Загадка шифровка для детей

Обновлено: 24.12.2024

Для многих игр с детьми — и настольных, и онлайновых, и ролевых — можно использовать шифры. Это не только вызывает у детей интерес, но и развивает внимание, аккуратность, абстрактное мышление, навыки устного счета и осмысленного чтения.

С детьми из скаутского отряда «Сполох» я уже почти пять лет веду занятия по методам шифрования — полученные навыки потом применяются для отрядных игр, но и сами по себе шифры интересны детям младшего и среднего школьного возраста, они с огромным увлечением разгадывают «таинственные» послания и пишут их друг другу. А к тому же, когда коллективу детей приходится прочитать зашифрованный текст, тренируются и навыки взаимодействия в команде, распределения работы, достижения общей цели.

Конечно, этим же можно заниматься с детьми и в семье. Но сразу хочу предупредить родителей: если дети втянутся, то поначалу вам придется то и дело разгадывать их зашифрованные записки и отвечать им тем же. Иначе говоря — поддерживать формат развивающей интеллектуальной игры.

Следующая загадка

СФЕРА ЗНАНИЙ вернуться к странице

СФЕРА ЗНАНИЙ запись закреплена
Детский праздник: декор, бесплатные шаблоны

16 вариантов заданий для квеста

• надпись молоком. Проявляется при нагревании. Для этого понадобятся спички или зажигалка, поэтому такое задание нельзя давать малышам. Но даже если делаете квест для школьников, на этом этапе желательно участие или хотя бы присутствие взрослого в целях безопасности.

• восковая свеча или мелок. Бумагу с подсказкой надо закрасить карандашом, чтобы надпись проявилась. Отличный безопасный вариант задания.

• вдавленная надпись. Берем два листа бумаги, кладем на мягкую поверхность и пишем послание так, чтобы оно отпечаталось на нижнем листе. Он то и будет нашим тайным письмом. Чтобы прочесть надпись, ее так же, как и в предыдущем варианте, надо закрасить.

Подобные задания больше подойдут для квеста, который проводится на природе.

Можно спрятать подсказку и не в емкости, а на определенной местности. Это могут быть какие-то кусты или густая трава.

Еще варианты викторин:

• берем несколько предметов или картинок, надо угадать из какого фильма или мультфильма эти предметы;
• географическая викторина — угадываем страны, города;
• викторина с вопросами про животных, птиц или насекомых;
• викторина с вопросами про бытовую технику или про любые предметы, используемые в быту.

Если квест проводится со школьниками, викторина может быть посвящена любому предмету, который они изучают в школе. В таком случае задание будет не только увлекательным, но и полезным.

Дома можно использовать специальный детский тоннель или натянуть скотч между стенами в коридоре.

Чтобы усложнить задание, запишите загадку задом наперед — тогда детям придется постараться, чтобы прочитать ее, а потом только отгадывать.

Общие правила заданий
Здесь подобраны лишь основные варианты заданий, вы можете взять их за основу или придумать свои, но при этом надо соблюдать несколько правил:

• все задания не должны нести в себе опасности. Нельзя заставлять ребенка переплывать через реку или разжигать костер;
• задачи должны соответствовать возрасту участников, чтобы они действительно смогли их решить. Но в то же время они не должны быть слишком простыми;
• этапы квеста должны быть объединены одной тематикой, плавно переходить друг в друга, выстраиваться логической цепочкой;
• в конце участников должен ждать приз, причем он должен быть таким, чтобы никому не было обидно. Если игра командная, то и приз должен быть рассчитан на всю команду. По желанию можно давать маленькие призы на каждом из этапов прохождения.

Как применять шифры для игр

Если просто взять ребенка, усадить перед собой и начать изучать с ним шифры — скорее всего, ему это быстро наскучит, потому что он не понимает, зачем все это надо. То есть не будет мотивации. Поэтому начинать надо именно с игр. Например, подкинуть ребенку «таинственное письмо» — коротенькое и простенькое, но с интересным, веселым содержанием. Какой-нибудь смешной стишок, или информация, где спрятана конфета. в общем, родители сами сообразят. Когда ребенок самостоятельно (или с подсказками) прочитает послание — вот тогда уже следует говорить с ним про новую игру — шифры — и изучать их.

Причем изучать не за один раз. Сперва можно поговорить про старинные шифры, в другой раз — про стегагографические решетки (и обязательно своими руками сделать пару таких решеток). Потом — посочинять свои алфавиты и обязательно писать друг другу письма с их помощью. И только потом можно осваивать перестановочные шифры, затем — подстановочные.

С какого возраста можно обучать детей шифрам? Это зависит от их развития. Мне и с шестилетками приходилось этим заниматься. Но общий принцип — начинать надо тогда, когда ребенок уже вполне бегло читает и пишет, то есть обычно это со второго класса.

И, конечно, все эти навыки тут же надо применять к играм. Например, освоили перестановочный шифр — тут же рисуем (вместе с ребенком!) карту какой-нибудь волшебной страны и подписываем перестановочным шифром название городов, стран, рек, морей.

Или придумываем каких-то героев (можно взять просто традиционных героев русских сказок) и придумываем их зашифрованную переписку. Например, Лиса пишет зайцу:

РПХИДО_ИОКМ_ЕНЯ_Д_МАТ_БЕ_ЕТС_ОКВСУЫН_ХОМКРВОКО

(Приходи ко мне, я дам тебе сто вкусных морковок)

Ребенок расшифровывает это письмо Лисы и пишет ответ Зайца:

ЕНВ_РЕ_Ю_ЯЕТЕБЛ_СИ_АЫТМ_НЕ_ЯЪССЕЬТХ_ЧОШЕЬ

(Не верю я тебе, ты меня съесть хочешь)

И дальше продолжается эта переписка.

Можно еще сочетать творческие игры, где ребенок сочиняет какие-то истории, с заданиями на шифровку. Допустим, он сочиняет сказку про детектива Кролика, который расследует похищение Медведя и обнаруживает в его опустевшей берлоге зашифрованную записку. Какую? А это ребенок придумает сам. И зашифрует.

Очень хорошо придумывать вместе с ребенком какие-нибудь настольные игры-бродилки, где что-то надо расшифровывать. Например, это может быть игра, которую мы делаем в подарок каким-то другим детям. Младшим братьям или сестрам, друзьям, одноклассникам.

В общем, навыки шифрования — это полезный инструмент, который можно применять для самых разных игр и развивающих активностей. Это как соль — она ценна не сама по себе, а как приправа для пищи.

Криптография и стеганография

Например, используем так называемые стеганографические решетки. Это прямоугольные рамки, в которых хаотично прорезаны квадратики. Вот так:

Полезное упражнение: сделать вместе с детьми такие решетки (две одинаковых) и обмениваться тайными посланиями. Чтобы решетки получились полностью одинаковыми, нужно сперва сделать одну, потом наложить на кусок картона такого же размера, обвести карандашом все прорези и вырезать их ножницами. Если дети совсем маленькие, процесс, конечно, следует контролировать.

Простейшие подстановочные шифры

Можно, конечно, применять придуманные алфавиты, а можно по определенному правилу подставлять вместо шифруемой буквы другую букву русского алфавита.

Самое простое и самое известное из таких правил называется «плюс один». Идея заключается в том, что вместо шифруемой буквы мы подставляем следующую по алфавиту. Вместо «А» — «Б», вместо «Б» — «В», и так далее. А вместо «Я» — подставляем «А».

Вот так делается шифровка методом «плюс один»:

Обратите внимание — здесь пробел можно не обозначать нижним подчеркиванием, потому что при подстановочных шифрах пробел остается пробелом.

Расшифровка происходит наоборот: каждую букву в зашифрованной строчке мы заменяем на предыдущую в алфавите. А если это была буква «А», то заменяем ее на «Я». Вот так:

И, конечно, можно зашифровывать, беря вместо каждой буквы предыдущую, а расшифровывать — заменяя каждую букву шифровки следующей по алфавиту. Такой шифр назовем «минус один».

Заметим: для расшифровки текста, зашифрованного методом «плюс один», мы применяем метод «минус один», и наоборот.

Точно так же можно применять шифр «плюс два», когда вместо «А» пишем «В», вместо «Б» — «Г», и так далее, вместо «Э» — «Я», вместо «Ю» — «А», вместо «Я» — «Б». Но переходить к таким шифрам надо только после того, как дети уже хорошо освоили «плюс один» и «минус один».

И, конечно, для работы с подстановочными шифрами нужно хорошо помнить алфавит. Если наизусть его не помнят, не грех пользоваться бумажкой:

Буквы алфавита тут пронумерованы, и это не случайно. В некоторых шифрах, более сложных, нужно использовать порядковый номер буквы.

Есть и более сложные шифры — и подстановочные, и перестановочные — которые тоже можно освоить с детьми и применять для игр. Но об этом в другой раз.

Следующая загадка

Загадки и шифровки — это отличная гимнастика для растущего ума и возможность проявить смекалку. Предлагаем небольшой сборник способов «спрятать» искомое слово, наиболее популярных и часто используемых при организации детских квестов. При желании каждый из них можно упростить или усложнить в зависимости от возраста и способностей участников. А вы сможете разгадать, что написано?

Шифровки для детей 4-6 лет.

  1. «По точкам». Соедини точки линиями и узнаешь, где спрятана следующая записка.

1 из 3

2. «Лабиринт». Пройди лабиринт правильно и узнаешь, куда двигаться дальше.

3. «Число». Сколько тебе лет? Ищи подсказку под этим числом.

4. «Рисунок». Нужное место просто нарисовано.

5. «Ориентир». На рисунке схематично изображена комната. Место подсказки отмечено крестиком.

6. «Пары». Каждой картинке найди пару. Что осталось? Скорее ищи там подсказку.

7. «Загадка». В сети можно найти загадки практически про все предметы, которые есть в доме. Как пример, предлагаем авторскую загадку в стихах.

Меня не встретишь на поляне,

Люблю валяться на диване.

На мне не будешь есть печенье,

Зато увидишь сноведенье.

И я совсем не хохотушка,

Я лишь …. (диванная подушка)

8. «Ребус». Самый известный и доступный способ загадать слово. У ребуса есть свои правила и логика разгадывания, поэтому учить малышей разгадывать ребусы очень полезно.

9. «Пазл». Собери пазл и увидишь место, где прячется клад.

Кусочки пазла можно сложить в конверт или частично спрятать в комнате.

Шифровки для детей 7 — 9 лет.

  1. «Загадки».

а) Коль, где случился ураган,

Иль кто в аварию попал…

Об этом нам расскажут,

Расскажут и покажут.

Вы видели его не раз, он называется… (телевизор)

б) Ты ходишь с нею каждый день,

Тебе носить её не лень.

Не можешь ты её порвать.

Не можешь дома забывать.

Нельзя тебе её марать,

Так как она твоя… (тетрадь)

3. «Кроссворд». Традиционное задание. Нужное слово записываем в столбик по вертикали, выделяем границы другим цветом. По горизонтали его пересекают любые другие слова, в которых есть общая с нужным словом буква. Придумываем или находим вопросы и загадки про каждое слово по горизонтали. Отгадав все горизонтальные слова, дети прочитают заветное слово.

4. «Анаграммы». Слово, в котором буквы поменялись местами.

Переставь буквы так, чтобы получилось новое слово.

КУМА – МУКА (записка в баночке с надписью «мука»)

АЯДХОВН РЬВЕД – ВХОДНАЯ ДВЕРЬ

5. «Шифр Цезаря». Найди первую букву, а дальше читай каждую третью.

6. «Прочитай зеркально». Не далеко от этой записки полезно оставить зеркало, ведь надпись можно прочесть только в зеркальном отражении.

7. «Шифр-замена. Знаки». Каждой букве соответствует знак. Особенно любим детьми шифр «пляшущие человечки».

Прочитайте надпись, используя шифр.

1 из 2

8. «Решетка». Способ «решетки» изобрёл Джироламо Кардано, известный римский математик. Чтобы прочесть текст, понадобится «решетка»: лист бумаги с вырезанными на нем в нужном порядке квадратиками.

На отдельном листе точно такого же формата, как «решетка», рисуем сетку, заполняем её буквами. Буквы загаданного слова пишутся в клеточки-дырки (можно писать, справа-налево или сверху-вниз), остальные клетки заполняются любыми другими буквами. На листе шифровка выглядит как сетка заполненная буквами. Слово можно прочесть, только правильно приложив «решетку».

1 из 2

9. «По первой букве». В записке рисунки предметов, животных и т.д. Если соединить их первые буквы, то получится слово.

10. «Координаты». Буквы расположены в таблице, вертикаль и горизонталь которой подписаны буквами и цифрами. Слово записано координатами клеток.

Шифровки для детей 10 — 12 лет.

  1. «Логические загадки». Примеры некоторых загадок.

а) Ребёнок моего отца, мне не брат. Кто это?

б) Что с пола за хвост не поднимешь?

Ответ: клубок ниток (записка в нитках)

в) Стучат, стучат – не велят скучать. Идут, идут, а всё тут как тут.

2. «Шифр-замена. Буква-число». Способ, в котором каждая буква заменяется числом – порядковым номером буквы в алфавите. В упрощенном варианте можно использовать для детей помладше. Нужно только поставить пробелы между числами и оставить поблизости плакат с алфавитом.

РАСШИФРУЙТЕ название МЕСТА.

121614165 = ?

Ключ: 131112223112 = лайфхак.

3. «Шарады». Слово, которое нужно отгадать, состоит из частей. Каждая часть представляет собой отдельное слово.

а) Начало – голос птицы,

Конец – на дне пруда,

А целое в музее

Найдёте без труда. (Кар + тина)

б) Сюда стремилась Золушка, и это первый слог.

А на вторую часть всё ставит карточный игрок.

На целое Джульетта вышла ночью помечтать.

Теперь не трудно будет вам шараду разгадать. (Бал + кон)

4. «Где логика?» Способ загадки, который широко используется в шоу-программе «Где логика?» - 3 картинки – 1 слово. В записке 3 фотографии, если подключить логику и подумать, что их объединяет, то получится название места. Например, так можно загадать школьный стеллаж или ранец.

5. «Темница». Буквы вписаны в решетку 3х3 без границ. Ключом являются отдельные элементы решетки.

1 из 2

6. «Невидимые чернила». Слово или вопрос написать особым способом. Рядом оставить предмет, который поможет проявить надпись.

а) Надпись заранее пишется лимонным соком или молоком с помощью ватной палочки. Для младших ребят можно сделать рисунок. Проявитель – подержать над пламенем свечи, электрической конфоркой, погладить утюгом.

б) Слово пишется восковой свечой, т.е. тонкая часть свечи выступает в роли стержня карандаша. Проявитель – покрыть лист акварелью, воск останется белым. Нужно оставить не далеко от записки акварель, кисть и стаканчик с водой, а рядом написать: «чтобы прочитать записку, используй проявитель».

7. «English». Слово или словосочетание на английском. Bad, window, table и т.д.

8. «Ориентир». Проложите путь до нужного места. Пример текста записки: встань спиной к окну. Представь, что прямо перед тобой север, где остальные части света? Иди по ориентиру: 3 шага на север, 1 шаг на восток, 2 шага на юг, 1 шаг на запад» и т.д.

9. «Следующая буква». Каждая буква слова заменяется на следующую по алфавиту (Я заменяется на А , по кругу). Можно еще заменить на предыдущую букву или на букву 4 по счёту после нужной.

Например: ШКАФ = ЩЛБХ, УТЮГ = ЧЦВЖ

Дорогие друзья! Наша статья лишь ориентир для тех, кто любит создавать авторские «домашние квесты». С помощью данных шифровок удобно кодировать именно свои названия, ведь каждый «домашний квест» индивидуален.

Простейшие перестановочные шифры

Самый простой перестановочный шифр называется «перестановка по два». Идея заключается в том, что мы разделяем строку на группы из двух знаков, и в каждой из групп меняем их местами. Если количество знаков нечётное, то последний знак не трогаем, оставляем как есть.

Пробел, обозначаемый знаком нижнего подчёркивания, тоже считается знаком — таким же, как и буквы.

Расшифровка делается точно так же, как и зашифровка: выделяем группы по два знака и внутри групп меняем их местами:

Чуть более хитрый перестановочный шифр называется «перестановка по три». Тут мы разделяем строку на группы по три знака, и для зашифровки записываем эти знаки справа налево. Например:

Обратите внимание: у нас встретилось в шифровке два пробела подряд. Надо замечать такие вещи и понимать, что это ДВА пробела.

Расшифровка происходит точно так же, как и зашифровка: с начала строки, т.е. слева направо, выделяем группы по три знака, и записываем в каждой группе их справа налево:

Обратите внимание: на конце строки может остаться один знак, не попавший в группу по три, и тогда мы его не трогаем, или два знака, и тогда мы просто меняем их местами.

Разумеется, ничто не мешает делать перестановки по четыре знака, по пять, и так далее. Очень хорошо, если дети самостоятельно додумаются до этой идеи. Но практика показывает, что такое бывает нечасто, перестановок по два и по три обычно вполне достаточно и для занятий, и для игр.

Следующая загадка

Детям нравится изучать буквы и звуки в форме игры. Упражнения типа «слова из слова» развивают внимательность и образное восприятие.

В заданиях-шифровках одинаковые буквы обозначены одинаковыми цифрами. Ребенку нужно соотнести цифры и назначенные им буквы и восстановить зашифрованные слова.

С помощью образовательной платформы «ЛогикЛайк» дети развиваются легко и без принуждения: учатся работать с информацией, тренируют логическое и нестандартное мышление.

Какие бывают шифры

Конечно, здесь речь идет не о современных способах шифровки, которые основаны на очень серьезных математических методах и реализуются с помощью специальных компьютерных программ. С детьми мы занимаемся старинными шифрами, где для расшифровки достаточно лишь бумаги, ручки и мозгов.

Такие шифры делятся на две группы — перестановочные и подстановочные.

Идея перестановочных шифров — мы по какому-то правилу переставляем местами буквы в шифруемой строке. Если заранее знать, какое это правило (или догадаться), то можно переставить буквы так, чтобы получить исходную строку.

Идея подстановочных шифров — мы по какому-то правилу подставляем вместе каждой буквы в строке другую какую-то букву. Это может быть буква того же алфавита, а может быть буква специально придуманного (как, например, в рассказе Конан Дойля «Пляшущие человечки» из цикла о Шерлоке Холмсе).

Полезное упражнение: придумать вместе с детьми такие алфавиты, где каждой русской букве соответствует какой-то значок. Например, так:

Или, например, так:

История, которую предварительно нужно рассказать детям

Шифрование — то есть сокрытие информации — появилось еще в древние времена. А уж когда возникли государства, армии, войны, разведка — то возникла необходимость тайно передавать какие-то сведения, чтобы, если вдруг они попадутся в руки врагу, тот ничего бы не понял. Нужны были тайные знаки, чтобы узнавать своих. Например, разрезали на части монету. Люди могли никогда друг друга не видеть, но если посланец предъявлял свою половинку, и при наложении обе части совпадали, значит, это свой.

А еще такой секретный знак был у первых христиан — в те века, когда за исповедание христианской веры тебя могли казнить. Как христиане могли узнавать своих — так, чтобы никто их не заподозрил и не выдал властям? У христиан был священный знак, символическое изображение рыбы (потому что если прочитать первые буквы фразы по-гречески «Иисус Христос Божий Сын Спаситель», то получалось греческое слово «ихтис», что значило рыба). Поэтому один христианин мог начертить тростью на земле дугу — сама по себе дуга еще ничего не обозначала. Но второй христианин в ответ на это чертил другую дугу, которые вместе складывались в изображение рыбы. Вот так:

И оба понимали, что они — единоверцы. А со стороны никто бы ничего не понял.

В древности люди еще и придумывали «тайные языки», на которых можно было устно разговаривать, и никто из посторонних не мог понять эту «тарабарщину». В старину на Руси были такие люди, которые назывались офени. Это бродячие торговцы разным мелким товаром — гребнями, бусами, нитками, пуговицами, ленточками, иголками, ножницами и так далее. Но они не только занимались торговлей, но подчас выведывали разные тайны, то есть торговля у них служила лишь прикрытием для разведки. И вот между собой они говорили на специальном языке — брали слово и переставляли местами слоги. Если слово двусложное, то сперва говорили второй слог, потом первый. Не «палка», а «капал», не «рыба», а «бары». Если слово трехсложное, то сперва говорили третий слог, потом второй, потом первый. Вместо «рыбалка» было «кабалры». Ну и так далее:

Были и другие старинные шифры. Например, слова писались не слева направо, а справа налево. Не «капуста», а «атсупак», не «бабушка», а «акшубаб». Вот, например:

Еще в старину часто использовали шифр, когда буквы в слове писались в зеркальном отражении. Прочитать такой текст можно было, только поднеся его к зеркалу:

Но это всё довольно простые шифры, которые очень легко разгадать. А были и посложнее, о них-то пойдет речь.

Важное замечание

Для удобства при шифрованиии мы не различаем прописных и строчных букв (все слова пишем прописными), не используем знаков препинания, все числа пишем словами и (что особенно важно в перестановочных шифрах) обозначаем пропуск между словами знаком нижнего подчёркивания: «_». Детям надо сразу сказать, что пробел — такой же важный знак, как и буквы, если про него забыть, то обязательно ошибешься с зашифровкой и расшифровкой. То есть текст, подготовленный для зашифровки, должен выглядеть примерно так (стихотворение Семёна Липкина):

Читайте также: