Загадки авторские и народные презентация
Обновлено: 05.11.2024
Описание слайда: Описание слайда:
Величайшее богатство народа – его язык! Тысячелетиями накапливаются и вечно живут в слове несметные сокровища человеческой мысли и опыта. М. А. Шолохов (русский писатель) Афоризм урока
Описание слайда:Баю-баюшки-бай-бай! Поди, бука, под сарай, Мого Ваню не пугай. Я за веником схожу, Тебя, бука, прогоню. Поди, бука, куда хошь, Мого Ваню не тревожь! бука Послушайте произведение. Определите его жанр. Назовите приметы жанра. Каким вы себе представляете буку? Прочитайте выразительно колыбельные песни
Описание слайда:Устное народное творчество Знаете ли вы? англ. folk-lore — «народная мудрость» сказки пословицы загадки небылицы считалки песни заклички былины потешки ФОЛЬКЛОР Название какого жанра происходит от слова "гадати" - думать, рассуждать?
Описание слайда:знаю хочу узнать ЗАГАДКА
Описание слайда:Загадки - это великая сокровищница человеческой мысли. Они собрали в себе мудрость и тягу к знаниям. Мудрость была в почёте всегда.
Описание слайда:Тема урока: Русские народные загадки Цель: определить особенности жанра загадок. Как появились загадки? Какие бывают загадки? Как создаются загадки?
Описание слайда:История возникновения загадки Давным-давно, ещё тогда, когда боялись люди природы, казалось древнему охотнику, земледельцу и скотоводу, что всюду есть добрые и злые существа. В лесу - Леший, в реке - Водяной, Русалки, в избе - Домовой. Думали тогда люди, что и дерево, и рыба, и птица - все понимают человеческий язык. И люди в те времена, собираясь на охоту, на рыбную ловлю или просто со стадом в лес, старались вслух не произносить тех слов, которые с успехом предстоящего дела связаны. А для того чтобы и зверя обмануть, и друг друга понимать, придумали охотники, рыболовы да пастухи особый "тайный" язык, особую "загадочную" речь. Ещё в начале нашего века сибирские охотники во время охотничьего сезона медведицу называли "коровой", а корову "рыкуша", коня - "долгохвостый". Вот загадка когда-то из этой тайной речи и родилась. И сначала она для того и служила, чтобы помочь молодым "тайный" язык выучить. Если отгадал да запомнил загадку, то наверняка не забудешь, как нужно называть медведицу на охоте. Корова комола, Лобик широк, Глазеньки узеньки, В стаде пасётся И в руки не даётся.
Описание слайда:Зимними вечерами, когда переделаны все дела по хозяйству, собирались, бывало, и стар и мал в какой-нибудь избе. И начинали старики молодым мудрёные вопросы задавать. Позже загадка перешла в мир детства, стала учить ребёнка узнавать мир, видеть его по-новому. Разгадывание загадок доставляет удовольствие, отгадка – радует и удивляет. Как появились загадки?
Описание слайда:Какие бывают загадки? загадки Все загадки можно разделить по темам. Работа в группе Прочитайте загадки и отгадайте их. Сравните отгадки, определив их сходство. Назовите общий признак.
Описание слайда:1 группа 2 группа 3 группа 4 группа 1. Пятачком в земле копаюсь, В грязной луже искупаюсь. 2. Облачко на ножках, Ходит по дорожкам. 3. Без расчески причесался И умылся без воды, В кресло мягкое забрался И запел на все лады. 1.Я его кручу рукой, И на шеи и ногой, И на талии кручу, И ронять я не хочу. 2.Есть у нас коньки одни, Только летние они. По асфальту мы катались И довольными остались. 3.Гоняют клюшками по льду Её у нас всех на виду. Она в ворота залетит, И кто-то точно победит. 1.Ученикам велит садиться. Затем вставать и расходиться. В школе многим он велит, Ведь звонит, звонит, звонит. 2.Как ты учишься расскажет, Все отметки вмиг покажет. 3.Острым клювиком, как птичка, Водит ровно по страничке. И в твоей тетрадке Должны быть строчки гладки. 1.Горел в траве росистой фонарик золотистый. Потом померк, потух и превратился в пух. 2.Стоит Алена, платок зеленый, Тонкий стан, белый сарафан. 3.Это зелье ты не тронь: жжется больно, как огонь.
Описание слайда:Какие бывают загадки? загадки По темам Работа в группе Прочитайте загадки и отгадайте их. Сравните тексты загадок, определив сходство. Назовите общий признак. Некоторые загадки имеют стихотворную форму, другие даются в виде вопроса. А есть загадки, в которых нужно быть внимательными и не попадаться на рифму или наоборот, рифма служит подсказкой.
Описание слайда:1 группа 2 группа 3 группа 4 группа 1.Рассыпала Лукерья Серебряные перья, Закрутила, замела, Стала улица бела. 2.Голубой платок, Алый колобок, По платку катается, Людям улыбается. 3.Шёл долговяз, В сыру землю увяз. 1.Чем оканчиваются день и ночь? 2.Какое колесо автомобиля не вращается во время движения? 3.Когда черной кошке легче всего пробраться в дом? 1.Он большой, как мяч футбольный, Если спелый — все довольны, Так приятен он на вкус, И зовут его… 2. На жарком солнышке подсох И рвется из стручков… 3. Я в любую непогоду Уважаю очень воду. Я от грязи берегусь - Чистоплотный серый… Белым снегом всё одето - Значит, наступает . Кукарекает спросонок Милый, добрый . Высокий, длинноногий, Летать ему не лень - На крыше из соломы Устроился .
Описание слайда:Какие бывают загадки? загадки Тематические Работа в группе Загадки в стихах Загадки - вопросы Загадки-рифмовки Загадки-обманки
Описание слайда:Как создаются загадки? стр.17 Стоит Егорка В красной ермолке. Кто ни пройдёт, Всяк поклон отдаёт. Ермолка – маленькая круглая шапочка Загадка построена на сходстве признаков двух предметов: ягоды и шапочки
Описание слайда:Как создаются загадки? стр.17 Чёрный Ивашка, Деревянная рубашка, Где носом ведёт, Там заметку кладёт. Загадка построена на описании свойств предмета
Описание слайда:Как создаются загадки? стр.17 Не портной, а всю жизнь с иголками ходит. Загадка построена на противопоставлении: не портной, но с иголками Портной – ремесленная профессия по изготовлению одежды из текстильных полотен.
Описание слайда:стр.8 Проверь себя Загадка построена на сходстве признаков двух предметов Загадка построена на описании свойств или действий предмета Загадка построена на противопоставлении 10 баллов
Описание слайда:стр.8 Проверь себя 1. Прорубь 2. Петух 3. Дождь, земля, трава 4. Книга 5. Радуга 6. Лук 7. Кукушка 8. Скворец 9. Сорока 10. Олень 9–10 баллов. Высокий уровень 7-8 баллов. Базовый уровень 5-6 баллов. Допустимый уровень
Описание слайда:Узнал(а) Итог урока Тема урока: Русские народные загадки Цель: определить особенности жанра загадок. Как появились загадки? Какие бывают загадки? Как создаются загадки?
Описание слайда:Итог урока Результат достигнут Результат почти достигнут Результат не достигнут Командная работа Самооценка активен на уроке узнал новое сотрудничал при работе в группе Достижение цели
Описание слайда:Домашнее задание Подобрать 5-6 загадок по одному из принципов классификации.
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал. Скрыть- подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
- по всем предметам 1-11 классов
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
от 1 650 ₽ от 410 ₽Курс повышения квалификации
Новые методы и технологии преподавания в начальной школе по ФГОС
от 1 900 ₽ от 470 ₽Курс профессиональной переподготовки
Методика организации образовательного процесса в начальном общем образовании
Учитель начальных классов от 4 800 ₽ от 1 200 ₽ СкрытьОнлайн-конференция для учителей, репетиторов и родителей
Формирование математических способностей у детей с разными образовательными потребностями с помощью ментальной арифметики и других современных методик
Следующая загадка
Презентация для школьников на тему "Загадки" по литературному чтению 2 класс.
Вложение | Размер |
---|---|
zagadki.pptx | 2.88 МБ |
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительно к презентации на уроке используются видео материалы из м/ф " Маща и Медведь".
Презентация к открытому уроку по литературному чтению "Два пирожных"Презентация к открытому уроку литературного чтения во 2 классеЮ.И. Ермолаев «Два пирожных».
Открытый урок по литературному чтению: Е.Шварц "Сказка о потеряном времени". (4 класс).
Презентация к открытому уроку по литературному чтению 1 класс "Лиса и Журавль".
Красочные слайды. Информация об авторе.
Презентация к открытому уроку по литературному чтению в 4 классе на тему "Последний день Матвея Кузьмина"Презентация к уроку литературного чтения в 4 классе на тему "Последний день Матвея Кузьмина".
Презентация к открытому уроку по литературному чтению в 1 классе. Содержание: повторение+биография А.С. Пушкина.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературного чтения по теме "Устное народное творчество. Обобщение по разделу"С этим уроком я выступала на конкурсе "Самый классный классный".
Тест можно использовать при закреплении темы "Устное народное творчество".
Урок литературного чтения для учащихся 2 класса является итоговыммероприятием в работе над проектом "Создадим книги сами".
Данный материал можно использовать в качестве закрепления или проверочной работы по литературному чтению по теме "Устное народное творчество".
Олимпиада по устному народному творчеству составлена в виде теста с ответами. разработана для предметной недели по литературному чтению.
Данный тест включает две темы. Может быть использован на этапе обощения изученного материала в качестве проверочной работы.
Сабақ 18Тақырып: Потешки, пестушки, прибаутки. ( продолжение)Мақсаттар:· Продолжить знакомсство с потешками, пестушками и прибаутками. Учиться различать их др.
Подписи к слайдам:
Два конца, Два кольца, По средине гвоздь. Явился в жёлтой шубке: - Прощайте, две скорлупки!
Загадка - не просто развлечение и даже не только средство развития мыслительных способностей. Загадки Загадка - один из жанров народного творчества, заключающийся в иносказательном, часто в поэтической форме, описании какого-либо предмета или явления.
Загадки появились очень давно и всегда были проверкой не только знаний человека, — они требовали наблюдательности, умения видеть в самых обыденных предметах их сходства и различия, требовали способности воспринимать окружающий мир образно, поэтически.
У всех древних народов существовал обряд посвящения мальчиков в полноправные члены рода — охотники. Чтобы выдержать испытание на зрелость, мальчику нужно было доказать свою физическую силу, ловкость, мужество — убить огромного хищника, выдержать боль. А ум, знания, сообразительность он должен был проявить в отгадывании загадок.
У древних греков и германцев, как говорят предания, загадывание загадок приравнивалось к единоборству. Согласно легендам и преданиям, не отгадавший загадки расплачивался жизнью.
Запрещалось загадки загадывать не вовремя, например – летом и днем. Это вызывало напасти.
В сказках девушки выходят замуж за того, кто сумел отгадать ее загадки. Или выходят из трудных ситуаций сами, отгадав загадки. Загадки в сказках
В русских сказках Василиса-премудрая, Кот Баюн, Баба-Яга и другие персонажи часто загадывают загадки героям.
Виды загадок О людях О явлениях природы О разных предметах О животных профессии характер Названия (мама, девочка …)
Художественные особенности: Слово точное, яркое, характеризующее предмет и называющее его признаки Ритмический рисунок Рифма
По тёмному небу рассыпан горошек Цветной карамели из сахарной крошки, И только тогда, когда утро настанет, Вся карамель та внезапно растает
Цветное коромысло над рекой повисло.
Скатерть бела, все поле одела. Под соснами, под ёлками лежит мешок с иголками.
Сидит девица в темнице, а коса на улице.
Загадки придумывают люди и по сей день . Любая загадка — это замысловатый вопрос или иносказание, требующие ответа. Они составляются в краткой и занимательной форме, чаще всего в стихотворной.
Три основных типа Перечисление признаков загаданного предмета Открытое сравнение (форма, цвет, величина предмета, действие). Сравнение (метафора)
Составь загадку сам! что/кто что делает/для чего нужен на что похоже (метафора)
Следующая загадка
Загадки - описание Желтые, душистые, Нежно – золотистые. Повисели и упали… Дети фрукты собирали .
Загадки - сравнение Этот фрукт на вкус хорош и на лампочку похож.
© Виноградова Татьяна Викторовна 2012 г
Следующая загадка
Загадки – «народная наука» урок литературы в 5 классе Подготовила: учитель русского языка и литературы филиала «Балыклейский» МБОУ «Красивская СОШ»
Цели урока: Знакомство учащихся с загадками и их художественными особенностями. Развитие творческих способностей учащихся в процессе создания загадок, формирование логического мышления, устной речи учащихся, навыков выразительного чтения. Воспитание интереса к устному народному творчеству, бережного и внимательного отношения к слову. Обогащение словарного запаса учащихся.
Громко прозвенел звонок Начинается урок. Наши ушки на макушке, Глазки широко открыты Слушаем, запоминаем, Ни минуты не теряем.
Проверка домашнего задания. Устное народное творчество Фольклор Фольклор – искусство народа (от англ.folk-народ,lore-мудрость) Жанры фольклора Загадки Определение Что выражается в загадках? При помощи каких художественных средств «сделаны» загадки? Виды загадок
Загадки относятся к малым жанрам фольклора. У загадок много общего с пословицами и поговорками в содержании и в художественной форме. Однако они имеют и специфические черты, представляют собой самостоятельный жанр фольклора. Термин «загадка» - древнего происхождения. В древнерусском языке слово «гадать» означало «думать», «размышлять». В загадке дается предметное описание какого-нибудь явления, для узнавания которого требуется немалое размышление. Сам народ говорит о загадке: «Без лица в личине», «Лицо» - это загадка, «личина» - ее метафора. В загадке выражаются мысли не открыто и прямо, а переносно-метафорически. «На полянах девчонки в белых рубашках, в зеленых полушалках» (березки). Здесь тоже вместо реального предмета – его метафорическое обозначение. Составить загадку – значит обычным мыслям и предметам придать метафорическую форму выражения. И наоборот, разгадать загадку – ее метафорические образы заменить образами реальными.
«Темы загадок» Темы загадок Примеры Человек Не мёд, а ко всему льнёт (слово). Одежда Пять чуланов, одна дверь (перчатка). Огород Латка на латке, а игла не была (капуста). Пища, питьё В воде родиться, а воды боится (соль). Домашняя утварь, посуда Чёрный конь скачет в огонь (кочерга). Календарь Есть семь братьев: годами равные, именами разные (дни недели). Звери и птицы Страх тепло волочет (волк и овца). Явления природы Шёл долговяз, в землю увяз (дождь). Небо и земля Вся дорожка усыпана горошком (Млечный Путь). Лес На бору, на яру, стоит мужичок-красный колпачок (мухомор). Грамота Белый зайчик прыгает по чёрному полю (мел и доска).
ТИПЫ ЗАГАДОК Загадка, как правило, состоит из одного предложения. Загадки бывают трёх основных типов. Первый тип — простое перечисление признаков загаданного предмета. Второй тип — последовательное сравнение загаданного предмета с разными предметами по одному признаку, потом загадываемый предмет сравнивается с другим предметом, но уже по другому признаку. Сравнение бывает открытое с помощью слова “как”. Бывает и отрицательное сравнение с помощью слов “не …, а …”. Третий тип — “скрытое” сравнение (метафора), которое без знания отгадки вызывает в воображении противоречивую картину жизни.
Физкультминутка. Мы гуляем по загадкам, Побываем мы везде. С удовольствием гуляем, Много нового узнаем!
ОТГАДАЙ ЗАГАДКУ 1. Под каким деревом сидит заяц вовремя дождя? Под мокрым! 2. Какое колесо не крутится при правом повороте? Запасное 3. Когда черной кошке легче всего попасть в дом? Когда открыты двери! 4. Сколько месяцев в году имеют 28 дней? Все 5. Чем заканчивается лето и начинается осень? Буквой "О"
РАБОТА В ГРУППАХ «СОЧИНИ ЗАГАДКУ» Задание группы 1. Юмористические загадки имеют характер анекдота, просто выраженного в форме загадки или вопроса. Пример: Какое слово начинается с трех букв "Г" и заканчивается тремя буквами "Я"? Тригонометрия Составьте юмористическую загадку.
Задание группы 2. Логические загадки решаются с помощью проверки истинности каждого суждения по отдельности и различных комбинаций суждений. Пример: В 12-этажном доме есть лифт. На первом этаже живет всего 2 людей, от этажа к этажу количество жителей увеличивается вдвое. На каком этаже в этом доме чаще всего нажимается кнопка вызова лифта? На первом этаже, независимо от распределения жителей по этажам. Составьте логическую загадку.
Задание группы 3. Математические загадки решаются с помощью подсчётов, но часто подразумевают использование и образного, и логического мышления. Пример: Сказочному гному еженощно нужна новая свеча, которой он светит себе в дороге, ходя по городу. Он может сделать 1 новую свечу из 5 свечных огарков. Если у него наберется 25 огарков, то на сколько ночей ему хватит запаса новых свечей? На 6 ночей. Он сможет сделать 5 новых свеч из 25 огарков, а когда они сгорят, он может сделать шестую из тех 5 огарков, что от них останутся. Составьте математическую загадку.
Итоги урока В современном мире загадка почти перестала играть культовую, мистическую, социальную роль. Однако художественная и культурная, образовательная и развлекательная функции остаются. Загадки глубоко проникли не только в фольклор, но и в мировую литературу, стали неотъемлемой частью культуры народов мира. Конечно, разгадывание загадок является прежде всего развлечением. Но в то же время даже абстрактная или не решаемая загадка – вызов человеческой мысли и весомый мотив для нахождения ответа на неё.
Домашнее задание. Запишите названия русских народных сказок, в которые входили бы загадки.
Читайте также: