Загадки босха иеронима босха
Обновлено: 22.11.2024
После долгого перерыва мы решили продолжить нашу серию о творчестве Иеронима Босха. Сегодня мы рассмотрим диптих "Ад и потоп".
Иероним Босх, Ад и потоп, около 1514 года. Две створки вероятного триптиха. Доска, масло. Иероним Босх, Ад и потоп, около 1514 года. Две створки вероятного триптиха. Доска, масло.До нас дошло две панели вероятного триптиха. И ,к сожалению, — в довольно плохом состоянии. Исходя из анализа годовых колец древесины дуба, на досках из которой выполнена работа Босха, предполагается, что возможное время её создания - 1514 год (но не ранее 1506 г.).
Иероним Босх Ад и потоп. Ноев ковчег на горе Арарат. Доска, масло. 69 × 38 см. Около 1514 года. Музей Бойманса — ван Бёнингена, Роттердам, Нидерланды Иероним Босх Ад и потоп. Ноев ковчег на горе Арарат. Доска, масло. 69 × 38 см. Около 1514 года. Музей Бойманса — ван Бёнингена, Роттердам, НидерландыНа первой створке мы видим библейский сюжет Ноева ковчега, севшего на мель на горе.
На ковчеге мы видим восемь фигур. Вероятно это Ной с супругой и его сыновья (также с жёнами):
В сей самый день вошел в ковчег Ной, и Сим, Хам и Иафет, сыновья Ноевы, и жена Ноева, и три жены сынов его с ними.
Библия. Бытие 7:13. Синодальный переводФрагмент створки "Потоп" Фрагмент створки "Потоп"
И вышел Ной и сыновья его, и жена его, и жены сынов его с ним;
Библия. Бытие 8:18. Синодальный перевод
Потоп уже закончился. Звери и птицы покидают ковчег и наполняют землю:
Все звери, и все гады, и все птицы, все движущееся по земле, по родам своим, вышли из ковчега
Библия. Бытие 8:19. Синодальный переводФрагмент створки "Потоп". Слон - слева внизу. Жираф - справа вверху Фрагмент створки "Потоп". Слон - слева внизу. Жираф - справа вверху
Многие животные изображены парами, а некоторые - и с потомством. Мы можем заметить слона и жирафа, нарисованных точно также как в другой работе авторства И.Босха, впоследствии получившей каталожное название "Сад земных наслаждений" .
Внутренний фрагмент левой створки Сада земных наслаждений Иеронима Босха. 1500—1510. Дерево, масло. Музей Прадо, Мадрид, Испания Внутренний фрагмент левой створки Сада земных наслаждений Иеронима Босха. 1500—1510. Дерево, масло. Музей Прадо, Мадрид, ИспанияСчитается, что преставление о внешнем виде жирафа художник почерпнул из копий с дневников известного путешественника эпохи возрождения Кириака Анконского.
Автор неизвестен. Жираф. Из египетского путешествия Кириака Анконского. Конец XV века. Библиотека Медичи Лауренциана. Флоренция Автор неизвестен. Жираф. Из египетского путешествия Кириака Анконского. Конец XV века. Библиотека Медичи Лауренциана. ФлоренцияСравните - правда похожи?
Внизу створки мы видим тела жертв потопа и поломанные деревья - без этого бы история не была полной.
И большие кошки (львы? - справа вверху на фрагменте выше) уже поедают какую-то тушу. Земной мир не идеален, не рай.
На другой створке изображена сцена, которая специалистами трактуется по разному.
Иероним Босх. Ад и потоп. Низвержение восставших ангелов. Около 1514. Доска, масло. 69 × 36 см. Музей Бойманса — ван Бёнингена, Роттердам, Нидерланды. Иероним Босх. Ад и потоп. Низвержение восставших ангелов. Около 1514. Доска, масло. 69 × 36 см. Музей Бойманса — ван Бёнингена, Роттердам, Нидерланды.Часть исследователей считают, что на ней показаны низвергнутые архангелом Михаилом с небес бесы. Есть мнение, что изображён мир до потопа, погрязший в грехе. Высказывалась версия, что на створке показан Ад.
На мой взгляд, наиболее убедительная точка зрения — что на створке изображено время Судного дня. Основано оно на типологическом соответствии потопа и второго пришествия Иисуса Христа, прослеживаемого и в Новом завете:
И как было во дни Ноя, так будет и во дни Сына Человеческого
Евангелие от Луки, глава 17, стих 26. Синодальный перевод
Думающие так не знают, что вначале словом Божиим небеса и земля составлены из воды и водою:
потому тогдашний мир погиб, быв потоплен водою.
А нынешние небеса и земля, содержимые тем же Словом, сберегаются огню на день суда и погибели нечестивых человеков.
2-е послание Петра, 3 глава, стихи 5-7. Синодальный перевод
Изображения, рассмотренные выше, являются внутренними створками вероятного триптиха. Скорее всего их открывали по особым случаям - в определённые дни церковного календаря.
Большую же часть года триптих, вероятно, был закрыт. И люди могли наблюдать четыре сюжетных картинки, обрамлённых в круглые рамки. Известны другие работы Босха, вписанные в круг. Например, "Извлечение камня глупости" , "Увенчание терновым венцом" или "Сцены страстей Христовых и пеликан с птенцами"(также оборотная сторона доски с другим рисунком).
Оборотная сторона левой створки. Бесы, осаждающие человечество. Диаметр 32,4 см Оборотная сторона левой створки. Бесы, осаждающие человечество. Диаметр 32,4 смНа первом изображении мы видим женщину, бегущую из горящего дома. Мужчина с кошелём на боку — коленоприкланён. Из разрушенной кровли высовывается демон, а второй бес - толкает ребёнка, не давая ему выбраться. Есть мнение, что все четыре картинки - это ветхозаветная история праведника Иова, но созданная на основе средневековых легенд, т.к. только первое из четырёх изображений мы можем соотнести с повествованием в Библии.
На втором изображении (первая створка внизу) демон, забравшись на лошадь, мешает крестьянину боронить поле.
Иероним Босх. Ад и потоп. Оборотная сторона правой створки. Бесы, осаждающие человечество. Около 1514. Доска, масло. Диаметр 32,4 см. 69 × 36 см. Музей Бойманса — ван Бёнингена, Роттердам, Нидерланды. Иероним Босх. Ад и потоп. Оборотная сторона правой створки. Бесы, осаждающие человечество. Около 1514. Доска, масло. Диаметр 32,4 см. 69 × 36 см. Музей Бойманса — ван Бёнингена, Роттердам, Нидерланды.На второй створке вверху демоны побивают человека. А ниже мы видим на фоне сцены кораблекрушения этого же человека, преклонившего колени и благославляемого Христом. А фоном — ангел вручает обнажённому белые одежды. Уолтер Болсинг (автор книги по творчеству И.Босха) считал, что здесь имеется отсылка к Страшному Суду, изображённому с другой стороны створки:
И даны были каждому из них одежды белые, и сказано им, чтобы они успокоились еще на малое время, пока и сотрудники их и братья их, которые будут убиты, как и они, дополнят число.
Библия. Откровение Иоанна Богослова. Глава 6, стих 11.
Не ясно - один ли это человек. Возможно, что все четыре картинки являются аллегорией: человек, мучаемый демонами и терпящий бедствия, может найти спасение в Христе.
2. Откуда Босх мог видеть экзотических животных?
Босх изображал не только фантастических монстров, но и реально существующих животных из далёкой Африки. Едва ли житель Западной Европы мог увидеть слона или жирафа вживую. Ведь цирков и зоопарков в средние века не было. Так как же ему тогда удалось изобразить их так точно?
Во времена Босха очень редко, но все же встречались путешественники, которые и привозили рисунки неведомых зверей из далеких стран.
На центральной части триптиха люди радуются земной жизни, предаваясь греху сладострастия. Картина просто переполнена обнаженными людьми: они едят ягоды и фрукты, беседуют и обнимаются то тут, то там.
Центральная часть триптиха.
Наименее хаотичным на картине кажется хоровод из необычных всадников: мужчины едут верхом на различных животных вокруг озера, в котором безмятежно плещутся девушки.
А вот характер мужчин определяется тем животным, на котором он едет. Здесь есть и лошади, и верблюды, и кабаны. А вот козел пока свободен, без наездника.
5. Почему в саду наслаждений так много птиц?
На левой и центральной частях триптиха часто встречается сова. Мы можем ложно подумать, что это символ мудрости. Но это значение было актуально в античности, и оно же принято в наше время.
Однако в средние века сова, как ночное хищное животное, было предвестником зла и смерти. Так же, как и потенциальные жертвы совы, люди должны быть настороже, так как зло и смерть высматривают их и угрожают нападением.
Среди дроздов, уток и дятлов есть и удод, который ассоциировался у людей средневековья с нечистотами. Ведь удод, имея длинный клюв, действительно часто ковыряется в навозе.
7. Что за ноты изображены на заде грешника? Это бессмыслица или конкретная мелодия?
В Аду немало грешников, наказанных за то, что при жизни играли на музыкальных инструментах для увеселения и удовольствия. Во времена Босха правильным считалось исполнять и слушать только церковную музыку.
Но на самом деле эти ноты складываются в музыку! Замечательный музыкант и педагог Валерия Гляйм наиграла эту мелодию. И вот что получилось:
Вот лишь несколько загадок самой фантастической картины средневековья.
На самом деле эта работа вызывает гораздо больше вопросов. Но единого толмута с разгадками вы не найдёте. Вот у Питера Брейгеля старшего, современника Босха, все было гораздо однозначнее, и исследователи давно расшифровали его работы. Ведь он изображал голландские пословицы.
Читайте продолжение в статье:
Комментарии других читателей смотрите ниже. Они часто являются хорошим дополнением к статье. Ещё вы можете поделиться своим мнением о картине и художнике, а также задать вопрос автору.
1. Почему в Раю есть сцены насилия и смерти?
На левой створке триптиха Босх изобразил рай. Здесь пейзажи с синими горами и сочной зеленью. В небе вьются птицы, в озере плавает лебедь, а из фонтана жизни плещется вода.
По нашим современным представлениям в раю нет насилия и смерти. Однако они имеют место быть в раю Босха. Лев поймал оленя и уже вгрызается ему в плоть. Дикая кошка несёт в зубах пойманное земноводное. А птица вот-вот проглотит лягушку.
Возможно, так он пытался показать, что от жестокости мира никуда не деться, даже в раю. И человек, как часть природы, также наделён жестокостью. Вопрос, как он ей распорядиться: впадёт в грех или сможет обуздать своё животное начало.
Следующая загадка
Теперь предлагаю перейти к деталям и поискать ответы на самые невероятные вопросы, которые вызывает эта загадочная картина.
4. Если Босх изображает, как люди предаются греху сладострастия, то где собственно распутные сцены?
Несмотря на то, что Босх изобразил несчетное количество нагих фигур, которые по его задумке предаются греху сладострастия, вы едва ли найдёте здесь откровенно неприличные сцены.
Однако есть все-таки одна распутная пара на картине, которая по откровенности своих жестов превосходит всех остальных. Она хорошо спрятана, поэтому найти её очень непросто.
Пара расположилась в глубине сада в отверстии центрального фонтана: бородатый мужчина положил свою ладонь на лоно большеголовой женщины.
2. Корабль дураков. 1495—1500 гг.
Но с кораблём Босха что-то не так. Его пассажиры предаются пустому веселью. Они горланят, пьют. И монахи, и миряне. Они даже не замечают, что их корабль уже никуда не плывёт. Причём так давно, что через днище проросло дерево.
Обратите внимание на шута. Дурак по профессии ведёт себя серьёзнее остальных. Он отвернулся от веселящихся и пьёт свой компот. Без него и так хватает глупцов на этом корабле.
Двое из них подплыли к кораблю дураков. Посмотрите, у одного из них такая же миска, что и у купальщика рядом с бочкой.
Иероним Босх. Аллегория чревоугодия и любострастия. 1500 г. Художественная галерея Йельского университета, Нью-Хейвен, США.
Следующая загадка
Иероним Босх — самый загадочный художник всех времён и народов. Его картины пытаются расшифровать до сих пор. Но к их полной разгадке мы не приблизимся, потому что Босх говорил на нескольких языках. На языке религиозной символики. На языке алхимиков. А ещё на языке голландских пословиц. И даже астрологии.
Сложно не запутаться. Но благодаря этому интерес к Босху никогда за иссякнет. Вот лишь несколько его шедевров, которые пленяют своей загадочностью.
4. Блудный сын. 1500 г.
Он изрядно потрепан жизнью. Но у него есть надежда. Покидая мир разврата и греха, он хочет вернуться домой, к отцу. В мир праведной жизни и духовной благодати.
Он оглядывается на дом, который является аллегорией распутного образа жизни. Таверна или постоялый двор. Временный приют, полный примитивных увеселений.
Крыша прохудилась. Ставня перекошена. Посетитель справляет нужду прямо за углом. А двое милуются в дверном проеме. Все это символизирует духовную деградацию.
Смысл здесь похожий. Мы — путники. На нашем пути есть чему порадоваться. Но и много опасностей. Куда мы идём? И придём ли мы куда-нибудь? Или будем так скитаться, пока смерть не настигнет нас на дороге?
Что не так с этим «Поклонением волхвов»
Иероним Босх. Поклонение волхвов. Около годов Museo Nacional del Prado / Wikimedia Commons
Около 1490–1500 годов состоятельные бюргеры из Антверпена — суконщик Петер Схейве и его жена Агнес де Грамме — заказали Босху триптих с изображением трех волхвов, принесших дары младенцу Иисусу. Этому евангельскому событию посвящен католический праздник Эпифания (Богоявление), который отмечается 6 января. Как тогда часто делалось, художник изобразил заказчиков по бокам от важнейшей сакральной сцены: за Петером стоит его святой патрон — апостол Петр, а за его женой — мученица Агнесса.
Кажется, что в этом сюжете, который тысячи раз представляли средневековые мастера, не может быть ничего неожиданного. Три гостя с Востока, пришедшие из дальних земель вслед за чудесной звездой, приносят дары новорожденному Мессии. В христианской традиции в поклонении волхвов видели предвестие того, что язычники со всех концов земли покорятся Христу и обратятся в истинную веру.
У Босха впервые за тремя волхвами появляется непонятный и, очевидно, зловещий персонаж: старик в причудливом одеянии. За его спиной во тьме хижины толпятся какие-то люди. Судя по их темным или уродливым лицам, это враги новорожденного богочеловека, которые тоже принадлежат к миру зла. Так же странно выглядит часть даров и одеяния третьего мага и его слуги. Историки предполагают, что Босх в этой сцене обличал внешних и внутренних врагов Церкви — магометан и иудеев Лотте Бранд Филип, Дебра Стрикленд. либо намекал зрителю на некий заговор, который силы тьмы составили против Божественного младенца Джозеф Кёрнер, Ларри Силвер. . Но как понять, в чем заключался этот сговор и кто в нем состоял?
5. Несение креста 1515—1516 гг.
Иероним Босх. Несение креста. 1515-1516 гг. Музей изящных искусств, Гент, Бельгия. Wga.hu
Неожиданная для Босха работа. Вместо далёких горизонтов и множества персонажей — очень сильное приближение. Только передний план. Лица так близко к нам, что даже можно почувствовать приступ клаустрофобии.
Уже нет никаких монстров. Уродливы сами люди. Все их пороки читаются на лицах. Злорадство. Осуждение другого. Душевная глухота. Агрессия.
Обратите внимание, что только трое персонажей имеют нормальные черты. Раскаявшийся разбойник в правом верхнем углу. Сам Христос. И святая Вероника в левом нижнем.
Они закрыли глаза, отрешившись от этого мира, который заполнен кричащей и злобной толпой. Только разбойник и Христос идут направо, в сторону смерти. А Вероника — налево, в сторону жизни.
На платке Вероники проступил образ Христа. Он смотрит на нас. Печальными спокойными глазами. Что он хочет нам сказать? Увидели ли мы себя в этой толпе? Готовы ли мы стать людьми, освободившись от агрессии и осуждения.
Босх был художником Эпохи Возрождения . Да, он был современником Леонардо да Винчи и Микеланджело.
Его вердикт неутешителен. Люди погрязли в пороках. Но есть надежда. Надежда на то, что каждый из нас найдёт путь к спасению. Главное — вовремя посмотреть на себя со стороны.
Комментарии других читателей смотрите ниже. Они часто являются хорошим дополнением к статье. Ещё вы можете поделиться своим мнением о картине и художнике, а также задать вопрос автору.
1. Сад земных наслаждений. 1505—1510 гг.
Иероним Босх. Сад земных наслаждений. 1500—1510. Музей Прадо, Мадрид
В двух словах. На левой створке изображён Рай. Бог только что сотворил Адама и Еву. Но босховский рай не такой уж райский. Здесь мы видим и Зло. Кошка тащит в зубах мышь. А рядом птица клюёт лягушку.
Почему? Животным можно совершать зло. Это их способ выживания. А вот для человека это грех.
Иероним Босх. Сад земных наслаждений. Фрагмент левой створки триптиха. 1505-1510 гг. Музей Прадо, Мадрид
На средней части триптиха множество обнаженных людей ведут праздный образ жизни. Волнуют их лишь земные удовольствия, символами которых являются гигантские ягоды и птицы.
Люди предаются греху сладострастия. Но условно. Мы это понимаем через символы. Вы не найдёте откровенной эротики. Только одна пара выглядит не очень пристойно. Попробуйте ее найти.
А знали ли вы, что в Эрмитаже хранится копия центральной части знаменитого триптиха? Создана на 50 лет позже последователем Босха. Позы и жесты те же. Только люди в стиле маньеризма. С прекрасными торсами и томными лицами.
У Босха персонажи более плоские и обескровленные. Как болванки, заготовки людей. А зачем писать настоящих людей, если жизнь их пустая, бесцельная?
Сверху: Последователь Босха. Сад земных наслаждений. Фрагмент. 1556-1568 гг. Государственный Эрмитаж , Санкт-Петербург. Снизу: Иероним Босх. Центральная часть триптиха. 1505-1510 гг. Музей Прадо, Мадрид
На правой створке мы видим Ад. Здесь те, кто увлекался праздной музыкой или обжорством. Картежники и пьяницы. Гордецы и скупердяи.
Но и тут загадок не меньше. Почему мы здесь встречаем Еву? Она сидит под стулом монстра с птичьей головой. Что за ноты изображены на заду одного из грешников? И почему все-таки бедные музыканты попали в Ад?
Кто стоит в дверях хижины
Cтарик в красном плаще, накинутом на голое тело, стоит в дверях хижины и из темноты глядит на младенца Иисуса. Историки давно спорят о том, кто он, и от ответа на этот вопрос зависит смысл, который они придают всему триптиху.
В нем видели первого человека Адама, прорицателя Валаама В его предсказании «Вижу Его, но ныне еще нет; зрю Его, но не близко. Восходит звезда от Иакова, и восстает жезл от Израиля, и разит князей Моава и сокрушает всех сынов Сифовых» (Числ. 24:17) христианские богословы нашли указание на вифлеемскую звезду и Рождество Христа. , еретика, Сатурна из астрологической символики или персонификацию низшего из металлов — свинца — из символики алхимической. Однако убедительнее две другие версии.
Британский историк искусства Эрнст Гомбрих в 1969 году предположил, что старик в красном плаще — это царь Ирод Великий, стремившийся убить младенца Христа. По одной из средневековых легенд, он сам отправился вслед за волхвами в Вифлеем. Если это действительно он, то стоящие за ним мрачные персонажи — его жестокие слуги и иудеи, которые, в отличие от язычников-волхвов, не признали в Младенце Мессию.
По другой популярной версии, которую в 1953 году выдвинула немецкая исследовательница Лотте Бранд Филип, перед нами еврейский мессия, то есть, с точки зрения христиан, лжемессия или сам Антихрист, а в глубине хижины прячутся его слуги, клевреты. Таким образом, изображая первое пришествие Христа, Босх перебросил мост к последним временам, когда, по многим средневековым преданиям, случится финальная битва между христианской Церковью и силами тьмы под предводительством Антихриста. В частности, Антихрист привлечет на свою сторону иудеев, которые признают в нем мессию, обещанного ветхозаветными пророками, и вместе с другими иноверцами развернут гонения против христиан. Такая эсхатологическая трактовка «Поклонения волхвов» подразумевала, что Босх заложил в этот радостно-триумфальный сюжет мощный антиеврейский посыл.
Антихрист заставляет цвести мертвое дерево. Из книги «Антихрист и пятнадцать знамений Страшного суда». Германия, около 1465 года Bayerische Staatsbibliothek Чудеса Антихриста. Миниатюра из «Апокалипсиса». Около 1420 года Wellcome Collection Иероним Босх. Искушение святого Антония. Фрагмент. Около годов Wikimedia Commons Праведники и грешники. Миниатюра из Часослова Рогана. Франция, годы Bibliothèque nationale de France
Вокруг похожего на чалму шлема старика обернуты тернии. Одна из сухих ветвей, пройдя сквозь стеклянную трубку, оживает и на ее конце распускается синий цветок. Если перед нами действительно Антихрист, эта веточка напоминает об одном из его пагубных чудес: чтобы соблазнить род человеческий, он заставил зацвести мертвое дерево Эту историю можно найти в иллюстрированных «житиях» Антихриста, которые неоднократно печатали во второй половине XV века. . Сами тернии, возможно, пародия на терновый венец Христа. Но если Христу он был надет прямо на голову как орудие пытки, то у Антихриста колючие ветви безопасно обернуты вокруг тюрбана.
Однако возможно и другое объяснение. Похожий терновый венец украшает воротник и наплечник чернокожего волхва в белом одеянии, стоящего чуть левее. В «Искушении святого Антония» Босх изобразил стол, вокруг которого собралась демоническая компания. Одна из участниц странного действа (в нем обычно видят некий колдовской ритуал или пародийную антимессу) — женщина с белой кожей и в белых одеждах, напоминающих облачение третьего волхва. А ее головной убор точно так же обвит терниями. Терновый венец Христа, помещенный в совершенно другой контекст, мог символизировать еретиков, пребывающих вне Церкви Так, на одной из миниатюр во французском Часослове Рогана (1430–1435) праведники, одетые в живые венки с райскими цветами, противопоставлены понурым грешникам в венках из мертвых колючек. .
Колокольчик, атланты и жаба
Из-под красного плаща старика свисает зеленоватая лента с колокольчиком на конце. На ней изображена вереница «атлантов» с шарами в руках — они очень похожи на жаб. Это сходство явно не случайно, так как на левой створке триптиха, над воротами двора, где одиноко сидит Иосиф, в той же позе с раздвинутыми передними и задними лапами изображена жаба — существо нечистое и олицетворявшее силы тьмы. Трудно сказать, вкладывал ли Босх в это украшение какой-то конкретный смысл, но оно почти наверняка указывает на демоническую природу своего обладателя.
Круглая рана
Иероним Босх. Страшный суд. Фрагмент. Около 1482 года Wikimedia Commons Иероним Босх. Поклонение волхвов. Внешние створки. Около годов Wikimedia Commons Царь Авенир, его сын Иоасаф и языческие мудрецы с персонификацией Сатурна. Миниатюра из книги «Варлаам и Иоасаф». Эльзас, 1469 год The J. Paul Getty Trust Сатурн и его дети. Гравюра. Германия, 1530–1562 годы © The Trustees of the British Museum Реликварий. Венгрия, около 1500 года The Metropolitan Museum of Art
На правой ноге старика Босх изобразил круглую рану, которая заключена в стеклянный сосуд. В ней часто видят указание на проказу, сифилис, который как раз в 1490-х годах был занесен в Европу из Нового Света, или другие кожные болезни. При этом дело, конечно, не столько в самом недуге, сколько в представлении о язвах как о Божьей каре и разложении плоти как свидетельстве разложения души. Не случайно в Средневековье ересь, которая поражает организм Церкви, часто уподобляли заразной болезни, называли проказой, сравнивали со зловонными язвами и т. д.
Похожие раны появляются у Босха не раз. В «Саде земных наслаждений» такой же белый кровоточащий кружок (только уже прикрытый бинтом, а не заключенный в стеклянный сосуд) изображен на ноге так называемого Человека-дерева, растущего посреди преисподней. А на его «Страшном суде» такая же круглая язва видна на ноге у синего колченогого демона, который тащит в корзине душу грешника, осужденного на вечные муки.
Английский историк Дебра Стрикленд, интерпретируя старика как Антихриста, предположила, что кровоточащая рана тоже могла быть навеяна средневековыми антиеврейскими стереотипами. Еще в античном Риме возникло представление о том, что евреи, по сравнению с другими народами, особо подвержены проказе. В средневековой астрологической теории, которая приписывала различные физические и психические свойства влиянию конкретных светил, считалось, что евреи, для которых так характерна алчность, духовная слепота и меланхолия, — дети зловещей планеты Сатурн, которую в позднее Средневековье часто изображали в облике хромого или одноногого старика. На одной из многочисленных гравюр с его астрологическими детьми мы видим нищего в язвах, паломника-калеку на деревяшке, колодника и иудея (его можно узнать по специальному знаку — кружку, пришитому к одежде).
Тем не менее круглая белая рана, из которой стекает кровь, слишком похожа на гостию Гостия (от лат. hostia — «жертва», «жертвенное животное») — хлебец из пресного теста, который используется на литургии. Католическая церковь учит, что в таинстве евхаристии он пресуществляется в Тело Христово (а вино — в его кровь). — Тело Христово. Во множестве историй о чудесах, распространившихся в позднее Средневековье, гостия — в ответ на физическую атаку со стороны еретиков или иноверцев — начинала кровоточить. Не случайно на внешних створках «Поклонения волхвов» Босх изобразил самое известное в его время евхаристическое чудо — видение израненного Христа, восстающего из гробницы. По преданию, оно было явлено над алтарем, когда папа Григорий Великий (590–604) служил мессу в римской церкви Санта-Кроче-ин-Джерусалемме. Видение должно было развеять сомнения одного из мирян, который не верил в то, что кусок хлеба реально становится телом Бога. Стеклянная трубка в золотом обрамлении, которая надета на ногу старика, очень напоминает специальный реликварий (монстранцию), куда в позднее Средневековье помещали Святые Дары. Так что рана на ноге Антихриста, возможно, своего рода антигостия, антитело Христово.
3. Искушение святого Антония. 1505—1506 гг.
Искушение святого Антония. Ещё один фантастический триптих Босха. Среди вороха монстров и чудищ — четыре сюжета из жизни отшельника.
Сначала святого в небе терзают бесы. Их послал Сатана. Ему не давало покоя, что тот борется с земными искушениями.
Измученного святого бесы бросили на землю. Мы видим, как его, обессиленного, ведут под руки.
На центральной части святой уже стоит на коленях среди загадочных персонажей. Это алхимики пытаются соблазнить его эликсиром вечной жизни. Как мы знаем, ничего у них не вышло.
Иероним Босх. Искушение святого Антония. Фрагмент центральной части триптиха. 1500 г. Национальный музей старого искусства в Лиссабоне, Португалия
А на правой створке Сатана предпринял ещё одну попытку сбить святого с его праведного пути. Пришел к нему в образе прекрасной царицы. Дабы его соблазнить. Но и тут святой устоял.
И чудища с головой овцы и телом ощипанного гуся. И полулюди-полудеревья с рыбьими хвостами. Самый известный монстр Босха тоже обитает здесь. Нелепое создание с воронкой и птичьим клювом.
Босх любил изображать святого Антония. В 2016 году ещё одна картина с этим святым была признана работой Босха.
Да, маленькие монстры похожи на босховских. В них нет ничего страшного. Но метафоричности хоть отбавляй. И воронка на ножках. И нос в виде черпака. И рыба ходячая.
Кто такие волхвы
В Евангелии от Матфея, единственном, где упоминаются волхвы, их число не указано. Тем не менее в христианской традиции со времен греческого теолога Оригена (около 185–254) считалось, что их было трое. Кроме того, возникла идея, что один из них был стариком, второй — средних лет, а третий — юношей (волхвы таким образом воплощали три возраста человека). В латинском переводе Нового Завета они названы «магами», и первые христианские богословы на волне полемики с язычеством порой описывали их как чародеев, прорицателей и обманщиков. Позже, однако, их репутация была восстановлена. Их стали считать благочестивыми мудрецами, которых вовсе не стоило путать с колдунами на службе демонов Часто трех волхвов — вслед за раннехристианским богословом Тертуллианом (около 160–230) — называли королями тех далеких земель, откуда они пришли за звездой. Потому в средневековой иконографии они часто предстают в коронах. С XI века за тремя магами окончательно закрепились имена — Каспар, Мельхиор и Бальтазар. Их мощи, как считалось, сначала хранились в Милане, а в 1164 году император Фридрих Барбаросса передал их в Кёльн, где культ трех королей приобрел особый размах. .
Уже в раннее Средневековье волхвов стали называть потомками трех сыновей Ноя: Сима, Иафета и Хама. Они представляли три части света, которые те заселили: Азию, Европу и Африку, — а их приход в Вифлеем означал, что весь мир признал в новорожденном Мессию. Именно поэтому третий волхв, пришедший из Аравии или Эфиопии, был чернокожим.
6. Почему не все грешники подвергаются мукам в Аду?
Но не все души принимают муки. Я обратила внимание на грешников, которые находятся на главном демоне в центре картины.
Получается, что их особо не мучают, а дают им выпивку, прогуливаются с ними или дают погрустить в одиночестве. Возможно это те, кто продали души дьяволу и для них было забронировано тёплое местечко без мучений? Только вот никуда не деться от созерцания мучений других.
Следующая загадка
Зловещий старик, птицы с красными ягодами в клювах, пляшущие крестьяне, чернокожий маг и другие на первый взгляд необъяснимые образы. Историк Михаил Майзульс рассказывает, как понять, что имел в виду Иероним Босх
Имя Иеронима Босха (около 1450 — 1516) ассоциируется с загадкой, и эта репутация более чем оправданна. Конструируя самых невообразимых монстров Флорентиец Лодовико Гвиччардини в своем «Описании Нидерландов» (1567) назвал Босха «удивительным создателем фантастических фигур и странных вещей». , соединяя в одном существе элементы живого и неживого, создавая пространства, где иллюзия переплетается с реальностью, Босх был ни на кого не похож и удивительно изобретателен. Его причудливо-устрашающие миры вызывали изумление уже у современников — поэтому в XVI веке Босха так часто копировали. Символика, которую он использовал, конечно, была укоренена в богословии и искусстве того времени. Однако его язык настолько индивидуален, что целые поколения историков спорят о значении этих образов, выдвигая множество конкурирующих, а иногда и прямо противоположных интерпретаций.
Это касается не только самых загадочных картин, таких как «Сад земных наслаждений» (мы даже точно не можем сказать, изобразил ли он на центральной панели царство плотских грехов или, наоборот, утопический мир безгрешности), но и более традиционных сюжетов. Неслучайно искусствовед Эрвин Панофский, который в 1953 году выпустил масштабное исследование по истории нидерландской живописи XIV–XV веков, признавался, что не готов посвятить Босху отдельную главу. Среди предшественников и современников — от Робера Кампена и Яна ван Эйка до Ганса Мемлинга и Квентина Массейса — странный мастер из нидерландского города Хертогенбос, по словам Панофского, напоминает одинокий остров. О Босхе написано море работ, но многие из его загадок все равно остаются без убедительного ответа. Расшифровка иконографии Босха прекрасно помогает разобраться, как работает интерпретация в истории искусств и как мы вообще ищем смысл при слишком большом количестве неизвестных.
Босха часто подозревают в том, что даже привычные религиозные сюжеты им причудливо переосмыслены, а то и вывернуты наизнанку. Поэтому, чтобы разобраться, как историки читают и перечитывают его работы, достаточно взять один образ на вполне традиционный сюжет — поклонение волхвов.
Читайте также: