Загадка по русскому языку 3 класс про части слова приставка корень суффикс окончание

Обновлено: 05.11.2024

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Предварительный просмотр:

ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ И ИГРОВОЙ

МАТЕРИАЛ ПО СОСТАВУ СЛОВА

1. Прочитайте выразительно. Какова основная мысль стихотворения? Выпишите изменяемые слова, основа которых состоит из: 1) ∩ и € ; 2) ¬ и ∩ 3) ∩ , ∧ и € .

Маленькие станции России,

Полевые, к северу лесные,

С тополиной вьюгой по весне,

Золотые осенью, зимою,

В голубых сугробах под луною

Промелькнут в окне –

И земля покажется красивой,

Потому что за спиной всегда

Маленькие станции России

На пути в большие города.

2. Из данных частей составьте и напишите слова. Обозначьте в них приставку, корень, суффикс и окончание.

под хват ок с дорож ок

по снеж чик по работ щик

за ряд ник за бор ник

3. Из данных частей составьте и напишите слова. Обозначьте в них приставку, корень, суффикс и окончание.

4. Составьте и запишите слова.

5. Из данных частей составьте и запишите слова

6. Составьте и запишите из данных частей слова:

пре глаз чат ый

рас длин аст ый

7. Запишите слова, состоящие из:

корня и окончания: земля, .

корня и суффикса: зонтик.

приставки и корня: обход.

корня, суффикса и окончания: ножка, .

приставки, корня, суффикса и окончания: перебежчики, -

8. Составьте слова, взяв:

приставку из слова полет, корень из слова походка, суффикс из слов стрелка, окончание из слова улица.

корень из слова стрелок, суффикс из слова дочка, окончание из слова груша.

9. Запишите слова, в которых:

а) корень тот же, что в слове морской, суффикс тот же, что в слове бедняк.

б) корень тот же, что в слове лесной, суффикс тот же, что в слове печник.

в) приставка та же, что в слове вылет, корень тот же, что в слове ходит.

10. Запишите слова, состоящие из:

а) такой же приставки, что в слове прилет, того же корня, что в слове ездить.

б) того же корня, что в слове пригород, того же окончания, что в слове вода.

в) того же корня, что в слове рыбак, того же окончания, что в слове сова.

11. Прочитайте слова. Из первого слова запишите приставку, из второго - корень, из третьего - суффикс и окончание. Какое слово получилось?

Образец: раскрыл, сказка, грузчик, рассказчик;

повел, дарит, цветок-.

побежал, садовник, пилотка—.

вывез, рубит, ручка-.

переход, стрелка, ножка-.

осушил, красивый, стройка-.

прошел, водит, школьник

залетел, варил, стенка-.

12. Запишите слова, собранные из частей других слов.

а) суффикс из слова руководитель, приставка из слова воскликнуть, корень из слов пропитание. (Воспитатель)

б) суффикс и окончание из слова терпеливый, приставку из слова выписать, корень из слова преподносить. (Выносливый)

в) суффикс из слова значительный, корень из слова переполненный, приставка из слов исключительный. (Исполнительный)

13. Запишите слова, выделите их части.

а) корень тот же, что и в слове сказка, суффикс тот же, что и в слове возчик, приставка та же, что и в слове расход. (Рассказчик)

б) корень тот же, что и в слове отдавать, приставка взята из слов преграда и посылка, суффикс и окончание взяты из слова знание. (Преподавание)

в) корень из слова приветствие, приставка из слова отличник, суффиксы из слов мужество, откровенность, смелость. (Ответственность)

14. Игра «Кто быстрее?»

а) Запишите слово, в котором корень будет такой, как в слове работница, приставка как в слове захотел, суффикс как в слове молоток. (Заработок)

б) Запишите слово, в котором корень будет такой, как в слове погрузка, приставка - как в слове наступила, суффикс - как в слове дочка, окончание - как в слове школьница. (Нагрузка)

в) Запишите слово, в котором корень будет такой, как в слове переночевали, суффикс - как в слове добренький, окончание - как в слове ручка. (Ноченька)

г) Какое слово получится, если взять приставку в слове поглядели, корень в слове извозчик, суффикс в слове бумажка, окончание в слове головушка. (Повозка)

д) Какое слово получится, если взять корень в слове поиграли, суффикс в слове дедушка, окончание в слове карандаш. (Игрушки)

е) Какое слово получится, если взять приставку в слове послушал, корень в слове рядом, суффикс в слове бутылка, окончание в слове шалаши. (Порядки)

а) Корень мой находится в «цене»,

в «очерке» найди приставку мне,

суффикс мой в «тетрадке» все встречали,

вся же - в дневнике я и в журнале.

б) Корень извлечь из «начинки» несложно,

приставка в «сосуде» хранится надежно,

суффикс в «гудении» ясно услышишь,

вместе - на темы различные пишешь.

в) В «списке» вы мой обнаружите корень,

суффикс - в «собрании» встретите вскоре,

в слове «рассказ» вы приставку найдете,

в целом - по мне на уроки пойдете.

г) Корнем с «дорогой» роднится,

в «сборе» приставка таится,

суффикс - как в слове «дневник»,

целым же в космос проник.

д) Мой корень - родственник «сраженью»,

приставка - в слове «заявление»,

в «наборщике» есть суффикс мой,

а весь - тружусь я под землей.

е) Мой корень в «просьбе» заключен (в ней он озвучен и смягчен);

приставка — в «воплощенье» где-то, на целое - все ждут ответа.

16. Составьте и запишите сложные слова, выделите корни.

Носит оружие - Ловит мух - Разводит овец - Падают звезды -Варит кашу - Режет волны - Хранит воду - Копает землю -Хлопок убирает - Басни пишет - Солнце печет - Снег убирает -

Дальний восток - Камни тешет - Мир любит - Пьет чай -Метает огонь - Воду возит - Лес сплавляет - Утиный нос - Овощи разводит - Хлебный завод - Лед рубит - Нефтяные отходы -

17. Подберите слова к схемам.

18. Прочитайте слова забег, залы, запах, заяц, зал, завал. Определите состав этих слов и запишите их в два столбика:

19. Подберите и запишите по два слова к каждой схеме. Буква н означает нулевое окончание.

Следующая загадка

На прошлом занятии я раздала каждой группе кейс. А сегодня мы посмотрим как вы справились ними.

1 . - Сейчас я загадаю вам несколько загадок, а вы их разгадайте и постарайтесь назвать тему нашего сегодняшнего занятия.

1) Я у дуба. Я у зуба.
Я у слов и у цветов.
Я упрятан в темноту.
Я не вверх, а вниз расту ( корень ).
2) После корня он стоит, Перед окончанием.
Его я, если заменю, Другое слово получу.
Обозначу уголком. Называю домиком ( суффикс ).

Доскажите словечко: 3) Перед корнем есть……..
Слитно пишется она.
И при помощи ……….
Образуются слова ( приставка ).
4) На конце любого слова ………….. ищет Вова.
С другим словом держит связь. ……………он найдет.
Его в рамочку возьмет ( окончание ).
5) Окончание отбросим
И останется … ( основа ).

По мере отгадывания загадок на доске появляются слова-карточки с отгадками.

-Что появилось на доске?
-Как называются эти понятия вместе? (состав слова, морфемы)
- Сегодня мы с вами поговорим об удивительных превращениях морфем. Но, готовясь к сегодняшнему занятию у меня возникла проблема. Послушайте стихотворение и дайте ответ.

  1. Постановка проблемы :

Раз, два, три, четыре, пять,
Начинаем выяснять:
Вышли способом каким
Те слова, что говорим?

Где был мел, там стал – мелОК!
(Это СУФФИКС нам помог –
Он всю доску исписал
И кусок поменьше стал!)

Здесь был ход, а стал – ОТход,
Как пришла ПРИСТАВКА "от-" -
От такого поворота
Стало всё наоборот!

Ох, не просто разгадать,
Что от слов нам ожидать:
То возьмёт, из двух сольётся,
То нежданно отсечётся,
То протиснется неспешно
К нам из языков чужих
И пропишется успешно –
Отыщи, попробуй, их!

Раз, два, три, четыре, пять,
Интересно разбирать!
А зачем нам это знать?
Чтобы правильно писать!

  1. Сегодня я приглашаю всех вас, ребята, и наших гостей в увлекательное путешествие в сказочную страну «МОРФЕМА»

Можно поискать музыка из сказки

  1. Слово ребятам из 1-й группы.

Давно это было. На волшебной поляне поселились корни. Они обладали удивительной способностью разрастаться. Когда корень разрастался, из него появлялись новые слова-веточки, и назвали их однокоренными. А так-так они все были дети одного папы-корня, то еще их назвали родственными. Из глубокого уважения к родителю однокоренные родственные слова соорудили корню домик, вот такой округлый и уютный.

  • «Чужак» И вот однажды собрались у старого мудрого корня ВОД его родственники. ПОДВОДНИК с ВОДИЦЕЙ беседует. ВОДОЛАЗ с ВОДОПАДОМ на солнышке греются. ВОДИТЕЛЬ на гармошке играет. ВОДОМЕРКА с ВОДОРОСЛЯМИ разыгралась. ВОДИЧКА по камушкам на одной ножке скачет. Даже сам ВОДЯНОЙ пожаловал. Все старуху ВОДУ ждут. Вышла мудрая ВОДА на крыльцо, глянула на гостей и сразу чужака заприметила. Велела ему прочь идти, в свою семью.

Кто же оказался чужаком среди родственников ВОДЫ? Почему гости не сразу заприметили чужака?

  • А я тоже приготовила для вас задание: образуйте по схемам слова, используя корни снег, лед, пар, гол, вод

… + (о) + ход … + (о) + лёд

… + (о) + хранилище … + (о) + пад

Вспомните уроки окружающего мира, что мы знаем о воде? В каких состояниях она может быть?

Слово ребятам группы №2

  1. За корнем суффиксу нашлось местечко, Заняв его, конечно, натворил он дел.

Как-то на волшебную поляну заглянули суффиксы. Удалые это были ребята. Очень понравилась им поляна, и решили они на ней поселиться. Только расположились, как появились хозяева - корни. Да, да, это была именно та волшебная поляна, которую облюбовали себе корни. Суффиксов они приняли хорошо. Работали корни в словах. Пошли туда работать и суффиксы. Работу им доверили трудную, но интересную. Они образовывали новые слова. Хоть и были суффиксы родными братьями, но по характеру отличались друг от друга. Суффиксы ИК, УШК, ЩИК ОНЬК, ЕНЬК, ИЦ, ЕЦ, ЧИК были ласковыми. И слова, которые они образовывали, приобретали уменьшительно-ласкательные значения. Например: домик, бабушка, березонька. А вот суффикс ИЩ любил все большое: котище, домище. Существует еще много других суффиксов. Они научат нас видеть характер слов.

  • . Каждое словосочетание заменить, одним словом с подходящим суффиксом. Выдели суффикс.

Тот, кто любит мечтать, - :

Участок, где растёт виноград, - :

  • Отметь "+ " слова, в которых есть суффикс – К –

Лапка горка избушка

Стирка срок замок

Слово ребятам группы № 3

  1. Перед корнем есть приставка, слитно пишется она.

А при помощи приставки образуются слова.

Долгое время на волшебной поляне жили корни и суффиксы одни. Но однажды произошло событие, которое многое изменило. Совершенно случайно зашли на поляну приставки. Это были удивительные девицы. Они так громко разговаривали, что корни вышли посмотреть, что же случилось. Приставкам корни очень понравились, и захотели они вместе с ними жить. А так как корни были очень добрыми, то разрешили приставкам остаться. И не просто остаться, а еще построили им домики перед своими в знак уважения к женщинам. Вот так выглядели эти домики. Вместе с корнями и суффиксами стали жить приставки и работать в слове. Они выполняли важную работу по образованию новых слов. Вместе всегда работать веселее и интереснее. Хотите попробовать?

  • Отметь "+ " приставку, которая придаст слову ОТКРЫТЬ противоположное значение:

Пере- по- у- на- за-

Под- за - в- пере- вы-

  • От каждого слова при помощи приставок образуйте три глагола, которые обозначают, что действие закончено:

Строил, рисовал, считал.

- В процессе развития языка некоторые приставки и суффиксы перестали употребляться для образования новых слов. Такие приставки и суффиксы называются непродуктивными.
Непродуктивные приставки:
па-: пасынок, падчерица, паводок и др.;
пра-: правнук, прабабушка и др.;
су-: сумрак, сумерки, сугроб и др.
Непродуктивные суффиксы:
-ень: бивень, ливень;
-знь: болезнь, боязнь, жизнь и др;
-яй: лентяй, слюнтяй;
-ежь: молодежь;
-арник: кустарник.
Некоторые приставки и суффиксы тесно слились с корнем слова и их не всегда можно отделить от корня, например: память, помнить, взять и др.

Игра с морфемами

  1. ОКОНЧАНИЕ: В слове – корень пусть любой,

Вместо окончания – ноль.

  1. ПРИСТАВКА: Окончание очень скромно, хотя роль его огромна.

Вас прошу придумать я интересные слова,

чтоб приставка в них был: за-, при-, по-, а может, до-

Мне, ребята, все равно.

  1. СУФФИКС: А теперь – мое задание:

Суффикс вашему вниманию

Тоже что-то предлагает.

Из портфеля вынимает он готовые слова.

Где здесь суффиксы, друзья? (зайчик, дубовый, маленький, зёрнышко)

- А давайте сами попробуем сконструировать слова с помощью отдельных морфем. Работаем в тетради молча, кто первый запишет слово, поднимает руку и даёт готовый ответ. Выделите морфемы в словах.

-От глагола понёс взять приставку,

от глагола дарить корень,

от существительного кружок суффикс.

- Какое слово получилось? подарок

-От глагола побелел взять корень,

от прилагательного маленький суффикс,

от прилагательного синий окончание. Беленький

Разберите по составу очень большое и сложное слово, оно состоит из 21 буквы и целых 23 звуков. пылеводонепроницаемые (часы ) - С какой морфемы мы начнём?

Итог занятия – частушки

1.Корни, суффиксы, приставки –

Это все морфемы.

Если с ними мы подружим

Не будет проблемы.

2. в слове корень главный самый

Всем известно нам, друзья.

Его первым выделяем

Без него никак нельзя.

3. изменяемая часть слова - это окончание.

Оно свяжет все слова - будет понимание.

4. мы морфемы изучаем

К корню суффикс добавляем

К столу ик поставили

Стал он столик маленький.

5. знать морфемы очень важно,

К ним наше внимание.

Эти знания для нас –

-Ну, что ж, ребята, все старались, не ленились

и чему-то научились.

Знайте все, что части слова

Вам всегда служить готовы.

Предварительный просмотр:

Проверочная работа по русскому языку для 3 класса

по теме «Состав слова»

1. Отметь слово, в котором есть приставка.

2. Отметь слово, которое не является однокоренным

3. Отметь, какая часть слова, кроме корня, есть в слове «поезда»

Приставка и окончание

Суффикс и окончание

4. Отметь слово, которое соответствует составу: приставка, корень, окончание.

5. Отметь ряд, в котором все слова являются однокоренными

Летать, лето, лётчик.

Корм, накормить, кормушка.

Гористый, пригорок, горе.

Рисовый, рисовать, рисунок.

При выполнении заданий 6 -11 запиши краткий ответ в указанном месте.

6. Продолжи высказывание.

Общая часть родственных слов, в которой передаётся их основное лексическое значение это_________________________________________

7. Продолжи высказывание.

Часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов это______________________________________________________

8. Продолжи высказывание

Чтобы найти в слове окончание надо__________________________________

9. Составь и запиши слово, используя для этого приставку слова «забег», корень слова «гадать», суффикс слова «дорожка», окончание слова «дрова»

10. Найди среди данных слов «лишнее». Запиши его.

Перевозка, пришкольный, лесник, пробежка.

11. Найди все правильные утверждения о составе слова.

В слове может не быть корня. ________________________________________

В слове может не быть приставки. ____________________________________

В слове может не быть суффикса. ____________________________________

В слове может не быть окончания.____________________________________

Рядом с каждым из выбранных тобой утверждений запиши одно слово из списка, которое его подтверждает.

Городок, стена, ключик, поход, выход, пальто, зонтик, лесник.

12. Прочитай слова.

Ведро, подружка, осинка, пальто, норка, накидка, снегопад, озеро, разъезды.

Запиши в каждый столбик таблицы по два примера, выбирая из слов, данных выше. Дополни каждый столбик своим примером.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Внеурочное занятие по русскому языку 2 класс. Знакомство со словарным словом ВОКЗАЛ

Внеурочное занятие по русскому языку представлено в занимательной игровой форме. Показаны нетрадиционные способы запоминая орфограмм, основанные на зрительном, слуховом, деятельностном восприятии.


Внеурочное занятие по русскому языку "История письменности"

Цель: познакомить детей с историей письменности, появлением бумаги, алфавита и первых книг.Оборудование: эпиграф на доске: «Книги суть реки, напояющие вселенную, источники мудрости, в них - неисчетная.

Турнир грамотеев.Внеурочное занятие по русскому языку

Данное внеурочное занятие напрвлено на обобщение знаний по русскому языку по пройденным темам,на развитие навыков грамотной устной и письменной речи,а также на расширениекругозора и словарного з.

Предложенное занятие возможно использовать на внеурочных занятиях и на уроках. Главная цель - обобщение знаний по теме "Тема текста".


Внеурочное занятие "Традиции русского гостеприимства"

Сценарий открытого внеурочного занятия духовно-нравственного направления "Традиции русского гостеприимства" 2 класс.


Технология развития критического мышления на внеурочных занятиях по русскому языку

Включение технологии развития критического мышления в систему развивающих занятий открывает возможности личностного роста каждому ученику.


Технологическая карта внеурочного занятия по русскому языку: «Синонимы в русском языке»

Следующая загадка

Материал содержит занимательные игровые упражнения по теме "Состав слова". Можно использовать на итоговом занятии. Содержатся шарады, игры по составлению слов.

ВложениеРазмер
sostav_slova.doc 734 КБ

Следующая загадка

Работа предназначена для проведения процедуры тематического контроля индивидуальных достижений учащихся по русскому языку по теме: «Состав слова». Основной целью работы является проверка и оценка способности обучающихся начальной школы применять полученные в процессе изучения русского языка знания для решения разнообразных задач учебного и практического характера средствами русского языка.

ВложениеРазмер
oberemenko_nv_1_var.docx 15.7 КБ
oberemenko_nv_2_var.docx 15.4 КБ
oberemenko_n.v._sist._otsenivaniya.docx 22.7 КБ

Читайте также: