Загадка о коте баюне
Обновлено: 22.11.2024
Сидели как-то на берегу тёплого моря под зелёным дубом Русалочка, Леший и кот Баюн. Пили вино, беседовали тихо, никого не трогали. И осталось у них вина ровно на один бокал. Кот Баюн почесал лапой горлышко и говорит:
- Мне для организма валерьянка полезнее будет. А вам я расскажу сказку-загадку. Кто её угадает, тот и выпьет последний бокал.
Подумали Русалочка и Леший и согласились.
- Слушайте тогда. Решила Марья Моревна отдохнуть от трудов ратных где-нибудь на юге. Собрала дорожный баул, велела Ванюшке-кучеру запрягать вороных коней в золочёную карету. Присела на дорожку. Вспомнила, что не положила купальник, который состоял всего-то из нескольких ниток жемчуга. Да и верный меч-кладенец надо бы прихватить.
. Ехали неторопливо, без приключений. А у самой Меотиды, у мостика через речку Азовку, преградили карете путь тридцать три богатыря.
Дед Черномор, ехидный такой старикашка, заглянул в оконце кареты, улыбнулся Марье Моревне и говорит:
- А не надоела ли тебе, Машенька, вольная воля? Давай, сделаем так. Каждый из моих парней положит ладонь на край мостика, по обеим сторонам, на равном расстоянии. А ты пройдёшь с завязанными глазами на другой берег. Кому на руку наступишь, за того и замуж пойдёшь. Хватит уж тебе, красавица, в девках сидеть.
Разозлилась Марья Моревна.
Думает про себя:
- Ах, вы. Водокруты бессовестные! Стиксы несчастные! Отпуск мне испортить хотите? Сейчас я вам клешни-то укорочу!
Выхватила было меч, но одумалась:
- Женщина я или не женщина?
. Кот Баюн ненадолго замолчал, а потом продолжил:
- А теперь скажите мне - что сделала Марьюшка, чтобы миновать засаду хитроумного деда Черномора?
У Лешего растерянно забегали глазки:
- Ось як. Бачишь, як воно було.
А Русалочка улыбнулась лучезарно и вылила вино в свой серебряный кубок, выпила со вкусом, закусила деликатно хамсецом и молвила:
- Эх, Лёша-Лёша! Существо ты наше лесное! Неужели не догадался? Да продемонстрировала она тем богатырям-гигантам свой жемчуговый купальник! Воспылали богатыри страстью. Десницы их сами потянулись к оружию. Каждому захотелось в жаркой сече добыть прекрасную воительницу. А Марийке того и хотелось. Прошла красавица по мосту, как по тонкой дощечке, плавной походкой, свистнула Ванюшке-кучеру и укатила в сторону Тьмутаракани искать тихое место на побережье ласковой Меотиды.
Русалочка нежно погладила Лешего по лысинке:
- Не горюй, Лёха. Не бери в голову. Сгоняю-ка я, пожалуй, на затонувшую галеру - там всегда можно найти амфору-другую доброго кипрского вина для хорошей компании.
И нырнула с берега в тёплые, как парное молоко, волны.
© Copyright: Юрий Евсигнеев, 2007Свидетельство о публикации №207100800327 Рецензии
Легкая сказка для взрослых.
Умна и догадлива Русалочка - а я бы осталась без вина. :)))
У Кота Баюна еще загадки остались? Выкладывай! :)))))
Будь здоров и весел, Юра!
Привет, Таня! Есть одна ещё одна загдка. Только я сам ещё не разобрался. Просто так лежали волк и Красная Шапочка в постели? Или. Шутка.
Портал Проза.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.
© Все права принадлежат авторам, 2000-2021. Портал работает под эгидой Российского союза писателей. 18+
Ход НОД.
Воспитатель. У нас с вами сегодня тоже необычный гость, но прежде чем он появится, вы попробуйте отгадать, кто это может быть. Я вам немного подскажу, подсказка будет такая: наш гость не является человеком.
Попробуйте задать мне вопросы, на которые я вам буду отвечать, а ответы помогут вам угадать нашего гостя.
Воспитатель. Нет, это не птица
Дети. Может это насекомое?
Воспитатель: Нет, это не насекомое
Дети. Может это какой-то зверек?
Воспитатель. Да, но это необычный зверь, а сказочный. (Воспитатель загадывает загадку про Кота Баюна)
С ног до головы оближется
И уткнётся в книжицу.
В полосатой пижаме
Лежит он на диване.
Воспитатель. Ребята, посмотрите, а вот и наш гость. Это Кот Баюн. Поздоровайтесь с ним. Как вы думаете, каким образом он у нас появился?
Воспитатель. Как еще он мог появиться у нас?
Дети. Мог прилететь, прибежать, прийти, появиться с помощью волшебной палочки, шапки – невидимки, ковра-самолета и. т. д.
Воспитатель. Если Кот Баюн прилетел, то на чем он мог это сделать?
Дети. На самолете, ракете, вертолете, птичке, воздушном шаре, на корабле.
Воспитатель. Кот Баюн говорит, что он появился у нас не просто так, а пришел попросить помощи. Дело в том, что в сказочном королевстве король организовывает конкурс загадок.Условия конкурса очень сложные: выиграет тот, кто придумает больше всех загадок. Кот Баюн слышал, что вы умеете придумывать загадки. Ребята, вы готовы помочь ему?
Составить загадки помогут вам картинки с изображениями предметов, о которых нужно придумать загадку (стиральная машина, подсолнух, помидор) и схемы.
Воспитатель вывешивает одну из табличек с изображением модели-схемы составления рассказов и предлагает детям составить загадку. Например, о подсолнухе.
Все значения признаков воспитатель записывает в левой части таблицы с четко выделенной первой буквой, а в правой части зарисовывает объект.Это позволяет тренировать детскую память: ребенок, не умея читать, запоминает первые буквы и воспроизводит слово в целом.
Что это? Подсолнух
Какой он по цвету?
Что бывает таким же?
Какой он по размеру?
Что бывает таким же?
Какой у него запах?
Что имеет такой же запах?
Какой он, если цветет летом?
Что бывает таким же?
Назовите части подсолнуха.
Что имеет такие же части?
Какой он, если растет на поле?
Что бывает таким же?
Воспитатель. Вот мы все вместе зарисовали загадку. Помогите Коту Баюну запомнить ее, расскажите еще раз, опираясь на схемы, вставляя между строчками правого и левого столбцов связки «Как.» или «Но не как…».
Пример рассказа.
Это цветок. Он желтый как яркое солнышко. Он большой и высокий, но не как гора. У него сладкий запах, как у духов. Он летний, но не как легкий сарафан для девочек и шорты для мальчиков. У него есть корень, стебель, листья и цветок, как и у дерева. Он полевой как пшеница, рожь, ячмень.
Воспитатель. Кот Баюн очень доволен. Послушайте, как он мурлычет (Включает запись с мурлыканием кошки).
Физпауза «Котик»
Теперь, нужно помочь Коту Баюну составить загадку про одну из чудо-вещей, стиральную машинку. (Воспитатель выставляет схему для составления рассказа о предметах быта). Поможет вам в этом это схема. (Разъяснение схемы)
Перед вами листы, разделенные пополам. Слева на листе схема, справа пока ничего нет. Сейчас каждый из вас будет рисовать загадку про стиральную машинку. Подобно тому, как мы это делали при составлении загадки о подсолнухе. Помните, вы рисуете справа перед каждой картинкой схемы.
После заполнения таблички воспитатель предлагает прочитать загадку, вставляя между строчками правого и левого столбцов связки «Как.» или «Но не как…».
Воспитатель. Ребята, Кот Баюн наблюдал за вами и шепчет мне, что ваши пальчики немного устали. Давайте их разомнем.
Воспитатель читает стишок, показывая свои пальцы, чтобы малыш запомнил их названия, перебирая и поглаживая их по содержанию стишка.
Палец Толстый и Большой
В сад за сливами пошел.
Указательный с порога
Показал ему дорогу.
Палец Средний - самый меткий,
Он снимает сливы с ветки.
В землю косточки сажает.
Воспитатель. Ребята, кто расскажет по рисунку свою загадку Коту Баюну? (2-3 рассказа)
Воспитатель. Баюну очень понравились ваши загадки. Но у него к вам есть еще одна просьба. Он принес множество предметов, а должен забрать с собой только три предмета. Чтобы помочь ему, нужно среди предметов, найти лишний и оставить его для Кота. Как вы относитесь к просьбе? Только, чтобы выполнить его, нужно разделиться на две команды. В первой команде будут все, у кого в одежде есть синий цвет; во второй – все остальные.
Первая команда подходит к синему обручу (внутри обруча задание №1, вторая - к красному (внутри обруча задание №2). Третье задание находится внутри желтого обруча.
1 задание для детей, в чьей одежде есть синий цвет. Возьми лист, который похож на многие другие (По количеству детей на правильный выбор - кленовые листья желтого, красного, зеленого цвета и разного размера и один березовый лист). Березовый лист должен остаться.
2 задание для детей, в чьей одежде нет синего цвета. Возьми фигуру похожую на многие другие (По количеству детей на правильный выбор - квадраты, треугольники, прямоугольники разного размера, но одинакового красного цвета и один синий квадрат). Синий квадрат должен остаться.
Воспитатель. Ребята, у нас еще одно задание. Какая команда будет его выполнять? Кот Баюн ничего об этом не говорит. Что будем делать? Воспитатель подводит детей к совместному выполнению 3-его задания.
3 задание. Найди лишнее изображение (Фото всех детей и одно фото КОТА)
Воспитатель. Ребята, что Кот Баюн унесет с собой? (березовый лист, синий квадрат, фото КОТА). Я положу их ему в коробочку.
Рефлексия. Баюн благодарит вас за помощь и в знак благодарности, хочет рассказать вам сказку. Хотите послушать? Тогда усаживайтесь удобнее.
Просмотр видеозаписи мультфильма-сказки «Три котенка».
Во время просмотра мультфильма, воспитатель незаметно прячет гостя.
Воспитатель. Ребята, Баюн исчез, так же незаметно, как и появился, но в подарок он оставил свои сказки. Их мы посмотрим позже, а сейчас скажите, о каких предметах вы составляли загадки?
Публикации по теме:«Воспитатель» Бышева Елена Вячеславовна, воспитатель МБДОУ «Лямбирский детский сад № 3 комбинированного вида» Республика Мордовия, Лямбирский район,.
Стихотворение «Ерунда» Бышева Елена Вячеславовна, воспитатель МБДОУ «Лямбирский детский сад № 3 комбинированного вида» Республика Мордовия, Лямбирский район, село.
Следующая загадка
Цель: создание условий для усвоения детьми старшего дошкольного возраста алгоритма составления загадок по моделям.
• Развивать монологические формы речи, стимулировать речевое творчество детей.
• Обогащать словарь детей за счет расширения представлений о явлениях социальной жизни.
• Поддерживать интерес к рассказыванию по собственной инициативе.
• Развивать творческое мышление, память, внимание.
• Воспитывать доброжелательность и отзывчивость, умение сотрудничать со сверстниками.
Сценарный ход непосредственно-образовательной деятельности (НОД):
(структурные компоненты деятельности) Действия участников НОД
Деятельность педагога (содержание бесед, дидактических игр, игровых ситуаций, и т. д) Деятельность детей (действия, примерные ответы) Время
1. ВВОДНАЯ ЧАСТЬ 5 мин.
1.1. Организационный момент
Организация направленного внимания
Улыбнитесь всем вокруг
И скорей вставайте в круг
Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться: «Доброе утро!»
Доброе утро солнцу и птицам.
Доброе утро улыбчивым лицам.
И каждый становится добрым, доверчивым.
Пусть доброе утро длится до вечера!
-Ребята поиграем в игру «Продолжи предложение: «Мне нравится, когда…»
- Ребята, я тоже хочу высказать свой вариант «Мне нравится, когда приходят гости» Дети стоят вокруг воспитателя, предлагают свои версии.
1.2. Коммуникативная деятельность
Игра «Да-нетка»
- У нас с вами сегодня присутствуют гости, давайте поприветствуем их.
- Но это не все гости, ещё один загадочный гость не показывается нам, пока мы не отгадаем, кто же он. Я предлагаю поиграть в игру «Да-нетку». Вы мне будете задавать вопросы, а я смогу отвечать только «Да» или «Нет».
Я вам немного подскажу,подсказка будет такая: наш гость не является человеком.
- Да, ребята, это кот, но это необычный зверь, а сказочный. –персонаж волшебных сказок, огромный кот, обладающий волшебным голосом. А имя у него необычное Баюн.
Как вы думаете, что означает его имя –Баюн? Баюн – это рассказчик, от глагола баять, что означает говорить, рассказывать.
Он очень любит разные байки да загадки. Дети обращаются к гостям со словами приветствия.
Дети по очереди задают вопросы,например:
- Это дикое животное?
- Это домашнее животное?
- Это животное живёт в доме с человеком?
- Это кот? (ДА)
Высказывания детей. предположения. 3 мин.
2. ОСНОВНОЙ ЭТАП 16 мин.
2.1. Игровая деятельность
Дидактическая игра «Угадай, что спрятано» - Кот Баюн приготовил для нас игру «Угадай, что спрятано». В конверте спрятана картинка с изображениями объекта. Но вскрывать иго просто так нельзя. На конверте схема, с помощью которой мы и должны отгадать, изображение какого объекта внутри.Чтобы считать схему мы воспользуемся моделью:
«Какой?–Что такое же?»,используя слова-связки «как» или «но не».
Дети сидят полукругом вокруг воспитателя. В конвертах изображения объектов-4-5 штук. На каждом конверте схема, в которой зашифрованы фразы по модели «Признак объекта – объект, у которого есть такой же признак» (например:«Сладкое, как груша, круглое, но не мяч» - яблоко)
Признак «как»
«но не» Объект
по вкусу сладкое груша
по форме круглое мяч
2.2. Коммуникативная деятельность
- Ребята, так как называется текст, в котором дается характеристика объекта или его сравнение по признакам с другим объектом, но сам объект не называется? (Загадка)
Любая загадка - это замысловатый вопрос, требующий ответа.
Загадки появились очень давно и всегда считаются проверкой не только знаний человека, но и учат нас наблюдательности, умения видеть в самых обыденных предметах их сходства и различия.
В древности считалось, знающий загадки человек считался сильным, мудрым; их знание приносило человеку счастье и удачу. Так, во многих русских народных сказках, герой становится удачливым благодаря умению разгадывать загадки.
2.3. Динамическая пауза
«Веселая физминутка»
ЗАРЯДКА СЕМИ ГНОМОВ
Первый гном присел и встал, (приседания)
А второй вдруг побежал, (бег на месте)
Третий плавно покружился, (кружатся направо)
А четвёртый наклонился. (наклоны)
Пятый вправо повернулся, (поворот направо)
А шестой назад прогнулся, (наклон назад)
Гном седьмой без остановки прыгал высоко и долго, (прыжки)
Белоснежка же сказала: «Повторяем всё сначала!».
2.4. Совместная деятельность педагога с детьми
Пошаговый анализ алгоритма составления загадок - Кот Баюн слышал, что мы с вами тоже умеем составлять загадки.
- Вспомним алгоритм составления загадок…. Выставляются модели в помощь детям
признак Имя признака.
Какой? Что бывает такимже?
2.6. Самостоятельная деятельность детей
Составление загадок по алгоритму с помощью модели
- Ребята, я предлагаю составить загадки, и подарить их в копилку коту Баюну.
Мы разделимся на команды. Кот- Баюн приготовил нам картинки объектов о которых бы он хотел составить загадки.Н-р:
признак Имя признака.
Какой? Что бывает такимже?
Цвет зеленая лягушка
действие растет гриб
на пирамидка Но в нее не играют
признак Имя признака.
Какой? Что бывает такимже?
Дети делятся на команды 2-3. и составляют загадки на предложенные объекты
3. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП 3 мин.
3.1. Рефлексия деятельности и содержания программного материала Молодцы ребята. Справились с заданиями. Составили замечательные загадки, которые войдут в копилку к Коту – Баюну.
А сейчас я предлагаю вам нарисовать иллюстрации к нашим загадкам.
3.2. Подведение итогов (обобщение результатов деятельности детей)
Публикации по теме:Технология обучения детей составлению загадок Традиционно в дошкольном детстве работа с загадками основывается на их отгадывании. Причем, методика не дает конкретных рекомендаций, как.
ТРИЗ-технология речевого развития в работе с детьми старшего дошкольного возраста ТРИЗ – технология речевого развития в работе с детьми старшего дошкольного возраста» Современное общество предъявляет новые требования.
Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе «Составление описательных загадок о животных» Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе «Составление описательных загадок о животных» Задачи. Связная речь:.
Конспект ООД с использованием технологии ТРИЗ. Составление рассказа по серии сюжетных картинок «Неудачная охота» КОНСПЕКТ ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ с использованием технологии ТРИЗ с дошкольниками в старшей группе №7 «Радужка» Тема:.
Конспект занятия по развитию речи «Стоит в поле теремок. Составление загадок» Конспект занятия по развитию речи «Стоит в поле Теремок» (средняя группа) Выполнила воспитатель Группы № 14 Логинова Н. А. МБДОУ.
НОД «Город математических загадок» Задачи: Закрепить знания детей о геометрических фигурах, выполнять математические примеры, вспомнить понятия –время, вес, масса тела.
НОД «Путешествие в страну загадок. Транспорт» Задачи. — Закрепить знания о транспорте и о правилах поведения в транспорте; - Закрепить правила дорожного движения: улицу переходить на.
Конспект НОД «Составление рассказа по картине «Снеговик улыбается» с элементами ТРИЗ (младшая группа) Программное содержание: -учить детей отвечать на вопросы по содержанию картины, составлять рассказ; - развивать тактильную чувствительность,.
Современные педагогические технологии в ДОУ. Технология исследовательской деятельности. Технология портфолио дошкольника Муниципальное дошкольное образовательное учреждение общеразвивающего вида городского округа город Волгореченск Костромской области "Детский.
ТРИЗ технология мультфильм «Берёза и муха» Видео Метод каталога каталога позволяет расширить творческие способности детей в рассказывании. Все мы ни раз сталкивались с проблемой у детей.
Следующая загадка
Цель. Развитие коммуникативной активности дошкольников.
Способствовать развитию наглядно-образного, причинного-эвристического мышления; памяти, воображения детей.
• Развивать монологические формы речи, стимулировать речевое творчество детей.
• Обогащать словарь детей за счет расширения представлений о явлениях социальной жизни.
• Поддерживать интерес к рассказыванию по собственной инициативе.
• Развивать творческое мышление, память, внимание.
• Воспитывать доброжелательность и отзывчивость, умение сотрудничать со сверстниками.
Игрушка кот Баюн;
схемы для придумывания загадок;
картинки: подсолнух, стиральная машинка, помидор;
фигуры разного цвета и формы;
листья клена разного цвета;
фотографии детей и фото кота;
листы для индивидуальной деятельности, карандаши.
Следующая загадка
Загадки про персонажей сказки «Колобок». Сборник загадок в стихах по мотивам сказки и про всех ее героев – загадки с ответами, с отгадками в рифму и загадки-обманки.
Детские стихи. Обучающие и развивающие, познавательные и развлекательные стихи, потешки, игры, задачки и загадки в стихах для детей.
Детские загадки. Загадки и цепочки загадок в стихах для малышей про всё на свете.
Детские песенки. Ноты, тексты и миди-файлы мелодий веселых песенок для детей.
Сказки в стихах. Сказки, басни и притчи Олеси Емельяновой для детей и взрослых.
Сценарии для детского театра. Библиотека пьес, инсценировок и сценок в стихах по народным и авторским сказкам и басням для детского театра.
Стихи и потешки Олеси Емельяновой для детей
Читайте также: