Загадка про жихарку для детей
Обновлено: 24.12.2024
рассказывание русской народной сказки «Жихарка» с использованием моделирования.
Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Социализация», «Здоровье», «Познание», «Чтение художественной литературы», «Физическая культура», «Художественное творчество».
- продолжать учить детей интонационно точно воспроизводить речь героев сказки, развивать речь, упражнять в словообразовании, активизировать словарь, учить называть характерные признаки персонажей сказки, учить правильно отвечать на вопросы («Коммуникация»);
- помочь детям усвоить последовательность действий персонажей сказки с помощью моделей, учить подбирать заместители по цвету, учить строить модель сказки по ходу («Познание»);
- развивать умение работать в коллективе, помогать друг другу, учитывать мнение других детей, формировать доброжелательность и эмоциональность в общении («Социализация»);
- прививать любовь к художественной литературе, слушать сказку «Жихарка», отвечать на вопросы по её содержанию, помочь детям установить сходство и различия с русской народной сказкой «Кот, петух и лиса» («Чтение художественной литературы»);
- способствовать формированию потребности в двигательной активности («Физическая культура»);
- сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей («Здоровье»);
- закрепить умение пользоваться приемами рисования («Художественное творчество»).
Методы и приемы :
Практические : пальчиковая игра «Котята», речь с движением «Петушок».
Наглядные: сказки «Жихарка», «Кот, петух и лиса», игрушки кот, петух, лиса и маленький человечек (кукла), кружки одинаковой величины, но разного цвета, два квадрата разного цвета, иллюстрации к сказкам «Жихарка», «Кот, петух и лиса».
Словесные: загадки о животных, ответы детей на вопросы воспитателя к иллюстрациям, рассказывание сказки «Жихарка».
Материалы и оборудование : игрушки кот, петух, лиса и маленький человечек (кукла), кружки одинаковой величины, но разного цвета, два квадрата разного цвета, иллюстрации к сказкам «Жихарка», «Кот, петух и лиса».
- дидактические игры: «Что в круге?» (в прямоугольнике, в квадрате);
- дидактическая игра «На что это похоже?»;
- дидактическая игра «Что это?»;
- дидактическая игра «Назови предмет»
- дидактическая игра «Что это означает?».
Формы организации совместной деятельности
Формы и методы организации совместной деятельности
Пальчиковая игра «Котята»: создать условия для психологического раскрепощения и снятия физического напряжения, двигательной активности.
Речь с движением «Петушок»: создать условия для психологического раскрепощения и снятия физического напряжения.
Пальчиковая игра «Котята», речь с движением «Петушок», обыгрывание сказки с помощью моделей – геометрических фигур: закрепить знания, что животных и предметы можно изобразить геометрическими фигурами, закреплено умение строить модель сказки по ходу изложения
Загадывание загадок о животных: развивать эмоциональность речи, сообразительность.
Повторение текста как приговаривала Жихарка, раскладывая ложки, и что приговаривала лисичка, раскладывая ложки: воспитывать интонационную выразительность речи, использовать картинки в качестве опоры для запоминания словесного материала, развивать речь, пополнить словарный запас.
Восприятие художественной литературы
Сказки «Жихарка», «Кот, петух и лиса»: прививать любовь к художественной литературе, учить детей осознавать и воспринимать образное содержание сказки, помочь детям установить сходство и различие с русской народной сказкой «Кот, петух и лиса»
Выкладывание сказки из геометрических фигур: закрепить знание о том, что предмет, образ можно изобразить с помощью геометрической фигуры, помочь детям усвоить последовательность действий персонажей сказки с помощью моделей, развивать мелкую моторику рук.
Зарисовать героев сказки, используя геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник) и приемы рисования.
Следующая загадка
3. Совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки при чтении в драматизациях (эмоциональность исполнения, естественность поведения, умение интонированием, жестом, мимикой передавать своё отношение к содержанию литературных фраз)
1. Развивать интерес к художественной литературе, привлечь их внимание к выразительным средствам (образные слова и выражения, эпитеты, сравнения)
1. Воспитывать читателя, способного испытывать сострадание и сочувствие к героям книг, отождествляя себя с полюбившимися персонажами
ОБОРУДОВАНИЕ: мультимедийное оборудование (проектор, экран); кукольные герои к сказке «Жихарка»; атрибутика к сказке; костюмы; иллюстрации к сказке; пластилин, подложки, стеки для лепки; цветная бумага, клей, цветной картон для аппликации, и т. д.
Следующая загадка
Цель: Организовать деятельность, направленную на приобщение детей к устному народному творчеству через знакомство с русскими народными сказками; развивать диалогическую речь, умение вступать в речевое взаимодействие с взрослым; способствовать созданию положительного эмоционального настроя.
- Создать условия для эмоционального восприятия и понимания содержания сказки, уметь оценивать поступки героев сказки, объяснить детям смысл народной мудрости «Мал, да удал».
-Развивать образность речи, используя в ней малые формы устного народного фольклора (загадки, потешки, поговорки)
- Воспитывать у детей доброжелательное отношение к героям сказки, положительное отношение к смелости, находчивости, удальству.
Материалы: иллюстрации с изображением лисы, кота, игрушка петушка, книга с загадками, иллюстрации к р. н. сказке «Жихарка», деревянная, металлическая и пластмассовая ложки, деревянные ложки по количеству детей, аудиозапись русской народной мелодии.
Следующая загадка
Образовательные области: Социально-коммуникативное развитие(это развитие эмоциональной отзывчивости, сопереживания, усвоение нравственных ценностей, формирование основ безопасного поведения в быту);речевое развитие(это обогащение словаря - домовничал, горевал, находчивый, развитие связной речи, знакомство с детской литературой); художественно-эстетическое (формирование элементарных представлений о художественной литературе, фольклоре, стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений, восприятие музыки); физическое, познавательное развитие(развитие интересов детей, их любознательности; развитие воображения, мышления - дидактическая игра).
Материал и оборудование: домик, клубок, сундук, ложки, аудиозапись, иллюстрации к сказке, мольберты, разрезные картинки, игрушки – герои сказки, бревенчатые скамейки, книга со сказкой «Жихарка».
(Дети и воспитатель заходят в группу).
Воспитатель: Ребята,поприветствуем наших гостей.
С добрым утром, глазки!
С добрым утром, ушки!
С добрым утром, солнце!
Вместе с солнышком встаём,
Вместе с птицами поём!
С добрым утром, с ясным днём!
Вот как дружно мы живём!
Воспитатель: Посмотрите, ребята! Что это?! Клубок… ( поднимает, рассматривает, начинает тихо звучать музыка «В гостях у сказки» ). Клубок-то непростой – волшебный, из сказки!Вы любите сказки?! А хотите оказаться в одной из них?! Тогда этот волшебный клубок и поможет нам с вами попасть в сказку. Вы готовы?! Тогда в путь! ( Клубок заранее размотан по направлению к избушке, воспитатель идет и сматывает его).
( Дети с воспитателем проходят по «дорожке» к избушке, рассаживаются на скамейках, у избушки стоит сундук )
Воспитатель: Ребята, смотрите – сундук! Интересно, что в нем находится?! Посмотрим?!
( Воспитатель открывает сундук и достаёт из него конверт с загадками ).
Воспитатель: Конверт! Это необычный конверт, а с загадками.Я буду вам их загадывать. Попробуем их отгадать?!
И исчезла – чудеса!
Где ты рыжая …? ( Лиса )
Хвост с узорами,
Сапоги со шпорами. ( Петух )
Коготки востреньки. ( Кот )
( На каждую отгадку из сундука вынимается игрушка ).
Воспитатель: Молодцы, все загадки отгадали. Как вы думаете, в какой сказке живут эти герои ? (Ответы детей).
Воспитатель: А это кто тут остался?! ( Воспитатель вынимает из сундука куклу-мальчика ).
Это герой русской народной сказки «Жихарка».Жихарха означает маленький, удаленький. Как вы думаете, удаленький это какой?!
Дети: Хитрый, ловкий.
Воспитатель: Покажем, какой он… (Проводится физминутка).
Жихарка наш молодец,
Жихарка наш удалец!
Подметёт, наварит щей,
Угостит своих друзей!
Воспитатель. Жихарка тоже хочет послушать вместе с вами сказку ( усаживает куклу на стульчик рядом и достаёт из сундука книгу ).
Воспитатель : Ребята, вам понравилась сказка?
( Воспитатель вместе с детьми переходят к мольбертам с иллюстрациями).
Воспитатель : Хотите посмотреть иллюстрации к сказке?Как называется сказка, с которой вы сегодня познакомились?
Воспитатель: О ком эта сказка?
Дети: О мальчике, которого звали Жихарка.
Воспитатель : Какой он в сказке? Расскажите о нём.
Дети: Веселый, хитрый, непослушный, маленький.
Воспитатель: Кто жил вместе с Жихаркой в избушке?
Дети: Кот и петух.
Воспитатель: Что делал Жихарка дома?
Дети: Раскладывал ложки,домовничал-работал по дому.
Воспитатель: В народе говорят: «Без хозяина дом плачет». Как вы понимаете эти слова?
Дети: В доме всегда должен быть хозяин и т. д.
Воспитатель : Кто украл Жихарку?
Дети: Лиса украла Жихарку.
Воспитатель: Как лиса это сделала?
Дети : Забрала ложку Жихарки.
Воспитатель : Как Жихарка перехитрил лису?
Дети: Он никак не мог сесть на лопату.
Воспитатель: Ребята, покажите, как кот и петух горевали? А как радовались встрече с Жихаркой? (Дети имитируют движения ).
Воспитатель: Молодцы. Вы внимательно слушали сказку.Жихаркапредлагает вам собрать картинки, чтобы вы посмотрели, как он живёт. ( Дети собирают картинки под музыкальное сопровождение, затем воспитатель проверяет вместе с Жихаркой выполнение задания ).
Воспитатель : Ребята, Жихарка очень рад и говорит вам спасибо за то, что вы ему помогли.Пришло время возвращаться. Волшебный клубок поможет нам вернуться обратно.
(Воспитатель катит клубок в направлении к выходу, не разматывая).
Воспитатель : Вот мы и вернулись. Сегодня вы познакомились с русской народной сказкой «Жихарка» и ее героями, отгадывали загадки, собирали картинки и играли.Ребята, как вы думаете, что могло случиться, если бы Жихарка испугался лисы?
Дети: Лиса бы его съела.
Воспитатель: Верно! Мы сегодня ещё раз убедились, что надо слушать взрослых и не пускать в дом незнакомых людей! Жихарка-то каков: маленький да удаленький!В сказке, помните, как кот и петух горевали? Не зря в народе говорят: «Мал золотник да дорог».Все герои сказки останутся у нас в группе, чтобы еще поиграть с вами. Попрощаемся с нашими гостями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по познавательно-речевому развитию для детей старшей группы на тему: "Это русская сторонка, это Родина моя!"
Занятие рекомендую проводить во втором полугодии, поскольку материал сложный и базируется на знаниях детей. Но занятие прошло с большим успехом,вызвало интерес у детей и коллег. Одной из основны.
Закрепить имеющиеся у детей знания о родственных отношениях; формировать элементарные представления о том, что такое род, родословная; о происхождении фамилий, о традициях и обычаях; воспитывать.
Конспект комплексного занятия во второй младшей группе «Русский народный костюм и элементы интерьера русской избы»
Тема: «Русский народный костюм и элементы интерьера русской избы».Ознакомление с художественным словом.Заучивание потешки «Сорока-ворона».Лепка.Зёрнышки для воронёнка.
Конспект познавательно-речевого занятия в средней группе "Народная мудрость"
В конспекте занятия использован материал, который способствует у детей углублению чувства дружбы, понимания, что такое совместный труд, уточнение знаний о весне, как о времени года, воспитывает умение.
Конспект занятия по познавательно-речевому развитию детей средней группы "Приобщение детей к русской народной культуре"
Цель: приобщение детей к русской народной культуре через устное народное творчество.Задачи: знакомить детей с русскими традициями (приветствие поклоном); содействовать созданию эмоционального отклика .
Конспект занятия в детском саду на тему «Русская народная игрушка» "Изготовление народной тряпичной куклы "Утешница".
Конспект ООД по познавательно-речевому развитию "Богатыри - защитники земли русской"
Конспект по познавательно-речевому развитию в подготовительной группе детского сада с использованием программно - дидактического комплекта "Речевое развитие в детском саду".
Ход занятия:
(все занятие сопровождается музыкальным сопровождением)
Посмотрите, перед нами волшебное зеркало, оно нам поможет путешествовать по сказке «Жихарка».
(презентация «Загадки и отгадки к сказке «Жихарка»»)
- Ребята, внимательно прослушайте загадки и назовите героев сказки:
Кур в деревне крадёт.
Не царь, а в короне,
Не всадник, а со шпорами,
Не будильник, а всех будит.
Но с водой не знается.
Мальчик в домике живет,
Топит печь и пол метет.
Кот, Петух его друзья,
В беде не бросят никогда
(Жихарака)
(музыкальный фон)
Слетались птицы с моря,
Садились у нас на заборе.
Сказывали птицы
Песни да сказки,
Были да небылицы.
Одну я переняла,
Да вам привезла.
Русская народная сказка «Жихарка»
Показ сказки «Жихарка» (родители и ребенок)
-Кто жил в избушке вместе с Жихаркой?
-Чем Жихарка помогал Петуху и Коту?
-Какая была любимая песенка у Жихарки?
-Кто захотел полакомиться Жихаркой?
-Как Лиса оказалась в избушке? О чем забыл Жихарка?
-Как Жихарка перехитрил Лису?
-Чем закончилась сказка?
«Звериная зарядка»
Это заячья зарядка.
А лисята как проснуться
кулачками потереть глаза
Любят долго потянуться
зевнуть, прикрывая рот ладошкой
Ну и хвостиком вильнуть
движение бедрами в стороны
А волчата спинку выгнуть
прогнуться в спине вперед
И легонечко подпрыгнуть
легкий прыжок вверх
Ну, а мишка косолапый
руки полусогнуты в локтях, ладошки соединены ниже пояса
Широко расставив лапы
ноги на ширине плеч
То одну, то обе вместе
переступание а ноги на ногу
Долго топчется на месте
раскачивание туловища в стороны
А кому зарядки мало -
Начинает все сначала!
развести руки в стороны на уровне пояса ладонями вверх
Немножечко отдохнули, а у меня для вас, есть еще одно интересное задание!
Нужно рассказать сказку по схеме.
(дети составляют рассказ по схематичным картинкам)
Молодцы! Очень внимательно слушали сказку! И теперь мне хочется пригласить вас вместе с вашими родителями в нашу мастерскую сказок.
(На столах заранее все подготовлено к лепке и аппликации. Родители и дети совместно изготавливают поделку или аппликацию)
Дети вместе с родителями рисуют рисунки, поделки, книжки-самоделки к сказке.
Публикации по теме:
«В гостях у сказки». Знакомство со сказкой «Гуси-лебеди». Конспект занятия по развитию речи в средней группе начало моей проектной деятельности с детьми средней группы. ЦЕЛЬ: Воспитывать интерес к литературе, любовь к книге, доброжелательное и.
Знакомство с русской народной сказкой «Лиса лапотница». Занятие для детей средней группы (совместная работа с родителями) Тема: В ГОСТЯХ У СКАЗКИ «ЛИСА ЛАПОТНИЦА» Цель: Воспитывать интерес к литературе, любовь к книге, доброжелательное и корректное отношение.
Ход занятия.
Воспитатель собирает детей вокруг себя
Воспитатель. Ребята, какое у вас сегодня настроение? А чтобы оно оставалось таким, давайте свами встанем в круг и улыбнёмся друг другу.
Собрались все дети в круг.
Ты мой друг и я твой друг.
Крепче за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Ребята, вы любите сказки?
Воспитатель: Для чего нужны нам сказки?
Что в них ищет человек?
В сказке радость побеждает,
Сказка учит нас любить,
В сказке звери оживают,
- А вы бы хотели, чтобы сказка пришла к нам в гости? Слышите, музыка звучит, уж не сказка ли к нам в гости спешит?
(звучит музыка, за дверью петушок с книгой загадок)
Воспитатель: Ребята, посмотрите, кто к нам сегодня в гости пришёл?
Воспитатель: Петушок пришёл к нам из сказки. Давайте с вами вспомним сказки, в которых встречается петушок?
Дети перечисляют сказки, где есть петушок.
Воспитатель: Вы правильно назвали все сказки. Ребята, а кто из вас знает загадку про петушка?
Воспитатель: Петушку понравилась загадка, и он предлагает вам с ним поиграть.
Пальчиковая гимнастика «Петушок»
Петушок наш вдруг проснулся (Ладонь вверх, указательный палец опирается на большой, остальные расставлены вверх.
Прямо к солнцу повернулся. (Повертеть кистью руки в разные стороны).
Кукарекнул раз, два, три! (Разводить и сводить указательный и большой палец).
Ты сегодня не проспи.
Петушок стоит весь яркий (Ладонь вверх указательный палец опирается на большой).
Гребешок он чистит лапкой. (Остальные пальцы растопырены в стороны и подняты вверх).
Воспитатель. Петушок принёс нам книгу с загадками. Он говорит, если загадки сможете все отгадать, то и в сказку сможете тогда вы попасть.
Попробуем с вами отгадать загадки?
Говорят, она хитра,
Кур уносит со двора.
Но зато красавица –
Всем ребятам нравится! Кто это? (показ картинки)
Воспитатель. Ребята, давайте вспомним, как лису называют в сказках?
Воспитатель. А лиса, какая?
Дети: хитрая, пушистая, рыжая…
Воспитатель: Вот следующая загадка от петушка.
Кто же это, как разбойник,
Распугал соседских кур
И мурлычет: «Мур - мур»? (показ картинки)
Воспитатель: Какие клички бывают у кота?
Воспитатель. Кто из вас хотел бы рассказать потешку про кота?
Воспитатель: Хотите поиграть с котом?
Физкультминутка «Котик»
Котик лапкой умывается, (гладят щёки)
Видно, в гости собирается.
Вымыл носик, (трут ладонью носик)
Вымыл ротик, (проводят пальцем по
Вымыл ухо, (поглаживают одно ухо,
Вытер сухо. (потёрли ушки)
Котик лапкой умывается, (поглаживают
К детям в гости собирается.
Воспитатель: Пора загадку отгадать!
Наварила мама кашки.
Положила кашку в чашки.
Будем кушать понемножку.
Только дайте, дайте
Дети: (ложку) (показ картинки)
Воспитатель: Для чего нам нудны ложки?
Воспитатель: Какие бывают ложки? Из дерева -, из металла - …., из пластика - …. (если дети затрудняются воспитатель помогает)
Дети: металлическая, пластмассовая, деревянная.
(Воспитатель раздаёт ложки по количеству детей)
Воспитатель. Посмотрите, какие красивые, расписные ложки, послушайте, как они стучат. Хотите на них поиграть?
Звучит русская народная песня, дети играют на ложках.
Воспитатель. Ребята, не знаете ли вы, чья это ложка? (Показывает маленькую деревянную ложку)
Воспитатель: Тогда я вам расскажу: это ложка одного маленького мальчика. Зовут его Жихарка.Про него говорят: «Мал, да удал» давайте вместе проговорим «Мал, да удал».
Дети проговаривают вместе с воспитателем.
Про него так говорят, потому что он хоть и маленький, но очень сообразительный, смелый, находчивый. Вы хотите узнать, кого он перехитрил, как проявил свою смекалку?
Воспитатель: садимся на стульчики и внимательно слушаем сказку.
Воспитатель рассказывает русскую народную сказку «Жихарка» опираясь на показ слайд-шоу.
Воспитатель. Ребята, понравилась вам сказка?
Воспитатель: О ком эта сказка?
Дети: О мальчике, которого звали Жихарка.
Воспитатель: Какой он в сказке? Расскажите о нём.
Дети: Веселый, хитрый, непослушный, маленький.
Воспитатель: Кто жил вместе с Жихаркой в избушке?
Дети: Кот и петух.
Воспитатель: Что делал Жихарка дома?
Дети: Раскладывал ложки, домовничал-работал по дому.
Воспитатель: Как Жихарка приговаривал, когда раскладывал ложки? (Это простая ложка - котова, это простая ложка - Петина, а это не простая — точёная, ручка золочёная, — эта Жихаркина. Никому её не отдам. по необходимости помогает воспитатель).
Воспитатель: Кто украл Жихарку?
Дети: Лиса украла Жихарку.
Воспитатель: Как лиса это сделала?
Дети: Забрала ложку Жихарки.
Воспитатель: Как Жихарка перехитрил лису?
Дети: Он никак не мог сесть на лопату, упирался ножками и ручками.
Воспитатель. Давайте с вами покажем, как он это делал.
А теперь покажем как лиса села на лопату, свернулась кольцом.
А как плакали петух и кот.
Какое у них было настроение? А когда вернулся Жихарка домой?
Жихарка наш молодец,
Жихарка наш удалец!
Подметёт, наварит щей,
Угостит своих друзей!
Ребята, у нас остались картинки к сказке «Жихарка». Их надо разложить по порядку.
Ну, а нам пора прощаться,
И со сказкой расставаться.
Сказка новая опять
Будет в гости завтра ждать.
Воспитатель: Сегодня вы познакомились с русской народной сказкой «Жихарка» и ее героями, отгадывали загадки, собирали картинки. Ребята, как вы думаете, что могло случиться, если бы Жихарка испугался лисы?
Дети: Лиса бы его съела.
Воспитатель: Верно! Мы сегодня ещё раз убедились, что и маленький человек может быть смелым и отважным. Давайте вспомним,как про таких говорят: «Мал, да удал». Молодцы.
Ребят, кому бы вы хотели рассказать эту сказку ещё раз?
Мне понравилось, как вы работали, и были очень активными.
Публикации по теме:
Инсценировка русской народной сказки «Колобок» в средней группе Инсценировка русской народной сказки «Колобок» в средней группе Цель: Продолжать учить детей инсценировать русские народные сказки. Задачи:.
Конспект НОД в младшей группе «Чтение русской народной сказки «Волк и семеро козлят» Развитие речи. Художественная литература. Тема: Чтение русской народной сказки «Волк и семеро козлят». Цель: Ознакомление с русской народной.
Конспект НОД в младшей группе по художественной литературе «Чтение русской народной сказки «Гуси-лебеди» Цель: Познакомить детей с русской народной сказкой "Гуси - лебеди". Способствовать формированию коммуникативных навыков через ознакомление.
Конспект НОД по развитию речи в средней группе. Чтение русской народной сказки «Петушок и бобовое зернышко» Конспект НОД в средней группе по развитию речи. Чтение русской народной сказки «Петушок и бобовое зернышко». Интегрированное занятие с.
Конспект ООД по аппликации по мотивам русской народной сказки «Избушка ледяная и лубяная» в средней группе Цель: Закреплять умение создавать аппликацию из геометрических фигур по сюжету русской народной сказки «Заюшкина избушка» Задачи: Учить.
Конспект открытого занятия в средней группе по развитию речи «Чтение русской народной сказки «Лисичка-сестричка и серый волк» Цель: Познакомить детей с русской народной сказкой «Лисичка-сестричка и серый волк», помочь оценить поступки героев. Предварительная работа:.
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Пересказ русской народной сказки «Лиса и Журавль» Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Пересказ русской народной сказки «Лиса и Журавль» Цель: Развивать диалогическую и.
Конспект занятия «Рассказывание русской народной сказки «Заяц-хваста» в старшей группе Задачи. Подвести детей к пониманию нравственного смысла сказки, к оценке поступков и характера главного героя. Закрепить знания о жанровых.
Конспект занятия в младшей группе по лепке на тему русской народной сказки «Колобок» Интеграция образовательных областей: «Художественно – эстетическое развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие». Задачи: 1. Вызвать.
Читайте также: