Загадка про войну и письма

Обновлено: 22.11.2024

В настоящее время большую популярность приобретает такая форма проведения внеклассных мероприятий как квест. Квест – командная игра, во время прохождения которой участники объединены общей идеей, целью. Квест-игра «Загадка фронтового письма» представляет внеклассное мероприятие – интерактивную игру-квест, посвященную Великой Отечественной войне. Квест разработан для команд учащихся 12-14 лет, количество человек в команде не более 7.

Цель: гражданско-патриотическое воспитание подрастающего поколения.

формировать осознанное отношение к Отечеству, его прошлому, настоящему и будущему на основе исторических ценностей;

развивать и углублять знания об истории Республики Беларусь, истории Великой Отечественной войны;

формировать у учащихся чувства гордости за героическое прошлое своей Родины;

Основная идея квеста заключается в следующем: участникам квеста сообщается, что недавно в лесу был найден затерянный блиндаж, в котором помимо ценных записей полковника N было обнаружено письмо (приложение 1). Письмо не содержало ни адреса отправителя, ни места назначения. Лишь прочитав его, можно было понять, что оно предназначается нынешнему поколению… Однако, последняя строчка письма стерлась. Участникам квеста необходимо восстановить последнюю фразу текста письма, выполняя различные задания и головоломки. Каждая команда получает маршрутный лист и двигается строго по направлению, указанному в маршрутном листе (принцип движения « Кругосветка »). За каждое выполненное задание команда получает подсказку с указанием места, в котором необходимо искать букву, зашифрованную в QR -коде (фраза: “Памяти павших будьте достойны”). Квест включает следующие точки маршрута:

« Песни, с которыми мы победили»

Во время войны песни играли важную роль. Они помогали военным собрать силы и выиграть бой, напоминали о родных и близких, ради которых надо было выжить. Каждая из военных песен – истинный шедевр, с собственной жизнью и историей. На данной точке маршрута ребятам предлагается прослушать отрывок и назвать песню (или строчку из неё) (приложение 2).

«Этих дней не смолкнет слава»

Мы должны знать даты и события, ставшие важными и переломными в судьбе нашей Родины. Даты, принесшие радость побед и горечь поражений. На данной станции участникам необходимо разгадать, какое событие зашифровано в 3-х картинках (задание построено по принципу «Где логика?») (приложение 3)

Аллея героев

За наше мирное небо, за нашу свободу сражались люди. Самоотверженные, отважные, и х имена навсегда вписаны золотыми буквами в историю нашей страны , наши герои. А з нае те ли в ы своих Героев? В данном задании Вам необходимо по фотографии назвать фамилию героя (приложение 4).

Техника Великой Отечественной войны

Тяжёлую память оставила нам о себе Великая Отечественная война, послевоенная разруха. Память о погибших хранилась в сердцах их родных и близких. Чтобы увековечить эту память, по всей стране стали возводиться памятники погибшим солдатам. Они немые свидетели истории, символы её славных страниц. На станции «Мы помним!» необходимо выбрать картинку военного памятника в Бресте, по соответствующему ему описанию (по принципу «Ожившая картинка») (приложение 6).

«Тайное послание» (шифровка)

Передавать послания и различную информацию своим товарищам и командованию в военное время было очень непросто, а еще сделать это так, чтобы противник не разгадал наших планов вдвойне непросто. Именно поэтому в военное время применялись разные виды шифрования. На станции «Тайное послание» ребятам предлагается испытать себя в роли дешифровщиков – расшифровать вопрос и дать на него ответ (приложение 7).

«Народная мудрость»

Мудрые высказывания от гениев прошлых столетий. Их слова стали правилами жизни для многих людей. Цитаты из прошлого, но как много в них жизненного смысла. Пословицы военных лет. Задание: из первой строчки предложенной карточки вычеркните название рыбы, из второй – птицы, из третьей – фрукта, из четвертой – цветка. Прочитайте пословицу времен Великой Отечественной войны (приложение 8).

«Минное поле»

"Опасно! Мины!" - вот два слова, способных остановить практически любого человека, но для сапера это руководство к действию. Задача команды в этом конкурсе – добраться до минного поля и обезвредить мины за определенное время. Путь к минному полю также состоит из нескольких спортивных заданий. Мины представляют собой кубики с буквами, завернутые в бумагу или газету. Участникам необходимо найти все кубики и сложить из них слово (ПОБЕДЕ-75).

«Салют 45 года»

Весенним днём 9 мая 1945 года , советский солдат вытер с лица пороховую гарь последнего, самого трудного боя. Именно в этот день во всех уголках страны радостной вестью прозвучало долгожданное слово: «Победа!».

Задание: необходимо выяснить, какая буква встречается в отрывке текста чаще: о, к или б? (приложение 9)

«Письмо герою»

Фронтовые письма - это память. Многие из них были написаны на грани между жизнью и смертью. Но в каждой строчке - уверенность в завтрашнем дне и такая искренняя любовь к родным и тем, кто будет жить после них. Сегодня мы постараемся выразить признательность, дань уважения и благодарности нашим победителям. Задача команды – написать письмо-ответ победителю и поздравить его с замечательным праздником Днём Победы! Важно сложить письмо треугольником и подписать. Схема прилагается.

«Загадка фронтового письма»

После выполнения всех заданий команды возвращаются в исходную точку, где складывают слово из расшифрованных ими букв и вписывают его в письмо неизвестного солдата (приложение 10).

Письмо неизвестного солдата

Здравствуйте, поколения моего будущего, вашего настоящего. Я пишу Вам письмо, не будучи уверенным в том, что оно дойдёт до Вас. Пишу для того, чтобы скоротать время перед атакой. Через пару часов нам предстоит брать высотку, она не то чтобы неприступная, но хорошо оборудованное укрепление. Но я хотел рассказать вам не об этом, перейду к главному, собственно к тому, почему я начал писать это письмо. Я хочу, чтобы вы поняли, что чувствует солдат в бою, что с ним происходит: боец выступает с ротой, в него бьют из пулемёта, рядом падают товарищи, а он сам ползёт и ползёт. Проходит час - 60 минут, в минуте 60 секунд, и в каждую секунду его могут убить несколько раз, а он ползет вот совесть солдата. А радость? Может быть Вам известна радость бытия и может быть радость товарищества, но вы не знаете о радости победы над врагом, радости боевого подвига. Я хочу, чтобы вы знали с какой душевной безмерной тяжестью были связаны для нас дни отступлений и поражений, каких жертв нам стоила война, какие разрушения она принесла, оставив раны и в душах людей и на теле земли» и каким безмерным счастьем для нас будет Победа.

Я верю, что мы сможем отстоять нашу Родину, что у Вас будет мирная жизнь, о которой так мы все мечтаем… Я верю, что наша любовь к родной земле перейдёт и к вам, потому что не любить Её невозможно! Берегите Её для своих детей! И главное помните тех, кто отдал жизнь за мирное небо над головой!

« Песни, с которыми мы победили»

В конкурсе используются мелодии из песен:

«Катюша», М. Слободский М. Блантер;

«Мы за ценой не постоим», Булат Окуджава;

«Эх, дороги», А. Новиков Л. Ошашин;

«На безымянной высоте», В. Баснер М. Матусовский;

«Темная ночь», Н. Богословский В. Агатов;

«Смуглянка», А. Новиков Я. Шведов;

«Три танкиста», Д. Покрасс Б. Ласкин;

«Соловьи», В. Соловьев-Седой А.Фатьянов;

«Путь дорожка фронтовая», Б. Ласкин Б. Мокроусов;

«День победы», Д. Тухманов В. Харитонов

«Этих дней не смолкнет слава»

Ответ (Блокада Ленинграда) ГОБК

Ответ (Начало Великой Отечественной войны)

Ответ (Освобождение города Бреста)

Ответ (День победы Красной Армии и советского народа над нацистской Германией) ИЮНЬ +1

Задача 2: Как партизан незаметно подобрался к врагам?

Журнал Мурзилка, 1944 год Журнал Мурзилка, 1944 год

Партизаны-разведчики обнаружили немецкий грузовик, застрявший в снегу, и возле него группу немцев. Разведчиков было всего двое, но они решили захватить грузовик. Надо было подобраться незаметно к немцам и неожиданно напасть на них. Но как подобраться? Место было открытое, снег всюду, а маскировочных халатов у партизан не было.

— А ну-ка, я попробую одну штуку. Может, удастся, — сказал Тимофей Строгов.
Партизанам удалось захватить грузовик.

Что же придумал Тимофей Строгов и как ухитрился подобраться незаметно к немцам? Кто догадался, тот вместо ответа пусть нарисует картинку, как Тимофей Строгов подкрадывается к немцам, и пришлёт картинку нам.

Задача 1: Как партизаны обнаружили шпиона?

Журнал Мурзилка, 1944 год Журнал Мурзилка, 1944 год

В партизанский отряд пришёл человек. Он сообщил, что зовут его Семён Рубцов, что он колхозник и бежал от немцев. Он обещал провести партизан к большим складам боеприпасов. Одет он был по-деревенски и хорошо говорил по-русски. Командир отряда оставил его переночевать и сам велел бойцам тихонько наблюдать за Рубцовым и проверить, что он за человек. Никто не заметил ничего подозрительного за весь день. Но когда стали готовить ужин, обнаружилось, что Рубцов не русский. Его уличили, и он сознался, что он шпион.

Задача 7: Как развернуть кормой к берегу замерзший корабль?

Журнал Мурзилка, 1945 год Журнал Мурзилка, 1945 год

А вот такие задачи приходится решать морякам на войне.

К берегу подошел осенью большой пароход. Подошел, и стал носом к набережной. А тут ударил лютый мороз. Корабль так и застыл во льду.

Надо пароход разгружать, а грузовые люки у него на корме, далеко от берега. Ледоколов поблизости нет. Лёд взрывать порохом нельзя - немец услышит: дело около фронта. Людей тоже мало — всего человек пять или шесть; разгружать вручную — год провозишься. Словом, надо замерзший корабль перевернуть кормой к берегу. Могут ли это сделать шесть человек, которые стоят на палубе?

Спросили у капитана, он сказал: «Я думаю — нет!» Спросили у механика. Механик говорит: «Конечно, нет!» Спросили у старого боцмана. «Безусловно — да!» ответил боцман.

Следующая загадка

Во время второй мировой войны войска союзников столкнулись с неожиданной проблемой. Солдаты писали домой тысячи писем. Разумеется, в них могла содержаться секретная информация. Но для того, чтобы проверить такое количество писем, был необходим огромный штат сотрудников. Что, в условиях военной экономии, представлялось невыгодным. Как решили эту проблему?

Ответ: Письма отправляли адресатам с задержкой в 2-3 недели. За это время секретная информация становилась неактуальной

Задача 4: Найдите все предметы на букву «Н»

Журнал Мурзилка, 1944 год Журнал Мурзилка, 1944 год

Умеете считать до двадцати? Говорите: «Конечно, умеем до тысячи и даже до миллиона!» Ну и прекрасно. В таком случае насчитайте не миллион, а всего двадцать предметов, начинающихся на букву «Н» и нарисованных на картинке. Кто насчитает двадцать, получит пятерку. А то сумеет найти больше двадцати, тот прочтет свою фамилию в списке отличников школы. Будьте добры, в ответах точно перечислить все предметы на букву «Н», которые вам удалось найти на картинке.

Комментарии

Оставлен Солдат Сб, 02/18/2017 - 16:49

Письма перемешивались и отдавались обратно солдатам. Они должны были перечесть письма других (каждый по одному) и обнаружить секретную информацию. За обнаружение полагалось вознаграждение.

Оставлен Мария Мишина Ср, 02/05/2020 - 12:36

Да это вряд ли. Стоит еще помнить что читать то многие и не умели тогда. Да и на войне надо воевать и побеждать а не читать письма

Письма перемешивались и отдавались обратно солдатам. Они должны были перечесть письма других (каждый по одному) и обнаружить секретную информацию. За обнаружение полагалось вознаграждение.

Оставлен Дмитрий Сб, 05/06/2017 - 10:48

Где можно найти источник информации подтверждающий этот факт

Оставлен Гость Вс, 10/29/2017 - 04:46

Письма отправлялись по адресу спустя 2 месяца. К тому времени даже если в них содержались секретные информаии то оно не имело значения. Потому что все планы и стратегии менялись каждые два месяца

Оставлен Аноним Ср, 05/01/2019 - 10:05

Так вот почему теперь почта России так работает

Оставлен Виталий Ср, 02/05/2020 - 11:32

Ну о первых письма не запечатывали а во вторых одно из условий задачи - именно союзники - а как мы знаем что в первую мировую войну союзники это в первую очередь американцы и канадцы, то конечно же доставка писем через атлантику занимало какое то время. От трех недель до месяца

Оставлен Пират Коэльо Ср, 02/05/2020 - 12:01

Ну в какой то мере вы правы. Я в свое время серьезно изучал историю морского права в первую мировую войну и понял что в те годы было крайне мало именно быстроходных кораблей, катеров и яхт. Яхты тогда еще были парусные и на них не ставили двигатели, дизеля. Это сейчас можно арендовать яхту и за три дня домчатся от Испании до Сша или Канады. А в те времена это занимало до полутора месяцев времени. Все зависило от времени года и ветра в том числе. Вот письма и доходили так долго, что все секреты уже никому интересны не были.

Следующая загадка

Когда речь заходит о Великой Отечественной войне, то первым делом воображение рисует страшные картины разрушений и бед. Однако и тогда находилось место детским играм и забавам. Советские мальчишки и девчонки мечтали стать разведчиками и партизанами, чтобы дать отпор врагу. И эти желания активно поощрялись. В военное время в журнале «Мурзилка» часто печатались задачки и головоломки на сообразительность. Дети щелкали их как семечки. А вот современным взрослым некоторые задания совсем не по зубам.

Задача 5: Найди снайпера

Журнал Мурзилка, 1942 год Журнал Мурзилка, 1942 год

В одном из треугольников на рисунке находится снайпер. Не меняя места и не задевая ни домов, ни деревьев, он уничтожил всех фашистов. Найди этот треугольник.

Следующая загадка

Трагикомедия Эльдара Рязанова заняла всего лишь 10-е место в кинопрокате СССР 1966 года. Ее опередили и "Стряпуха" Эдмона Кеосаяна, и "По тонкому льду" Дамира Вятича-Бережных, не говоря уж о "В джазе только девушки" с Мэрилин Монро. Но признаемся себе, вот прошло уже больше 50 лет, а мы до сих пор любим и помним очаровательный фильм Эльдара Александровича про скромного и застенчивого советского Робин Гуда - Юрия Ивановича Деточкина. Кстати говоря, вы заметили, что в этом кино уж больно чудные фамилии у всех героев - Деточкин, Подберезовиков, Семицветов? Но самая необычная фамилия была, на мой взгляд, у тестя Димы Семицветова - Семена Васильевича, которого блестяще сыграл великий Анатолий Папанов. Вот о ней я сегодня и хочу рассказать.

Какая необычная фамилия была у тестя Димы Семицветова - героя Папанова. Раскрываю одну из загадок "Берегись автомобиля"

Дело в том, что фамилия героя Папанова в фильме не упоминается. А вот в сценарии Эмиля Брагинского и Эльдара Рязанова она была. Брагинский вспоминал, что в те времена среди отставных военных были очень распространены двойные фамилии. Одна из них - настоящая, полученная при рождении. Вторая - прозвище, которое военному дали в армии. И вот Рязанов с Брагинским придумали такого забавного и в чем-то даже гротескного персонажа Орел-Краюшкин . Но на этом история не закончилась! Как вы помните, производство фильма было приостановлено из-за опасений председателя Госкино Алексея Романова, что советские граждане, посмотрев фильм, сразу побегут угонять чужие машины. И тогда Рязанов с Брагинским переделали сценарий в повесть, который появился в журнале "Молодая Гвардия" в 1964 году.

Какая необычная фамилия была у тестя Димы Семицветова - героя Папанова. Раскрываю одну из загадок "Берегись автомобиля"

Повесть "Берегись автомобиля" прочел отставной военный из Оренбурга, у которого действительно была фамилия Орел-Краюшкин . В 1920-е годы Краюшкин участвовал в гражданской войне, и за свои подвиги его прозвали "Орёл". Орел-Краюшкин обиделся, что авторы, дескать, над ним издеваются. Написал письмо в Политбюро, и Рязанову с Брагинским пришлось поменять фамилию на Сокол-Кружкин . " В пятом часу вечера, когда Дима показывал покупателю узкопленочную кинокамеру, объявился Димин тесть – Семен Васильевич Сокол-Кружкин " - так появился в повести этот колоритнейший персонаж.

Какая необычная фамилия была у тестя Димы Семицветова - героя Папанова. Раскрываю одну из загадок "Берегись автомобиля"

Поэтому, фамилия героя Папанова - именно Сокол-Кружкин.

Чтобы не пропустить следующие публикации, обязательно подпишитесь на мой канал !

Задача 3: Как достать мячик из вазы?

Журнал Мурзилка, 1944 год Журнал Мурзилка, 1944 год

Взгляните на картинку. Вы увидите на ней мальчика Сережу Пяткина и садовника Павла Фомича Цветочкина. Оба они в большом затруднении. Дело в том, что Сережа, играя в саду с мячом,нечаянно закинул его в эту красивую вазу и не может достать. Павел Фомич очень хочет помочь Сереже, но тоже не может придумать, как тут быть. Забраться в вазу невозможно, а лестницы под рукой нет. Так вот: попробуйте помочь им, придумайте способ достать мячик. Кто догадается, может поставить себе пятерку за ум и догадливость.

Задача 6: Что происходит на картинке?

Журнал Мурзилка, 1944 год Журнал Мурзилка, 1944 год

Проверим, наблюдателен ли ты. Вот испытание: обыкновенная картинка, ничего особенного на ней не происходит. Посмотри и точно ответь:

1) Какое сейчас время дня: утро, полдень или вечер?
2) Какое время года?
3) Какая погода — тихая или ветрено?
4) Тепло сейчас или холодно?
5) Солнечно или пасмурно?

Напиши ответ, но не как-нибудь, а с объяснением: почему ты думаешь, что время дня и погода именно такая, как ты говоришь. Ответишь верно и точно — получишь «отлично», за наблюдательность.

Читайте также: