Загадки для детей зпр
Обновлено: 24.12.2024
Оценить 617 0 Содержимое разработки
«Загадка как средство развития мышления и речи дошкольников с ЗПР»
МАДОУ «Синеглазка», г.Ноябрьск
учитель-дефектолог
Загадка как средство развития мышления и речи дошкольников с ЗПР
В практике специальных дошкольных учреждений и групп для детей с задержкой психического развития недостаточно широко используется загадка, компактная и интересная фольклорная форма. При использовании загадок педагоги-дефектологи отдают предпочтение ее содержательному аспекту, а не жанровым и языковым особенностям. Главная особенность загадки состоит в том, что она представляет собой словесно-логическую задачу. Отгадать загадку – значит ответить на вопрос, т.е. совершить сложную мыслительную операцию. Предмет, о котором идет речь в загадке, скрыт, зашифрован и способы его расшифровки различны.
Коррекционно-развивающие возможности загадки многообразны. Наиболее важны из них: воспитание находчивости, сообразительности, быстроты реакции; стимуляция умственной активности; развитие мышления, речи, памяти, внимания, воображения; расширение запаса знаний и представлений об окружающем мире; развитие сенсорной сферы. Это особенно актуально для детей, имеющих общее недоразвитие речи (ЗПР), т.к. в этом случае загадка становится значимым практическим материалом для коррекции и формирования правильной речи ребенка.
По типу логической задачи, характеру умственной операции, необходимой для решения, загадки можно условно разделить на три группы.
К загадкам первого уровня сложности относят: загадки, основанные на перечислении признаков предмета, явления (величина, форма, цвет, вкус, звучание, движение, материал, назначение); загадки с перечислением признаков, в которых зарифмовано слово-отгадка. Отгадывание таких загадок основано на элементарном анализе (выделении признаков) и синтезе (объединение их в одно целое). Достаточное количество признаков позволяет производить необходимые умственные операции и успешно решать логическую задачу.
Загадки второго уровня сложности включают: загадки, в которых характеристика предмета дается кратко, в которых по 1-2 признакам нужно восстановить целостный образ предмета; загадки, основанные на отрицании или сопоставлении предметов, на сравнении предметов или явлений. Чтобы решить подобную логическую задачу, ребенок должен быть знаком с указанным в ней признаком, должен уметь выделить его, связать по ассоциации с другими признаками, не названными в загадке. Это возможно при наличии достаточно полных представлений о предмете, явлении.
Загадками третьего уровня сложности являются метафорические загадки. Отгадывая эти загадки, дети проникают в скрытый смысл метафоры, выделяют сходство, общие черты в предметах и явлениях на первый взгляд далеких друг от друга.
При определении уровня сложности следует учитывать следующие факторы: тип логической задачи и характер умственной операции, которую следует выполнить ребенку при отгадывании загадки; доступность изобразительно-выразительных средств загадки для детей с различными уровнями речевого развития; сложность композиционно-синтаксической структуры загадки (предложение-вопрос, односоставное предложение, использование однородных членов предложения и т.д.)
Дошкольники с ЗПР испытывают трудности в понимании и интерпретации текста загадок, что, конечно, влияет на правильность отгадывания. Условиями, обеспечивающими правильное понимание и правильное отгадывание загадок, являются: предварительное ознакомление детей с предметами и явлениями, о которых говорится в загадке; продумывание педагогом способа использования загадок, характер и манера их преподнесения; уровень развития речи детей; учет возрастных особенностей и возможностей дошкольников с ЗПР.
Тематика загадок для детей младшего дошкольного возраста ограничена их небольшим жизненным опытом. Это загадки о предметах, с которыми ребенок сталкивается в быту, которые оказывают на него эмоциональное воздействие (игрушки, домашние животные, предметы обихода, продукты питания). В загадках названы яркие, характерные признаки, качества и свойства предмета (цвет, форма, величина, голос животного, чем он питается, повадки и т.д.). Младшим дошкольникам можно предложить рифмованные загадки, в которых отгадка рифмуется с текстом загадки.
Детям среднего дошкольного возраста предлагается более широкая тематика загадок: о домашних и диких животных, об одежде, о продуктах, о явлениях природы, о транспорте и т.д. Характеристика предмета загадки может быть дана полно, подробно, как «мини-рассказ» о предмете. Рекомендуются загадки с простыми сравнениями и прозрачными метафорами.
В работе с детьми старшего дошкольного возраста можно использовать загадки разнообразной тематики: явления природы, предметы обихода, орудия труда, средства передвижения, связи, спорт, человек, и т.д. Детям предлагаются более сложные виды логических задач: сравнение, исключение, сопоставление и др.
Использование загадок в работе с детьми с ЗПР способствует развитию у них навыков логического мышления, речи-доказательства и речи-описания. Уметь доказывать – это не только уметь логически мыслить, но и выражать свою мысль, облекая ее в точную словесную форму. Речь-доказательство требует особых, отличных от описания и повествования речевых оборотов, грамматических структур, особой композиции. Целесообразно при отгадывании загадок ставить перед ребенком задачу: не просто отгадать загадку, а доказать, обосновать правильность отгадки. При осуществлении анализа загадки педагог подчеркивает своеобразие художественного образа, речевых средств, передающих этот образ. Детей учат выделять и запоминать признаки загаданного предмета, применять прием перегруппировки этих признаков, стимулируют самостоятельность и оригинальность мышления. Таким образом, занимательная форма загадки позволяет легко и непринужденно обучать детей рассуждению и доказательству, самостоятельному анализу текста загадки, поиску путей решения логической задачи. Освоение образного языка загадки, осознание переносного значения слов и словосочетаний возможно при определенном уровне развития абстрактного и образного мышления.
Следующая загадка
В статье раскрываются особенности работы с загадками у детей с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста.
Вложение | Размер |
---|---|
Работа с загадками, как средство развития логического мышления у детей с ОВЗ старшего дошкольного возраста. | 23.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Никитская О.В., учитель
ГБОУ школа№432 Колпинского района
Загадка, как средство речевого развития детей младшего школьного возраста с ОВЗ.
Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), как правило, имеют задержку развития психики. Выраженность задержки разная: от лёгкой педагогической запущенности до значительного отставания в интеллектуальном развитии. Дети с ОВЗ много сил тратят на выживание, и сил на развитие остаётся мало. Но их природные возможности бывают значительны. Взрослые просто обязаны их использовать, организуя занятия. Пластичность нервной системы детей с ОВЗ, способность к восстановлению также никто не отменял. Отгадывание загадок - полезная работа для мозга, развивающая все операции мышления. Отгадывание и придумывание загадок оказывает влияние на разностороннее развитие речи детей. Для создания в загадке метафорического образа употребление различных средств выразительности (приема олицетворения, использование многозначности слова, определений, эпитетов, сравнений, особой ритмической организации) способствуют формированию образности речи детей.
Загадки обогащают словарь за счет многозначности слов, помогают увидеть вторичные значения слов, формируют представления о переносном значении слова. Они помогают усвоить звуковой и грамматический строй русской речи, заставляя сосредоточиться на языковой форме и анализировать ее.
Загадки развивают в ребенке догадливость, сообразительность. Загадывается загадка – вопрошаемый ломает голову над отгадкой. Чем смелее выдумка, тем труднее загадка для отгадывания. Невероятность придает образам загадки ясно осознаваемое противоречие реальности, а отгадка вносит порядок в путаницу: все становится на свои места, в согласии с действительными качествами загадываемого предмета.
Говоря другими словами, загадка указывает на особые признаки и свойства, которые присущи только загадываемому предмету. На сходстве и отрицании сходства между предметами она и основана. Это свойство загадки вводит ребенка в размышление о связях между явлениями и предметами окружающего мира, а также об особенностях каждого предмета и явления.
Подборка загадок и технология работы с ними с детьми ОВЗ (тяжёлая соматика, ДЦП, ЗПР) даны из опыта работы.
Технология работы с загадками следующая .
Подготовка материала для отгадывания загадок
- Распечатываем 2 раскраски (одна из них отгадка), чтобы было из чего выбрать. Размер небольшой, А5 подойдёт. Если нет принтера, лист бумаги к монитору и аккуратненько обвести раскраску мягким карандашом, чтобы не повредить экран. Ниже мы приложим набор загадок из опыта работы с детьми с ОВЗ. Применяйте эти раскраски для отгадок.
- Берем загадку, очень простую. Ответ на неё легко вычисляется. Если ребёнок не говорит ещё (бывает и такое), поощряйте звукоподражание, жесты, мимику.
- Понадобится фломастер или мягкий зелёный карандаш.
Инструкция. Сейчас будем отгадывать загадку (текст на картинке вверху). Слушай внимательно, о ком это я рассказываю. Как догадаешься, мне скажешь.
Читаете загадку. Потом переспрашиваете своего ребёнка с ОВЗ, всё ли он понял, может нужно прочитать ещё раз.
При необходимости читаете ещё раз (и сколько попросит).Полезно вместе с ребёнком повторить загадку вместе. Возможно, он повторит.
Если нет, повторяйте сами, поощряя активность ребёнка с ОВЗ, стремление говорить вместе с вами: слова, звуки, жесты, выражение лица и прочую «продукцию». Словом, сделайте всё, чтобы он загадку понял и немножечко запомнил. Обсудите некоторые слова: квакушка – что делает, как голос подаёт.
Если ребёнок говорит отгадку, даёте ему контурный рисунок для раскрашивания. Если нет, дайте 2 раскраски. Пусть выберет отгадку с опорой на наглядность. В тяжёлых случаях, возьмите его руку в свою и покажите соответствующую картинку.
Комментарий. Порой педагоги критикуют такое обучение: ребёнок должен действовать самостоятельно. Но надо понимать, что у нас дети с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья), и ограничения бывают значительные.
Что делать с картинкой – раскраской? Всё, что ребёнку с ОВЗ доступно:
- Обвести контуры, а потом раскрасить. Добавить детали сюжета: болото, болотные растения.
- Просто обвести контуры, проговаривая названия частей лягушки.
Если ребёнок не может, обведите контур его рукой, также проговаривая названия.
Мать слабовидящего только тени ребёнка выкладывала контур лягушки пластилином. Потом расслабленной рукой сына (у ребёнка ещё и паралич) брала горошины, втыкала их в пластилин. А затем уже его пальчиками обводила контур, возвращаясь к этой работе после нескольких дней перерыва .
Следующая загадка
Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), как правило, имеют задержку развития психики. Выраженность задержки разная: от лёгкой педагогической запущенности до значительного отставания в интеллектуальном развитии.
Дети с ОВЗ много сил тратят на выживание, и сил на развитие остаётся мало.
Но их природные возможности бывают значительны. Взрослые просто обязаны их использовать, организуя занятия. Пластичность нервной системы детей с ОВЗ, способность к восстановлению также никто не отменял. Отгадывание загадок - полезная работа для мозга, развивающая все операции мышления.
Подборка загадок и технология работы с ними с детьми ОВЗ (тяжёлая соматика, ДЦП, ЗПР) даны из опыта работы. Всё это вполне применимо для детей 3 лет с нормой развития.
Технология работы с загадками
Технология работы с загадками следующая.
Подготовка материала для отгадывания загадок
- Распечатываем 2 раскраски (одна из них отгадка), чтобы было из чего выбрать. Размер небольшой, А5 подойдёт. Если нет принтера, лист бумаги к монитору и аккуратненько обвести раскраску мягким карандашом, чтобы не повредить экран. Ниже мы приложим набор загадок из опыта работы с трёхлетками и детьми с ОВЗ. Применяйте эти раскраски для отгадок.
- Берем загадку, очень простую. Ответ на неё легко вычисляется. Если малыш не говорит ещё (бывает и такое), поощряйте звукоподражание, жесты, мимику.
- Понадобится фломастер или мягкий зелёный карандаш.
Ход занятия.
Инструкция. Сейчас будем отгадывать загадку (текст на картинке вверху). Слушай внимательно, о ком это я рассказываю. Как догадаешься, мне скажешь.
Читаете загадку. Потом переспрашиваете своего ребёнка с ОВЗ, всё ли он понял, может нужно прочитать ещё раз. При необходимости читаете ещё раз (и сколько попросит).
Полезно вместе с малышом повторить загадку вместе. Возможно, он повторит. Если нет, повторяйте сами, поощряя активность ребёнка с ОВЗ, стремление говорить вместе с вами: слова, звуки, жесты, выражение лица и прочую «продукцию». Словом, сделайте всё, чтобы он загадку понял и немножечко запомнил. Обсудите некоторые слова: квакушка – что делает, как голос подаёт.
Если ребёнок говорит отгадку, даёте ему контурный рисунок для раскрашивания. Если нет, дайте 2 раскраски. Пусть выберет отгадку с опорой на наглядность. В тяжёлых случаях, возьмите его руку в свою и покажите соответствующую картинку. Комментарий. Порой педагоги критикуют такое обучение: ребёнок должен действовать самостоятельно. Но надо понимать, что у нас дети с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья), и ограничения бывают значительные. Что делать с картинкой – раскраской? Всё, что ребёнку с ОВЗ доступно:
Если малыш не может, обведите контур его рукой, также проговаривая названия. Пример.Мать слабовидящего только тени ребёнка выкладывала контур лягушки пластилином. Потом расслабленной рукой сына (у ребёнка ещё и паралич) брала горошины, втыкала их в пластилин. А затем уже его пальчиками обводила контур, возвращаясь к этой работе после нескольких дней перерыва. Следующая загадкаЗагадка – одна из малых форм устного народного творчества, в которой в предельно сжатой, образной форме даются наиболее яркие, характерные признаки предметов или явлений. Загадки – наши старые и добрые знакомые. Любую из них можно безошибочно узнать «в лицо», при встрече не спутав ни со скороговоркой, ни со считалочкой. Загадка является эффективным средством коррекции психических процессов детей с ОВЗ.
По теме: методические разработки, презентации и конспектыИзобразительная деятельность в группе компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста. Работа с бумагой. Сюжетная аппликация по сказке В. Сутеева «Капризная кошка»Изобразительная деятельность в группе компенсирующей направленности для детей с задержкойп сихического развития старшего дошкольного возраста.Работа с бумагой. Сюжетная аппликация. Основной целью специальной (коррекционной) группы дошкольной организации для детей с ЗПР является создание оптимальных условий для амплификации развития эмоционально-волевой, познавательной, двигатель. Интегрированное занятие для детей с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста. «ВСЕ ПРОФЕССИИ ВАЖНЫ» Интегрированное занятие для детей с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста.«ВСЕ ПРОФЕССИИ ВАЖНЫ». «Психофизическое развитие детей с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста (5-7 лет)». Показатели психофизического развития детей ЗПР старшего дошкольного возраста. Коррекционная программа по развитию внимания у детей с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста Комплекс игр и динамических пауз по развитию внимания у детей, имеющих задержку психического развития. Развитие речи детей с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста посредством нетрадиционных технологийВ работе с детьми с задержкой психического развития по развитию связной речи наряду с традиционными формами работы используются нетрадиционные технологии(триз,сказкотерапия, мнемотехника и т. д. Консультация для воспитателей:«Развития мыслительной деятельности у детей с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста» У детей с ЗПР 5-7 лет отмечаются трудности в формировании сферы образов-представлений и оперировании ими, сложности в создании целого из частей и выделения частей из целого, трудности в пространственн. Предварительный просмотр:Работа с загадками, как средство развития логического мышления у детей с ограниченными возможностями здоровья старшего дошкольного возраста. В практике дефектологов, занимающихся с детьми с ограниченными возможностями здоровья, имеющих задержку психического развития, широко используется загадка, как средство развития логического мышления. Загадка – одна из малых форм устного народного творчества, в которой в предельно сжатой, образной форме даются наиболее яркие, характерные признаки предметов или явлений. Загадки развивают в ребенке догадливость, сообразительность. Она указывает на особые признаки и свойства, которые присущи только загадываемому предмету. На сходстве и отрицании сходства между предметами она и основана. Это свойство загадки вводит ребенка в размышление о связях между явлениями и предметами окружающего мира, а также об особенностях каждого предмета и явления. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение самостоятельно делать выводы, умозаключения. Предметность, конкретность загадки, направленность на деталь делают ее отличным приемом дидактического воздействия на детей. А для детей с задержкой психического развития загадка является одним из эффективных средств коррекции. У детей с ЗПР отмечается: - недостаточная сформированность мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения и т.д.; - особенно страдает словесно – логическое мышление. Этот вид мышления в норме формируется у детей к семи годам, а у детей с ЗПР значительно позже. Дети не понимают картинку со скрытым смыслом, загадку, поговорку, пословицу; - не могут без помощи педагога установить причинно – следственные связи; - не понимают скрытый смысл загадки, пословицы. Коррекционно-развивающие возможности загадки многообразны. Наиболее важны из них: - воспитание находчивости, сообразительности, быстроты реакции; - стимуляция умственной активности; - развитие мышления, речи, памяти, внимания, воображения; - расширение запаса знаний и представлений об окружающем мире; - развитие сенсорной сферы. Принципы отбора загадок для детей. По содержанию загадки должны соответствовать задачам всестороннего развития, содержать воспитательную идею, соответствовать возрастным и психологическим особенностям детей, т.е. быть доступными. Основа для отгадывания загадок - достаточно полные представления о предметах и явлениях, поэтому необходимо учитывать опыт детей, как коллективный, так и индивидуальный. Загадка должна иметь полную и точную характеристику предмета или явления, описание типичных признаков. Она должна быть интересной, грамотной, образной, иметь игровой характер. По типу логической задачи, характеру умственной операции, необходимой для решения, загадки можно условно разделить на три группы. К загадкам первого уровня сложности относят: - загадки, основанные на перечислении признаков предмета, явления (величина, форма, цвет, вкус, звучание, движение, материал, назначение). Например: Я расту на ветке, Взрослые и маленькие детки. Отгадывание таких загадок основано на элементарном анализе (выделении признаков) и синтезе (объединение их в одно целое). Достаточное количество признаков позволяет производить необходимые умственные операции и успешно решать логическую задачу. Загадки второго уровня сложности включают: - загадки, в которых характеристика предмета дается кратко, по 1-2 признакам нужно восстановить целостный образ предмета, поэтому один из признаков должен быть характерным. Не лает, не кусает, а в дом не пускает. Всегда во рту, а не проглотишь. - загадки, основанные на отрицании или сопоставлении предметов, на сравнении предметов или явлений. Не дерево, а с листочками, Не рубашка, а сшита, Не человек, а рассказывает. Сам черный, и не ворон, Есть рога, и не бык, Шесть ног без копыт. Чтобы решить подобную логическую задачу, ребенок должен быть знаком с указанным в ней признаком, должен уметь выделить его, связать по ассоциации с другими признаками, не названными в загадке. Это возможно при наличии достаточно полных представлений о предмете, явлении. Загадками третьего уровня сложности являются метафорические загадки. Отгадывая эти загадки, дети проникают в скрытый смысл метафоры, выделяют сходство, общие черты в предметах и явлениях на первый взгляд далеких друг от друга. Скатерть бела всю землю одела. Летит птица по синему небу: Крылья распластала, солнышко застлала. При определении уровня сложности следует учитывать следующие факторы: тип логической задачи и характер умственной операции, которую следует выполнить ребенку при отгадывании загадки; доступность изобразительно-выразительных средств загадки для детей; сложность композиционно-синтаксической структуры загадки (предложение-вопрос, односоставное предложение, использование однородных членов предложения). Старшие дошкольники знакомятся с живой и неживой природой, наблюдают за животными, птицами, насекомыми, их поведением, образом жизни. Они следят за ростом и развитием растений, собирают плоды и семена, отмечают изменения погоды. У детей углубляются знания о труде людей, орудиях труда, о транспорте, технике и ее назначении. Поэтому тематика загадок для детей с ЗПР старшего дошкольного возраста может быть разноообразна: животные, птицы, рыбы, насекомые, растения, явления природы и их закономерности, предметы обихода, орудия труда, средства передвижения, связи, информации, спорт, человек, книга. Методика работы с загадками. Дошкольники с ЗПР испытывают трудности в понимании и интерпретации текста загадок, что, конечно, влияет на правильность отгадывания. Условиями, обеспечивающими правильное понимание и правильное отгадывание загадок, являются: предварительное ознакомление детей с предметами и явлениями, о которых говорится в загадке; продумывание педагогом способа использования загадок, характер и манера их преподнесения; учет возрастных особенностей и возможностей дошкольников с ЗПР. В своей работе я предлагаю детям загадки в начале занятий, бесед. В подобных видах работы загадка вызывает интерес и дает повод для более подробного разговора об интересующих объектах или явлениях. Загадки можно использовать и в завершении деятельности. Например, рассматривая предметы, сравнивая и сопоставляя их, находя сходство и различие между ними, дети приходят к выводам и выражают их словом. Затем я предлагаю детям отгадать загадки об этих предметах. Загадка при этом служит своеобразным завершением и обобщением процесса деятельности, помогая закрепить в сознании детей признаки предмета. Задача педагога состоит не в том, чтобы дети запомнили как можно больше загадок или научились быстро их отгадывать, а в том, чтобы, отгадывая, ребенок учился активно мыслить, сопоставлять, сравнивать. Дети старшего дошкольного возраста не просто отгадывают загадку, а уже сами должны объяснить, почему именно такая отгадка. Дети могут загадывать загадки друг другу Работу над отгадыванием загадок можно проводить с использованием дидактических игр. В своей работе я использую следующие игры: Детям раздаются карточки лото с нарисованными на них картинками (картинки могут быть по одной лексической теме, например – животные). У педагога – маленькие карточки с написанными на них загадками. Педагог берет по одной карточке, читает загадку. У кого на карточке картинка-отгадка должен отгадать загадку и объяснить её смысл. Если ребёнок правильно отгадал, он получает карточку с загадкой и закрывает этой карточкой картинку-отгадку у себя на карточке. Выигрывает тот, кто быстрее отгадает все свои загадки. «Назови овощ» (фрукт, гриб) Педагог загадывает детям загадки по определённой тематике, дети отгадывают и объясняют их. «Кто здесь живет?» Педагог загадывает детям загадки о животных, которые живут в лесу или на ферме или в жарких странах. Дети отгадывают загадки и объясняют их смысл. Педагог предлагает детям купить у него в магазине продукты (посуду, мебель, одежду, обувь). Перед детьми выкладываются картинки с изображениями продуктов. Для того, чтобы купить, нужно отгадать загадку. Педагог загадывает загадку, кто отгадал, тот «покупает» - забирает картинку-отгадку. Детям предлагаются картинки-отгадки (они могут быть по одной лексической теме). Педагог читает загадку, дети должны отгадать и подобрать соответствующую картинку-отгадку, а так же объяснить, почему они так решили. Можно учить детей составлять описания-загадки. Чтобы описание-загадку другие дети смогли отгадать, она должна быть образной, яркой, точной. Придумывание загадок сложнее, чем их отгадывание. На первых порах дети с трудом придумывают загадки по плану-схеме. Но чем больше эта работа проводится, тем интереснее загадки придумывают дети и с большим желанием. Изучая темы по познавательному развитию, рекомендуется, учить детей придумывать загадки на все предметы: овощи, фрукты и домашних животных, одежду, мебель и другие предметы. Детям очень нравится вид этой творческой работы. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. -М.: Академия, 2000. Алексеева М.М., Яшина В.И. Речевое развитие дошкольников. -М.: Академия, 1999. Бородич А.М. Методика развития речи детей. -М.: Просвещение, 1981. Илларионова Ю.Г. Учите детей отгадывать загадки. -М.: Просвещение, 1976. Кудрявцева Е. Использование загадок в дидактической игре (старший дошкольный возраст) // Дошк. воспитание.-1986.-№9.-С.23-26. Путешествие по Стране Загадок /Сост.: Шайдурова Н.В. Барнаул: БГПУ, 2000. Романенко Л. Устное народное творчество в развитии речевой активности детей // Дошк. воспитание.-1990.-№7 Тихеева Е.И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста). -М.: Просвещение, 1981. Ушакова О. Развитие речи детей 4-7 лет //Дошк. воспитание.-1995.-№1.-С.59-66. Хмелюк М. Использование загадок в работе с детьми // Дошк. воспитание.-1983.-№7 Следующая загадкаЦель. Создать условия для развития познавательно-речевой деятельности малышей. 1. Расширять представления о качествах и свойствах мяча. 2. Закреплять графический образ чисел — числа от 1 до 4. 3. Закреплять названия неких домашних животных, их образ жизни (питание). 1. Воспитывать доброжелательное, уважительное отношении к окружающим 2. Воспитывать умение согласовывать свои деяния с действиями товарищей. 1. Предупреждение утомляемости воспитанников, восполнить потребности детского организма в двигательной активности. 2. Развитие маленькой моторики. Материал: цифры от 1 до 4, три карточки с геометрическими фигурами, иллюстрации к сказкам «Три поросенка «, «Три медведя «, «Волк и семеро козлят «, макет озера, игра «Рыбак» с магнитами, «Расчудесный мешочек» с мячом и камушком внутри, таз с водой, фигуры домашних и одичавших животных, макет скотного двора и леса, геометрические фигуры для составления из их фигур медведя и кролика. Предварительная работа: Чтение сказок, рассматривание иллюстраций к сказкам. (Заходит Бабушка — загадушка). Бабушка: Здравствуйте, ребята, Я Бабушка — Загадушка. Вы обо мне слыхали? Живу я в сказочном лесу Детишкам удовлетворенность я несу. Знаю много сказок я, Но на данный момент не про меня… Вы пришли в мое королевство игровых заданий. Воспитатель: Бабушка — Загадушка, а не могли бы вы показать свое королевство? Бабушка — Загадушка: — «Могу, для этого необходимо идти вот по этой тропинке, строго соблюдая порядок цифр, слушать пристально, отвечать правильно и выполнять мои задания. Согласны? Тогда вперед! « 1. «Начинаем наше путешествие с первой числа. Как называется первая цифра? (Один.) Отыскали цифру один, и подошли к ней. Лишь я что — то не пойму. Тут необычные картинки. Одни фигуры. Наверняка, они заколдованные. Давайте попробуем их расколдовать. Поглядите внимательно на эти фигуры. Как они именуются? (Круги.) Круги одинакового размера? (Нет.) А почему они не схожего размера? Догадались? Нет? Ребята, их кто-то заколдовал. Фигуры различных размеров. Вспомните, в какой сказке говориться о героях — один большой, иной поменьше и третий маленький. Правильно, «Три Медведя «. (Переворачивает и указывает картинку из сказки «Три медведя «.) Одну картину мы расколдовали. Посмотрим на другую. Какие фигуры изображены тут? (Круги) Перед вами три схожих круга. В какой сказке все герои равны, однообразные. Вы догадались? Правильно, «Три поросенка» (Переворачивает и указывает картинку «Три поросенка «) Молодцы, ребята, расколдовали и вторую картину. Ребята, здесь тоже фигуры. Как они именуются? (Треугольники.) Чем они отличаются друг от друга? (Один большой, все другие маленькие). Я предлагаю посчитать маленькие треугольники. Считаем? Сколько их? (Семь). В какой притче было семь маленьких героев и один большой? (Волк и семеро козлят, (Переворачивает и указывает картинку «Волк и семеро козлят «) Молодцы. «А дорога нелегка, а корзина тяжела. Сяду на пенек, съем пирожок «. Из какой это сказки? («Маша и медведь «). Ловим другую рыбку. (Изловили, читаем загадку) «Отворяют дверь козлята и пропали все куда — то «. Из какой это сказки? («Волк и семеро козлят «) (Озеро пересыхает и раскрывается дорога дальше). 2 Теперь нам ничто не мешает, и мы идем далее к цифре 2. (Подходят к цифре 2). Поглядите, что здесь? Это мешочек. Это не просто мешочек — это «расчудесный мешочек «. В нем что — то есть. Потрогаем его. (Все трогают мешочек). Кто додумался, что в нем? Послушайте,что этот предмет говорит о для себя: «Стукнешь о землю — а я подскочу, Стукнешь о стену — я отлечу. Я из ладоней в ладони лечу, Смирно лежать я никак не желаю «. Мяч? (Вытаскивает мяч.) Что мы можем огласить о мяче? По форме он — (круглый). Что может делать мяч? (катиться, подскакивать, из рук в руки летать). Из чего же сделан мяч? (Из резины, Какого цвета бывают мячи? (Красноватые, синие, зеленые, желтые) Значит, различных цветов. Ребята, как вы думаете, что у мяча снутри? Правильно воздух. Как воздух попал в мяч. Молодцы, его туда закачали насосом. Как вы думаете мяч легкий либо тяжелый? А как проверить легкий он либо тяжелый? Вот здесь не просто так стоит таз с водой. Для чего же здесь вода? Будем проводить опыты. Ежели мы опустим мяч в воду — он потонет? Давайте проверим. (Опускают мяч в воду, мяч плавает). На данный момент мы его прижнем ко дну тазика. Что такое? Почему мяч не тонет? Ребята, он легкий, а легкие предметы не тонут, Вода выталкивает легкие предметы на поверхность и они плавают. Кто-нибудь лицезрел, как на воде плавают предметы? (Ответы малышей). Мне кажется в мешочке еще что — то есть. (Трогают, именуют, достают). Это камень. Как вы, думаете — камень будет плавать? (Ответы малышей). Давайте проверим. (Проверяют). Почему камень утонул? Верно, он тяжелый. В тяжелых предметах нет снутри воздуха, и поэтому они тонут. А можно играться с камнем так, как с мячом. (Нет). Что может случиться, ежели дети будут играть с камнем? (Ответы, делаем выводы) С мячом можно играться. Давайте поиграем с мячом. (Играют). Игры — эстафеты: «Передай мяч над головой «, «Передай мяч меж ног « 3. Будем дальше знакомиться с мои королевством — загадок? (Будем). Тогда, вперед! Последующая по тропинке цифра 3. Подойдите к ней. Ребята в моем королевстве — сказок живет много животных. Животные, которые живут в лесу, как их именуют? (Дикие животные). Правильно, дикие животные. Но есть и остальные животные, которые живут рядом с человеком их как именуют? (Домашние животные). И тоже правильно — домашние животные. В притчах они живут дружно, а в природе им совместно быть нельзя. Как вы думаете почему? (Отвечают). Верно, многие дикие животные хищники. Они питаются иными животными. Поэтому сейчас я предлагаю отделить одичавших животных от домашних. Диких животных переселить в лес, а домашних животных на скотный двор. (Переселяют). 4. Идем далее по моему царству. И какая будет последующая цифра? (Четыре). Подходим к ней. Здесь такое задание надо составить животных из геометрических фигур. (Составляют из геометрических фигур: зайчика, медведя). На нашей тропинке цифр не осталось. Это означает, путешествие подошло к концу. Вам понравилось путешествовать по моему королевству? Чем оно вам запомнилось? Что новейшего вы узнали? А что хотелось бы повторить? Читайте также:
|