Загадка состав на что похоже
Обновлено: 04.11.2024
Цели урока: развивать умение называть признаки предметов, подбирать рифму, обогащать словарный запас школьников, учить работать в группах.
Оборудование: слайды, карточки, учебник, тетрадь-задачник Русский язык. 2 класс; «К тайнам нашего языка» М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко, Смоленск, «Ассоциация ХХI век, 2007.
Следующая загадка
Оправа похожа на два обруча, два стекла похожи на два озера, а дужка похожа на мост.
Загадка - В двух обручах два озера с мостом посередине.
Придумайте, пожалуйста, загадку такого типа, с тремя "составами", и с тремя "на что похоже"
Заранее спасибо.
Следующая загадка
- на основе наблюдений показать учащимся, как построена загадка;
- учить детей применять свои умения в свободной письменной речи, сочинять загадки;
- совершенствовать навык каллиграфического письма.
- развитие внимания, памяти мышления;
- развитие орфографической зоркости;
- расширение кругозора;
- развитие способности к самоконтролю;
- развитие умения работать в заданном темпе.
- воспитание интереса к предмету, к чтению;
- воспитание самостоятельности.
Оборудование:
- интерактивная доска;
- слайды с изображением “отгадок” к загадкам;
- учебник русского языка (авторы – М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко)
ХОД УРОКА
- Давайте хором прочтём тему урока.
- Что такое загадка? (Это выражение, нуждающееся в разгадке. И у каждой загадки есть разгадка.)
- Кто загадывает загадки?
- А вы хотите научиться сочинять загадки?
Паровоз без колёс –
Вот так чудо-паровоз!
Не с ума ли он сошёл?
Прямо по морю пошёл!
- Отгадайте эту загадку.
- Как вы догадались? По каким признакам?
- Назовите эти признаки.
- Называется ли в загадке предмет, о котором придумана загадка? (нет)
- Как вы узнаёте загаданный предмет? (с помощью признаков)
- По- твоему, загадки- это деловая речь или картинная?
- Сегодня мы попробуем сочинять загадки.
2) Работа по учебнику.
- Обратимся к задачнику.
- Первый текст не загадка, так как в нём назван предмет (стол), т.е. не выполнено первое требование к загадкам.
- Второй текст – загадка. Почему? (Есть признаки, по которым можно понять, что это загадка.)
- Назовите эти признаки.
- Но первый текст легко превратить в загадку. Каким образом? (Убрать слово стол)
- Прочитаем загадку.
Продолжим работу по учебнику.
- Предметы, о которых можно попробовать сочинить загадки, подсказаны картинками: это лопата и ножницы.
- Что это за предмет? (Лопата)
- Зачем он нужен? (Копать)
- Из какого материала сделан? (Железо)
- На что похож? Может быть, на ладошку?
- Давайте назовём признаки этой “ладошки”, подберём рифму и постараемся сочинить загадку.
- Из какого материала и на что похожа? (железная ладошка)
- Что мы делаем лопатой? (копаем)
- А что сейчас осенью копают лопатой? (картошку) (копает картошку)
- Давайте соберём загадку.
Железная ладошка
копает картошку.
- Запиши её. Не испорть ошибками! Как уйдёшь от них?
- Запись на доске (одно слово один ученик)
Ж…лезна… л…до…к…
К…па…т к…рто…к…
- Пропустите одну строчку.
- Это словарное слово, но мы его ещё не учили.
- Где можно найти это слово и решить орфографическую задачу? (в словаре)
- Прочитайте слово по слогам (ло-па-та)
- Перед тем, как записать слово, посмотрим, как соединяются первые три буквы.
- Давайте попробуем потренироваться в написание
3) Чистописание.
- А сейчас запишите это слово на строке.
4) ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.
5) Сочинить загадку про ёжика.
- Давайте попробуем сочинить загадку про ёжика.
- Рассмотрим ежа, постараемся увидеть самое главное.
- Какой он по форме?
- По цвету?
- Какая у него мордочка? Ножки?
- Чем покрыта у него спинка?
- Какие у него повадки?
- Где он живёт?
- Чем питается?
- Что он частенько носит на своей спинке?
- Давайте выделим главные признаки ежа, позволяющие отличить его от других животных.
(Маленький, спинка продолговатая, вся покрыта иголками, зверёк часто сворачивается и становится круглым, колючим шаром, недотрога)
- Подберите слова, обозначающие действие ежа.
(Катится, бежит, укатился, шуршит, фыркает, пыхтит, несёт, свернулся, спрятался)
- Мы говорили, что в загадках часто есть рифма.
- Давайте придумаем рифмы для загадки про ежа:
катится - прячется
комочек - клубочек
ёлка – иголки
бежит – шипит, шуршит
по дорожке – на ножках
Шуршит колючий комочек,
Подойдешь, свернётся в клубочек.
- Подели на слоги, отметь орфограммы.
- Спишите эту загадку с доски.
- Отметить опасные места.
6) Найди спрятанное слово.
- Мы продолжаем разгадывать загадки.
- Отгадав кроссворд, найдём спрятанное слово.
- Чтение учителем.
Не барашек и не кот,
Носит шубу круглый год.
Шуба серая – на лета,
Для зимы – другого цвета.
Я зелёный, полосатый,
Сочный, сладкий, красноватый.
С толстоватой кожурой.
Угадай: кто я такой?
На жарком солнышке подсох
И рвётся из стручков…
Заворчал живой замок,
Лёг у двери поперёк,
Две медали на груди,
Лучше в дом не заходи.
Шагаешь – впереди лежит,
Оглянешься – домой бежит.
Мудрец в нём видел мудреца,
Баран – барана
Овцу в нём видела овца,
А я увидела себя.
Русская красавица,
Всем нам очень нравится.
Бела она, стройна.
Одежда зелена.
7) Игра “Отгадай-ка”.
- Ученик- отгадчик выходит из класса, коллективно загадывается какой-нибудь предмет. Когда отгадчик возвращается, все по очереди называют, на что похож этот предмет. Нужно отгадать, какой предмет загадан. (Стул, доска, карандаш, пенал)
8) Итог урока.
- Понравилось ли сочинять загадки?
- Как вы сочиняли загадки?
- Дома сочините загадки об одном из этих предметов и можете нарисовать его, а в классе мы проведем конкурс на лучшую загадку.
- Расскажите мамам и папам, чему вы научились на уроке, и загадайте наши загадки.
Ход урока
2. Особенности загадок.
Детям предлагаются загадки:
- Что за лента для колес
Протянулась средь берез? (Дорога) - Посадили зернышко,
Вырастили солнышко. (Подсолнух)
- Учащиеся отгадывают загадки, доказывая отгадки.
- Далее детям предлагается посмотреть на загадки и сказать, называется ли в загадке предмет, о котором придумана загадка. (Нет, не называется).
– С чем сравнивается дорога в первой загадке? (С лентой)
– Похожа дорога на ленту? (Да, похожа.)
– А на что похож подсолнух? (Подсолнух похож на солнышко.
– Какие еще указаны признаки предметов в загадках, по которым можно догадаться, о чем идет речь? Здесь уместно напомнить детям, что признак – это примета, знак. (Для колес, средь берез. Сказано, что посадили зернышко, оно выросло.)
Далее детям предлагается обратить внимание на последние слова в каждой строчке.
– Что можно сказать о них? (Последние слова в каждой строчке в рифму.)
- Таким образом делается вывод: (слайды)
- В загадке не называется предмет, о котором придумана загадка.
- Может быть назван другой предмет, на него похожий.
- В загадке указываются признаки, по которым можно догадаться, о чем идет речь.
- Чаще всего строки рифмуются.
– На что рифма делает загадку похожей?(На стихотворение)
3. Сравнение загадки и стихотворения.
– Зная особенности загадки, попробуйте определить, где загадка, а где стихотворение.
(Тетрадь-задачник № 1, стр.49, № 175)
У стола четыре ножки,
По две с каждой стороны,
Но сапожки и калошки
Этим ножкам не нужны.
С. Маршак
Эти яблоки румяные
Дружат с зимними полянами
И поют среди берез,
Невзирая на мороз.
В. Мусатов
– Которая из них загадка? (Вторая)
– Зная особенности загадок, докажите, что это загадка.
– Отгадайте загадку. Что это или кто это? (Это снегири)
– Как вы догадались?
– Вернемся к первому тексту. Почему его нельзя назвать загадкой? (Верно, не выполнено первое требование к загадкам. Здесь называется предмет, о котором говорится. Это стихотворение.)
4. Превращение стихотворения в загадку.
– Можно ли строки стихотворения превратить в загадку? Как?
(Можно. Заменить У СТОЛА словом-указателем У НЕГО или вопросом У КОГО?)
– Замените. Что получилось?
У него четыре ножки,
По две с каждой стороны,
Но сапожки и калошки
Этим ножкам не нужны.
– Лучше заменять слова словами-указателями (местоимениями).
Таким же способом предлагается превратить другие стихотворения в загадки.
Учитывая, что это только второй класс, в стихотворениях слова, которые нужно заменить, лучше выделить или подчеркнуть. (Далее работа в группах. Каждой группе учащихся предлагается изменить данное стихотворение, чтобы получилась загадка. Получившиеся загадки дети предлагают отгадать другим командам.)
Тексты стихотворений, которые могут быть предложены детям:
Птицы раннею весной Возвращаются домой. У них на родине дела – Им гнезда вить уже пора! В.Дмитриева | Они раннею весной Возвращаются домой. У них на родине дела – Им гнезда вить уже пора! |
Родился ландыш в майский день, И лес его хранит. Мне кажется: Его задень – Он тихо зазвенит. Е. Серов | Родился в майский день, И лес его хранит. Мне кажется: Его задень – Он тихо зазвенит. |
Яблоко спелое, красное, сладкое, Яблоко хрусткое, с кожицей гладкою. Яблоко я пополам разломлю, Яблоко с другом своим разделю. Я. Аким | Оно спелое, красное, сладкое, Оно хрусткое, с кожицей гладкою. Я его пополам разломлю И с другом своим разделю. |
Заяц шубу поменял – Летом сереньким он стал. В. Дмитриева | Зверек шубу поменял Летом сереньким он стал. |
Чтоб друзьям письмо послать, Адрес точный надо знать. В. Дмитриева | Чтоб письмо друзьям послать, Чтоб письмо друзьям послать, |
Мороз в окно глядит и дышит, И на стекле узоры пишет. С. Дрожжин | Он в окно глядит и дышит И на стекле узоры пишет… |
Карандаш скорей возьмите И рисуйте, что хотите. В. Дмитриева | Вы его скорей возьмите И рисуйте, что хотите. |
Облака, облака – кучерявые бока, облака кудрявые, целые, дырявые, легкие, воздушные, ветерку послушные. С. Михалков | У них кучерявые бока, они кудрявые, целые, дырявые, легкие, воздушные, ветерку послушные. |
5. Сочинение загадок по рисункам.
Учебник, стр. 79, № 177, 178.
– Попробуем теперь обойтись без готовых текстов. Посмотрите на рисунок. Что это? (Лопата)
– Зачем нужна лопата? (Чтобы землю копать.)
– Из чего она сделана? (Из железа)
– На что похожа лопата? (На ладошку, на ложку)
– Попробуйте сочинить загадку.
- Железной ладошкой копали картошку.
- Большой железной ложкой мы копаем картошку.
(Далее рассматривается следующий рисунок – ножницы.)
– Из чего сделаны ножницы?(Из железа)
– Для чего они нужны? (Чтобы резать что-то, стричь)
– На что похожи ножницы? (Они похожи на 2 половинки и гвоздик. Раскрытые же ножницы похожи на лягушку.)
Следующая загадка
Тип урока: урок “введения нового знания”.
Ход урока
I. Организационный момент.
Настрой на урок, мотивация.
В эфире экстренный выпуск новостей М-радио. 19 ноября в районе лыжной базы города Минусинска в 9 ч 15 мин приземлился инопланетный космический корабль, на борту которого обнаружены сенсационные записи. Вот что удалось узнать нашим корреспондентам.
Земляне! Мне необходима ваша помощь. Во вселенной не все спокойно. Злые космические пираты нападают на звездолеты и ракеты, заколдовывают путь домой.
Кратеры, вулканы,
Звезды, тараканы,
Мы разрушили мосты,
Чтоб по млечному пути
Ни проехать, ни пройти
И планеты не найти.
Помогите мне, ребята! Отправляйтесь в космическое путешествие, посетите планеты. На планетах необходимо выполнить задания и собрать магические кристаллы. Ваши верные решенья снимут чары без сомненья.
(на ракете, космическом корабле)
Займите свои места, сядьте удобнее. Закройте глаза. Ключ на старт: протяжка, продувка, взлет. Мы в невесомости. Наша ракета летит с огромной скоростью, преодолевая земное притяжение в 50 раз быстрее самого быстрого самолета, ее скорость свыше 40000 км\ч.
А теперь посмотрим в иллюминатор. По курсу планета драконозвезд.
II. Введение нового знания.
Описание объекта. Таблица “Состав. Действия”
- У жителя планеты есть задание для нас. Прочитайте его.
Задание: Отгадайте неизвестные объекты и запишите их составные части и действия в таблицу.
Возьмите лист с таблицами.<Приложение 2>
Попробуем отгадать загадки.
Если в доме есть мышата,
То зовут ее ребята,
Если ж в доме есть сметана,
Ее гонят из чулана.
Мордочка усатая, шубка полосатая,
Сладко умывается, рыбку просит,
У ног ласкается. Кто это? …(Кошка)
- Запишем ответ в клеточках таблицы.
А теперь запишем в таблицу составные части кошки. (Что у нее есть?)
Заполним 2 часть таблицы. Действия (Что кошка может делать?)
Хорошо! Ответив смело
Вы уж сделали полдела.
А теперь еще одна
Вам загадка задана.
Этот конь не ест овса.
Вместо ног - 2 колеса.
Сядь верхом и мчись на нем,
Только лучше правь рулем.
На рояль я непохожий,
Но педаль имею тоже.
Кто не трус и не трусиха,
Прокачу того я лихо.
У меня мотора нет. Я зовусь …(Велосипед)
- Запишите отгадку. Из чего состоит велосипед?
Что с ним можно делать? (записывают в таблицу)
Вы справились с заданием и получили магический кристалл. Он обладает волшебными свойствами.
Пора продолжать путь. Летим дальше. Мы в космосе. Это огромное пространство без конца и без края. В нем движутся огромные звездные скопления и отдельные звезды. Вокруг них кружатся планеты, летают кометы и метеориты.
А вот и планета слономышек. Совершаем на ней посадку. Прочитайте задание жителя этой планеты.
III. Первичное закрепление. Групповая работа.
Задание: Ко мне на планету упал космический мусор. Помогите мне узнать предметы по их составным частям.
- Слономышек знает состав и действия предметов, но не знает их названия. Помогите ему узнать предметы, а взамен получите магический кристалл.
Учитель раздает задания для выполнения в группе:
1) СОСТАВ: кузов, кабина, колеса
МОЖНО: ездить, перевозить, ремонтировать
2) СОСТАВ: корпус, трубка, диск или кнопки
МОЖНО: снимать трубку, набирать номер
1) СОСТАВ: спинка, сиденье, ножки (чаще 4)
МОЖНО: сидеть, вставать на него
2) СОСТАВ: крылья, туловище, усики
МОЖЕТ: летать, порхать, кружиться, садиться
1) СОСТАВ: листья, плоды - желуди, ствол, ветки, корни
МОЖНО: срубить, посадить, залезть на него
2) СОСТАВ: лепестки, стебель, корень, листья
МОЖНО: сажать, поливать, нюхать, срезать, дарить
1) СОСТАВ: корпус, циферблат со стрелками, стекло, ремешок
МОЖНО: подводить, носить, заводить, переводить
2) СОСТАВ: грива, лапы, хвост с кисточкой, туловище, голова
МОЖЕТ: рычать, бегать, охотиться
- Проверим правильность выполнения заданий.
В таблицу нужно вписать буквы из полученных слов соответственно цвету и прочитать получившееся слово.
Получаем второй магический кристалл
- Летим дальше. Включаем старт. Поехали. Сегодня мы космонавты. А космонавты – люди тренированные, подготовленные. Но и им нужна зарядка.
На зарядку – становись!
Руки вверх! Руки вниз!
Выше руки, шире плечи!
В невесомости плывем
Мы под самым потолком.
Раз, два, три – дыши ровней.
От зарядки стали крепче,
Стали крепче и сильней!
Ждет нас быстрая ракета
Для полета на планету.
Совершаем посадку на планете зебробелок.
IV. Творческое воспроизведение знаний.
( Реализация продукта через запись загадки, создание таблицы, называние объекта)
1. Сравнение состава и действий объектов.
Задание: Помогите мне, ребятки, составить новые загадки.
- Дело в том, что зебробелки очень любят отгадывать загадки. В них очень часто описывается состав и действия предмета, по которым его можно отгадать. Но чаще названия составных частей зашифрованы: вместо них названы похожие части других предметов, чтобы отгадывающий поломал голову над ответом.
а) задание 7,с.32 учебника (знакомство со способом составления загадок – коллективно)
- Кто изображен на рисунке? (Рыба)
1 ст. “Состав” (чешуя, хвост, плавники)
2 ст. “На что похоже”
Записаны названия предметов, на что похожи части рыбы.
- чешуя похожа на …(кольчугу воина)
- хвост на…(веер принцессы)
- плавники на… (крылья птицы)
А теперь попытаемся собрать загадку. Как она прозвучит?
Есть кольчуга, а не воин.
Есть веер, а не принцесса.
Есть крылья, а не птица.
2. Самостоятельная работа (задание 8, с.32)
- Прочитайте внимательно столбцы, отгадайте по названным действиям предмет или существо. Можно посоветоваться с соседом.
Не елка, а колется,
Не клубок, а катится,
Не паровоз, а пыхтит…(еж)
- С заданиями справились. Зебробелка вручает вам магический кристалл.
Экипаж! Приготовиться к полету. Включить моторы. Пуск!
А кто же первым совершил полет в космос и когда?
3. Групповая работа.
А вот еще один островок в безбрежном космосе – планета с кольцами. Мы с вами посетили уже 3 планеты. Их жители – драконозвезд, слономышек, зебробелка – имеют необычное строение тела. Каков их состав?
А вот на 4 планете живет печальный зверь. Ему грустно, так как он не знает, как его зовут. Помогите ему стать веселым. Придумайте название фантастическому зверю, в котором отражался бы состав животного. Заполните таблицу в задании 6 на с.31.
Зверь очень обрадовался и написал вам письмо.
За то, что вы такие дружные, смелые, отзывчивые, умные, веселые, получите в награду магический кристалл!
- Магические кристаллы собраны. Мы победили космических пиратов и помогли инопланетянину.
Спасибо, ребята. Вы победили космических пиратов. Я смогу улететь домой. До свидания.
Путь свободен – путь открыт.
К звездам пусть корабль летит.
Наш друг – инопланетный пилот
Сел в звездолет, полетел к своей планете.
- А теперь возвращаемся на нашу планету. Ракета летит к Земле. Она очень красива из космоса и кажется маленькой. Вообразите, что вы держите ее в руках. Приласкайте ее. Пусть ваши добрые руки лечат ее. Каждый из вас скажите мысленно: “Я буду украшать свою планету, заботиться о ней, беречь ее”. Прижмите ее к сердцу. Ваши мысли, как солнечный свет для планеты.
V. Итог урока.
(Рефлексия, эмоциональная деятельность, самооценка)
- Понравился ли вам урок? Оцените свою работу.
Какова была его тема? Справились с поставленными целями?
Какое задание было трудным? Какое было легким? Самым интересным?
VI. Домашнее задание.
2 задания на выбор:
а) Космические пираты очень удивлены вашими знаниями, хотят еще раз проверить вашу сообразительность. Они вам приготовили задание, над которым вы подумаете дома:
На планете Туарии каждый житель отвечает на вопросы то правдой, то ложью (через раз).
Залетевший на планету путешественник спросил одного из местных жителей: “Куда я попал?”
Ему ответили: “Вы на планете, где все говорят только правду”.
Тогда путешественник спросил: “А как Вас зовут?” “Крокозавр”, - ответил местный житель. Правда ли его зовут Крокозавр?
б) А я предлагаю вам придумать и нарисовать животное с необычным составом.
Читайте также: