник, добавить еще 3 палочки так,чтобы внутри него образовалось 4 равных между собой треугольника:



убрать 4 палочки –получить 2 равных треугольника:


убрать 3 палочки –получить 2 равных треугольника:


убрать 2 палочки –получить 2 неравных треугольника:


7) переложить 4 палочки – получить 3 квадрата,есть 2 правильные решения:



4. Дидактические игрыс преобразованием изображений предметов:

1) переставить 3 палочки,чтобы рыбка плыла в другую сторону:


2) переставить 3 палочки так,чтобы стрела была направлена в другую сторону:


3) переложить 2 палочки, чтобы теленок смотрел в другую сторону,но хвостик должен быть направлен вверх:


1) из 9 палочеквыложить 6 квадратов:


2) переложить 2 палочки –получить 7 квадратов:


переложить еще 4 палочки –получить 10 квадратов:


Можно использовать в индивидуальной, подгрупповой, фронтальной работе с детьми по логико-математическому развитию.

Публикации по теме:

Дидактические игры Развивающая игра «Смешные названия» (Детям от 6 лет) Цель игры. Развивать умение правильно образовывать разные формы существительных, согласовывать.

Дидактические игры «Перемешанные картинки" Закрепить и проверить культурно-гигиенические навыки. Серия больших картин, к которым дети находят соответствующие.

Дидактические игры Дидактическая игра «Божья коровка». 1-й вариант: Цель: закрепить соотнесение цифры и количества предметов (средняя – старшая группы). Ход.

Дидактические игры

Дидактические игры Дидактическая игра «Маски настроения» Цель: формировать представления детей о различных эмоциональных состояниях людей, распознавать характерные.

Дидактические игры «Плетение коврика», «Игры с прищепками»

Дидактические игры «Плетение коврика», «Игры с прищепками» Не менее интересные игры изготовила семья Дудиной Дарьи. Развивающая игра «Плетение коврика» изготовлена из плотной разноцветной клеенки.

Игры и упражнения с палочками Кюизенера для детей первой младшей группы

Игры и упражнения с палочками Кюизенера для детей первой младшей группы Игры с палочками Кюизенера (в 1 младшей группе) помогают в доступной и увлекательной форме решать задачи формирования сенсорного восприятия.

Игры со счётными палочками для развития мелкой моторики пальцев с детьми дошкольного возраста

Игры со счётными палочками для развития мелкой моторики пальцев с детьми дошкольного возраста «Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев». В. А. Сухомлинский Играя с детьми в различные игры, огромное внимание уделяю играм на развитие.

Перспективный план работы со счетными палочками Кюизенера и учебно-игровым пособием логические блоки Дьенеша

Перспективный план работы со счетными палочками Кюизенера и учебно-игровым пособием логические блоки Дьенеша Дидактические игры и упражнения для работы со старшими дошкольниками. В подготовительной группе игры и упражнения берутся с усложнением.

Речевые игры для индивидуальной работы с детьми. Дидактические игры «Домик для слова», «Игры с трафаретами…»

Речевые игры для индивидуальной работы с детьми. Дидактические игры «Домик для слова», «Игры с трафаретами…» "Домик для слова" Цель игры: научить ребёнка определять первый и последний звуки слова и количество слогов в слове. Оборудование: заламинированный.

Следующая загадка

Из всего многообразия головоломок наиболее приемлемы в старшем дошкольном возрасте (5-7 лет) головоломки с палочками (можно использовать спички без серы). Их называют задачами на смекалку геометрического характера, так как в ходе решения, как правило, идет трансфигурация, преобразование одних фигур в другие, а не только изменение их количества. В дошкольном возрасте используются самые простые головоломки. Для организации работы с детьми необходимо иметь наборы обычных счетных палочек для составления из них наглядно представленных задач-головоломок. Кроме этого, потребуются таблицы с графически изображенными на них фигурами, которые подлежат преобразованию. На обратной стороне таблиц указывается, какое преобразование надо проделать и какая фигура должна получиться в результате.

Задачи на смекалку различны по степени сложности, характеру преобразования (трансфигурации). Их нельзя решать каким-либо усвоенным ранее способом. В ходе решения каждой новой задачи ребенок включается в активный поиск пути решения, стремясь при этом к конечной цели, требуемому видоизменению или построению пространственной фигуры.

Для детей 5-7 лет задачи на смекалку можно объединить в 3 группы (по способу перестроения фигур, степени сложности).

1. Задачи на составление заданной фигуры из определенного количества палочек: составить 2 равных квадрата из 7 палочек, 2 равных треугольника из 5 палочек.

2. Задачи на изменение фигур, для решения которых надо убрать указанное количество палочек.

3. Задачи на смекалку, решение которых состоит в перекладывании палочек с целью видоизменения, преобразования заданной фигуры.

В ходе обучения способам решения, задачи на смекалку даются в указанной последовательности, начиная с более простых, с тем чтобы усвоенные детьми умения и навыки готовили ребят к более сложным действиям. Организуя эту работу, воспитатель ставит цель - учить детей приемам самостоятельного поиска решения задач, не предлагая никаких готовых приемов, способов, образцов решения.

К такому самостоятельному поиску решения самых простых задач первой группы дети подготовлены в результате повседневной работы. Для этого достаточно дополнительно поупражнять их в составлении геометрических фигур (квадратов, прямоугольников, треугольников) из счетных палочек.

Составление фигур из треугольников и квадратов

Цель. Учить детей составлять геометрические фигуры из определенного количества палочек, пользуясь приемом пристроения к одной фигуре, взятой за основу, другой.

Материал: У детей на столах счетные палочки, доска, мел на данном и следующем занятиях.

Ход работы. 1. Воспитатель предлагает детям отсчитать по 5 палочек, проверить и положить их перед собой.Затем говорит: "Скажите, сколько потребуется палочек, чтобы составить треугольник, каждая сторона которого будет равна одной палочке. Сколько потребуется палочек для составления двух таких треугольников? У вас только 5 палочек, но из них надо составить тоже 2 равных треугольника. Подумайте, как это можно сделать, и составляйте".

После того как большинство детей выполнят задание, воспитатель просит их рассказать, как надо составить 2 равных треугольника из 5 палочек. Обращает внимание ребят на то, что выполнять задание можно по-разному. Способы выполнения надо зарисовать. При объяснении пользоваться выражением "пристроил к одному треугольнику другой снизу" (слева и т. д., а в объяснении решения задачи пользоваться также выражением "пристроил к одному треугольнику другой, используя лишь 2 палочки".

2. Составить 2 равных квадрата из 7 палочек (воспитатель предварительно уточняет, какую геометрическую фигуру можно составить из 4 палочек).Дает задание: отсчитать 7 палочек и подумать, как из них составить на столе 2 равных квадрата.

После выполнения задания рассматривают разные способы пристроения к одному квадрату другого, воспитатель зарисовывает их на доске.

Вопросы для анализа: "Как составил 2 равных квадрата из 7 палочек? Что сделал сначала, что потом? Из скольких палочек составил 1 квадрат? Из скольких палочек пристроил к нему второй квадрат? Сколько потребовалось палочек для составления 2 равных квадратов?"

Цель. Составлять фигуры путем пристроения. Видеть и показывать при этом новую, полученную в результате составления фигуру;пользоваться выражением: "пристроил к одной фигуре другую", обдумывать практические действия.

Ход работы. Воспитатель предлагает детям вспомнить, какие фигуры они составляли, пользуясь приемом пристроения. Сообщает, чем они сегодня будут заниматься - учиться составлять новые, более сложные фигуры.Дает задания:

1. Отсчитать 7 палочек и подумать, как можно из них составить 3 равных треугольника.

После выполнения задания воспитатель предлагает всем детям составить 3 треугольника в ряд так, чтобы получилась новая фигура - четырехугольник (рис. 2). Этот вариант решения дети зарисовывают мелом на доске. Воспитатель просит показать 3 отдельных треугольника, четырехугольник и треугольник (2 фигуры, четырехугольник.

Игры-головоломки с палочками

2. Из 9 палочек составить 4 равных треугольника. Подумать, как это можно сделать, рассказать, затем выполнять задание.

После этого воспитатель предлагает детям нарисовать мелом на доске составленные фигуры и рассказать о последовательности выполнения задания.

Вопросы для анализа: "Как составил 4 равных треугольника из 9 палочек? Какой из треугольников составил первым? Какие фигуры получились в результате и сколько?"

Воспитатель, уточняя ответы детей,говорит: "Начинать составлять фигуру можно с любого треугольника, а потом к нему пристраивать другие справа или слева, сверху или снизу".

Цель. Упражнять детей в самостоятельных поисках путей составления фигур на основе предварительного обдумывания хода решения.

Ход работы.Воспитатель задает детям вопросы: "Из скольких палочек можно составить квадрат, каждая из сторон которого равна одной палочке? 2 квадрата? (из 8 и 7). Как будете составлять 2 квадрата из 7 палочек?"

1. Отсчитать 10 палочек и составить из них 3 равных квадрата. Подумать, как надо составлять, и рассказать.

По мере выполнения воспитатель вызывает нескольких детей зарисовать составленные ими фигуры на доске и рассказать последовательность составления. Предлагает всем детям составить фигуру из 3 равных квадратов, расположенных в ряд, по горизонтали.На доске рисует такую же и говорит: "Посмотрите на доску. Здесь нарисовано, как можно по-разному решать эту задачу. Можно пристраивать к одному квадрату другой, а затем и третий. (Показывает.) А можно составить прямоугольник из 8 палочек, затем разделить его на 3 равных квадрата 2 палочками". (Показывает.)Затем задает вопросы: "Какие фигуры получились и сколько? Сколько прямоугольников получилось? Найдите и покажите их".

2. Из 5 палочек составить квадрат и 2 равных треугольника. Сначала рассказать, а затем составлять.

При выполнении этого задания дети, как правило,допускают ошибку: составляют 2 треугольника усвоенным способом - пристроением, в результате чего получается четырехугольник. Поэтому воспитатель обращает внимание ребят на условие задачи, необходимость составления квадрата,предлагает наводящие вопросы: "Сколько палочек нужно для составления квадрата? Поскольку у вас палочек? Можно ли составить, пристраивая 1 треугольник к другому? Как составить? С какой фигуры надо начинать составлять?" После выполнения задания дети объясняют,как они делали: надо составить квадрат и разделить его 1 палочкой на 2 равных треугольника.

Цель. Упражнять детей в умении высказывать предположительное решение, догадываться.

Ход работы. 1. Из 9 палочек составить квадрат и 4 треугольника. Подумать и сказать, как надо составлять. (Несколько детей высказывают предположения.)

Если дети затрудняются,воспитатель советует: "Вспомните, как составляли из 5 палочек квадрат и 2 треугольника. Подумайте и догадайтесь, как можно выполнить задание. Тот, кто первым решит задачу, зарисует полученную фигуру на доске".

После выполнения и зарисовки ответа воспитатель предлагает всем детям составить у себя одинаковые фигуры.


2. Из 10 палочек составить 2 квадрата - маленький и большой.

3. Из 9 палочек составить 5 треугольников.

При необходимости в ходе выполнения второго и третьего заданий воспитатель дает наводящие вопросы,советы: "Сначала подумайте, затем составьте. Не повторяйте ошибок, ищите новый ход решения. Говорится ли в задаче о размере треугольников? Это задачи на смекалку, надо сообразить, догадаться, как решить задачу".

Итак, в начальный период обучения детей 5 лет решению простых задач на смекалку они самостоятельно, в основном практически действуя с палочками, ищут путь решения. С целью развития у них умения планировать ход мысли следует предлагать детям высказывать предварительные рассуждения или сочетать их с практическими пробами, объяснять способ и путь решения.

Возможно несколько видов решения задач первой группы. Усвоив способ пристроения фигур при условии общности сторон, дети очень легко и быстро дают 2-3 варианта решения. Каждая фигура при этом отличается от прежней пространственным положением. Одновременно дети осваивают способ построения заданных фигур путем деления полученной геометрической фигуры на несколько (четырехугольник или квадрат на 2 треугольника, прямоугольник - на 3 квадрата).

Решение с детьми 5-6 лет более сложных задач на перестроение фигур следует начинать с тех, в которых с целью изменения фигуры надо убрать определенное количество палочек и наиболее простых - на перекладывание палочек.

Процесс поисков детьми решения задач второй и третьей групп гораздо сложнее, нежели первой группы. Для этого нужно запомнить и осмыслить характер преобразования и результат (какие фигуры должны получиться и сколько) и постоянно в ходе поисков решения соотносить его с предполагаемыми или уже осуществленными изменениями. В процессе решения необходим зрительный и мыслительный анализ задачи, умение представить возможные изменения в фигуре.

Таким образом, в процессе решения задач дети должны овладеть такими мыслительными операциями анализа задачи, в результате которых можно представить мысленно различные преобразования, проверить их, затем, отбросив неверные, искать и пробовать новые ходы решения. Обучение должно быть направлено на формирование у детей умения обдумывать ходы мысленно, полностью или частично решать задачу в уме, ограничивать практические пробы.

Преобразование одной фигуры в другую. Изменение количества квадратов в фигуре.

Цель. Упражнять детей в умении решать задачи путем целенаправленных практических проб и обдумывания хода решения.

Материал: счетные палочки у детей, у воспитателя - изображенные графически задачи (на этом и следующих занятиях).

Ход работы. 1. Воспитатель показывает детям таблицу с изображенной на ней фигурой, предлагает составить из палочек такую же (рис. 4). Рассматривает ее вместе с детьми, определяет количество квадратов.Затем говорит: "Это задача. Послушайте, что нужно сделать, чтобы решить ее. Надо догадаться, какие 4 палочки убрать, чтобы получился 1 прямоугольник. Сначала подумайте, как это можно сделать, а затем убирайте палочки".

После того как будет решена задача, воспитатель вызывает одного ребенка к доске, тот показывает и рассказывает, как нужно ее решить. Педагог одобряет попытки детей действовать самостоятельно.

В фигуре, состоящей из 5 квадратов, убрать 4 палочки, оставив один прямоугольник


Цель. Упражнять детей в умении осуществлять целенаправленные пробы, ограничивать количество практических проб за счет обдумывания хода поисков, догадки.

Ход работы. 1. Дана фигура из 5 квадратов. Надо убрать 3 палочки, оставив 3 квадрата (рис. 8). Воспитатель задает вопросы,побуждает детей к решению задачи: "Сколько квадратов в фигуре? Сколько должно остаться? Сколько палочек нужно убрать? Эта задача на смекалку, надо догадаться, какие 3 палочки нужно убрать, чтобы квадратов стало меньше - 3?"

Дети приступают к решению. Воспитатель напоминает о необходимости предварительного обдумывания хода поисков решения. В случае затруднения он напоминает условие задачи, предлагает не повторять пробных действий, которые не приводят к правильному решению.

Один из детей, решивших задачу в числе первых, зарисовывает и объясняет решение у доски.


Публикации по теме:

Детский мастер-класс по изготовлению из картона дидактической игры «Квадраты-головоломки» по методике Никитиных

Детский мастер-класс по изготовлению из картона дидактической игры «Квадраты-головоломки» по методике Никитиных Цель: сформировать у детей подготовительной к школе группы умение создавать дидактическую игру с опорой на квадраты Никитиных. Задачи:.

Мастер-класс по конструированию из бумаги конвертов для игры «Квадраты — головоломки» с детьми подготовительной группы

Мастер-класс по конструированию из бумаги конвертов для игры «Квадраты — головоломки» с детьми подготовительной группы После изготовления детьми дидактической игры «Квадраты-головоломки» по методике Никитиных возникла необходимость создать условия для хранения.

Дидактические игры со счетными палочками

Дидактические игры со счетными палочками Цель: развитие логического мышления. Задачи: - уточнить знание геометрических фигур, упражнять в количественном и порядковом счете, сравнении.

Дидактические игры со счетными палочками в детском саду.

Дидактические игры со счетными палочками в детском саду. Актуальность: Счетные палочки это богатейший материал для развития математических способностей детей, а также они способствуют развитию.

Игры-головоломки для детей 6–7 лет

Игры-головоломки для детей 6–7 лет Огромное значение имеет игра как средство воспитания и развития детей, в жизни которых она занимает большое место и делает их счастливыми.

Игры со счетными палочками

Игры со счетными палочками Счетные палочки. Многие родители дошколят и не задумываются о их приобретении, так как "официально" они предназначена вовсе не для игр,.

Игры со счётными палочками с детьми дошкольного возраста

Игры со счётными палочками с детьми дошкольного возраста Счётные палочки,как всем известно приспособление для счёта,но их можно использовать с дошкольниками и для игр. Они хорошо тренируют пальцы.

Использование игры-головоломки «Монгольская игра» для развития логического мышления у дошкольников

Использование игры-головоломки «Монгольская игра» для развития логического мышления у дошкольников Именно с логического мышления начинается формирование мировоззрения ребенка. В процессе развития логического мышления у ребенка формируются.

Консультация «Игры с палочками Кюизенера»

Консультация «Игры с палочками Кюизенера» Комплект Кюизенера предназначен, в первую очередь, для развития у дошкольников математических представлений. Данная методика подходит как.

«Танграм». Игры-головоломки для детей с 3-х лет (игрушки из ковролина)

«Танграм». Игры-головоломки для детей с 3-х лет (игрушки из ковролина) Игра предназначена для подгрупповой или индивидуальной работы с детьми (дома или в детском саду); для игр с родителями или воспитателем.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Игра - головоломка со счетными палочками

Игра - головоломка со счетными палочками в стихах.


ИГРЫ – ГОЛОВОЛОМКИ СО СЧЕТНЫМИ ПАЛОЧКАМИ

Дети старшего дошкольного возраста с удовольствием отгадывают загадки, решают различные головоломки, любят игры на смекалку. Одним.


Картотека «Головоломки из счётных палочек»


ГОЛОВОЛОМКИ С ПАЛОЧКАМИ


Игры-головоломки со счетными палочками.

Дети, особенно в дошкольном возрасте, очень любознательны. Задача взрослых - помочь им познавать мир не только с помощью игрушек, явлений природы, конкретных бытовых предметов, но и при помощи абстрак.


Методическая тема : Развитие элементов логического мышления у детей с ЗПР посредством дидактических игр (блоки Дьеныша, палочки Куизенера, головоломки)

Целью данной работы является теоретическое обоснование, разработка и апробация комплекса упражнений и игр, направленных на развитие мыслительных операций, в том числе логического мышления у дошк.


Головоломки с палочками.

Дети старшего дошкольного возраста с удовольствием отгадывают загадки, решают различные головоломки, любят игры на смекалку. Одним.

Следующая загадка

Читайте также: