Загадка сердца вместилище духа мышечный насос и др

Обновлено: 04.11.2024

Сердце — это орган, связывающий нас с нашей бессмертной сущностью. В этом не было сомнений ни у кого и никогда. Практически любая архаическая культура за немногими исключениями придерживалась подобных взглядов. Даже народы, которые представляются нам наиболее практичными и рациональными (китайцы, евреи) не выпадали из этого ряда.

Сердцем думали , а не только чувствовали. Китайцы считали, что ум мудрости (кит.: и ) живёт в глубине сердца, а внешний ум (кит.: синь ) пребывает в более поверхностном слое. Так же полагали и в Ханаане, и отнюдь не только потомки Авраама.

Что делает сердце таким особенным?

Конечно, не только его физическое строение, хотя и оно вызывает изумление. По сути, сердце — единственная мышца, которая не отдыхает никогда: от самого начала жизни и до её последнего часа.

Все остальные органы не могут работать без перерыва, тем более никогда не останавливаясь. А сердце может. И работает. Кроме того, сердце чувствует и отзывается на чужую боль. Это также всем ясно. Трепет сердца, чувство сердца, боль сердца — отнюдь не метафоры и не поэтические допущения. Сердце действительно болит за другого, действительно отзывается на чужую боль, и оно же поёт, когда радость наполняет человеческое существо.

Материализм современной науки отвёл сердцу роль физиологического органа, а не святилища. Но эта «песня» не будет звучать долго. Сами учёные, если они не полные эгоисты, понимают значение сердца, но не могут к нему подступиться со своими инструментами и поэтому оставляют ему роль пламенного мотора.

Как слушать и услышать сердце?

Как уловить подсказку сердца, подсказку своего духа, если речь идёт о внутреннем инсайте, интуитивном прорыве?

Следующая загадка

Сердце не просто орган, но и хранилище чего-то большего - сердце

2015-02-06 в 02:16

Древние считали, что сердце - вместилище души. Аристотель, например, был убежден, что именно сердце, а не мозг, играет главенствующую роль в организме. Мозг же вместе с легкими просто контролирует порывы сердца и, образно говоря, не дает ему перегореть от чувств.

Современная наука, наоборот, отдает пальму первенства мозгу, а сердце считает насосом для перекачивания крови. Что касается души. Некоторые ученые недавно пришли к выводу, что древние, возможно, были правы.

Наггетсы - и побольше!

Доктор Гари Шварц, профессор психологии и медицины Аризонского университета, в течение 10 лет наблюдал пациентов, которым пересадили сердце. Он пришел к поразительным выводам: человек, в груди которого забилось чужое сердце, становится похожим на своего донора.

Впрочем, это преображение происходит далеко не со всеми. Однако у 10% больных вдруг меняются привычки, характер, взгляды. Люди становятся все больше похожими на доноров! Доктор Шварц любит приводить в пример балерину Сильвию Клэр.

В 1988 году врачи Йельской больницы пересадили ей комплекс «сердце-легкие». И первое, что сделала женщина после выписки, - это отправилась в забегаловку KFC и заказала куриные наггетсы. А ведь она отродясь их не ела, потому что, будучи балериной, соблюдала строжайшую диету.

Изменилось и ее отношение к одежде: если раньше Сильвия любила носить яркие платья, то теперь вместо красного и оранжевого ее потянуло на бледно-голубое. Но это еще не все -темперамент женщины стал иным. До операции она была спокойной, уравновешенной, а теперь не могла совладать с приступами гнева, желанием спорить и ругаться с близкими.

Сильвия недоумевала, что с ней происходит, и однажды ее осенило: а вдруг все это в ней - от донора? Женщина решила выяснить, кем он был. В США обычно не держат в секрете имена доноров и даже приветствуют желание пациента познакомиться с семьей человека, который подарил больному вторую жизнь.

Сильвия Клэр и донор ее сердца Тим Лэмирэнд


Вспомнить все!

Скажете, совпадение? До такой степени? Скептики уверены, что изменения в психике и поведении людей с донорскими органами вызваны стрессом и воздействием лекарств. С этим трудно спорить. Человек, прошедший через подобное испытание, вряд ли останется прежним. Да и в результате перенесенной болезни могут действительно поменяться его привычки, вкусовые пристрастия, характер. Одно только странно: почему в некоторых случаях эти новые привычки и пристрастия в точности повторяют те, что были присущи донору?

Исследователи выдвинули версию, что наши внутренние органы обладают некоей клеточной памятью. Попав в чужой организм, пересаженный орган начинает наполнять «воспоминаниями» это новое тело. Мало того, именно сердце, как никакой другой орган, «переполнено» этими воспоминаниями. Доктор Шварц считает, что сердце является мощнейшим генератором электромагнитной энергии.

Его магнитное поле в 5000 раз сильнее магнитного поля мозга. И это поле способно передавать информацию в любую точку организма. А между сердцем и мозгом существует тесная связь, нейрохимическая и электрохимическая. Мысли и чувства, сформированные в мозге, транслируются в сердце и откладываются в его клеточной памяти. И это же сердце, попав в другой организм, передает другому мозгу то, что оно «запомнило», находясь в прежнем теле.

Прислушаться к сердцу

Идею о том, что сердце и мозг работают в одной связке, выдвинул еще в XIX веке знаменитый американский психолог Уильям Джеймс. По его теории, мозг сухо фиксирует информацию, а сердце придает ей эмоциональную окраску. К примеру, мозг констатирует: опасность! Но именно сердце испытывает страх: оно начинает бешено колотиться в груди и передавать сигналы остальным внутренним органам.

А вот американский ученый из Калифорнии Док Чайлдре уверен, что в организме главенствует сердце. Именно в нем формируются мысли и чувства, которые потом передаются в мозг. Сердце обладает собственной нервной системой и, по словам Дока Чайлдре, способно самостоятельно чувствовать, учиться, принимать решения - независимо от головного мозга! Ученый даже придумал название этому явлению -«разумное сердце». Да, похоже, не зря люди говорят: «Прислушайся к своему сердцу!», когда нужно принять важное решение.

Британский ученый Барни Данн из Эксетерского университета провел эксперименты и убедился, что люди, которые живут в ладу с собственным сердцем, обладают мощной интуицией. Что заставляет задаться следующим вопросом: а как будет себя чувствовать человек, которому пересадят не живое, а искусственное сердце?

Кстати, уже были проведены экспериментальные операции, но пациенты, увы, прожили недолго. Может, не случайно. А если в живом сердце есть то, без чего не может существовать человек, - душа.

Кем был мой донор?

Доктор Дэнни Пенман, британский биохимик и журналист, первым высказал предположение о том,, что вместе с сердцем человеку, возможно, пересаживают и душу. Звучит невероятно, но порой кажется, что и впрямь частичка личности донора так или иначе проникает к организм реципиента вместе с пересаженным сердцем.


Иначе как объяснить то, что 25-летний мужчина, далекий от искусства, получивший сердце молодой женщины, вдруг страстно полюбил живопись, как покойная.

По словам его подружки, он начал ходить по художественным музеям, чего не делал раньше никогда, и, как загипнотизированный, застывать около каждой картины. А как объяснить то, что 47-летний рабочий-литейщик вдруг воспылал любовью к музыке и стал учиться играть на скрипке после того, как ему пересадили сердце 17-летнего скрипача?

И почему студент, которому досталось сердце утопленника, стал безумно бояться водоемов, а женщина, боявшаяся высоты, увлеклась альпинизмом после того, как получила сердце альпиниста? Кстати, согласно опросу, проведенному в Ганновере, интуитивно люди не хотят, чтобы им пересадили сердце уголовника, самоубийцы или свиньи.

С любовью к Дэнни

Отец погибшего рассказал доктору Шварцу, что спустя год после смерти сына они с женой разобрали его вещи и нашли тетрадь со стихами. В одном из них сын писал о том, что предчувствует свою внезапную смерть. А еще он сочинил песню под названием «Дэнни, я дарю тебе свое сердце!». В ней парень снова говорил о том, что скоро умрет и что хочет отдать свое сердце девушке по имени Дэнни. Это была не просто лирика: мальчик уже в 12 лет выразил желание стать донором органов после того, как умрет.

И что вы думаете? Девушка, которая получила его сердце, носила имя Дэнни. Мало того, когда во время встречи с родителями парня ей стали играть его песни, она вдруг начала подпевать, и слова песни из той самой заветной тетрадки словно всплывали в ее сознании сами собой.

По ее словам, девушка будто бы чувствовала, что она и погибший юноша - одно целое. Он жил в ней, пел, сочинял. Дэнни даже начала брать уроки музыки, хотя раньше не увлекалась ею. И выбрала тот же инструмент, на котором играл ее донор, - гитару. А потом тоже начала сочинять песни.

Выжить, чтобы умереть.

Еще более удивительная история, произошедшая с американцем Сонни Грэмом, наталкивает на совсем уж сумасшедшую мысль: а что, если вместе с пересаженным сердцем человек может унаследовать и судьбу донора? Случай действительно из ряда вон выходящий и не поддающийся никакому рациональному толкованию.

Сонни Грэм (в центре)


В 1995 году Грэм едва не умер от остановки сердца. Но вмешалось провидение. Больному сообщили, что есть шанс сделать пересадку: в клинике имеется сердце 33-летнего Тэрри Коттла - бедняга только что застрелился. Операция помогла. Грэм начал переписываться с вдовой своего донора, а потом встретился с ней.

А 1 апреля 2008 года Грэм взял в руки дробовик, закрылся в гараже, приставил дуло к горлу и нажал на курок. Он покончил с собой точно таким же способом, как и его донор.

Следующая загадка

Звезда активна
Звезда активна
Звезда активна
Звезда не активна
Звезда не активна

Оборудование:плакат-девиз «Человек + Физика = Здоровье», плакаты: «Схема кровообращения», «Активные точки руки», ««Физика» человека», муляж сердца, карточки для самостоятельной работы, аудиозапись песни Л. Утесова «Сердце, тебе не хочется покоя».

2) создать условия для повторения материала о сердце;

3) создать условия для выполнения коммуникативных УУД: работы в паре, участие в диалоге;

4) дать возможность обучающимся оценить свою деятельность на уроке.

Что такое сердце? Камень твердый?

Яблоко с багрово-красной кожей?

Может быть меж ребер и аорты

Бьется шар, на шар земной похожий?

Так или иначе, все земное

Умещается в его пределы,

Потому, что нет ему покоя ,

До всего есть дело.

Учитель биологии: Есть какая-то объективная причина того, что сердце издавна является предметом пристального интереса поэта, и философа, и воина?

С понятием «сердце» люди связывают представление о любви, воле, страсти, о нравственном, душевном благородстве.

Задания учащимся:«Приведите примеры устойчивых словосочетаний с применением слова «сердце» для характеристики человека».

(«Каменное сердце», «Скрепя сердце», «Вырвать из сердца», «Сделано от всего сердца», «Нож в сердце», «Сердце ноет», «Сердце в пятки ушло», «Отлегло от сердца», «Сердце кровью обливается».)

Как часто мы говорим о людях: мягкосердечный, добросердечный или, наоборот, жестокосердный, как много сказано о сердечном или бессердечном отношении, о сердечном влечении одного человека другому, а в скольких песнях поется о сердце. Примеры можно приводить бесконечно.

Учитель физики. Вы читаете, смотрите телевизор, спите…, а сердце ваше работает. Вы и не задумываетесь, что в вашей грудной клетке беспрестанно сжимается и расслабляется маленький, мышечный орган. Это сердце. Мы редко вспоминаем и не очень – то ценим до поры бесконечный подвиг великого и скромного труженика. И только когда сердце сдает, когда силы начинают оставлять, когда вдруг происходит поломка, только тогда мы начинаем сетовать, что вовсе не помогали, но часто мешали жить и работать своему сердцу. Мы спешим к врачу, потом в аптеку, готовы бежать хоть на край света, чтобы вернуть сердцу прежнее упорство и силу. Так что же это такое - наше сердце?

Сегодня у нас урок физики и биологии. На уроке мы постараемся обобщить знания, полученные при изучении соответствующих тем в курсах «Биология. Человек и его здоровье» и «Физика». И разговор наш пойдет … Как вы думаете, о чем? … Поэтому тема нашего урока «Сердце – это насос или вместилище души?»

Итак, разминка. (Вопросы разноуровневые с правом свободного выбора).

1. Что такое артерия?

2. Что такое вены?

3. Что такое капилляры?

4. Что такое кровообращение?

5. Малый круг кровообращения.

6. Большой круг кровообращения.

7. Каково строение сердца?

8. Что такое электрокардиограмма?

9. Что такое гипертония?

10.Что такое гипотония?

11.Что такое пульс?

1. Какие приспособления в строении сердца обеспечивают движение крови в одном направлении?

2. Как меняется частота и сила сердечных сокращений при физической нагрузке?

3. Почему сердце способно работать непрерывно и без видимого утомления в течение всей жизни?

4. Почему в удаленных от сердца сосудах давление падает?

5. Почему кровь из сердца выталкивается порциями, а в сосудах течет непрерывной струей?

6. Что такое коэффициент теплопроводности?

7. Теплоемкость крови – что это такое?

8. Что такое диффузия?

Учитель физики: Мы переходим к следующему этапу.

«К какой части тела не приложишь ты руку, ты всюду услышишь сердце, ибо оно не только бьется в любом органе, но и указывает путь каждому из них».

Эти слова сказал о сердце безымянный древнегреческий врач. А что же по этому поводу говорит наука?

Ученые сравнивают сердце с уникальным насосом, поддерживающим постоянную циркуляцию крови в организме. По-видимому, этот орган должен быть признан одним из самых совершенных «механических» устройств, когда-либо созданных природой. Ничего лишнего, все предельно просто. Но в простоте этой – само совершенство. Человек еще не создал ни одной модели насоса, который мог бы выиграть соревнование у нашего «пламенного мотора». Паровая турбина, например, превращает в энергию около 25% использованного топлива. Сердце – вдвое больше: в энергию его сокращений превращается до 50% поступивших в сердечную мышцу питательных веществ и кислорода. На протяжении жизни сердце человека сокращается свыше двух с половиной миллиардов раз, в то время как максимально возможное число сжатий и расслаблений надежной современной пружины не превышает 10.

Здоровое сердце среднем сокращается 70-80 раз в минуту, что составляет в день около 100 тысяч сокращений. Сердце человека, находящегося в покое, за одно сокращение выбрасывает приблизительно 70 мл крови, а в течение одной минуты - около 5 л, за час – 300 л крови.

И каждое сокращение требует от него большого напряжения. Ведь кровь – жидкость вязкая, а проталкивать ее надо не только сквозь крупные, но и мельчайшие сосудики – капилляры, протяженность которых в организме составляет 80000 км.

Сокращение сердца – активный процесс, требующий затрат энергии. Физиологи определяют работу сердца (Р) с помощью формулы Р=М*Д*С, где

М – масса крови (в кг), выбрасываемая за одно сокращение;

Д – давление крови в аорте;

С – число сердцебиений в минуту.

При данных М=0, 07, Д=2, С=72 работа левого желудочка составляет примерно 100 Дж. Работа правого желудочка за это время меньше в 3 раза, или примерно 33,5 Дж. Следовательно, общая работа желудочков за 1 минуту составляет 133,5 Дж, а за сутки 192240 Дж.

Известно, что наше сердце – это насос, работающий в импульсном режиме с частотой около 1 Гц. Во время каждого импульса, длительностью примерно 0, 25 с сердце взрослого человека вбрасывает в аорту около 0,1 дм 3 крови. Из аорты кровь попадает в более узкие сосуды – артерии, по которым поступает на периферию.

Учитель биологии.С чем сравнил сердце выступающий? Какие структуры обеспечивают мощность этого насоса? Вспомним строение сердца.

Десятки тысяч исследователей многих времен искали тайну работы сердца. Сегодня многое ясно; однако не все – изучение сердца продолжается.

Известно, что сердце человека – относительно небольшой орган: по размерам он слегка превышает сжатую в кулак кисть, а по массе – немногим более 300г. Сердце – полый мышечный орган. Сплошной перегородкой сердце делится на две несообщающиеся половины – правую и левую.

Каждая половина сердца состоит из предсердий и желудочков. Специальные клапаны направляют поступление крови из предсердий в желудочки и определяют ее дальнейшее продвижение из желудочков в аорту и легочную артерию.

Стенка сердца состоит из трех слоев. Сердечная мышца, производящая огромную работу , нуждается в беспрерывном притоке питательных веществ и кислорода и выведении продуктов распада. Поэтому она обильно снабжается кровью. Различают три фазы сердечной деятельности. Движение крови по сосудам обусловлено ритмической работой сердца.

Теперь мы выясним, как вы сможете самостоятельно применить эти знания. Для этого я предлагаю вам оживить «немые рисунки». (Раздаются карточки со схемой кровообращения). Стрелками покажите движение крови и сделайте на схеме соответствующие надписи, начиная с малого круга. (Работа в парах, самооценка).

Задание 1. Пользуясь схемой кровообращения ,мысленно проследите и запишите последовательно, какой путь (через какие кровеносные сосуды и отделы сердца) пройдет меченый эритроцит с кровью до возвращения в исходную точку – в левый желудочек (работа в группах).

2. Тест (Муртазин Г.М. Активные формы и методы обучения биологии).

Учитель физики. Много веков назад люди уже знали, что с остановкой сердца человек умирает, следовательно, это жизненно важный орган и относиться к нему надо бережно.

Без цифр снова не обойтись. На нашей планете причиной смерти людей в возрасте 45 лет и старше в половине случаев является преждевременное изнашивание сосудов и сердца.

А вы знаете, что способствует этому? (ответы учащихся). Поэтому для сохранения здоровья очень важно уменьшить число факторов риска. Здоровье каждого из нас зависит в значительной мере от нас самих. Его утрата невосполнима. Так давайте помнить об этом и уделять здоровью то внимание и время, которого оно заслуживает.

В довершение к сказанному я предлагаю выполнить несколько упражнений самомассажа. Ведь он является средством лечения и восстановления работоспособности (учащиеся выполняют несколько элементов самомассажа).

Сейчас закончится урок. У каждого из вас вои заботы, вы устремитесь к делам, которые не могут ждать… Но иногда остановитесь. Прислушайтесь. В глубине вашего тела бьется сердце- часы, заведенные однажды и на всю жизнь. Сердцу работать трудно, помогайте ему. Ведь сердце и насос, и вместилище души.

Следующая загадка

Звезда активна
Звезда активна
Звезда активна
Звезда не активна
Звезда не активна

Оборудование:плакат-девиз «Человек + Физика = Здоровье», плакаты: «Схема кровообращения», «Активные точки руки», ««Физика» человека», муляж сердца, карточки для самостоятельной работы, аудиозапись песни Л. Утесова «Сердце, тебе не хочется покоя».

2) создать условия для повторения материала о сердце;

3) создать условия для выполнения коммуникативных УУД: работы в паре, участие в диалоге;

4) дать возможность обучающимся оценить свою деятельность на уроке.

Что такое сердце? Камень твердый?

Яблоко с багрово-красной кожей?

Может быть меж ребер и аорты

Бьется шар, на шар земной похожий?

Так или иначе, все земное

Умещается в его пределы,

Потому, что нет ему покоя ,

До всего есть дело.

Учитель биологии: Есть какая-то объективная причина того, что сердце издавна является предметом пристального интереса поэта, и философа, и воина?

С понятием «сердце» люди связывают представление о любви, воле, страсти, о нравственном, душевном благородстве.

Задания учащимся:«Приведите примеры устойчивых словосочетаний с применением слова «сердце» для характеристики человека».

(«Каменное сердце», «Скрепя сердце», «Вырвать из сердца», «Сделано от всего сердца», «Нож в сердце», «Сердце ноет», «Сердце в пятки ушло», «Отлегло от сердца», «Сердце кровью обливается».)

Как часто мы говорим о людях: мягкосердечный, добросердечный или, наоборот, жестокосердный, как много сказано о сердечном или бессердечном отношении, о сердечном влечении одного человека другому, а в скольких песнях поется о сердце. Примеры можно приводить бесконечно.

Учитель физики. Вы читаете, смотрите телевизор, спите…, а сердце ваше работает. Вы и не задумываетесь, что в вашей грудной клетке беспрестанно сжимается и расслабляется маленький, мышечный орган. Это сердце. Мы редко вспоминаем и не очень – то ценим до поры бесконечный подвиг великого и скромного труженика. И только когда сердце сдает, когда силы начинают оставлять, когда вдруг происходит поломка, только тогда мы начинаем сетовать, что вовсе не помогали, но часто мешали жить и работать своему сердцу. Мы спешим к врачу, потом в аптеку, готовы бежать хоть на край света, чтобы вернуть сердцу прежнее упорство и силу. Так что же это такое - наше сердце?

Сегодня у нас урок физики и биологии. На уроке мы постараемся обобщить знания, полученные при изучении соответствующих тем в курсах «Биология. Человек и его здоровье» и «Физика». И разговор наш пойдет … Как вы думаете, о чем? … Поэтому тема нашего урока «Сердце – это насос или вместилище души?»

Итак, разминка. (Вопросы разноуровневые с правом свободного выбора).

1. Что такое артерия?

2. Что такое вены?

3. Что такое капилляры?

4. Что такое кровообращение?

5. Малый круг кровообращения.

6. Большой круг кровообращения.

7. Каково строение сердца?

8. Что такое электрокардиограмма?

9. Что такое гипертония?

10.Что такое гипотония?

11.Что такое пульс?

1. Какие приспособления в строении сердца обеспечивают движение крови в одном направлении?

2. Как меняется частота и сила сердечных сокращений при физической нагрузке?

3. Почему сердце способно работать непрерывно и без видимого утомления в течение всей жизни?

4. Почему в удаленных от сердца сосудах давление падает?

5. Почему кровь из сердца выталкивается порциями, а в сосудах течет непрерывной струей?

6. Что такое коэффициент теплопроводности?

7. Теплоемкость крови – что это такое?

8. Что такое диффузия?

Учитель физики: Мы переходим к следующему этапу.

«К какой части тела не приложишь ты руку, ты всюду услышишь сердце, ибо оно не только бьется в любом органе, но и указывает путь каждому из них».

Эти слова сказал о сердце безымянный древнегреческий врач. А что же по этому поводу говорит наука?

Ученые сравнивают сердце с уникальным насосом, поддерживающим постоянную циркуляцию крови в организме. По-видимому, этот орган должен быть признан одним из самых совершенных «механических» устройств, когда-либо созданных природой. Ничего лишнего, все предельно просто. Но в простоте этой – само совершенство. Человек еще не создал ни одной модели насоса, который мог бы выиграть соревнование у нашего «пламенного мотора». Паровая турбина, например, превращает в энергию около 25% использованного топлива. Сердце – вдвое больше: в энергию его сокращений превращается до 50% поступивших в сердечную мышцу питательных веществ и кислорода. На протяжении жизни сердце человека сокращается свыше двух с половиной миллиардов раз, в то время как максимально возможное число сжатий и расслаблений надежной современной пружины не превышает 10.

Здоровое сердце среднем сокращается 70-80 раз в минуту, что составляет в день около 100 тысяч сокращений. Сердце человека, находящегося в покое, за одно сокращение выбрасывает приблизительно 70 мл крови, а в течение одной минуты - около 5 л, за час – 300 л крови.

И каждое сокращение требует от него большого напряжения. Ведь кровь – жидкость вязкая, а проталкивать ее надо не только сквозь крупные, но и мельчайшие сосудики – капилляры, протяженность которых в организме составляет 80000 км.

Сокращение сердца – активный процесс, требующий затрат энергии. Физиологи определяют работу сердца (Р) с помощью формулы Р=М*Д*С, где

М – масса крови (в кг), выбрасываемая за одно сокращение;

Д – давление крови в аорте;

С – число сердцебиений в минуту.

При данных М=0, 07, Д=2, С=72 работа левого желудочка составляет примерно 100 Дж. Работа правого желудочка за это время меньше в 3 раза, или примерно 33,5 Дж. Следовательно, общая работа желудочков за 1 минуту составляет 133,5 Дж, а за сутки 192240 Дж.

Известно, что наше сердце – это насос, работающий в импульсном режиме с частотой около 1 Гц. Во время каждого импульса, длительностью примерно 0, 25 с сердце взрослого человека вбрасывает в аорту около 0,1 дм 3 крови. Из аорты кровь попадает в более узкие сосуды – артерии, по которым поступает на периферию.

Учитель биологии.С чем сравнил сердце выступающий? Какие структуры обеспечивают мощность этого насоса? Вспомним строение сердца.

Десятки тысяч исследователей многих времен искали тайну работы сердца. Сегодня многое ясно; однако не все – изучение сердца продолжается.

Известно, что сердце человека – относительно небольшой орган: по размерам он слегка превышает сжатую в кулак кисть, а по массе – немногим более 300г. Сердце – полый мышечный орган. Сплошной перегородкой сердце делится на две несообщающиеся половины – правую и левую.

Каждая половина сердца состоит из предсердий и желудочков. Специальные клапаны направляют поступление крови из предсердий в желудочки и определяют ее дальнейшее продвижение из желудочков в аорту и легочную артерию.

Стенка сердца состоит из трех слоев. Сердечная мышца, производящая огромную работу , нуждается в беспрерывном притоке питательных веществ и кислорода и выведении продуктов распада. Поэтому она обильно снабжается кровью. Различают три фазы сердечной деятельности. Движение крови по сосудам обусловлено ритмической работой сердца.

Теперь мы выясним, как вы сможете самостоятельно применить эти знания. Для этого я предлагаю вам оживить «немые рисунки». (Раздаются карточки со схемой кровообращения). Стрелками покажите движение крови и сделайте на схеме соответствующие надписи, начиная с малого круга. (Работа в парах, самооценка).

Задание 1. Пользуясь схемой кровообращения ,мысленно проследите и запишите последовательно, какой путь (через какие кровеносные сосуды и отделы сердца) пройдет меченый эритроцит с кровью до возвращения в исходную точку – в левый желудочек (работа в группах).

2. Тест (Муртазин Г.М. Активные формы и методы обучения биологии).

Учитель физики. Много веков назад люди уже знали, что с остановкой сердца человек умирает, следовательно, это жизненно важный орган и относиться к нему надо бережно.

Без цифр снова не обойтись. На нашей планете причиной смерти людей в возрасте 45 лет и старше в половине случаев является преждевременное изнашивание сосудов и сердца.

А вы знаете, что способствует этому? (ответы учащихся). Поэтому для сохранения здоровья очень важно уменьшить число факторов риска. Здоровье каждого из нас зависит в значительной мере от нас самих. Его утрата невосполнима. Так давайте помнить об этом и уделять здоровью то внимание и время, которого оно заслуживает.

В довершение к сказанному я предлагаю выполнить несколько упражнений самомассажа. Ведь он является средством лечения и восстановления работоспособности (учащиеся выполняют несколько элементов самомассажа).

Сейчас закончится урок. У каждого из вас вои заботы, вы устремитесь к делам, которые не могут ждать… Но иногда остановитесь. Прислушайтесь. В глубине вашего тела бьется сердце- часы, заведенные однажды и на всю жизнь. Сердцу работать трудно, помогайте ему. Ведь сердце и насос, и вместилище души.

Читайте также: