Загадка про самовар для детей

Обновлено: 22.11.2024

1. Орг. момент. Дети заходят в русскую избу и становятся полукругом.

Очень часто за событиями и сутолокой дней

Старины своей не помним, забываем мы о ней.

И хоть более привычны нам полёты на Луну,

Вспомним русские обычаи, вспомним нашу старину.

Воспитатель: Ребята, в нашем сундуке лежит интересная вещь.

Я загадаю загадку, а вы, отгадав ее, узнаете, что же это такое.

Он пыхтит как паровоз,

Важно кверху держит нос.

Пригласит чайку напиться. (Самовар)

Воспитатель: Да. Это самовар. Давайте посмотрим

(дети рассматривают самовар)

Воспитатель: Это русский самовар. Самовар это предмет народного быта он предназначен для разогрева воды.О популярности чая надо сказать особо: недаром русские, конкурируя с англичанами, считают себя едва ли не самыми большими любителями чая в мире. Наши талантливые предки и тут проявили себя. Не удовлетворившись простым чайником, который использовали в других европейских странах, в Туле изобрели самовар. Вода в нем быстро закипала и долго не остывала,а для растопки годилось все: и щепочки и шишки. Самовары получили очень широкое распространение. Были они самыми разными. Вот, например, обратите внимание на форму самоваров. Их делали круглыми, цилиндрическими, конусообразными, квадратными. А в качестве материалов для изготовления использовали серебро, медь, железо и даже фарфор.

Просмотр фильма- презентации «Самовар».

Воспитатель: Самовары искусно украшали. Так, ручки, ножки, кран самовара могли быть выполнены в виде рыб, львов, петухов, …

На поверхности иногда делали надписи типа: «Самовар кипит, уходить велит», «Где есть чай, там и под елью рай»

Игра «Достань платочек»

Русская народная игра проводилась на ярмарках и праздниках. Платок подвешивали на шесте или веревке, достать его можно было, только высоко подпрыгнув. Побеждает тот, кто выше всех подпрыгнет и достанет платок.

Воспитатель: Давайте внимательно рассмотрим самовар и расскажем из чего он

состоит, какие украшения вы увидели.

1. Сам самовар стоит на ножках.

2. У него есть ручки с двух сторон, чтобы его переставлять.

3. Кран поворачивается влево и в вправо, чтобы налить воду в чашку.

4. Вода заливается сверху, когда откроешь крышку.

Воспитатель: Молодцы! Несмотря на появление газа и электричества, самовар сохранился. Правда, в последние годы самовары делают, в основном, электрические (для использования в быту) или декоративные (для подарка в качестве русского сувенира). Однако если спросить своих друзей и знакомых, то окажется, что самовар есть почти в каждом доме или на даче.

Много старинных обычаев было на Руси. Но один из самых замечательных – это чаепитие. В старинной русской избе под шумок самовара велся согревающий душу и сердце разговор.

Традиция собираться всей семьёй за чаем сохранилась и до наших дней. Сейчас трудно представить наш завтрак без чашки чая. Чай – прекрасный, полезный напиток, который утоляет жажду, поднимает настроение, придаёт бодрость, снимает усталость.

Учёные установили, что чай укрепляет иммунитет, усиливает сопротивляемость организма различными инфекциям, снимает головную боль, устраняет расстройство желудка. Особенно хорошо утоляет жажду и быстрее восстанавливает силы чай с лимоном.

Стихотворение про чай

Чай горячий, ароматный

И на вкус весьма приятный,

От недугов исцеляет

И усталость прогоняет, силы новые даёт

И друзей за стол зовёт.

С благодарностью весь мир

Славит чудо – эликсир.

К чаю традиционно подают сушки, сухари, бублики, мелко колотый сахар, разные варенья. Наши предки, в отличие от нас, пили чай не просто из стаканов и чашек, а наливали его в блюдце, которое держали за донышко.

Сверху пар, снизу пар –

Шипит наш русский самовар.

Милости просим на чашку чая!

Вот так мы живем:

Пряники жуем, чаем запиваем,

Всех в гости приглашаем.

Воспитатель: А кто же первый отгадает мои загадки?

Четыре ноги, два уха, Мы в пакете сто нулей

Один нос да брюхо. (Самовар) С маком замечаем.

Бабушка, чаек налей,

Их сгрызем за чаем. (Баранки)

Бабушка из сладких ягод Маленькое, сдобное

Наварила что-то. Колесо съедобное.

И его нам хватит на год Я одна тебя не съем,

К чаю и в компоты. (Варенье) Разделю ребяткам всем. (Бублик)

Самовар долгое время был вещью дорогой, роскошной. Относились к нему очень бережно и передавали по наследству от родителей детям как ценное имущество. Ставили самовары не на кухни, а в гостиной, на самоварный столик как украшение.

В богатых семьях было по два самовара: один – повседневный, а другой – праздничный.

Гостей угощали только из праздничного самовара.

Первой фабрикой, которая стала изготовлять самовары, была фабрика Шмакова.

Это было 225 лет назад. Потребность в самоварах была так высока, что вскоре почти в каждом городе появились свои самоварные мастерские или фабрики. Но «самоварной столицей» стала Тула (столица это главный город). Каких только самоваров они не делали!

(просмотр видео сюжетов или подборку картинок на выставке)

В наше время, если кто и пользуется самоваром, так чаще только электрическим. Но о старинном самоваре не забыли. Во всем мире он остался одним из символов России – символом русского гостеприимства.

Воспитатель: Самовар, самовар!

Старый медный самовар!

Может, стал ты слишком стар?

Всё стоишь, да пыхтишь

Всё никак не закипишь.

Самовар: Что вы, что вы?

Даже слушать мне обидно!

Как сейчас разозлюсь,

Как сейчас рас- ки- пя- чусь!

Всё во мне уже клокочет,

Дети: Наливай, наливай самый вкусный свежий чай.

Воспитатель: Дети,есть также такая традиция в русском чаепитии: когда гость

напился, он не говорит об этом хозяину, а что делает? - переворачивает

пустую чашку на блюдце…

Ну, что пойдём пить чай?

К нему желательно варенье.

Но если такого нет,

Сойдёт и парочка конфет.

Напитка и в жару нет лучше,

Да и на Севере зимой:

Он в зной облегчит вашу душу,

Согреет зимнею порой. Что это? (чай)

Воспитатель: С каким предметом народного быта мы сегодня познакомились?

Где производят самые известные самовары?

Как можно в современной жизни использовать самовар?

Публикации по теме:

«Жил-был гном…». Мастер-класс оформления стенгазеты И, снова - здравствуйте! Я рада приветствовать на своей страничке всех своих друзей и гостей! Ряд внезапных событий, плавной чередой.

«Жил да был звездочет». Конспект НОД по конструированию Конспект непосредственной образовательной деятельности по конструированию, чтению художественной литературы, ознакомлению с окружающим миром.

Конспект образовательного мероприятия с детьми второй младшей группы «Жил-был зайчик» Цель: Создать условия для разностороннего развития детей на основе комплексного освоения темы «Дикие животные» Задачи: Продолжать поощрять.

Конспект организованной образовательной деятельности с детьми старшей группы «Жил-был микроб» Цель: - развивать интерес у детей к собственному здоровью, развивать умения и навыки безопасной жизнедеятельности как средства личной защиты.

Конспект занятия по познавательному развитию, раздел ФЭМП в старшей группе «Жил –был Гном» Программное содержание: Цель: упражнять в использовании полученных математических представлений разного содержания в игровых и жизненных.

Конспект интегрированного занятия по рисованию «Жил да был чёрный кот» для детей 6–7 лет ОД Рисование на тему: «Жил да был черный кот».Конспект интегрированного занятия. (для детей 6-7 лет) Цель: • Развитие эмоциональной отзывчивости,.

Проект по ранней профориентации дошкольников «Жил да был паровоз» Частное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 56 ОАО «РЖД» «Жил да был Паровоз» ПРОЕКТ проект по железнодорожной направленности,.

Сценарий осеннего развлечения в младшей группе «Жил-был у бабушки…» «Жил-был у бабушки….» Программное содержание: напомнить детям о приметах осени- о главном осеннем явлении- листопаде; воспитывать дружелюбие,.

Сказка «Жил-был стакан…» Жил был стакан. И каждому новому дню он радовался, глядя на мир через витражное окошко буфета. По дребезжанию его граней можно было различить,.

Ход занятия:

-Ребята обратите внимание на красивый предмет, который стоит на столе. Кто знает, как называется этот предмет? (самовар).

-Да правильно! Молодцы!

-В старые добрые времена был на Руси такой обычай: осенью, когда заканчивали крестьяне всю работу на полях, собирались они на посиделках, чтобы на людей поглядеть, да и себя показать. А какие же посиделки без чайку горячего, бодрящего! Чаепитие на Руси было доброй традицией, и пил чай наш народ из самовара. Русские люди считали, что совместное чаепитие поддерживает любовь и дружбу между членами семьи, скрепляет родственные и дружеские связи, а самовар, кипящий на столе, создаёт атмосферу уюта, благополучия и счастья. А, что же такое – самовар? Самовар - старинное русское изобретение, для нагревания воды. Считается, что родина самовара – город Тула. Поэтому самовар называют тульским. Делали самовары из серебра, меди, железа, даже из фарфора. Чтобы самовар был красивым, его ножки, краники, ручки делали в виде рыб, львов, петухов и других животных. Внешний вид самоваров был разным, потому что каждый мастер старался придумать свой, непохожий на других самовар. Вся семья собиралась за столом, на который водружался самовар, и по русской традиции пили чай с вареньем, пирогами, блинами…

-Давайте внимательно рассмотрим самовар и расскажем из чего он состоит, какие украшения вы увидели.

1. Сам самовар стоит на ножках.

2. У него есть ручки с двух сторон, чтобы его переставлять.

3. Кран поворачивается влево и в вправо, чтобы налить воду в чашку.

4. Вода заливается сверху, когда откроешь крышку.

-Сейчас в наше время делают электрические или декоративные самовары. (Показываю самовар наших дней).

-Ребята давайте мы с вами немного поиграем в простую игру, которая называется «Опиши самовар, который тебе понравился».

(Дети составляют небольшой рассказ 3-4 предложения).

-А теперь давайте с вами немного отдохнём, выходите ко мне.

Я чайник ворчун, хлопотун, сумаброд, (дети стоят, изогнув одну руку, как носик чайника, другую держат на поясе)

Я вам на показ выставляю живот. (животик надут)

Я чай кипячу,клокочу и кричу: (топают обеими ногами)

«Эй, люди, я с вами попить чай хочу» (делают призывные движения правой рукой)

-А вы знаете ребята, что про самовар есть пословицы и поговорки? Сейчас я вам прочитаю, а вы внимательно послушайте.

Пословицы и поговорки.

Самовар кипит, уходить не велит.

Чай пьёшь - до ста лет проживёшь.

Мы за чаем не скучаем.

Пей чай – удовольствие получай.

Самовар кипит – уходить не велит.

-Понравились вам пословицы и поговорки? Хорошо!

-А теперь давайте я вам прочитаю частушки про самовар.

-Хлебом-солью всех встречаем, самовар на стол несём.

Мы за чаем не скучаем, говорим о том, о сём.

-Подавай мне чашку чая, ведь люблю я русский чай.

В чае я души не чаю, наливай горячий чай!

-Посидеть за самоваром рады мы наверняка,

Ярким солнечным пожаром у него горят бока.

-Самовар поёт, гудит, только с виду он сердит.

К потолку пускает пар наш красавец самовар.

-Понравились вам частушки? Хорошо.

-А теперь ребята, я загадаю вам загадки, а вы внимательно послушайте и попробуйте отгадать.

Четыре ноги, два уха,

Один нос да брюхо. (Самовар)

Мы в пакете сто нулей

С маком замечаем.

Бабушка, чаек налей,

Их сгрызем за чаем. (Баранки)

Бабушка из сладких ягод

И его нам хватит на год

К чаю и в компоты. (Варенье)

Щи, компот и кашу

Большую нашу! (Кастрюля)

Рядом разные подружки

Но похожи друг на дружку

Все они сидят друг в дружке,

А всего одна игрушка. (Матрёшка)

Да, была я деревянной,

А потом и оловянной,

Но теперь-то я стальная,

И ребят из группы

Лучше всех на свете знаю,

Ведь кормлю их супом. (Ложка)

Я одна тебя не съем,

Разделю ребяткам всем. (Бублик)

Попало наше тесто

В горячее место.

Попало — не пропало,

Румяной булкой стало. (Печь)

Я — услужливый пузан.

Всех охотно угощаю.

То молчу, как истукан.

А то песни распеваю. (Самовар)

-Понравились вам загадки?

-Молодцы ребята все загадки угадали!

-И про самовар и про печь, ложку, матрёшку, молодцы!

-Давайте мы с вами замесим тесто и испечём творожники к чаю!

-Подходите ко мне!

«Мы спросили нашу печь»

Мы спросили нашу печь, что сегодня нам испечь?

Печку мы спросили, тесто замесили,

Тесто скалкой раскатали, раскатали не устали.

Начинили творогом и назвали пирогом!

Ну-ка печка, дай твороженьку местечко.

-Вот какие у нас ребята молодцы!

-Давайте созывать гостей, на чаепитие.

-Сверху пар, снизу жар

-Шипит наш русский самовар.

-А теперь, я предлагаю вам для нашего стола разукрасить чашечки.

-Подходите к столам, там есть всё необходимое для рисования.

-Молодцы! У вас получились красивые и красочные чашечки.

-Вы все хорошо сегодня постарались!

-Правильно отвечали на вопросы, отгадывали загадки, хорошо спели частушки, молодцы!

-А сейчас приглашаем всех к столу.

-Вот так мы живём:

-Пряники жуём, чаем запиваем и ВСЕХ в гости приглашаем!

Публикации по теме:

«Весеннее чаепитие». Развлечение "Весеннее чаепитие"[/b] развлечение в подготовительной группе. Цель: познакомить детей с историей чая, правилами заваривания, культурой.

Конспект НОД по лепке в средней группе «Приглашаем на чаепитие» Конспект НОД по лепке в средней группе "Приглашаем на чаепитие". Цели и задачи: развивая моторику рук учить видеть соотношение формы.

Кукла на самовар для оформления русской избы Для оформления русской избы мною была сшита кукла на самовар, которую мы с детьми ласково прозвали Агафья Никитична. Для ее изготовления.

Мастер-класс «Кукла на чайник (самовар)» Немного из истории. "Чайные матрешки" ,"чайные бабки"-декоративные тканевые куклы,которые одеваются сверху на заварник. Считается,что "чайнае.

Оформление детского сада «Чаепитие у трех медведей» Сейчас уже трудно поверить, что два года назад наша клумба была просто территорией, заросшей пыреем и дикорастущим физалисом, с прогнившим.

Открытое занятие на тему «Посуда» в средней группе «Чаепитие с дракончиком Пыхалкой» Цель: уточнить и расширить представление о посуде, ее назначении; материалах, из которых она сделана, формировать понятия чайная посуда;.

Открытое занятие по формированию представлений о посуде «Весёлое чаепитие» Цель: - дать представление о посуде – название, назначение; Задачи: - вспомнить с детьми сказку К. И. Чуковского «Федорено горе»; - дать детям.

Сценарий праздника «Чаепитие» в старшей группе в честь Дня матери Цель праздника: •воспитать у детей любовь и уважение к матери; •сплотить коллектив детей и родителей; •повышение положительного эмоционального.

Проект «О чем поет самовар?» ЦЕЛЬ : Приобщение детей к истокам русской культуры и быта, посредством художественно – эстетического развития, творческих интересов и способности.

«Весеннее чаепитие». Фотоотчёт о развлечении по мотивам сказки Чуковского «Муха-Цокотуха» Цель: Создание у детей радостное настроение и вызвать желание участвовать в инсценировке Задачи: -Показать детям, что жизнь весной оживает,.

Следующая загадка

Мой сердечный друг-приятель
В чайном тресте председатель:
Все семейство вечерком
Угощает он чайком.
Парень дюжий он и крепкий:
Без вреда глотает щепки.
Хоть и ростом невелик,
А пыхтит, как паровик. (Самовар)

Никогда не ест, а только пьёт;
А как зашумит — всех созывает. (Самовар)

Руки в боки, как начальник,
Раньше всех на стол встаёт,
Сам себе плита, и чайник —
Сам заварит, сам нальёт. (Самовар)

Крупной медной головой
Нам кивает важно,
Был он раньше углевой,
Пар пускал отважно.
Хоть остался он пузатый,
Важный, металлический,
Только чаще он, ребята,
Нынче электрический. (Самовар)

Стоит поп на мосту,
Кричит: «Всех оболью!» (Самовар)

Стоит толстячок,
Подбоченивши бочок,
Шипит и кипит,
Всем чай пить велит. (Самовар)

У носатого у Фоки
Постоянно руки в боки.
Фока воду кипятит
И как зеркало блестит. (Самовар)

И шипит, и кряхтит
Воду быстро кипятит,
Он наелся угольков,
Вот для нас и чай готов.
Кран на брюхе открывает,
Кипяточек разливает. (Самовар)

Стоит на кухне –
Золотой Король.
Чай пить изволь! (Самовар)

Дышит дымом, дышит паром,
С жаром!
А зовётся… (самоваром)

Посмотри на Чудака.
Руки в медные бока.
Сияет солнцем, сверкает глянцем
Покрылся бисерным румянцем.
Пускает кудреватый пар
Крутобокий… (самовар)

На дворе у Чудака
Золотистые бока.
Наелся Щепок до отвала.
Пускает струйки дыма – пара.
Пляшет глянцевый сапог.
Из брюха льётся кипяток. (Самовар)

Кто такой стоит пузатый
И блестящие бока,
Торчит носик крючковатый,
В нём вода из родника.
Окружили его чашки,
Сахар, пирожки и мёд,
Он, как командир в фуражке
Чаю всем гостям нальёт. (Самовар)

Следующая загадка

Картотека «Загадки про горох» 11 загадок про горох Рубрика "Загадки" *** Сорвала я стручок, надавила на бочок. Он раскрылся. Ах! Ох! Покатился. (горох) *** В зелёном.

Картотека «Загадки про капусту» 22 загадки про капусту *** Без счёту одёжек и все без застёжек. (капуста) *** Толстушки Матрёшки – кругляшки, белоножки, На грядку встали,.

Картотека «Загадки про карандаш» 15 загадок про Карандаш. *** Чёрный Ивашка, деревянная рубашка, Где носом ведёт, там заметку кладёт. (карандаш) *** Палочка волшебная есть.

Картотека «Загадки про корову» Гуляя по Геленджику, мы увидели такую чудесную композицию. Разве можно было не сфотографировать? 11 загадок про корову. *** У ног кузовок.

Картотека «Загадки про лук» 22 загадки про лук. Рубрика "Загадки" *** Сидит дед, во сто шуб одет. Кто его раздевает, тот слёзы проливает. (лук) *** Я вырос на грядке,.

Картотека «Загадки про мороз» Пояснение к публикации22 загадки про мороз*** Без рук, без топорища выстроен мостище. (Мороз) *** Он приходит в зимний вечер зажигать.

Картотека «Загадки про солнце» 28 загадок про Солнце. Пояснение к публикации *** Летом греет, зимой холодит. (солнце) *** Бродит одиноко огненное око. Всюду, где бывает,.

Картотека «Весенние загадки» Приходит с добром, Веет теплом, Светом солнечным красна, А зовут ее. (Весна) Растёт она вниз головою, Не летом растёт, а зимою, Но солнце.

Картотека «Загадки про курицу» 13 загадок про курицу *** Шапочка алая, жилетка нетканая, кафтанчик рябенький. (курица) *** Съем червя, попью водицы, Хлебных крошек поищу,.

Картотека «Загадки про зонт» 15 загадок про зонт Говорят: Зонт известен человечеству несколько тысяч лет. Первоначально зонты имели самые разные формы, и только позже.

Следующая загадка

Вызвать у детей интерес к традициям русского народа, познакомить с обрядом чаепития.

Обобщить знания детей о народных традициях.

Воспитывать любовь к родному краю, гордость за свою малую родину.

Развивать умение видеть красоту изделия, формировать эстетический вкус.

Активизировать словарь: самовар, роспись.

Материалы и оборудование:

Самовары, иллюстрации и картинки с изображением различных самоваров, минусовка частушек, загадок, пословиц, физминутки, вырезанные чашечки из бумаги, карандаши, пряники, печенье и конфеты.

Читайте также: