Загадка про ярослава мудрого
Обновлено: 05.11.2024
История Киевской Руси полна пробелов, о некоторых исторических событиях современники знают очень мало. Великий князь Ярослав Мудрый почти тысячу лет назад создал уникальную библиотеку, которая способна была пролить свет на историю того времени. О загадке этой библиотеки пойдет речь в нашей исторической рубрике.
Под сенью могучих киевских каштанов недалеко от главного входа в Софийский собор стоит памятная стела, вырубленная из серого гранита. Она напоминает посетителям древнего храма о знаменательном событии в истории Киевской Руси — основании в 1037 году великим князем Ярославом Мудрым первой библиотеки. Со стелы на нас смотрит сам киевский князь, под рельефным изображением которого начертаны слова из «Повести временных лет»:
«В лето 6545. Сей же Ярослав, сын Володимер, насея книжными словесы сердца верных людей. Велика бо польза бывает человеку от учения книжного».
Годы, естественно, указаны по Константинопольскому календарю, в котором отсчет велся от сотворения мира и до Рождества Христова имел 5508 лет. В нашем современном календаре 6545 год соответствует 1037 году.
Князь создал библиотеку за семнадцать лет до собственной смерти. Он практически создает, но не собирает, потому что каждая книга вначале переводилась с греческого, болгарского и других языков, и только лишь после этого вручную копировалась и переплеталась. Ярослав был настоящим полиглотом, и поэтому историки уверены, что он тоже мог принимать активное участие в этой кропотливой и тяжелой работе.
Фонд библиотеки насчитывал более тысячи рукописных книг, каждая из которых была подлинным шедевром. Бумаги еще не существовало, тексты были написаны на пергаментах, которые были сделаны из кожи молодых телят и овец. Чтобы создать одну книгу средних размеров, необходима кожа целого стада телят. Обложки были сделаны из сафьяновой кожи и украшенные золотом, серебром с вставками из бриллиантов, изумрудов и жемчуга.
Некоторые книги из библиотеки своего отца увезла во Францию в 1048 году младшая дочь Ярослава Мудрого — Анна Ярославна. Пожалуй, еще одна часть книг была передана в качестве приданого других дочерей Ярослава, которые стали женами представителей правящих династий Древней Европы. Основная же часть библиотеки, созданная Великим Князем даже после его смерти, вне всякого сомнения, находилась в Киеве.
Многочисленные пожары и разграбления Киева вкупе с его полным запустением после монгольского нашествия ставят под сомнение сохранность сколько-нибудь объемного и цельного собрания манускриптов тысячелетней давности.
Раскопки под Софийским собором были предприняты в 1916 году, после того, как вблизи храма произошёл обвал грунта. В результате открылась часть подземных переходов, внутри которых будто бы нашли берестяную записку: «Аще кто найде сей ход тот найде велий клад Ярослав» («Кто найдёт этот ход, тот найдет великий клад Ярослава»). Согласно отчёту археологической комиссии, раскопки были прекращены для того, чтобы предотвратить несанкционированное кладоискательство местных жителей.
Отдельные авторы голословно утверждают, что библиотека могла быть спрятана митрополитом Иларионом в катакомбах Киево-Печерской лавры после его ссоры с князем, о которой в летописях ничего не сообщается. В этом случае в составе библиотеки могли оказаться книги греческих иконописцев, расписывавших в XI веке монастырские храмы. Кроме того, есть сведения о том, что в 1106 году свою библиотеку передал в дар монастырю правнук Ярослава князь Святослав Давидович Черниговский, принявший постриг под именем Николы Святоши.
Ещё в 1653 году сообщалось о том, что в лавре имеется обширное собрание древних книг, однако в 1718 году в монастыре произошёл опустошительный пожар, и оно полностью сгорело. Существует версия о том, что часть книг была спрятана в катакомбах в 1665 году.
Ещё одна версия связана с Успенским собором Киево-Печерской лавры. В 1898 году в нём уже находили клад — «потаенную» монастырскую казну, спрятанную в 1718 году. В 1941 году, во время немецкой оккупации, собор был взорван, однако под ним уцелели катакомбы. Известно, что в них хранились мощи одного из основателей лавры святого Феодосия.
Также среди мест, где может находиться легендарное собрание, называют «Зверинецкие пещеры» близ Выдубицкого монастыря, а также подземелья разрушенного Межигорского монастыря. Поиски библиотеки продолжаются и по сей день.
Средняя дочь
Её звали Елизаветой. Информации об этой дочери Ярослава имеется немного больше, но тоже не столько, сколько бы хотелось иметь.
Скальд – составитель саг – Снорри Стурлусон упоминал про эту дочку Ярослава Мудрого в своих сказаниях. Жил он в 13 веке. А Елисафа якобы в 1046 году вышла замуж за шведского короля Харальда Третьего.
Татищев в 18 веке взял данные об Анастасии и Елизавете из генеалогических таблиц Иоганна Гюбнера.
Что ж, данных об этих двух дочерях Ярослава не так много. Но они довольно складные. Поэтому я верю в существование Анастасии и Елисафы.
Третья дочь
О ней мы можем узнать довольно много. Информации в французских источниках прилично. История такая:
в 1049 году Анна вышла замуж за французского короля Генриха Первого. Спустя несколько лет у пары родился наследник престола Филипп.
Нужно отметить, что до этого Генрих уже был в браке. Дочку князя Ярослава он взял в жены, потому что поблизости уже не осталось незамужних дам, соответствующих статусу Генриха.
Еще о французе нужно знать то, что правителем он был слабым. Королевская власть еще не оформилась до конца. В том смысле, что бароны и герцоги не считали Филиппа вершителем их судеб. Король был первым среди равных. Условно говоря, «капитаном команды», а не «тренером». И уж тем более не «хозяином клуба».
Анна, несмотря ни на что, родила Генриху еще двух сыновей. Один из них – Гуго Великий – прославившийся, благодаря крестовым походам.
Потом Анна стала женой Рауля де Крепи – человека, который был могущественнее короля. Церковь этот брак не признала.
Когда Рауль ушел из жизни, то Анна, а ей уже было за сорок лет, вернулась доживать свой век при дворе сына Филиппа.
Есть версия, что дочь Ярослава Мудрого основала монастырь и доживала век там.
Загадки истории. Яндекс.Дзен.
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Следующая загадка
Одной из самых больших загадок украинской истории является судьба библиотеки великого князя киевского Ярослава Мудрого – первой не только в Украине, но и во всей Восточной Европе. Местонахождение легендарной библиотеки неизвестно и поныне.
Великий князь киевский Ярослав, вошедший в историю как Ярослав Мудрый, – выдающийся политический деятель XI века, просветитель, автор первого свода законов Киевской Руси. Именно во времена его правления в Киеве было завершено строительство оборонных валов и парадных Золотых ворот (не случайно же улица, где расположены Ворота, называется нынче Ярославов Вал), возведен Софийский собор, основаны Киево-Печерская лавра, монастыри св. Георгия и св. Ирины.
Библиотека была основана великим князем в 1037 году как книгохранилище Софийского собора Киева. Собор, в котором в те времена находилась кафедра киевского митрополита, являлся центром духовной и культурной жизни государства. Именно в его многочисленных помещениях располагалась одна из первых в Украине школ, имелись мастерские переводчиков и переписчиков. Около стен собора проводились народные собрания, на которых решались основные вопросы внешней и внутренней политики.
Князь создавал библиотеку на протяжении семнадцати лет – до своей смерти. Именно создавал, а не собирал, поскольку каждую книгу приходилось переводить с греческого, болгарского или других языков, а затем вручную переписывать и переплетать. Ярослав был полиглотом, поэтому историки полагают, что он тоже мог принимать участие в этой кропотливой работе. В результате удалось изготовить около тысячи книг.
Каждая рукописная книга являлась настоящим шедевром. Бумаги тогда ещё не было, тексты писались на пергаменте, который делали из кожи молодых телят или овец. Для создания одной книги среднего размера требовалось целое стадо телят… Переплеты изготавливались из сафьяновой кожи и украшались золотом, серебром со вставками из алмазов, изумрудов и жемчугов.
Часть книг из библиотеки отца увезла во Францию в 1048 году в качестве приданого младшая дочь великого князя Анна Ярославна. Став женой короля Генриха І, она, соответственно, стала королевой Франции. Одной из привезенных ею книг – рукописному Евангелию – суждена была легендарная судьба. Книга вошла в историю под именем Реймского Евангелия, и все французские короли, вплоть до Людовика XIV, в течение семи столетий, вступая на престол, присягали именно на этой книге из киевской библиотеки Ярослава Мудрого.
Возможно, еще часть книг стала приданым других дочерей Ярослава, также вышедших замуж за представителей правящих династий Европы: Анастасия – за венгерского короля Андрея І, Елизавета – за норвежского короля Гаральда ІІІ… Однако основная часть библиотеки великого князя даже после его смерти (1054 г.), вне всякого сомнения, осталась в Киеве.
В 1240 году после длительной осады город был захвачен войсками хана Батыя, разрушен и сожжен. С тех пор библиотека исчезла из поля зрения историков. Вот уже более семи столетий исследователи пытаются обнаружить ее следы.
Наиболее популярная среди киевлян версия местонахождения пропавшей библиотеки появилась во второй половине 1980-х годов. Тогда стали доступными многие архивы. Оказалось, что в 1934 году при строительстве правительственной дачи для первого секретаря Киевского обкома партии тов. П.П.Постышева на территории бывшего Межигорского монастыря рабочие обнаружили подвальное помещение, доверху заполненное древними книгами. Книги были рукописные, большого формата, в массивных кожаных переплетах. Неужели книжный клад Ярослава?
Предложение сообщить о ценной находке в Академию наук почему-то не вызвало у представителей строительной организации особого энтузиазма, напротив, они категорически этому воспротивились. Стройка была очень срочная, объект — правительственный, государственной важности. Сюда нельзя было пускать посторонних – пусть даже академиков. Загородная резиденция строилась для одного из тогдашних руководителей Украины Павла Постышева…
Таинственный подвал засыпали землей, а всех очевидцев вежливо попросили помалкивать о книжном кладе. С этой нелегкой задачей они успешно справлялись полсотни лет, после чего оставшиеся в живых внезапно разговорились. По сведениям, которые практически невозможно проверить, аналогичный случай на том же месте, но с другими действующими лицами произошел в 1980-е годы. При рытье траншеи строители опять наткнулись на многострадальное подземелье, заполненное деревянными стеллажами с почерневшими от времени старинными книгами. Начальник строительства, опасаясь срыва сроков работ, вновь приказал наглухо закрыть злосчастный тайник. Вот такая безрадостная получалась картина: строители все время находят древние книги, ученые бьют тревогу, а бесчувственные прорабы снова и снова замуровывают уникальные фолианты. Насколько реальны и правдивы эти истории, сразу ответить трудно. Попытаемся разобраться. Как могли книги Ярослава оказаться в Межигорском монастыре? Что занесло их сюда, так далеко от места первоначального хранения?
Живописная местность Межигорья расположена в 20 километрах от Киева вверх по течению Днепра. Не случайно оно было выбрано в качестве загородной резиденции членов правительства Украины. Еще Ярослав Мудрый построил неподалеку отсюда, в Вышгороде, свой княжеский дворец. Последние два года жизни великий князь провел здесь, вдали от столичной суеты. Ярослав трудился над составлением первого юридического свода — «Русской правдой». В этой кропотливой работе он не мог обойтись без изучения литературы по данному вопросу, следовательно, какая-то часть библиотеки должна была находиться при нем. Эти книги после смерти князя в 1054 году и могли попасть в Межигорский монастырь. По разным сведениям, основание этой обители приписывают греческим монахам (988 год) или князю Андрею Боголюбскому (1161 год). Безусловно, у Межигорского монастыря древняя история, во времена Киевской Руси он мог быть крупным духовным центром и — значит — располагал значительным книжным собранием. «Золотое время» Межигорского монастыря пришлось на XVII столетие, когда с 1653 года он стал центральным монастырем запорожского казачества. Здесь был открыт приют для старых рубак, которые уже не могли боронить родную землю. В монастырскую казну рекой потекло золото от благодарного казачества, библиотека значительно пополнилась подаренными книгами. В 1683 году монастырю завещал свое громадное книжное собрание украинский просветитель И.Гизель. В том же XVII веке московский патриарх Иоаким, отсылая монастырю в подарок книги, написал: «В прирощение к наследию Ярослава!» (Не является ли эта строка путеводной в наших поисках? Возможно, она указывает на сохранение древних княжеских манускриптов в Межигорье.)
Всего лишь сто с небольшим лет длился звездный час Межигорского монастыря. Высочайшим указом от августа 3 дня 1775 года Екатерина II ликвидировала Запорожскую Сечь. «Сочли Мы себя ныне обязанными пред Богом, пред Империею нашею и пред самим вообще человечеством разрушить сечу Запорожскую и имя казаков от оной взаимствованное». В 1787 году Екатерина II во время остановки в Киеве пожелала посетить некогда прославленный запорожский монастырь. Об августейшем желании немедленно уведомили монастырскую братию. В самый канун высочайшего визита монастырь выгорел дотла. Считают, что это было намеренное деяние непокорных монахов-запорожцев в знак протеста против ликвидации Сечи.
Высказывается мнение, что монахи не пожелали отдавать свои бесценные книжные сокровища российским самодержцам. Они предпочли надежно поховать их в подземельях, а грандиозные пожары устроить для прикрытия. Так это или нет, но данная гипотеза объясняет, по крайней мере, возможность находки книжных кладов в Межигорье.
В 1989 году в Институте археологии Академии наук Украины была создана специальная экспедиция для поиска библиотеки Ярослава Мудрого в Межигорье. Начиная с лета 1990-го пять сезонов подряд эта экспедиция вела поисковые работы, однако ни таинственного подвала, ни самих книг обнаружить так и не удалось…
Теперь, когда здесь живет президент Украины, об археологии можно забыть. Вот несколько фото этого места.
Старшая дочь
Про неё известно меньше других. Поляк Ян Длугош в 15 веке писал, что Анастасия Ярославна вышла замуж за короля Венгрии Андраша Первого. Якобы дело было в 1046 году.
Венгерские источники это подтверждают лишь косвенно, потому что в них фигурирует лишь безымянная дочка русского князя. Как звали этого русского отца супруги венгерского правителя, тоже не говорится.
Возможно, женщина была близкой родственницей Ярослава Мудрого. Может быть, её звали Анастасией. Неизвестно, откуда поляк Длугош взял сведения, которыми решил поделиться со всеми.
Исходя из изложенного, можно говорить о том, что существование Анастасии допустимо оспаривать. Возможно, что её на свете не существовало.
Следующая загадка
«На коне»
Во времена средневековья жизнь человека во многом определяли привходящие обстоятельства: слой общества, в котором он родился, физические данные, наличие доброго воспитателя. Казалось, Ярославу, сыну великого князя Владимира, судьба благоприятствовала. Тем не менее, будущее не представлялось безоблачным.
Во-первых, историки полагают, что Ярослав был не старшим сыном, вопреки уже поздним летописям. Во-вторых, исследование останков показали – великий князь был хромым! А физическое увечье для того времени было серьезным препятствием на пути к власти, ведь не в варяжских порядках было отдавать бразды правления тому, кто не сможет показать себя на поле брани. У некоторых народов, например у кельтов, человек с изъяном вообще не мог быть королем – считалось, его правление принесет несчастье.
Но Ярослав победил хромоту, компенсировав ее железной волей. Он приучился ездить в седле, что с его болезнью далось ему не просто, и отныне на коне чувствовал себя намного увереннее, чем на земле. Летописи также упоминают хромоту князя, а излечение приписывают чуду: « И лишь после крещения Владимира, его жен и детей Ярослав встал на ноги и стал ходить, а до того не мог ходить».
Конунг Ярицлейв
Жили они там, в роскоши и богатстве: «Ярицлейв конунг велел выстроить каменный дом и хорошо убрать драгоценной тканью, и им было дано все, что надо из самых ценных товаров».
Ярослав брал «под крыло» и беглую скандинавскую знать, одним из его воевод был норвежский конунг Эдмунд Рингссон, которому ставят в вину убийство некого «Бурицлава», в образе которого историки видят мученика Бориса Владимировича.
Историю пишут победители
Все мы знаем про кровавого Святополка Окаянного, который захватил власть в Киеве, и решил избавиться от своих ближайших братьев – конкурентов: Бориса Владимировича, которого сам Владимир поставил во главе своей дружины, и Глеба, мести которого боялся.
В 1019 году Ярославу Мудрому, якобы удалось свергнуть брата тирана и с почетом похоронить братьев, которые вскоре были причислены к лику святых. Эту историю описывает нам ранний памятник русской литературы «Сказание о Борисе и Глебе».
Все бы хорошо, если бы не дошедшая до наших дней «Сага об Эймунде», которая описывает убийство Эймундом по приказу Ярослава уже упомянутого Бурицлава, смерть которого совпадает по описаниям со смертью Бориса из «Сказания». Причем, в саге его убивают дважды – второй раз текст один в один повторяет наши сведения о гибели Святополка на Альте.
К тому же, тирания Святополка сегодня кажется преувеличенной. Зачем Окаянному понадобилось атаковать Киев, который и так бы принадлежал ему по праву старшинства? Сегодня уже невозможно установить правду, но вероятно, за этой историей до сих пор скрывается нераскрытое преступление.
Сбежавшая невеста
Из всех благ, которые Ярослав Мудрый привез на Русь, ценнейшим приобретением называют его жену Ингигерду, шведскую принцессу. Дочь Олафа Шетконунга, Ирина стала настоящим благом для страны, она сыграла не последнюю роль, как в развитии международных связей, так и в религиозных вопросах, в частности, именно она основала первый в Киеве женский монастырь. Приближенный Ярослава Эймунд говорил о ней следующее: «Я ей не доверяю, потому, что она умнее самого Конунга».
Надо сказать, история с женитьбой великого князя и Ингигерды, вышла весьма щекотливая. Невеста, буквально, сбежала из под венца. До сватовства Ярослава она была уже помолвлена с норвежским конунгом Олавом Харальдсонном, впоследствии известным как Олав Святой – первый христианский король Норвегии.
Он потребовал ее в обмен на подписание мирного договора со Швецией. Однако когда жених со всей свитой приехал забирать невесту, то оказалось, что ее вот уже несколько месяцев назад поженили с конунгом Ярицлейвом. Олав Харальдссон был сильно разгневан, но за личные обиды мстить не стал. В качестве приданного Ингигерда принесла Ярославу земли вокруг Ладоги.
Библиотека Ярослава Мудрого
Пожалуй, одной из главных загадок Ярослава является местонахождение его легендарной библиотеки, якобы содержащей богатое собрание рукописей и манускриптов, которые могут пролить свет на многие темные пятна в истории Руси. Единственное упоминание о ней относится к 1037 году и содержится в «Повести временных лет»: «Ярослав же любим по книгам, и многие скопировав и написав, положил в церкви святой Софьи, юже создал сам».
</a>
Итак, предполагается, что драгоценное собрание должно было находиться в Софийском соборе. Считают, что книги могли быть похищены Батыем во времена татаро-монгольского нашествия. Существует и другое мнение, что потерянная библиотека Ярослава стала частью не менее легендарной библиотеки Ивана Грозного.
Несмотря на скудность сведений, ученые не перестают надеяться, что библиотека Ярослава не миф. В ее поисках даже прибегали к биолокации. Но результатов пока нет, и сегодня единственным книжным собранием имени Ярослава все еще остается библиотека в городе Ярославль.
Анна Ярославна – королева Франции
Как известно, Ярослав Мудрый проводил активную политику междинастических браков, его дети разъехались по всей Европе. Но, пожалуй, самым известным стал брак младшей дочери Анны с французским королем Генрихом I.
Молодая Анна была чета своей матери, она сразу показала себя активным политическим деятелем. Кстати, она была намного образованней мужа, читала и писала на греческом и латыни, в то время как сам Генрих I подписывался крестиком.
Кстати, о контрасте между «варварской», как часто считают, Русью и куртуазной Францией ясно говорит отрывок из письма принцессы к отцу: «В какую варварскую страну ты меня послал; здесь жилища мрачны, церкви безобразны и нравы ужасны».
«Был, да сплыл»
Казалось бы – любой школьник знает, где похоронен Ярослав Мудрый, конечно же, в Киевской Софии, где стоит его саркофаг. Но эта информация, оказывается, давно устарела. В XX веке Ярослава тревожили, по крайней мере, трижды – в 1936, 1939 и в 1964 годах.
Несколько лет назад, в 2009 году саркофаг снова вскрыли, только вот Ярослава там уже не было. Зато были советские «Известия» и «Правда», а также останки двух женщин, одна из которых принадлежала к периоду Киевской Руси, очевидно жена Ярослава Елена, а вторая оказалась гостьей из скифской эпохи.
Сегодня основная версия пропажи гласит, что прах Ярослава повторил судьбу Иконы святителя Николая «Мокрого», которая вместе с немецкими оккупантами была вывезена из Киева через Польшу и Германию в США, и сегодня находится в Свято-Троицком храме Украинской православной церкви.
Снимать в приходе запрещено, обсуждать судьбу праха Ярослава Мудрого тоже, по каким-то причинам, отказываются.
Сколько их было
В иностранных источниках есть информация о трех дочерях Ярослава Мудрого. О каждой из них более подробно речь пойдет далее. Пока не буду останавливаться на деталях.
Интересно другое: есть предположение, что все дочери Ярослава изображены на одной из фресок Софийского собора в городе Киеве.
Но эту версию продолжают оспаривать. Дескать, на фреске изображены женщины разных возрастов – сложно принять, что они являются друг другу сестрами. Второй важный момент: судя по данным из иностранных источников, у Ярослава было 3 дочки.
Серьезные замечания. Но, учитывая их, можно построить довольно хорошую версию:
вероятно, что на фреске изображены не только дочери Ярослава, но и его супруга Ингигерда.
Она в свое время крестилась и получила имя Ирина. А после того как князь Ярослав умер, жена еще и в монастырь ушла. Якобы женщина взяла имя Анна и стала служить Господу. В 1056 году Ингигерды не стало. В 15 веке её канонизировали.С личностью супруги Ярослава тоже связана одна загадка. Я её озвучу. Разбираться в рамках статьи с вопросом не буду.
Историки до сих пор спорят, какой по счету супругой киевского князя была Ингигерда. Версии такие: второй или первой.
Следующая загадка
Действительно, в русских летописях нет ни слова про дочерей Ярослава Мудрого. Лишь из западных источников можно узнать, что они у киевского князя были. Судя по всему, девочки в семье Ярослава рождались трижды. По крайней мере, три точно дожили до возраста, в котором человека считали взрослым.
Дочери Ярослава Мудрого жили не на Руси. Возможно, поэтому летописцы обошли их вниманием. «Отрезанный ломоть».
Зато иностранные древние историки кое-что о девушках, женщинах написали. Благодаря этому я могу кое-что рассказать о дочках киевского князя.
Читайте также: