Загадка руслан и людмила

Обновлено: 22.11.2024

В данной работе проанализированы передвижения героев поэмы, составлены карты этих передвижений.

ВложениеРазмер
alina_gertel.docx 39.62 КБ

Следующая загадка

Пушкин, бесспорно, ас. Александр Сергеевич впервые выписал такие художественные фигуры, каких ранее высший свет российского дворянства и не видывал, да так мастерски, что фигуры эти остались в веках. Такое искусство - высший пилотаж золотого пера России.

Сказка «Руслан и Людмила» отличный тому пример. Кто не сможет продолжить фразу «у лукоморья дуб зеленый…», тот вражеский шпион. Или невежда, что почти одно и то же.

Многое, однако, Пушкин зашифровал, оставив нам, добрым молодцам, лишь сказочные намеки.

Шифр этот мы видим и в паре имен Руслан и Людмила, таких же неразлучных как пара имен Юстас и Алекс.

Итак, о чем хотел полунамеками поведать нам Алекс Пушкин в своих донесениях?

Для начала приглядимся к именам.

Имя Людмила нам знакомо, это ж Люся, или Люси, которая совершенно официально ведет свое происхождение от слова луч, lux, свет. Светка, в общем.

Итак, она звалась Светланой, или, иными словами, Русланой, русоволосый ведь имеет значение светловолосый.

Людмила, как мы помним, дочь Владимира Красное Солнышко.

И кто у нас светлая дочь солнышка?

Издревле на Руси с детского сада каждый ребенок знает ответ – это Луна.

Слово луна, для справки, родственно слову луч, Луке, Люсе, то бишь семантически Луна это и есть Люся, по-русски, Людмила.

Тут отдельно стоит отметить братьев Людмилы. Батюшка-солнце, помнится, был окружен на свадебном пиру у Людмилы толпой из двенадцати сыновей. И кто же они, братья луны?

Кто брат луны? Месяц, конечно.

Месяц, кстати, как следует из самого названия, имеет отношение к луне.

В календарном году умещается полных двенадцать лунных месяцев и еще один тринадцатый лунный месяц помещается не полностью. И, какое совпадение, этот тринадцатый месяц, то появлялся лунно-солнечном календаре, то исчезал, в общем вел себя как добавочный день високосного года. Одним словом, вел себя как Людмила.

Итак, опять же какое совпадение, луна, бывает, пропадает с неба. Совсем. Давно не видевшим неба поясню, это случается в новолуние - это максимальное сближение на небесной сфере Луны и Солнца. А на бытовом уровне новолуние - это луна пропала с неба, серп луны становился все тоньше и тоньше, пока тьма не поглотила луну совсем. Или, выражаясь сказочно-поэтически, в момент пира луны и солнца луну крадут с неба.

И кто же этот тать в нощи?

Лукоморье, как мы уже знаем, образовано от слова луч, что означает свет, и является таким образом Светломорьем или Беломорьем. Ведь Лукоморьем является то светлое сказочное место, куда мы еженощно уплываем на волнах сна, озаряемые волшебным фонарем загадочной луны.

Как же назвать антипода этих чудных мест? Как тут не согласиться с поэтическим шифром Пушкина, ведь имя Черномор идеально отражает противопоставление светлому Лукоморью.

Черномор был, как мы помним, карлой. Есть ли на небе карлики? Есть. Карликов на небе – тьма, любых расцветок. Черный карлик – это бывший белый карлик, объясняет нам сегодня наука астрономия, имея ввиду цветовую дифференциацию фаз жизни небольших звезд.

Карлик - это звезда. Но не простая звезда, особенная.

Учил ли Пушкин греческий язык? Конечно, учил, одновременно с русским.

Есть у русских имя, задуманное греками как «космический», Косма или Кузьма, от слова Космос. В русском восприятии этого имени совершенно отчетливо угадываются космы, поэтому поэтический образ летающего в косматом космосе косматого карлика вполне уместен. Тем более, что «косматый» на греческом звучит как «комета», то есть волосатка.

Вот этот-то хвост кометы Пушкин и изобразил в виде бороды Черномора, а самого Черномора с его сияющей лысиной – в виде кометы, падающей звезды, чтобы сказка-загадка не только детишек радовала, но и детин повзрослей.

Кометы по поверью приносят несчастье, ничего хорошего от волосатого карлика, известно, не жди.

Ну а что же такое у Пушкина Руслан?

У русских луна это вовсе не одинокая девушка. В лодочке луны плывет по русскому небу и хлопчик.

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Лицей №4»

Научно – практическая конференция «Интеллект XXI века»

Секция «Русский язык и литература»

Загадки поэмы А.С.Пушкина «Руслан и Людмила»

учащаяся 7 «Б» класса

Панова Юлия Петровна,

учитель русского языка

Использованная литература . 11

В детстве, читая сказки, наверно, каждый из нас задавался вопросом – а где находится Тридевятое царство или остров Буян? Ведь до мурашек хотелось попасть в тот опасный, но притягательный волшебный мир, населённый изощрёнными злодеями и благородными героями.

Однако у взрослых подобные вопросы вызывали недоумение и оставались без ответа. Но потом мы взрослеем и постепенно перестаём верить сказкам. Вернее, скрывается от нас сокровенный смысл, зашифрованный в сказках нашими далёкими предками. Если что-то и оставалось доступным пониманию, то только «верхние» пласты примитивных истин, тогда как глубинные смысловые уровни воспринимались не иначе как экзотический литературный балласт. «На море-окияне, на острове Буяне…» - о чём это?!

Свои первые шаги в науку я решила сделать с темы, очень близкой для меня, связанной с творчеством А.С.Пушкина, с давно полюбившейся поэмой-сказкой «Руслан и Людмила». Все сказочные поэмы Пушкина не есть плод фантазии гения, они представляют собой лишь авторскую обработку широко имеющих хождение в народе сюжетов. Так, например, поэма «Руслан и Людмила» – это стихотворное изложение популярной лубочной повести «О Еруслане Лазаревиче».

Любопытным показалось мне проанализировать сказочную поэму Пушкина и увязать действия героев с географией – может, подскажет Александр Сергеевич координаты острова Буяна? Благо в его произведениях помимо Тридесятых царств встречаются и вполне реальные населённые пункты – Киев, Муром, Шемаха.

Отсюда и цель работы - проанализировать движение героев с точки зрения географии.

Актуальность. Немногие современные школьники читают художественную литературу. Не все читающие школьники пытаются проникнуть в творческую лабораторию писателя или поэта. Моя работа поможет читателям сделать вместе со мной открытия и стремиться к более проницательному чтению художественных произведений.

Поставленная цель обусловила следующие задачи:

● перечитать произведение А.С.Пушкина «Руслан и Людмила»;

● определить места действия героев;

● обобщить полученные данные с «помощью карты», на которую нанесён путь витязей;

  • Выяснить отношение учащихся 5-6 классов МОУ «Лицея № 4» к данному произведению.

Практическая значимость данного исследования состоит в том, что результаты исследования могут использоваться на уроках литературы при изучении творчества А.С.Пушкина и при проведении факультативных занятий.

1. Теоретические (анализ, обобщение).

2. Эмпирические (анкетирование).

  1. Направления героев.

«У Лукоморья дуб зелёный…»

Отсчёт начнём с Лукоморья. Итак, « У Лукоморья дуб зелёный…». Современные толковые словари определяют этот термин как «устаревший» и дают следующую трактовку: «Лукоморье – морская лука, морской залив, бухта, изгиб морского берега». Слово «лукоморье» происходит от словосочетания «лука моря» и означает «изгиб морского берега». Есть лукоморье и у крупных рек, например, у Оби, но то, что речь в данном случае идёт о морском побережье свидетельствует сам автор: «…у моря видел дуб зелёный…». Так что будем искать море.

Все пушкиноведы локализуют Лукоморье на Чёрном или Азовском морях. В пользу своей версии они приводят следующие аргументы: во-первых, на Азовском море есть коса, которая так и называется Лукоморье; во-вторых, в древнерусских летописях и в «Слове о полку Игореве» упоминается, что в районе Лукоморья обитают половцы, а их ареал, как раз, примыкал южной границей к берегам Чёрного и Азовского морей; и, в-третьих, якобы, Пушкин описал место, которое видел своими глазами, а это могло быть только во время ссылки на юг и только в Причерноморье. Что ж, предположение довольно убедительное.

Согласно славянской мифологии , Лукоморье — заповедное место на окраине вселенной, где стоит мировое древо — ось мира , по которому можно попасть в другие миры, так как его вершина упирается в небеса , а корни достигают преисподней . По мировому древу спускаются и поднимаются боги .

Лук часто служит символом божества, его могущества, сверхъестественных возможностей. Вот и у Пушкина не просто морской берег, а «место, где чудеса». И на этом чудесном месте растёт дерево – ДУБ. В народной культуре наших предков дерево было объектом поклонения. Особенно почитались одиноко стоящие деревья: «К категории почитаемых и священных относились и отдельные деревья, особенно старые, одиноко растущие в поле или близ целебных источников… К этим деревьям приходили люди, чтобы избавиться от болезней, сглаза, бесплодия и др. Они приносили дары и жертвы (вывешивали на деревьях полотенца, одежду, лоскуты), молились, прикасались к деревьям».

«…Там на неведомых дорожках…»

Неведомая дорожка. Да что говорить! Каждая дорожка куда-то ведёт. Только идти не ленись.

Для простых смертных дороги эти неведомы, ведь, чтобы узнать дорогу, её надо пройти. Но по тексту получается, что это возможно лишь необычным способом, волшебным, сказочным, ни на что не похожим (например, в бочке, как в «Сказке о царе Салтане…»).

Князь Владимир-солнце – великий князь киевский, один из самых неоднозначных и легендарных правителей Древней Руси выдавал меньшую дочь замуж за Руслана. Во время пира Людмила была похищена.

Все соискатели руки Людмилы отправляются в путь и едут «…вдоль берегов Днепра счастливых…».

Днепр - полноводная река в Восточной Европе, впадающая с севера в Чёрное море. Это третья по длине и площади бассейна река Европы после Волги и Дуная , имеет самое длинное русло в границах Украины . Длина Днепра в естественном состоянии составляла 2 285 км.

В давние времена река упоминалась под другими названиями. Так древнегреческий историк Геродот называл её в своих исторических трактатах Борисфеном (что означает "река, текущая с севера"). Римские историки называли реку именем Данаприс, которая спустя века превратилась в Днепр. В период Киевской Руси реку называли Славутичем (река славян), в те времена она была частью торгового пути, соединяющего Прибалтику с Причерноморьем.

«Соперники одной дорогой
Все вместе едут целый день…
Вот под горой путем широким
Широкий пересекся путь».

То есть пути легли крестом в четырёх направлениях:
«…«Разъедемся, пора! — сказали, —
Безвестной вверимся судьбе».
И каждый конь, не чуя стали,
По воле путь избрал себе».

Куда же направляется каждый из них?

Руслан выехал из Киева и, двигаясь вдоль Днепра, вскоре попал в пещеру к старцу. О пути Руслана говорится в 4 песни:

«…Зима приближалась — Руслан
Свой путь отважно продолжает
На дальний север…»

Это верно ещё и потому, что за время путешествия Руслана, отражающего многовековую историю Государства Российского, столица передвигалась из Киева в северном направлении – в Москву, в Петербург.

Ратмир, единственный из соперников Руслана, имеет определённую национальную принадлежность (хазарский хан). Хазары были частью славянского этноса. Поэтому Ратмир направляется на юг, где находился Хазарский каганат(средневековое государство):

«…Младой Ратмир, направя к югу
Нетерпеливый бег коня…».

Мрачный и воинственный Рогдай мчится на восток (песнь вторая):

«…Когда Рогдай неукротимый,
Глухим предчувствием томимый,
Оставя спутников своих,
Пустился в край уединенный
И ехал меж пустынь лесных…».


Лесные пустыни могут быть только востоком. В этом направлении есть пустыни, где растёт саксаул. Такие места лесоводы в большинстве своем склонны считать пустынными лесами.

Однако путь его был недалёк – он погибает от руки настигнутого Руслана.

Фарлаф в самом начале своего пути на запад услышал слова старушки:

«…Последуй моему совету,

Ступай тихохонько назад.

Под Киевом, в уединенье,

В своём наследственном селенье

Останься лучше без забот…».

И «благоразумный наш герой тотчас отправился домой».

А Руслан «свершив с Рогдаем бой жестокий,

проехал он дремучий лес…»

Знамениты в народных сказках и древних преданиях дремучие леса Муромские и доныне пользуются неоспоримым правом - воспламенять воображение русских поэтов. Тот, кому случалось проезжать их, с ужасом представляет себе непроницаемую глубину этих диких пустынь, сыпучие пески, поросшие мхом и частым ельником непроходимые болота, мрачные поляны, устланные целыми поколениями исполинских сосен, которые породились, взросли и истлевают на тех же самых местах, где некогда возвышались их прежние, современные веками прародители; одним словом, и в наше время многие воображают Муромские леса «жильем ведьм, волков, разбойников и злых духов».

В конце похода «с дерев спадает дряхлый лист…». Учитывая, что выехал Руслан летом — ранней осенью, а обратно вернулся также примерно в летнее время, путь до колдуна должен быть не меньше 3 — 4 месяцев. Даже учитывая бездорожье, битвы с ведьмами и великанами, за это время он должен был находиться примерно на широте полярного круга. Но в поэме Черномор живет «среди своих ужасных гор». На этой широте есть Скандинавские горы и Урал. Где же живет колдун?

«…Домой он с витязем пустился;

Летит - и мигом очутился

Среди своих ужасных гор…»

На далеком севере, где земля полгода покрыта снегом, протянулись с запада на восток великие и бескрайние горы. Вокруг их золотых вершин совершает свой годовой путь солнце, над ними в темноте зимней ночи сверкают семь звезд Большой Медведицы, а в центре мироздания расположена Полярная звезда. С этих гор устремляются вниз все великие реки земли, только одни из них текут на юг, к теплому морю, а другие - на север, к белопенному океану. На вершинах этих гор шумят леса, поют дивные птицы, живут чудесные звери и в золотых руслах текут здесь реки. Горы, отделяющие север и Молочное (Белое) море от всех остальных земель, зовутся горами Меру, а величайшая из вершин - Мандарой. За горами Меру полгода длится день и полгода - ночь, там воды застывают, приобретая причудливые очертания.

О великих северных горах писали древнегреческие авторы, считавшие, что эти горы, названные ими Рипейскими, или Гиперборейскими, занимали весь север Европы и были северной границей Великой Скифии. О далеких северных горах, протянувшихся с запада на восток, писал "отец истории" Геродот. Сомневаясь в невероятной, фантастической величине Рипейских гор, Аристотель, тем не менее, верил в их существование и был убежден, что именно с этих гор стекают все самые большие реки Европы. За Рипейскими (Гиперборейскими) горами, на севере Европы, помещали древнегреческие и древнеримские географы Великий Северный, или Скифский, океан.

В конце поэмы Фарлаф, привезя в Киев Людмилу, после убийства Руслана, говорит, что нашел ее "в пустынных муромских лесах". Поскольку незадолго перед этим Руслан виделся со сказочной головой, значит, возвращался он той же дорогой, и путь его на север шел через эти леса, то есть по направлению к Уралу.

Вывод: определив места действия героев, направления их передвижения, мы обобщили полученные данные с «помощью карты», на которую нанесли путь витязей.

  1. Социологический опрос учащихся 5-6 классов МОУ «Лицей №4».

Знание школьниками произведения А.С.Пушкина «Руслан и Людмила» исследовалось нами экспериментальным путем. Учащимся 5-6 классов была предложена анкета, целью проведения которой было следующее:

- выявить наличие и отсутствие знаний учащихся о месте действия в поэме А.С.Пушкина «Руслан и Людмила».

Для этого в анкету нами были включены следующие вопросы:

  1. Читал ли ты произведение А.С.Пушкина «Руслан и Людмила»?
  2. Как ты думаешь, что стало основой поэмы?
  3. Существует ли Лукоморье в действительности?
  4. Хотел бы ты совершить путешествие в Лукоморье?
  5. Почему место действия произведения называется Лукоморье?
  6. Знаешь ли, куда, в каком направлении направились герои на поиски Людмилы?

Эта работа стала для меня поистине исследовательской. Я открыла для себя много нового и интересного. Приятно почувствовать себя исследователем, открывающим новые грани, казалось бы, уже изученного произведения!

… Путь исследования был не из лёгких. Да и, наверное, не бесспорна та картина, которая развернулась перед нами. Но кто не пытается, тот никогда ничего не узнает.

Для изучения актуальности темы моей работы я провела социологический опрос среди учащихся 5-6 классов МОУ «Лицей № 4». (Приложение №1). Всего в опросе приняло участие 100 человек. Я была рада, что ребята проявили искренний интерес к моему исследованию и с удовольствием ответили на вопросы моей анкеты. В результате анкетирования я выяснила:

- 86 человек считают, что основой поэмы являются фантазии автора;

- 18 школьников верят в существование Лукоморья;

- 45 человек очень хотели бы совершить путешествие в сказочное Лукоморье;

- 21 человек знает, что Лукоморье – это морской залив в форме лука;

- 72 ученика не знают, в каких направлениях герои искали Людмилу.

…Кто-то из взрослых скажет, что Лукоморье – это выдумка. Нет! Лукоморье существует! На Крымском полуострове есть мыс Фиолент, там находится монастырь, основанный в честь явления Святого Георгия Победоносца морякам во время бури. Этот монастырь посетил А.С. Пушкин. Пораженный красотой морского залива в форме лука и увидев столетний дуб на берегу, поэт сочинил стихотворение, которое стало началом поэмы «Руслан и Людмила».

На крутом берегу мыса стоит памятник, на котором написано, что здесь был А.С.Пушкин.

Следующая загадка

Цель урока: Сформировать представление об особенностях построения оперного спектакля через знакомство с оперой М.И. Глинки « Руслан и Людмила» - шедевром русского оперного искусства.

Задачи урока:

- Познакомить с оперой М.И. Глинки «Руслан и Людмила»

- Раскрыть через художественный образ тему добра и зла

- Развивать творческие способности и мышление учащихся

- Развивать позитивное отношение к классической музыки

- Воспитание общечеловеческих качеств: желание помочь в трудную минуту, сочувствие.

1.Организационный момент:

Пение с движением "Утром рано" (приветствие)

Утром рано мы проснулись (потягиваются)

Солнышко! Солнышко! (фонарики вверху)

Выпиваю чаю я (одна ладошка - блюдце, другая - чашка, подносим ко рту, как - будто пьём)

До донышка, донышка (стучим кулачком по ладошке)

Ем на завтрак бутерброд (кладём одну ладошку на другую)

С маслицем, с маслицем (гладим одну ладошку другой)

Ну-ка вместе, ну-ка дружно:

У: - Здравствуйте ребята!

2.Изучение нового

Ребята, сегодня у нас урок необычный, и мы представим, что находимся в театре.

У.: Ребята, кто из вас был в театре?

У.: А в музыкальном театре?

Как вы думаете, что можно посмотреть и послушать в детском музыкальном театре?

- В музыкальном театре можно посмотреть и послушать оперу, балет, спектакль и т.д.

- Что больше всего вам нравиться смотреть и слушать?

- Конечно, раз музыкальный театр детский, то очень часто основу музыкальных произведений составляет сказка или сказочный сюжет.

- Скажите, пожалуйста, а кто является героями сказок? Приведите примеры.

- Сказочными героями могут быть гномы, волшебники, феи, колдуны, богатыри и животные.

- И сегодня к нам на урок пришел сказочный герой.

(В классе появляется ученый кот)

Здравствуйте, ребята. Узнал я, что сегодня на урок к вам в гости пришла сказка, и решил проверить, хорошо ли вы знаете сказки и их героев. А для этого нам помогут загадки.

Послушайте мою первую литературную загадку, (читает отрывок из поэмы А.С. Пушкина «Руслан и Людмила»).

У лукоморья дуб зелёный;

Златая цепь на дубе том:

И днём и ночью кот учёный

Всё ходит по цепи кругом;

Идёт направо — песнь заводит,

Налево — сказку говорит.

Там чудеса: там леший бродит,

Русалка на ветвях сидит;

Там на неведомых дорожках

Следы невиданных зверей;

Избушка там на курьих ножках

Стоит без окон, без дверей…

Кот: Кто из вас вспомнил, какое сказочное литературное произведение начинается этими поэтическими строками?

(учащиеся определяют, из какого произведения отрывок)

Д: Поэма А.С.Пушкина «Руслан и Людмила» Слайд 2

У: Молодцы. Поэма - сказка «Руслан и Людмила» была с восторгом прочитана русским композитором М.И.Глинкой. Он написал по сюжету поэмы А.С. Пушкина оперу, которая так и называется «Руслан и Людмила»

Как вы думаете, как будет звучать тема нашего урока?

( Опера «Руслан и Людмила») Слайд 3

У: Да, тема нашего урока: «Опера М.И. Глинки «Руслан и Людмила».

Ребята, давайте поблагодарим нашего гостя-кота ученого за интересную загадку и предложим ему принять участие в нашем уроке.

Ребята, а о чём опера «Руслан и Людмила»?

У: Опера начинается со сцены свадебного пира:

Киевский князь Светозар выдаёт свою дочь Людмилу замуж за храброго витязя Руслана. Вдруг веселье прерывается, раздаются сильные удары грома, наступает полная темнота. Гости в страхе замирают на месте… Когда вновь становится светло, все с ужасом видят, что Людмила исчезла. Слайд 5.Это волшебник Черномор похитил её и унёс в свой заколдованный замок.

А теперь представьте, что мы с вами вошли в музыкальный театр, разделись, купили программку (показать). Слайд 6.

А вы знаете, что такое программка и для чего она нужна?

У: Программа - это печатный путеводитель спектакля. В ней пишут, кто играет в спектакле, авторов, краткое содержание. Слайд 7

Итак, мы купили программку и попали прямо в зрительный зал. А теперь закрыли все свои глаза и представили себя в зрительном зале. Вот погас свет. Дирижер вышел к оркестру. Взмах дирижерской палочкой – и в затихший зрительный зал полились звуки музыки. Это зазвучала увертюра. Так начинается опера.

А что же такое увертюра?

Д: Увертюра – это вступление к опере или к балету.

У: Да, это вступление к опере.

У.: Сейчас мы с вами послушаем фрагмент увертюры «Руслан и Людмила» русского композитора М.И.Глинки. Слайд 8 (автоматически)

Каков характер произведения? Что вы представляли себе, слушая увертюру к опере «Руслан и Людмила»?

А кто мне может сказать, что такое опера?

Д: Опера – это музыкальный спектакль, где герои поют.

У: Да, опера – это музыкальный спектакль, который состоит из нескольких частей с перерывом. А как называется этот перерыв в театре?

У.: Правильно. Возникла опера боле 400 лет тому назад в Италии. В переводе с итальянского слово «опера» означает буквально труд, сочинение, дело. В создании оперы принимают участие очень много людей. Это писатели, музыканты, художники, оперные артисты (певцы).

А что делают художники в театре?

Д.: Декорации, грим, костюмы.

У.: Оперные артисты?

Д.: играют и поют.

У.: Что делают музыканты в оркестре?

Д.: Играют на музыкальных инструментах.

У.: А что делают писатели, поэты?

Д.: Пишут рассказы, сказки, стихи.

У.: А есть еще оперные писатели, оперные поэты. Они пишут, т.е. пересочиняют пьесы, романы, сказки специально для пения. И это все умещается в маленькой книжечке – либретто. Слайд 9.

В переводе с итальянского либретто - это буквально маленькая «книжечка». Это краткое изложение содержания пьесы, оперы. Слайд 10

У.: Ребята, что, по-вашему, является главным в опере? Без чего опера будет простым спектаклем?

У.: Правильно! Ради неё мы идем в оперный театр.

М. И. Глинка не просто пересказал содержание поэмы, но и для каждого героя композитор создал свой музыкальный портрет. Он языком музыки дополнил слова А.С. Пушкина и от этого музыкальные портреты получились очень яркими и интересными.

Сейчас мы с вами мысленно снова окажемся в зрительном зале. Представим себе: вот герой вышел на сцену и поет один. В это время на сцене ничего занимательного не происходит, действие как бы останавливается. Все слушают музыку. Музыку, которая рассказывает о сокровенных чувствах и мыслях героя, раскрывает нам его внутренний мир. Такая сольная песня называется ария, и сейчас мы с вами послушаем арию Руслана из оперы «Руслан и Людмила» Слайд 11

У.: Какая музыка по характеру? Каким вы представили себе Руслана?

У.: Но помимо арии есть и другие сольные номера – ариозо, каватина. Каватина это - небольшая лирическая ария.

Сейчас вы увидите музыкальный фрагмент из оперы, который называется «Каватина Людмилы». Слайд 12.

(Видеофрагмент «Каватина Людмилы»)

Что вы можете сказать об этом персонаже? В каком настроении исполнен этот фрагмент?

Каватина Людмилы отражает различные настроения шаловливо-грациозной девушки, но способной и на большое искреннее чувство.

У: А чтобы познакомиться со следующим героем из оперы – сказки кот ученый вам загадает загадку.

Кот: А сейчас слушаем следующую литературную загадку, (ученица читает отрывок из поэмы А.С. Пушкина «Руслан и Людмила»).

Уже колдун под облаками;

Hа бороде герой висит;

Летят над мрачными лесами,

Летят над дикими горами,

Летят над бездною морской;

От напряженья костенея,

Руслан за бороду злодея

Упорной держится рукой.

Кот: Какого колдуна описала нам загадка?

У: Правильно, а кто такой Черномор?

У: Он настоящий или сказочный герой?

У: Как вы думаете, какими чертами обладал злой колдун?

- Он был коварный, хитрый.

У: В чем его волшебная сила?

Д: это злобный карлик, сила которого находится в его длинной бороде.

- А что произойдет, если ему отрубить бороду?

- (Вся его волшебная сила исчезнет и он станет абсолютно безвредным)

Но отрубить бороду обычным мечем нельзя. Для этого нужен волшебный меч, раздобыть который может только настоящий богатырь, храбрый и бесстрашный, мудрый и по-настоящему любящий Людмилу.

Сейчас мы послушаем отрывок из оперы «Руслан и Людмила» – «Марш Черномора» для этого п опрошу вас всех встать и представить себя в роли дирижёра, управляющего целым оркестром. Слайд 13

(Слушание музыкального произведения - М.И. Глинка «Марш Черномора» из оперы «Руслан и Людмила» с пластическим интонированием) Слайд 14

Какой характер прозвучавшей музыки?

Ответы детей: музыка громкая, грозная, страшная

Сохраняется ли такой характер музыки до конца произведения? (нет)

Учитель: Почему ваши жесты были разными?

Дети: Потому, что музыка была разной. Она изменялась: то тихо, то громко; то резко, то плавно.

Музыка звучит уже не так грозно, немного ускоряется ,появляются насмешливые интонации (ведь Черномор-это карлик, который без бороды не представляет никакой угрозы).

А часы идут, идут

В доме кто умеет так?

Это маятник в часах,

Отбивает каждый такт (Наклоны влево-вправо.)

А в часах сидит кукушка,

У неё своя избушка. (Дети садятся в глубокий присед.)

Прокукует птичка время,

Снова спрячется за дверью, (Приседания.)

Стрелки движутся по кругу.

Не касаются друг друга. (Вращение туловищем вправо.)

Повернёмся мы с тобой

Против стрелки часовой. (Вращение туловищем влево.)

А часы идут, идут, (Ходьба на месте.)

Иногда вдруг отстают. (Замедление темпа ходьбы.)

А бывает, что спешат,

Словно убежать хотят! (Бег на месте.)

Если их не заведут,

То они совсем встают. (Дети останавливаются.)

3.Закрепление

У.: У.: Еще один из важных компонентов, без которого не может обойтись опера – это оркестр. Какой же это оркестр, как он называется?

У.: Оркестр звуками может нарисовать: битву, бурю и многое другое. Он звучит на протяжении всего действия.

А теперь мы с вами попробуем стать артистами оркестра, поможем ему, исполним марш вместе с ним. Слайд 15.

(игра на ударных инструментах под «Марш Черномора»)

У: Я предлагаю вам немного отдохнуть и вместе с котом ученым потанцевать. Слайд 16.

Кот: Молодцы, ребята. Вижу, знаете, вы сказочных героев и любите сказки.

С вами мне пора прощаться, в путь дорогу собираться. Книжки ждут меня друзья, говорю я всем пока.

Ученый кот уходит.

У: Ребята, сегодня мы побывали в музыкальном театре, где познакомились со сказочными героями из оперы «Руслан и Людмила» и хотелось бы завершить наш урок песней, которая называется: «Сказки гуляют по свету»

Давайте послушаем эту песню. Слайд 17

( слушание песни «Сказки гуляют по свету»)

О чем эта песня?

О каких сказках поется?

На сюжет многих сказок, которые вы услышали в песне, также написаны музыкальные спектакли. Слайд 18

Вокально-хоровая работа

Давайте разучим с вами первый куплет с припевом.

(разучивание и исполнение первого куплета песни)

-Ребята, как мы должны исполнять песню, чтобы передать волшебное таинственное настроение?

(Негромко, мягко, напевно, легко)

4.Итог урока.

Вопросы для закрепления:

- Какая была тема урока?

- О чем вы узнали сегодня на уроке?

- Какие песни слушали, пели?

- С каким произведением мы с вами познакомились на уроке?

-Кто сочинил поэму «Руслан и Людмила»?

-Кто сочинил оперу «Руслан и Людмила»?

Домашнее задание: Найти стихотворение о сказочных героях, которых поется в песне.

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Скрыть
  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

от 1 650 ₽ от 410 ₽

Курс повышения квалификации

Музыкотерапия для детей дошкольного и младшего школьного возраста

от 1 650 ₽ от 410 ₽

Курс профессиональной переподготовки

Музыка: теория и методика преподавания в сфере начального общего, основного общего, среднего общего образования

Учитель музыки от 4 800 ₽ от 1 200 ₽ Скрыть

Онлайн-конференция для учителей, репетиторов и родителей

Формирование математических способностей у детей с разными образовательными потребностями с помощью ментальной арифметики и других современных методик

Скрыть

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

Краткое описание документа:

Конспект урока по музыке для 3 класса по теме урока: Опера М. И. Глинки «Руслан и Людмила»

Следующая загадка

Чтобы определить, какое число в 1,2 раза меньше 12,24, необходимо:

Гость

Для того, чтобы ответить на поставленный вопрос и сравнить предложенные дроби

Читайте также: