Загадка всех я за день навещу

Обновлено: 20.09.2024

Разработка урока «Загадки народа коми» является составной частью изучаемой темы «Устное народное творчество.

Загадка-изображение или выражение, нуждающееся в разгадке. Назначение загадок-развивать поэтический взгляд на действительность.

Загадки-один из древнейших видов фольклора. В период своего возникновения они были связаны с обрядами, с магией; следы такого значения загадок сохранились в сказках и свадебном обряде коми. Особую роль в возникновении загадки играло и то, что древние люди, опасаясь навлечь на себя гнев лесных животных и различных хозяев стихий, стара-лись их не называть по именам. С этой целью они прибегали к описательной, иносказа-тельной, тайной речи.

Главным назначением загадки в новых условиях становится развитие у людей сообрази-тельности, смекалки, художественно-образного мышления.

Загадок у коми народа написано много. Разгадка большинства из них требует немалой сообразительности. Тематика загадок народа коми специфична. Она связана с условиями жизни, труда коми крестьян, с природой, сферой, в которой живут коми люди.

Тематика загадок ограничивается теми явлениями и предметами, с которыми коми кре-стьяне ежедневно встречались в свой жизни.

Поэтизация природы, самого человека, выраженная в загадках, говорит о том, что коми с давних пор в результатах своей работы видели красоту, видели прекрасное в том, что их окружало и что ими было создано. Поэтому-то загадки, развивая в людях сообразитель-ность, остроту ума, тонкость восприятия окружающего мира, развивали любовь к труду, к своему краю. В этом заключается познавательная и воспитательная роль загадок.

Знакомство с одним из древнейших жанров фольклора и осуществление метапредметно-сти с искусством составления коми орнамента.

1. Развивать ассоциативное мышление детей.

2. Расширять знание учащимися коми и русских загадок.

3. Развивать быстроту мыслительной реакции учащихся.

4. Совершенствовать навыки детей в быстром изображении предметов контуром.

5. Упражнять детей в изображении элементов коми орнамента.

Форма проведения: Игровая технология и технология проблемного обучения.

Возраст учащися: 2 класс.

-Тексты коми и русских загадок, имеющих одну и ту же отгадку.

-Таблица №1 «Двенадцать тем коми загадок».

-Набор жетонов двух цветов: красные-за формулировку русской загадки в стихотворной форме; синие-за неточную формулировку русской загадки, но по теме загадки коми.

-Лист бумаги, карандаш.

1. Научиться определять раздел коми загадки по ее тематической направленности.

2. Отгадать коми загадку, вспомнить на эту же отгадку русскую загадку и ответить ведущему загадкой в русском варианте.

3. Изобразить как можно больше отгадок контурным рисунком.

Следующая загадка

На данной странице вы найдете загадку Всех за день я навещу, всё, что знаю, растрещу, вам обязательно пригодится эта информация для общего развития.

Всех за день я навещу,
Всё, что знаю, растрещу!
Ответ: Сорока

Понравилось? Расскажи об этой странице друзьям!

Ход занятия:

1. Вступительное слово учителя о коми загадках.

В «Толковом словаре» Ожегова сказано, что загадка – изображение или выраже-ние, нуждающееся в разгадке, истолковании.

С древнейших времен загадки были не только веселой игрой ума и воображения, но порой серьезным испытанием не на жизнь, а на смерть.

В русских сказках нередко герой должен отгадать загадку. Отгадаешь – получишь свою невесту, не отгадаешь – погибнешь.

– Вспомните, в каких русских народных сказках герою приходится отгадывать за-гадки? («Варвара-краса…», «Кощей Бессмертный» и т. д.)

У коми народа загадок очень много. Разгадка большинства из них требует немалой сообразительности. Представление книги «Коми народные загадки».

Загадка была связана с тайной речью и тот, кто умел их разгадывать, владел этой тайной и имел ключ к пониманию устройства во Вселенной. Но и сегодня загадка не умерла и удивляет нас своим разнообразием.

Сегодня на занятии мы более подробно познакомимся с загадками коми народа о природе.

2. формулировка задания учащимся.

Мы сегодня поиграем в игру «Отгадай-загадай-нарисуй».Правила игры просты: учитель зачитывает загадку на коми языке. Учащиеся отгадывают загадку и определяют раздел по тематической направленности. После этого находят вариант русской загадки с таким же ответом. Примеры коми и русских загадок (приложение 2).

Деятельность учителя Деятельность учащихся

-Зачитывает коми загадку. (Пример №1: «Белый, как снег, всем нравится, но зубам вредно».) Отгадывают загадку («сахар») и определя-ют раздел по ее тематической направленно-сти («пища»).

-Спрашивает у учащихся русский вариант на данную загадку.-Отвечают: «Я бел, как снег, в чести у всех, и нравлюсь вам во вред зубам» (получают красный жетон).

-Дает задание-зарисовать из таблицы №1 декоративный элемент коми орнамента из того раздела, к которому принадлежит за-гадка о сахаре. -Дети зарисовывают коми элемент из раз-дела «пища»

-Зачитывает коми загадку. (Пример №2: «Изба совсем темная, а в ней живет полно людей».) Отгадывают загадку («огурец») и опреде-ляют раздел по ее тематической направлен-ности («овощи»).

-Спрашивает у учащихся русский вариант на данную загадку.-Отвечают: «Ни окошек, ни дверей, полна горница людей» (получают красный же-тон).

-Дает задание-зарисовать из таблицы №1 декоративный элемент коми орнамента из того раздела, к которому принадлежит за-гадка об огурце. -Дети зарисовывают коми элемент из раз-дела «овощи»

В конце игры учащиеся на скорость, т. е. за определенное время, изображают контуром отгадки на те загадки, за которые они получили жетоны. При работе они используют таб-лицу «Коми орнамент» (приложение 1).

Выявление победителя, награждение (приложение 3).Условием для выявления победите-лей являются:

• Наличие у ученика большего количества красных жетонов.

• Наличие самых точных изображений элементов коми орнамента.

• Наличие большего количества контурных изображений отгадок.

С помощью таблицы «Коми орнамент» и книги «Коми народные загадки» составить рас-сказ «Наш семейный огород».

1. Коми народные загадки. Сост. Плесовский Ф. В. Кн. изд. Сыктывкар., 1975.

2. Детям о культуре народа коми -II часть. Сост. Клейман Т. В. Кн. изд. Сыктывкар, 1991.

3. «Заветный клад: избранная коми-пермяцкая народная проза и поэзия». Сост. В. В. Климова).Кн. изд. Кудымкар, 2007.

Коми:Русские:

В сенях ходит да в избу не заходит.

Четыре брата одной шляпой накрываются Четыре братца под одной крышей.

Брякает-звякает, клеть стережет. Не лает, не кусает, а в дом не пускает.

Через реку жердь перекинута. Красное коромысло через реку повисло.

В лесу лает- лает, домой вернется, под ла-вочку ляжет. В лес идет-домой гладит, из лесу идет-домой глядит.

Мал мужичок да всем нужен. Маленького роста я

Тонкая и острая.

Носом путь себе ищу,

За собою хвост тащу…

Кто по снегу, по траве носит лес на голо-ве? Кто на своей голове

Сидит дед, на нем сто одежек, кто его раз-денет, тот и слезы прольет. Сидит дед, во сто шуб одет. Кто его разде-вает, тот и слезы проливает.

Четыре сестрицы в одну лунку плюют. Есть копыта и рога,

Летом ходит на луга.

Чтобы были все здоровы,

По утрам не на коне

Приезжает гость ко мне…

Вечером за горизонт

Убегает - клонит в сон…

Золотой, с приходом дня,

Будит раньше всех меня! Кто-то утром не спеша

Надувает красный шар,

А как выпустит из рук —

Станет вдруг светло во-круг.

А я тружусь и днем и ночью,

Не пью, не ем, не лягу спать…

Но если время хочешь знать,

Спроси меня – отвечу точно! День и ночь они идут. Никогда не устают.Монотонно шепчут в такт: Тик, так, тик и так. Стрелки, будто как усы. Называются…

С двумя животами, с четырьмя ушами, с одним ртом. Четыре ушка и два брюшка.

Как кузнечик, на опушке

Скачет маленький комочек.

Страшно – прижимает ушки.

Хвостик куцый, что грибочек.

Мчится без оглядки,

Лишь сверкают пятки.

Мчится что есть духу,

Хвост короче уха.

Белый, как снег, всем нравится, но зубам вредно. Я бел, как снег, в чести у всех, и нравлюсь вам во вред зубам.

Изба совсем темная, а в ней живет полно людей. Ни окошек, ни дверей, полна горница лю-дей.

Косолапы ножки - в тепленьких сапожках.

По лесу шагаю, всех вокруг пугаю.

Как оскалюсь, зарычу - очень грозен, не шучу!

Мед с вареньем я люблю, а зимой в берлоге сплю. Бурый он и косолапый,

Ловит рыбу мощной лапой.

А ещё он любит мёд!

Кто сластёну назовёт?

Не живой, а человека учит. Не куст, а с листочками, не рубашка, а сши-та, не человек, а рассказывает.

Ночью калачиком, днем- скалочкой. На всех, кто не знает, она рычит и лает.

Жизни трудней, чем у меня, нет ни у кого, всю ночь мне приходится работать. Я умею чисто мыться не водой, а языком. И мне часто-часто снится блюдце с теплым молоком.

Сначала хлоп-хлоп, а затем резкий крик. Гребешок на голове, две ноги, и шпоры две. Он в один и тот же час рано утром будит нас.

В воде родилась, а воды боится. Одну меня не едят, а без меня есть не хотят.

Красивая девица, да сердце угольное. У носатого, у Фоки,постоянно руки в бо-ки: Фока воду кипятит и как зеркало бле-стит.

Семьдесят пальто и все без застежек. Семьдесят одежек, и все без застежек.

Он живет в Москве, я здесь живу, он знает, что я делаю, что он делает, слышишь и ви-дишь один другого. Поле белое, семена черные, кто сеет, тот сам разумеет.

Беднягу все время бьют палками, а он быстро бегает. Беднягу бьют, а он не плачет, быстрее еще скачет. Хоть надут он всегда, с ним не скучно никогда.

Зимой и летом в одной одежде. Зимой и летом одним цветом.

Дом жителей полон, а окон нет. Без окон, без дверей полна горница людей.

Посреди моря лодка плывет Утка-в море, хвост-на заборе.

Публикации по теме:

Дидактическо-познавательная коробочка «Рыбы Республики Коми»

Дидактическо-познавательная коробочка «Рыбы Республики Коми» Дидактическо – познавательная коробочка- универсальная и разно вариантная игра. Данное дидактическое пособие предназначено для детей 5.

КВН с родителями и детьми «Люби и знай свой Коми край»

КВН с родителями и детьми «Люби и знай свой Коми край» К. В. Н. с родителями и детьми «Люби и знай наш Коми край» Цель: Систематизация знаний детей о родном крае, городе, способствующих формированию.

Картотека коми народных хороводных игр

Картотека коми народных хороводных игр Картотека коми народных хороводных игр 1. Белый шаман (Еджыд шаман)Звучит коми народная музыка. Играющие ходят по кругу, выполняют разные.

Коми развлечение «Вечерние посиделки»

Коми развлечение «Вечерние посиделки» КОМИ РАЗВЛЕЧЕНИЕ – вечерние посиделки Цель : приобщать детей к духовно-нравственным традициям, культуре и быту народа Коми,прививая любовь.

Методическая разработка «Картотека коми народных хороводных игр» (продолжение)

Методическая разработка «Картотека коми народных хороводных игр» (продолжение) Методическая разработка "Картотека коми народных хороводных игр" (продолжение) Оркестр. Дети встают в круг и играют под мелодию «Шондибанэй-олэмэй.

Мини-музей «Коми изба» в детском саду

Мини-музей «Коми изба» в детском саду Чувство патриотизма начинает формироваться с самого рождения. Любовь и привязанность к Родине, преданность ей, ответственность за нее, желание.

«Мы живем на Севере, в далеком Коми крае» (фотоотчет)

«Мы живем на Севере, в далеком Коми крае» (фотоотчет) Каждому человеку дорог тот край, в котором он живет. Для нас- взрослых и детишек нет милее нашей северной земли. В детском саду мы стараемся.

Рекомендации родителям «Загадывайте детям загадки» в условиях самоизоляции. Видео «Загадки для старших дошкольников»

Рекомендации родителям «Загадывайте детям загадки» в условиях самоизоляции. Видео «Загадки для старших дошкольников» Детям нравится отгадывать загадки. Им доставляет радость и процесс отгадывания загадок, и результат. Загадка развивает у детей логическое.

У нас — «Коми неделя»

У нас — «Коми неделя» У нас- Коми неделя. В детском саду «Белоснежка» стало традицией проводить «Коми неделю» два раза в год (в ноябре и январе). Каждый день.

Знакомство с коми орнаментом «Шонди» (Солнце)

Знакомство с коми орнаментом «Шонди» (Солнце) Одной из основных частей народного творчества коми в конце 19 – начале 20 веков был орнамент. Самое широкое воплощение орнамент нашел в.

Следующая загадка

интеллектуальная игра «Загадочный турнир».

Воспитатель Быстрова Татьяна Сергеевна.

Сценарий рассчитан на проведение мероприятия в коллективе 6-12 человек, продолжительностью 30-45 минут.

1. Формировать целостное представление о мире и его обитателях; развивать интерес к его познанию.

2. Содействовать развитию интеллекта, эрудиции, памяти.

3. Воспитывать поведенческую культуру,культуру общения в групповой работе: умение выслушивать, доброжелательно и корректно вести дискуссию, достойно радоваться победе и принимать поражение.

4. Развивать умение работать в команде. Многие интеллектуальные игры – командные состязания. Игрокам необходимо научиться слышать и понимать друг друга, чтобы отыскать правильный ответ и получить заветные баллы.

5. Развитие умения мыслить логически. Не всегда удается сразу найти правильный ответ, иногда игроки выстраивают длинную цепочку умозаключений, чтобы прийти к одной версии.

Воспитатель делит детей на команды.

Воспитатель:

В нашей игре 6 раундов – необходимо быстро и правильно ответить на вопросы. За правильный ответ – 1 балл.

1. РАУНД- «Разминка»

1.Варит отлично твоя голова: пять плюс один получается… (не два, а шесть)

2. Вышел зайчик погулять, лап у зайца ровно… (не пять, а четыре)

3.Ходит в народе такая молва: шесть минус три получается… (не два, а три)

1. Сколько букв в русском языке? (33)

2. Сколько всего гласных букв в русском алфавите? (10)

3. Какие буквы не обозначают звуков? (ъ,ь)

1. Какая птица откладывает яйца в чужие гнезда? (кукушка)

2. Какое животное носит детей в сумке? (кенгуру)

3. Какой страшный зверь любит малину? (медведь)

2 .Раунд- Отгадай загадку.

Я в любую непогоду

Уважаю очень воду,

Я от грязи берегусь,

Распустила хвост жар-птица,

Он горит и золотится,

Из заморских к нам долин

Этот хвост принёс.

В лесу под щебет, звон и свист

Стучит лесной телеграфист:

«Здорово, дрозд-приятель!»

И ставит подпись…

Голова с гребешком.

Ночью зряча, днём слепа,

Мышей ловит, а не кот.

Всех я за день навещу,

Всё, что знаю, растрещу.

Есть рыжий хвост,

Под ёлкой лежит.

Никого не обижает,

Сам всех боится.

Лошадь как лошадь,

Но только в полоску.

Очень много силы в нём,

Ростом он почти что с дом

У него огромный нос,

Будто сотню лет он рос.

Он – самый главный из зверей,

Он всех важней и всех сильней

Уродилась я на славу,

Голова бела, кудрява.

Как на нашей грядке

Выросли загадки –

Хвост вверх глядит.

Сахар из неё можно добыть,

Вкусный борщ сварить.

3. Раунд – «Космос»

Воспитатель:

-разгадайте кроссворд то теме «КОСМОС» и прочитайте слово по вертикали.

1. Вся дорожка усыпана горошком. (Ответ содержит 2 слова.)

2. Бродит одиноко огненное око.

Всюду, где бывает, взглядом согревает.

3. Рассыпалось к ночи зерно,

Глянули утром – нет ничего. (Ответ – в единственном числе.)

4. Голубой шатёр весь мир накрыл.

5. Кто в году четыре раза переодевается?

6. Над клубком челнок летает,

На клубок витки мотает.

7. В голубой станице девица круглолица.

Ночью ей не спится – в озеро глядится.

Слово по вертикали: ___

Раунд 4 – «Растения»

Воспитатель : хорошо ли мы знаем растения?

1. Назовите листопадное хвойное дерево.

2. Какое дерево на Земле самое высокое?

3. Какая ягода самая большая?

4. Какие грибы имеют разноцветные шляпки?

5. У какого дерева ствол белый?

6. Какое дерево зацветает раньше других?

7. Из чего получают манную крупу?

8. Растения, которые во времена динозавров достигали в высоту 45 метров и образовывали леса среди огромных болот. Размножается спорами.

Раунд 5 – «Животные»

Воспитатель: а сейчас мы узнаем, кто лучший биолог?

1. Самое быстрое животное (гепард).

2. Самое крупное сухопутное млекопитающее (африканский слон).

3. Самая маленькая птица на Земле (колибри).

4. Самая большая птица (страус).

5. У кого самый чуткий нос?

6. У какой птицы самый длинный язык?

7. Детёныши, каких животных питаются молоком чужой матери?

8. Какая птица выводит птенцов зимой?

Раунд 6 – «Угадай по описанию»

Воспитатель зачитывает описание животного.

1. Это крупное красивое животное весом до 800 кг, прекрасно плавает.

Может часами находиться в ледяной воде. Лапы длинные и покрыты шерстью.

Добычу чует за много километров по запаху, приносимому ветром.

Мясо убитого животного прячет в снег и держится рядом, пока мясо не кончится.

На человека обычно не нападает. Животное занесено в Красную книгу. (Белый медведь.)

2. Это млекопитающее, относится к отряду зубатых китов.

У него 272 зуба.

Спит оно, распластавшись недалеко от поверхности воды. Не просыпаясь, с ударом хвоста поднимаются на поверхность и дышат.

В последние годы много говорят о его уме. Некоторых представителей обучили даже английскому языку и они сносно говорили «бай-бай», «о кей».

Очень сообразительные животные. В морях они спасают своих раненых собратьев, сообща выталкивая их из воды, чтобы пострадавшие могли дышать. Не раз спасали таким образом и людей. (Дельфин.)

3. Это животное – представитель отряда рукокрылых.

Днём спит, а ночью – активно.

По земле передвигается неплохо, даже проворно.

Вода ему не страшна: хлопая крыльями и прыгая по воде довольно быстро выбирается на берег.

Обычная пища – насекомые (жуки, комары, сверчки, мотыльки).

Спит головой вниз, уцепившись когтями ног. (Летучая мышь.)

4. Это птица. Живёт колониями.

Перья растут равномерно по всему телу, поэтому тело обтекаемое.

Под кожей слой жира до 3 см, поэтому ей не страшен никакой мороз.

Откладывает одно-два яйца, которое высиживают по очереди самец и самка.

Среди её врагов – буревестники, крысы, акулы, касатки. (Пингвин.)

По итогам игры отмечаются команды-победители по каждому раунду и команда, получившая наибольшее количество баллов. Таким образом, награждаются все-команды, принимавшие участие в игре.

Публикации по теме:

Фотоотчет «Интеллектуальная игра «Почемучки — Знайки»

Фотоотчет «Интеллектуальная игра «Почемучки — Знайки» «…Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности…» В. А. Сухомлинский В городе Калининграде вошло в традицию ежегодно.

Интеллектуальная игра для детей старшего дошкольного возраста

Интеллектуальная игра для детей старшего дошкольного возраста Почему я эту игру отнесла к разряду интеллектуальных? Потому, что, на мой взгляд, её содержание отвечает определению интеллекта, как способности.

Интеллектуальная игра для подготовительной группы «Что? Где? Когда?»

Интеллектуальная игра для подготовительной группы «Что? Где? Когда?» ЦЕЛЬ: Развивать познавательные способности учащихся, развития зрительного восприятия, внимания, интерес к познанию окружающего мира.

Интеллектуальная игра-соревнование «Космические старты»

Интеллектуальная игра-соревнование «Космические старты» День космонавтики – прекрасный повод поговорить с детьми об устройстве нашей солнечной системы, звездном небе, космических ракетах. В этом.

Интеллектуальная игра «Счастливый случай» Цель: способствовать расширению общего кругозора детей; развивать самостоятельность, мышления Задачи: 1. Формирование развития познавательных.

Интеллектуальная игра «Умники и умницы: первые шаги»

Интеллектуальная игра «Умники и умницы: первые шаги» Наш детский сад уже четвертый год проводит интеллектуальную игру "Умники и умницы: первые шаги", в которой принимают участие дети подготовительной.

Интеллектуальная игра «Знатоки Азова» В конце мая в нашем городе проходила неделя педагогического мастерства. В течение недели воспитатели детских садов делились друг с другом.

Сайт развития ребенка Умные дети

На сайте развития ребенка вы найдете полезную информацию о обучение детей, о развивающих игр для детей, о раннем развитии ребенка, и нтересные статьи, а также полезные материалы для обучения. Все это на портале развития ребенка Умные дети .

Следующая загадка

Пословицы и поговорки, загадки и стихи о семье «День семьи, любви и верности» (подборка) Пословицы и поговорки, загадки и стихи о семье. Смелость силе воевода. Тот герой кто за Родину горой. Кто смел тот на коня сел. За край.

Картотека «Загадки, стихи, игры для дошкольников «Клоун»

Картотека «Загадки, стихи, игры для дошкольников «Клоун» Загадки 1. В цирке он смешнее всех. У него – большой успех. Только вспомнить остаётся, Весельчак тот как зовётся? 2. Так его комичен вид.

Методическая разработка «14 августа — Медовый Спас. Исторические факты, стихи, загадки, приметы, пословицы и поговорки»

Методическая разработка «14 августа — Медовый Спас. Исторические факты, стихи, загадки, приметы, пословицы и поговорки» Одним из главных праздников православия является Медовый Спас, дата которого совпадает с начальным периодом Успенского поста. Другие.

Проект «Все о птицах» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Полевской городской округ «Детский сад №34» ПРОЕКТ «Птицы Урала». Средний.

Стихи и загадки про лето для детей дошкольного возраста Предлагаю подборку стихов, загадок про лето для детей дошкольного возраста. Этот материал будет полезен воспитателям во время проведение.

Стихи о перелетных птицах 1. Журавли. Над землей слышны вдали, птичьи голоса. Прилетели журавли, и пришла весна. День и ночь летели птицы, до родной земли. Долгий.

«Стихи — запрет, стихи — приказ». Занятие для детей старшей группы по программе «Рифмы юные друзья» Задачи: - Познакомить детей со смыслом и назначением страшилок, молчанок. - Развивать умение понимать скрытый юмор в этих жанрах. - Сосредоточить.

Загадки, стихи и игры для дошкольников ко Дню космонавтики ЗАГАДКИСверкая огромным хвостом в темноте, Несется среди ярких звезд в пустоте, Она не звезда, не планета, Загадка Вселенной… (Комета) Эта.

Загадки, стихи, пословицы, поговорки о ветре Предлагаю подборку загадок, стихов, пословиц, поговорки про ветер для детей дошкольного возраста. Данный материал может быть полезен воспитателям,.

Занятие «Поговорим о птицах» Занятие «Поговорим о птицах.» в младшей группе Цель занятия: Расширить и уточнить знания детей о птицах нашего города. Продолжать знакомить.

Читайте также: