Монолог максима максимыча загадки личности печорина

Обновлено: 22.11.2024

Цель: заинтересовать учащихся личностью странного человека - Печорина, создав проблемную ситуацию.

Образовательная:

совершенствовать умение анализа художественного произведения, повторить и закрепить способы создания образа литературного героя, продолжить работу над формированием навыков вдумчивого чтения художественного произведения;

сформировав первоначальное представление о психологическом портрете в литературе, объяснить двойственный, противоречивый характер Печорина.

Развивающая:

совершенствовать навыки работы с текстом, умения анализировать, сопоставлять, видеть художественную деталь;

развивать умения аргументировать и доказывать свою точку зрения ;

развивать устную и письменную монологическую (диалогическую) речь учащихся.

Воспитательная:

способствовать психологическому погружению учащихся в текст литературного произведения;

воспитание нравственных качеств личности.

Слово учителя: Вы знаете, что литература, книги помогают нам понимать других людей, мир и себя в нём. Одной из таких книг является роман Лермонтова «Герой нашего времени», над которым мы продолжаем работу. Наш урок мы посвятим главному герою романа-Григорию Александровичу Печорину. Обратимся к эпиграфу. (Слова Белинского)

- Какое слово ключевое в эпиграфе? ( неразгаданный )

Подберите синонимы к этому слову, попытаемся определить тему урока.

Тема урока «Загадка образа Печорина»

Учитель: Какая же проблема будет в центре нашего внимания, как вы думаете?

- Верно, говорить мы будем о противоречивом образе Печорина (дети формулируют цели урока)

В чём загадка образа Печорина? Поиск ответа на этот вопрос будет целью сегодняшнего урока. Кто же он – Печорин – Герой нашего Времени - «добрый малый или мерзавец»?

М. Ю. Лермонтов в «Предисловии» к роману пишет: «Герой Нашего Времени, милостивые государи мои, точно, портрет, но не одного человека: это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии»

Дело в том, что значение слова «герой» можно понимать по-разному. В толковом словаре приводится несколько его значений.

Я предлагаю вам следующие определения:

1) Исключительный по смелости или по своим доблестям человек.

2) Главное действующее лицо литературного произведения.

3) Человек, по своему характеру и поступкам являющийся выразителем какой-нибудь среды или эпохи.

Учитель: Какое из этих определений подходит образу Григория Печорина? (3определение)

Учитель: Что же это за поколение, к которому принадлежат и сам М. Ю. Лермонтов, и его герой?

Конец 20-х-начало 30-х годов Х1Х века – эпоха идейного кризиса передовой дворянской интеллигенции. Он связан с поражением декабрьского восстания и николаевской реакцией во всех сферах общественной жизни.

Характернейшая черта - потребность освоить «ошибки отцов», заново осмыслить то, что казалось непреложным предшествующему поколению, выработать свою собственную нравственно-философскую позицию.

Подавляющее большинство образованных, мыслящих людей 30-х годов не сумели или не успели еще обрести ясности цели.

Печорин - типический характер последекабристской эпохи. И судьбой своей, страданиями и сомнениями своими, и всем складом своего внутреннего мира он действительно принадлежит тому времени. . Не понять этого – значит, ничего не понять. Ни в герое, ни в самом романе.

В подтверждение вышесказанного звучат цитаты:

«Герой нашего времени»- грустная дума о нашем поколении» В.Г. Белинский

Печально я гляжу на наше поколенье!

Его грядущее - иль пусто, иль темно…М. Ю. Лермонтов

Учитель: После крушения декабризма, обнаружившего свою внутреннюю несостоятельность, русская общественная мысль находилась в ситуации мучительного поиска.

Учитель: Какое лирическое стихотворение Лермонтова вы вспоминаете, читая эту цитату? (Дети читают наизусть стихотворение «Парус»)

Можно ли одинокий Парус сопоставить с характером Печорина?

(Парус, символ мятежности, вызова судьбе, — важнейший образ в творчестве Лермонтова Вспомним хотя бы запись в дневнике Печорина: “Я, как матрос, рожденный и выросший на палубе разбойничьего брига. он скучает и томится, как ни мани его тенистая роща, как ни свети ему мирное солнце. и всматривается в туманную даль: не мелькнет ли там. желанный парус . ” Печорин одинок в любом обществе, куда бы он ни попал.

Печорин, как и “ парус ” Лермонтова , путешествует без цели, сам не сознавая того, “он счастия не ищет и не от счастия бежит”. Печорин не может обрести счастья, так как его деятельная натура не находит себе применения.)

Уже многое услышав на уроке и прочитав первые повести романа, попробуйте самостоятельно ответить на вопрос: «Что я знаю о Печорине?». Напишите 5 слов и словосочетаний, характеризующих, по вашему мнению, характер

Г.А. Печорина, что вы об этом знаете. На работу вам отводится 1 минута

У каждого в тетради появляется первичный список, с которым дальше предстоит работать.

«Что я знаю о Печорине?».

Подчиняет людей своей воле

Не способен на сильные чувства

Учитель: Объединитесь в пары и обсудите свои списки. Добавьте себе те замечания напарника, которых у вас нет. Если вы не согласны с мнением, то подчеркните это слово или словосочетание.

(Дети работают в парах, составляя общий список, обсуждая моменты, которые вызвали затруднения, сомнения)

Во время парной работы происходит двойной эффект:

Происходит приращение мнений о Печорине за счет другого ученика;

Под сомнение ставятся личные взгляды.

Уважает только равных себе по интеллекту

Никого не любит (сомневаюсь)

Этот герой с момента своего появления и до сегодняшнего дня вызывал и вызывает разные мнения. Он привлекает художников, режиссёров, читателей непосредственно.

Может быть, он так привлекателен, потому что роман «Герой нашего времени» - психологический роман.

Слайд: Психологический роман –эпическое произведение, в котором внимание сосредоточено

на внутреннем мире героя, движениях его души, осмыслении причин его поступков.

Внутренний мир героя – психология души – психологический портрет личности. Давайте рассмотрим данную цепочку.

Можно ли увидеть внутренние качества человека ? (ответы учащихся)

-Правильно, нет. Но они проявляются в его поведении, в отношении к окружающим. В русском языке много слов, обозначающих различные внутренние качества человека. Например: работоспособный, трудолюбивый, ленивый, веселый….(учащиеся продолжают ряд).

Итак, слово личность происходит от слов “лицо”, “личина”. В древнегреческом, а затем и в древнеримском театрах актер выходил на сцену в маске, (так, чтобы было видно из последних рядов амфитеатра) наносились черты того или иного характера – комика или злодея. Раскраска маски указывала на нравственные и психологические качества человека. Именно они составляют основу человеческой личности. Психологический портрет личности включает следующие основные свойства:

Каков же психологический портрет Печорина?

- Чтобы раскрыть внутренний мир героя Л. использует такой приём, как смена рассказчиков и изображение героя во взаимоотношениях с другими персонажами. Мы видим Печорина глазами разных героев, слышим суждения о нём разных людей.

Я много путешествовала по роману. И на память о его героях у меня сохранились некоторые их вещи. По предмету и краткому описанию его владельца определите хозяина вещи.

ПРЕДМЕТ ИЗ СУНДУЧКА + ЦИТАТА. (Учитель достаёт предметы и читает цитаты из текста). (либо на презентации показать картинки)

( предметы: Бэла – платок, Максим Максимыч – трубка, офицер - чугунный чайник)

Цитаты для характеристики к предметам

За телегою шёл её хозяин, покуривая из маленькой кабардинской трубочки, обделанной в серебро. На нём был офицерский сюртук без эполет и черкесская мохнатая шапка. Он казался лет пятидесяти; смуглый цвет лица его показывал, что оно давно знакомо с закавказским солнцем, и преждевременно-поседевшие усы не соответствовали его твёрдой походке и бодрому виду.

… она была хороша: высокая, тоненькая, глаза чёрные, как у горной серны, так и заглядывали к вам в душу.

со мной был чугунный чайник — единственная отрада моя в путешествиях по Кавказу.

Итак, мы увидим Печорина глазами Бэлы, Максим Максимыча, офицера – рассказчика и проанализируем характеристику главного героя романа, которую он даёт сам себе. Перед вами на партах лежат кластеры по ходу урока, на каждом его этапе прошу вас их заполнять, вписывая черты характера Г. А. Печорина, чтобы в конце урока создать общий психологический портрет героя.

Ответы на поставленные вопросы (Учащиеся из других групп дополняют)

Учитель: Немаловажную роль для создания образа играет автохарактеристика героя

При просмотре фильма постарайтесь, ответить на вопросы, которые перед вами

Просмотр фрагмента 2 фильма(исповедь Печорина )

Анализ автохарактеристики Печорина

«Послушайте, Максим Максимыч, - отвечал он, - у меня несчастный характер…»).

Вопросы для анализа Вопросы у ребят на партах

Выберите слова, передающие разочарование Печо­рина в жизни. Прокомментируйте их.

В чем причина скуки и разочарования Печорина, по его мнению?

В чем вы видите сходство и различие Печорина и Онегина?

Почему Печорин не может быть счастлив в своей среде?

«…тип старого кавказского служаки, закаленного в опасностях, трудах и битвах, которого лицо так же загорело и сурово, как манеры простоваты и грубы, но у которого чудесная душа, золотое сердце.»

О ком говорит В.Г. Белинский? ( О Максиме Максимыче)

Не менее интересен и образ штабс-капитана Максима Максимыча, находящегося как бы в тени столь яркой, неоднозначной личности, как Печорин.

Что вы узнали о нем?

(Рядовой армейский офицер. Служба и жизнь на Кавказе повлияли на его душу и восприятие жизни. Он многое повидал, за спиной у него большой опыт. Много времени он провел в далеких неприступных крепостях. Жизнь среди солдат, несомненно, сказалась на его характере. Мы видим, что у него довольно узкий кругозор. Но это не следствие его натуры, а следствие того, что многие годы весь круг его общения состоял из черкесов и солдат. Его глазами мы смотрим на черкесов, их традиции и быт. И видим, что он пользуется их уважением (приглашение на свадьбу)).

Несмотря на то что он с явным пренебрежением говорит о них, он все же хорошо изучил их язык, хорошо знает их обычаи и порядки.

Учитель: Помните, как он рассказывал о том, что у него нет семьи (« У меня нет семейства. Об отце и матери я двенадцать лет уже не имею известия…») .

Кому он отдает все свое нерастраченное чувство любви?

(Он очень привязан к Бэле, по – отечески любит ее и Печорина – единственного, пожалуй, близкого ему человека – и такого далекого!)

- Это ли не качества, достойные уважения и восхищения!

Обратите внимание на то, как заканчивается повесть «Бэла». Почему последний абзац посвящен не Бэле, не Печорину, а Максиму Максимычу.

(Прочитать отрывок). Он подготавливает переход к следующей повести, где Максим Максимыч займет еще более важное место, - и названа она его именем!

Хотя главным лицом в ней является, конечно, Печорин.

Учитель: Прошло 5 лет… Максим Максимыч и Печорин снова встретились. Что изменилось в их отношениях? Изменились ли они сами ?

«Все, что Лермонтов хотел прибавить к тому, что рассказал в «Герое нашего времени», высказано в портрете Печорина».

Определите ключевые слова в цитате Аллы Марченко?

( все высказано в портрете Печорина)

Итак, все высказано в портрете .

- Почему же для Лермонтова так важен портрет героя? И что все высказано в портрете героя?

( В портрете героя автор выражает особенности характера. Портрет – ключ к разгадке характера героя. Это зеркало его души ) возможно, сразу ответят дети

В 19 веке особой популярностью среди современников Лермонтова пользовался трактат швейцарского писателя Иоганна Каспера Лафатера «Физиогномические фрагменты», в котором лицо человека, его облик рассматривался как анатомический атлас душевного устройства. Каждая черточка лица по данной теории соответствовала внутренней черте характера. Марченко пишет, что, создавая портрет Печорина, Лермонтов опирался на этот трактат.

В главе «Максим Максимыч» мы видим Печорина глазами рассказчика, он даёт нам психологический портрет героя.

Какова роль портрета Печорина в раскрытии его характера? Какими композиционно-изобразительными средствами пользуется Лермонтов в описании портрета Печорина? (Лермонтов через психологический портрет подчёркивает противоречивость внутреннего мира героя, его дисгармоничность. Всё в Печорине противопоставлено.)

В черновом варианте портрета Печорина автор сравнивает своего героя с тигром. Почему? (Печорин несёт по жизни зло, рядом с ним всегда есть жертва).

Почему Лермонтов не ввёл этот фрагмент в текст? (чтобы читатель не воспринял его однобоко, только как злодея.)

Учитель: «Если верить тому, что каждый человек имеет сходство с каким-нибудь животным, то, конечно, Печорина можно было сравнить только с тигром; сильный и гибкий, ласковый или мрачный, великодушный или жестокий, смотря по внушению минуты, всегда готовый на долгую борьбу, иногда обращённый в бегство, но не способный покориться, не скучающий один в пустыне с самим собою, а в обществе себе подобных требующий беспрекословной покорности»

Алла Марченко «Печорин: знакомый и незнакомый»

С каким животным вы можете сравнить Печорина? Прокомментируйте ваш ответ

Почему Лермонтов не ввёл этот фрагмент в текст? (чтобы читатель не воспринял его однобоко, только как злодея.)

А может быть Печорин и не грустит вовсе, когда причиняет другим боль?

Анализ эпизода «Встреча Максима Максимыча и Печорина».

Главная сцена в повести- это встреча М.М.и Печорина

1) Какой, по-вашему, должна была быть их встреча?
(вопрос требует творческого воображения, умения под новым углом вспомнить содержание «Бэлы»)
2) Чтение эпизода встречи в лицах ( 3 человека)
(со слов «Я обернулся к площади и увидел…» до «глаза его поминутно наполнялись слезами»).

Заполните таблицу, которая поможет понять состояние героев, их переживания.

(по ходу чтения)

Сделайте вывод об отношении Печорина к жизни, к людям, о его характере.


Равнодушный ко всему на свете, в том числе и собственной судьбе, он не может спокойно вынести этого не прощенного им самому себе упрека, как не может спокойно вспоминать историю с Бэлой в беседе за фазаном и кахетинским с Максимом Максимычем!
Печорин знает, что встреча со стариком не развеет его скуки, а горечь лишь усилит, и потому избегает непростых объяснений. Он боится воскресить прежнюю боль.

Наталья Долинина считает,что « это и называется эгоизм. Из-за того, чтобы не обеспокоить себя воспоминаниями, он так холоден со стариком, который был ему близким человеком; чтобы уберечь от боли свою душу, он, не задумываясь, ранит чужую. »

- Согласны вы с ее мнением?

Анализ иллюстрации.

Ребята, перед вами иллюстрация Н. Н. Дубовского к роману. Прочитайте фрагмент текста, соответствующий ему. Что он передает?

«Немногие слова передают смятение чувств, мыслей старого армейца: «Давно уже не слышно было ни звона колокольчика, ни стука колес по кремнистой дороге, - а бедный старик еще стоял на том же месте в глубокой задумчивости».

И все-таки кого нам больше жаль – Максима Максимыча или Печорина? Почему


Итоговая беседа
.


- Обобщим наши наблюдения над образами Максима Максимыча и Печорина.

Образ Максима Максимыча

В небольшом по объему произведении автор сумел воссоздать неповторимый образ Максима Максимыча – человека простодушного и доброго, верного своим привязанностям. Он способен на глубокие и сильные чувства, и при этом у него есть самообладание. Это, по мнению В. Г. Белинского, «добрый простак, который и не подозревает, как глубока его натура, как высок и благороден он».
Такие люди - редкость, и дружба с ними - это счастье.
Печорин встретился с таким человеком и – прошел мимо. До какой же степени надо разочароваться в людях, утратить интерес к жизни, чтобы это произошло!

Образ Печорина

Рассмотрим происшедшее с т. зр. Максима Максимыча. Обида его привычно выливается в стариковское ворчанье на новый век. Он не может понять истинных причин поведения Печорина и объясняет по-своему (текст).
- Что чувствует Максим Максимыч? Понимаем ли мы его чувства? Прав ли он, говоря, что Печорин пренебрег им, т.к. он «не богат, не чиновен»?
К сожалению, штабс-капитан не смог понять, что встретился с другим Печориным.
Каким? Ведь фабульно эта глава – последняя!
/Духовно сломленным, разочаровавшимся/.
Равнодушие и апатия воцарились в его душе. Так у него все наболело, что нет желания ни рассказать о себе, ни выслушать другого (он-то ни о чем не спросил Максима Максимыча!)
Будучи проницательным человеком, он не мог не заметить радости Максима Максимыча от встречи и огорчения, но Печорину не до него.
Он говорит Максиму Максимычу: «Я спешу». Но на самом деле он бежит. От кого или чего?
/От самого себя/.
Некогда он писал, что «Дневник» со временем будет для него драгоценным воспоминанием, а теперь он безразличен к судьбе своих записей. Прошлое перечеркнуто, настоящее мало радует. Будущее бесперспективно.
Таковы безрадостные итоги незаурядной, одаренной личности.

Отношение к герою

Максим Максимыч уважал Печорина, для него он был «славным малым». Однако герой отмечал и странность Печорина: «в холод целый день на охоте» – главному герою ничего, в комнате – уверяет, что простудился. Иногда Печорин не произносил ни одного слова, а иногда «как начнет рассказывать, так животики надорвешь от смеха». В какой-то момент Печорин «вздрогнет и побледнеет», а на следующий день пойдет на кабана «один на один».

Максим Максимыч, хоть и бывал другого мнения, всегда поддерживал своего приятеля. Когда умерла Бэла, Максим Максимыч никогда не говорил с Печориным о ней, потому что он понимал, что «ему будет неприятно». Максим Максимыч отмечал, что после смерти возлюбленной главный герой был «долго нездоров, исхудал, бедняжка». Здесь выражается отношение героя к Печорину: он жалел его.

Встреча

От времени действия зависит то, каким видит Печорина Максим Максимыч.

Через несколько лет Максим Максимыч узнал, что Печорин находится в тех же местах, что и он. Герой попросил лакея Печорина передать ему, чтобы главный герой встретился с ним, аргументируя это тем, что они с Печориным «были приятели».

Затем Максим Максимыч отметил, что они «были друзья закадычные» и даже жили вместе.

Максим Максимыч говорит про Печорина, что он «ветреный человек, на которого нельзя надеяться», что он «дурно кончит», потому что «нет проку в том, кто старых друзей забывает».

Следующая загадка

Образ главного героя романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» рассматривается с нескольких сторон: описание его характера Максимом Максимычем, повествователя, собственными устами. Интересен Печорин глазами Максима Максимыча. Об отношении офицера к центральному персонажу говорится в главах «Бэла» и «Максим Максимыч».

Следующая загадка

Наиболее полно раскрывается образ Печорина в главе «Максим Максимыч». Здесь показано отношение главного героя к собственной жизни, выраженное в его поступках.

Самохарактеристика

Григорий Печорин дал себе характеристику собственными поступками. То, как он поступил с Максим Максимычем, показывает истинность его образа.

Внешность

Следующая загадка

Центральный персонаж написанного М.Ю. Лермонтовым романа «Герой нашего времени» Печорин является противоречивой, неоднозначной личностью, поэтому в образе Печорина наблюдается большое количество загадок.

Загадочным Печорин предстает перед читателем с самого начала повествования. В главе «Бэла» показано, что Максим Максимыч, говоря относительно Печорина, утверждает, что он принадлежит к такому типу людей, «у которых на роду написано, что с ними должны случаться разные необыкновенные вещи».

Загадкой Печорин является и в главе «Максим Максимыч». Читатель не понимает, по какой причине центральный персонаж так холодно и равнодушно отнесся к Максиму Максимычу, с которым его связывали жизненные ситуации и который считал его настоящим другом.

Между событиями, описанными в фабульно предпоследней повести «Бэла», и событиями, описанными в фабульно последней повести «Максим Максимыч», проходит целых 5 лет. Для читателя остается загадкой, что происходило за эти годы, почему из человека, который стремился найти свое место в жизни, Печорин превратился в равнодушного к собственному существованию.

Загадочность образа Печорина достигается в главах «Бэла» и «Максим Максимыч» также за счет того, что повествование в этих главах ведется не от лица Печорина, а от лица Максима Максимыча, который, как читатель поймет в последствие, не до конца понимает Печорина, и от лица рассказчика-офицера, который лишь единожды лично видел Печорина. М.Ю. Лермонтов интригует читателей, привлекает их внимание к центральному персонажу, заставляет их заинтересоваться тем, о ком только говорят другие люди. Читатель понимает, что раскрытие образа Печорина посредством восприятия другими людьми не является полноценным и полностью правдивым.

Известный критик В.Г. Белинский выразил мысль о том, что «Печорин скрывается от нас таким же неразгаданным существом, как и является нам в начале романа». С этим высказыванием трудно не согласиться, поскольку сам М.Ю. Лермонтов в Предисловии ко всему роману отмечал, что ему было важно указать на болезнь, а не излечить ее.

Анализ всех частей романа приводит к выводу о противоречивости характера Печорина. Наличие и положительных, и отрицательных черт, о которых при этом с особой смелостью говорит сам Печорин, способствует тому, что читатель не может определить, положительным или отрицательным персонажем является Печорин. Главный герой во многом так и остается загадкой.

Детали внешности

Роль главы «Максим Максимыч» заключается в том, что повествователь дает довольно полное описание внешности Печорина. Рассказчик, впервые видя Григория Печорина, но зная о некоторых подробностях его жизни, дает подробное описание его внешнего вида. Некоторые детали его облика помогают раскрыть внутреннюю сущность героя. Именно рассказчик пытается связать портрет героя с его поступками и внутренним миром.

Несмотря на то, что Печорин ведет себя как настоящий аристократ, на что указывают такие описания как «бархатный сюртучок», «ослепительно чистое белье», «маленькая аристократическая рука», «бледный, благородный лоб», «зубы ослепительной белизны», крепкое телосложение героя способно было вынести «все трудности кочевой жизни и перемены климатов».

Печорин никогда не размахивал руками, что являлось, как отмечает рассказчик, «верным признаком скрытности характера». Лоб героя пересекали несколько морщин, которые можно было заметить только при долгом наблюдении за Печориным. Это говорит о том, что герой не любил выражать все свои искренние чувства и эмоции. На это же указывает и телосложение, «не побежденное бурями душевными».

Глаза Печорина имели небольшую странность: они никогда не смеялись. Говорило это или о злом нраве персонажа, или о его постоянной и глубокой грусти. Спокойный «фосфорический» взгляд показывал все равнодушие героя к жизни.

Описывая Печорина, рассказчик показал всю противоречивость образа: одни черты сосуществуют с противоположными свойствами.

Психологический портрет

Григорий Александрович Печорин показан в главе «Максим Максимыч» как человек, который не может найти себе места в жизни. Поэтому он пытается побыстрее уехать в Персию, надеясь, что там его ждут новые приключения. Печорин мечется, не в силах думать о своей прошлой жизни. Он вновь задумывается над истинным смыслом жизни, пытается найти его, но понимает, что поиски эти бессмысленны. Он равнодушно относится к своей жизни, говоря Максиму Максимычу следующие слова: «Что делать.

Читайте также: