Загадка про аничков мост
Обновлено: 04.11.2024
На водах этой вот реки
Стоит известная «Аврора»,
Сумев в историю войти,
Подав сигнал – сигнал террора.
Средь петербургских берегов
В гранит она зажата,
Меж разводных течёт мостов.
Что за река, ребята?
У друга я спрошу, наверняка
Названия он разных речек знает:
«Как именуют ту, что берега
Вдоль Северной столицы омывает?
Невский проспект (СПб)
Широкий и большой,
Идёт он от Дворцовой,
Встречается с Невой.
Мост Александра Невского
По главному проспекту.
А как его зовут?
Никольский собор (СПб)
Во здравие всех моряков на Руси
Люди молились: «Никола, спаси!»
И верили в то, что поможет святой,
Ему посвятили собор голубой.
Высокие главки, лепнины узор…
Один из старейших - … .
На болотах топких и опасных
Шумные столицы не растут.
Но наш город, как цветок прекрасный,
Словно в сказке, появился тут.
Сколько мастера над ним не спали:
Украшали, укрепляли град.
Ангел осенил его крылами!
Тысячи врагов поумирали
У его заговорённых врат!
Среди болот, дорог и вьюг,
Как исполин из сказки,
Волной любви обласкан!
Его скульптуры и дворцы,
Фонтаны, скверы, парки,
Его ограды и мосты,
Кораблик на Фонтанке,
Его кресты, его гранит –
Веков узор так прочен! –
Всё восхищает и пленит
В сиянье белой ночи.
Петербург – Петроград – Ленинград (СПб)
В болоте родился,
Три раза крестился.
Петропавловская крепость СПб)
Для сражений возводилась,
Но в войне не пригодилась.
И случилась с ней нелепость:
Вдруг тюрьмою стала крепость.
Узники в «Ворота смерти»
Уходили на рассвете…
А теперь с начала мая
Здесь на пляже загорают!
Царь остров в устье указал,
И поднялись за валом вал
Шесть бастионов над рекой:
Нарышкин, Зотов, Трубецкой,
Головкин, Меньшиков, один
Был Государев. Шесть куртин
Сковали крепко островок.
Теперь врагов и на порог
Не пустит русская река,
Пускай смирят свирепость,
Узнав, что стала на века
Пётр Первый (СПб)
Жил давно в России царь,
Очень мудрый государь.
Он на троне не сидел,
Делал за день по сто дел.
Одержал побед немало,
Мореходом был бывалым;
Он и плотник, и кузнец.
Кто был царь тот, удалец?
Указ издал царь,
Новый год справлять
Только в январе.
Зиму он любил, наверное,
Пушка на Петропавловской крепости (СПб)
Есть орудие одно.
С кем же бой ведёт оно?
Точно в полдень круглый год
Свой сигнальный залп даёт.
Выпуская белый дым,
Бьёт зарядом холостым.
Если в крепости стреляют –
Люди время проверяют.
Пушкин Александр Сергеевич (СПб)
Михайловской площадь зовут,
На площади музы поклонников ждут.
История, Живопись, Пенье, Балет
И Музыка… В центре – великий поэт.
Кому этот памятник?
Кому обязан царь Дадон,
Что в сказке оказался он?
Кто белочку заставил петь?
Знаком тебе поэт? Ответь.
Остановилась у крыльца карета.
Внесли в квартиру на руках поэта…
Он умер здесь, но голос вещий
Не знает исковых преград.
В квартире этой даже вещи
Стихами с нами говорят.
Какого поэта эта квартира?
Растрелли Бартоломео Франческо (СПб)
В Россию когда-то приехал с отцом…
Дар свой умножил он познаньями.
Украсил наш город он Зимним дворцом,
Другими чудесными зданьями.
Построил он Смольный, великий собор,
Скажите, о ком я веду разговор?
Он в крепости строил высокий собор,
Он в лавре планировал церкви и двор,
Двенадцать коллегий и Стрелки черты,
И Летний дворец… Знаешь автора ты?
Многие зданья стоят и поныне,
Что проектировал зодчий…
Назовите фамилию этого зодчего.
Мы все россияне, мы здесь родились,
Корнями с Россией навеки слились.
Она и ольха, и смородина,
И слово великое …!
На Пискарёвском холмики и плиты,
Трава могильная и памятный гранит.
Десятки тысяч голодом убитых…
Над ними в скорби женщина стоит.
Что это за статуя?
Ростральные колонны (СПб)
Огромные, красивые из камня созданы,
Колонны на Васильевском стоят.
В туман и в непогоду горят на них огни,
Дорогу освещая кораблям.
Ростр – это «нос» корабля или «клюв»,
Железом его обивали.
Судно противника ростром проткнув,
Победы в бою добывали.
Ну, а «носы» кораблей побеждённых
На триумфальных крепили колоннах.
На Стрелке колонны стоят триумфальные,
Украшены рострами – значит, … .
Цвета спелого томата
Кожура у тех колонн –
Это выдумка Тома де
По фамилии Томон.
Русский музей (СПб)
Мы увидим во дворце
Львы на каменном крыльце
Пропускают нас охотно.
Посмотреть зовут Петрова,
Сурикова и Серова.
«Ночь» Куинджи в галерее,
И «Последний день Помпеи»…
Петербуржцев и гостей –
В болоте родился,
Три раза крестился.
Где разливается Нева
На реки, речки, рукава,
Где островки и острова
Толпятся у залива,
Где топь, болотная трава,
Где в дымке моря синева –
Там Пётр Великий основал
Столицу всем на диво.
Есть удивительный город, а в нём
Жители ходят ночами, как днём.
Белые ночи! Светлые очень,
Кто пропустить это чудо захочет?
Летнее чудо! Как же тут спать?
Праздником надо те ночи назвать.
Можно читать, можно играть,
Можно совсем не ложиться в кровать…
Если ты знаешь тот город, мой друг,
Мне подскажи. Это … .
Как явь, впились в твои туманы
Виденья трёхсотлетних снов,
О, самый призрачный и стройный
Из всех российских городов!
И майской ночью в белом дыме,
И завыванье зимних пург –
Ты всех прекрасней – несравнимый,
Летнее чудо! Как же тут спать?
Праздником надо те ночи назвать.
Можно читать, можно играть,
Можно совсем не ложиться в кровать…
Если ты знаешь тот город, мой друг,
Мне подскажи. Это … .
Мы очень любим город свой.
Сияет солнце над Невой,
Или дожди стучат в окно –
Его мы любим всё равно.
Мы в этом городе живём,
И он растёт, и мы растём.
Он царя Петра творенье,
Город славы, город-сад.
Кораблей заморских флаги,
Вдоль Невы дворцов парад.
Почитай, годков так триста –
Это город на Неве.
Пётр воздвиг его как пристань,
Сделал память о себе.
Триста лет тому назад
Был заложен этот град.
В невской дельте, средь болот,
Здесь рождался русский флот.
Спас на Крови (СПб)
Пришёл из русской сказки к нам
Затейливый, узорный храм,
Похожий на собор московский.
Что это за собор?
Века несчётные прошли,
Но не сомкнули свои веки
На северном краю Земли
Те львы с глазами человека.
На гордых берегах Невы
Они останутся навечно –
Те полулюди, полульвы,
Им наводненья не страшны,
Ничто волненья и страданья.
И дремлют на брегах Невы
Египта мудрого созданья.
Из египетской земли
Близнецов к нам привезли.
И томятся у Невы
Есть у каждого корона,
Стерегли его гробницу,
А попали за границу.
Нашли в Египте в позапрошлом веке
Диковину древнейшую одну,
Точнее, две. И эту «старину»
Потом везли через моря и реки
В далёкую холодную страну.
От нильских берегов до невских вод
Бриг добирался долго – целый год!
Вот привезли два этих монумента
И водрузили их на постаменты.
Что это за монументы?
Финляндский вокзал (СПб)
Здесь дорог богатый выбор:
В Сестрорецк и город Выборг,
В Приозёрск проложен путь.
Вас в любое время года
Ждёт карельская природа –
Можно славно отдохнуть!
Что это за здание?
Бьёт струёю из трубы.
Как бы не было беды!
Если кран поставлен там,
Сможем мы закрыть . .
(Владимир Талызин)
Следующая загадка
Думаю, ни дня кого не секрет, что одними из главных достопримечательностей Петербурга являются его мосты. Непохожие друг на друга, они создают атмосферу города на Неве, за которую мы так его любим. Большой гордостью Питера является Аничков мост и украшающие его кони, скульптором которых выступил известный мастер Пётр Клодт. За годы после его возведения это место обрело огромное число тайн и загадок, про которые сегодня и пойдёт речь.
Создавались кони около 20 лет. И их установка началась совсем не с Аничкова моста. В 1832 году Университетскую набережную, напротив Академии Художеств, было решено украсить в греческом стиле двумя скульптурными группами бронзовых коней с их укротителями – братьями-близнецами Диоскурами, героями древнегреческой мифологии. Выполнить этот заказ поручили скульптору из Санкт-Петербурга Петру Клодту, который и приступил к работе. Однако спустя некоторое время планы поменялись – и на набережной вместо коней легли древние изваяния двух сфинксов 13 века, доставленных из столицы Египта. Знаменитый скульптор Карл Росси решил украсить пристань между Зимним Дворцом и Адмиралтейством львами и конями Клодта. Но император Николай I такую идею не одобрил, на пристани разместили сторожевых львов с шарами и вазы. Петр Клодт стал самостоятельно подыскивать место для их установки, и выбрал Аничков мост. Там их и установили в 1841 году, на одной стороне моста, западной. А на другом берегу временно поставили их копии из гипса, покрашенные под бронзу.
За год Клодт изготовил еще две скульптуры, но до моста они так и не дошли. В качестве подарка от Николая I прусскому королю кони отправились в Берлин, где и были установлены. Потратив еще год, Клодт отлил новые копии бронзовых коней, их установили, но через три года, сняв с постаментов, отправили в Неаполь. Пока копии раздаривались в качестве царских подарков, у скульптора родилась новая идея. Он решил не делать больше копии, а создать две совершенно новые композиции, объединенные с уже установленными единым замыслом.
В 1851 году мост, украшенный конными группами, предстал во всей красе. Все композиции объединены в единую последовательность, отражающую этапы покорения необъезженного коня человеком, и символизирующую борьбу человека с грозными силами природы и торжество над ними. По замыслу Клодта, фигуры на мосту расположены так, что рассмотреть их все одновременно с какой-либо точки невозможно, а рассматривать их следует, постепенно переходя от одной к другой. Но в зависимости от начальной точки, сюжет будет выглядеть по-разному.
Но есть одна интересная деталь : на копытах обоих коней, обращенных в сторону Адмиралтейства, имеются подковы, а два коня на другой стороне – не подкованы. Многие объясняют это так: в те времена на Литейном проспекте и в Кузнечном переулке находились литейные мастерские и кузницы, поэтому от кузниц движутся уже подкованные лошади.
Другая интересная история про коней напрямую связана с личной жизнью самого скульптора. Говорят Клодту изменила жена. Он не смог с этим смириться и нашел мерзавца посягнувшего на его жену. Клодт решил отомстить горе-любовнику и вылепил его лицо на гениталиях одного из коней. Туристов, да и жителей города, очень забавляет заглядыванием под брюхо скульптур и поиск того самого лица. Теперь уже точно сложно сказать соответствует ли образ любовнику его жены, потому что существуют версии, что это Наполеон или вообще бывший царь.
Еще в середине 19 века, в период всеобщего восхищения клодтовскими шедеврами, в Петербурге из уст в уста передавались рифмованные строки появившиеся на задней части спины одного из коней:
Барон фон Клодт представлен ко кресту
За то, что на Аничковом мосту
На удивленье всей Европы
Он выставил четыре голых жопы…
Когда Николай I узнал об этой выходке из полицейского рапорта, то на нем экспромтом вывел строки собственного сочинения:
Сыскать мне сейчас же пятую жопу
И расписать на ней Европу!
Еще одним названием Аничкова моста раньше было мост "восемнадцати яиц", учитывая, что с момента торжественного открытия и до 1917 года одним из обязательных символов моста был смотрящий за порядком городовой. С чем было связано такое название, думаю, догадаться не трудно. Ныне Аничков мост остается мостом "шестнадцати яиц", поскольку постоянное дежурство на мосту отсутствует.
Исторические языки поговаривают, что при торжественном открытии скульптурных композиций Николай I хлопнул великого скульптора по плечу и молвил: "Ну Клодт, ты лошадей делаешь лучше, чем жеребец".
Поговаривают, что скульптор верхом на коне не специально обогнал на собственном Аничковом мосту процессию императора. Барон Клодт понял ошибку и уже был готов к наказанию, но Николай только покачал головой и сказал, кивнув на прославленные скульптуры: "Ради этих - прощаю".
В 19 веке говорили, что в Петербурге не употребляют алкоголь только четыре человека, все они стоят на Аничковом мосту и не пьют лишь потому, что держат коней и руки у них заняты.
Следующая загадка
Аничков мост через Фонтанку - один из известнейших и знаменитых в Петербурге. Около него всегда можно встретить туристов и экскурсантов. И любят его не просто так - мост украшают 4 конные скульптуры, выполненные знаменитым мастером, скульптором бароном Петром Карловичем Клодтом.
Скульптуры получились настолько превосходными, реалистичными и приятными глазу, что Петербург их воспринял на ура. По легенде, Николай I даже сказал тогда автору: "Клодт, ты делаешь лошадей лучше, чем любой жеребец!"
Одна из конных скульптур на Аничковом мосту. Санкт-Петербург Одна из конных скульптур на Аничковом мосту. Санкт-ПетербургЛегенд и интересностей вокруг конной группы много. По замыслу автора 4 скульптуры по теме "Укрощение дикого коня" означают 4 стадии подчинения Природы человеком, 4 стадии укрощения дикого животного - от попытки взятия под узцы до полного контроля и ведения смирного коня.
Чтобы увидеть всю историю полностью, раскрыть тему, зритель должен переходить от одной статуи к другой последовательно, как бы "читая главы" укрощения.
Выше первая стадия, а вот заключительная, четвёртая.
Одна из конных скульптур на Аничковом мосту. Санкт-Петербург Одна из конных скульптур на Аничковом мосту. Санкт-ПетербургЯ специально показываю сейчас именно их. Обратите внимание - конь на первой стадии не подкован, а на четвёртой подковы имеются.
И правда. Первая композиция:
Одна из конных скульптур на Аничковом мосту. Санкт-Петербург Одна из конных скульптур на Аничковом мосту. Санкт-Петербург Одна из конных скульптур на Аничковом мосту. Санкт-Петербург Одна из конных скульптур на Аничковом мосту. Санкт-ПетербургПо замыслу подковы появляются по мере укрощения коня, но питерский фольклор объясняет это и так:
"У тех двух коней, которые смотрят в сторону центра и повёрнуты задом к Литейному проспекту, подковы есть потому, что в районе Литейного располагались литейные мастерские и кузницы. Поэтому кони, "бегущие" от них, уже подкованы.
Противоположные же два коня, что смотрят в сторону Литейного и "скачут" от центра ещё без подков потому, что до Литейного и кузниц они ещё не добежали и подковка им только предстоит".
Скорее всего, это лишь легенда. Я думаю, кузницы были разбросаны по всей тогдашней столице. Ведь это "автосервис" тех времён и их должно быть много, ведь в городе было много лошадей.
Вот "безподковный" конь "спешит" к Литейному.
Одна из конных скульптур на Аничковом мосту. Санкт-Петербург Одна из конных скульптур на Аничковом мосту. Санкт-ПетербургЗдесь же, на первой композиции, мы видим надпись "Лепил и отливал барон Клодт. 1849". Шутят питерцы и по этой теме:
"Поймал как-то милиционер писающего с Аничкова моста мужика. Говорит:
"Что же ты делаешь? Это же культурная ценность! Видишь, сам барон Клодт отливал!"
А мужик в ответ: "Ну вот, дожили! Барону, значит, отлить можно, а простому рабочему нет??"
Кстати, многие произносят название моста Аничков - с ударением на А. А ведь он "АнИчков" .
Название пошло от Аничковой слободы , которую в петровские времена построил рабочий батальон, руководимый инженер-подполковником одного из пехотных полков Аничковым. Он же построил здесь и первый мост, впоследствии заменённый и перестраивающийся, пока в середине 19-го века не появился нынешний.
Следующая загадка
Аничков мост в Санкт-Петербурге славен своими четырьмя скульптурными группами " Покорение коня человеком" работы Клодта. Не стану сейчас разливаться о том, насколько это бесспорный шедевр, достаточно один раз увидеть, чтобы это понять. Звездами, понятное дело, являются именно кони, выполненные невероятно динамично и детализированно. Но есть о них один пикантный факт.
Это вот, ниже, пах одного из коней. И что на нем? Правильно! Четко видимое человеческое лицо. Кто именно так насолил скульптору сейчас уже загадка. Кто говорит, любовник жены, кто и вовсе грешит на Наполеона. Мне больше верится в версию личных терок, так как, если верить хроникам, современники узнавали несчастного без труда и весъ 19ый век ходили по мосту улыбаясь.
Загадочна и причина смерти великого скульптора. Нашлись злые люди, сказавшие Клодту, что у двух его коней нет языков. Скульптор сильно расстроился, якобы проверил наощупь, языков не нашел и стал сторониться общества, а вскоре заболел и умер, возможно, по этой причине : не снес позора.
Ну и пара анекдотов более позднего периода.
На Аничковом мосту мужик справляет малую нужду. Подходит милиционер и вежливо начинает стыдить мужика:
- Как же это, гражданин… В центре города… На таком месте… Небось питерский рабочий…
Среди петербуржцев по сей день также распространено народное название моста - Мост 18и яиц. Теперь, конечно, правильнее называть Мостом 16и яиц, но память народная крепка, даром что городовые на мосту уже лет сто как не дежурят.
Читайте также: