Загадка серый маленький денис на веревочке повис
Обновлено: 22.11.2024
Загадка – жанр, восходящий к глубокой древности. Загадка своего рода испытание сообразительности и ума.
Понятие «загадка» восходит к древнеславянскому глаголу «гадати», что значило «думать», «рассуждать». Загадка – это «раскрытие сокрытого». Основной поэтический приём – метафора (уподобление, одушевление). Эту особенность заметил ещё Аристотель, для которого «загадка – хорошо составленная метафора».
Появление загадки как речевого жанра, по-видимому, связано с целой системой запретов, существовавших для древнего человека. Это было своеобразное табу, которые отражали разные стороны человеческой жизни. Например, охотничьи, основанные на уверенности, что животные понимают человеческий язык. Поэтому наши далёкие предки использовали иносказания: не говорили о своих намерениях, не называли орудия охоты и не называли зверей, на которых предстояло охотиться.
Второй мотив – это мотив испытания. По всей видимости, первоначально он был также связан с запретами. При инициации, т.е. испытании подростка при переходе в возрастной разряд мужей, зрелых охотников, скотоводов, землевладельцев и воинов, юноша должен был показать и своё знание условного языка.
Кроме того, появление иносказания связано с верой в то, что тот, кто владеет именем, имеет власть над человеком.
В дальнейшем при помощи загадок испытывали человеческую мудрость и учили мудрости. Загадывание и разгадывание загадок – своеобразное единоборство. Это связано с особым значение слова и отношением к нему древнего человека. Слово само по себе имело силу, и тот, кто владел словом, владел опредёленной силой. Загадки достаточно часто встречаются в сказках, где порой они её композиционно скрепляют. Разгадывание загадок – основа некоторых сказок.
Загадки наиболее древний жанр, так как в нём отражаются мифологические воззрения народа. Одни из самых древних загадки типа: «Стоит дуб-стародуб, на том дубе-стародубе сидит птица-вереница, никто её не поймает – ни царь, ни царица, ни красная девица» (солнце на небе), «Заря-заряница, красная девица, по полю ходила, ключи обронила, месяц видел, солнце скрало» (роса), «Тур ходит по горам, - турица по долам, тур свистнет, - турица мигнет» (гроза), «Конь бежит, земля дрожит».
Ф.И.Буслаев писал о загадке: «Появление загадок относится к древнейшему периоду проблесков человеческого ума… Загадка не что иное, как смелый вопрос пробуждённого ума о таинственных силах и явлениях природы». В загадке показан предметный мир. По тому, как представлен мир в загадках, в каких образах, насколько красочен и поэтичен язык, можно судить о самом народе, о его культурном уровне. Загадка свидетельствует об определенном психологическом уровне развития данного народа, о логике народа. Также, можно сделать вывод о мировоззрении народа: его отношении к природе, к другим людям, религии. В загадках говорится о многих атрибутах народного (крестьянского) быта. Это загадки об утвари, об орудиях труда, о домашних животных.
Одна из древнейших загадок была выцарапана на стенах храма. Разговаривать в храмах было запрещено, вот загадка на стене и была выцарапана, пусть приятель отгадает: «Голосом железный, камены перси, медяная голова, липовая челюсть, в золоте»… Это Божий храм. Голос у него железный от колоколов, грудь стена каменная, накрыт медным куполом, главою, крыта золотом, липовая челюсть – легкое деревянное крыльцо.
Загадки использовались людьми для передачи закодированной информации. Так в Новгородской 1-ой летописи под 1016 годом рассказывается о борьбе сыновей Владимира, Ярослава и Святополка. Однажды Ярослав направил разведчика в лагерь противника, который спросил у тайного сторонника: «Что ты тому (Ярослву) велише творити? Меду мало варено, а дружины много?» Разведчик получил ответ тоже в форме загадки: «Рци тако Ярославу: «Да аще меду мало, а дружины много, да к вечеру дати». И Ярослав понял, что дружину нужно в ночь вести в бой».
Конечно, все эти функции загадок остались в прошлом, но и сейчас они нам интересны. Загадки учат творчески и образно мыслить, понимать и пользоваться иносказанием.
Загадка как жанр речевого высказывания имеет свои художественные особенности и структуру. Конечно, это связано с тем, что загадка – это иносказание, намёк, окольная речь, обиняк. Загаданные предметы изображаются посредством других, которые имеют отдалённое сходство с теми, о которых умалчивается. Основные принципы построения – это принципы замещения, выключения, отрицательного сравнения, противопоставления.
При замещении происходит замена одного предмета или действия другим: «Серое сукно тянется в окно» (дым из трубы). Однако это сходство неожиданное, необыкновенное, замысловатое.
Предмет может прямо не загадываться, а будут перечислены его свойства, по которым и можно догадаться, что это за предмет: «Четыре ноги, а не ходит, спина есть, а головы нет» (стул). Свойства обрисованы так, что выходит нечто необычное и замысловатое.
Иногда в загадках используется переносное значение слова. Но один предмет заменяется другим неожиданно, непривычно, остроумно.
Бывают загадки, в которых предмету даётся имя, звучащее в рифму с другими словами: «Маленький Денис на верёвочке повис». Имя Денис употребляется потому, что это слово рифмуется со словом «повис».
В некоторых случаях загадка рифмуется с отгадкой: «Что в избе Самсон?» (заслон).
Во многих загадках важен звуковой образ, который создаётся с помощью аллитераций и находится в одном звуковом ряде: «Вверх бурды, вниз бурды, по тем бурдам вели бурды» (тканьё).
При выключении исключается из общего ряда какие-либо признаки, свойства предмета или явления:
У косого нет берлоги,
Не нужна ему нора.
От врагов спасают ноги,
А от голода - кора.
Принцип отрицательного сравнения хорошо проиллюстрирует следующая загадка:
Он ходит, голову задрав,
Не потому, что важный граф,
Не потому, что гордый нрав,
А потому, что он?
Противопоставление одного предмета другому, так как сопоставляться и противопоставляться могут только подобные предметы, понятия или действия:
Не барашек и не кот,
Носит шубу круглый год.
Шуба серая - для лета,
Для зимы - другого цвета.
Собственно загадка может строиться как вопрос о свойствах, качествах предметов и явлений.
Кто по ёлкам ловко скачет
И взлетает на дубы?
Кто в дупле орехи прячет,
Сушит на зиму грибы?
Иногда загадка представляет вопрос, часто шутливого юмористического характера: «Что с земли не подымешь?» (тень). Иногда эти вопросы носят саркастический характер: «Когда дурак умён бывает?»
Загадки рифмованы и ритмизованны.
Заплелись густые травы,
Закудрявились луга,
Да и сам я весь кудрявый,
Даже завитком рога.
Следующая загадка
ИЗ РУССКОГО ФОЛЬКЛОРА
* * *
Золотой ушел,
серебряный пришел.
(Солнце и месяц)
* * *
Заря-зареница
По миру ходила,
Слезу уронила;
Месяц видел,
Солнце скрало.
(Роса)
* * *
Махнула птица крылом,
Закрыла весь свет одним пером.
(Ночь)
* * *
Рассыпалось к ночи золотое зерно,
Глянули утром — нет ничего.
(Звезды на небе)
* * *
Белая простыня
Всю землю обошла.
(Облака)
* * *
Летит орлица
По синему небу.
Крылья распластала,
Солнышко застлала.
(Туча)
* * *
Серебряные нити
Сшивают землю и небо.
(Дождь)
* * *
Золотое коромысло
Над рекой повисло.
(Радуга)
* * *
Плаваю под мостиком —
И виляю хвостиком.
По земле не хожу,
Рот есть, да не говорю,
Глаза есть — не мигаю,
Крылья есть — не летаю.
(Рыба)
* * *
Гость гостил,
Золотой мост мостил —
Без ножа, без топора,
Без железного долота.
(Мороз)
* * *
На свете нет ее сильнее,
На свете нет ее буйнее.
В руках ее не удержать —
И на коне не обогнать.
(Вода)
* * *
На всякий зов даю ответ,
А ни души, ни тела нет.
(Эхо)
* * *
Не кузнец, а с клещами,
С длинными усами.
Когда он черен —
Куслив и задорен.
А лишь покраснеет,
Так и присмиреет.
(Рак)
* * *
Теремок ползет,
На себе его везет
Хозяюшка богатая,
Богатая, рогатая.
(Улитка)
* * *
Кто первый землю пашет?
(Червяк)
* * *
Два рога — не бык,
Шесть ног без копыт
Летит — так воет,
Сядет — землю роет.
(Жук)
* * *
Мохнатенька,
Усатенька,
Лапки мягоньки,
А коготки востры.
(Кошка)
* * *
Серый маленький Денис
На веревочке повис.
(Паук)
* * *
Белы хоромы, красны подпоры.
(Гусь)
* * *
В воде родится,
А воды боится.
(Стрекоза)
* * *
Днем молчит,
Ночью кричит,
По лесу летает,
Прохожих пугает.
(Филин)
* * *
Стоит ствол,
На стволе кол,
На колу дворец,
Во дворце певец.
(Скворец)
* * *
Кто ни разу шага не сделал?
(Воробей)
* * *
Как снег бела,
Как сажа черна.
Вертлява, как бес,
Повертелась да в лес
(Сорока)
* * *
Бородой трясет,
Лыко дерет,
А лаптей не плетет.
(Козел)
* * *
Лежит — молчит,
Подойдешь — заворчит.
Кто к хозяину идет,
Она знать дает.
(Собака)
* * *
Сидит на окошке кошка,
И хвост, как у кошки,
И нос, как у кошки,
И уши, как у кошки,
А не кошка.
(Кот)
* * *
Белый по белому
Написал белым.
Рыжая пойдет,
Белого найдет.
(Лиса и заяц)
* * *
Лежала под елками
Подушечка с иголками.
Лежала, лежала
Да побежала.
(Еж)
* * *
Красна девица,
Каменное сердце.
(Вишня)
* * *
Стоят Ермачки,
Красные колпачки.
Кто ни пройдет,
Всяк поклон им отдает.
(Земляника)
* * *
Вырос в поле дом
Полон зерном,
Стены позолочены,
Ставни заколочены.
Ходит дом ходуном
На столбе золотом.
(Колос)
* * *
Маленек, удаленек,
сквозь землю прошел,
красну шапочку нашел.
(Гриб)
* * *
Сам худ, голова с пуд.
(Молот)
* * *
Был ребенок —
Не знал пеленок,
Стал стариком —
Сто пеленок на нем.
(Капуста)
* * *
И зелен, и густ —
На грядке вырос куст.
Начали щипать —
Стали плакать и рыдать.
(Зеленый лук)
* * *
Желтый Антошка
Вертится на ножке.
Где солнце стоит,
Туда он и глядит.
(Подсолнух)
* * *
В огороде Тит стоит,
Ничего не говорит,
Сам с грядок не берет
И воронам не дает.
(Пугало)
* * *
Выгляну в окошко:
Лежит долгий Антошка.
Кабы он встал —
До неба достал;
Сам не ходит,
А других водит.
(Дорога)
* * *
Сам не видит,
А другому указывает.
(Столб)
* * *
Идут, идут,
А с места не сойдут.
(Часы)
* * *
Маленький Ерофейка
Утонул до шейки.
(Гвоздь)
* * *
В новой стене,
В круглом окне
Днем стекло разбито,
За ночь вставлено.
(Прорубь)
* * *
Зимой нет теплей,
Летом нет холодней.
(Печь и погреб)
* * *
Мать толста,
Дочь красна,
Сын— бес,
Долетел до небес
(Печь, огонь, дым)
* * *
На улице столбом,
В избе скатертью.
(Дым)
* * *
Горенка нова,
Головка черна,
Шапочка золоченая.
(Свеча)
* * *
В брюхе баня,
В носу решето,
На голове пупок,
Всего одна рука,
И та на спине.
(Чайник)
* * *
Скорчится в кошку,
Растянется в дорожку.
(Веревка)
* * *
Кто в избе рогат?
(Ухват)
* * *
Черный конь
Прыгает в огонь.
(Кочерга)
* * *
Четыре брата
Под одной шляпой стоят,
Одним кушаком обвязаны.
(Стол)
* * *
Зелененький,
Маленький,
По полу елозит,
Себя не занозит.
Обежал весь теремок
И опять встал в уголок.
(Веник)
* * *
Стоит толстячок,
Подбоченивши бочок,
Шипит и кипит,
Всем пить чай велит.
(Самовар)
* * *
Три братца
Пошли купаться.
Два купаются,
Третий на берегу валяется.
Искупалися,
Вышли,
На третьем повисли.
(Коромысло, ведра)
* * *
Умный Ивашка,
Красная рубашка,
Где пройдет — коснется,
Там след остается.
(Карандаш)
* * *
Книги читают,
А грамоты не знают.
Своих глаз нет,
А видеть помогают свет.
(Очки)
* * *
Скоро ест, мелко жует, сама не ест, другим не дает.
(Пила)
* * *
Кланяется, кланяется, придет домой — растянется.
(Топор)
* * *
Два брюшка, четыре ушка.
(Подушка)
* * *
Без рук, без ног, а рубашку носит.
(Подушка)
* * *
Два конца, два кольца, в середине гвоздь.
(Ножницы)
* * *
Маленький Ерофейка, подпоясан коротенько,
ио полу скок-скок, по лавкам скок-скок и сел в уголок.
(Веник)
* * *
Маленький, кругленький, а за хвост не поймаешь.
(Клубок)
* * *
Сошлись три батрака и говорят — один: “Мне летом тяжело!”,
другой: “Мне зимой тяжело!”, третий: “Мне всегда тяжело!”
(Телега, сани, лошадь)
Один говорит: “Побежим, побежим”, другой говорит: “Постоим, постоим”,
третий говорит: “Пошатаемся, пошатаемся”.
(Река, берег и трава)
* * *
Сам наг, а рубашка в пазухе; сам бел, а детки красные.
(Свеча)
* * *
Семьдесят одежек, все без застежек.
(Капуста)
ИЗ ЗАРУБЕЖНОГО ФОЛЬКЛОРА
* * *
Его мы изредка встречаем на дороге.
Без палки ходит он, безглазый и безногий.
Боится не собак, не кошек, не коров,
А кур и петухов.
(Червяк)
* * *
Получил я ее в лесу,
Уселся и стал рассматривать.
Чем больше смотрел,
Тем меньше она мне нравилась.
И так как я не нашел ее,
То принес с собою домой.
(Заноза в ноге)
* * *
Тонкая девчонка,
Белая юбчонка,
Красный нос.
Чем длиннее ночи,
Тем она короче
От горючих слез.
(Свеча)
Элизабет, Лиззи,
Бэтси и Бэсс
Весною с корзинкой
Отправились в лес.
В гнезде на березе,
Где не было птиц,
Нашли они пять
Розоватых яиц.
Им всем четверым
По яичку досталось,
И все же четыре
На месте осталось.
Хоть разные
Названы здесь имена
(Элизабет, Лиззи,
Бэтси, Бэсс),
Но так называлась
Девчонка одна.
Она и ходила
С корзинкою в лес.
Вопрос и ответ
Спросил меня голос
В пустыне дикой:
— Много ли в море
Растет земляники?
— Столько же, сколько
Селедок соленых
Растет на березах
И елках зеленых.
Следующая загадка
Диана Давлетшина
Следующая загадка
Денис Ситдиков
ахаха
Нравится Показать список оценивших
Николай Ругин
Нравится Показать список оценивших
Виктория Белякова ответила Николаю
Николай, ахаха, как вариант)
Нравится Показать список оценивших
Николай Ругин ответил Виктории
Нравится Показать список оценивших
Виктория Белякова ответила Николаю
Николай, аахах, а никто вас националистом и не считает)
Нравится Показать список оценивших
Николай Ругин ответил Виктории
Нравится Показать список оценивших
Виктория Белякова ответила Николаю
Николай, я?) воу воу
Нравится Показать список оценивших
Николай Ругин ответил Виктории
Нравится Показать список оценивших
Виктория Белякова ответила Николаю
Николай, вот это поворот)
Нравится Показать список оценивших
Николай Ругин ответил Виктории
Виктория, что тут такого удивительного?)
Нравится Показать список оценивших
Виктория Белякова ответила Николаю
Николай, неожиданно просто) Но и не справедливо к другим админам)
Нравится Показать список оценивших
Николай Ругин ответил Виктории
Читайте также: