Загадка про бетонные блоки
Обновлено: 31.10.2024
Давайте обратимся опять к одной из древнейших цивилизаций мира и к одной из самых загадочных стран — Египту. Бесчисленное количество версий и споров порождают следы деятельности и сооружения древних. Вот еще несколько вопросов, на которых могут быть только фантастические ответы.
На рубеже III тысячелетия до н. э. в Египте практически на пустом месте произошел необъяснимый технологический рывок. Словно по мановению волшебной палочки в предельно сжатые сроки египтяне возводят пирамиды и демонстрируют невиданное мастерство в обработке твердых материалов — гранита, диорита, обсидиана, кварца… Все эти чудеса происходят до появления железа, станков и прочего технического инструментария.
Впоследствии уникальные навыки древних египтян столь же стремительно и необъяснимо исчезают. Возьмем, к примеру, историю с египетскими саркофагами. Они делятся на две группы, которые разительно отличаются по качеству исполнения. С одной стороны, небрежно изготовленные короба, в которых преобладают неровные поверхности. С другой — отшлифованные с невероятным мастерством многотонные гранитные и кварцитовые вместилища непонятного назначения. Зачастую качество обработки этих саркофагов находится на пределе современных машинных технологий.
Не меньшую загадку представляют древнеегипетские изваяния, созданные из сверхпрочных материалов. В Египетском музее каждый желающий может увидеть статую, высеченную из цельного куска черного диорита. Поверхность статуи отполирована до зеркального блеска. Ученые предполагают, что она относится к периоду Четвертой династии (2639-2506 гг. до н. э.) и изображает фараона Хафру, которому приписывается строительство одной из трех самых больших пирамид Гизы.
Но вот незадача — в те времена египетские мастера использовали лишь каменные и медные инструменты. Мягкий известняк такими орудиями обрабатывать еще можно, но диорит, который представляет собой одну из наиболее твердых пород, ну никак нельзя.
И это еще цветочки. А вот колоссы Мемнона, расположенные на западном берегу Нила, напротив Луксора, — это уже ягодки. Мало того что они сделаны из сверхпрочного кварцита, их высота достигает 18 метров, а вес каждой статуи составляет 750 тонн. К тому же покоятся они на кварцитовом пьедестале в 500 тонн! Понятно, что никакие приспособления для транспортировки не выдержали бы подобной нагрузки. Хотя статуи изрядно повреждены, отличное исполнение уцелевших плоских поверхностей наводит на мысль об использовании развитых машинных технологий.
Но даже величие колоссов меркнет в сравнении с обломками гигантской статуи, покоящейся во дворе Рамессеума — поминального храма Рамсеса II. Сделанная из цельного куска розового гранита скульптура достигала высоты 19 метров и весила около 1000 тонн! Вес пьедестала, на котором некогда стояло изваяние, составлял около 750 тонн. Чудовищные размеры статуи и высочайшее качество исполнения абсолютно не вписываются в известные нам технологические возможности Египта периода Нового царства (1550-1070 гг. до н. э.), которым датирует скульптуру современная наука.
А вот сам Рамессеум вполне соответствует техническому уровню того времени: статуи и храмовые постройки созданы в основном из мягкого известняка и не блещут строительными изысками.
Ту же самую картину мы наблюдаем и с колоссами Мемнона, возраст которых определяется по остаткам расположенного за ними поминального храма. Как и в случае с Рамессеумом, качество этого сооружения, мягко говоря, не блещет высокими технологиями — необожженный кирпич и грубо подогнанный известняк, вот и вся кладка.
Многие пытаются такое несообразное соседство объяснить только тем, что фараоны попросту пристраивали свои храмовые комплексы к памятникам, оставшимся от иной, гораздо более древней и высокоразвитой цивилизации.
С древнеегипетскими статуями связана еще одна загадка. Речь идет о глазах, сделанных из кусочков горного хрусталя, которые вставлялись, как правило, в известняковые или деревянные изваяния. Качество линз настолько высокое, что мысли о токарных и шлифовальных станках приходят сами собой.
Глаза деревянной статуи фараона Хора, подобно глазам живого человека, выглядят то голубыми, то серыми в зависимости от угла освещения и даже имитируют капиллярную структуру сетчатки! Исследование профессора Джея Эноха из университета Беркли показало удивительную близость этих стеклянных муляжей к форме и оптическим свойствам реального глаза.
Американский исследователь считает, что наибольшего мастерства в обработке линз Египет достиг примерно к 2500 году до н. э. После этого столь замечательная технология отчего-то перестает эксплуатироваться и впоследствии забывается вовсе. Единственное разумное объяснение — кварцевые заготовки для моделей глаз египтяне откуда-то заимствовали, а когда запасы иссякли, прервалась и «технология».
Грандиозность древнеегипетских пирамид и дворцов вполне очевидна, но всё же интересно было бы узнать, каким образом и с применением каких технологий удалось создать это удивительное чудо.
1. Большинство гигантских гранитных блоков заготавливалось в Северных Каменоломнях близ современного г. Ассуана. Блоки извлекались из скального массива. Интересно ознакомиться, каким же образом это происходило.
2. Вокруг будущего блока изготавливался паз с очень ровной стенкой.
3. Более того, верх заготовки блока и плоскость рядом с блоком также выравнивались неизвестным иструментом, после работы которого оставались ровные мелкие повторяющиеся выемки.
4. Подобные выемки этот инструмент оставлял и на дне канавы или паза, вокруг заготовки блока.
5. Также во множестве встречаются ровные и глубокие отверстия в заготовке и массиве гранита вокруг неё.
6. На всех четырех углах детали паз ровно и аккуратно закруглен по радиусу.
7. А вот истинный размер заготовки блока. Совершенно невозможно представить технологию, при помощи которой блок мог быть извлечен из массива.
Какие-либо артефакты, свидетельствующие о способах подъема и транспортировки заготовок, отсутствуют.
8. Отверстие в разрезе. Пирамида Усеркафа.
9. Отверстие в разрезе. Пирамида Усеркафа.
10. Храм Сахура. Отверстие с равномерно повторяющимися круговыми рисками.
12. Храм Сахура. Отверстие с круговыми рисками, идущими с одинаковым шагом. Подобные отверсия возможно изготовить медным трубчатым сверлом с применением порошка корунда и подачей воды. Вращение инструмента возможно обеспечить при помощи плоско-ременного привода от варащающегося маховика.
13. Пирамида Джедкара. Пол из базальта.
14. Пирамида Джедкара. Выровненый пол из базальта, технология неизвестна, как впрочем и инструмент, которым эта работа могла быть выполненна. Обратите внимание на бортик справа. Возможно инструмент не был доведен до края по неизвестной причине.
15. Пирамида Усеркафа. Пол из базальта.
16. Пирамида Менкаура. Стена, выровненая неизвестным инструментом. Процесс предположительно не завершён.
17. Пирамида Менкаура. Ещё один фрагмент стены. Возможно, процесс выравнивания также незавершён.
18. Храм Хатшепсут. Профилированная деталь фасада. Хорошее качество обработки деталей, выборка паза могла быть осуществлена вращающимся медным диском с добавлением корундового порошка и подачей воды.
19. Мастаба Птахшепсеса. Блок с шипами. Качество шлифовки граней достаточно высокое, шипы, вероятно являлись конструктивным элементом. Технология неизвестна.
Вот еще некоторая информация:
В Каирском музее, как и во многих других музеях мира, находятся образцы изделий из камня, найденные внутри и вокруг знаменитой ступенчатой пирамиды в Саккаре, известной как пирамида фараона III династии Джосера (2667-2648 до н.э.). Исследователь египетских древностей У. Петри нашел осколки подобных изделий и на плато Гиза.
В отношении этих каменных предметов существует целый ряд нерешенных вопросов. Дело в том, что они несут на себе несомненные следы механической обработки – круговые борозды, оставленные резцом при осевом вращении этих предметов во время их производства на неких механизмах типа токарного станка. На левом верхнем снимке эти бороздки особенно хорошо видны ближе к центру предметов, где резец на заключительной стадии работал интенсивнее, также видны бороздки, оставшиеся при резком изменении угла подачи режущего инструмента. Подобные следы обработки видны и на базальтовой чаше на правом снимке (Древнее Царство, хранится в Музее Петри).
Эти каменные сферы, чаши и вазы – не только бытовая утварь древних египтян, но и образцы высочайшего искусства, когда-либо найденные археологами. Парадокс заключается в том, что наиболее впечатляющие экспонаты относятся к самому раннему периоду древнеегипетской цивилизации. Они изготовлены из самых разнообразных материалов – от мягких, типа алебастра, до самых «трудных» в категориях твердости, типа гранита. Работа с мягким камнем, например, алебастром, по сравнению с гранитом относительно проста. Алебастр можно обрабатывать с помощью примитивных инструментов и шлифовки. Виртуозные же работы, выполненные в граните, вызывают сегодня массу вопросов и свидетельствуют не только о высоком уровне искусства и ремесла, но, возможно, и о более передовой технологии додинастического Египта.
Петри писал по этому поводу: «…Токарный станок, кажется, был столь же привычным инструментом в четвертой династии, как и в сегодняшних заводских цехах».
На снимках вверху: сфера из гранита (Саккара, III династия, Каирский музей), чаша из кальцита (III династия), ваза из кальцита (III династия, Британский музей).
Изделия из камня, подобные этой вазе слева, изготавливались в самый ранний период Египетской истории и в более позднем уже не встречаются. Причина очевидна – прежние навыки были потеряны. Некоторые из ваз изготовлены из очень ломкого камня типа schist (близкого к кремнию) и – что самое необъяснимое – всё-таки завершены, обработаны и отполированы до состояния, когда край вазы сходит почти на нет до толщины бумажного листа – по сегодняшним меркам это просто экстраординарный подвиг древнего мастера.
Другие изделия, вырезанные из гранита, порфира или базальта, «полностью» пустотелые, и при этом с узким, порой очень длинным горлом, наличие которого делает малопонятной внутреннюю обработку сосуда при условии ручного изготовления (справа).
Нижняя часть этой гранитной вазы обработана с такой точностью, что вся ваза (приблизительно 23 см в диаметре, полая внутри и с узким горлом), будучи поставлена на стеклянную поверхность, принимает после покачивания абсолютно вертикальное положение по осевой линии. При этом площадь соприкосновения со стеклом ее поверхности не больше, чем у куриного яйца. Необходимое условие для столь точной балансировки – полый каменный шар должен иметь идеально ровную, одинаковую толщину стенок (при столь крошечной площади основания – менее 3,8 мм 2 – любая ассиметрия в таком плотном материале как гранит, привела бы к отклонению вазы от вертикальной оси).
Подобные технологические изыски способны привести в изумление сегодня любого производителя. В наши дни выполнить подобное изделие даже в керамическом варианте очень сложно. В граните – практически невозможно.
Читайте тут подробнее про тайну диска САБУ
В Каирском музее выставлено достаточно крупное (60 см в диаметре или больше) оригинальное изделие из аспидного сланца. Оно напоминает большую вазу с цилиндрическим центром 5–7 см в диаметре, с внешним тонким ободом и тремя пластинами, равномерно расположенными по периметру и загнутыми к центру «вазы». Это древний образец удивительного мастерства.
На этих снимках показаны только четыре образца из тех тысяч предметов, найденных внутри и вокруг ступенчатой пирамиды в Саккаре (так называемой пирамиды Джосера), которая, как сегодня считается, является самой древней каменной пирамидой Египта. Она – первая из всех построенных, не имеющая никаких сравнимых аналогов и предшественников. Пирамида и ее окрестности – уникальное место по количеству найденных образцов искусства и бытовой утвари из камня, хотя фрагменты подобных изделий исследователь Египта Уильям Петри находил и в районе плато Гиза.
Многие из находок Саккары имеют на поверхности выцарапанные символы с именами правителей самого раннего периода египетской истории – от преддинастических царей до первых фараонов. Судя по примитивному письму, трудно представить, что эти надписи были сделаны тем же мастеровым-виртуозом, который создал эти изящные образцы. Скорее всего, эти «граффити» были добавлены позже теми людьми, кто так или иначе оказался их последующим владельцем.
На снимках – общий вид восточной стороны Великой пирамиды в Гизе с укрупнением плана. Квадратом выделен участок базальтовой площадки со следами применения распиливающего инструмента.
Обратите внимание, что следы распила на базальте четкие и параллельные. Качество этой работы свидетельствует, что пропилы были сделаны идеально устойчивым лезвием, без каких-либо признаков начального «рыскания» полотна. Невероятно, но, кажется, что распиливание базальта в древнем Египте было не очень трудоемким делом, ибо мастера с легкостью позволили себе оставить лишние, «примерочные» следы на скале, которые при условии ручного распила будут являться избыточной тратой времени и сил. Такие «примерочные» распилы – не единственные здесь, несколько подобных следов от устойчивого и легко режущего инструмента можно найти в радиусе 10 метров от этого места. Наряду с горизонтальными имеются и вертикальные параллельные борозды (см. ниже).
Недалеко от этого места мы можем увидеть также пропилы (см. выше), проходящие по камню, что называется, вскользь, по касательной линии. В большинстве случаев заметно, что эти «запилы» имеют чистые и гладкие, последовательно параллельные борозды, даже в самом начале контакта «пилы» с камнем. Эти следы в камне не демонстрируют никаких признаков неустойчивости или колебания «пилы» , которые могли бы ожидаться при распиле длинным полотном с продольно-возвратным ручным ходом, особенно при начале распила в столь твердом камне как базальт. Есть вариант, что в данном случае была срезана какая-то выступающая часть скалы, выражаясь проще, «бугор», что весьма труднообъяснимо без большой начальной скорости «врезания» лезвия.
Еще одна интересная деталь – использование в древнем Египте такой технологии как сверление. Как писал еще Петри, «высверленные каналы варьируют в пределах от 1/4 дюйма (0,63 см) до 5 дюймов (12,7 см) в диаметре, и биением от 1/30 (0,8 мм) до 1/5 (
5 мм) дюйма. Наименьшее же отверстие, найденное в граните, имеет диаметр 2 дюйма (
Сегодня уже известны высверленные в граните каналы до 18 см в диаметре (см. ниже).
Показанное на снимке гранитное изделие, высверленное трубчатым сверлом, демонстрировалось в 1996 году в Каирском музее без какой-либо сопровождающей информации и комментариев сотрудников музея. На фотографии хорошо видны круговые спиральные бороздки на открытых участках изделия, абсолютно идентичные друг другу. Характерный «вращательный» рисунок этих каналов, кажется, подтверждает наблюдения Петри о методе удаления части гранита путем предварительного высверливания своеобразной «цепочки» из отверстий.
Впрочем, если приглядеться к древним египетским артефактам, то становится понятно, что сверление отверстий в камнях, даже самых твердых пород – не составляло для египтян какой-либо серьезной проблемы. На следующих фотографиях вы видите каналы, сделанные предположительно методом трубчатого сверления.
В большинстве гранитных дверных проемов в храме Долины, расположенном около Сфинкса, хорошо заметны каналы от трубчатого сверла. Синие круги на плане справа показывают расположение отверстий в в храме. При строительстве храма отверстия использовались, видимо, для крепления дверных петель при навешивании дверей.
На следующих снимках можно рассмотреть еще нечто более впечатляющее – канал диаметром порядка 18 см, полученный в граните с помощью трубчатого сверла. Поражает толщина режущей кромки инструмента. Невероятно, чтобы это была медь – при имеющейся толщине торцевой стенки трубчатого сверла и предполагаемом усилии, приходящемся на его рабочую кромку, это должен быть сплав невероятной прочности (на снимке показан один из каналов, открывшийся при расколе гранитного блока в Карнаке).
Наверное, чисто теоретически, в самом наличии отверстий подобного типа нет чего-то запредельно невероятного, чего нельзя было бы получить древним египтянам при огромном желании. Однако, сверление отверстий в граните – занятие весьма сложное. Трубчатое сверление – это достаточно специализированный метод, который не будет развиваться без реальной необходимости иметь отверстия большого диаметра в твердых породах. Эти отверстия демонстрируют высокий уровень технологии, развитый египтянами, видимо, не для «навешивания дверей», но уже вполне сложившийся и продвинутый к тому времени уровень, потребовавший бы как минимум нескольких столетий для своего развития и предварительного опыта применения.
Бетон
Гравий, песок, вода и цемент.
Что за раствор? Назовите в момент!
VN:F [1.9.22_1171]
please wait.
Rating: 7.8/10 (24 votes cast)
Бетон , 7.8 out of 10 based on 24 ratings
Рубрика: Авторские загадки, Загадки Валентины Калиниченко, Разное | Метки: бетон, Разное
Следующая загадка
Вверх по стенке крутой,
По бетонке литой
Многоножка ползет,
С собой листья везет.
Ответ: Плющ
Через речку поперёк
Великан бетонный лёг.
Ответ: Мост
0 1 283
Вам также может быть интересно
Загадки про что-то на букву Б 0 1 976
Загадка про велосипед для детей: Бегу при помощи двух ног, Пока сидит на мне
Загадки про что-то на букву Б 0 1 074
Загадка про муравейник для взрослых: В безлюдной тайге Котелок кипит. Ответ: Муравейник
Загадки про что-то на букву Б 0 1 463
Загадка про рот для взрослых: За белыми берёзами Бездонная яма. Ответ: Зубы и
Загадки про что-то на букву Б 0 733
Детская загадка про снег : Бел, да не сахар, Ног нет, да идёт, На
Загадки про что-то на букву Б 0 1 213
Сложная загадка про сороку : Бела, как снег, Зелена, как лук, Вертка, как бес,
Загадки про что-то на букву Б 0 3 159
Загадка про арбуз для детей: Берега зелёные, Вода красная, Рыбки чёрные. Ответ: Арбуз
Следующая загадка
ЮРИЙ АНДРЕЕВИЧ ЧИСТЯКОВ - загадочник из славного города мастеров стекла Гусь-Хрустального, что во Владимирской области России. Загадками стал заниматься (собирательством) в 1992 году после выхода на военную пенсию. В 2008 году Юрия Андреевича посетила загадочная муза и он стал сочинять сам загадки. На сегодняшний день у него две коллекции загадок: своих – около 1500 и со всего бывшего СССР – более 60000.
Следующая загадка
Мы, пока были в Амстердаме, успели не только на гей-парад попасть, но и в музей сходить. И в музее увидели вот такую удивительную инсталляцию: огромный зал, посреди которого в воздухе парит гигантский прямоугольник из бетонных плит. Вот как это выглядело:
Было совершенно неясно, как это возможно, но тем не менее трудно было отрицать, то что мы видели своими глазами. Как он мог просто так летать.
Сам я в музеи не очень люблю заходить, считаю, что они снаружи интересней, чем внутри. Но Тоня музеи любит, и каждый раз, когда мы едем куда-нибудь вместе мы договариваемся зайти хотя бы в один музей. Надо сказать, что мне с Тоней очень повезло, и она как правило специально выбирает такие музеи, чтоб и мне было интересно. (Именно с Тониной лёгкой руки я полал в самый необычный музей Нью Йорка!) Вот и в этот раз, приехав в Амстердам мы пошли в Стеделейкмюсеум (Городской Музей). Он расположен в красивом старом здании, к которому сбоку пристроили красивое современное.
Экспозиция мне действительно понравилась, было много интересных инсталляций, и была ветвь от дерева, которое на прошлом Бёрнинг Мэне стояло недалеко от места, где мы поженились.
Но, конечно самым впечатляющим зрелищем был этот бетонный блок. Зал, в котором находилась инсталляция был очень крупным. Здесь громко играла грандиозная музыка, а сквозь неё иногда было слышно монотонный гул вентиляции. Низким барьером была отгорожена зона, куда посетителям нельзя было заходить - именно над ней и парил этот громадный серый объект.
Огромный блок плавно, почти лениво поворачивался в разные стороны, немного смещался туда-обратно, но никогда не покидал своего виртуального загончика. При этом его движения было достаточно свободным, чтобы исключить использование для левитации каких-либо тросов или лесок, прикрепляющих его к потолку. Он даже переворачивался вращался вокруг своей оси, демонстрируя зрителям все шесть своих плоскостей.
Подойдя чуть ближе мы заметили, что скорее всего эта штука всё таки не сделана из бетона - текстура скорее всего нарисована краской на каком-то другом материале, возможно поролоне. Но это не отменяло загадки - как же оно летает?
Блок можно было обойти с трёх сторон, и было так же хорошо видно, что ничего не прикрепляет его с четвёртой. Мы долго ходили вокруг него, пытаясь понять, как же эта громадина, пусть и не из настоящего цемента держится в воздухе.
Никто из работников музея не мог нам рассказать секрет этой штуки. Позже мы нашли сайт художников, и там (разумеется) тоже ничего не раскрывается. Я до сих пор не знаю точно, хотя догадка у меня есть.
А вы как думаете. Давайте свои варианты!
Поскольку стопроцентной уверенности в моей версии у меня нет, я подумал, что несправедливо было бы скрывать на первое время комментарии, как я делаю обычно с загадками. Не зная, как поступить, я решил обратиться с вопросом в свой Телеграм-канал. Голосованием четырёх к одному (не густо!) подписчики канала решили, что комментарии всё же стоит закрыть. Ну ладно, я пойду на поводу у большинства. Свою версию выложу завтра, тогда и комментарии покажу.
UPD: Итак, вероятный (но не точный) ответ:
[ Показать ]
Любопытно, как много из комментирующих сочли нужным "разоблачить", что эта инсталляция на самом деле не сделана из бетона. А ведь я это и сам в посте написал. Не все читают. Ну да ладно.
В общем, согласен со многими, написавшими о том, что внутри этой штуки находится какой-нибудь резервуар с гелием, или другим лёгким газом.
Вторая самая популярная версия в комментариях - про магниты - маловероятна, из-за того, как высоко над полом парит этот кирпич, и как медленно, но свободно вращается.
Вот, кстати как сделано вращение не очень ясно. Ведь плавающий в воздухе блок не должен вылезать из своего загончика, врезаться в стены, взлетать под потолок, или опускаться на пол. Как добиться этого с надувным шаром? Скорее всего внутри чёрных точек на сторонах объекта находятся пропеллеры, которые выдувают воздух, двигая и разворачивая "цементный" блок, если он слишком приближается к одной из невидимых стен своей "клетки".
От того и жужжание вентиляторов. Хотя сначала я подумал, что может быть там внутри дроны.
Все предыдущие загадки с ответами.
Читайте также: